Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования рефлексии у старших школьников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «рефлексия» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования рефлексии у старшеклассников 16
1.3. Содержание, формы и методы формирования рефлексии у старших
школьников в процессе обучения 24
Выводы по I главе 30
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования рефлексии у старших школьников
2.1. Исследование уровня формирования рефлексии у старших
школьников на констатирующем этапе эксперимента 34
2.2. Реализация программы формирования рефлексии у старших
школьников (формирующий этап эксперимента) 44
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 50
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 66
Приложение
Актуальность исследования. В свете современных образовательных ценностей, когда наиболее востребованными оказываются идеи целостности личности, свободного саморазвития, образования как духовной деятельности, актуализируется проблема освоения новых ценностных ориентиров профессиональной деятельности школьников.
В настоящее время в условиях модернизации образования современная школа требует от школьников разноплановой активности, эффективной и компетентной деятельности по самоорганизации, позволяющей ему осуществлять личностно-ориентировочный процесс как субъект-субъектное взаимодействие.
Таким механизмом саморазвития и школьников, по нашему мнению, является рефлексия, так как именно она способствует обновлению ценностных ориентаций, устремлений, способов деятельности, представлений о себе, отношения к себе, становится способом движения учащихся к субъектности [7, с. 184].
Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнёром по общению, коррекция своего поведения в связи с возможным поведением другого [16, с. 257].
Рефлексия является важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека, позволяет обеспечить анализ и контроль полученной человеком информации о другом человеке, о результатах взаимодействия друг с другом. Эти свойства не даны человеку от рождения, их необходимо развивать.
Рефлексия - готовность к самоанализу, самооценке, к количественному анализу и перспектива совершенствования этой деятельности.
Проблемой рефлексии в психологии занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как: Декарт [7], Гегель [8], Ж.Пиаже [21],
З.Фрейд [39], К.Юнг [41], А.Адлер [2], И.М.Сеченов [26], Л.С.Выготский
[3] , С.Л.Рубинштейн [25], Б.Г.Ананьев [3], А.В.Петровский [20], Е.И.Рогов
[24] , Г.С.Абрамова [1], Р.С.Немов [16].
Проблемой развития представлений о себе в психологических исследованиях занимались, в зарубежной психологии: З.Фрейд [39],
А.Адлер [2], К.Юнг [41], Р.Ассаджоли [5], Ф.Перлз [22], К.Роджерс [24]; в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев [14],В.А.Крутецкий
[13] ,В.В.Столин [27], В.С.Мерлин [16], С.Л.Рубинштейн [25].
Рефлексия протекает через процессы самопонимания, самооценки, самоинтерпретации, а также понимание, оценки и интерпретации другого человека, которые, позволяют осознать, какое значение имеет окружающий мир для познающего субъекта, привнести смыслы в получение нового опыта. Объективный или внешний мир может, находится либо за пределами сознания старшего школьника, либо стать его достоянием при условии осмысления его значения для самого ребёнка.
Осуществляя процесс самооценки или оценки деятельности другого человека, ребёнок начинает открывать, во-первых, какое значение для него самого имеет этот мир, во-вторых, наличие сначала у себя определённых знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, личностных качеств, что позволяет ему расширить собственное сознание и открывать свободное пространство для вхождения в него нового опыта из внешнего мира.
Таким образом, развитие представлений о себе по своим психическим характеристикам обеспечивает возможность функционирования и развития рефлексии.
В результате изучения проблемы исследования выявлены противоречия между: необходимостью повышения уровня рефлексииучащихся образовательных учреждений и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов формирования рефлексии у старших школьников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования рефлексии у старших школьников в процессе обучения?
Постановка этого вопроса, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке, обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование
рефлексии старших школьников в процессе обучения».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование рефлексии старших школьников в процессе обучения.
Объект исследования: процесс рефлексии старших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования рефлексии старших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования: процесс формирования рефлексии
старших школьников в процессе обучения будет более успешным и эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «рефлексия»;
- учитывать особенности формирования рефлексии старших школьников;
- разработать и реализовать программу формирования рефлексии старших школьников в процессе обучения«Собственное Я»,включающую разнообразные формы и методы.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «рефлексия».
2. Определить особенности формирования рефлексии старших школьников в процессе обучения.
3. Раскрыть содержание, формы и методы формирования рефлексии старших школьников в процессе обучения.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной программы по формированию рефлексии старших школьников в процессе обучения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды А. Адлера [2], И.М. Сеченова [26], Л.С. Выготского [3],
С.Л. Рубинштейна [25], Б.Г. Ананьева [3], А.В. Петровского [20] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
2. эмпирические: анкетирование тестирование, педагогический эксперимент;
3. методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стало МБОУ «Гимназия п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан». В эксперименте приняли участие 22 старших школьника в возрасте 17-18 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования рефлексии у старших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования рефлексии у старших школьников в процессе обучения, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Собственное Я».
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогами, социальными педагогами, психологами по организации формирования рефлексии у старших школьников в процессе обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Залогом успешного обучения является осознания приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования.
Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей. Способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смысл жизни, действий.
Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность.
В школьном возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет школьнику исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в коммуникациях и поведении с людьми. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи.
Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.