Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения блоггинга как инструмента Public
Relations 8
1.1 Специфика использования технологий Public Relations в индустрии
моды 8
1.2 Блоггинг как инструмент Public Relations 17
Глава 2. Практические аспекты изучения блоггинга как инструмента Public Relations 29
2.1 Общая характеристика компании «Святая» 29
2.2 Использование инструментов Public Relations в компании
«Святая» 36
Глава 3. Разработка практических рекомендаций по работе с блоггерами для компании «Святая» 47
3.1 Стратегия работы с блоггерами для компании «Святая» 47
3.2 План реализации стратегии сотрудничества с блоггерами для
компании «Святая» 56
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложение
Актуальность темы. С развитием мира в целом и различных отраслей в частности, технологии Public Relations требуют усовершенствования и правильной адаптации в контексте новых условий. Все активнее развиваются такие сферы жизни общества как бизнес - индустрия в различных категориях, а особенно масс-маркет. Современные технологии Public Relations помогают создать не только сильную и влиятельную компанию, но и компанию, которая способна выдержать серьезную конкуренцию на рынке.
Именно технологии Public Relations являются одними из самых эффективных технологий для максимального привлечения внимания потребителей к организации, а также могут способствовать повышению ее конкурентоспособности на рынке. Что касается технологий Public Relations в индустрии моды, то можно сказать, что существует ряд особенностей, свойственных именно данному рынку. Сама индустрия моды не только создает продукт в самом широком смысле этого слова, но и реализует его. И важно отметить значимость технологий Public Relations в данной индустрии.
В современном мире у любой организации, будь она из коммерческой или некоммерческой сферы, есть свое информационное поле, которым она должна научиться управлять. Существует огромное количество инструментов и технологий Public Relations и их использование, целиком и полностью, зависит от целей организации. Одним из таких элементов выступает блоггинг.
В последнее время все чаще наблюдается потеря доверия к информации опубликованной в СМИ. Новыми медиа же сегодня все чаще называют блоггеров и их доля в медиа-бизнесе только растет. К 2019 году уже существуют бренды, которые строят бизнес исключительно в социальных сетях и большинство из них, если не все, стабильно обращаются и инвестируют в «новых знаменитостей» или блоггеров.
Пользователи все реже в поисках информации обращаются к официальным сайтам и все чаще ищут отзывы об интересующем их товаре, услуге или организации на форумах или блогах. Блоггеры воспринимаются аудиторией не как канал распространения рекламы, а как близкий человек, которому можно доверять. Именно поэтому качественно сделанная информация (пост) создает у определенной категории людей заложенное компанией мнение о товаре, услуге или самой организации.
Блоггеры позволяют компании создать «диалог» с потребителями, так как подбор представителей данной сферы является достаточно сложным и важным процессом, где учитывается максимально точное попадание в целевую аудиторию, на которую направлено большинство действий компании. Следовательно, обуславливает их высокую лояльность к компании и ее продуктам.
Что касается сотрудничества блоггеров с компаниями в индустрии моды, можно сказать, что это уже достаточно проверенная технология. Блоггеров все чаще привлекают не только в рамках освещения продукта компании на блог платформах или социальных сетях, но и для создания уникального продукта для бренда. Важно отметить, что такие коллаборации вызывают положительный отклик у аудиторий обеих сторон.
Таким образом, обращение к блоггерам является эффективной технологией Public Relations, которая способствует максимальному привлечению внимания потребителей к организации, а также повышению ее конкурентоспособности на рынке.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что использование блоггинга является необходимым компонентом для любой современной компании, так как он создает имидж компании, позволяет облегчить ее продвижение на рынке, а также вызывает интерес к выпускаемым ею продуктам. Изучение блоггинга в индустрии моды обусловлено тем фактом, что мода играет важную роль в жизни каждого человека, осознавая этот факт или нет, люди попадают под влияние такого феномена. Мода позволяет
человеку «найти себя» благодаря огромному количеству брендов любой ценовой категории от масс-маркета до прет-а-порте. Высокая конкурентность, подвижность во времени, точность передачи настроения периода, в котором она существует и быстрое реагирование на смену тенденций вызывает интерес к изучению индустрии моды. Для того, чтобы завоевать доверие потребителей компании обращаются к блоггерам, которые на своем примере показывают положительные стороны компании в целом и ее продуктов в частности. Кроме того, сотрудничество с блоггерами позволяет не только достигнуть свою целевую аудиторию, но и повысить узнаваемость компании среди более широкой общественности. Поэтому актуальность не вызывает сомнений.
Степень разработанности темы. Тема блоггинга как инструмента Public Relations в индустрии моды не достаточно разработана в современной теории связей с общественностью. Однако есть ряд авторов, которые внесли определенный вклад в развитие данной темы.
Среди отечественных авторов можно выделить следующие работы: И.М. Синяева в «Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности» рассказывает о формировании отношений с потребителями. О. Г. Ечевская О.Г. и Янке Е.Д в своем исследовании «Фэшн-блогеры: новые агенты в индустрии моды» описывают возникновение и становление феномена модного блоггинга в современной России. Гладкова Ю. в книге «Дневник покорения Instagram» рассказывает о плюсах и минусах жизни блоггера и о том, как на самом деле работает блогосфера.
При изучении блоггинга как технологии Public Relations также следует уделить внимание и таким зарубежным авторам, как: Роберт Скобл и Шел Израэл в книге «Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей» рассматривают блоггинг в «широкой перспективе», утверждая, что с одной стороны, блог можно считать лишь инструментом, а с другой он уже стал одной из самых мощных составляющих коммуникационной революции. Ю. Кавамура в работе «Теория и практика создания моды» предоставляет детальный анализ практики создания такого феномена как «мода». В книге описываются процессы, в которых непосредственно участвуют специалисты, работающие в данной сфере.
Объектом исследования - инструменты Public Relations.
Предметом исследования - сотрудничество с блоггерами как инструмент Public Relations.
Целью данного исследования является выявить специфику сотрудничества с блоггерами как инструмента Public Relations в индустрии моды (на примере бренда «Святая»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить специфику технологий Public Relations;
2. Рассмотреть блоггинг как инструмент Public Relations;
3. Проанализировать общую деятельность компании «Святая»;
4. Выявить используемые в компании «Святая» инструменты Public Relations;
5. Определить направление работы с блоггерами для компании «Святая»;
6. Разработать кампанию по сотрудничеству с блоггерами для компании «Святая».
Теоретическая база исследования. Теоретической базой данного исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных теоретиков и практиков связей с общественностью.
В частности, были использованы труды таких авторов как: М.Б. Горкина6, Г.Г. Почепцов , С. Блэк , М. Тангейт и других.
Также были использованы материалы периодической печати, диссертации и Интернет ресурсы.
Методологическая база исследования. В ходе данного исследования были использованы следующие методы: метод анализа, который позволил разложить понятие Public Relations в индустрии моды на составляющие и уточнить их сущностные черты; метод индукции для составления наиболее полных определений понятия блоггинга в целом, и блоггеров в частности; метод сравнения для оценки показателей и выявления общих черт публикаций в социальных сетях бренда «Святая», которые послужили основой для разработки проекта выпускной квалификационной работы.
Эмпирическую базу составляют статистические материалы, собранные с помощью специальных ресурсов (Popsters), а также отчеты «The Rise of Influencers» и «State of Influencer Marketing in Fashion, Luxury and Cosmetics». Публикации в интернет изданиях и страницы бренда «Святая» в социальных сетях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, библиографического списка состоящего из 51 наименований и приложений
В ходе данного исследования был изучен такой инструмент Public Relations как сотрудничество с блоггерами, а также определена специфика и практика применения данного инструмента.
Рассматривая определения Public Relations в целом, можно сказать, что это комплекс технологий, который позволяет достичь эффективной связи организации с её целевой аудиторией. Начиная с момента зарождения Public Relations и до сих пор, зарубежные и отечественные авторы пытались изучить и дать максимально корректное определение Public Relations. Столь оживленное внимание к феномену Public Relations вызвано необъятной широтой и глубиной смысла и всех его составляющих. Г лавной целью Public Relations является построение благоприятного имиджа в глазах покупателя и достижения успеха компании среди конкурентов.
Безусловно, для достижения поставленных целей необходим тщательно продуманный вектор действий. Важно чтобы все используемые технологии служили «на пользу», а не «во вред» организации. Только благодаря слаженной работе возможно добиться успеха.
Технологии Public Relations представляют собой последовательные приемы и способы, чтобы обеспечить прочные, а главное эффективные связи между организацией и ее аудиторией.
Настоящему времени характерен широкий рынок товаров и услуг. Ежедневно совершается немыслимое количество продаж и покупок особенно в индустрии моды. Сегодня покупатель знает цену желаемого продукта, и потому бывает очень придирчив. Он избалован, из-за чего привлечь и тем более заинтересовать его становится сложнее с каждым днём.
Анализируя технологии Public Relations применяемые в индустрии моды можно выявить нехарактерную для других сфер особенность - креатив. Мир моды непредсказуем, переменчив и так же капризен, как и общественность. Спецификой технологий Public Relations в этой сфере является персонифицированный подход к клиентам. Влияние и побуждение к действиям происходит за счёт вызванных чувств. Для этого компании сотрудничают с новыми знаменитостями, то есть блоггерами, за счет которых ведут активный диалог с целевой аудиторией. Согласно результатам исследования наиболее важной и сложной задачей является выбор блоггера. Количество подписчиков не всегда признак качества и высокого доверия. Такой элемент уступает по своему доверию качественному контенту, все больше внимания уделяется именно последнему, так как подписчиков можно «накрутить», а создать красивую картинку в профиле может не каждый. Однако, на количество подписчиков все же стоит обратить внимание исходя из поставленных целей. Региональный блоггер имеет более тесный контакт с аудиторией, но охватить большее число людей поможет блоггер-миллионик. Блог неразрывно связан с личностью блоггера, а пользователи склонны распространять на компанию как положительные, так и отрицательные качества блоггера. Поэтому следует тщательно проанализировать фон блоггера на эмоциональную окраску.
Компания «Святая» - бренд мужской и женской одежды, который из небольшого шоу-рума вырос в сеть магазинов в трех городах России. С самого основания (2013 года) основное позиционирование производилось в социальных сетях. Кроме использования SMM, бренд «Святая» также проводит мастер классы и активно общается с потребителями не только онлайн, но и на личных встречах, мероприятиях. А публикации в онлайн изданиях позволяют повысить имидж организации в глазах потребителей.
Основным инструментом по привлечению внимания всегда выступало, прежде всего, само название «Святая», которое вызывает неоднозначные эмоции, легко и просто запоминается и ассоциируется. Наличие собственного производства в Казани, которое позволяет быстро реагировать на новые тенденции и запросы. А также сотрудничество с крупными блоггерами и даже знаменитостями. Так в одежде марки «Святая» снялись Ирена Понарошку (2,1 миллионов подписчиков), Настя Ивлеева (11,5 миллионов подписчиков), Регина Тодоренко (6,1 миллионов подписчиков), Ольга Бузова (15, 3 миллионов подписчиков) и другие яркие личности российского шоу-бизнеса. Однако кроме блоггеров-знаменитостей, копания также сотрудничала и с блоггерами, которые известны лишь в Сети и только за счет своих страниц в «Instagram». Выбор некоторых блоггеров не всегда соответствовал позиционированию марки, а это значит, что интерес потенциальных потребителей мог быть утерян из-за несоответствия. В связи с этим нами была предложена концепция по сотрудничеству с блоггерами, а также представлен список подходящих бренду блоггеров. Основными критериями для отбора блоггеров выступали качественный контент, показатели и высокая активность подписчиков, соответствие «лица» блоггера к «днк» марки. То есть выбирались жизнерадостные, активные, интересные личности из разных сфер, которые несут в себе стиль, лаконичность, имеют интересное и необычное видение себя и своего профиля.
Учитывая расширение географии бренда, были поставлены следующие цели - при помощи сотрудничества с блоггерами компании «Святая» необходимо привлечь внимание новой аудитории, улучшить имидж бренда и повысить узнаваемость компании. Нами был представлен проект, благодаря которому бренд «Святая» достигнет поставленные цели. Идея проекта заключается в создании небольших видеороликов с блоггерами из разных сфер, каждый из которых позволил бы тем или иным образом попасть в целевую аудиторию и привести бренд к поставленным целям. Выбор видео формата обусловлен множеством плюсов, среди которых высокая активность на постах такого типа в социальных сетях, а также возможность выхода на новые площадки, где конкуренция сравнительно слаба. Идея ролика заключается в подборе блоггером образов в определенном стиле за указанное время в рамках установленного бюджета. Развлекательный формат видео позволит удержать интерес зрителей, а продуманный сценарий в скрытой форме предоставит возможность познакомиться с брендом поближе и показать навигацию в магазине (так как площадкой для съемки выступает сам магазин в торговом центре), что создаст более комфортную атмосферу для будущих покупок оффлайн.
Благодаря анализу похожих по стилю видео было выявлено, что ролики такого формата пользуются интересом среди зрителей, а также принимаются лишь в положительном ключе, не вызывая негативные эмоции и комментарии среди подписчиков. Такие показатели особенно важны для бренда «Святая» учитывая предыдущие неудачные сотрудничества с блоггерами, которые за короткий период смогли оттолкнуть потребителей и вызвать недоверие к продукции компании. Кроме того, участие в видео блоггеров поспособствует и расширению географии бренда. Открытие магазина в Москве, вызывает необходимость ознакомления жителей столицы с брендом и выбранные блоггеры с аудиторией преимущественно из этого города позволят решить и данную проблему.
Таким образом, блоггеры в индустрии моды являются крупными игроками, они проникли во все отрасли и успели завоевать доверие даже самых известных брендов. Блоггеры позволяют решить множество проблем и задач, которые возникают у организаций благодаря тесному контакту с аудиторией, постоянным общением с подписчиками, а значит вызванным в лице последних доверием и уважением. Спецификой сотрудничества с блоггерами в индустрии моды выступает возможность постоянного контакта с блоггером и вероятностью использовать его во всех сопутствующих мероприятиях бренда, как например презентация или показ, что достаточно сложно осуществить в любой другой сфере. Кроме того перенос положительных характеристик блоггера позволяет нейтрализовать негатив и улучшить имидж компании использующей такой инструмент Public Relations. Блоггер в индустрии моды - это, прежде всего, тот, кто сам попробовал, протестировал и даже полюбил продукцию презентуемой компании. Он в своей особой и привычной для подписчиков форме позволяет раскрыть продукт так, как не смог бы раскрыть даже сам дизайнер или лучший специалист по связям с общественностью.
1. 10 плюсов видеоконтента URL: https://versia.ru/10-plyusov-videokontenta (дата обращения: 02.05.2019)
2. Influencer Marketing: Get Up to Speed or Get Left Behind URL: http://www.thefashionlaw.com/home/influencer-marketing-get-up-to-speed- or-get-left-behind (дата обращения: 28.03.19)
3. PR в Fashion-бизнесе URL:
http://www.rbedu.ru/library/articles/articles_5707.html (дата обращения:
25.03.19)
4. Алексеева Е.А. Позиционирование товаров в индустрии моды на российском рынке // Научный альманах № 5-1(19) - 2016. — 505 с.
5. Алешина И. А. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров М.: Эксмос, 2003. — 480 с.
6. Ануфриева Н.А. Блогосфера как открытое информационное пространство: опыт классификации / Ануфриева Н.А // Поволжский педагогический поиск - 1 (15), 2016 — 127 с.
7. Бекенская Ю. Чемоданчик блогера. Как завести блог и остаться человеком. М.: Издательские решения, 2017. — 130 с.
8. Блогеры и лидеры мнений в Instagram. Где искать, сколько платить, как
анализировать URL: https://shcherbakovs.com/bloggers-and-opinion-
leaders-in-instagram/ (дата обращения: 01.05.2019)
9. Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М.: Модино Пресс, 1990. — 239 с.
10. Блюм М. А., Молоткова Н. В. PR-технологии в коммерческой деятельности. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. — 104 с.
11. Боевой блоггинг - инструмент конкурентной разведки URL: https://yushchuk.livejoumal.com/91386.html (дата обращения: 28.03.19)
12. Выглядеть как Святая - повседневная одежда от казанского бренда Святая URL: https://soberger.ru/vyglyadet-kak-svyataya-povsednevnaya- od/ (дата обращения: 23.04.2019)
13. Гладкова Ю. Дневник покорения Instagram М.: Эксмо, 2018. — 272 с.
14. Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 214 с.
15. Дмитриева А.К. Влияние PR-коммуникаций на восприятие модной одежды: на примере восприятия джинсовой одежды/А.К. Дмитриева// Дис., канд. социологических наук — Москва, 2006. — 179 с.
16. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. СПб.: Питер 2010. — 560 с.
17. Ечевская О.Г., Янке Е.Д Фэшн-блогеры: новые агенты в индустрии моды/ О. Г. Ечевская, Е. Д. Янке // Мир экономики и управления, Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки.
2014. Т. 14, вып. 2. — 304 с.
18.Завьялов П. С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1999. — 416 с.
19. Инфлюенсеры: привлекать нельзя игнорировать URL: http://fashionology.com.ua/inflyuensery-privlekat-nelzya-ignorirovat/ (дата обращения: 28.03.19)
20. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды. М.: Гревцов Паблишер, 2009 — 177 с.
21. Как создать идеальный flat lay: 5 советов. URL:
https://simplebeyond.com/flat-lay-lesson-and-contest/ (дата обращения:
25.04.2019)
22. Кампания в digital "Уроки крутости" #becoolgirl URL:http://www.ruward.ru/cases/1094/ (дата обращения: 30.04.2019)
23. Кормилицын В.Г. Нестандартные бренд-технологии на потребительском рынке. Формирование лояльности целевой аудитории
к продукту/бренду с привлечением звезд шоу-бизнеса/ В.Г. Кормилицын // Реклама. Теория и практика - 2006, №2 — 70 с.
24. Лебедева Е. Главные секреты успешного блога. М.: Издательские решения, 2018. — 120 с.
25. Ли Ч., Бернофф Д. Взрывная Web_Волна: Как добиться успеха в мире, преображенном интернет - технологиями. М.: Альпина Паблишер, 2010. — 278 с.
26. Лидеры мнений: с кем предпочитают работать бренды URL:
http://hdfashion.tv/news_life_stile/s-kakimi-zvezdami-predpochitayut- rabotat-brendy-v-industrii-mody-lyuksa-i-kosmetiki (дата обращения: 29.03.19)
27. Максимова Е. Пиар в блогосфере М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011 — 100 с.
28. Маркетинговый словарь URL:
http: //www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/ambassad ог/ (дата обращения: 25.04.2019)
29. Микро-инфлюенсеры побеждают макро-конкурентов в индустрии моды, люкса и косметики URL:
https://ru.fashionnetwork.com/news/Mikro-inflyuensery-pobezhdayut- makro-konkurentov-v-industrii-mody-lyuksa-i- kosmetiki,968845.html#.XKKB3tIzbMx (дата обращения: 29.03.19)
30. Милитари: история стиля и ключевые составляющие образа URL: https://www.bonprix.ru/slovar-mody/militari/ (дата обращения: 23.04.2019)
31. Мишина Л.А. Связи с общественностью Москва: Окей-книга, 2009. — 40 с.
32. Модные инфлюенсеры: как бренды полюбили и разлюбили
знаменитостей URL: https://www.buro247.ru/fashion/expert/20-jun-2017- the-job-is-fashion-influencer.html (дата обращения: 29.03.19)
33. Молодые львы: шоу Dolce & Gabbana в Милане URL:
https://www.elle.ru/moda/novosty/molodyie-lvyi-shou-dolce-gabbana-v- milane/ (дата обращения: 30.04.2019)
34. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов М.: «Рефл-бук»,
2005. — 624 с.
35. Прингл Х. Звезды в рекламе. М.: Эксмо, 2007. — 432 с.
36. Продвижение продуктов с помощью Instagram-блогеров: Кейсы
LabelUp, «Тинькофф Банка», DaTravel.com URL: https://vc.ru/marketing/11949-instagram-bloggers (дата обращения:
01.05.2019)
37. Работа с блогерами и звездами в Instagram #невстрессе URL: http://www.ruward.ru/cases/1101/ (дата обращения: 30.04.2019)
38. Райс Э., Траут Д. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2008. — С. 103
39. Рустем Гарипов, «Святая»: «Все же понимают, что любят татары -
блестит, свистит, красиво!» URL: https://www.busmess-
gazeta.ru/article/416020 (дата обращения: 23.04.2019)
40. Сегменты фэшн-рынка URL:
https://wiki.wildberries.ru/glossary/сегменты-фэшн-рынка (дата обращения: 25.03.19)
41. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 414 с.
42. Скобл Р., Израэл Ш. Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
43. Собственное швейное производство. Плюсы и минусы URL: http://sewq.ru/sobstvennoye-shveynoye-proizvodstvo-osnovnyye-plyusy-i- minusy (дата обращения: 22.04.2019)
44. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 291 с.
45. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 236 с.
46. Хильт А.И. Как раскрутить блог в Instagram. Лайфхаки, тренды, жизнь. М.: Времена, 2018. — 224 с.
47.Что такое блог? URL: http://moikompas.ru/compas/blog (дата обращения: 28.03.19)
48.Что такое программа лояльности и для чего она нужна URL: https://blog.cardsmobile.ru/kak-razrabotat-uspeshnuyu-programmu- loyalnosti (дата обращения: 23.04.2019)
49.Что такое шоу-рум? http://cbto-takoe.net/chto-takoe-shourum-showroom/ (дата обращения: 22.04.2019)
50.Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика М.: Дело, 2006. — 552 с.
51. Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: М.: «Дашков и К°» 2010. — 272 с.