ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕКЛАМНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА 8
1.1. Понятие, функции и виды рекламных коммуникаций 8
1.2. Коммуникационные технологии в рекламной деятельности 25
2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
КОМПАНИИ ООО «ТРАНСТЕХСЕРВИС» - ДИЛЕР КОМПАНИИ «HYUNDAI» В ГОРОДЕ КАЗАНЬ 37
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ООО
«ТрансТехСервис» - дилер компании «HYUNDAI» в городе Казань 37
2.2. Методология оценки результативности коммуникационных рекламных технологий и предложения по совершенствованию рекламного менеджмента компании ООО «ТрансТехСервис» - дилер компании «HYUNDAI» в городе Казань 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сформировавшийся в России рынок товаров и услуг требует привлечения и использования рекламы. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий. С другой, - сочетая свою информативность с убедительностью и внушаемостью, реклама оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена современными тенденциями развития коммуникационных технологий как инструмента рекламного менеджмента организации. Сегодня коммуникационные технологии становятся важным средством реализации маркетинговой политики компаний и позволяют обеспечить информационную открытость и эффективность их деятельности.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда её результатом становится выпуск продукции, конкурентоспособной на рынке и востребованной потребителями. Новые продукты должны удовлетворять сформированные у населения актуальные потребности. Для вывода товаров на рынок необходимы целенаправленные рекламные действия. Эффективная деятельность компаний зависит от их стремления и умения привлекать новых покупателей, и главным фактором реализации данной задачи выступает рекламная деятельность. Рекламная деятельность, проводимая организацией, не только формирует покупательский спрос, но и позволяет управлять им.
Чётко сформированный рекламный менеджмент охватывает все стороны функционирования организации, стимулирует внедрение результатов научно-технического прогресса, инициирует производство новых продуктов и др. Активное развитие рекламного менеджмента в предпринимательстве позволяет организациям повышать уровень доходов и развивать производство.
В этой связи тема управления рекламной деятельностью неизбежно возникает в любом сообществе производителей и рекламодателей, что и обуславливает выбор темы и основные направления исследования. Ее значимость, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, связана с существенным потенциалом рекламного менеджмента, как фактора повышения эффективности деятельности организаций.
Базисом для изучения коммуникации служит теория социальной коммуникации, основы изучения которой закладываются уже в социально-психологической теории бихевиоризма (Б.Скиннер, Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон), необихевиоризма (К.Холл, Э.Толмен), теории обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), символического интеракционизма (Д.Мид и Г.Блумер).
В настоящее время наработан определенный теоретический опыт управления рекламными коммуникациями на предприятиях. В работах Г. Г. Абрамишвили, Л. Ю. Гермогеновой, П. С. Завьялова и других в полной мере отражены аспекты взаимодействия субъектов рекламной деятельности, принципы и правила планирования и проведения рекламных кампаний и т.д.
При большом наличии научных статей вокруг этой темы, ученые (Р. Ривс, Р. Батр, Дж. Майерс, К. Боне, Ю. Пирогов и др.) признают, что существуют лишь частные решения и подходы к определению
эффективности рекламного менеджмента по различным параметрам в конкретных условиях. Они единодушно утверждают, что оценить эффективность рекламного менеджмента практически очень сложно.
Методики планирования и оценки эффективности рекламного менеджмента освещаются в работах М.Н. Айзенберга, Е.П. Голубкова, В. Л. Музыканта, Э. А. Уткина, О. А. Феофанова и других. В большинстве работ обобщается зарубежный опыт, поэтому анализируемые в них теоретические основы и практические методики нужно адаптировать к применению в российских экономических условиях. Разработками в области рекламного управления занимались российские учёные И.Л. Викентьев, В.А. Евстафьев, Н. Г. Чаган и другие.
При подготовке магистерской диссертации использовались нормативно-правовые акты российской Федерации, научные публикации, учебные пособия, публикации в специализированной периодической печати, а также материалы отчетности компании Hyundai.
На сегодняшний день недостаточно разработаны вопросы комплексного управления рекламной деятельностью, использования в рекламе интегрированных маркетинговых коммуникаций и коммуникационных технологий, формирования и поддержания имиджа организации. Вышеизложенное предопределяет актуальность темы исследования, его цель и задачи, а также структуру исследования. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что концептуальные предложения и выводы работы доведены до конкретных рекомендаций и сведены в единый комплекс повышения лояльности к коммерческой организации. Результаты работы могут послужить базисом для последующих научных разработок.
Объектом исследования является процесс рекламного менеджмента коммерческой организации. Предметом исследования в рамках данной работы выступает компания «ТрансТехСервис» - дилер компании Hyundai в городе Казань.
Целью данной работы является разработка предложения по повышению эффективности рекламного менеджмента дилера компании Hyundai в городе Казань. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть и уточнить понятие, виды и функции рекламных коммуникаций;
2) рассмотреть коммуникативные технологии, как инструмент рекламного менеджмента;
3) проанализировать и описать практику использования коммуникационных технологий в рекламной деятельности;
4) изучить и охарактеризовать организационно-экономическое положение компании Hyundai;
5) изучить практику рекламной деятельности компании Hyundai в городе Казань;
6) определить результативность коммуникационных рекламных технологий компании Hyundai в городе Казань;
7) выявить роль рекламной деятельности компании, как инструмента управления;
8) разработать рекомендации по повышению эффективности рекламного менеджмента дилера компании Hyundai в городе Казань.
Эмпирическую базу исследования составили: нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды зарубежных и отечественных учёных, публикации в специализированной периодической печати, материалы сети Интернет, а также материалы компании Hyundai.
Основу теоретической базы исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты, правительственные постановления, материалы научно-практических конференций по актуальным проблемам организации коммуникаций.
Методологическая база исследования состоит из экономико-математических и статистических методов анализа (для того, чтобы изучить и охарактеризовать организационно-экономическое положение компании Hyundai), количественного анализа (использовался для сбора информация о намерениях, желаниях, мнении, поведении, взглядов отдельных групп потребителей), системного подхода (в ходе рассмотрения ситуации на рынке). Также, в ходе исследования, использовались вторичные данные компаний.
Научная новизна магистерского исследования заключается в развитии теории управления и исследовании сущностных характеристик, основных элементов и особенностей использования коммуникационных технологий в целях совершенствования рекламного менеджмента организаций. В работе выявлены проблемы использования коммуникационных технологий в рекламной деятельности, а также сформулированы предложения по их решению.
Объем и структура магистерской диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 61 наименование. Содержание магистерской диссертации изложено на 90 страницах.
В условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов успешной работы любой компании является умение привлечь новых клиентов. Основным инструментом решения этой задачи в коммерческой организации является рекламная деятельность. Реклама сообщает огромным массам людей сведения о компании, о предполагаемых новых и современных товарах, тем самым формируя покупательский спрос.
Сущность рекламной коммуникации очень сложна, так как объединяет парадоксы развития товарного рынка и потребительского поведения на нем, тенденции развития мирового рекламного рынка, инновационные рекламные технологии и прочее. Поэтому модель рекламной деятельности рассматривается как динамическая система в формализованном рекламном пространстве, каждая координата которого определяет методы описания категорий рекламной деятельности.
В современных условиях все больше компаний использует концепцию интегрированных маркетинговых коммуникаций в своей деятельности. Она строится на том, что коммерческие организации планируют и координируют работу всех каналов коммуникаций для разработки убедительной и привлекательной презентации компании и её продукта. Главной целью интегрированных маркетинговых коммуникаций является формирование согласованности между инструментами, их эффективное функционирование и высокая результативность.
В ходе работы автором выявлены и проанализированы особенности планирования и проведения рекламных мероприятий коммерческой организации на примере компании HYUNDAI. Сегодня автомобильный рынок с каждым годом наполняется новыми моделями автомобилей, и если раньше фаворитами автомобильного рынка были японские, европейские и американские машины, то сейчас надежными и безопасными моделями являются автомобили от корейских производителей. Одним из самых молодых в мире авто производителей является корейская компания Hyundai.
Это не мешает компании занимать высокую позицию на мировом рынке. Корейцы использовали для продвижения продукции незамысловатый лозунг: «Новое мышление. Новые возможности». Новое мышление — это выход за установленные традицией границы, а новые возможности — это передовые идеи и решения.
В 2017 году в Hyundai произошел рост выручки от продаж на 2,9% по сравнению с 2016 годом до 96,38 трлн вон. Однако операционная прибыль составила 4,57 трлн вон, т.е. снизилась на 11,9% по сравнению с прошлым годом, а чистая прибыль сократилась на 20,5% до 4,55 трлн вон. Это вызвано общеэкономическим спадом мировых экономик и продолжающимся действием антироссийских санкций.
Эксперты признают автомобильную марку Hyundai самой быстрорастущей в мире. Сегодня компания Hyundai Motor Company - это более 4,7 млн ежегодно продаваемых автомобилей, 17 заводов в 9 странах, 5й по величине автопроизводитель в мире. Стоимость бренда компании составляет $ 9,004 млрд. В 38 офисах в 33 странах мира трудятся 98 348 сотрудников.
В настоящее время в компании Hyundai сформирована огромная копилка рекламных коммуникационных средств, которые регулярно пополняются и совершенствуются. К основным коммуникационным средствам относятся публикации, новости, выступления, интернет, мероприятия, проводимые компанией. Специальные мероприятия организовываются в сфере Event, рекламных коммуникаций и PR.
Hyundai тратит свои ресурсы на перспективные и почти фантастические проекты будущего, на отбор и поддержку творчески- ориентированных сотрудников, на обучение иностранных студентов и организацию практики для них на головном заводе в Корее, на то, чтобы мир знал об этом и хорошо к ней относился.
«Хендэ Мотор СНГ» создала одну из крупнейших в России дилерских сетей, в которую входят более 140 дилерских центров. Рассматриваемый илерский центр расположен в городе Казань. Официальным дилером является компания Возрождение. В последнее время регулярно проводятся такие акции, как «Доброе дело от доброго сердца», «Встань и действуй!», литературная премия «Хендэ мотор СНГ» и другие.
Важнейшим направлением продвижения бренда Hyundai выступает развитие физкультуры и поддержка спорта. Компания сотрудничает с федерацией фристайла, федерацией конькобежного спорта, федерацией футбола и др., являлась официальным спонсором Чемпионата мира по футболу.
Каждый квартал в дилерском центре Hyundai в городе Казань проходят BTL мероприятия, во время которых действуют выгодные предложения на приобретение автомобилей, при покупке автомобиля компания дарит подарки. В декабре Hyundai в городе Казань участвует в качестве спонсора на радио Европа +, где в прямом эфире разыгрываются подарки от дилерского центра Hyundai (аксессуары Hyundai). В подарок при покупке на все автомобили предоставляется зимняя резина. К Новому году и Рождеству компания проведёт новогоднюю ёлку, где всех присутствующих ждут подарки, театральное представление, удивительный тест-драйв и т.д.
Несмотря на все проводимые мероприятия, считаем, что эффективность продвижения продукции компании Hyundai в дилерском центре в городе Казань можно увеличить. Для этого автором предлагается к реализации ряд мероприятий: проект «Школа дорожной безопасности» с использованием специализированного учебного автобуса-тренажера Hyundai. В рамках проекта пропагандируется использование ремней безопасности и светоотражающих элементов, соблюдение ПДД, развитие навыков и культуры вождения. Главный адресат программы — дети и молодежь; акция «Светлячок» может спасти жизнь». Светящиеся браслеты со слоганом «Засветись!» можно раздавать в ходе проведения встреч с детьми и молодёжью силами волонтёров, что не потребует лишних затрат. В ходе проведения данного мероприятия представители компании учат детей правильно переходить проезжую часть, проводят конкурсы на знание ПДД, распространяют светоотражающие наклейки и призывают водителей быть внимательнее при проезде пешеходных переходов и другие акции.
Для достижения целей ООО «ТрансТехСервис» предназначена маркетинговая деятельность, как цельная система планирования, которая имеет как ряд преимуществ, так и недостатков, таких как недостаточно эффективное медиапланирование, слабая оценка эффективности рекламной кампании, недостаточное освоение интернет-пространства, негативные отзывы в сети интернет. Для решения выявленных проблем, мы предложили усовершенствовать рекламу в сети Интернет, использовать инфографику, активизировать работу по продвижению рекламы в прессе и СМИ.
Анализ использования коммуникационных рекламных технологий как инструмента рекламного менеджмента показал, что основные методами являются формирование и поддержание положительного имиджа, реклама, стимулирование продаж, спонсорство, создание узнаваемого фирменного стиля.
По результатам исследования сделан вывод о том, что опора на развитие коммуникационных технологий организации должна стать основой формирования её стратегической деятельности, что, в свою очередь, повысит экономические результаты функционирования компании.
Только комплексный подход к разработке стратегии и тактики коммуникационных технологий и обязательный мониторинг рынка силами маркетинговой службы с внесением оперативных корректив, работающих на обеспечение позитивного восприятия фирмы в целом, способны обеспечить выполнение поставленных задач по эффективному сбыту ее товаров и услуг.
1. Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от
18.04.2018) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] / Информационная система Консультант плюс. Режим доступа
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511
2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018 №
383-ФЗ) «О рекламе» [Электронный ресурс] / Информационная система Консультант плюс. Режим доступа
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968
3. Eidelman B.M., Fakhrutdinova L.R., Galimov S.S. The appliance of place marketing instruments for the purpose of promotion of tourist and recreational potential of the region // International Business Management. - 2016. - № 10 (22). -
4. Graber D. Political Communication: Scope, Progress,
Promise//Political Science: The State of the Discipline. Vol. II/Ed. by A. Finifter. Washington. [Электронный ресурс] - http://ria.ru/politics/20151214/1341802355
5. Keksel O.S., Ivchik A.A., Shtanko M.A., Azarova S.V., Sukhushina E.V. Development prospects of the brand of Tomsk // Journal of Environmenta/ Management and Tourism. - 2016. - № 7(2). - С. 310-317.
6. Makarov P.Yu. Managing regional branding of the federal subjects of Russia basing on the intellectual capital concept // Public Administration Issues. -
2017. - № 2. - С. 201-220.
7. Алексеева Е.П. Формирование основных характеристик репутационного капитала современной российской компании // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/610 (дата обращения: 01.10.2018).
8. Атеменко, В. Г. Реклама в торговле. Учебное пособие. / В.Г. Артёменко - Новосибирск: НГАЭИУ, 2012. - 49 с.
9. Беленкова, А. А. PRoci^ пиар / А.А. Беленкова - М.: НТ Пресс, 2012. - 256 с.
10. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений: Пер. с англ. / J.N. Kapferer и др. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — 400 с.
11. Богомолова, М.Н. Роль коммуникации в современном
гражданском обществе // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/09/1654 (дата
обращения: 14.11.2015).
12. Бортник, Е.М. Управление связями с общественностью / Э. М. Коротков, Е. М. Бортник, А. Ю. Никитаева. - М.: ИД ФБК Пресс. 2012. - 128с.
13. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в
информационном обществе: перспективные направления исследований / М.С.Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2014. - C. 253-270.
14. Веселов, С. В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. Часть 1. Учебник для студентов вузов / С.В. Веселов - М.: Международный институт рекламы, 2012. - 316 с.
15. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public rilations [Электронный ресурс]. URL:: http://bwbooks.net /index. php? id1 =4& categ ory=biznes &author=vikentev-il&book
16. Вилер, К. Без эффективной коммуникации нет эффективного
управления. Отличительный облик и имидж местной администрации / К.Виллер. Перевод с англ. — Обнинск: Институт муниципального
управления, 2010. - 56с.
17. Винкельманн, П. Маркетинг и сбыт / П. Винкельманн - М.: Издательский дом Гребенникова, 2013. - 668 с.
18. Григорьева, Н.Н. Коммуникационный менеджмент: учебный курс. [Текст] / Н.Н.Григорьева - М.: МИЭМП, 2017. - 402с.
19. Гудименко Г.В. Кросс-маркетинг как инструмент промышленного маркетинга //Интеграл. - 2014. - №1(74).- С. 94-96.
20. Гудименко Г.В., Формирование бренда как элемента маркетинговой политики организации// Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. - №1 (31). - С.110-112.
21. Дениева А.К. GR-среда современной Российской Федерации: основные характеристики и проблемы формирования // Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века». - М. 2013. - с. 112-114
22. Джефкинс, Ф. Реклама: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. Б. Л. Еремина - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с.
23. Ермоленко О. Пиар-акции и их проведение в разных условиях // Пресс-служба. - 2015. - № 9. - С. 64-68.
24. Жарикова, Н.Л. Индикаторная оценка имиджа предприятия / Торгово-экономические проблемы регионального бизнес - пространства: Материалы международной научно-практической конференции. 14-15 апреля 2004 г.: в 2 т. // Под общей ред. А.Л. Шестаковой - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. - Т.1. - с. 123-134
25. Жарикова, Н.Л. Управление имиджем и показателями его результативности / Новый век - новые горизонты науки: Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы. 27-29 ноября 2002 г. // Под. общей ред. Л.П. Наговициной - Новосибирск: СибУПК, 2012. - с. 23-29
26. Журавлева, Г.П. Методология исследования экономических процессов // СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2014, №4. - с. 126.
27. Информация, ее роль и функции в социальных системах. [Электронный ресурс] URL: http://www.evartist.narod.ru/text24/0025.htm
28. История развития понятий "общение" и "коммуникация". [Электронный ресурс] URL: http://www.psyoffice.ru/6-1095-istorija-razvitija- ponj atii-obschenie-i-komunikacij a.htm
29. Каймакова, М.В. Коммуникации в организации / М.В.Каймакова - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - 211с.
30. Калповский А. Какие различают виды PR-кампаний // Прессслужба. - 2017. - № 7. - С. 17-20.
31. Карасёв А.П. Сегментирование потребительских рынков. - Ярославль: Аверс Плюс, 2014. - 51 с.
32. Катлип С. И др. PR: теория и практика / - М.: Дело, 2013.- 128с.
33. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие.- Москва : Юнити-Дана, 2015. - 454 с. 9. - [Электронный ресурс]. URL: http: //biblio club. ru/index.php?page=book&id=114546
34. Конецкая, В.П. Социология коммуникации: Учебник - 2-е издание [Текст] / В.П. Конецкая - М.: Международный университет бизнеса и управления, 2012. - 304 с.
35. Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг / Ж.Ж Ламбен — Спб.: Наука, 2013. — 433 с.
36. Лидовская, О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения / О. П. Лидовская. - СПб. : Питер, 2013. - 141 с.
37. Малкова Е.М. Трендвотчинг как инструмент совершенствования брендинговых стратегий в условиях развития потребительской культуры // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 6. - С. 446-456.
38. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. - М.: Эксмо, 2011. - 546 с.
39. Марков, А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник [Текст] / А.А.Марков - М.: ИНФРА - М, 2014. - 426с.
40. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник / Ж.Ж. Ламбен, И. Шулинг, Р. Чумпитас - СПб.: Лидер, 2010. - 720 с.
41. Менеджмент. Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. и др. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011. - 288с.
42. Методы современной коммуникации: проблемы теории и
социальной практики / Материалы 10-ой международной научной конференции «МСК- 2012». 27-29 ноября 2012г. -М., 2012.- 201с.
43. Муравьёва Н.Ю.Показатели деятельности торговых предприятий в аспекте оценки конкурентоспособности // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2016. - № 8 (88).
- С. 60-68.
44. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
45. Организационные коммуникации. [Электронный ресурс] URL: http://www.maninspiration.ru/ibcs-317-1 .html
46. Основные функции коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: http: //dvo. sut.ru/libr/soirl/i 119metk/12 .htm
47. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 504с.
48. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации / Г.Г.Почепцов
- М.: Центр. 2016. - 202с.
49. Правда о рекламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brightkite.com/essay-on/the-truth-aboutadvertising.
50. Рогалева, Н.Л. Современная концепция имиджа организации // Управление персоналом, 2017, № 2 (156). - с. 34-43
51. Рогалева Н.Л. Факторы формирования корпоративного имиджа организации / Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг: Материалы научно-исследовательской конференции с международным участием. 15-16 февраля 2012 г. // Под общей ред. Е.В. Тюнюковой - Новосибирск: СибУПК, 2012. - с. 29-38
52. Руднева Н.В., Повышение эффективности работы персонала в
органах государственной власти в современной России /
Н.В.Руднева, О.В.Герасимов // Научно-практический журнал «Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2014, №37. - С. 5295-5297.
53. Салихова, Л.И. Роль и значение массовых коммуникаций в государственном управлении / Л.И.Салихова, Г.В.Гудименко / Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015г.: в 10 ч. // Под общ. Ред. Е.П.Ткачёвой. - Белгород: ИП Ткачёва Е.П., 2015. - №6, часть VIII. - с. 116-119
54. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. 2-е изд.: // Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2018. — 704 с.
55. Тавокин Е.И., Информационно-коммуникативные технологии в управленческой деятельности органов власти [Текст] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2011. — Т. 1, № 101. — С. 71-81
56. Тарашвили, Е. Связи с общественностью в государственных структурах [Электронный ресурс] URL: http://pr-club.com/techn 15.htm
57. Феоктистова О.В. Антимонопольная служба России в регулировании рекламной деятельности //Экономическая среда, 2016, №2(16). - С.132-135
58. Чегин, ДМ. Теоретические и прикладные аспекты государственной коммуникации // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2012 г. СПб.: Издательство СПбПГУ, 2012.
59. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 324 с.; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclu b.ru/index. Php ? page=book&id=453044.
60. Шевченко, Д.А. Оценка эффективности коммуникационного процесса [Электронный ресурс] // Современные технологии управления, 2013. - №02 (26). Режим доступа к журн.: http://sovman.ru
61. Trendwatching.com коллекционирует тренды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advi.ru/magazin/yes63/trendwatching.pdf.