Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ

Работа №36356

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы149
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
482
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования метапредметных компетенций учащихся на основе освоения учебника 11
1.1 Сущность метапредметных образовательных компетенций учащихся
основной школы 11
1.2 Педагогический потенциал учебника в формировании метапредметных
образовательных компетенций учащихся основной 18
1.3 Модель формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы (шестых классов) на основе освоения учебника. 38
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию метапредметных компетенций учащихся шестых классов на основе
освоения учебника 50
2.1 Исследование исходного уровня сформированности метапредметных
компетенций учащихся шестых классов 50
2.2 Педагогические условия реализация модели формирования
метапредметных компетенций учащихся шестых классов на основе освоения учебника 63
2.3 Динамика сформированности метапредметных компетенций учащихся
шестых классов на основе освоения учебника 88
Выводы по второй главе 96
Заключение 98
Список литературы 101
Приложения 113

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в стране повлияли на изменения в сфере российского образования, в том числе основного общего образования. В связи с этим актуализируются положения, отраженные в нормативных документах Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [15], Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г. [4], государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [8], проект «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» [17], указывающие на необходимость поиска новых подходов и ориентиров для современной школы, среди которых результатом образования будет не наращивание предметной информации, а формирование комплекса умений, позволяющих добиваться требуемого результата, часто в неопределенных, проблемных ситуациях.
Так, в ФГОС ООО обозначены основные результаты образования выпускников современной системы основного общего образования на личностном, метапредметном и предметном уровне, достижение которых связано с формированием определённых компетенций, т.е. совокупности универсальных знаний, умений и навыков, необходимых в учебной, познавательной и социальной практике. В связи с этим одним из социально и личностно значимых требований к выпускникам основной школы становится формирование у них метапредметных компетенций [15].
Анализ современной образовательной практики показывает, что несмотря на доступность Интернета в школе, основным источником знаний и средством обучения на уроке является школьный учебник. Зачастую именно учебник выступает в качестве основного источника построения урока, а, следовательно, выступает одним из средств формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы. В соответствии с
новым ФГОС современные учебники, в частности учебники по истории, предназначены не только для передачи научных знаний школьнику, но, главное, они должны формировать умения и навыки самостоятельной работы и способствовать развитию личности учащегося.
Различные аспекты проблемы формирования метапредметных образовательных компетенций представлены в работах М.В. Богуславского, Ю.В. Громыко, О.С. Глазуновой и др. [34, 43, 44] Вопросы метапредметного содержания стандартов второго поколения обозначены в работах А.В. Хуторского, Н.И. Аксеновой и др. [95, 23] Теоретическое осмысление компетентностного подхода как приоритетного направления в образовании находит отражение в трудах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Дж. Равена, А.В. Хуторского и т.д. [48, 50, 79, 94] Разработки теории учебника, отражающие структуру, основные параметры, функции учебника представлены в трудах В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, Л.Я. Зориной, Д.Д. Зуева, В.И. Рывчин, Н.И. Тупальский, Л.Г. Махмутова и др. [29, 30, 32, 51, 52, 81, 82, 90, 67, 68].
Анализ научной литературы и педагогической практики позволил выделить ряд противоречий, которые определяют основное направление данного исследования:
- несоответствие социально-педагогических требований к уровню сформированности метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы, возможности достижения этого уровня традиционной «знаниевой» системы обучения учащихся, не отражающей личностную значимость осваиваемого метапредметного содержания материала;
- необходимостью формирования в основной школе метапредметных образовательных компетенций с опорой на педагогический потенциал учебника, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования метапредметных компетенций учащихся на основе учебника, с другой.
Проблема исследования - каковы роль и место учебника в формировании метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была выбрана образовательная область «История».
Актуальность рассматриваемой проблемы и её недостаточная разработанность в педагогической науке послужила основанием для определения темы исследования: «Учебник по истории как средство формирования метапредметных компетенций учащихся 6-х классов».
Цель исследования - разработать, обосновать и проверить в опытно - поисковой работе модель формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы на основе освоения учебника.
Объект исследования - формирование метапредметных компетенций учащихся.
Предмет исследования - учебник как педагогическое средство формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы (6-х классов).
Гипотеза исследования: формирование метапредметных компетенций учащихся основной школы на основе освоения учебника будет эффективным, если:
- выявить содержание понятия «метапредметные компетенции»;
- выделить педагогические возможности учебника как средства формирования метапредметных компетенций учащихся основной школы;
- разработать и реализовать модель формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы с помощью учебника.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. раскрыть содержание и особенности развития метапредмтеных компетенций учащихся основной школы;
2. определить педагогический потенциал учебника в формировании метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы;
3. разработать педагогические условия реализации модели формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы на основе освоения учебника.
Методологическую основу исследования составляют основные положения общенаучных подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) [25, 33,], личностнодеятельностного (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн и др.) [40, 46, 60, 84, 80], компетентностного (В.И. Байденко,
A. А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Новиков, А.В. Хуторской и др.) [26, 36, 48, 50, 72, 94].
Теоретической основой исследования выступили: психологические теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов и др.) [22, 80, 37, 65]; основные положения теории непрерывного образования (А.М. Новиков, И.М. Добрынин и др.) [72, 47], теории проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) [61, 62, 63, 86], теория учебника (В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, Л.Я. Зориной, Д.Д. Зуева,
B. И. Рывчин, Н.И. Тупальский, Л.Г. Махмутова и др.) [29, 30, 32, 51, 52, 81, 82, 90, 67, 68].
Источниковая база. Источниковой базой исследования является широкий круг документальных и опубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют школьные учебники по истории для 6-х классов, используемые в рамках образовательной организации МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г.Казани, на базе которой осуществлялось исследование, и рассматриваемые автором как источник [20,
21]. Основанием для выбора школьных учебников послужил Федеральный перечень школьных учебников на 2017/2018 и 2018/2019 учебный год, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования [9].
Вторую группу источников составляют нормативные и
делопроизводственные документы отражающие национальную политику государства в области образования, в частности основного общего образования: ФГОС основного образования, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральные перечни учебников, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и историко-культурный стандарт и др. [1-19].
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение и др.), эмпирические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опытно-экспериментальная работа, изучение учебной документации и др.), математико-статистические методы обработки полученных данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г. Казани.
Этапы исследования:
Работа выполнялось в период с 2017 по 2019 гг. и включала три этапа.
На первом этапе (1 сентября - 28 декабря, 2017г.) осуществлялись выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы и темы исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы. Разрабатывались программа и методика экспериментальной работы, осуществлялась подготовка необходимого диагностического инструментария. Выявлялись содержание и особенности развития метапредметных компетенций учащихся основной школы.
На втором этапе (9 февраля - 28 декабря, 2018г.) проводился педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы исследования,
теоретически и экспериментально обосновывались условия формирования
6
метапредметных компетенций учащихся на основе освоения учебника. Продолжалась работа по изучению научно-педагогической литературы и анализу предмета исследования.
На третьем этапе (27 апреля - 7 июня, 2019 г.) проводилась работа по обработке и интерпретации экспериментальных данных, оформлялись результаты диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. уточнена сущность метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы как личностных образований, представляющих собой совокупность универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных), способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
2. выявлен педагогический потенциал учебника в формировании метапредметных образовательных компетенций учащихся основой школы, характеризующийся совокупностью дидактических единиц, характера учебных заданий, построения и алгоритма управления обучением;
3. разработана модель формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы с помощью учебника, включающая целевой, содержательный и результативный компоненты на основе реализации педагогических условий (обеспечение мотивации учащихся на формирование метапредметных компетенций, отбор содержания и технологии обучения соответственно уровню сформированности метапредмтеных компетенций).
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
- раскрыта сущность, структура и особенности развития метапредметных образовательных компетенций как личностных образований учащихся основной школы, что способствует обогащению дидактики в части содержания обучения, отражённого в учебнике;
- выявлены ведущие параметры учебника и их особенности, что может стать основой для рационального проектирования содержания образования, отраженного в учебнике;
- разработана модель формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы, которая может стать основой для взаимодействия педагога и учащегося при освоении материала учебника;
- внесен вклад в развитие теории проблемно-развивающего обучения за счет выявления и обоснования педагогических возможностей учебника как средства формирования метапредметных компетенций учащихся основной школы.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование работы с учебником как средством формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе обучения. В частности, разработана модель выполнения учебных заданий, являющаяся средством технологического обеспечения процесса формирования метапредметных компетенций учащихся основной школы; разработаны методики изучения параметров учебника, используемые для формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся основной школы, являющиеся основой для анализа и проектирования учебников.
Теоретические и экспериментальные результаты исследования могут быть внедрены в систему работы преподавателей образовательных организаций основного общего образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г. Казани, а также в процессе педагогической деятельности в МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г. Казани.
Основные положения исследования и его результаты обсуждались на заседаниях методического объединения МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г. Казани.
Структура диссертации. Диссертация объемом состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно нормативно-правовым документам в области образования РФ в основе современной системы образования лежит переход от «знаниевой» парадигмы к созданию условий для освоения комплекса компетенций, которые отражают уровень развития личности. При этом одним из основных факторов успешного обучения по предмету выступает требование к развитию метапредметных (универсальны) учебных действий личности ребёнка, умеющей самостоятельно использовать приобретённые в ходе образовательного процесса знания, умения и навыки в реальной жизни, при решении практических задач.
На основе теоретического анализа философской и психолого - педагогической литературы нами была определена сущность и изучена проблема формирования мтарпедметных компетенций (регулятивной, познавательно, коммуникативной) у учащихся средней школы (в частности 6х классов). Более того, анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что в теории и практике основной школы проблема развития метапредметных компетенций у учащихся посредством учебника не изучена в полной мере. Тем не менее, успешность решения исследуемой проблемы на наш взгляд заключается именно в использовании педагогического потенциала учебника как средства формирования метапредметных компетенций у учащихся.
Доказано, что учебник является эффективным средством формирования метапредметных компетенций, так как педагогический потенциал современного учебник ориентирует учащихся не только на пересказ учебного материала, но и развивает различные сферы деятельности учащихся в результате освоения дидактических единиц учебника, успешного выполнения заданий разного характера и уровня сложности.
В данном диссертационном исследовании с опорой на опыт других исследователей нами была предпринята попытка разработать модель развития
метапредметных компетенций у учащихся 6-х классов на основе учебника и педагогические условия её реализации. Модель нацелена на развитие регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенций за счет реализации педагогического потенциала учебника по истории в образовательном процессе 6-х классов.
Модель формирования метапредметных компетенций учащихся посредством учебника включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: целевой, состоящий из цели и методологической базы;
содержательный, включающий в себя этапы, методы, механизмы, и педагогические условия реализации заявленной модели; результативный (наличие результата в соответствии с заявленной целью). Модель осуществляется в соответствии с подходами (компетентностный, системный и личностно-ориентированный), этапами (констатирующий, формирующий, контрольный), методами (работа с учебником, самоконтроль и т.д.) на основе взаимодействия учителя и учащихся (субъект-субъектные отношения) в ходе образовательного процесса.
Успешную реализацию модели обеспечивают следующие
педагогические условия: 1 - обеспечение мотивации учащихся на
формирование метапредметных компетенций; 2 - отбор содержания и технологии обучения в соответствии с уровнем развития метапредметных компетенций; 3 - насыщение учебного материала предметно -регулятивными, -познавательными и -коммуникативными заданиями.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена эффективность использования модели формирования метапредметных компетенций учащихся 6-х классов на основе освоения учебника и педагогические условия её реализации, на что указывают полученные данные.
Исследование позволило установить статистически значимые
изменения, произошедшие в уровне сформированности метапредметных компетнеций у учащихся 6-х классов в экспериментальной группе, что подтвердило гипотезу исследования. Выявлено, что процент учащихся с высоким и средним уровнем сформированности метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) компетенций к концу шестого класса вырос в экспериментальной группе и составил 69 % от общего числа, что на 42% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Аналогичный прирост в контрольной группе за тот же период составил 8%.
Данное исследование показывает значимость полученных результатов, однако оно не исчерпывает всех аспектов содержания проблемы. Её дальнейшее развитие может быть осуществлено по таким проблемам как: изучение особенностей формирования метапредметных компетенций в начальной и старшей школе, с учётом преемственности учебников.


1. Всероссийский инновационный проект (ФИП РАО) «Реализация ФГОС через внедрение технологий «Школы 2100» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school2100.com/upload/osn programma2/2-
1 Programma razvitiya UUD.pdf (Дата обращения: 16.06.2019).
2. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consuhant.ra/?utm_source=sps / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=1377 07&fld=134&dst=1000000001.0&rnd=0.7863576608957479#0 (Дата обращения: 16.06.2019)
3. «Конституция Российской Федерации» от 12 декабря 1993 года (с поправками от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm_source=sps /
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875 &fld=134&dst=1000000001.0&rnd=0.7790448699771015#0 (Дата обращения: 16.06.2019)
4. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (Дата обращения: 16.06.2019).
5. Письмо Минобразования РФ от 18.07.97 №974/14-12 «Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakonbase.ru / http ://zakonbase.ru/content/part/152419 (Дата
обращения: 16.06.2019).
6. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» (утратил силу) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.garant.ru / http://base. garant.ru/182981/ (Дата обращения: 16.06.2019)
7. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2002 г. .№222 «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» (утратил силу) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru / http://base.garant.ru/184335/ (Дата обращения:
16.06.2019)
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/#friends (Дата обращения: 16.06.2019)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №15 от 26 января 2017 года с изменениями от 5 июня 2017 года №629 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://4ege.ru/documents/56987-federalnyy- perechen-uchebnikov-na-2018-2019-uchebnyy-go.html (Дата обращения: 16.16.2019)
10. Приказ Минобрнауки РФ от 24.02.2009 №57 (ред. от 17.03.2011) «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена»
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=1134 60&fld=134&dst=1000000001.0&rnd=0.6746688501359555#0 (Дата обращения: 16.06.2019) 
11. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru / http://base.garant.ru/6150599/ (Дата обращения: 16.06.2019).
12. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/ (Дата обращения: 16.06.2019).
13. Приказ Минобразования РФ от 07.06.1993 №237 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakonbase.ru / http ://zakonbase.ru/content/base/255 97 (Дата обращения: 16.06.2019).
14. Приказ Минобразования РФ от 30.06.99 № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakonbase.ru / http://zakonbase.ru/content/part/331942 (Дата обращения: 16.06.2019).
15. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс/Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110255/ (Дата обращения: 16.06.2019)
16. Проект [Электронный ресурс] / Режим доступа: «Историко - культурный стандарт https ://www.kommersant.ru/ docs/2013/standart.pdf (Дата обращения: 16.06.2019)
17. Проект «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRectorov-c16-28-08-2008.pdf (Дата обращения: 16.06.2019)
18. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 (ред. от 07.12.2016) «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm_source=sps/
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2084 00&fld=134&dst=1000000001.0&rnd=0.6155538567514025#0 (Дата обращения: 16.06.2019)
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (Дата обращения: 16.06.2019)
20. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до XVI в. 6 кл.: / учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. - М.: Дрофа, 2016. - 239 с.
21. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков: учебник для 6 класса бщеобразовательных учреждений / М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 264 с.
22. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Наука, 1973. - 288 с.
23. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н.И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф., окт. 2011, г. Челябинск. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - Т. I. - С. 104-107.
24. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №9. - С. 21-30.
25. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981.
26. Байденко В.И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы [Текст] / В.И. Байденко, Н.А. Гришанова, В.Ф. Пугач // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 5. - С. 16-21.
27. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект [Текст] / Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
28. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 13-14.
29. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование [Текст] / В. Г. Бейлинсон. - М.: Мнемозина, 2005. - 399 с.
30. Бейлинсон В.Г. О функциональном подходе к оценке школьных учебников [Текст] / В.Г. Бейлинсон, Д.Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. - М., 1977. - Вып. 5. - С. 42-54.
31. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) [Текст]: научное издание / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 2005. - 298 с.
32. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
33. Блауберг И.В. Философский принцип системности и системный подход [Текст] / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский. Э.Г. Юдин // Вопросы философии. - 1987. - № 8. - С. 39-53.
34. Богуславский М.В. XX век российского образования [Текст] / М. В. Богуславский. - Москва: ПЕРСЭ, 2002. - 319 с.
35. Боголюбов Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования. / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - №5. - С. 12-18.
36. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
38. Вяземский Е.Е. Практические занятия для курсов повышения квалификации / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - №8. - С. 58.
39. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования): Пособие для учителей и студентов / Под ред. Е.Е. Вяземского. - М.: Центр гуманитарного образования и новых технологий, 1999. - С. 136139.
40. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1965. - 51 с.
41. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практик [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Флинт: Наука, 2003. - 764 с.
42. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математически моделирование [Текст] / А.Б. Горстко. - М.: Знание, 1991. - 160 с.
43. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретикопрактическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства [Текст] / Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.
44. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? [Текст] / О.С. Глазунова // Учительская газета. - 2011. - № 9. - С. 28.
45. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения [Текст] / П.Н. Груздев. - Москва, 1949. - 356 с.
46. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов.
- М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
47. Добрынин И.М. Формирование профессиональных компетенций в обучении в условиях новых экономических реалий. Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования [Текст] / И.М. Добрынин // Материалы Междунар. науч.- практ. конф. : в 4-х ч. / Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. 4.4. - С. 52-57.
48.Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-35.
49.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
50.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.
51.Зорина Л.Я. Программа - учебник-учитель [Текст] / Л.Я. Зорина. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
52.Зуев Д.Д. Повышение эффективности учебно-методического комплекса как средства интенсификации учебно-воспитательного процесса [Текст] / Д.Д. Зуев // Проблемы школьного учебника: XX век: Итоги; под ред. Д.Д. Зуева. - М., 2004. - С.365-382.
53.Зуев Д.Д. Школьный учебник [Текст] / Д.Д. Зуев. - М.: Педагогика, 1983. - 240 с.
54.Инновации в системе непрерывного образования [Текст]: межвуз. сб. науч. ст./ под ред. И.В. Резанович; Юж.-Ур. гос. ун-т, Междунар. фак. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 390 с.
55. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
56. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
57. Кочуров В.Ф. Прогнозирование успешности педагогической деятельности [Текст] / В.Ф. Кочуров // Личность и прогнозирование: межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГП им. А.И. Герцена, 1985. - С. 14-25.
58. Кукемельк Х.Б. Факторы времени усвоения материала учебника [Текст] / Х.Б. Кукемельк // Советская педагогика и школа. Совершенствование учебной литературы. - Тарту, 1988. - С. 135-147.
59. Лабезникова А.Ю. Поиски форм стандартизации содержания образования в 1990-е гг. / А.Ю. Лабезникова, Е.С. Королькова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №5.
60. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
61. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
62. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. - Москва : Знание, 1998. - 96 с.
63. Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач [Текст] / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. - 1970. - № 1. - С. 87.
64. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [Текст] / по ред. Е.П. Степанова. - М.: Т Сфера, 2006. - 128 с.
65. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов; Акад. наук СССР, Ин -т психол. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
66. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. Для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
67. Махмутова, Л.Г. Учебник и его выбор в свете реализации принципа вариативности образования [Текст]: лекция / Л.Г. Махмутова. - Челябинск: Образование, 2006. - 46 с.
68. Махмутова Л.Г. Учебник как средство формирования предметных образовательных компетенций младшего школьника: дис. канд. пед. Наук. Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, 2007.
69. Моделирование как метод научного исследования (гносеологически анализ) [Текст] / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Пикитин. - М.: Изд-в МГУ, 1965. - 248 с.
70. Морозов А.В. Деловая психология [Текст]: курс лекций: учебник для высш. и средних специальных учеб. заведений / А.В. Морозов. - Санкт- Петербург: Союз, 2000. - 576 с.
71. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху [Текст] / Н.В. Немова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
72. Новиков А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. Изд. второе. - Москва: Эгвес, 2006. - 488 с.
73.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - С.329.
74. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
75. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
76. Присяжная А.Ф. Прогнозирование как функция педагога (от будущего учителя до профессионала) [Текст]: монографии / А.Ф. Присяжная. - Челябинск: Образование, 2006. - 306 с.
77. Присяжная А.Ф. Формирование основ прогностической компетентности школьников [Текст]; монография / А.Ф. Присяжная. - Челябинск: Образование, 2005. - 144 с.
78. Прокудина Ю.А. Формирование метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. канд. пед. наук. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород, 2012.
79. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Пер. с англ. - М., «Когито-Центр», 2002.
- 396 с.
80. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.
- СПб. : Питер, 2003. - 713 с.
81. Рывчин В.И. О художественном конструировании учебников [Текст] / В.И. Рывчин. - М.: Книга, 1980. - 127 с.
82. Рывчин В.И. Полиграфические и эмоционально -эстетические критерии оценки школьного учебника [Текст] / В.И. Рывчин // Проблемы школьного учебника. - М., 1977. - Вып. 5. - С. 124-131.
83. Селевко Г. Компетентности и их классификации [Текст] / Г. Селевко // Народно образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.
84. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст] / В. В. Сериков. - Волгоград: Неремена, 1994. - 164 с.
85. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
86. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. / М.Н. Скаткин. - М: Педагогика, 1984. - 96 с.
87. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательно процесс [Текст] / сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2001. - 81 с.
88. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 41.
89. Тулькибаева Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач [Текст] / Н.Н. Тулькибаева. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2000. - 239 с.
90. Тупальский Н.И. Методика оценки качества учебников [Текст] / Н.И. Тупальский // Проблемы школьного учебника. - М., 1977. - Вып. 5. - С. 55-67.
91. Универсальный энциклопедический словарь [Текст] /М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1551 с.
92. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
93. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Фридман. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 288 с.
94. Хуторской А.В. Компетентности и их классификация [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 139.
95. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. - 80 с.
96. Штофф В.А. Проблема методологии научного познания [Текст]: монография / В.А. Штофф. - М.: Высш. шк., 1978. - 269 с.
97. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
98. Волох Т.С. Учебно-методический комплекс по обществознанию и праву для основной школы / Т.С. Волох // Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: организация и оценка проектной деятельности по истории и обществознанию. Материалы X Региональной научно-практической конференции. - 2016. - С. 70. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp / https://elibrary.ru/item.asp?id=26102096 (Дата обращения: 16.06.2019)
99. Педагогика. Основные понятия и категории педагогики [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=5 (Дата обращения:
16.06.2019)
100. Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения [Электронный ресурс] / Т.И. Фисенко. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-188083.html (Дата обращения:
16.06.2019).
101. Шамигулова О.А. Обществоведческое образование в условиях
перехода на новые ФГОС общего образования: современное состояние и перспективы развития. / О.А. Шамигулова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №3-4. С. 55-60. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp /
https://elibrary.ru/item.asp?id=20794714 (Дата обращения: 16.06.2019).
102. 1991-1996 гг. - Министерство образования Российской Федерации (начальное и среднее образование); 1991-1993 гг. - Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ, 1993-1996 гг. - Государственный комитет РФ по высшему образованию (высшее и послевузовское образование и наука; 1996-1999 гг. - Министерство образования и науки Российской Федерации; 1999-2004 гг. - Министерство образования РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница /
https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство образования и науки Росси йской Федерации (Дата обращения: 16.06.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ