Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках географии 9
1.1. Исследовательская компетенция как актуальная задача в
процессе изучения физической географии 9
1.2. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и
во внеурочной деятельности 15
1.3. Особенности формирования исследовательской компетенции
учащихся 7-х классов при изучении физической географии 21
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию исследовательской компетенции учащихся 7-х классов в процессе изучения физической географии 41
2.1. Программа и методы эмпирического исследования уровня сформированности исследовательской компетенции
учащихся 7-х классов 41
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию уровня сформированности
исследовательской компетенции учащихся 7-х классов 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня сформированности исследовательской компетенции
учащихся 7-х классов 62
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 83
Актуальность исследования. В Примерной программе основного общего образования по географии, составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, цели обучения географии конкретизируются до формирования у школьников следующих умений, навыков и способов деятельности: использовать для познания окружающего мира наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории; владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментально проверять гипотезы; владеть монологом и диалогической речью, умением понимать точку зрения собеседника и признавать право на другое мнение; ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение целей и средств.
Достичь постановленных целей, не формируя исследовательских умений у всех учащихся, нельзя. В связи с этим при обучении географии в основной школе, наряду с другими, стоит задача формирования исследовательской компетенции [1].
Выполнено большое число психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования у учащихся исследовательской компетенции (Н.М. Верзилина, Е.Н. Кабанова-Миллер, И.Я. Лернер, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, А.В. Усова и др.). К проблеме формирования исследовательских умений у учащихся в процессе обучения географии обращались С.А. Анофрикова, А.А. Бобров, И.В. Васильева, Н.Е. Важеевская, Е.С. Кодикова, Н.В. Кочергина, Н.Е. Одинцова, T.A. Прояненкова, Н.С. Пурышева, Г.П. Стефанова и др. В этих работах рассматриваются, в основном, методики формирования исследовательских умений в экспериментальной деятельности.
Анализ состояния проблемы формирования у учащихся основной школы исследовательской компетенции и организации системно
деятельностного обучения, а также результаты констатирующего этапа эксперимента позволили выявить, противоречия между:
- очевидным соответствием исследовательской компетенции структуре проектной деятельности и не разработанностью методики использования проектного обучения географии для формирования у школьников исследовательской компетенции;
- необходимостью формирования у учащихся основной школы исследовательской компетенции и существующей методикой обучения географии, которая не обеспечивает их формирование у учащихся, данной возрастной группы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия и методика формирования исследовательской компетенции учащихся 7-ых классов при изучении физической географии.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать программу по формированию исследовательской компетенции учащихся 7ых классов при изучении физической географии.
Объект исследования: исследовательская компетенция учащихся 7-ых классов при изучении физической географии.
Предмет исследования: формирование исследовательской
компетенции учащихся 7-ых классов при изучении физической географии.
Гипотеза исследования - развитие исследовательской компетенции учащихся 7-ого класса при изучении физической географии будет более эффективным, если разработать программу ее формирования на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся 7-ого класса
2. Разработать программу формирования исследовательской компетенции учащихся 7-ого класса при изучении Физической географии
3. Экспериментально апробировать программу формирования исследовательской компетенции учащихся 7-ого класса при изучении Физической географии
Теоретико-методологическая база исследования составляют:
- компетентностный подход (И.А. Агапова, В.И. Байденко, В.В. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванова, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.);
- психолого-педагогические исследования по проблеме формирования исследовательских умений (И.Я. Лернер, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.);
- теория проектного обучения (М.Ю.Бухаркина, В.Н.Давыдова, Н.Ю. Пахомова, Е.С.Полат, М.Б. Романовская, С.Г. Щербакова и др.);
- теория формирования исследовательских умений в теории и методике обучения географии (С.В.Анофрикова, А.А.Бобров, И.В. Васильева, Е.С.Кодикова, Н.В.Кочергина, Л.А.Прояненкова, А.В.Усова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической,
методической, научно-методической литературы и документов по проблемам модернизации школьного образования и формирования исследовательской компетенции учащихся седьмого класса; проектных методик; моделирование процесса формирования исследовательских умений в проектной деятельности у учащихся седьмых классов, школы при изучении географии на основе знаний из философии, психологии, педагогики, дидактики.
Экспериментальные: анкетирование, тестирование, наблюдение,
беседы с учителями и учениками, экспериментальное преподавание (внедрение методики формирования исследовательских умений в проектной деятельности учащихся 7-ого класса в практику обучения географии), математические методы интерпретации данных педагогического эксперимента.
Опытно - экспериментальная база исследования проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №101 имени П.А. Полушкина - Центр образования» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в разработке программу формирования исследовательской компетенции учащихся 7-ого класса при изучении Физической географии.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий и форм организации успешного формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения физической географии.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе работы подготовлена программа и методические разработки уроков по формированию исследовательской компетенции учащихся 7-ых классов при изучении физической географии.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования; применение методов, адекватных поставленным задачам исследования и позволяющие научно обосновать полученные результаты, экспериментальной проверкой гипотезы исследование в условиях конкретного образовательного учреждения, статистической обработкой полученных экспериментальных материалов.
Ход и результаты исследования изложены на научно-практических конференциях, семинарах (Казань 2018, Набережные Челны 2018, Москва 2019) что подтверждено выданными сертификатами. Основные результаты исследования апробированы в образовательном процессе МБОУ «СОШ №101» Советского района г. Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
«Формирование эколого-нравственной культуры учащихся в ходе исследовательской деятельности» Сборник статей конференции Экология Родного Края.- Казань К(П)ФУ, 2018- 80с. (в соавторстве)[26]; «Некоторые эколого-экономические особенности Лаишевского муниципального района Республики Татарстан» Преемственность эколого-географического
образования учащейся молодежи в школе и вузе //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (30 ноября - 1 декабря 2018 г., г. Казань- Набережные Челны).-Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 364с (в соавторстве)[25]; «Педагогические технологии в экологогеографическом образовании школьников» Научные разработки: евразийский регион: материалы международной научной конференции теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 18 января 2019 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. - Москва: Издательство Инфинити, 2019. - 252 с. (в соавторстве)[11]; «Экология как фактор влияющий на здоровье человека» Региональная научно-методическая конференция «Инновационные технологии в школьной, студенческой и педагогической среде». /Отв. Ред. Бекетова С.И - Казань, 2019. - 83с. (в соавторстве) [41].
Структура работы состоит: из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источник, в том числе 11 на иностранном языке. Объем работы составляет 155 страниц. Данная работа включает в себя 1 схему, 13 таблиц, 10 рисунков и 11 приложений.
В результате проведенного диссертационного исследования мы установили, что в современном обществе существует объективная потребность, необходимость и значимость формирования исследовательской компетентности.
Введение школьника в культуру исследования, формирование и развитие у него навыков и умений исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования, которые могут быть решены в рамках системно-деятельностного подхода, выдвигающего на первое место не степень информированности учащегося, а умения разрешать поставленные перед ним задачи и проблемы.
В ходе проведенного исследования было установлено, что рассматриваемая нами проблема является актуальной в педагогической теории и практике в связи с реформированием системы отечественного образования (введением ФГОС ООО) и требует дальнейшего осмысления.
Современные подходы к исследованию проблемы позволили выделить структурные компоненты исследовательской компетенции учащихся: мотивационный, когнитивный, процессуальный и рефлексивный.
Для измерения уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся нами были определены основные критерии ее развития.
Развитие исследовательской компетенции учащихся проходило путем практической реализации разработанной нами программы, состоящей из пяти блоков: концептуального, целевого, содержательного, процессуального, диагностического.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что на современном этапе в обществе востребованы активные личности, способные самореализовываться, жить в гармонии с социоприродным окружением. Это ставит формирование исследовательской компетенции учащихся на основе изучения родного края в число приоритетных задач географического образования. В этой связи востребована разработка теории и методики формирования исследовательской компетенции учащихся при изучении физической географии.
2. Выявлены теоретические основы формирования исследовательской компетенции учащихся при изучении физической географии. Научные основы позволили уточнить теоретические и методологические вопросы современного краеведения, его понятийно-терминологический аппарат, роль и значение в современном географическом образовании. Анализ психологопедагогических и методических исследований позволил осуществить взаимодействие личностно-деятельностного и компетентностного подходов, результаты которого использованы при разработке и обосновании целевого, содержательного, процессуального, технологического и диагностического компонентов методической системы формирования исследовательской компетенции учащихся при изучении природы родного края.
3. Разработана программа формирования исследовательской компетенции учащихся при изучении природы родного края.
Процесс формирования исследовательской компетенции, включает три этапа: мотивационно-ориентировочный, познавательно-продуктивный, творческорефлексивный. Формы и методы предполагают формирование
исследовательской компетенции посредством применения различных видов исследовательских работ в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с выделенными этапами.
4. Обоснована диагностическая методика определения уровня развития исследовательской компетенции учащихся, подобраны диагностические материалы определения уровней развития компонентов составляющих исследовательскую компетенцию.
5. Экспериментально подтверждено, что реализация разработанной методики формирования исследовательской компетенции учащихся при изучении физической географии позволяет достичь высокого уровня сформированности исследовательской компетенции, что подтверждает положения выдвинутой гипотезы.