ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 10
1.1. Интеллектуальная и творческая деятельность учащихся в психологопедагогической и методической литературе 10
1.2. Проблема формирования творческой деятельности и реализация межпредметных
связей в научно-методической литературе Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Психолого-педагогические, общедидактические и методические основы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных
связей в курсе географии 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческой деятельности
старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 45
2.1. Программа и методы экспериментального исследования формирования
предметных компетенций учащихся на уроках географии средствами интерактивных методов 45
2.2. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы развития
творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования эффективности разработанной программы развития творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей.. 97
Заключение 112
Список литературы 114
Приложение 1 Тест «Карта интересов» 123
Приложение 2 План маршрутов 126
Приложение 3 Места силы города Казани 128
Приложение 4 Пример задания для письменной работы 129
Приложение 5 Система проблемных и творческих вопросов 131
Глава 1. Теоретические основы развития творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 10
1.1. Интеллектуальная и творческая деятельность учащихся в психологопедагогической и методической литературе 10
1.2. Проблема формирования творческой деятельности и реализация межпредметных
связей в научно-методической литературе Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Психолого-педагогические, общедидактические и методические основы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных
связей в курсе географии 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческой деятельности
старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 45
2.1. Программа и методы экспериментального исследования формирования
предметных компетенций учащихся на уроках географии средствами интерактивных методов 45
2.2. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы развития
творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования эффективности разработанной программы развития творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей.. 97
Заключение 112
Список литературы 114
Приложение 1 Тест «Карта интересов» 123
Приложение 2 План маршрутов 126
Приложение 3 Места силы города Казани 128
Приложение 4 Пример задания для письменной работы 129
Приложение 5 Система проблемных и творческих вопросов 131
Актуализация проблемы. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование интеллектуальной и творческой личности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта. Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода.
В связи с этим возрастают потребшсти oбщества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, а главное твoрчески решать существующие проблемы.
Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить необходимое развитие творческих возможностей человека. Только через решение системы учебных проблем, т.е. проблемное обучение (Матюшкин A.M., Махмутов М.И., Скаткин М.Н.)[32, 54, 34, 33, 43, 55] усваивается содержание опыта творческой деятельности. Оно является центральным звеном из технолoгий развивающего обучения / РО /.
Проблемное обучение (ПО) признано основой формирования творческого стиля мышления школьников.
Одним из средств интеграции знаний и способов действий, одним из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса являются межпредметные связи (МПС), которые обеспечивают целостность самопознания, мироощущения, понимания человека и его роли в современном мире. В науке определены их функции и виды, формы и способы реализации в обучении (Д.П.Ерыгин, Н.А.Лошкарева,
В.Н.Максимова, Е.Е.Минченков, В.Н.Федорова и др.) [53, 28, 31, 30, 90, 73].
Огромное значение для внедрения в школьную практику идей и закономерностей РО имеют вопросы формирования опыта творческой деятельности в обучении географии на основе межпредметных связей геoграфии и иностранного языка, но как показывает анализ методической литературы и данные констатирующего эксперимента, они остались нерешенными в методике и теории обучения географии. Этот аспект актуален в связи с внедрением интегративных курсов (Е.А.Генике, Н.В.Груздева, В.В.Гузеев, К.Ю.Колесина [85, 67, 68, 101].
Этим определяется выбор темы, а ее актуальность, современность и перспективность обусловлена ориентацией на разрешение вышеобозначенного противоречия.
Цель исследования состоит в повышении эффективности обучении географии в старшей школе путем формирования опыта творческой деятельности на уроках географии при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка в курсе «Экономическая и социальная география мира».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении курса в курсе географии 10 класса.
Предметом исследования является методика фoрмирoвания опыта твoрческой деятельности на основе межпредметных связей и условия ее реализации.
Гипотеза исследования. Эффективность обучения учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира» путем формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка повысится, если будет:
-разработана и внедрена система межпредметных проблемных и творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии 10 класса на основе использования межпредметных связей, обеспечивающая оптимальное вовлечение учащихся в самостоятельную проблемно-поисковую деятельность.
В соответствии с поставленной целью и предложенной гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
-Изучить состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности и межпредметных связей на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы в теории и практике обучения географии в школе.
-Разработать систему уроков, обеспечивающую оптимальное сочетание различных проблемных и творческих заданий для учащихся и их вовлечение в самостоятельную проблемно-шисковую деятельность.
-Разрабoтать систему проблемных и творческих заданий, основанную на межпредметных связях географии и ишстранного языка.
-Определить оптимальные формы организации творческой деятельности учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира », в результате использования которых ранее усвоенные ими знания о мире и способах деятельности, а также опыт осуществления способов деятельности доводится при совместной деятельности учителя и учащихся до уровня творческого их применения.
-Экспериментально подтвердить эффективность для современной школы теоретически обоснованных и разработанных заданий.
Исходные теоретико-методологические основы исследования
составили:
-На общефилософском уровне: теория отражения (как
гносеологическая основа проблемного обучения) - основная технология формирования опыта творческой деятельности, идея системного, деятельностного и интегративного подходов, а также идеи гуманизации общества и образования.
-На психолого-педагогическом уровне: личностно-деятельностный и межпредметный подходы, теория ПО.
-На частно-методическом уровне: концепция гуманизации РО географии, концепция основ формирования логического, творческого и критического мышления, а также концепция межпредметной интеграции знаний и активизации познавательной деятельности.
Ведущими теоретическими положениями стали:
Современная теория РО и ПО (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов) [13, 14, 69, 15, 24-27, 34, 33].
-Психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) [9, 10, 64, 22, 23].
-Теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) [11, 12, 46].
-Теория межпредметных связей (И.Д.Зверев, Н.А.Лошкарева
В.Н.Максимова, Г.Ф.Федорец) [16, 28, 30, 31, 77]. Педагогический эксперимент, проводимый в течение 2018-2019 учебного года на базе 10-х классов (он охватывал 60 учащихся) МБОУ 110 лицей, включал в себя следующие этапы: Первый этап включал изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; проведение экспериментальных уроков.
На основании полученных результатов данного этапа исследования была подтверждена актуальность проблемы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей в курсе «Экономическая и социальная география мира», определена цель, выдвинута гипотезу и намечены основные задачи.
На втором этапе выполнялась: разработка системы межпредметных проблемных и творческих заданий в курсе географии 10 класса; проведение обучающего эксперимента.
Третий этап включал проверку предлагаемой системы творческих заданий при изучении курса «Экономическая и социальная география мира».
Итогом экспериментального обучения явилось подтверждение эффективности предложенных заданий для формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка в курсе географии 10 класса.
Научная новизна и значимость работы:
- определены методические условия, обеспечивающие успешное формирование опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка;
- выявлены и реализованы принципы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей;
- предложена система межпредметных проблемных и творческих заданий, которая является средством овладения средством овладения опытом творческой деятельности учащихся в курсе «Экономическая и социальная география мира», позволяющая повысить эффективность обучения;
- уточнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: понятие методической системы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей, понятие межпредметных проблемных и творческих заданий.
- рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории республики Татарстан, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и экспериментально проверена система межпредметных проблемных и творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности на практике обучения.
Разработана система уроков, обеспечивающая оптимальное сочетание различных проблемных и творческих заданий и вовлечение учащихся в самостоятельную проблемно-поисковую деятельность.
Составлена система проблемных и творческих заданий, основанная на межпредметных связях географии и иностранного языка, которая может быть использована на межпредметных уроках не только учителями географии, но иностранного языка и др.
Определены формы организации творческой деятельности учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира», которые могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в учебно-воспитательном процессе в МБОУ 110 лицей. Разработанная методика обсуждалась на открытых уроках-семинарах, проводимых на базе школы.
Положения выносимые на защиту.
Первое положение: Теоретическая модель методической системы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка.
Второе положение: Методика формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка (на примере курса географии 10 класса).
Третье положение: Система межпредметных проблемных и творческих заданий, обеспечивающая поэтапное и поэлементное усвоение опыта творческой деятельности учащихся.
Четвертое положение: Позитивные результаты экспериментальной работы.
В связи с этим возрастают потребшсти oбщества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, а главное твoрчески решать существующие проблемы.
Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить необходимое развитие творческих возможностей человека. Только через решение системы учебных проблем, т.е. проблемное обучение (Матюшкин A.M., Махмутов М.И., Скаткин М.Н.)[32, 54, 34, 33, 43, 55] усваивается содержание опыта творческой деятельности. Оно является центральным звеном из технолoгий развивающего обучения / РО /.
Проблемное обучение (ПО) признано основой формирования творческого стиля мышления школьников.
Одним из средств интеграции знаний и способов действий, одним из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса являются межпредметные связи (МПС), которые обеспечивают целостность самопознания, мироощущения, понимания человека и его роли в современном мире. В науке определены их функции и виды, формы и способы реализации в обучении (Д.П.Ерыгин, Н.А.Лошкарева,
В.Н.Максимова, Е.Е.Минченков, В.Н.Федорова и др.) [53, 28, 31, 30, 90, 73].
Огромное значение для внедрения в школьную практику идей и закономерностей РО имеют вопросы формирования опыта творческой деятельности в обучении географии на основе межпредметных связей геoграфии и иностранного языка, но как показывает анализ методической литературы и данные констатирующего эксперимента, они остались нерешенными в методике и теории обучения географии. Этот аспект актуален в связи с внедрением интегративных курсов (Е.А.Генике, Н.В.Груздева, В.В.Гузеев, К.Ю.Колесина [85, 67, 68, 101].
Этим определяется выбор темы, а ее актуальность, современность и перспективность обусловлена ориентацией на разрешение вышеобозначенного противоречия.
Цель исследования состоит в повышении эффективности обучении географии в старшей школе путем формирования опыта творческой деятельности на уроках географии при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка в курсе «Экономическая и социальная география мира».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении курса в курсе географии 10 класса.
Предметом исследования является методика фoрмирoвания опыта твoрческой деятельности на основе межпредметных связей и условия ее реализации.
Гипотеза исследования. Эффективность обучения учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира» путем формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка повысится, если будет:
-разработана и внедрена система межпредметных проблемных и творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии 10 класса на основе использования межпредметных связей, обеспечивающая оптимальное вовлечение учащихся в самостоятельную проблемно-поисковую деятельность.
В соответствии с поставленной целью и предложенной гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
-Изучить состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности и межпредметных связей на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы в теории и практике обучения географии в школе.
-Разработать систему уроков, обеспечивающую оптимальное сочетание различных проблемных и творческих заданий для учащихся и их вовлечение в самостоятельную проблемно-шисковую деятельность.
-Разрабoтать систему проблемных и творческих заданий, основанную на межпредметных связях географии и ишстранного языка.
-Определить оптимальные формы организации творческой деятельности учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира », в результате использования которых ранее усвоенные ими знания о мире и способах деятельности, а также опыт осуществления способов деятельности доводится при совместной деятельности учителя и учащихся до уровня творческого их применения.
-Экспериментально подтвердить эффективность для современной школы теоретически обоснованных и разработанных заданий.
Исходные теоретико-методологические основы исследования
составили:
-На общефилософском уровне: теория отражения (как
гносеологическая основа проблемного обучения) - основная технология формирования опыта творческой деятельности, идея системного, деятельностного и интегративного подходов, а также идеи гуманизации общества и образования.
-На психолого-педагогическом уровне: личностно-деятельностный и межпредметный подходы, теория ПО.
-На частно-методическом уровне: концепция гуманизации РО географии, концепция основ формирования логического, творческого и критического мышления, а также концепция межпредметной интеграции знаний и активизации познавательной деятельности.
Ведущими теоретическими положениями стали:
Современная теория РО и ПО (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов) [13, 14, 69, 15, 24-27, 34, 33].
-Психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) [9, 10, 64, 22, 23].
-Теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) [11, 12, 46].
-Теория межпредметных связей (И.Д.Зверев, Н.А.Лошкарева
В.Н.Максимова, Г.Ф.Федорец) [16, 28, 30, 31, 77]. Педагогический эксперимент, проводимый в течение 2018-2019 учебного года на базе 10-х классов (он охватывал 60 учащихся) МБОУ 110 лицей, включал в себя следующие этапы: Первый этап включал изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; проведение экспериментальных уроков.
На основании полученных результатов данного этапа исследования была подтверждена актуальность проблемы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей в курсе «Экономическая и социальная география мира», определена цель, выдвинута гипотезу и намечены основные задачи.
На втором этапе выполнялась: разработка системы межпредметных проблемных и творческих заданий в курсе географии 10 класса; проведение обучающего эксперимента.
Третий этап включал проверку предлагаемой системы творческих заданий при изучении курса «Экономическая и социальная география мира».
Итогом экспериментального обучения явилось подтверждение эффективности предложенных заданий для формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка в курсе географии 10 класса.
Научная новизна и значимость работы:
- определены методические условия, обеспечивающие успешное формирование опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка;
- выявлены и реализованы принципы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей;
- предложена система межпредметных проблемных и творческих заданий, которая является средством овладения средством овладения опытом творческой деятельности учащихся в курсе «Экономическая и социальная география мира», позволяющая повысить эффективность обучения;
- уточнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: понятие методической системы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей, понятие межпредметных проблемных и творческих заданий.
- рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории республики Татарстан, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и экспериментально проверена система межпредметных проблемных и творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности на практике обучения.
Разработана система уроков, обеспечивающая оптимальное сочетание различных проблемных и творческих заданий и вовлечение учащихся в самостоятельную проблемно-поисковую деятельность.
Составлена система проблемных и творческих заданий, основанная на межпредметных связях географии и иностранного языка, которая может быть использована на межпредметных уроках не только учителями географии, но иностранного языка и др.
Определены формы организации творческой деятельности учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира», которые могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в учебно-воспитательном процессе в МБОУ 110 лицей. Разработанная методика обсуждалась на открытых уроках-семинарах, проводимых на базе школы.
Положения выносимые на защиту.
Первое положение: Теоретическая модель методической системы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка.
Второе положение: Методика формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка (на примере курса географии 10 класса).
Третье положение: Система межпредметных проблемных и творческих заданий, обеспечивающая поэтапное и поэлементное усвоение опыта творческой деятельности учащихся.
Четвертое положение: Позитивные результаты экспериментальной работы.
Теоретический анализ научно-методической литературы позволили определить новые подходы к обучению курса «Экономическая и социальная география мира», одна из задач которого формирование творческой и инициативной личности школьника, способного видеть проблемы и принимать решения. В связи с этим возрастает роль такого элемента содержания образования как опыт творческой деятельности. Эффективность овладения этим опытом определяется важнейшей тенденцией развития науки, техники и образования - межпредметной интеграцией. Повышение интереса учащихся к гуманитарным наукам, принцип гуманитаризиции сегодняшнего образования обусловил формирование опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка. Изучение данных опытно-экспериментальной работы показало, что в теории и методике обучения географии имеется определенный опыт в решении данной проблемы, но методическая система формирования опыта творческой деятельности не разработана.
Несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, учебная литература не обеспечивает достаточного развития опыта творчества, методы и приемы, используемые в работе учителей, реализуются бессистемно, и в целом наблюдается низкий и средний уровни сформированности показателей опыта творческой деятельности у учащихся. Анализ методической литературы, учебных программ и учебников, учет основных принципов географического образования позволили сконструировать и обосновать систему специально сконструированных проблемных и творческих задач межпредметного характера. Они являются основным средством, позволяющим формировать опыт творческой деятельности учащихся, используя проблемный подход в обучении географии.
В теоретической модели формирования опыта творческой деятельности реализовались основные принципы, условия формирования и основные критерии опыта.
Для проведения экспериментального обучения была разработана и внедрена система различных проблемных и творческих вопросов и заданий, которые были использованы в организации разнообразных форм творческой деятельности учащихся и реализованы в учебном процессе географии 10 класса.
Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной методики. Сравнительный анализ подтвердил, что возрастает процент учащихся высокого и достаточного уровня владения УПД в группах, где проводился эксперимент по формированию опыта творчества при использовании МПС иностранного языка. Обучение учащихся по предложенной нами системе способствует не только формированию и развитию системных и функциональных знаний, но и ведет к повышению уровня владения методами научного познания, к развитию у школьников интеллектуальных и творческих способностей и познавательного интереса к учебе. Таким образом, логическая совокупность решения поставленных задач подтвердила гипотезу исследования и доказала обоснованность предлагаемой задачи.
Несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, учебная литература не обеспечивает достаточного развития опыта творчества, методы и приемы, используемые в работе учителей, реализуются бессистемно, и в целом наблюдается низкий и средний уровни сформированности показателей опыта творческой деятельности у учащихся. Анализ методической литературы, учебных программ и учебников, учет основных принципов географического образования позволили сконструировать и обосновать систему специально сконструированных проблемных и творческих задач межпредметного характера. Они являются основным средством, позволяющим формировать опыт творческой деятельности учащихся, используя проблемный подход в обучении географии.
В теоретической модели формирования опыта творческой деятельности реализовались основные принципы, условия формирования и основные критерии опыта.
Для проведения экспериментального обучения была разработана и внедрена система различных проблемных и творческих вопросов и заданий, которые были использованы в организации разнообразных форм творческой деятельности учащихся и реализованы в учебном процессе географии 10 класса.
Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной методики. Сравнительный анализ подтвердил, что возрастает процент учащихся высокого и достаточного уровня владения УПД в группах, где проводился эксперимент по формированию опыта творчества при использовании МПС иностранного языка. Обучение учащихся по предложенной нами системе способствует не только формированию и развитию системных и функциональных знаний, но и ведет к повышению уровня владения методами научного познания, к развитию у школьников интеллектуальных и творческих способностей и познавательного интереса к учебе. Таким образом, логическая совокупность решения поставленных задач подтвердила гипотезу исследования и доказала обоснованность предлагаемой задачи.
Подобные работы
- Развитие предметных компетенций старшеклассников на
уроках физики средствами межпредметных связей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 - 9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Роль проектной деятельности в обучении географии в 5 - 7 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



