СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 4
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 5
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 6
СПИСОК ТАБЛИЦ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
1 КЛАССИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ НЕФТЕПРОВОДОВ 10
1.1 Магистральные трубопроводы и их назначение 10
1.2 Классификация нефтепроводов 10
2 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О НАДЕЖНОСТИ ТРУБОПРОВОДОВ 14
3 ДИАГНОСТИКА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 21
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 21
3.1 Диагностика МТ 21
3.2 Методы диагностирования МТ 25
4 КОРРОЗИЯ. КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ПОДЗЕМНЫХ 30
ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ 30
4.1 Классификация коррозионных процессов 30
4.2 Защитные покрытия для трубопроводов 32
4.2.1 Изоляционные покрытия на основе битумных мастик 33
4.2.2 Полимерные покрытия 35
4.3 Электрохимическая защита трубопроводов от коррозии 40
4.3.1 Катодная защита 40
4.3.2 Протекторная защита 42
4.3.3 Защита от блуждающих токов. Механизм наведения 44
блуждающих токов на подземные металлические сооружения и их 44
разрушения 44
5 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГАЗОПРОВОДА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ НА
ОСНОВЕ ВНУТРИТРУБНОЙ ИНСПЕКЦИИ 46
5.1 Описание метода внутритрубной дефектоскопии 46
5.1.1 Подготовка участка трубопровода к обследованию 47
5.1.2 Инспекция трубопровода внутритрубными снарядами-
дефектоскопами 48
5.1.3 Анализ результатов инспекции и оценка технического состояния
участка трубопровода 50
6 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 52
6.1 Расчет вероятности отказа стенки трубы магистрального трубопровода. 52
6.2 Определение числа циклов до трещины 57
6.3 Определение остаточного ресурса трубопровода по характеристикам
трещиностойкости и по вероятной минимальной толщине стенки 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
В современных условиях нефть и нефтепродукты являются массовыми грузами, в связи, с чем вся система транспорта призвана обеспечивать бесперебойную доставку их на нефтеперерабатывающие, нефтехимические заводы и с заводов или с месторождений до потребителей в минимальные сроки, наиболее дешевым способом, без порчи их в пути и с наименьшими потерями. Поэтому роль трубопроводного транспорта в системе нефтяной и газовой промышленности чрезвычайно велика. Для нефти трубопроводный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране.
Современные магистральные трубопроводы представляют собой самостоятельные транспортные предприятия, оборудованные комплексом головных, промежуточных перекачивающих насосных станций большой мощности с необходимыми производственными и вспомогательными сооружениями.
Рассматривая систему трубопроводного транспорта нефти, следует отметить, что ей присущи основные особенности, характерные для больших систем энергетики. К ним относятся взаимосвязь с другими отраслями промышленности, территориальная распределенность, сложность, непрерывность развития и обновления, инерционность и непрерывность функционирования, многоцелевой характер и неравномерность процессов приема и сдачи нефти.
На современном этапе при проектировании систем трубопроводного транспорта нефти необходимо обеспечивать техническую осуществимость в сочетании с передовыми технологиями, экологическую безопасность и экономическую эффективность, а также высокую надежность при эксплуатации, что требует, в свою очередь, высококвалифицированных специалистов в области проектирования, сооружения и эксплуатации магистральных нефтепроводов и хранилищ.
Протяженность трубопроводных магистралей России постоянно
увеличивается, осуществляется модернизация и техническое перевооружение
ранее построенных трубопроводов, внедряются современные средства связи и управления, совершенствуются технологии транспорта высоковязких и застывающих нефтей, сооружения и ремонта объектов магистральных трубопроводов.
При эксплуатации трубопроводов с допустимыми повреждениями важно обеспечить своевременное выявление дефектов и достоверную оценку степени опасности обнаруженных повреждений и остаточного ресурса, так как основным требованием к трубопроводам, безопасным при наличии повреждений, является возможность безаварийной эксплуатации с выявленными повреждениями в течение межремонтного ресурса.
Кроме того, консервативные расчетные оценки степени опасности дефектов могут приводить к значительным неоправданным материальным затратам. Поэтому повышение достоверности оценки степени опасности повреждений и остаточного ресурса отвечает не только требованиям обеспечения безопасной эксплуатации, но и дает значительный экономический эффект.
Проектируя строительство магистральных трубопроводов, не стоит забывать о предохранительных мерах по защите окружающей среды. Транспортируемые по сетям вещества зачастую обладают химически вредными показателями и при утечках могут создавать экологические катастрофы локального типа.
В первую очередь конструкция должна обладать всеми техническими характеристиками для применения её в тех или иных климатических условиях. Должна предусматриваться изоляция и защита труб от губительных коррозийных воздействий. Возможность разрушения поверхности трубы должна быть сведена к минимуму.
В сложных температурных условиях или в активных сейсмических районах необходимо снабжать трубопроводы специальной изоляцией и устанавливать по их длине компенсаторы.
Магистральные сети - важная составляющая инфраструктуры любой страны, поэтому их проектирование и монтаж регламентируются строгими стандартами. Для каждого типа магистрали подбираются трубы и вид их установки с учетом климатических и прочих условий, в которых будет работать планируемая сеть.
Внедрение системы диагностического обслуживания является реальным инструментом по эффективному управлению основными фондами, позволяющим составлять краткосрочные и долгосрочные планы развития предприятия, обеспечить конкурентоспособность в современных условиях.