Технико-тактическая подготовка самбистов в школьном возрасте (Теория и методика избранного вида физкультурно–спортивной деятельности,ЮжноУральский Государственный Университет)
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В САМБО 3
1.1. Технико-тактическая подготовка в самбо………………………………… 3
1.2. Спортивная тренировка в самбо 10
1.2.1. Тренировочный процесс в самбо 10
1.2.2. Тренировочный цикл – этапы подготовки самбиста 12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...... 14
2.1. Задачи исследования……………………………………………………….. 14
2.2. Методы исследования…………………………………………………........ 14
2.3. Этапы исследования………………………………………………………… 16
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….. 19
3.1. Разработка комплексов упражнений для улучшения технико-тактической подготовки самбистов……………………………………………. 19
3.2. Результаты исследования………………………………………………….. 25
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………… 32
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………… 34
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….... … 39
Актуальность исследования. В настоящее время у специалистов и тренеров по самбо не вызывает сомнений тот факт, что успешность подготовки спортсмена зависит непосредственно от эффективности осуществления индивидуального подхода в многолетнем тренировочном процессе подготовки самбиста. При этом технико-тактическая подготовка самбиста выделяется в качестве основного компонента профессиональной деятельности тренера, так как параметры владения техникой и тактикой являются определяющими по сравнению с другими видами подготовки спортсмена для достижения высокого спортивного результата. Одним из важнейших путей совершенствования технико-тактической подготовки, направленным на повышение эффективности соревновательной деятельности борца, является целенаправленный выбор и формирование индивидуальных (коронных) технических действий (приемов), создающих необходимые предпосылки для стабильности уровня спортивных достижений спортсмена и являющихся той базой, на которой на этапе спортивного совершенствования строится вся техническая, тактическая и физическая подготовка.
Отличительными особенностями технико-тактических подготовки в борьбе самбо и дзюдо является возможность достижения чистой победы в схватке за счет проведения разрешенных болевых приемов. Принудительное разгибание, сгибание или скручивание одного из суставов конечностей спортсмена заставляет включаться защитной функции организма в виде возникновения различного уровня болевого ощущения, а повышение уровня боли заставляет защищающегося признать свое поражение. Технико-тактическая подготовка является основополагающим компонентом тренировочного процесса и направлена на предстоящую соревновательную деятельность. Это обусловлено тем, что техника в сочетании с тактикой является основой спортивного мастерства борца и оценивается исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки должны дополнять и расширять этот результирующий компонент соревновательной деятельности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс самбистов школьного возраста (12-13 лет).
Предмет исследования: технико-тактическая подготовка самбистов школьного возраста (12-13 лет).
Цель исследования: выявить особенности технико-тактическая подготовки самбистов школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение разработанных комплексов упражнений в учебно-тренировочный процесс самбистов школьного возраста (12-13 лет) значительно улучшит показатели их технико-тактическая подготовки, что, в свою очередь, отразится на спортивных результатах.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных комплексов упражнений для учебно-тренировочного процесса самбистов школьного возраста (12-13 лет) в профессиональной практике тренера-преподавателя.
Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовки самбистов следующие:
1. В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории самбо, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70–75%, а на изучение и совершенствование техники самбо – около 25–30% времени занятия. А во второй год соответственно 65–70 и 30 -35%. В боевом самбо уровень силовой подготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтому доступная силовая подготовка борцов 12-13 лет осуществляется систематически начиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп.
2. Большое внимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший мышечный корсет, охватывающий брюшную полость, способствует нормальному функционированию внутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья. Для укрепления прямой мышцы применяются упражнения трех типов: поднимание ног при фиксированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижних конечностях, встречные движения туловищем и ногами. Для тренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные с движением позвоночного столба в стороны особенно с его скручиванием.
3. В числе других наиболее полезных упражнений для развития силы юных спортсменов следует назвать простейшие виды борьбы и игры с элементами сопротивления: борьба за набивной мяч, «петушиный бой», борьба за захват туловища, рук, ног, шеи, борьба ногами, лежа на спине и так далее.