РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «эмоциональная культура» 9
1.2 Потенциал музыкально-исполнительской деятельности в
развитии эмоциональной культуры младших школьников 18
1.3 Особенности развития эмоциональной культуры младших
школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Практическая реализация процесса развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности 35
2.1 Анализ методики развития эмоциональной культуры
обучающихся при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе П. А. Елисеевой 35
2.2 Методическая разработка по развитию эмоциональной культуры
младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 58
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «эмоциональная культура» 9
1.2 Потенциал музыкально-исполнительской деятельности в
развитии эмоциональной культуры младших школьников 18
1.3 Особенности развития эмоциональной культуры младших
школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Практическая реализация процесса развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности 35
2.1 Анализ методики развития эмоциональной культуры
обучающихся при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе П. А. Елисеевой 35
2.2 Методическая разработка по развитию эмоциональной культуры
младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 58
Актуальность исследования. Современная социальная действительность в России за последние десятилетия претерпевает глобальные изменения в социокультурной среде, требуя от всех сфер жизни общества гибкого реагирования. В результате чего происходят значительные изменения и в системе образования.
В последние годы возросло внимание к проблеме воспитания личности ребенка как части социокультурной среды человечества XXI века. Важное значение приобретает умение ребенка управлять собственными эмоциями, которое лежит в основе воспитания эмоциональной культуры личности, состоящая из системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих адекватность эмоционального реагирования человека.
Особая роль в данном процессе принадлежит сфере музыкального искусства, которая помогает в наиболее полной мере раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В профессиональном музыкальном образовании (музыкальные школы, школы и лицеи искусств и т.д.) особой областью обучения является музыкально-исполнительская деятельность, в рамках которой создаются благоприятные возможности для развития эмоциональной культуры школьников.
Однако, музыкальные школы сегодня не решают задачи воспитания эмоциональной культуры детей сознательно, целенаправленно и эффективно, так как главной их целью является подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионального музыкального образования, что обуславливает их ориентированность на формирование у ребенка специальных музыкальных навыков и способностей, при которой эмоциональная составляющая музыкальной деятельности вытесняется на задний план, утрачивает статус первичной ценности, и которая является одной из основных причин потери интереса и школьников к музыкальным занятиям.
Степень изученности проблемы. Анализ научных источников показал, что проблема развития эмоциональной культуры личности в той или иной мере рассматривалась многими учеными.
Вопросы эмоционального развития обучающихся, формирования культуры чувств личности рассматриваются в исследованиях таких педагогов-исследователей как С.П.Баранов, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина,
A. Н.Лук, И.В.Савин, И.Ф.Харламов и т.д.
В работах отечественных и зарубежных психологов данная проблема представлена теориями об эмоциях (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, С.Томкинс, П.МЯкобсон и т.д.).
В отечественной музыкальной педагогике исполнительства проблема воспитания эмоциональной культуры детей раскрыта как проблема формирования у них умения передавать образ музыки (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский, Г.М.Цыпин), специфически музыкальной способности воссоздавать «эмоциональную программу» музыкальных произведений (В.Г.Ражников).
Проблема развития эмоционального слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку, эмоционального восприятия музыки исследуется учеными в области музыкальной психологии и теории музыкального воспитания (О. А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л.Гродзенская,
B. В.Медушевский, Л.Мейер, Е.В.Назайкинский, Л.Рейд, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.). В работах ученых описаны различные способы воздействия музыки на эмоции человека, объяснены механизмы формирования эмоциональных реакций на музыку.
В отечественной музыкальной педагогике исполнительства проблема воспитания эмоциональной культуры детей раскрыта как проблема формирования у них умения передавать образ музыки (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, Г.М.Цыпин), специфически музыкальной способности воссоздавать «эмоциональную программу» музыкальных произведений (В.Г.Ражников).
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме воспитания эмоциональной культуры школьников как социально значимого качества личности в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте, в литературе освещены неполно.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте и его недостаточным использованием в процессе развития эмоциональной культуры детей; объективно существующей необходимостью использования потенциала музыкально-исполнительской деятельности обучающихся в детской музыкальной школе и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические и
практические аспекты, особенности, методики развития эмоциональной культуры обучающихся при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности».
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Цель: теоретически обосновать и представить методическую
разработку по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевому понятию исследования «эмоциональная культура»;
2. Рассмотреть особенности развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности;
3. Представить методическую разработку по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположениях о том, что развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности будет эффективным, если:
- будет проведен научно-теоретический анализ понятия эмоциональная выразительность в инструментальном исполнительстве;
- будут выявлены особенности развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности;
- будет представлена методическая разработка по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Методологическую основу исследования составили:
концепция гуманистической педагогики (Ш.А.Амонашвили, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкийи
др);
- концепция деятельностного подхода к развитию личности ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- положения ученых о необходимости и актуальности эмоционального воспитания, о его приоритетности в гармоничном развитии человека: в формировании его личности (Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Маслоу, К.Роджерс, В.А.Сухомлинский, Б.МЛеплов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: а) теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, философской, методической, музыковедческой литературы; анализ методических и дидактических принципов музыкального образования; систематизация инновационных методик и технологий, представленных в учебных пособиях и образовательных программах; обобщение личного педагогического опыта автора исследовательской работы; б) эмпирические - педагогическое наблюдение.
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлялось изучение научной и специальной литературы, а также педагогического опыта по проблеме развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки; разрабатывались задачи исследования, выявлялись основные теоретические положения.
На втором этапе была осуществлена работа над методической разработкой по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
На третьем этапе была реализована методическая разработка по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности; теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию изучаемого процесса.
Научная значимость исследования. В исследовании представлена методическая разработка по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически углублены представления в определении понятия «эмоциональная культура».
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (50).
В последние годы возросло внимание к проблеме воспитания личности ребенка как части социокультурной среды человечества XXI века. Важное значение приобретает умение ребенка управлять собственными эмоциями, которое лежит в основе воспитания эмоциональной культуры личности, состоящая из системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих адекватность эмоционального реагирования человека.
Особая роль в данном процессе принадлежит сфере музыкального искусства, которая помогает в наиболее полной мере раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В профессиональном музыкальном образовании (музыкальные школы, школы и лицеи искусств и т.д.) особой областью обучения является музыкально-исполнительская деятельность, в рамках которой создаются благоприятные возможности для развития эмоциональной культуры школьников.
Однако, музыкальные школы сегодня не решают задачи воспитания эмоциональной культуры детей сознательно, целенаправленно и эффективно, так как главной их целью является подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионального музыкального образования, что обуславливает их ориентированность на формирование у ребенка специальных музыкальных навыков и способностей, при которой эмоциональная составляющая музыкальной деятельности вытесняется на задний план, утрачивает статус первичной ценности, и которая является одной из основных причин потери интереса и школьников к музыкальным занятиям.
Степень изученности проблемы. Анализ научных источников показал, что проблема развития эмоциональной культуры личности в той или иной мере рассматривалась многими учеными.
Вопросы эмоционального развития обучающихся, формирования культуры чувств личности рассматриваются в исследованиях таких педагогов-исследователей как С.П.Баранов, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина,
A. Н.Лук, И.В.Савин, И.Ф.Харламов и т.д.
В работах отечественных и зарубежных психологов данная проблема представлена теориями об эмоциях (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, С.Томкинс, П.МЯкобсон и т.д.).
В отечественной музыкальной педагогике исполнительства проблема воспитания эмоциональной культуры детей раскрыта как проблема формирования у них умения передавать образ музыки (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский, Г.М.Цыпин), специфически музыкальной способности воссоздавать «эмоциональную программу» музыкальных произведений (В.Г.Ражников).
Проблема развития эмоционального слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку, эмоционального восприятия музыки исследуется учеными в области музыкальной психологии и теории музыкального воспитания (О. А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л.Гродзенская,
B. В.Медушевский, Л.Мейер, Е.В.Назайкинский, Л.Рейд, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.). В работах ученых описаны различные способы воздействия музыки на эмоции человека, объяснены механизмы формирования эмоциональных реакций на музыку.
В отечественной музыкальной педагогике исполнительства проблема воспитания эмоциональной культуры детей раскрыта как проблема формирования у них умения передавать образ музыки (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, Г.М.Цыпин), специфически музыкальной способности воссоздавать «эмоциональную программу» музыкальных произведений (В.Г.Ражников).
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме воспитания эмоциональной культуры школьников как социально значимого качества личности в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте, в литературе освещены неполно.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте и его недостаточным использованием в процессе развития эмоциональной культуры детей; объективно существующей необходимостью использования потенциала музыкально-исполнительской деятельности обучающихся в детской музыкальной школе и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические и
практические аспекты, особенности, методики развития эмоциональной культуры обучающихся при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности».
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Цель: теоретически обосновать и представить методическую
разработку по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевому понятию исследования «эмоциональная культура»;
2. Рассмотреть особенности развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности;
3. Представить методическую разработку по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположениях о том, что развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности будет эффективным, если:
- будет проведен научно-теоретический анализ понятия эмоциональная выразительность в инструментальном исполнительстве;
- будут выявлены особенности развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкальноисполнительской деятельности;
- будет представлена методическая разработка по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Методологическую основу исследования составили:
концепция гуманистической педагогики (Ш.А.Амонашвили, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкийи
др);
- концепция деятельностного подхода к развитию личности ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- положения ученых о необходимости и актуальности эмоционального воспитания, о его приоритетности в гармоничном развитии человека: в формировании его личности (Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Маслоу, К.Роджерс, В.А.Сухомлинский, Б.МЛеплов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: а) теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, философской, методической, музыковедческой литературы; анализ методических и дидактических принципов музыкального образования; систематизация инновационных методик и технологий, представленных в учебных пособиях и образовательных программах; обобщение личного педагогического опыта автора исследовательской работы; б) эмпирические - педагогическое наблюдение.
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлялось изучение научной и специальной литературы, а также педагогического опыта по проблеме развития эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки; разрабатывались задачи исследования, выявлялись основные теоретические положения.
На втором этапе была осуществлена работа над методической разработкой по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
На третьем этапе была реализована методическая разработка по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности; теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию изучаемого процесса.
Научная значимость исследования. В исследовании представлена методическая разработка по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически углублены представления в определении понятия «эмоциональная культура».
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (50).
В данной выпускной квалификационной работе по теме «Развитие эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности», нами было рассмотрено следующее.
Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в процессе обучения в ДМШ, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры детей.
Понятие эмоциональная культура - дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.
Согласно мнения психолога П.М.Якобсона, эмоциональная культура, есть комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени.
Психолог О.М.Романова эмоциональную культуру представляет, как особое личностное образование, определяющее уровень эффективности человеческих взаимоотношений в обществе через развитие трех структурных компонентов: когнитивного, поведенческого и ценностно-смыслового.
На основе изученной научно-исследовательской литературы по теме исследования, мы приняли за основное следующее определение понятия «эмоциональная культура», сформулированное в своей работе исследователем О.А. Сергеевой.
Эмоциональная культура - целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.
Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в процессе обучения в ДМШ, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры детей.
В процессе музыкально-исполнительской деятельности формируется музыкальная эмоциональная культура как способность переживать настроения музыкальных произведений, реализующаяся в комплексе составляющих, таких как эмоциональная отзывчивость на музыку, умение сопереживать композитору, умение координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями в музыке, эстетическая отзывчивость на музыку, все из которых аналогичны составляющим эмоциональной культуры как социально значимого качества личности.
Воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности требует реализации следующих условий:
Обучение ребенка игре на музыкальном инструменте должно обладать ярко выраженной и устойчивой направленностью на формирование у него навыков выразительного исполнения музыки при обеспечении приоритетности выразительной стороны над технической.
Передача эмоционального опыта учителя учащемуся в процессе музыкально-исполнительской деятельности должна осуществляться путем синхронизации выразительных движений педагога и ребенка.
Эмоционально-развивающий потенциал музыки может быть раскрыт для ребенка тогда, когда подбор и интерпретация его исполнительского репертуара осуществляется в соответствии с его эмоциональными предпочтениями, которые описываются его возрастом, полом, индивидуальными свойствами темперамента и настроением в данный момент времени.
Воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности требует реализации следующих условий:
- обучение ребенка игре на музыкальном инструменте должно обладать ярко выраженной и устойчивой направленностью на формирование у него навыков выразительного исполнения музыки при обеспечении приоритетности выразительной стороны над технической.
- передача эмоционального опыта учителя учащемуся в процессе музыкально-исполнительской деятельности должна осуществляться путем синхронизации выразительных движений педагога и ребенка.
- эмоционально-развивающий потенциал музыки может быть раскрыт
для ребенка тогда, когда подбор интерпретация его исполнительского репертуара осуществляется в соответствии с его эмоциональными предпочтениями, которые описываются его возрастом, полом,
индивидуальными свойствами темперамента и настроением в данный момент времени.
Благодаря особенностям музыкально-исполнительской деятельности, педагогический процесс воспитания эмоциональной культуры учащихся может быть в большей степени успешным.
В рамках практической реализации исследования, мы изучили методику развития эмоциональной культуры обучающихся при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе педагога-исследователя из Екатеринбурга
П.А.Елисеевой. Исследователь рассматривает этапы работы в этом направлении, каждый из которых осуществлялся при помощи соответствующей системы методов.
На основе изученной методики педагога-исследователя из Екатеринбурга П.А.Елисеевой, мы представили методическую разработку по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Е1,ель методической разработки: развитие практических умений и навыков учащихся в области скрипичного исполнительства, развитие эмоциональной культуры обучающихся.
Методическая разработка направлена на достижение детьми личностных, общеучебных и предметных результатов. На всех этапах обучения у детей будет осуществляться развитие внимания, памяти, логики, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Отличительной особенностью данной разработки на ряду с развитием традиционных исполнительских навыков, важное для нашего исследования место занимает развитие эмоциональной культуры скрипача.
Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в процессе обучения в ДМШ, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры детей.
Понятие эмоциональная культура - дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.
Согласно мнения психолога П.М.Якобсона, эмоциональная культура, есть комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени.
Психолог О.М.Романова эмоциональную культуру представляет, как особое личностное образование, определяющее уровень эффективности человеческих взаимоотношений в обществе через развитие трех структурных компонентов: когнитивного, поведенческого и ценностно-смыслового.
На основе изученной научно-исследовательской литературы по теме исследования, мы приняли за основное следующее определение понятия «эмоциональная культура», сформулированное в своей работе исследователем О.А. Сергеевой.
Эмоциональная культура - целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.
Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в процессе обучения в ДМШ, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры детей.
В процессе музыкально-исполнительской деятельности формируется музыкальная эмоциональная культура как способность переживать настроения музыкальных произведений, реализующаяся в комплексе составляющих, таких как эмоциональная отзывчивость на музыку, умение сопереживать композитору, умение координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями в музыке, эстетическая отзывчивость на музыку, все из которых аналогичны составляющим эмоциональной культуры как социально значимого качества личности.
Воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности требует реализации следующих условий:
Обучение ребенка игре на музыкальном инструменте должно обладать ярко выраженной и устойчивой направленностью на формирование у него навыков выразительного исполнения музыки при обеспечении приоритетности выразительной стороны над технической.
Передача эмоционального опыта учителя учащемуся в процессе музыкально-исполнительской деятельности должна осуществляться путем синхронизации выразительных движений педагога и ребенка.
Эмоционально-развивающий потенциал музыки может быть раскрыт для ребенка тогда, когда подбор и интерпретация его исполнительского репертуара осуществляется в соответствии с его эмоциональными предпочтениями, которые описываются его возрастом, полом, индивидуальными свойствами темперамента и настроением в данный момент времени.
Воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности требует реализации следующих условий:
- обучение ребенка игре на музыкальном инструменте должно обладать ярко выраженной и устойчивой направленностью на формирование у него навыков выразительного исполнения музыки при обеспечении приоритетности выразительной стороны над технической.
- передача эмоционального опыта учителя учащемуся в процессе музыкально-исполнительской деятельности должна осуществляться путем синхронизации выразительных движений педагога и ребенка.
- эмоционально-развивающий потенциал музыки может быть раскрыт
для ребенка тогда, когда подбор интерпретация его исполнительского репертуара осуществляется в соответствии с его эмоциональными предпочтениями, которые описываются его возрастом, полом,
индивидуальными свойствами темперамента и настроением в данный момент времени.
Благодаря особенностям музыкально-исполнительской деятельности, педагогический процесс воспитания эмоциональной культуры учащихся может быть в большей степени успешным.
В рамках практической реализации исследования, мы изучили методику развития эмоциональной культуры обучающихся при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе педагога-исследователя из Екатеринбурга
П.А.Елисеевой. Исследователь рассматривает этапы работы в этом направлении, каждый из которых осуществлялся при помощи соответствующей системы методов.
На основе изученной методики педагога-исследователя из Екатеринбурга П.А.Елисеевой, мы представили методическую разработку по развитию эмоциональной культуры младших школьников в классе скрипки средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Е1,ель методической разработки: развитие практических умений и навыков учащихся в области скрипичного исполнительства, развитие эмоциональной культуры обучающихся.
Методическая разработка направлена на достижение детьми личностных, общеучебных и предметных результатов. На всех этапах обучения у детей будет осуществляться развитие внимания, памяти, логики, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Отличительной особенностью данной разработки на ряду с развитием традиционных исполнительских навыков, важное для нашего исследования место занимает развитие эмоциональной культуры скрипача.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ ПО КЛАССУ СКРИПКИ В ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ-ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ В ДМШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ
АККОРДЕОНИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОРКЕСТРОВОЙ ШКОЛЫ -
СТУДИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИТАРА»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



