Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

Работа №36369

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
856
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития критического мышления в процессе изучения химии 8
1.1. Практика развития критического мышления в отечественной педагогике и за рубежом 8
1.2. Технология развития критического мышления 17
1.3. Интеллект-карты как фактор развития критического мышления учащихся 24
Выводы по первой главе 30
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию критического мышления учащихся 9-х классов 32
2.1. Педагогические условия развития критического мышления учащихся 32
2.2. Анализ опытно-экспериментальной деятельности 40
2.3. Методические рекомендации по развитию критического мышления учащихся на уроках химии 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения 73

В настоящее время, в век информационных технологий, международные исследования качества образования (PISA, PIRL) указывают на необходимость вооружить школьника в процессе обучения таким важным умением, как грамотная работа с информацией. А значит, умение учащихся правильно ориентироваться в большом потоке информации, критически осмысливать её при работе с различными литературными источниками и интернет-ресурсами является проблемой не только отдельной школы, государства, но и проблемой международной.
Кроме того, некоммерческое объединение «Partnership for 21st Century Skills» («Партнерство для навыков 21-го века», сейчас - «Партнерство для обучения в 21-м веке», или P21 [40]) в исследованиях определила ключевые компетенции человека XXI века, так называемые 4К, среди которых имеется критическое мышление.
В связи с внедрением в образовательный процесс Федеральных Государственных Образовательных Стандартов повышаются требования к результатам обучения школьников. Новые образовательные стандарты направлены не только на вооружение учеников определенным набором знаний, но и нацелены на формирование универсальных учебных действий, являющихся предпосылкой для вырабатывания у ребенка способностей саморазвиваться, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, что обеспечивает выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) наряду с предметными результатами обучающихся, прописаны и метапредметные результаты, которые предполагают формирование «умения...классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, ... строить логическое рассуждение, делать выводы, ... работать индивидуально и в группе.». Все эти требования соответствуют навыкам критического мышления. Следовательно, учитель в процессе изучения предмета в школе должен создавать условия для развития критического мышления обучающихся.
Анализ степени разработанности проблемы формирования и развития критического мышления обучающихся показывает, что данной проблемой занимались такие ученые, как Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. Г. Гульчевская, Э. Н. Гусинский, М. С. Каган, В. В. Краевский, Т. П. Лакоценина, Ю. И. Турчанинова, И. С. Якиманская и др. Одним из эффективных средств развития критического мышления является проблемное обучение. Методом проблемного обучения занимались такие педагоги, как М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. В. Брушлинский, К. Я. Вазина, В. В. Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, и другие. Но несмотря на то, что проблема формирования и развития критического мышления рассмотрена в работах многих ученых - педагогов, методистов, психологов, на сегодняшний день недостаточно освещена в педагогике и образовательной практике.
Поэтому важным становится поиск ответа на вопрос: каковы должны быть педагогические условия при обучении химии с учащимися девятых классов, чтобы наряду с формированием химических знаний, умений и навыков, происходило развитие критического мышления обучающихся.
В результате изучения психолого-педагогической литературы и реально сложившейся педагогической практики выявлено противоречие между:
- объективной потребностью общества в личности, способной критически мыслить, и низким уровнем ориентации школьного образования на развитие критического мышления;
- недостаточной разработанностью в современной педагогической теории и практике обучения химии условий развития критического мышления школьников.
Следовательно, актуальность темы развития критического мышления учащихся 9-х классов при изучении химии обусловлена указанным выше противоречием и недостаточностью освещения в науке и педагогической практике данной проблемы.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить
эффективность педагогических условий, способствующих развитию критического мышления девятиклассников в процессе изучения химии.
Объект исследования: процесс развития критического мышления учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия развития
критического мышления учащихся 9-х классов в процессе изучения химии. Задачи исследования
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дать рабочее определение «критическому мышлению», выделить его сущностные и структурные компоненты.
2. Выделить особенности технологии развития критического мышления при изучении химии.
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития критического мышления девятиклассников при изучении химии.
Гипотеза исследования. Развитие критического мышления учащихся
9- х классов будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- диагностике начального уровня развития критического мышления обучающихся;
- формировании мотивации к развитию критического мышления;
- проведении системы уроков с применением Интеллект-карт по разным темам;
- применении элементов разработанного элективного курса по развитию критического мышления учащихся 9-х классов на уроках химии;
- мониторинге уровня развития критического мышления в процессе изучения химии.
Теоретико-методологическая база исследования: исследования
отечественных и зарубежных ученых о природе и методах развития критического мышления (Р. Бустро, А. В. Бутенко, И. О. Загашев, С. И. Заир- Бек, М. В. Кларин, Д Клустер, К. Мередит, И. В. Муштавинская, В. Оконь, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, Е. А. Ходос, Д. Халперн и др.). В основу теоретической части исследования также легли основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина и др.; личностноориентированного подхода: Ш.А. Амонашвили, А.Н. Леонтьева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской); системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других. А также методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области: теории и методики обучения химии (В.Н. Верховского, В. П. Гаркунова, Н. Е. Кузнецовой, Е.Е. Минченкова, Т.С. Назаровой, И.М. Титовой, С.Г. Шаповаленко), теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов).
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
❖ теоретический анализ педагогической литературы и нормативно - правовой документации (ФГОС ООО) по проблеме исследования;
❖ анкетирование,
❖ тестирование,
❖ педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
❖ методы математической обработки результатов исследования (статистическая обработка малых выборок (критерий Манна-Уитни)). Опытно-экспериментальной базой исследования является
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №90» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия развития критического мышления школьников на уроках химии в основной школе способствуют более точному формированию единой химической картины мира.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлены психолого-педагогические основы развития критического мышления учащихся 9-х классов в процессе изучения химии;
- разработаны методические рекомендации по развитию критического мышления девятиклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан авторский элективный курс развития критического мышления учащихся 9-х классов в процессе изучения химии. Материалы исследования могут быть использованы учителями химии на уроках и во внеурочное время в 9-х классах; студентами педагогических направлений во время прохождения практики в школе.
Достоверность информации будет подтверждаться результатами тестирования и анкетирования обучающихся 9-х классов на базе МБОУ «Г имназия №90» Советского района г. Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 75 источников, в том числе 7 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 100 страниц. В работе представлено 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с внедрением в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов, в которых отражены требования к результатам обучения школьников, проблема поиска эффективных педагогических условий развития критического мышления учащихся становится актуальной. В нашем исследовании была поставлена цель выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию критического мышления девятиклассников в процессе изучения химии. Для достижения цели исследования нами был поставлен ряд задач.
В ходе решения первой задачи на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами сформулировано рабочее определение понятия «критическое мышление» и выделены его сущностные и структурные компоненты.
«Критическое мышление» представляет собой мышление,
ориентированное на усвоение знаний и проявляющееся в рефлексивной деятельности субъекта познания, оценке и восприятии полученных знаний, отличающие характеристики которого логичность, самостоятельность, контролируемость, обоснованность, и целенаправленность. Основными его структурными компонентами являются: мотивационный компонент,
представляющий собой познавательную мотивацию обучающегося, когнитивный компонент - умение анализировать информацию, обобщать, структурировать её, устанавливать причинно-следственные связи, деятельностный компонент предполагает рефлексивные умения (анализ собственной деятельности, самооценка, самоконтроль) и поведенческие умения (умение вести диалог, делать аргументированные выводы, оценивать различные точки зрения) (Лудова О.М.).
Сравнительный анализ практики развития критического мышления в отечественной педагогике и за рубежом показывает, что образование, как в России, так и за рубежом, считает необходимым воспитание человека
думающего, анализирующего, критически мыслящего, умеющего разрешать проблему.
В ходе решения второй задачи нами выявлены основные характеристики технологии развития критического мышления при изучении химии.
Технология развития критического мышления (авторы американские учёные Дж.Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер) представляет собой совокупность специальных методических инструментов, касающихся критического мышления и его развития. Основу данной образовательной технологии составляет базовая модель трёх взаимосвязанных стадий «вызов - реализация (осмысление) - рефлексия (размышление)», позволяющая самим учащимся сформулировать цель обучения, определить задачи, а также осуществить поиск необходимой информации и обобщение полученной информации. В рамках ТРКМ существует множество методов и технологических приёмов, рациональная комбинация которых даёт возможность учителям адаптировать урок химии к конкретному материалу и уровню развития обучающихся.
На стадии «вызова» рекомендуют применять следующие приемы:
• «мозговой штурм»,
• составление «кластеров»,
• введение «бортового журнала» и др.
На стадии «реализации» содержания авторы указывают на возможность применения таких приёмов, как:
• система маркировки текста «инсерт»,
• заполнение таблицы «Плюс - Минус - Интересно»,
• Таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал» и др.
На заключительном этапе технологичной модели развития критического мышления - «рефлексии», разрешается комбинировать указанные выше приёмы, а также осуществить групповое подведение итогов, обсуждение результатов: обращаться к поставленной в начале урока цели и
проверить степень её достижения. Рефлексивный анализ деятельности возможно осуществить и на основе приёма «синквейн» (короткая рифмовка), который способствует развитию творческой активности школьника.
Кроме того, одним из эффективных методов, способствующих формированию умений грамотно работать с химическим текстом является метод интеллект-карт. Основная цель использования интеллект-карт в процессе обучения химии в основной школе - повышение качества предметных результатов, а также формирование у учащихся метапредметных умений работать с информаций (метапредметный результат). При создании интеллект - карт обучающимися самостоятельно реализуется деятельностный подход (методологическая основа ФГОС): ребенок
«добывает» знания в процессе собственной деятельности, тем самым научится осмысливать любую информацию критически.
В ходе решения третьей задачи нами были выделены следующие педагогические условия, при которых развитие критического мышления будет эффективно:
- диагностика начального уровня критического мышления;
- формирование мотивации к развитию критического мышления;
- проведение системы уроков с применением интеллект-карт по разным темам;
- применение элементов разработанного авторского элективного курса по развитию критического мышления учащихся 9-х классов на уроках химии;
- мониторинг уровня критического мышления.
В педагогическом эксперименте принимало участие 51 обучающихся: 24 ученика контрольной группы и 27 учеников экспериментальной группы. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный в период с сентября 2018 года по май 2019 года. Диагностика уровня критического мышления проводилась с помощью теста оценки развития критического мышления девятиклассников (авторы Ю.Ф. Гущин, И.И. Ильясов).
Сопоставление результатов на начальном и конечном уровнях развития критического мышления 9-классников доказана статистически подтвержденными различиями в уровне критического мышления в контрольной и экспериментальной группах после проведенного эксперимента.
Выявленные нами в ходе исследования и апробированные в обучении химии в основной школе специфические педагогические условия способствуют эффективному развитию критического мышления учащихся.
На основе анализа имеющихся в литературе методических указаний по развитию критического мышления девятиклассников нами составлен авторский вариант методических рекомендаций.
В целом, в ходе нашего исследования мы:
• проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучили нормативные документы по теме;
• определили уровень развития критического мышления обучающихся с помощью теста (Ю.Ф. Гущин, И.И. Ильясов);
• выявили и экспериментально проверили эффективность
педагогических условий развития критического мышления при изучении химии в 9-ом классе;
• разработали программу элективного курса по химии для учащихся 9 класса.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана. Необходимо отметить, что развитие критического мышления учащихся при изучении химии может быть продолжена в старших классах средней школы.


1. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2010.- 23 с.
2. Асадуллин Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дисс. ... д-ра. пед. наук/ Р. М. Асадуллин. - М., 2000. - 389 с.
3. Браус Дж., Вуд Д. Инвайроментальное образование в школах: Пер. с англ. - NAAEE, 1994. - 103 с.
4. Бердникова И. А. Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.- 22 с.
5. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001 - 79 с.
6. Болотова У.В. Критическое мышление в жизни современного общества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2007. - 22 с.
7. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.
8. Васильева М.Н. Методическая разработка «Методические особенности применения интеллект-карт на уроках химии в основной школе (из опыта работы)», Казань, 2018.- 49 с. (включена в городской реестр инновационных программ, проектов и методических разработок приказ УО г. Казани №909 от 3.12.2018г.).
9. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004.
10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
11. Гамзина О.В. Развитие критического мышления на уроках химии // Открытый урок Первое сентября [электронный ресурс]. URL: https://xn-- i 1 abbnckbmcl9fb.xn-
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/212254/Дата обращения: 2.02.2019).
12. Гильманшина, С.И. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / С.И. Гильманшина. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 76 с.
13. Гильманшина С.И., Курамшин А.И., Халикова Ф.Д. Г47 Методика решения заданий единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учебное пособие / С.И. Гильманшина, А.И. Курамшин, Ф.Д. Халикова. - Казань: Казан. ун-т, 2016. - 186 с.
14. Горелова О.Н. Технология развития критического мышления на уроках истории в основной школе // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/02/07/tekhnologiya-razvitiya- kriticheskogo-myshleniya (дата обращения 14.05.2018).
15. Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М.Н. Грабарь, К.А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
16. Гущин Ю.Ф, Ильясов И.И. «Тест ест оценки критического мышления (КМ) для 9-тиклассников». [Электронный ресурс].
http://psyhoinfo.ru/obrabotka-i-interpretaciya-0 (дата обращения 14.06.2018).
17. Джонсон Д.Х. Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению // КМ Новости. 1985. Т.4. №1. 210 с.
18. Еремеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку // Открытый урок Первое сентября [Электронный ресурс]. URL: https://xn--
i 1 abbnckbmcl9fb.xn-p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/580663/ (Дата обращения (1.04.2019).
19. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития/И.О. Загашев., С.И. ЗаирБек. - СПб.: Альянс-Дельта, - 2003.- 284 с.
20. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.
21. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. - 101 с.
22. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
23. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.
24. Клустер Д. Что такое критическое мышление? (Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо) «Перемена» 2001, № 4.
25. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 176 с.
26. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.
27. Кукушкина Ю. А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере программистов): дисс... канд. психол. наук. - М., 2008. -147 с.
28. Лудова О.М. Модель развития критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информатического цикла [электронный ресурс]. URL: C:/Users/Учитель/Downloads/model-razvitiya-kriticheskogo-mysЫeniya-u- buduschih-uchiteley-informatiki-v-protsesse-obucheniya-distsiplinam- informagicheskogo.pdf (Дата обращения: 1.06.2019).
29. Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка [электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B0/Downloads/kompetentnost nyy-podhod-k-metodicheskoy-podgotovke-uchitelya-inostrannogo-yazyka.pdf (Дата обращения: 13.05.2019).
30. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//Педагогика, 2001. № 10. С.91-100.
31. Методика преподавания химии / Под ред. Н.Е.Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984 г. - 416 с.
32. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческих дисциплин): Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2000.
33. Минченков Е.Е. Практическая дидактика // Химия: методика преподавания в школе. 2001 г. №2, с. 16-24; №3, с.9-18; №5, с. 10-16; №6, с.14-21.
34. Мирошниченко. Н.И. Развитие критического мышления учащихся на уроках иностранного языка (немецкого) [электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B0/Downloads/razvitie- kriticheskogo-myshleniya-uchaschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazyka- nemetskogo%20(1).pdf (Дата обращения 5.02.3019).
35. Мурюкина Е.В., Челышева. И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «медиаобразование» [электронный ресурс]. URL:
https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/171. -.pdf (Дата обращения: 25.05.2019) .
36. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научнометодическое осмысление // Методист. 2002. N 2. C. 30- 35.
37. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. - М., 2004. № 3. C. 34-39.
38. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Уроки естествознания: опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления» в курсе естествознания 5 кл. Метод. пособие. - СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 66 c.
39. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
40. Навыки 21 века // Свободная энциклопедия Википедия [электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/21st_century_skills
(Дата обращения: 23.05.2019).
41. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 [Текст] / А.Г. Каспаржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. - М.: «Университетская книга», 2005. - 128 с.
42. Овсянникова М.Н. "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс [электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/okruzhayushchii-mir/2016/08/23/ispolzovanie-metoda-sostavleniya- intellekt-kart-na (Дата обращения: 5.02.2019).
43. Примерная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс] http: //window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9. pdf (дата обращения: 14.06.2018).
44. Примерные программы среднего (полного) образования / Сост. Н.Н. Гара, Ю.И. Дик. - М.: Дрофа, 2000. - 464 с.
45. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps235135 (дата обращения 12.01.2018).
46. Рыбникова Е.В. Технология критического мышления: теоретические основы, понятие «критическое мышление» и его характеристики // Мультиурок [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-tieorie.html (дата обращения 14.02.2019).
47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.
48. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.; URL: http://www.srience-education.m/m/artide/view?id=22783 (дата обращения: 14.05.2019).
49. Столбникова Е.А. Медиаобразование: проблема воспитания критического мышления // Проблемы научной и учебно-методической работы в вузе/ Ред. Р.М. Чумичева. - Волгодонск: Полиграфобъединение, 2001. С.150-155.
50. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма,2006. 160 с.
51. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Дис. канд. пед. наук. - Ростов, 2005.
52. Суворова Н.Г. Использование приемов критического мышления на уроках по курсу «Основы правовых знаний»//Теоретические и методические основы преподавания права в школе. - М., 2002. C. 467-476.
53. Сухова Л.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 2006. N 1. C. 30-33.
54. Тарасова М.А. Педагогические условия формирования критического стиля деятельности учащихся многопрофильной гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. Москов. медицинская Академия. - М., 2000.
55. Темпл, Ч. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета. Пос. 3 / Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Л. Стил. - М.: Изд-во Ин-та "Открытое Общество", 1997.
56. Темпл, Ч. Критическое мышление - углубленная методика. Пос. 4 / Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К. С. Мередит. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.
57. Терно С. А. Концепция критического мышления в зарубежной педагогике [Электронный ресурс]/ C. А. Терно // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 8. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26054. — (Дата обращения: 12.02.19.).
58. Скурыгина С. К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 708-710. — URL https://moluch.ru/archive/111/27218/ (дата обращения: 14.04.2019).
59. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). [Электронный ресурс].
https://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 14.06.2018).
60. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 15.03.2018).
61. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. Г. Асмолов [и др.]/под ред. А. Г. Асмолова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
62. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 503 с.
63. Хохлова Л.В. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения философии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004.-24 с.
64. Хохрякова Т.Н. ПРОЕКТ «Использование технологии развития критического мышления в преподавании коррекционной и специальной педагогики как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся ГБПОУ НПК» [электронный ресурс]. URL: http://neftekamsk-npk.ra/Проект Хохрякова LH.doc. (Дата обращения:
25.04.2019) .
65. Чуйко А.Н. Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы». - Москва, 2013. - 22 с. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/05/30/metodicheskaya-razrabotka- primenenie-tehnologii-razvitiya (дата обращения 14.04.2019).
66. Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения): Дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2005.
67. Шаров Д.Д. Развитие критического мышления учащихся при обучении программированию в курсе «Информатика и ИКТ» на профильном уровне старшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2006.-23 с.
68. «Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.
69. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Education Goals. - N.Y., 1971. - 211 p.
70. Critical Thinking: Theory, Research, Practice, and Possibilities. ASHEERIC Higher Education Report No. 2, 1988. Kurfiss, Joanne Gainen. [Электронный ресурс]. https://eric.ed.gov/?id=ED304041 pdf (дата обращения
14.06.2018) .
71. Elder L., Paul R. Critical thinking: Content is thinking/ thinking is content // Journal of Developmental Educating, 1995, Vol.19. - P. 34-36.
72. Elder L., Paul R. Critical Thinking: How to Prepare Students for a Rapidly Changing World. Binker Publisher: Foundation for Critical Thinking, 1995, - 572 p.
73. Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. - New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003.
74. NCSALL Home > Publications > Review of Adult Learning and Literacy > Volume 2 (2001) > Full Chapters > Making Sense of Critical Pedagogy in Adult Literacy Education Making Sense of Critical Pedagogy in Adult Literacy Education Volume 2: Chapter Two Sophie C. Degener. [Электронный ресурс]. https://files.eric.ed.gov/funtext/ED508713.pdf (дата обращения 14.06.2018).
75. Paul R., Elder L. Critical thinking: tools for taking charge of your learning and your life/R. Paul., L. Elder. Upper Saddle River. NJ: Pearson/Prentice Hall, - 2006. - P. 482.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ