ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1. Имидж организации: понятие, цели, задачи, функции и основные
классификации 7
1.2. Теоретические подходы к феномену формирования имиджа
образовательной организации 18
1.3. Роль СМИ в формировании имиджа образовательной организации 30
2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ 38
2.1. Исследование имиджа Набережночелнинского института КФУ 38
2.2. Контент-анализ 53
2.3 Модель формирования имиджа Набережночелнинского института КФУ
средствами СМИ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Модернизация образования - одно из важнейших направлений государственной политики современной России. Цель модернизации состоит в повышение его качества образования на всех его уровнях. «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет» [2].
Происходящая в настоящее время модернизация системы образования привела к созданию системы многоуровневого непрерывного образования, включающего различные формы ассоциативной и структурной интеграции учреждений разных ступеней получения непрерывного образования: дошкольные учреждения - школы - лицеи - колледжи - вузы.
Актуальность выпускной квалификационной работы. В условиях становления и развития рынка образовательных услуг, образовательные организации разных уровней встают перед необходимостью уделять пристальное внимание изучению и реализации потребностей потребителя. В сложившихся условиях образовательные учреждения прибегают к ценовым и неценовым формам конкуренции - качество, перечень, комплексность, условия предоставления, цена образовательных услуг. «Среди неценовых форм конкуренции значительная роль отводится имиджу» [10].
Кроме того, одним из основных условий модернизации образования государство видит в обеспечении информационной открытости образовательных организаций. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 выделяет вопросы информационной открытости в отдельную статью (ст. 29) и накладывает определенные обязательства на образовательные организации, как государственные, так и частные [1].
В сложившихся условиях образовательные организации встают перед необходимостью формирования собственной информационной политики, направленной на обеспечение информационной открытости организации образования, создание имиджа, таким образом - на обеспечение их конкурентных преимуществ.
Степень изученности проблемы: первые публикации, посвященные исследованиям имиджа образовательной организации, появились в середине 90-х годов. Но активная работа по всесторонней разработке всевозможных аспектов формирования имиджа началась только с начала 2000-х. С каждым годом интерес к теме растет, появляется все больше и больше публикаций и научных исследований, посвященных теме имиджа образовательных организаций разного уровня, что об актуальности проблемы на научно - теоретическом уровне.
Большей частью авторы, изучающие имидж образовательных учреждений, ссылаются на исследования Е.В. Гришуниной, Т.Н. Пискунова и М.С. Пискунова, Е.Б. Карпова, О.А. Нестерчук, Е.А. Петровой.
Е.А. Петрова заложила основы имиджелогии как отдельного направления научного исследования в отечественной науке, занималась анализом состояния и перспектив развития это отрасли знания. О.А. Нестерчук исследовала вопросы государственной политики в области образования. Исследования Е.В. Гришуниной заложили основу в изучении вопрос формирования имиджа руководителя учреждения образования. В дальнейшем данная проблематика отразилось в работах Д.В. Березиной, А.Н. Нурмухаметовой. Т.Н. Пискунова изучала условия и факторы формирования позитивного имиджа образовательного учреждения. Структура и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения нашли отражение в работах М.С. Пискуновой.
Ключевым понятием исследований в данной области является понятие имиджа образовательной организации. В работах большинства авторов, изучающих вопрос формирования имиджа организации, уделяется
внимание фактору информационной открытости организации, использованию инструмента СМИ в процессе оказания целенаправленного, мотивирующего влияния на целевую аудиторию организации. Однако недостаточно разработан вопрос изучения психологических механизмов и условий формирования положительного имиджа образовательной организации у различных групп социального окружения, влияния учета психологических принципов во взаимодействии образовательной организации со СМИ.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является процесс формирования имиджа образовательной организации.
Формирование имиджа образовательной организации средствами массовой информации представлен, как предмет исследования в работе.
Основная цель выпускной квалификационной работы - теоретическая обоснованность и проверка возможности использования средств массовой информации для формирования имиджа образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические основы формирования имиджа образовательной организации.
2. Разработать модель взаимодействия со средствами массовой информации, основанную на принципах обусловленности и личностного подхода.
3. Описать прогноз эффективности модели формирования положительного имиджа средствами массовой информации. Эмпирическая база представлена в виде документальной базы Центра
медиакоммуникаций Набережночелнинского института КФУ, текстовые и видео фрагменты новостных сообщений средств массовой информации города, а также результаты анкетирования.
В исследовании применялась следующая система методов:
5
теоретические (анализ психологической, педагогической, социологической и методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотез исследования и проектирование результатов); эмпирические (метод включенного наблюдения за динамикой формирования имиджа; опросный метод; изучение документации; анализ содержания публичной информации об организации в средствах массовой информации).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке модели формирования положительного имиджа Набережночелнинского института КФУ средствами СМИ.
Апробация дипломной работы: написаны три статьи для участия в таких научных конференциях, как «Социально-экономическое развитие России: сб. статей Международной научно-практической конференции» (Чебоксары), «Актуальные теории, конференции, прикладной характер современных научных исследований: сб. статей Международной научнопрактической конференции» (Екатеринбург), «Научный диалог: Молодой ученый: сб. статей Международной научно-практической конференции» (Санкт-Петербург), которые в дальнейшем были опубликованы в сборниках.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты и понятия имиджа, формирование имиджа; основы имиджевой деятельности образовательной организации. Во второй главе анализируются финансово-экономические показатели деятельности организации, оценивается эффективность имиджевой системы предприятия, результаты мониторинга и анализа.
В данной работе изначально были раскрыты базовые элементы, включающие описание общих понятий об имиджевых средствах как одним из методов формирования положительного образа образовательных услуг. На базе полученных знаний были выявлены виды и формы имиджевой деятельности для увеличения узнаваемости и совершенствования имиджевой деятельности Набережночелнинского института Казанского федерального университета.
К текущему моменту, тема формирования имиджа образовательной организации недостаточно изучена, хоть и имеет большое количество научных и научно-публицистических работ в свободном доступе. Поэтому тема формирования имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения и становится актуальным вопросом для исследования.
Образовательную организацию, имеющую устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и имидж подобного учреждения стоит учитывать как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.
Целью выпускной квалификационной работы стала разработка модели и рекомендаций для формирования положительного имиджа образовательной организации на основе анализа существующего имиджа в средствах массовой информации, мониторинга использования способов формирования имиджа образовательной организации, анкетирование всех сегментов, образующих целевую аудиторию образовательного учреждения высшего образования.
В данной работе были решены главные задачи: раскрыты
теоретические основы и понятия внешнего имиджа; проанализирована
деятельность образовательных организаций при формировании имиджа; разработаны способы по совершенствованию имиджевой деятельности Набережночелнинского института КФУ посредством СМИ города, а также учтен прогноз эффективности работы со СМИ в формировании положительного имиджа.
На основании исследования понятия «имидж образовательной организации», можно констатировать, что имидж вуза - это общественное или индивидуальное мнение о престиже, качестве услуг, а так же уникальных характеристиках учебного заведения, формирующиеся при помощи средств массовой информации и инструментов психологического воздействия.
В ходе исследования, было выявлено, что процесс формирования имиджа университета имеет свои отличительные особенности, которые возникают исходя из специфики деятельности образовательных учреждений. Данные специфические черты оказывают влияние на каждый из элементов восьмикомпонентной структуры формируемого имиджа.
Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а четкую систему взаимосвязанных качеств, создающую совокупность характеристик.
Исходя из мониторинга и анализа средств массовой информации города Набережные Челны, было определено, что недостаточная работа со средствами массовой информации дает отрицательный эффект, в связи с появлением негативных информационных поводов, отзывов и комментариев. Также было выявлено отсутствие или малое количество интервью и официальных ответов руководителей, что показывает низкий уровень количества контактов со средствами массовой информации. Анкетирование абитуриентов, студентов и сотрудников института показал недостаточную осведомленность о деятельности образовательной организации.
Для достижения наибольшего эффекта от совместной работы средств массовой информации и образовательной организации следует учитывать все аспекты построения взаимоотношений. Необходима активная работа со средствами массовой информации не только в определенный отрезок времени, но и создание условий непрерывности информационного потока в СМИ об образовательном учреждении. В дальнейшем осуществлять деятельность между институтом и средствами массовой информации города, периодически исследуя промежуточные результаты средствами мониторинга и анализа СМИ. Тем самым осуществляя анализ положения имиджа института в глазах потребителей, а также выявлять эффективность совместной работы.
Еще одним немаловажным показателем сотрудничества со СМИ является база данных тех самых средств массовой информации. Необходимо учесть наиболее благоприятные условия и охват нужной аудитории для продвижения, как самой организации, так и ее услуг. Тем самым осуществляя отбор более эффективных ресурсов, с большим охватом целевой аудитории деятельности Набережночелнинского института КФУ.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
2. Асмолов, А.Г. Государственная программа «Развитие
образования» на 2013-2020 гг.: сценарий упущенных возможностей / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2015. - № 3 (59). -2-4 с.
3. Башарина, А.В. Сравнительный анализ американской и российской моделей образования / А.В. Башарина // Социология образования. - 2017. - № 1. -57-65 с.
4. Бермус, А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: монография / А.Г. Бермус. - М.: Канон +: Реабилитация, 2018. - 384 с.
5. Бинецкий, А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса / А.Э. Бинецкий. - М. : ЭКСМО, 2015. - 240 с.
6. Богданов, Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - М., 2015. - 208 с.
7. Большой Энциклопедический Словарь. Гл. ред. Прохоров А.М. 2 издание переработанное и дополненное. М.: Большая Российская Энциклопедия. - 2014. - 443 с.
8. Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. - 2016. - 152 с.
9. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб: Норинт - 2018. - 693 с.
10. Волкова, В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов / В.В. Волкова // Вестник МГЭИ / под ред. В.В. Волковой. - 2017. - Вып. 1. - 23-26 с.
11. Володарская, Е.А. Социально-психологическая концепция имиджа науки. / Е.А. Володарская // Высшее образование в России. - 2018.74-80 с.
12. Геворкян, Е.Н. Рынок образовательных услуг: аспекты
модернизации / Е.Н. Геворкян. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2016. - 384 с.
13. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - М.- 2014. - 51 с.
14. Глущенко, Т.Б. Имидж образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. О.Б. Назаровой. - Магнитогорск: МаГУ, 2018. - 147-153 с.
15. Губа, Г.И. Имиджелогия: проблемный анализ / Г.И. Губа. - М. : Эксмо России, - 2017. - 64 с.
16. Дагаева, Е.А. Модель конструирования имиджа образовательной организации / Е.А. Дагаева // Журналистика и медиаобразование - 2018: сборник трудов III Международной научно-практической конференции (Белгород, 25-27 сентября 2018 г.): в 2 т. / под ред. М.Ю. Казак, У. Перси, А.В. Полонского, Е.А. Кожемякина. - Белгород: 2018. - Т. II. - 9-10 с.
17. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. / В.И. Даль. — СПб. - 2014.- 1263 с.
18. Добреньков В. И. Методология и методы научной работы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Добреньков, Н.Г. Осипова. - Гриф УМО. - М. : КДУ, 2019. - 276 с. - Библиогр.: 268-275 с. - Электроннобиблиотечная система «Библиотех».
19. Ендовицкий, Д.А. Маркетинговый анализ потребительских предпочтений / Д.А. Ендовицкий, О. Олейникова // Высшее образование в России. - 2018. - № 4. -74-80 с.
20. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь. М.: Изд-во Моск. ун-та, - 2014. - 213 с.
21. Зуева, Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения / Е.И. Зуева // Образование и наука в третьем тысячелетии : сборник статей к четвертой международной научнотеоретической конференции / Алтайский экономико-юридический институт. - Режим
доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html http://aeli.altai.ru.
(дата обращения 11.05.2019).
22. Карпов, Е.Б. Имидж в образовании / Е.Б. Карпов // PR в образовании. - 2016. - № 6. - 40-50 с.
23. Кузьмина, Е.Е. Маркетинг образовательных услуг: учебное
пособие для магистров / Е.Е. Кузьмина. - М. : Юрайт, 2017. - 330 с.
24. Козьяков, Р.В. Корпоративный имидж учебного заведения / Р.В. Козьяков // PR в образовании. - 2015. - № 1. -108-112 с.
25. Кошлякова, М.О. Социологические методы исследования имиджа [Текст] / М.О. Кошлякова // Сервис plus. - 2016. - № 5. - 55-59 с.
26. Лазаренко, И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество / И.Р. Лазаренко // Педагог. - 2014. - № 9. - 114 с.
27. Наумова, С.А. Имеджелогия: учеб. пособие / С.А. Наумова. - Томск: 2015. - 119 с.
28. Павлов, С.Н. Управление информацией и общественными
связями для создания эффективного имиджа вуза: монография / С.Н. Павлов. - М. : Академия естествознания, 2016. - 213 с.
29. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия,
психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. - 3 - е изд.,- М.: Омега - Л, 2019. - 266 с.
30. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия: учеб. пособие / Г.Г. Почепцов. - Киев.: ПРСТ, 2019. - 132 с.
31. Первушина, Е. Управление по связям с общественностью в вузе / Е. Первушина // Высшее образование в России. - 2018. - № 11. -83-93 с.
32. Перелыгина, Е.Б. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии / Е.Б. Перелыгина // Советник. - 2017. - № 7. -50 - 51 с.
33. Перелыгина, Е.Б. Имидж как феномен интерсубъективного взаимодействия / Е.Б. Перелыгина // Советник. - 2016. - № 8. - 44-47 с.
34. Петрова, Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования / Е.А. Петрова // PR в образовании. - 2017. - № 1. - 44-49 с.
35. Петрова, Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России / Е.А. Петрова // PR в образовании. - 2018. - № 4. - 104-105 с.
36. Пискунова, М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования / М.С. Пискунова // Мониторинг и стандарты в образовании.- 2019.- № 5.- 45 - 48 с.
37. Платонов, К.К. Психология (для индустриально - педагогических техникумов): учеб. пособие / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М.: Изд-во Московский индустриально-педагогический техникум, 2017. - 45 с.
38. Родионова, А.А. Фокус-групповое исследование аффективных и когнитивных составляющих имиджа учебного заведения / А.А. Родионова // PR в образовании. - 2015. - № 4. -48-49 с.
39. Сальникова, Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии : учебник для бакалавров / Л.С. Сальникова. - М. : Юрайт, 2018. - 303 с.
40. Томилова, М.В. Модель имиджа организации / М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 1. -5-17 с.
41. Феофанов, О.А. США: реклама и общество / О.А.Феофанов. - М.
: Мысль, 2015. - 260 с.
42. Филлипов А.В. Тысяча состояний души: краткий психологофилологический словарь / А.В. Филлипов, Н.Н. Романова, Т.В. Летягова. - М.: Флинта, 2017. -217 с.
43. Хатакенака, С. Инновации и экономическое развитие [Электронный ресурс] / С. Хатакенака // Международное высшее образование. - 2015. - № 60. - Режим доступа:
http://ihe.nkaoko.kz/archive/37/335. (дата обращения 11.05.2019).
44. Щепилова, ВЕСТН. МОСК. Ун-ТА. СЕР. 10. Журналистика. 2019. № 3 - 78 С.
45. Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2018. - № 9. - 39-46 с.
46. Официальный сайт Министерства образования Пензинской области [Электронный ресурс] - режим доступа URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1080730&cid=17 (Дата обращения: 14. 05. 2019)
47. Официальный сайт Саратовской Государственной Юридической Академии [Электронный ресурс] - режим доступа URL: http://www-сгюа.рф/ги/ (Дата обращения: 12. 04. 2019)
48. Официальный сайт о нанотехнологиях #1 в России [Электронный ресурс] - режим доступа URL: http://www.nanonewsnet.ru (Дата обращения:
22. 03. 2019)
49. Официальный сайт Южно-Уральского государственного университета [Электронный ресурс] - режим доступа URL: https://www.susu.ru (Дата обращения: 22. 03. 2019)