Введение 2
Глава 1 Теоретические основы формирования сплоченности младших школьников 7
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «сплоченность» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования сплоченности детей младшего школьного
возраста 16
1.3 Содержание, формы и методы формирования младших школьников во
внеклассной деятельности 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию сплоченности младших школьников 37
2.1 Организация эксперимента и исследование уровня сплоченности
младших школьников 37
2.2 Содержание программы по формированию сплоченности младших
школьников 46
2.3 Анализ и результаты исследования формирования младших
школьников 54
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения
Модернизация современной системы образования отражена в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования III поколения (далее ФГОС), в котором выражена
насущная потребность общества в формировании гармонично развитой
личности, способной реализовать себя в обществе на основе
сформированных навыков взаимодействия в коллективе. Поскольку в
повседневной жизни детей подчас отсутствует возможность общения в
детском коллективе из-за чрезмерной занятости, недостаточности свободного
времени родителей и их увлеченности достижениями. Это делает
современного ребенка одиноким, потерянным, не способным к поиску
друзей, оказанию поддержки другим и формированию эгоцентричности.
Именно поэтому на первый план работы учителя выходит воспитание
учеников в процессе внеклассной деятельности, что и обуславливает
актуальность исследования. Современный учитель решает задачи по
формированию и развитию умений учеников соотносить свои желания с
потребностями и возможностями окружающих людей, то есть умению жить
и реализовывать себя в коллективе. Понимание значения этого вопроса
выражено в законодательстве страны и предоставлении всех условий для
эффективной реализации требований общества.
Цель образования в начальной школе - обеспечение процесса
разностороннего развития ребенка младшего школьного возраста и также
приобщение его к различным видам деятельности, в том числе к
общественно - полезной. Данная проблема нацеливает на необходимость
ознакомления с теорией развития коллектива. Различные подходы к анализу
проблем, существующих в коллективе младших школьников сводятся к
общему мнению значимости влияния воспитательных воздействий
коллектива на личность младшего школьника. Данный подход отражается в4
актуальных исследованиях современных образовательных процессов,
происходящих в современной начальной школе. Значительные изменения,
происходящие в последнее время в отечественной образовательной системе
выявили очевидную необходимость создания в школьных коллективах более
комфортного и благоприятного микроклимата. Данные изменения привели к
появлению новых ценностей и условий, способствующих развитию системы
образования, а также спровоцировали выдвижение обновленных целей
образования. Вышеозначенные процессы предъявляют новые требования к
понятиям «воспитанность» и «образованность» учащихся младшей школы.
Классный руководитель, работающий в младшей школе должен в
полной мере осознавать значимость практических задач по качественному
формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые
способствовали бы сплочению коллектива. Позитивные эмоции,
сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе
сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций.
Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются
чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности,
такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда,
взаимное уважение.
Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет
собой важное условие, необходимое для самоутверждения личности
учащегося младшей школы. Общая, объединяющая цель, общие мотивы
представляют собой неотъемлемую составляющую коллектива, имеющего
высокий уровень сплоченности. Показателями высокого уровня
сплоченности коллектива могут быть также желания его членов заниматься
общественно полезным трудом, их стремление достигать высоких
показателей в различных видах совместной деятельности и высокий уровень
мотивированности к активному взаимодействию.
Научные исследования в области развития и формирования
коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и5
психологов. В исследованиях М.Г. Казакиной [12], А.С. Макаренко [21] Т.Е.
Конниковой [16], Л.И. Новиковой [29] были раскрыты вопросы влияния
коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества,
вопросы влияния личности на становление и развитие коллективов.
Однако, несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время
научных концепций, проблема формирования сплоченности коллектива
младших школьников во внеклассной деятельности является недостаточно
разработанной, что приводит к возникновению противоречия между
необходимостью формирования сплоченности у детей младшего школьного
возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов
формирования сплоченности младших школьников.
Это обусловливает проблему исследования: каковы содержание,
формы и методы формирования сплоченности младших школьников?
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить
программу формирования сплоченности детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования: процесс формирования сплоченности младших
школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования
младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование сплоченности коллектива
младших школьников будет эффективным, если:
- опираться на содержательные характеристики понятия
«сплоченность»;
- раскрыть особенности формирования сплоченности детей младшего
школьного возраста;
- разработать и внедрить программу сплоченности детей младшего
школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования были поставлены следующие задачи:6
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия
«сплоченность» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности формирования сплоченности детей младшего
школьного возраста.
3. Разработать и апробировать программу по формированию
сплоченности младших школьников.
При написании выпускной квалификационной работы были
использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической
литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа,
наблюдение, анкетирование, социометрия, качественная и количественная
обработка данных.
Исследование состоит из констатирующего, формирующего и контрольного
этапов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ
№127, Приволжского района, г. Казани, Республики Татарстан.
Теоретическую значимость исследования заключается в обобщении и
систематизации научного материала по формированию сплоченности
детского коллектива детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования форм и методов формирования сплоченности коллектива
младших школьников классными руководителями в воспитательном
процессе начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
Последние двадцать лет в психолого-педагогических исследованиях резко сократилось количество работ, изучающих проблемы развития и становления коллектива, что может говорить об уменьшении интереса к данному вопросу в связи с неактуальностью темы. Однако реалии образовательных учреждений показывают, что без коллективной идеи невозможно дальнейшее позитивное развитие любого общества Данный факт свидетельствует о современной значимости научных исследований в области изучения процессов, влияющих на развитие коллективного сознания учащихся и качеств, характеризующих сплоченный коллектив. Именно посредством классного коллектива учащиеся развиваются как личности, усваивают необходимые общественные ценности и нормы, учатся позитивно взаимодействовать. Процессы, которые происходят в детском коллективе должны ориентировать учащихся на совместную деятельность, учить их избегать конфликты, развивать навыки уважительного отношения к мнению другого, формировать стремление помогать окружающим.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, помог раскрыть сущностную и содержательную характеристику сплоченности младших школьников во внеклассной деятельности.
Младший школьный возраст является особо ответственным периодом, потому что представляет собой возраст первоначального становления личности ребенка. В этом возрасте, акты общении ребенка с одноклассниками имеют неоднозначную характеристику, зависят от личностных качеств каждого ребенка, их психологических особенностей, темперамента, взаимоотношений в семье, и, несомненно, существенным образом влияют на дальнейшее развитие его личности. Изучение особенностей отношений в коллективе младших школьников и трудностей, которые у них возникают в процессе этих отношений, может существенно помочь педагогическому коллективу при организации работы с младшими школьниками. Общение со сверстниками представляет собой необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении у ребенка естественным образом выходит на первый план и становится его основной социальной потребностью. Обращая внимание на общение младшего школьника со сверстниками, необходимо отметить, что данный процесс имеет существенное значение в жизни ребенка. Процесс общения представляет собой условие формирования общественных качеств личности ребенка, участвует в процессах проявления и развития основ коллективных взаимоотношений в начальной школе.
Основываясь на теоретических исследованиях в области сплочения коллективов, можно сделать вывод о том, что наибольший эффект будет достигнут средствами мероприятий для внеклассной деятельности.
Данное исследование показывает, каким образом мероприятия, включенные во внеклассную деятельность, могут повысить уровень сплоченности коллектива младших школьников.
Констатирующий этап эксперимента, в котором были использованы диагностические методики помог определить уровень сплоченности исследуемых коллективов младших школьников, разделенные на контрольную и экспериментальную группы.
В данной работе были охарактеризованы уровни сформированности сплоченности коллектива младших школьников. С целью повышения существующего уровня сплоченности, нами был разработан и апробирован комплекс упражнений, повышающий уровень сплоченности коллектива младших школьников. Упомянутый комплекс упражнений проводился во внеклассной деятельности. Каждое из представленных упражнений было направлено на формирование сплоченности группы детей.
Результаты исследования показали повышение показателей уровня сплоченности, следующим образом: высокий уровень на 19%, показатели
среднего уровня поднялись на 6%, а низкий уровень снизился на 25%.
Одним из факторов, влияющим на качественное улучшение процессов, формирующих детский коллектив является дополнительная совместная деятельность учащихся и педагогов. В данном исследовании была рассмотрена с теоретических позиций структура, закономерности функционирования и развития коллектива. Было уделено внимание вопросам исследования отношений и предпочтений в коллективе младших школьников.
Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что развитие уровня сплоченности коллектива возможно при продуманном подходе к мероприятиям внеклассной деятельности. Ухудшение уровня сплоченности в коллективе младших школьников может отрицательно сказаться на психологическом климате, что сказывается не только на взаимоотношениях детей между собой и с педагогом, но и на результатах образовательного процесса. Педагогическому коллективу образовательных учреждений стоит уделять больше внимания проблемам сплоченности детских коллективов, особенно в младшей школе, так как сплоченность это один из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Таким образом, разработанный нами комплекс позволяет добиться позитивной динамики в развитии сплоченности классных коллективов начальной школы. Предлагаемые занятия проводятся в форме игр, что представляет реальный интерес для учащихся и формирует у него коммуникативные умения, необходимые современному школьнику.
Данное исследование подтвердило нашу гипотезу, и цель исследования считаем достигнутой.
1. Аминов, Н.А. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений / Н.А. Аминов, М.Б. Янковская. - М.: Московский государственный психологопедагогический институт, 2018. - 108 с.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома.- М.: Аспект Пресс, 2017.- С.107-110.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Наука, 2013. - 224 с.
4. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие / - М.: АРКТИ, 2017. - 104 с.
5. Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон.- СПб.: Питер, 2013.- 272с.
6. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Академия, 2016. - 288 с.
7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. -
М.: МАСС, 2017. - 157 с.
8. Григорьев, Д.В. Внеклассная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2014. - 223 с.
9. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. -
М.: МГУ, 2017. - 128с.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / - СПб.: Питер,
2016. - 286 с.
11. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журавский. - М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1984. - 360 с.
12. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их
формирование в коллективе / М.Г. Казакина. - СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1998. - 115 с.
13. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 279 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб.для студ. об-го
учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС,
2013. - 352 с.
15. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломенский. - М.: Просвещение, 1969. - С. 196-197.
16. Конникова, Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. - 400 с.
17. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова. - М.: ФОРУМ, 2019. - 384 с.
18. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.
19. Лабунская, В.А. Субъект зависти как субъект затрудненного общения / В.А. Лабунская // Северо-Кавказский психологический вестник. -
2014. - №2.- С. 138 — 143.
20. Лепнева, О.А., Классный коллектив технология формирования /
О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко.- М.: ООО «ЦГЛ», 2015. - 128 с.
21. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Знание 2014. - 400с.
22. Марцинковская, Г.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Г.Д. Марцинковская. - М.: Линка - Пресс, 2018. - 176 с.
23. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
24. Методы социальной психологии: под ред. В.Е.Семенова, Е.С. Кузьмина. СПб.: Питер, 2017. - 232 с.
25. Модрус, А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08: утв. 20.10.2008/ А.Л. Модрус.- Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост.пед. ин-та 2018. - 153 с.
26. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе./ Я. Л. Морено. - М.: Акад. проект, 2001. -433 с.
27. Неймер, Ю. Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение // Социологическое исследования. - 2013. - Вып.2. - С.68-96.
28. Немов, Н.С. Мотивация достижения, уровень притязания и эффективность групповой деятельности/ Н.С. Немов, Ю.В. Синягин // Психологический журнал.- 2019.- №1.- С.46-54.
29. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова. - М. : Педагогика, 2018. - 107 с.
30. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2016. - 141с.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2016.- 548 с
34. Педагогика/ под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1963. - С. 60-68.
35. Подласый, И.П. Педагогика: 100 ответов: учеб.пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 365 с.
36. Поляков, С.Д. Технологии воспитания. - Москва: Владос, 2014. - 144с. - (Библиотека руководителя образовательного учреждения). - 343с.
37. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, Чикер В.А.- СПб.: Речь, 2016. - 298 с.
38. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 221с.
39. Рогов, Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2017.
- 430 с.
40. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: «БАХРАХ- М» 2019.
- 672 с.
41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 384 с.
42. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Соврем.слово, 2015. -720 с.
43. Рапацевич, Е.С. Психолого- педагогический словарь / ЕС. Рапацевич.- Минск.: Соврем.слово, 2016. - 928 с.
44. Сабельникова, С.И. Организация внеклассной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2019.- №3.- С. 422.
45. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность/ А.В. Сидоренков // Психологический журнал.- 2016.- №1.- С.44-49.
46. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие/ В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2016. - 304 с.
47. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2015.-129 с.
48. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под. ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 2000 - 336 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014.- 35 с.
50. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2016. - 490 с.
51. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие/ К. Фопель.- М.: Генезис, 2016. - 240 с.
52. Ходаковский, Л.С. Принципы организации школьного коллектива / Л.С. Ходаковский.- М.: Просвещение, 2015.- 328 с.
53. Щукина Н.Е. Нежная педагогика / Н.Е. Щукина.- М.: Педагогический поиск, 2005.- 160 с.