Введение………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
формирования стрессоустойчивости у старшеклассников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» ……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности стрессоустойчивости у
старшеклассников………………………………………………………….13
1.3. Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников …….……..…………………………………………….16
Выводы по 1 главе………………………………………………….21
Глава 2. Педагогическое обеспечение формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников
2.1. Исследование уровня стрессоустойчивости у
старшеклассников …………………………………………………………24
2.2. Реализация программы по формированию
стрессоустойчивости у старшеклассников ………………………………31
2.4 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента ……………………………………………………………….35
Выводы по 2 главе…………………………………………………45
Заключение………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………...53
Приложение…………………………………………………………58
Актуальность исследования. Стресс – один из главных врагов
здоровья в современности, поэтому проблема формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников в настоящее время лишь
возрастает. С каждым годом учебная нагрузка на школьников
увеличивается, а к старшим классам помимо этого добавляется и
ответственность за собственную жизнь, образование и будущее. В
дополнение к этому – возрастные сложности и психологическая
напряженность перед надвигающимися экзаменами. Все это в сумме
приводит к высокому уровню стресса, особенно в старших классах.
Современный психолог П.Б. Жавнеров, освещая проблему стресса
у детей в старших классах, их причин и последствий, отметил (в
контексте единого государственного экзамена) – «Жизнь идет очень
стремительно, поэтому у них (старшеклассников) больше
эмоциональных потрясений на единицу времени, чем было раньше у
подростков». Такая ситуация увеличивает нагрузку на нервную систему
еще детей, которым предстоит по всеобщим заверениям «сделать очень
важный шаг» [15, с.1].
В.М. Шепель рассмотрел проблему самосбережения здоровья
человека, совершенствования его возможностей в условиях
повышенных требований к его психоэнергетическим ресурсам [52].
Особенности взаимосвязи деятельности в жизни индивида и
развития личности, роли трудных ситуаций в этом процессе исследовали
К.А.Абульханова – Славская [1], Л.И. Анцыферова [7], В.В.
Собольников [46].
Проблемы психического здоровья детей в старших классах
рассматривались в ряде медицинских, педагогических и
психологических работ. Установлено, что данный возраст
характеризуется повышенной чувствительностью к внешним и5
внутренним факторам, из которых наиболее стрессовым является
деформация системы отношений развивающейся личности (А.И.
Захаров [17], Д.Н. Исаев [18], И.С. Кон [25]).
Т.С. Тихомирнова в своей диссертационной работе отмечает
необходимость формировать стрессоустойчивость, так как это прямо
влияет на успеваемость в учебной деятельности, которая на данный
период является ведущей и в большей степени влияет на будущую
взрослую жизнь [50].
Также данная тема затрагивалась в работах таких авторов, как:
Б.Г.Ананьев [2, 3, 4], В.И.Журавлев [16], О.А.Карабанов [21], А.М.
Прихожан [35], А.А. Реан [37], К. Роджерс [39], А.Л. Рудаков[41],
К.Рудестам [42], и др.
Изучение психолого-педагогической литературы и педагогической
практики позволили выявить следующее противоречие между
потребностями педагогической практики в развитии
стрессоустойчивости у старшеклассников и недостаточной
разработанностью содержания, форм и методов повышения
стрессоустойчивости у старшеклассников.
Исходя из данного противоречия возникает проблема
исследования: каковы формы и методы повышения
стрессоустойчивости у старшеклассников?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования:
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников».
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить содержание, формы и методы повышения
стрессоустойчивости у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования
стрессоустойчивости у детей старшего школьного возраста.6
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза исследования: уровень стрессоустойчивости у
старшеклассников повысится если:
- опираться на существующую характеристику
стрессоустойчивости;
- учитывать возрастные особенности стрессоустойчивости
старшеклассников;
- разработать и внедрить программу по повышению
стрессоустойчивости старшеклассников.
В рамках проработки объекта, предмета и гипотезы исследования
были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность
понятий «стресс», «стрессоустойчивость».
2. Определить особенности стрессоустойчивости у
старшеклассников.
3. Разработать программу по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников и опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность данной программы.
В соответствии с целью и задачами исследования были
использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение научной психологопедагогической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных: статистический анализ;
Методологическую основу данного исследования составили:
положения системного подхода и общепсихологическая
концепция К.А.Абульхановой – Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.
Анцыферовой о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности7
и субъекта деятельности; положения о психических состояниях
личности и их влиянии на ее психическое здоровье и поведение,
представленные в работах Б.И. Додонова, Н.Д. Левитова, А.М.
Прихожан и др.; концепции стресса Р. Кокса и Д. Макэй, Р. Лазаруса, Г.
Селье и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»
Вахитовского района города Казани. Выборку составили ученики 10
класса в количестве 18 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных
условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
проблемы в педагогической и психологической литературе по теме
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников», определялся
научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытноэкспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась
проверка гипотезы исследования, апробировались формы, методы и
средства формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап
исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов
исследования, формировались теоретические и экспериментальные
выводы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и
апробации содержания, форм и методов формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников, которые в совокупности
нашли отражение в программе по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников «Я VS стресс».8
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что разработанная программа может использоваться
в практике образовательных учреждений учителями старших классов,
психологами и социальными педагогами в работе по формированию
стрессоустойчивости старшеклассников.
Структура исследования: исследование состоит из введения,
двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и
приложений.
Низкая стрессоустойчивость при растущем уровне стресса у
старшеклассников является одной из острых проблем в современности.
Связано это, в основном с особенностями подросткового возраста в
старших классах (пубертатный период, особенности этапа развития
психики и т.д.) и системой экзаменации по окончанию школы.
Актуальность темы с каждым годом только растет, потому что
негативных последствий стресса в данный возрастной период
наблюдается все больше.
На основе анализа научной литературы были выведены основные
формулировки понятий «стресс» и «стрессоустойчивость». В нашей
работе используя термин «стресс» будем придерживаться значения,
взятого из Большого психологического словаря - «состояние
психического напряжения, возникающее у человека в процессе
деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в
повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во
время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или
перед началом спортивных соревнований» [38 с.672]. Так же будем
придерживаться понятия о стрессоустойчивости, определенного нами
как специфическая составляющая личности, отвечающая за
оптимизацию реакций на стрессоры.
Особенности стрессоустойчивости старшеклассников можно
разделить на физиологические и психологические. Среди
психологических можно выделить: уровень психологического и
интеллектуального развития, уровень развития социальных навыков.
Под физиологическими особенностями стрессоустойчивости понимаем
навыки саморегуляции физического состояния во время стресса.
Далее, нами были определены основные формы и методы работы по
формированию стрессоустойчивости у старшеклассников. К ним мы51
отнесли следующие: игры, упражнения, тренинг, арт-терапия,
рефлексия, ролевая игра и т.д.
Наше исследование в рамках выпускной квалификационной работы
состояло из трех этапов и включало констатирующий, формирующий и
контрольный эксперименты.
На констатирующем этапе исследования по «Шкале личностной и
ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина) был
выявлен средний уровень личностной тревожности учащихся – 66,67%
(12 человек), средний уровень ситуативной тревожности учащихся -
55,56% (10 человек), высокий уровень личностной тревожности
учащихся – 33,33% (6 человек), высокий уровень ситуативной
тревожности учащихся – 44,44% (8 человек). Показатели низкого уровня
обоих видов тревожности отсутствовали. Можно отметить, что
учеников с высоким уровнем ситуативной тревожности на 11,11% (на 2
человека) больше, чем с высоким уровнем личностной тревожности.
Учеников со средним уровнем личностной тревожности на 11,11% (на 2
человека) больше, чем со средним уровнем ситуативной тревожности.
Таким образом, в группе испытуемых ситуативная тревожность выше,
чем личностная.
Далее проводилось исследование по методике «Тест устойчивость к
стрессу» (Ф.Т.Готвальд, В.Ховальд). Результаты данного исследования
показали, что среди испытуемых преобладают уровни устойчивости к
стрессу средний – 50% (9 человек) и ниже среднего – 38,39% (7
человек). Уровень выше среднего диагностирован лишь у 11,11% (2
человека).
Следующим исследованием был «Тест на определение
стрессоустойчивости личности» (Н.В.Киршева и Н.В.Рябчикова). По
данному тестированию были получены следующие результаты среди
учащихся: уровень стрессоустойчивости личности выше среднего у52
16,67% (3 человека), уровень чуть выше среднего у 5,55% (1 человек),
средний уровень у 22,22% (4 человека), уровень чуть ниже среднего у
33,33% (6 человека), уровень ниже среднего у 22,22% (4 человека).
Уровни очень высокий, высокий, низкий и очень низкий отсутствовали.
После проведения программы по формированию
стрессоустойчивости у старшеклассников «Я VS стресс» мы можем
сделать вывод о положительной динамике результатов исследования.
Так же, это говорит о том, что в ходе формирующего эксперимента
испытуемые освоили умение регуляции дыхания, получили навыки
преодоления стрессовых ситуаций путем построения логических
стратегий поведения. Старшеклассники пересмотрели свое отношение к
стрессу и стрессорам. Можно сказать, что наша программа дает
школьникам инструменты, которыми в старших классах можно
пользоваться для решения проблем, связанных со стрессом.
На формирующем этапе исследования по «Шкале личностной и
ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина) был
выявлен средний уровень личностной тревожности учащихся – 77,78%
(14 человек), средний уровень ситуативной тревожности учащихся -
55,56% (10 человек), высокий уровень личностной тревожности
учащихся – 16,67% (3 человека), высокий уровень ситуативной
тревожности учащихся – 27,78% (5 человек), низкий уровень
ситуативной тревожности учащихся – 16,67% (3 человек). Показатели
низкого уровня личностной тревожности отсутствовали.
Можно отметить, что учеников с высоким уровнем ситуативной
тревожности стало на 16,67% (на 3 человека) меньше, чем на
констатирующем этапе. Учеников с высоким уровнем личностной
тревожности так же стало на 16,67% (на 3 человека) меньше, чем на
констатирующем этапе. Учеников со средним уровнем личностной
тревожности стало на 11,11% (на 2 человека) больше, чем на53
констатирующем этапе. Количество учеников со средним уровнем
ситуативной тревожности не изменилось. Учеников с низким уровнем
ситуативной тревожности стало на 16,67% (на 3 человека) больше.
Таким образом, можно сделать вывод о снижении обоих видов
тревожности.
Далее проводилось исследование по методике «Тест устойчивость к
стрессу» (Ф.Т.Готвальд, В.Ховальд). Результаты данного исследования
показали: уровень устойчивости к стрессу выше среднего у 22,22% (4
человека), средний уровень у 50% (9 человек) и уровень ниже среднего
у 27,78% (5 человек). Таким образом, наблюдается увеличение
количества старшеклассников с уровнем устойчивости к стрессу выше
среднего и уменьшение количества старшеклассников с уровнем ниже
среднего. При неизменившемся количестве испытуемых со средним
уровнем это говорит о положительной динамике.
Следующим исследованием был «Тест на определение
стрессоустойчивости личности» (Н.В.Киршева и Н.В.Рябчикова). По
данному тестированию на контрольном этапе были получены
следующие результаты: уровни стрессоустойчивости очень высокий,
высокий, низкий, очень низкий и ниже среднего отсутствовали, уровень
выше среднего у 22,22% (4 человека), уровень чуть выше среднего у
33,33% (6 человек), средний уровень у 22,22% (4 человека), уровень чуть
ниже среднего у 22,22% (4 человека). Таким образом, можно сделать
вывод о положительной динамике.
Подводя итоги результатов контрольного этапа исследования можно
отметить, что у старшеклассников уровни ситуативной и личностной
тревожности понизились, а уровень стрессоустойчивости повысился.
Следовательно наша программа «Я VS стр
Абульханова - Славская К. А. Развитие личности в процессе
жизнедеятельности / психология формирования и развития
личности / Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. 301 с.
2. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журн.
практического психолога. М., 1999. №7 – 8. 41-71с.
3. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья, Книга 1,
Концептуальные основы психологии здоровья — СПб.: Речь, 2006.
- 384 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Москва:
Педагогика, 1980. Т. 1 / ред.: А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов. - 1980. -
230 с.
5. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая
защита // Психологический журнал №1. - Т.15. - . 1994.- 3-18 с.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М:.
ПЕРСЭ, 2006. — 528 с.
7. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной
устойчивости // Категории, принципы и методы психологии.
Психические процессы. М., 1983. -543 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
9. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4
(32) 2006. – 281- 284 с.
10.Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в
коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология
здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
– 463 с.55
11.Готвальд, Ф.Т. Аюрведа в бизнесе: система оздоровления
личности, рабочего места и предприятия / Ф.Т.Готвальд,
В.Ховальд. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 384с
12.Гребень. Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт.
сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496с.
13.Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности (Из
наследия Л. П. Гримака) — 3-е изд. М.: Либроком, 2009. — 233 с.
14.Духновский С. В. Особенности кризисного профиля личности
госслужащих с разным уровнем социальной нормативности //
Бюллетень науки и практики. Нижневартовск, 2016. № 8(9). 228-
236 с.
15.Жавнеров П.Б. публичные выступления для интернет ресурса
www.m24.ru, май 2019;
https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/24052019/155597?utm_sourc
e=CopyBuf
16.Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: учебник
/ В. И. Журавлев. Москва: Российское педагогическое агентство,
1995. -184 с.
17.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,-
М.: Просвещение, 1993. — 129 с.
18.Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. –СПб. М.:
Питер, 2000. – 512 с.
19.Каган, М. С. Философия культуры: учебное пособие для
академического бакалавриата / М. С. Каган. — Москва М:. Юрайт,
2018. – 353 с.
20.Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический
феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — 243-246 с.56
21.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития
ребенка. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое
агенство, 1997. – 241 с.
22.Киршева Н.В., Рябчикова Н.В., Психология личности. тесты,
опросники, методики / Сост. Н.В. Киршева; Н.В. Рябчикова. -
Москва: Геликон, 1995. -220с.
23.Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая
антропология стресса, 2-е изд. — М.: Академический Проект,
2009. — 943 с.
24.Кокс Т. Стресс.– М.: Медицина , 1981. – 213 с.
25.Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., 1982 – 78 с.
26.Кротов В.А., Волшебный возок, 2017. -231с.
27.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие -
Вузовский учебник М.: Инфра-М, 2013. - 251 с.
28.Куликов Л. В. Психогигиена личности: вопросы психологической
устойчивости и психопрофилактики / Учебное пособие – СанктПетербург : Питер, 2004. – 464 с.
29.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования
// Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970.
– 178–208 с.
30.Левис Ш. Ребенок и стресс. Санкт-Петербург : Лана, 2015. 208 с.
31.Мещеряков Б.Г., Большой психологический словарь / Сост. и общ.
ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
Режим доступа:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php
32.Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка
https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=14335;
33.Петрушин, В.И. Неврозы большого города, Говорящая книга,
2004;57
34.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.
пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. –
365 с.
35.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. (Серия
библиотека педагога-практика).— М.: Московский
психологоический институт, Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000. - 304 с.
36.Psylab.info, электронная энциклопедия психодиагностики
http://psylab.info/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_
%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B8_
%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B1%D0%B5%D1%80
%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0
37.Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. -
М.: Высшая школа. 1990. - 80 с.
38.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Перевод с
польского и вступительная статья В.К.Вилюнаса. Общая редакция
О.В.Овчинниковой - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
39.К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:
"Прогресс", 1994. -210 с.
40.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. –
СПб.– Издательство: Питер, 2002 г., 720 с.
41.Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия
в спорте: монография / А.Л.Рудаков. - Красноярск, 2011. - 190 с.
42.Рудестам К., Групповая психотерапия. (серия мастера психологии)
СПб «Издательство «Питер» 1999. — 384 с.
43.Селигман Д., Новая позитивная психология. Научный взгляд на
счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство
«София», 2006. —368 с.58
44.Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). –
М.: «Ренар», 1992. – 192 с.
45.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медгиз, 1960.
– 255 с.
46.Собольников В.В., Развитие личности в особых условиях
деятельности. Дис. Д.п.н. Новосибирск, 1997 419 c.
47.Солсо Р., Когнитивная психология. (Серия «Мастера
психологии»)– 6-е изд. - Спб.: Питер, 2006. – 589 с.
48.Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как
характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол.
наук / С.В. Субботин. — Пермь, 1992. — 152с.
49.Тесленко В. В.2016 ДВ-468041 "Стрессоустойчивость - это
реально" https://infourok.ru/pamyatka-stressoustoychivost-eto-realno-
894468.html
50.Тихомирова Т. С. Формирование стрессоустойчивости
школьников подросткового возраста в учебной деятельности : Дис.
к.п.н. : Москва, 2004 -183 c.
51.Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. Пособие –
СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
52.Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М.;
Авиценна, ЮНИТИ, 1996. -295 с.
53.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.:
Питер, 2007. – 256 с.