Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий

Работа №36432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

медицина

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий
1.1 Теоретический анализ основных понятий исследования: «здоровье»,
«здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии» 11
1.2 Особенности формирования ЗОЖ у младших школьников 21
1.3 Педагогический потенциал здоровьесберегающих технологий в
формировании здорового образа жизни у младших школьников 31
Выводы по I главе 35
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий
2.1. Диагностика сформированности здорового образа жизни у младших
школьников на констатирующем этапе эксперимента 37
2.2. Научно-практическое обоснование педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий 45
2.3. Результаты экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших
школьников с помощью здоровьесберегающих технологий 50
Выводы по II главе 56
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения

Актуальность исследования. Проблема здоровья детей в связи с сегодняшним состоянием экологии и потребностями общества стала глобальной проблемой мира. Она является актуальнейшей среди других проблем в области образования и воспитания молодого поколения.
Будучи дошкольниками, большинство детей уже приобретают те или иные заболевания, за период обучения в школе здоровье этих детей намного ухудшается. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К самым распространенным заболеваниям школьников можно отнести: нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, психические расстройства, заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Ученые отметили, что первая волна по заболеванию детей хроническими заболеваниями начинается в начальной школе. Успеваемость и физическое здоровье ребенка взаимосвязано, следствием этого начинаются проблемы и с освоением школьной программы. Учащиеся больше половины дня проводят в стенах образовательного учреждения, получив домашние задания, ребенок как только приходит домой, опять садится за стол для дальнейшего выполнения заданий, это приводит к переутомлению ребенка, угасанию и интереса учебной мотивации, познавательных интересов, появлению негативных отношений [12, с.25 ].
Сохранение здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне - принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и управленческой деятельности работников образования. Главная цель всей работы по здоровьесбережению - воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.
Состояние разработанности проблемы исследования. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [31], Л.Г. Татарниковой [32; 33], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы
риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].
В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению исследователей, для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно - образовательный процесс (ВОП) в школе. Однако Л.Г. Качан считает, что задачи здоровьесбережения невозможно решить без совершенствования содержания образования. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим содержанием [21, с.12].
По мнению М.Г. Романцова, психолого-валеологические и педагогические подходы к проблеме здоровья и развития личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастной периодизации и особенностей психосоматической конституции [44, с.24].
К особой группе причин, обусловливающих различные факторы такого положения, специалисты относят: благосостояние общества; существующую систему содержания и организации образования, не обеспечивающую в достаточной степени здоровьесбережение субъектов образовательного процесса, низкий уровень культуры здорового образа жизни учащихся и отсутствие должной компетенции у педагогов в формировании данной сферы культуры. Для наблюдения за процессом здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности предпринятого исследования и позволяет выделить главное противоречие: между возросшей потребностью общества в здоровых школьниках, знающих правила гигиены соблюдающих ЗОЖ и неразработанностью педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Формирование здорового образа жизни младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий» является актуальной.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий?
Цель исследования: разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования здорового образа жизни младших
школьников с использованием здоровьесберегающих технологий будет эффективна, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «здоровый образ жизни»;
- учитывать особенности формирования здорового образа жизни младших школьников;
- использовать педагогический потенциал здоровьесберегающих технологий;
- учитывать возрастные и психологические особенности;
- реализовать совокупность разработанных педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий.
В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучить сущностную характеристику понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии».
2. Выявить особенности формирования здорового образа жизни младших школьников.
3. Раскрыть педагогический потенциал здоровьесберегающих технологий в процессе формирования здорового образа жизни у младших школьников.
4. Обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Теоретическо-методологическую основу исследования составили:
концепции гуманизации образовательной деятельности (Ш.А.
Амонашвили, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков); концепция оптимизации образовательного процесса Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника; антропологический подход Н.А. Добролюбова, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева Б.Г., Занкова Л.В., В.А. Сухомлинского; концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Т.И. Кульпина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, B.C. Шубинский, И.С. Якиманская); идеи адаптивной школы (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Н.П. Капустин); опыт педогогических исследований (МЛ. Басов, В.П. Кащенко, Н.Е. Румянцев); концептуальные идеи валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов); концептуальные положения педагогической валеологии, разработанные В.Н. Болдиным, Г.К. Зайцевым, Н.К. Смирновым, Л.Г. Татарниковой; принципы и закономерности лечебной педагогики (А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Гурин, Е.М. Мастюкова); идеи социальной защиты детей (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова); принципы и технологии педагогической диагностики (Е.А. Михайлычев, Р.Немов); проектирование образовательных систем (А.Ф. Аменд, К.Ш. Ахияров, А.С. Белкин, М.А. Галагузова, B.C. Леднев, М.М. Поташник, В.В. Сериков, Н. Н. Тулькибаева, В.А. Черкасов, Н.Д. Яковлева).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: педагогический эксперимент (анкетирование, тестирование).
3) методы обработки данных(количественный и качественный, t - критерий Стьюдента).
Опытно-экспериментальной базой стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани. В эксперименте приняло участие 34 учащихся 3 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни младших школьников: опора на возрастные особенности детей младшего школьного возраста и учет их в воспитательном процессе; реализация развивающей программы «Тропинка», направленной на формирование здорового образа жизни учащихся 3 класса.
2. Разработана и экспериментально проверена программа «Тропинка», которая включает в себя способы формирования здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования здорового образа жизни младших школьников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия, могут содействовать
дальнейшему развитию концепций формирования здорового образа жизни младших школьников и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации здоровьесберегающих технологий..Программа может успешно применяться на практике педагогами, психологами и учителями начальных классов
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в магистерской работе положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса формирования здорового образа жизни младших школьников средствами здоровьесберегающих технологий. Разработана и апробирована программа «Тропинка», позволяющая сформировать ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Итоговая научная конференция студентов КФУ 2018, 2019 года,
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Гатауллин С.Р. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста // Сборник авторских педагогических публикаций «Просвещение» - Сборник №6 (2019 год) - С.7-9. (Приложение 8)
2. Гатауллин С.Р. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий // Сборник Всероссийской конференции «Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» (Приложение 9)
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Здоровье нашего будущего поколения первоочередная задача не только семьи, но и образовательных учреждений. По окончанию образовательного учреждения у ребенка наблюдается множество болезней. Поэтому решение данной проблемы совместно с родителями, медицинскими работниками, специалистами образовательного учреждения ложится на плечи учителя. Учителю необходимо создать все условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, побудить учащихся к повышению своего уровня здоровья, сформировать у ребенка адекватное отношение к своему здоровью.
Целью нашего исследования было разработать и в опытноэкспериментальной работе проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы:
- Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. Мы, рассмотрев множество определений, в нашем исследовании будем придерживаться данного понятия, что здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
- Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
- Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить, как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Далее мы перешли к опытно-экспериментальной части работы, которая состояла из 3 этапов:
1. На констатирующем этапе эксперимента были использованы анкеты, по результатам которых выяснилось, что уровень сформированости ЗОЖ у детей младшего школьного возраста находится на среднем уровне.
2. В ходе формирующего этапа эксперимента была реализована программа, предназначенная для формирования ЗОЖ. Для этого была составлена программа «Тропинка». Занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.
На контрольном этапе мы вновь диагностировали детей, по результатам которых заметили значительные изменения в сформированности ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Сравнение полученных результатов доказало эффективность работы и условий нашей программы по формированию у младших школьников в учебном процессе ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Реализованная нами программа может быть использована в работе психологов, социальных педагогов, классных руководителей для внедрения в работе с учениками в образовательных учреждениях.



1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания [Текст]/ Н.А. Агаджанян. // М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.
2. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования [Текст]/ Р.И. Айзман. // Новосибирск, 2016. - 197 с.
3. Акбашев, Т.Ф. Педагогика здоровья: начало пути [Текст]/Т.Ф. Акбашев. //Павлодар, Междунар. движение «Образование ради выживания человека на Земле», 2016.- 114 с.
4. Большая медицинская энциклопедия- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bigmeden.ru/ Дата обращения 14.04.19
5. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман // М.: Физкультура и спорт, 1990. - с. 212.
6. Варламова С.И. Здоровье наших учеников [Текст]/С.И. Варламова // Начальная школа. - 2013. - № 2.-С.65-66.
7. Вайнер, Э.Н. Валеология: учеб. пособие для вузов[Текст] / Э.Н. Вайнер. // 3 - е изд. - М.: Флинта, 2015. - с. 416.
8. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения [Текст]/ Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. - 1919. - № 7. - С. 102-113.
9. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни [Текст] /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-2014.- 9.-С. 9-12.
10. Виноградов, Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст]/ Д.А. Виноградов// М.: Просвещение, 1998. - с.118.
11. Всемирная организация здравоохранения, Занимательная энциклопедия человека [Текст] / ВОЗ, Факторы, влияющие на здоровье человека / глава 4, - 2004. - с. 74.
12. Войцехович, Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Б.А. Войцехович.// Краснодар, 2003. - с.360.
13. Дубровский, В.И. Здоровый образ жизни [Текст] / В.И. Дубровский. // М.: Флинта, 2004. - с.560.
14. Жулина, Г.В. К Проблемы здоровья и здорового образа жизни человека [Текст] // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях // Г.В. Жулина. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2002. - с. 4-6.
15. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга[Текст] /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. // СПб.: Акцидент, 1994. - 78 с.
16.Зайцев Г.К. Школьная валеология [Текст] / Г.К. Зайцев. //СПб.: Акцидент, 1998. - 159 с.
17. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека[Текст] / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.
18. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения[Текст] /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 - 79.
19. Каган М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
20. Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века[Текст] / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
21. Качан Л.Г., Латош Е.А., Вержицкий Г.А. Значение валеологического образования в деле поддержания здоровья [Текст] // Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996. - С. 116-118
22. Капалыгина, И.И. Формирование навыков здорового образа жизни? Педагогическая поддержка [Текст] / Капалыгина, И.И. // 2006 - № 5 - с. 13-18.
23. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1985. - с .271.
24. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение [Текст] / А.А Кожин, В.Р. Кучма. - М.: Просвещение, 2010. - с.235.
25. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под общ. ред. С.А. Козловой. - М.: Владос, 2008. - с.271.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для
студентов [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. // М.: Академия, 2009. - с.416.
27. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины,
определения [Текст] / В.В. Колбанов. // СПб.: Деан, 2000. - с.256.
28. Крючкова,В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. //М.: Просвещение, 2009. - с.148.
29. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и
определения[Текст] /В.В.Колбанов. //СПб.: Деан, 1999. - 229 с.
30. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе [Текст] /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 4143.
31. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья
школьников: Методическое пособие [Текст] /Н.Н. Куинджи. // М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
32. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития [Текст] // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С. 58-65.
33. Кудрявцев, В.Г., Егоров, Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления[Текст] / В.Г. Кудрявцев, Г.Б. Егоров. // М.: Линка - Пресс, 2000. - с.296
34. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового образа жизни старших дошкольников[Текст] / Н.Т. Лебедева // Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. - с.112.
35. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей
школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды[Текст] /П.Ф.
Лесгафт. // Воронеж: МОДЭК, 1998. - 410 с.
36. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт.// М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
37. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни [Текст] / Ю.П. Лисицын. // М: 2001. -231 с.
38. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников[Текст] / В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. // М.: Просвещение,1987. - 114 с
39. Мархоцкий, Я. Л. Пути формирования здорового образа жизни [Текст] / Я. Л. Мархоцкий // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2008. - № 7. - с.31.
40. Монтель, М. Занимательная энциклопедия человека [Текст] / М. Монтель, Здоровье и болезни человека // глава 6, - 2004. - с. 101.
41. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие[Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. //М.: Просвещение, 2009. - с.348.
42. Подласый, И.П. Педагогика: учеб.пособие для вузов [Текст] / И.П. Подласый. // М.: Владос-пресс, 2004. - с.365.
43. Правосудов, В.П. Физическая культура и здоровье [Текст] / В.П. Правосудов. // М.: Академия, 1995.- с.92.
44. Романцов М. Г. Современной школе - здоровьесохраняющее образование [Текст] / М. Г. Романцов // Образование в современной школе. - 2003. - № 6. - С. 42
45. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни [Текст] / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник.// М.: Просвещение, 2009. - с.214.
46. Самусева, Н. В. Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и социального здоровья [Текст] / Н. В. Самусева // Адукацыя i выхаванне. - 2007. - № 9. - с. 26-31.
47. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребёнка: учеб.пособие для вузов [Текст] / Э.Я.
Степаненкова. // М.: Академия, 2001. - с.368.
48. Татарникова, Л.Г. Валеология - основа безопасности жизни ребенка [Текст] / Л.Г. Татарникова.// СПб.: Петрос, 1997. - с.240.
49. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ