АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАТЕГОРИИ N2
КОЛЕСНОЙ ФОРМУЛОЙ 4x2 7
1.2. ТРЕБОВАНИЯ ЕЭК ООН К КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЯ 18
1. 3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ 21
1.3.1 Цель разработки и область применения 21
1.3.2 Основные параметры и размеры автомобиля 21
1.3.3. Надежность конструкции автомобиля 22
1.3.4. Эксплуатационная и ремонтная технологичность автомобиля 22
1.3.5. Уровень унификации автомобиля 23
1.3.6. Безопасность конструкции автомобиля 23
1.3.7. Эстетические и эргономические показатели автомобиля 24
1.3.8. Транспортирование , хранение и консервация 24
1.3.9. Технологическая характеристика автомобиля-прототипа 25
1.3.10. Компоновочные схемы грузовых автомобилей 26
1.3.11 Компоновка автомобиля 28
1.4 РАСЧЁТ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС АВТОМОБИЛЯ 28
1.5 РАСЧЁТ УРОВНЯ УНИФИКАЦИИ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО АВТОМОБИЛЯ 33
2 ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЯ 35
2.1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА 35
2.2 ВЫБОР ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ 35
2.3 ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ 37
2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ ТРАНСМИССИИ 38
2.5 ТЯГОВЫЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ 41
2.6 МОЩНОСТНОЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ 44
2.7 ТЯГОВАЯ МОЩНОСТЬ НА ВЕДУЩИХ КОЛЕСАХ АВТОМОБИЛЯ 46
2.8 ХАРАКТЕРИСТИКА УСКОРЕНИЙ АВТОМОБИЛЯ 47
2.9 ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗГОНА АВТОМОБИЛЯ 48
2.10 НАГРУЗОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ 50
2.11 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ 51
3 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 53
3.1 ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК ПО КОНСТРУКЦИИ КПП 53
3.2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ 54
3.2.1 КПП КАМАЗ 141 54
3.2.2 АКП Allison 55
3.2.3 Механическая коробка передач I-Shift 56
3.2.4 Коробка передач EATON 56
3.4 РАСЧЕТ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО УЗЛА 57
3.4.1 Выбор параметров зубчатых колес 57
3.8 ПОДБОР МАСЛА В КПП 57
5.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОПАСНЫМ И ВРЕДНЫМ ФАКТОРАМ 60
5.2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ОПАСНЫХ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ
ПРОИЗВОДСТВА ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобилей, при всем многообразии его показателей определяется, главным образом, рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального использования технических возможностей автомобиля.
Автомобиль должен обладать хорошими динамическими характеристиками. Так же должен обеспечивать минимальный уровень расхода.
Проектируемый автомобиль предназначен для использования в качестве грузового автомобиля полной массой не более 12 тонн. Автомобиль позволяет перевозить грузы различного класса массой до 6 тонн. Эти автомобили в большей степени подходят для перевозок , как внутригородским, так и по междугородним маршрутам на дорогах от 1 до 5 категории.
В автомобиль должна быть заложена максимальная скорость не менее 100 км/ч.
Таким образом, разрабатывая коробку передач для грузового автомобиля категории N2 с колесной формулой 4х2, необходимо улучшить следующие показатели:
- Топливно-экономические;
- Тягово-динамические;
- Срок службы двигателя и трансмиссии;
- Быстрое и плавное переключение передач;
В ходе дипломной работы был спроектирован грузовой автомобиль категории N2 колесной формулой 4х2 с разработкой шести ступенчатой механической коробкой передач.
В данной коробке были заменены пальчиковые синхронизаторы на муфтовые, что освободило значительное пространство для установки шестой пары зубчетой передачи.
Небольшая разница передаточных отношений соседних передач коробки позволяет выбрать оптимальный режим движения в экономичном диапазоне числа оборотов двигателя. Кроме того, это облегчает управление коробкой передач и снижает уровень шума.
Предлагаемая автомобильная шести ступенчатая коробка передач обладает техническими характеристиками соответствующими требованиям современного автомобилестроения, обладает большей жесткостью , более высокий коэффициент использования мощности двигателя и более высокие показатели топливной экономичности приблизительно на 8% меньше при использовании в трансмиссиях в автомобиле прототипе чем пяти ступенчатая передача.
1. Баженов П.И., Иванов С.Н. Момент инерции и жесткости на кручение деталей отечественных автомобилей для расчетов и исследований динамических процессов, Методические указания к выполнению дипломных и курсовых проектов для студентов и аспирантов специальности 0513.-М.: МАМИ, 1984.-60с.
2. Газизов А.З., Лонщаков М.В. Методические указания для выполнения курсовой работы по курсу « Теория автомобиля». - Казань : КАИ, 1978.-20с.
3. Гжиров Г.И. Краткий справочник конструктора. - Л.: Машиностоение, 1984.-464 с.
4. Гладков Г.И., Коняев А.Б., Павлов В.В. Методические указания по тяговодинамическому расчету колесных и гусеничных машин, ч.1 - М.:МАДИ, 1978. - 64 с.
5. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория. - Минск: Выш. Шк. - 208 с.
6. Диваков Н.В., Юдаков Б.Ф., Лепешев В.Ю. Методические указания для выполнения домашнего задания по курсу « Теория автомобиля». - М.: МАМИ. - 33с.
7. Колеса и шины: Краткий справочник. М.Ф. Теплов, М.И. Бирюков. - М.: За рулем, 1999. - 96 с.
8. Литвинов А.С., Фаробинов Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностоение, 1989. - 240 с.
9. Фалькевич Б.С. Теория автомобиля. - М.: Машгиз, 1963. - 239 с.
10. Чудаков Е.А. Теория автомобиля. - М.: Машгиз, 1950. - 343 с.
11. Автомобили КамАЗ. Устройство и эксплуатация. Под общ. редакцией Р. А. Аза- матв - :М. Машиностроение . 1988.478с
12. Автомобильная промышленность . 1985.N5c. Новое поколение коробок передач ( по материалам зарубежной печати).
13. Анурьев В. И. Справочник конструктора- машиностроителя: В 3-х т. Т.1. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Машиностроение , 1978.-598 с.
14. Р.А Азаматов Учебное пособие «Многоступенчатые коробки передач грузовых автомобилей Конструирование и расчет» - Набережные челны 2003. - 90 с.