ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА
1.1. Анализ конструктивно-технологических особенностей коленчатых валов
двигателей КАМАЗ
1.2. Анализ дефектов коленчатых валов
1.3. Анализ изнашивания коленчатых валов в процессе эксплуатации
1.4. Анализ усталостных разрушений коленчатых валов
в процессе эксплуатации
Глава 2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕМОНТНОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
АЗОТИРОВАННЫХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ
2.1. Математическая модель снижения толщины азотированного слоя шеек
коленчатого вала в процессе эксплуатации
2.2. Механизм влияния азотирования на кинетику усталостных разрушений
поверхности шеек коленчатого вала
2.3. Виды обработки азотированного слоя
2.4. Характеристика основных видов электрических
и химических методов обработки
Глава 3. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА
3.1. Анализ твёрдости и интенсивности изнашивания азотированного слоя КВ в
процессе эксплуатации
3.2. Оценка усталостной прочности азотированных КВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Простои автомобилей КАМАЗ в эксплуатации вызваны отказами, в основном, двигателей, в том числе и коленчатого вала, который является основной деталью на 40% определяющей стоимость капитального ремонта двигателя. ПАО «КАМАЗ» постоянно работает над повышением потребительских свойств выпускаемых автомобилей, одним из важных показателей которых является ресурс двигателя. Для двигателей ЕВРО-4 он должен составлять 1 млн. км. Для высокофорсированных дизелей КАМАЗ, мощность которых возросла в два раза по отношению к мощности базового двигателя КАМАЗ-740, необходимо значительно повысить усталостную прочность и износостойкость шеек коленчатого вала (КВ). Этим требованиям отвечает применение объемного азотирования коленчатых валов из стали 42ХМФА. КВ после упрочнения закалкой ТВЧ характеризуются хорошей ремонтной технологичностью вследствие глубокого упрочнённого слоя, позволяющего использовать четыре ремонтных размера через 0,5 мм. Азотированные коленчатые валы могут быть восстановлены перешлифовыванием на категорию ремонтного размера 0,5 при естественном изнашивании в эксплуатации, а при задире восстановление перешлифовыванием невозможно.
Цель работы. Исследование изменение технического состояния коленчатого вала по глубине азотированного слоя в процессе эксплуатации.
Задачи работы.
1. Анализ математической модели влияния азотированного слоя шеек коленчатого вала на интенсивность их изнашивания и усталостного разрушения.
2. Анализ обеспечения ремонтной технологичности азотированных коленчатых валов.
3. Анализ твердости и усталостной прочности шеек КВ и определить параметры аналитической зависимости их износа и длины усталостной трещины.
Методы исследования. Теоретический метод исследования усталостной прочности шеек; теоретический метод расчета усталостного разрушения.
Практическая значимость работы заключается в обосновании применения в силовом агрегате жидкостного демпфера крутильных колебаний, повышении надежной работы зубчатых зацеплений. Предложенные рекомендации могут быть внедрены в конструкции новых, а также выпускаемых в настоящее время силовых агрегатов.
Достоверность результатов. Обоснованность теоретических положений работы подтверждена экспериментальными исследованиями, отраженными в работах других авторов по данной теме.