ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОЛОГИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ 6
1.1. Личность Иисуса Христа в философской концепции Ницше 6
1.2. «Смерть Бога» 11
1.3. Сверхчеловек 15
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКОЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФРИДРИХА НИЦШЕ 27
2.1. Появление негативной теологии и роль Ницше в её происхождении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Фридрих Ницше уже много десятков лет является личностью, чьи взгляды представляют большой интерес для людей, занимающихся изучением теологии и богословия. В связи с этим, выбор мной темы представляется вполне обоснованным. Работы Ницше оказали огромное влияние на всю культуру XX века, в то числе и на христианство. Именно благодарю ему появилось новое направление в христианской мыли под названием «негативная теология». Но был ли он сам теологом? У нас есть все основания для положительного ответа. И главным основание будет является наличие у Фридриха Ницше вполне самостоятельно оформленной теологической концепции. Несмотря на то, что его концепция является в некотором роде противоположной общепринятым взглядам, она всё является так же одним из путей религиозной мысли.
Фридрих Ницше в своём религиозном учении закономерно приходит к созданию субститутов. Он производит замену уже имеющегося и, как он считает, несостоятельного, на то, что разработал в религиозной концепции сам. Таким образом, он становится одним из участников конфликта современных гуманистических ценностей и теологии.
Актуальность мой работы заключается в том, что религиозная философия Фридриха Ницше вызывала огромной резонанс не только при его жизни, но и представляет большой интерес для людей до сих пор, поскольку смогла оказать колоссальное влияние на христианство и теологов, как старой, так и новой школы, несмотря на неоднозначность его богословских взглядов.
Объектом моего исследования является теологические аспекты в философии Фридриха Ницше и его влияние на становление и развитие современное радикальной теологии.
Цель моей работы заключается в том, чтобы проанализировать влияние Фридриха Ницше на современную негативную теологию и понять, что она представляет из себя и, как соотносится с собственной религиозной концепцией Фридриха Ницше.
Задачи, необходимые для достижения цели исследования:
1. выявить теологические аспекты в философии Фридриха Ницше; проанализировать исследовательские материалы, рассматривающие философские взгляды Фридриха Ницше
2. изучить появление нового направления христианской религиозной мысли под названием негативная теология и рассмотреть основных представителей негативной теологии, проследить влияние Фридриха Ницше на их теологические концепции
Теоретико-методологической базой исследования является
исторический и сущностный анализ философских трудов Фридриха Ницше и исследовательской литературы о нем.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе приведён современный анализ теологической концепции Фридриха Ницше, который в свою очередь раскрывает причину появления и развития негативной теологии XX века. А также, данное исследование выявляет тенденции развития негативной теологии в будущем, опираясь на взгляды её основных представителей и актуальной религиозной ситуации в обществе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, полученные мной в ходе написания данной работы, могу быть применены на практике преподавания теологических и религиоведческих дисциплин.
Источниковая база исследования. Важнейшим фундаментальным источником для изучения мной данной темы являются философские сочинения Фридриха Ницше и его современников о его взглядах.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие итоги моей научной деятельности.
1) Фридрих Ницше является теологом со своей собственной религиозной концепцией, которая предполагает идеей «Сверхчеловека» заменить «Бога, который умер»
2) Влияние теологической концепции Фридриха Ницше на современную негативную теологию XX века
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 разделов, заключения и списка, использованной литературы. Общее количество страниц 40, список литературы содержит 30 источников.
Теологическая концепция Фридриха Ницше справедливо представляет
большой интерес для всего научного сообщества. Её многогранность, обширность
и неординарность заставляют исследователей с большим энтузиазмом заниматься
её изучением. Это неудивительно, ведь с каждым разом нам открываются всё
новые и новые грани того, что, казалось бы, уже полностью изучено. Необычайно
противоречивая эксцентричная теологическая философия Ницше именно поэтому
до сих является объектом пристального внимания со стороны, как простых
обывателей, так и людей, изучающих теологию.
В своей работе я анализировала теологическую концепцию Фридриха
Ницше, придерживаясь изучения последовательного развития его взглядов и их
сопоставления со взглядами его последователей. А также, было приведено
исследование теологических концепция тех его последователей, которые главным
образом представляли негативную теологию XX века.
. Концепция «Смерть Бога», которая подразумевала отсутствие Бога в
сердцах и умах людей, затем его взгляд на личность Иисуса Христа, который был
тем самым единственным христианином и, в конце концов» явление
«Сверхчеловека» - всё это основные вехи в религиозной философии Фридриха
Ницше. Сверхчеловек, который должен прийти и занять место умершего Бога и
заполнить собой пустоту. Сверхчеловек, который будет совершенно иным типом
человека, полной противоположностью христианину. Таким образом, в первой
части своей работы мы провели подробный анализ основных составляющих
теологической концепции Фридриха Нишце, что помогло нам понять, её
сущность, причины её актуальности на протяжении долгого времени.
Во второй главе своей работы мы подробно рассмотрели влияние Фридриха
Ницше на появление и развитие негативной теологии XX века, технологию38
влияния на тех, кто занимался изучением этого вопроса и являлся главными
идеологами концепции «смерти Бога» в XX веке.
Подводя итоги, своей работы мы можем прийти к выводу, что цель данной
работы, которая заключается в изучении теологической концепции Фридриха
Ницше и её влиянии на негативную теологию XX века была достигнута. Мы
рассмотрели, как работы самого Фридриха Ницше, так и тех, для кого он стал
идейным вдохновителем для создания радикальной теологии в XX веке.
Несомненно, и взгляды самого философа, и его последователей до сих пор
являются обширным пространством для различных научных исследований.
Именно поэтому, данное исследование имеет место быть и, являясь одной из
многочисленных работ на эту тему, дополняет общую картину.
Данные, полученные в ходе моих исследований и совокупность положений,
рассмотренных мной в этой работе подтверждают то, что и в будущем тема
негативной теологии будет занимать далеко не последнее место в ряде
актуальных теологических дискуссий. А это значит, что в дальнейшем, благодаря
трудам, посвящённым теме негативной теологии, и данной работе в том числе,
будет происходить развитие религиозной мысли на совершенно ином, высоком
уровне.
Адо П. Апофатизм, или негативная теология.
2. Альтицер Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма / Т.
Альтицер. – М.: Канон, 2010. – 224 с.
3. Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера /. – М.:
Прогресс, 1994. – С. 3-24.
4. Барац А. Теология дополнительности.
5. Барт К. Послание к римлянам / К. Барт. – М.: ББИ, 2005. – 580 с.
6. Боков Г. Е. Философское наследие Фридриха Ницше и теология «Смерти
бога» / Г. Е. Боков // Философский журнал. – 2015. – Т. 8. – №1. – С. 67-87.
7. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхёффер. – М.: Прогресс,
1994. – 294 с.
8. Бонхёффер Д. Хождение вслед / Д. Бонхёффер. – М.: РГГУ, 2002. – 226 с.
9. Бонхёффер Д. Этика / Д. Бонхёффер. – М.: ББИ, 2013. – 501 с.
10. Бурен В. Секулярный смысл Евангелия.
11. Гагинский А.М. Онто-теология и преодоление метафизики.
12. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Д. Галеви. – Рига: Спридитис, 1991.
– 270 с.
13. Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма /
С. А. Исаев. – М.: Политиздат, 1991. – 236 с.
14. Каутский К. Происхождение христианства / К. Каутский. – М.:
Политиздат.,1900. – 225 с.
15. Ницше Ф. Ecce Homo. Как становятся сами собой / Ф. Ницше. М.: Фолио,
2013. – 224 с.
16. Ницше Ф. Антихрист / Ф. Ницше. – СПб: Лениздат, 2013. – 81 с.
17. Ницше Ф. Веселая наука: Злая мудрость / Ф. Ницще. – М.: Эксмо, 2007. –
528 с.
18. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем.
Е. Герцык и др. – М: Культурная Революция, 2005. – 880 с.40
19. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения / Ф. Ницше. – М.: Эксмо;
Харьков: Фолио, 2010. – 848 с.
20. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. – СПб.: Азбука,
2000. – 224 с.
21. Ницше Ф. Собрание сочинений в двух томах / Ф. Ницше. – М: Мысль, 1996.
– Т. 2. – 829 c.
22. Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом / Ф. Ницше. –
М.: Эксмо-Пресс, 2018. – 160 с.
23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше.
– М.: СП «Интербук», 1990. – 301 с.
24. Ницше Ф. Человеческое. Слишком человеческое / Ф. Ницше. – Харьков:
Фолио, 2009. – 606 с.
25. Ницше Ф. К генеологии морали. Полемическое сочинение / Ф. Ницше. – М.:
Азбука, 2013. – 223 с.
26. Ницше Ф. О вреде и пользе истории для жизни.
27. Степанова Е. А. Систематическая теология в историческом развитии /
Е. А. Степанова // Западная теология ХХ в. – Екатеринбург, 2001. – С. 6-50.
28. Энциклопедия религий. М., Академический проект Гаудеамус, 2005.,Ван
Бурен
29. Ясперс К. Ницше и христианство / К. Ясперс. – М.: Московский
философский фонд: Медиум, 1994. – 58 с.