Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №36345

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
686
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
формирования стрессоустойчивости у старшеклассников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» ……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности стрессоустойчивости у
старшеклассников………………………………………………………….13
1.3. Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников …….……..…………………………………………….16
Выводы по 1 главе………………………………………………….21
Глава 2. Педагогическое обеспечение формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников
2.1. Исследование уровня стрессоустойчивости у
старшеклассников …………………………………………………………24
2.2. Реализация программы по формированию
стрессоустойчивости у старшеклассников ………………………………31
2.4 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента ……………………………………………………………….35
Выводы по 2 главе…………………………………………………45
Заключение………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………...53
Приложение…………………………………………………………58

Актуальность исследования. Стресс – один из главных врагов
здоровья в современности, поэтому проблема формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников в настоящее время лишь
возрастает. С каждым годом учебная нагрузка на школьников
увеличивается, а к старшим классам помимо этого добавляется и
ответственность за собственную жизнь, образование и будущее. В
дополнение к этому – возрастные сложности и психологическая
напряженность перед надвигающимися экзаменами. Все это в сумме
приводит к высокому уровню стресса, особенно в старших классах.
Современный психолог П.Б. Жавнеров, освещая проблему стресса
у детей в старших классах, их причин и последствий, отметил (в
контексте единого государственного экзамена) – «Жизнь идет очень
стремительно, поэтому у них (старшеклассников) больше
эмоциональных потрясений на единицу времени, чем было раньше у
подростков». Такая ситуация увеличивает нагрузку на нервную систему
еще детей, которым предстоит по всеобщим заверениям «сделать очень
важный шаг» [15, с.1].
В.М. Шепель рассмотрел проблему самосбережения здоровья
человека, совершенствования его возможностей в условиях
повышенных требований к его психоэнергетическим ресурсам [52].
Особенности взаимосвязи деятельности в жизни индивида и
развития личности, роли трудных ситуаций в этом процессе исследовали
К.А.Абульханова – Славская [1], Л.И. Анцыферова [7], В.В.
Собольников [46].
Проблемы психического здоровья детей в старших классах
рассматривались в ряде медицинских, педагогических и
психологических работ. Установлено, что данный возраст
характеризуется повышенной чувствительностью к внешним и5
внутренним факторам, из которых наиболее стрессовым является
деформация системы отношений развивающейся личности (А.И.
Захаров [17], Д.Н. Исаев [18], И.С. Кон [25]).
Т.С. Тихомирнова в своей диссертационной работе отмечает
необходимость формировать стрессоустойчивость, так как это прямо
влияет на успеваемость в учебной деятельности, которая на данный
период является ведущей и в большей степени влияет на будущую
взрослую жизнь [50].
Также данная тема затрагивалась в работах таких авторов, как:
Б.Г.Ананьев [2, 3, 4], В.И.Журавлев [16], О.А.Карабанов [21], А.М.
Прихожан [35], А.А. Реан [37], К. Роджерс [39], А.Л. Рудаков[41],
К.Рудестам [42], и др.
Изучение психолого-педагогической литературы и педагогической
практики позволили выявить следующее противоречие между
потребностями педагогической практики в развитии
стрессоустойчивости у старшеклассников и недостаточной
разработанностью содержания, форм и методов повышения
стрессоустойчивости у старшеклассников.
Исходя из данного противоречия возникает проблема
исследования: каковы формы и методы повышения
стрессоустойчивости у старшеклассников?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования:
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников».
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить содержание, формы и методы повышения
стрессоустойчивости у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования
стрессоустойчивости у детей старшего школьного возраста.6
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза исследования: уровень стрессоустойчивости у
старшеклассников повысится если:
- опираться на существующую характеристику
стрессоустойчивости;
- учитывать возрастные особенности стрессоустойчивости
старшеклассников;
- разработать и внедрить программу по повышению
стрессоустойчивости старшеклассников.
В рамках проработки объекта, предмета и гипотезы исследования
были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность
понятий «стресс», «стрессоустойчивость».
2. Определить особенности стрессоустойчивости у
старшеклассников.
3. Разработать программу по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников и опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность данной программы.
В соответствии с целью и задачами исследования были
использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение научной психологопедагогической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных: статистический анализ;
Методологическую основу данного исследования составили:
положения системного подхода и общепсихологическая
концепция К.А.Абульхановой – Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.
Анцыферовой о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности7
и субъекта деятельности; положения о психических состояниях
личности и их влиянии на ее психическое здоровье и поведение,
представленные в работах Б.И. Додонова, Н.Д. Левитова, А.М.
Прихожан и др.; концепции стресса Р. Кокса и Д. Макэй, Р. Лазаруса, Г.
Селье и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»
Вахитовского района города Казани. Выборку составили ученики 10
класса в количестве 18 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных
условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
проблемы в педагогической и психологической литературе по теме
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников», определялся
научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытноэкспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась
проверка гипотезы исследования, апробировались формы, методы и
средства формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап
исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов
исследования, формировались теоретические и экспериментальные
выводы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и
апробации содержания, форм и методов формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников, которые в совокупности
нашли отражение в программе по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников «Я VS стресс».8
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что разработанная программа может использоваться
в практике образовательных учреждений учителями старших классов,
психологами и социальными педагогами в работе по формированию
стрессоустойчивости старшеклассников.
Структура исследования: исследование состоит из введения,
двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и
приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Низкая стрессоустойчивость при растущем уровне стресса у
старшеклассников является одной из острых проблем в современности.
Связано это, в основном с особенностями подросткового возраста в
старших классах (пубертатный период, особенности этапа развития
психики и т.д.) и системой экзаменации по окончанию школы.
Актуальность темы с каждым годом только растет, потому что
негативных последствий стресса в данный возрастной период
наблюдается все больше.
На основе анализа научной литературы были выведены основные
формулировки понятий «стресс» и «стрессоустойчивость». В нашей
работе используя термин «стресс» будем придерживаться значения,
взятого из Большого психологического словаря - «состояние
психического напряжения, возникающее у человека в процессе
деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в
повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во
время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или
перед началом спортивных соревнований» [38 с.672]. Так же будем
придерживаться понятия о стрессоустойчивости, определенного нами
как специфическая составляющая личности, отвечающая за
оптимизацию реакций на стрессоры.
Особенности стрессоустойчивости старшеклассников можно
разделить на физиологические и психологические. Среди
психологических можно выделить: уровень психологического и
интеллектуального развития, уровень развития социальных навыков.
Под физиологическими особенностями стрессоустойчивости понимаем
навыки саморегуляции физического состояния во время стресса.
Далее, нами были определены основные формы и методы работы по
формированию стрессоустойчивости у старшеклассников. К ним мы51
отнесли следующие: игры, упражнения, тренинг, арт-терапия,
рефлексия, ролевая игра и т.д.
Наше исследование в рамках выпускной квалификационной работы
состояло из трех этапов и включало констатирующий, формирующий и
контрольный эксперименты.
На констатирующем этапе исследования по «Шкале личностной и
ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина) был
выявлен средний уровень личностной тревожности учащихся – 66,67%
(12 человек), средний уровень ситуативной тревожности учащихся -
55,56% (10 человек), высокий уровень личностной тревожности
учащихся – 33,33% (6 человек), высокий уровень ситуативной
тревожности учащихся – 44,44% (8 человек). Показатели низкого уровня
обоих видов тревожности отсутствовали. Можно отметить, что
учеников с высоким уровнем ситуативной тревожности на 11,11% (на 2
человека) больше, чем с высоким уровнем личностной тревожности.
Учеников со средним уровнем личностной тревожности на 11,11% (на 2
человека) больше, чем со средним уровнем ситуативной тревожности.
Таким образом, в группе испытуемых ситуативная тревожность выше,
чем личностная.
Далее проводилось исследование по методике «Тест устойчивость к
стрессу» (Ф.Т.Готвальд, В.Ховальд). Результаты данного исследования
показали, что среди испытуемых преобладают уровни устойчивости к
стрессу средний – 50% (9 человек) и ниже среднего – 38,39% (7
человек). Уровень выше среднего диагностирован лишь у 11,11% (2
человека).
Следующим исследованием был «Тест на определение
стрессоустойчивости личности» (Н.В.Киршева и Н.В.Рябчикова). По
данному тестированию были получены следующие результаты среди
учащихся: уровень стрессоустойчивости личности выше среднего у52
16,67% (3 человека), уровень чуть выше среднего у 5,55% (1 человек),
средний уровень у 22,22% (4 человека), уровень чуть ниже среднего у
33,33% (6 человека), уровень ниже среднего у 22,22% (4 человека).
Уровни очень высокий, высокий, низкий и очень низкий отсутствовали.
После проведения программы по формированию
стрессоустойчивости у старшеклассников «Я VS стресс» мы можем
сделать вывод о положительной динамике результатов исследования.
Так же, это говорит о том, что в ходе формирующего эксперимента
испытуемые освоили умение регуляции дыхания, получили навыки
преодоления стрессовых ситуаций путем построения логических
стратегий поведения. Старшеклассники пересмотрели свое отношение к
стрессу и стрессорам. Можно сказать, что наша программа дает
школьникам инструменты, которыми в старших классах можно
пользоваться для решения проблем, связанных со стрессом.
На формирующем этапе исследования по «Шкале личностной и
ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина) был
выявлен средний уровень личностной тревожности учащихся – 77,78%
(14 человек), средний уровень ситуативной тревожности учащихся -
55,56% (10 человек), высокий уровень личностной тревожности
учащихся – 16,67% (3 человека), высокий уровень ситуативной
тревожности учащихся – 27,78% (5 человек), низкий уровень
ситуативной тревожности учащихся – 16,67% (3 человек). Показатели
низкого уровня личностной тревожности отсутствовали.
Можно отметить, что учеников с высоким уровнем ситуативной
тревожности стало на 16,67% (на 3 человека) меньше, чем на
констатирующем этапе. Учеников с высоким уровнем личностной
тревожности так же стало на 16,67% (на 3 человека) меньше, чем на
констатирующем этапе. Учеников со средним уровнем личностной
тревожности стало на 11,11% (на 2 человека) больше, чем на53
констатирующем этапе. Количество учеников со средним уровнем
ситуативной тревожности не изменилось. Учеников с низким уровнем
ситуативной тревожности стало на 16,67% (на 3 человека) больше.
Таким образом, можно сделать вывод о снижении обоих видов
тревожности.
Далее проводилось исследование по методике «Тест устойчивость к
стрессу» (Ф.Т.Готвальд, В.Ховальд). Результаты данного исследования
показали: уровень устойчивости к стрессу выше среднего у 22,22% (4
человека), средний уровень у 50% (9 человек) и уровень ниже среднего
у 27,78% (5 человек). Таким образом, наблюдается увеличение
количества старшеклассников с уровнем устойчивости к стрессу выше
среднего и уменьшение количества старшеклассников с уровнем ниже
среднего. При неизменившемся количестве испытуемых со средним
уровнем это говорит о положительной динамике.
Следующим исследованием был «Тест на определение
стрессоустойчивости личности» (Н.В.Киршева и Н.В.Рябчикова). По
данному тестированию на контрольном этапе были получены
следующие результаты: уровни стрессоустойчивости очень высокий,
высокий, низкий, очень низкий и ниже среднего отсутствовали, уровень
выше среднего у 22,22% (4 человека), уровень чуть выше среднего у
33,33% (6 человек), средний уровень у 22,22% (4 человека), уровень чуть
ниже среднего у 22,22% (4 человека). Таким образом, можно сделать
вывод о положительной динамике.
Подводя итоги результатов контрольного этапа исследования можно
отметить, что у старшеклассников уровни ситуативной и личностной
тревожности понизились, а уровень стрессоустойчивости повысился.
Следовательно наша программа «Я VS стр


Абульханова - Славская К. А. Развитие личности в процессе
жизнедеятельности / психология формирования и развития
личности / Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. 301 с.
2. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журн.
практического психолога. М., 1999. №7 – 8. 41-71с.
3. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья, Книга 1,
Концептуальные основы психологии здоровья — СПб.: Речь, 2006.
- 384 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Москва:
Педагогика, 1980. Т. 1 / ред.: А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов. - 1980. -
230 с.
5. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая
защита // Психологический журнал №1. - Т.15. - . 1994.- 3-18 с.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М:.
ПЕРСЭ, 2006. — 528 с.
7. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной
устойчивости // Категории, принципы и методы психологии.
Психические процессы. М., 1983. -543 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
9. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4
(32) 2006. – 281- 284 с.
10.Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в
коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология
здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
– 463 с.55
11.Готвальд, Ф.Т. Аюрведа в бизнесе: система оздоровления
личности, рабочего места и предприятия / Ф.Т.Готвальд,
В.Ховальд. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 384с
12.Гребень. Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт.
сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496с.
13.Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности (Из
наследия Л. П. Гримака) — 3-е изд. М.: Либроком, 2009. — 233 с.
14.Духновский С. В. Особенности кризисного профиля личности
госслужащих с разным уровнем социальной нормативности //
Бюллетень науки и практики. Нижневартовск, 2016. № 8(9). 228-
236 с.
15.Жавнеров П.Б. публичные выступления для интернет ресурса
www.m24.ru, май 2019;
https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/24052019/155597?utm_sourc
e=CopyBuf
16.Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: учебник
/ В. И. Журавлев. Москва: Российское педагогическое агентство,
1995. -184 с.
17.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,-
М.: Просвещение, 1993. — 129 с.
18.Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. –СПб. М.:
Питер, 2000. – 512 с.
19.Каган, М. С. Философия культуры: учебное пособие для
академического бакалавриата / М. С. Каган. — Москва М:. Юрайт,
2018. – 353 с.
20.Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический
феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — 243-246 с.56
21.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития
ребенка. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое
агенство, 1997. – 241 с.
22.Киршева Н.В., Рябчикова Н.В., Психология личности. тесты,
опросники, методики / Сост. Н.В. Киршева; Н.В. Рябчикова. -
Москва: Геликон, 1995. -220с.
23.Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая
антропология стресса, 2-е изд. — М.: Академический Проект,
2009. — 943 с.
24.Кокс Т. Стресс.– М.: Медицина , 1981. – 213 с.
25.Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., 1982 – 78 с.
26.Кротов В.А., Волшебный возок, 2017. -231с.
27.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие -
Вузовский учебник М.: Инфра-М, 2013. - 251 с.
28.Куликов Л. В. Психогигиена личности: вопросы психологической
устойчивости и психопрофилактики / Учебное пособие – СанктПетербург : Питер, 2004. – 464 с.
29.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования
// Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970.
– 178–208 с.
30.Левис Ш. Ребенок и стресс. Санкт-Петербург : Лана, 2015. 208 с.
31.Мещеряков Б.Г., Большой психологический словарь / Сост. и общ.
ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
Режим доступа:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php
32.Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка
https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=14335;
33.Петрушин, В.И. Неврозы большого города, Говорящая книга,
2004;57
34.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.
пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. –
365 с.
35.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. (Серия
библиотека педагога-практика).— М.: Московский
психологоический институт, Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000. - 304 с.
36.Psylab.info, электронная энциклопедия психодиагностики
http://psylab.info/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_
%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B8_
%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B1%D0%B5%D1%80
%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0
37.Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. -
М.: Высшая школа. 1990. - 80 с.
38.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Перевод с
польского и вступительная статья В.К.Вилюнаса. Общая редакция
О.В.Овчинниковой - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
39.К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:
"Прогресс", 1994. -210 с.
40.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. –
СПб.– Издательство: Питер, 2002 г., 720 с.
41.Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия
в спорте: монография / А.Л.Рудаков. - Красноярск, 2011. - 190 с.
42.Рудестам К., Групповая психотерапия. (серия мастера психологии)
СПб «Издательство «Питер» 1999. — 384 с.
43.Селигман Д., Новая позитивная психология. Научный взгляд на
счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство
«София», 2006. —368 с.58
44.Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). –
М.: «Ренар», 1992. – 192 с.
45.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медгиз, 1960.
– 255 с.
46.Собольников В.В., Развитие личности в особых условиях
деятельности. Дис. Д.п.н. Новосибирск, 1997 419 c.
47.Солсо Р., Когнитивная психология. (Серия «Мастера
психологии»)– 6-е изд. - Спб.: Питер, 2006. – 589 с.
48.Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как
характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол.
наук / С.В. Субботин. — Пермь, 1992. — 152с.
49.Тесленко В. В.2016 ДВ-468041 "Стрессоустойчивость - это
реально" https://infourok.ru/pamyatka-stressoustoychivost-eto-realno-
894468.html
50.Тихомирова Т. С. Формирование стрессоустойчивости
школьников подросткового возраста в учебной деятельности : Дис.
к.п.н. : Москва, 2004 -183 c.
51.Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. Пособие –
СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
52.Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М.;
Авиценна, ЮНИТИ, 1996. -295 с.
53.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.:
Питер, 2007. – 256 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ