ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования географического мышления у школьников в 7 классе во внеурочное время 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия 8 «географическое мышление» 8
1.2 Методические особенности формирования географического мышления у учащихся 18
1.3 Формы и методы формирования географического мышления учащихся во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности 46
2.1 Исследование уровня сформированности географического мышления учащихся 7-х классов 46
2.2 Апробация программы по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности по
географии 54
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 61
Заключение 68
Список литературы70
ПриложениЯ 73
Глава 1. Теоретические основы формирования географического мышления у школьников в 7 классе во внеурочное время 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия 8 «географическое мышление» 8
1.2 Методические особенности формирования географического мышления у учащихся 18
1.3 Формы и методы формирования географического мышления учащихся во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности 46
2.1 Исследование уровня сформированности географического мышления учащихся 7-х классов 46
2.2 Апробация программы по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности по
географии 54
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 61
Заключение 68
Список литературы70
ПриложениЯ 73
Актуальность исследования. Современное развитие общества в частности развитие учащихся общеобразовательных учреждений базируется на формировании поликультурных отношений, которое направленно на создание условий для развития исследовательских способностей человека. С этой точки зрения географическое мышление является одной из ключевых составляющих поликультурного мира, ориентированного на географическое восприятие мира. Главенствующая роль в этой проблеме отводится системе школьного образования, которое ориентированно на формирование качеств личности, которые отвечают требованиям современного общества.
На сегодняшний день в педагогической деятельности есть понятие экологического, экономического, физико-математическогомышления и т. д. Рассматривая определения географического мышления мы остановились на определении, которое дал Н. Н. Баранский - «...это мышление, во-первых, привязанное к теории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связное комплексное не замыкающиеся в рамках одного элемента или другой отрасли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком...». География это междисциплинарный предмет, который помогает учащимся понять свое место в современном мире, определить взаимосвязь с окружающей природой и социальной средой. Предмет география направлен на развитие личной ответственности школьника за всё что происходит в мире который нас окружает.
Однако формирование географического мышления не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Географическое мышление - составная часть общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира.
В научной литературе проблемами развития географического мышления занимались Ю.Г. Саушкин, В. С. Преображенский, Э. Б. Алаев, Я.
Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко и многие другие [25, с. 87]. В своих трудах они раскрывают экспериментальные и прикладные психологические и педагогические аспекты развития географического мышления у учащихся. Э. Б. Алаев связывает географическое мышление с пространственной парадигмой, Я. Г. Машбиц сформулировал семь важнейших парадигм географического мышления в современной географии: геоинформационная, региональная, территориальная, геосистемная, математическое моделирование описательная и пространственно-временная. В современном мире необходимо развитие целостной и комплексной географии, требуется постоянное совершенствование географического мышления.
Современные образовательные стандарты требуют внедрения новых педагогических технологий, основанных на восприятии большого объёма учебной информации, представленной в символической (графической) форме. С началом XXI века значительная доля географической информации передаётся не только с помощью традиционных бумажных карт, атласов, а по существу - в динамичной, интерактивной информационной системе. Содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельной мыслительной деятельности и развития личности учащихся, используя различные виды обучения, в частности в 7 классе во внеурочной деятельности.
Анализ проблемы формирования географического мышления учащихся
7- х классов во внеурочной деятельности учащихся в рамках образовательной области «География» позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между потребностью
современного общества в географических знаниях, и реальным уровнем географической подготовки учащихся;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью
формирования у учащихся географического мышления, опыта учебной деятельности как необходимой составляющей содержания в учебном процессе у учащихся 7 класса, так и для совершенствования методики формирования географического мышления в процессе внеурочной деятельности по географии.
Необходимость разрешения этих противоречий определяется актуальностью нашего исследования и позволяет сформулировать его проблему: какова организация процесса формирования географического мышления у учащихся в 7-х классов во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, и разработать
программу формирования географического мышления у учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования географического
мышления учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: программа по формированию
географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- сочетает теоретические и практические методы формирования географического мышления;
- разработана программа внеурочной деятельности;
- определяет особенности внеурочной деятельности учащихся 7 классов по формированию географического мышления.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования географического мышления у школьников в 7 классе во внеурочное время.
2. Выявить методические особенности формирования географического мышления.
3. Определить особенности внеурочной деятельности учащихся 7 классов по формированию географического мышления.
4. Разработать и апробировать программу по формированию географического мышления у учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
5. Раскрыть в экспериментальной работы необходимость предложенной программы.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составляют работы видных ученых занимавшихся проблемами методики географии, исследованиями в географической науке Ю.Г. Саушкин, А. А. Миш, Н.Т.Агафонов, С.Б.Лавров, Б. С. Хорев, П. Я. Баклано, В. С. Преображенский, А. И. Чистобаев, Э. Б. Алаев, И. П. Герасимов, В. М. Котляков, Я. Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко, В.А. Анучин, Ю. К. Ефремов.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение научной литературы по проблеме
исследования, нормативно-правовых актов.
2. Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
3. Метод обработки результатов исследования.
Основные этапы исследования.
- на первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных материалов по проблеме исследования, анализ законодательных и нормативно-правовых документов; определялась цель и задачи, гипотеза исследования; создавалась программа опытно - поисковой работы, производился отбор методов исследования.
- на втором этапе проводилась опытно-поисковая работа педагогического исследования, анализировались её результаты, осуществлялась корректировка гипотезы. Разрабатывалась программа формирования географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
- на третьем этапе проводилось обобщение и интерпретация результатов опытно-поисковой работы. Систематизация, обобщение и описание полученных результатов, формулирование теоретических выводов, анализ данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы, оформление диссертации в целом.
Экспериментальная база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 167» г. Казани, МБОУ «Ново- Арышская» СОШ Рыбно-Слободского района РТ.
Теоретическая значимость работы: раскрыта необходимость и возможность применения в учебном процессе у учащихся 7-х классов программы развития географического мышления учащихся.
Практическая значимость. Разработанная программа по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы.
Научная новизна:
- разработана программа внеурочной деятельности «Новое в географии»;
- обозначены особенности внеурочной деятельности по географии в 7 классе;
- определены формы и методы формирования географического мышления учащихся во внеурочной деятельности.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
На сегодняшний день в педагогической деятельности есть понятие экологического, экономического, физико-математическогомышления и т. д. Рассматривая определения географического мышления мы остановились на определении, которое дал Н. Н. Баранский - «...это мышление, во-первых, привязанное к теории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связное комплексное не замыкающиеся в рамках одного элемента или другой отрасли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком...». География это междисциплинарный предмет, который помогает учащимся понять свое место в современном мире, определить взаимосвязь с окружающей природой и социальной средой. Предмет география направлен на развитие личной ответственности школьника за всё что происходит в мире который нас окружает.
Однако формирование географического мышления не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Географическое мышление - составная часть общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира.
В научной литературе проблемами развития географического мышления занимались Ю.Г. Саушкин, В. С. Преображенский, Э. Б. Алаев, Я.
Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко и многие другие [25, с. 87]. В своих трудах они раскрывают экспериментальные и прикладные психологические и педагогические аспекты развития географического мышления у учащихся. Э. Б. Алаев связывает географическое мышление с пространственной парадигмой, Я. Г. Машбиц сформулировал семь важнейших парадигм географического мышления в современной географии: геоинформационная, региональная, территориальная, геосистемная, математическое моделирование описательная и пространственно-временная. В современном мире необходимо развитие целостной и комплексной географии, требуется постоянное совершенствование географического мышления.
Современные образовательные стандарты требуют внедрения новых педагогических технологий, основанных на восприятии большого объёма учебной информации, представленной в символической (графической) форме. С началом XXI века значительная доля географической информации передаётся не только с помощью традиционных бумажных карт, атласов, а по существу - в динамичной, интерактивной информационной системе. Содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельной мыслительной деятельности и развития личности учащихся, используя различные виды обучения, в частности в 7 классе во внеурочной деятельности.
Анализ проблемы формирования географического мышления учащихся
7- х классов во внеурочной деятельности учащихся в рамках образовательной области «География» позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между потребностью
современного общества в географических знаниях, и реальным уровнем географической подготовки учащихся;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью
формирования у учащихся географического мышления, опыта учебной деятельности как необходимой составляющей содержания в учебном процессе у учащихся 7 класса, так и для совершенствования методики формирования географического мышления в процессе внеурочной деятельности по географии.
Необходимость разрешения этих противоречий определяется актуальностью нашего исследования и позволяет сформулировать его проблему: какова организация процесса формирования географического мышления у учащихся в 7-х классов во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, и разработать
программу формирования географического мышления у учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования географического
мышления учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: программа по формированию
географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- сочетает теоретические и практические методы формирования географического мышления;
- разработана программа внеурочной деятельности;
- определяет особенности внеурочной деятельности учащихся 7 классов по формированию географического мышления.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования географического мышления у школьников в 7 классе во внеурочное время.
2. Выявить методические особенности формирования географического мышления.
3. Определить особенности внеурочной деятельности учащихся 7 классов по формированию географического мышления.
4. Разработать и апробировать программу по формированию географического мышления у учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
5. Раскрыть в экспериментальной работы необходимость предложенной программы.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составляют работы видных ученых занимавшихся проблемами методики географии, исследованиями в географической науке Ю.Г. Саушкин, А. А. Миш, Н.Т.Агафонов, С.Б.Лавров, Б. С. Хорев, П. Я. Баклано, В. С. Преображенский, А. И. Чистобаев, Э. Б. Алаев, И. П. Герасимов, В. М. Котляков, Я. Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко, В.А. Анучин, Ю. К. Ефремов.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение научной литературы по проблеме
исследования, нормативно-правовых актов.
2. Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
3. Метод обработки результатов исследования.
Основные этапы исследования.
- на первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных материалов по проблеме исследования, анализ законодательных и нормативно-правовых документов; определялась цель и задачи, гипотеза исследования; создавалась программа опытно - поисковой работы, производился отбор методов исследования.
- на втором этапе проводилась опытно-поисковая работа педагогического исследования, анализировались её результаты, осуществлялась корректировка гипотезы. Разрабатывалась программа формирования географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
- на третьем этапе проводилось обобщение и интерпретация результатов опытно-поисковой работы. Систематизация, обобщение и описание полученных результатов, формулирование теоретических выводов, анализ данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы, оформление диссертации в целом.
Экспериментальная база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 167» г. Казани, МБОУ «Ново- Арышская» СОШ Рыбно-Слободского района РТ.
Теоретическая значимость работы: раскрыта необходимость и возможность применения в учебном процессе у учащихся 7-х классов программы развития географического мышления учащихся.
Практическая значимость. Разработанная программа по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы.
Научная новизна:
- разработана программа внеурочной деятельности «Новое в географии»;
- обозначены особенности внеурочной деятельности по географии в 7 классе;
- определены формы и методы формирования географического мышления учащихся во внеурочной деятельности.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведя анализ научно-методической литературы по проблеме исследования мы определили, что географическое мышление - это мышление, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или «отрасли».
Исследование уровня сформированности географического мышления учащихся проводилась в проводилась в 7-х классах МБОУ «СОШ № 167» г. Казани (малокомплектный класс) и МБОУ «Ново-Арышская СОШ». Было сформировано две группы учащихся - экспериментальная и контрольная.
В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы, была проведена диагностика географического мышления учащихся по тесту согласно учебника по географии 7 класса А. И. Алексеев (серия «Полярная звезда»), эти тесты служат для выявления географических способностей личности.
На следующем этапе в экспериментальной группе была апробирована программа по географии «Новое в географии», она имеет логическую направленность, реализуется во внеурочной деятельности. Категория обучающихся: учащиеся 7 классов. Цель программы: развитие
географического мышления в процессе обучения географии в 7 классе.
Формы работы: занятия теоретического характера, занятия
практического характера, соревнования. Методы: объяснительно-
иллюстративный (предъявление информации различными способами - объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.), проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.
Результаты повторной диагностики показали, что 40% учащихся экспериментальной группы и 10% учащихся контрольной группы имеют высокий уровень географического мышления. Этих учеников отличает творческий подход к решению познавательных задач, самостоятельность, активность.
Средний уровень географического мышления имеют 50% учащихся экспериментальной группы и 50% учащихся контрольной группы. Их отличает периодическое проявление элементов творчества в различных видах деятельности с преобладанием действий по образцу, недостаточный уровень самостоятельности и оригинальности.
Низкий уровень географического мышления имеют 10% учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы. Для них характерно отсутствие творчества в продуктивной деятельности. Не сформированы умения действовать по собственному замыслу. Г еографическое воображение сформировано на низком уровне.
По сравнению с констатирующим этапом количество учащихся с высоким уровнем географического мышления увеличилось с 1 0% до 40%. Эти данные свидетельствует о том, что апробированная программа способствовала формированию географического мышления учеников 7-х классов. В контрольной группе динамика незначительная.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что апробированная программа внеурочной деятельности по географии «Новое в географии» способствовала формированию географического мышления учащихся 7-х классов. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Исследование уровня сформированности географического мышления учащихся проводилась в проводилась в 7-х классах МБОУ «СОШ № 167» г. Казани (малокомплектный класс) и МБОУ «Ново-Арышская СОШ». Было сформировано две группы учащихся - экспериментальная и контрольная.
В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы, была проведена диагностика географического мышления учащихся по тесту согласно учебника по географии 7 класса А. И. Алексеев (серия «Полярная звезда»), эти тесты служат для выявления географических способностей личности.
На следующем этапе в экспериментальной группе была апробирована программа по географии «Новое в географии», она имеет логическую направленность, реализуется во внеурочной деятельности. Категория обучающихся: учащиеся 7 классов. Цель программы: развитие
географического мышления в процессе обучения географии в 7 классе.
Формы работы: занятия теоретического характера, занятия
практического характера, соревнования. Методы: объяснительно-
иллюстративный (предъявление информации различными способами - объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.), проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.
Результаты повторной диагностики показали, что 40% учащихся экспериментальной группы и 10% учащихся контрольной группы имеют высокий уровень географического мышления. Этих учеников отличает творческий подход к решению познавательных задач, самостоятельность, активность.
Средний уровень географического мышления имеют 50% учащихся экспериментальной группы и 50% учащихся контрольной группы. Их отличает периодическое проявление элементов творчества в различных видах деятельности с преобладанием действий по образцу, недостаточный уровень самостоятельности и оригинальности.
Низкий уровень географического мышления имеют 10% учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы. Для них характерно отсутствие творчества в продуктивной деятельности. Не сформированы умения действовать по собственному замыслу. Г еографическое воображение сформировано на низком уровне.
По сравнению с констатирующим этапом количество учащихся с высоким уровнем географического мышления увеличилось с 1 0% до 40%. Эти данные свидетельствует о том, что апробированная программа способствовала формированию географического мышления учеников 7-х классов. В контрольной группе динамика незначительная.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что апробированная программа внеурочной деятельности по географии «Новое в географии» способствовала формированию географического мышления учащихся 7-х классов. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Проектная деятельность учителя при изучении Всемирного культурного и природного наследия в школьном курсе географии (Проектная деятельность учителя географии в общеобразовательном пространстве, Пензенский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019



