Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты науки и ее роль в развитии экономики 5
1.1 Понятие науки и процесс ее становления 5
1.2 Этапы развития экономической науки 9
1.3 Роль науки в социально-экономическом развитии общества 14
Глава 2 Анализ потенциала науки как инструмента экономического роста 21
2.1 Характеристика научного комплекса Российской Федерации 21
2.2 Основные направления государственной поддержки и развития науки 24
Глава 3 Современные тенденции развития экономики как науки 28
Заключение 34
Список использованных источников 35
Актуальность исследования. Изучение хозяйственной жизни человека является одной из областей научного знания, которая интересует практически каждого индивида. Экономика с греческого означает правила ведения домашнего хозяйства. Получается, что экономическая наука устанавливает связи, закономерности и принципы экономических взаимоотношений между людьми. Не обязательно обладать специальным образованием, чтобы иметь навыки хозяйственной жизни. Мы сталкиваемся с покупками, тратами, кредитами, планированием своего бюджета ежедневно. Каждый из нас, так или иначе, задействован в хозяйственной жизни предприятий, государства, собственной семьи. Экономическая наука занимается вопросами создания, распределения, обмена, потребления экономических благ в среде ограниченными ресурсами. Ее предметом является поиск рациональных решений, дающих возможность удовлетворить постоянно возрастающий спрос, когда ресурсы уменьшаются. В конечном итоге накопленные экономические знания позволяют искать научно обоснованные пути к улучшению общественного образа жизни.
Современная экономическая наука не стоит на месте. Она развивается, реагируя на те политические, социальные, культурологические нюансы, которые привносит окружающая действительность. На наших глазах создаются новые экономические понятия, продолжает формироваться терминология: «новая экономика», «новая нормальность», «совместное потребление», – это лишь немногие примеры того, как меняется язык экономики. Экономическая наука развивается, и в этой связи в научном сообществе принято говорить о трансформации экономического знания.
Цель исследования – изучить роль значение науки и экономики для современного общественного развития.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты науки и ее роль в развитии экономики.
2. Проанализировать потенциал науки как инструмент экономического роста России.
3. Определить современные тенденции развития экономики как науки.
Объект исследования – наука и экономика.
Предмет исследования – роль значение науки и экономики для современного общественного развития.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы сопоставления и аналогии, классификация, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные труды И.Г. Дежиной, В.Н. Крымина, Т.И. Трофимовой и др. Понятие науки и процесс ее становления раскрыты в научных трудах Л.Е. Басовского, М.Д. Заславской и др. Этапы развития экономической науки определены в работах М.В. Конотопова, О.Д. Кузнецовой и др. Роль науки в социально-экономическом развитии общества определена Г.И. Пещеровым, В.Н. Савельевым и др. Характеристика научного комплекса Российской Федерации дана в исследованиях О.В. Орусовой, Е.В. Сальникова и др. Основные направления государственной поддержки развития экономической науки рассмотрены Д.Ю. Знаменским, И.А. Калининой и др. Тенденции развития экономики как науки определена в исследованиях Е.В. Гарина, С.П. Земцова и др.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Экономикой называется наука, которая исследует совокупность всех видов взаимодействия, возникших между субъектами хозяйствования в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. В качестве отрасли человеческих знаний экономика представляет собой отдельную науку. Она сформировалась как самостоятельная наука в XIX веке. Именно в этот период бурно развивались рыночные отношения. Прогресс науки и техники активизировал деятельность людей и вывел человечески отношения на новый уровень. Поэтому для изучения закономерностей развития производства и определения его влияния на развитие человеческого общества требовалось тщательное изучение самого производства и закономерностей развития рынка.
Современное общество во многом зависит от науки. Она формирует у человека представление о мире и дает ему технологии для жизни в нем. В современных условиях научное открытие – это появление новой технологии. Уровень развития науки определяет степень технологической оснащенности промышленности. Движущей силой развития экономической мысли является производство. Оно постоянно совершенствуется для того, чтобы удовлетворить бесконечно возрастающие и усложняющиеся общественные потребности. Потребности в свою очередь оказывают количественное и качественное влияние на производственную сферу. Предприниматель, знающий и понимающий принципы действия экономической системы, может эффективно управлять своим объектом капиталовложений.
Знание экономических закономерностей облегчает понимание жизни для каждого человека, позволяя ему более рационально действовать в реальной жизни. Кроме того, определенные экономические знания позволяют человеку застраховаться от кризисных экономических ситуаций и других негативных последствий. Он сможет к ним по крайне мере подготовиться или грамотно распорядиться своими деньгами или имуществом.
1. Федеральный закон от 23.08. 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения : 02.01.2020 г.).
2. Государственная программа поддержки науки Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения : 02.01.2020 г.).
3. Айрапетян, Д. Д. Оценка инновационного потенциала регионов России: кластерный подход [Текст] / Д. Д. Айрапетян, О. Ю. Рогов, Е. А. Федорова // Инновации. ‒ 2018. ‒ № 3. ‒ C. 56‒62.
4. Бабурина, О. Н. Научно-технологический императив конкурентоспособности России в условиях концептуализации четвертой промышленной революции [Текст] / О. Н. Бабурина, Л. К. Гуриева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. ‒ 2019. ‒ Т. 15, Вып. 3. ‒ C. 396‒416.
5. Басовский, Л. Е. История экономики : Учебное пособие [Текст] / Л. Е. Басовский и др. – Москва : Риор, 2017. – 160 c.
6. Гарин, Е. В. Реляционная модель инновационного развития и прогноз научно-технического развития на ее основе [Текст] / Е. В. Гарин, Р. В. Мещеряков // Вестник Томского государственного университета. Экономика. ‒ 2019. ‒ № 45. ‒ C. 69‒87.
7. Дежина, И. Г. Российская наука и новые планы ее развития [Текст] / И. Г. Дежина // Инновации. ‒ 2018. ‒ № 12. ‒ C. 3‒10.
8. Ермак, С. Вузовская наука: что скрывается за цифрами [Текст] / С. Ермак, П. Кузнецов, К. Чукавина // Эксперт. ‒ 2019. ‒ № 20. ‒ C. 62‒77.
9. Заславская, М. Д. История экономики : Учебное пособие для бакалавров [Текст] / М. Д. Заславская. – Москва : Дашков и К, 2016. – 296 c.
10. Земцов, С. П. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России [Текст] / С. П. Земцов, В. А. Баринова, Р. И. Семенова // Инновации. ‒ 2019. ‒ № 3. ‒ C. 33‒44.
11. Знаменский, Д. Ю. Государственная политика в области науки и технологий: мировые тенденции [Текст] / Д. Ю. Знаменский // Актуальные проблемы управления ‒ 2018 : материалы 23-й Междунар. науч.-практ. конф. (14 ‒ 15 нояб. 2018 г.). ‒ Москва, 2019. ‒ Вып. 3. ‒ C. 80‒84.
12. Золотников, Н. В. Государственные программы инновационного развития экономики России : монография [Текст] / Н. В. Золотников. ‒ Ярославль : Филигрань, 2019. ‒ 158 с.
13. Калинина, И. А. Инновационные стратегии управления воспроизводством научного потенциала экономических вузов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» [Текст] / Калинина Ирина Анатольевна ; [Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова] ; АР-П-19‒004128. ‒ Москва, 2019. ‒ 44 с.
14. Конотопов, М. В. История и философия экономики. Учебное пособие [Текст] / М. В. Конотопов. – Москва : КноРус, 2017. – 380 c.
15. Косолапова, Н. В. История мировой экономики : Учебное пособие [Текст] / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – Москва : КноРус, 2013. – 160 c.
16. Крымин, В. Н. Введение в экономическую историю : История экономики [Текст] / В. Н. Крымин. – Москва : КД Либроком, 2010. – 208 c.
17. Кузнецова, О. Д. История экономики : Уч. [Текст] / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов и др. – Москва : Инфра-М, 2018. – 496 c.
18. Малаховская, М. В. Университетская инфраструктура инноваций : в поисках коллаборативных моделей [Текст] / М. В. Малаховская, И. А. Павлова, Л. В. Кобзева // Университетское управление: практика и анализ. ‒ 2018. ‒ № 5, Т. 22. ‒ C. 32‒42.
19. Орусова, О. В. Анализ реализации государственных программ молодежной политики в области науки, техники и инноваций в Российской Федерации [Текст] / О. В. Орусова // Самоуправление. ‒ 2019. ‒ № 1. – Т. 2. ‒ C. 275‒278.
20. Пещеров, Г. И. Теория и методология научного исследования [Текст] / Пещеров Г. И. ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. ‒ Москва : Белый ветер, 2019. ‒ 238 с.
21. Савельев, В. Н. История экономики зарубежных стран : Учебное пособие [Текст] / В. Н. Савельев. – Москва : Инфра-М, 2014. – 512 c.
22. Сальников, Е. В. Инновации как концепт государственной политики Российской Федерации [Текст] / Е. В. Сальников, И. Н. Сальникова // Инновации. ‒ 2018. ‒ № 8. ‒ C. 74‒79.
23. Тищенко, Т. В. Анализ деятельности российских институтов развития по стимулированию инноваций [Текст] / Т. В. Тищенко // Креативная экономика. ‒ 2019. ‒ № 1. – Т. 13. ‒ C. 105‒114.
24. Трофимова, Т. И. История и философия экономики : Учебное пособие [Текст] / Т. И. Трофимова. – Москва : КноРус, 2013. – 664 c.
25. Шамахов, В. А. Инновационное развитие: потенциал отечественной науки и образования [Текст] / В. А. Шамахов // Евразийская интеграция : экономика, право, политика. ‒ 2018. ‒ № 2. ‒ C. 17‒25.