Введение 3
Глава 1. Экстремизм и религиозный экстремизм 9
§ 1.1 Понятие экстремизма 9
§ 1.2 Понятие религиозного экстремизма 14
Глава 2. Экстремистские идеи в мусульманских религиозных группах 20
§ 2.1 Идеология и основы хариджизма 20
§ 2.2 Причины, повлиявшие на формирование экстремистских идей у
хариджитов 24
Глава 3. Эволюция и трансформация идеи религиозного экстремизма 30
§ 3.1 Радикальные действия хариджитов в 7 веке 30
§ 3.2 Сравнение экстремистских идей 7 и 21 века 33
Заключение 37
Список литературы 40
Актуальность темы исследования: в современном мировом обществе отмечается значительный уровень распространенности экстремизма. Отрицая основные, конституционно-закрепленные права и свободы граждан или выступая против сложившегося порядка осуществления властных отношений, экстремизм представляет собой потенциально опасный социальный феномен. Также в современном мире особую актуальность имеет проблема «исламского экстремизма», которая очень часто затрагивается в СМИ. Последнее время под экстремизмом подразумевают действия людей, которые исповедуют ислам. Из всего этого следует - чтобы понять, что такое экстремизм, то нужно также подробно изучить понятие «религиозный экстремизм». Религиозный экстремизм является одним из самых серьезных вызовов современного мира, угрозой мирного развития общества, а также стабильности в целом. Религиозный экстремизм является видом социальной деструкции, разрушает основы развития общества, а также может создавать угрозу безопасности государства. В современной России религиозный экстремизм является одной из форм сепаратизма. Это деятельность, которая может разрушить политическую стабильность и целостность государства. Также религиозный экстремизм может быть опасен убийствами, разрушением ценностей и социальных объектов. Однако большую опасность несет сама идеология, которая способна разрушить личности, а также привести людей к психическим аномалиям. Захват больших групп людей религиозным экстремизмом приводит к массовому разрушению психики и ценностей, что в свою очередь приводит к разрушению социального порядка. В некоторых случаях религиозный экстремизм может выступать лишь внешним фактором, под которым скрывается деятельность, подрывающая социальную стабильность и государственный строй.
Анализ степени научной разработанности темы: Проблема
религиозного экстремизма очень актуальна, однако данный феномен не
имеет однозначного подхода, а также общепринятого определения его сущности. Наоборот имеется очень большое количество различных определений сущности экстремизма и религиозного экстремизма, а также подходов к изучению данного феномена. Каждый из многих подходов освящает малые и абсолютно разные части данного понятия. О.Г. Бахтияров рассматривает экстремизм как одно из «экстремальных явлений», для анализа которого он использует такие категории, как «экстремистское сообщество», «экстремистская идеология», «экстремистские политические практики. В.Н. Томалинцев считает, что Экстремизм есть особая форма отчуждения. М.Я. Яхьяев рассматривает религиозный экстремизм, как одну из форм иллюзорно-деструктивной деятельности, направленной на разрушение существующей социальной системы, которую нужно отличать от фанатизма. А. Журавский определяет сущность религиозного экстремизма через понятия радикализма и фундаментализма. В работах С.У. Дикаева , А. М. Верховского и других анализируются исторические и современные проявления экстремизма в России. Однако наиболее известными авторами по
п
данной теме являются О. Г. Большаков с работой «История халифата», а также другие авторы. Например, А. И. Маточкина , С.М. Кочои и Али-Заде А.А.
Объект исследования - религиозный экстремизм в исламе.
Предмет исследования - трансформация религиозного экстремизма в исламе, виды его проявления.
Цель работы - выявить трансформацию и развитие концепции «религиозного экстремизма» в исламе с 7 и 21 век.
Для подробного и детального изучения данной цели необходимо выделить ряд следующих задач, которые раскрывают тему работы:
• Определение понятия «экстремизм»
• Определение и введение понятия «религиозный экстремизм»
• Проанализировать эволюцию взглядов 7 века и выявить сходства с взглядами 21 века
• Выявить трансформацию и развитие концепции «религиозного экстремизма» в исламе с 7 по 21 век.
Теоретико-методологическая основа исследования:
В качестве основного метода использован неоинституционализм в интерпретации Дугласа Норта, который позволяет продемонстрировать развитие концепции религиозного экстремизма от идеологии хариджитов, ибадитов до ИГИЛ (Организация запрещенная на территории Российской Федерации).
В качестве второстепенного метода основой исследования религиозного экстремизма являются общенаучные принципы историзма, объективности, конкретности, системности, всесторонности. В исследовании используются методы системного и структурно-функционального анализа Редклифф-Брауна.
Теоретической основой исследования являются работы В.Х.Акаева ,
В.А. Бурковской , М.В. Вагабова , И.П. Добаева , А. Забияко , A.A.
1 2 3
Нуруллаева , K.M. Ханбабаева , М.Я. Яхьяева и других отечественных исследователей.
Научная новизна исследования обуславливается авторским представлением сущности религиозного экстремизма. Также исследованием внутренней структуры религиозного экстремизма. И также новизна исследования определяется введением в русскоязычный научный оборот использованную в работе иностранную литературу, которая была задействована в силу недостаточного количества работ на русском языке.
Основные положения выносимые на защиту:
1) Экстремизм - это безнравственные принципы и взгляды, несущие за собой ущерб обществу в целом, разрушающие общие принципы норм морали и права, а также препятствующие становлению современного общества.,
2) Религиозный экстремизм - это отрицание религиозных традиций, непризнание религиозных ценностей и устоев, абсолютная неприязнь к светскому обществу в признании других религий со стороны других вероучений.
3) Одно из самых ранних течений в исламе — хариджизм, можно смело отнести к религиозному экстремизму, даже с учётом отсутствия этого понятия в средневековье, так как их идеология проходит на протяжении всего периода истории до современности и схожа с идеологией современных движений.
4) При сравнении концепции религиозного экстремизма в раннем исламе и в современности были выявлены следующие сходства: 1. Все те, кто не исповедует их веру, являются неверными, 2. Массовые расправы и казни,
3. Трактовка аятов Корана выгодным для себя образом.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании концепции религиозного экстремизма, его сущности и эволюции. Вследствие этого теоретическая значимость данной работы также будет заключаться в дальнейшем выявлении «религиозного экстремизма», как феномена в религиозных организациях и их действиях. Также полное теоретическое осмысление сути религиозного экстремизма может стать основой для создание эффективной политики по борьбе с религиозным экстремизмом, а также ограничит сферу исследуемого явления.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для более аутентичного понимания мотивов современных экстремистских идей. Также результатом будет являться возможность введения информации в структуру читаемых курсов по дисциплинам «Ислам в современном мире», «история ислама». Результатом данного исследования также будет являться введение понятия «религиозный экстремизм в исламе».
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, а также заключения и библиографии. Первый раздел состоит из двух параграфов, второй раздел состоит из 2 параграфов, третий раздел состоит из 2 параграфов. Количество использованных источников в данной работе составляет 40. Количество страниц в работе составляет 42.
В первом разделе производится полный анализ понятия «экстремизм» как отдельного термина, так и в сферах современного общества. Например, в социальной, экономической, политической и духовной сферах. Также идет изучение отношения человека к экстремизму с моральной позиции. Во второй части первого раздела идет подробный анализ такого понятия, как «религиозный экстремизм». В этой части работы говорится об основах религиозного экстремизма, что конкретно он в себя включает и какие он имеет отличительные особенности от других видов экстремизма. В заключении этой части приводятся мнения экспертов, откуда, по их мнению, берет свое начало такой феномен, как религиозный экстремизм.
Во втором разделе была произведена попытка провести анализ экстремистских идей в мусульманских религиозных группах. Суть заключалась в том, чтобы выявить какие идеи являются экстремистскими и доказать экстремистские они или нет. А также в данном разделе мы выявили причины повлиявшие на формирование экстремистских идей у хариджитов, а также попытались дать им обоснование. В этом разделе говорится о появлении хариджитов, как отдельного движения, то есть идет рассказ о расколе ислама в 7 века, а также краткое изложение ситуации, описывающей битву при Сиффине. Кроме того были выявлены наиболее яркие хариджитские идеи и взгляды, и прослежены изменения идеологии и взглядов хариджитов в целом.
В третьем разделе прослеживается динамика религиозных взглядов, идей религиозного экстремизма в исламе с 7 по 21 век. Идет рассказ о потомках хариджитов (например, ибадиты), прослеживается дальнейшее изменение политики, религиозных взглядов и идей. Далее рассказывается о том, как шло развитие и изменение хариджитов, их разветвление на другие группы и исчезновение самой группы «хариджиты». После говорится об эволюции экстремистских идей, начиная с их основания, продолжая развитием, изменением, а заканчивая тем, какая ситуация обстоит с этим феноменом в настоящее время. Третья глава посвящена рассмотрению динамики взглядов и идеологии «религиозного экстремизма» в исламе на протяжении всей истории его существования. В качестве примера рассматривается течение «хариджиты» и различные их ответвления. Рассматривается эволюция этих движений и изменения их взглядов, а также предпринимается попытка определить соответствие идеям религиозного экстремизма в современных исламских течениях.
Можно сделать вывод, что концепция религиозного экстремизма на протяжении всего периода своего существования, начиная с появления поведения, подходящее под описания выведенные в понятии, развивалась и достаточно сильно изменялась, при этом приобретала достаточно много новых признаков.
Начиная с седьмого века, в то время, когда данной концепции положили начало хариджиты, были заложены основы «религиозного экстремизма». Идеологию хариджитов можно назвать основой концепции «религиозного экстремизма».
Разобрав понятия «экстремизм» и «религиозный экстремизм» можно выявить, что поведение хариджитов подходит к обоим из них, так как второе понятие является видом первого. То, как сегодня определяется «религиозный экстремизм» показывает, что хариджиты со своей идеологией тесно связаны с этим определением.
Разобрав основные подходы к определению понятий «экстремизма» и «религиозного экстремизма» было сформулировано одно фундаментальное понятие под каждое из определений, которые использовались на протяжении всей исследовательской работы.
В результате проведенной работы были проанализированы идейные истоки «религиозного экстремизма» в идеологии хариджитов. Идеология хариджитов основывалась на нескольких аспектах, которые имели первостепенное значение в формулировке структуры идеологии. Примерами этого может быть догма о верховном положении мусульманского общества, самопожертвование на пути веры, а также самопожертвование ради распространение ислама. Все эти аспекты схожи с основами современных организаций и течений.
Вследствие разбора идеологии и основ хариджизма - было выявлено то, как развивались и появлялись экстремистские идеи и радикальные наклонности хариджитов. Для выделения этих идей были разобраны история возникновения течения, а также проанализированы действия, в которых и проявляются реализованные экстремистские идеи. Данные экстремистские идеи полностью отражают идеологию, основы и поведение группы.
Кроме того, было выявлено то, как отношения внутри группы повлияли не только на расслоение на различные группы со своими собственными идеями. То есть хариджиты из-за своих разногласий не только смогли развить свою концепцию и усовершенствовать ее, что отразилось в появлении других движений с иными идеологиями и положениями в политике. Также отношения внутри группы хариджитов повлияли и в худшую сторону, то есть из-за расхождений в решении политических и религиозных вопросов произошел распад хариджитов как движения в целом. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что хариджиты являются основной единицей в «структурном древе» развития концепции «религиозного экстремизма», которое отразилось в идеях и политике других религиозных групп.
Итак, далее, рассматривая все главные экстремистские всплески на религиозной основе со стороны хариджитов, было выявлено то, кем они являются и как ведут свою политику. Рассказывая о появлении движения и о том, как оно развивалось, а также о том какие проявления экстремизма были выявлены у хариджитов, можно сказать о том, что они подходят под определение «религиозный экстремизм». Также уже можно заметить то, что некоторые их основы в ведении радикальной политики, тесно связаны с современными действиями. Затем, было сделано то же самое, но уже с современной группировкой ИГИЛ (Запрещенная на территории РФ), то есть выявлено то, как ведется политика и что является основой идеологии данной группировки.
Далее было рассказано о практическом применении идеологии в современности, чтобы далее было выявлено то, какие сходства и различия будут в современных действиях и действиях хариджитов в прошлом. Было выявлено достаточное количество схожих идей, что говорит о схожих основах
После, при выявлении общих положений, было выявлено то, что идеология хариджитов и их основы, прошли через все века. И сейчас, хоть ИГ и не считают себя «хариджитами», при проведении анализа, было вывялено то, что некоторые их идеи базируются на основах, которые были также и у основоположников хариджитов.
1. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия в 2-х тт. / Г.И. Авцинова. - М.: Наука, 1999. - Т. 2. - 712 с.
2. Акаев В.Х. Религиозно-политический экстремизм: предпосылки возникновения, особенности функционирования и методы противодействия /
В.Х. Акаев // Вести республики. - 2007. - №97. - С. 1-3.
3. Али-Заде А.А. Исламский энциклопедический словарь / А.А. АлиЗаде. - М.: Ансар, 2007. - 810 с.
4. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: Содержание, причины и формы проявления, пути преодоления / В.Н. Арестов. - Харьков.: Издательство при ХГУ, 1987. - 149 с.
5. Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного
экстремизма: дис. ... канд. фил. наук / Ю.В. Ахромеева. - Воронеж. 2009. - 178 с.
6. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть 1. Ислам. Перев. с араб. С.М. Прозорова. / Аш-Шахрастани. - М.: Наука, 1984. - 108 с.
7. Бахтияров О.Г. Психология экстремизма / О. Г. Бахтияров.
[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/bahtijarov8 (дата обращения: 25.05. 2019).
8. Большаков О.Г. История Халифата. T.II. Эпоха великих
завоеваний. 633 - 656 / О.Г. Большаков. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 294 с.
9. Большаков О.Г. История Халифата. Т.Ш. Между двух
гражданских войн. 656-696 / О.Г. Большаков - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1998. - 382 с.
10. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в
современной России / В.А. Бурковская. - М.: Институт правовых и сравнительных исследовании, 2005. - 216 с.
11. Вагабов М.В. Ислам: история и современность / М.В. Вагабов. - Махачкала.: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2002. - 416 с.
12. Верховский А.М. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты 1995 - 2001 гг. / А.М. Верховский. - М.: Центр «Сова», 2003. - 316 с.
13. Грачев A.C. Политический экстремизм / А.С. Грачев. - М.: Мысль, 1986. - 271 с.
14. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера / С.У. Дикаев. - СПб.: ЛитРес, 2006. - 464 с.
15. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике, (на примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа) / И.П. Добаев. - Ростов-на-Дону.: Ростиздат, 2000. - 199 с.
16. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. - М.: Политиздат ,1990. - 228 с.
17. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. - М.: Международные отношения, 2003. - 568 с.
18. Журавский А.В. Ислам / А.В. Журавский - М.: Весь мир, 2004. -
224 с.
19. Забияко А. Религиозный экстремизм. Религиоведение: энциклопедический словарь / А. Забияко. - М.: Академический проспект, 2006. - С. 1220 - 1221.
20. Игнатенко А.А. Ислам и политика / А.А. Игнатенко. - М.: Институт религии и политики, 2004. - 67 с.
21. Исламское государство: феномен, эволюция, перспективы., сб. материалов Института международных исследований (Москва, январь 2016 г.) / ред. кол.: А.В. Федорченко, Ю.Н. Зинин, А.А. Казанцев. - Москва.: МГИМО МИД России, 2016. - 44 с.
22. Кини А. Динамика социально-политического действия в традиционном обществе (Ислам) / А. Кини.- М.: Магистр, 1996 - 146 с.
23. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В.
Коровиков. - М.: Наука, 1990. - 170 с.
24. Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая
характеристика / С.М. Кочои. - М.: Проспект, 2005. - 176 с.
25. Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / М.З. Мамиргов. - М.: Исламский Мир, 2007. - 472 с.
26. Маточкина А.И. Проблема власти в воззрениях Ибн Таймийи / А.И. Маточкина // Религиоведение. - 2010. - №1. - С. 143 - 149.
27. Махмутов М.И. Мир Ислама. Прошлое и настоящее / М.И. Махмутов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 616 с.
28. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2000. - № 4. - С. 83 - 92.
29. Одесский М.П. Поэтика террора и новая административная реальность: очерки истории формирования / М.П. Одесский, Д. Фельдман. - М.: РГГУ, 1997. - С. 8-63.
30. Плужников Е.Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России / Е.Н. Плужников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2010. - С. 71-77.
31. Рахман Х.У. Краткая история ислама: хронология событий 5701000 гг. От Рождества Христова / Х.У. Рахман. - М.: Умма, 2006. - 410 с.
32. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика / С.А. Семедов. - М.: Экон-Информ, 2009. - 272 с.
33. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - №3. - С. 185-205.
34. Томалинцев В.Н. Экстремизм как специфическая форма отчуждения / В. Н. Томалинцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://libweb.kpfu.ru/z3950/phil/0684807/095-097.pdf (дата обращения 26.05. 2019).
35. Уинтл Д. История ислама; пер. с анг. А. Г. Георгиева / Д. Уинтл. - М.: АСТ, 2009. - 304 с.
36. Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в современной России (сущность, специфика, проявления, профилактика) / К.М. Ханбабаев // Исламоведение. - 2010. - №1. - С 57 - 71.
37. Хоффман Б. Терроризм - Взгляд изнутри / Б. Хоффман. - М.: Ультра, 2003. - 23с.
38. Чураков М.В. Народное движение в Магрибе под знаменем хариджизма / М.В. Чураков. - М.: Наука, 1990. - 208 с.
39. Яхъев М.Я. Факторы воспроизводства экстремизма и терроризма в современной России: комплексный анализ /М.Я. Яхьев // Исламоведение. - 2016. - № 3. - С. 26-39.
40. Яхьяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире / М.Я. Яхьяев // Исламоведение. - 2010. - №2. - С. 4-14.