Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Работа №36246

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 10
1.1. Интеллектуальная и творческая деятельность учащихся в психологопедагогической и методической литературе 10
1.2. Проблема формирования творческой деятельности и реализация межпредметных
связей в научно-методической литературе Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Психолого-педагогические, общедидактические и методические основы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных
связей в курсе географии 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческой деятельности
старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 45
2.1. Программа и методы экспериментального исследования формирования
предметных компетенций учащихся на уроках географии средствами интерактивных методов 45
2.2. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы развития
творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей 64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования эффективности разработанной программы развития творческой деятельности старшеклассников на уроках географии в условиях реализации межпредметных связей.. 97
Заключение 112
Список литературы 114
Приложение 1 Тест «Карта интересов» 123
Приложение 2 План маршрутов 126
Приложение 3 Места силы города Казани 128
Приложение 4 Пример задания для письменной работы 129
Приложение 5 Система проблемных и творческих вопросов 131

Актуализация проблемы. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование интеллектуальной и творческой личности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта. Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода.
В связи с этим возрастают потребшсти oбщества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, а главное твoрчески решать существующие проблемы.
Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить необходимое развитие творческих возможностей человека. Только через решение системы учебных проблем, т.е. проблемное обучение (Матюшкин A.M., Махмутов М.И., Скаткин М.Н.)[32, 54, 34, 33, 43, 55] усваивается содержание опыта творческой деятельности. Оно является центральным звеном из технолoгий развивающего обучения / РО /.
Проблемное обучение (ПО) признано основой формирования творческого стиля мышления школьников.
Одним из средств интеграции знаний и способов действий, одним из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса являются межпредметные связи (МПС), которые обеспечивают целостность самопознания, мироощущения, понимания человека и его роли в современном мире. В науке определены их функции и виды, формы и способы реализации в обучении (Д.П.Ерыгин, Н.А.Лошкарева,
В.Н.Максимова, Е.Е.Минченков, В.Н.Федорова и др.) [53, 28, 31, 30, 90, 73].
Огромное значение для внедрения в школьную практику идей и закономерностей РО имеют вопросы формирования опыта творческой деятельности в обучении географии на основе межпредметных связей геoграфии и иностранного языка, но как показывает анализ методической литературы и данные констатирующего эксперимента, они остались нерешенными в методике и теории обучения географии. Этот аспект актуален в связи с внедрением интегративных курсов (Е.А.Генике, Н.В.Груздева, В.В.Гузеев, К.Ю.Колесина [85, 67, 68, 101].
Этим определяется выбор темы, а ее актуальность, современность и перспективность обусловлена ориентацией на разрешение вышеобозначенного противоречия.
Цель исследования состоит в повышении эффективности обучении географии в старшей школе путем формирования опыта творческой деятельности на уроках географии при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка в курсе «Экономическая и социальная география мира».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении курса в курсе географии 10 класса.
Предметом исследования является методика фoрмирoвания опыта твoрческой деятельности на основе межпредметных связей и условия ее реализации.
Гипотеза исследования. Эффективность обучения учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира» путем формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка повысится, если будет:
-разработана и внедрена система межпредметных проблемных и творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии 10 класса на основе использования межпредметных связей, обеспечивающая оптимальное вовлечение учащихся в самостоятельную проблемно-поисковую деятельность.
В соответствии с поставленной целью и предложенной гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
-Изучить состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности и межпредметных связей на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы в теории и практике обучения географии в школе.
-Разработать систему уроков, обеспечивающую оптимальное сочетание различных проблемных и творческих заданий для учащихся и их вовлечение в самостоятельную проблемно-шисковую деятельность.
-Разрабoтать систему проблемных и творческих заданий, основанную на межпредметных связях географии и ишстранного языка.
-Определить оптимальные формы организации творческой деятельности учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира », в результате использования которых ранее усвоенные ими знания о мире и способах деятельности, а также опыт осуществления способов деятельности доводится при совместной деятельности учителя и учащихся до уровня творческого их применения.
-Экспериментально подтвердить эффективность для современной школы теоретически обоснованных и разработанных заданий.
Исходные теоретико-методологические основы исследования
составили:
-На общефилософском уровне: теория отражения (как
гносеологическая основа проблемного обучения) - основная технология формирования опыта творческой деятельности, идея системного, деятельностного и интегративного подходов, а также идеи гуманизации общества и образования.
-На психолого-педагогическом уровне: личностно-деятельностный и межпредметный подходы, теория ПО.
-На частно-методическом уровне: концепция гуманизации РО географии, концепция основ формирования логического, творческого и критического мышления, а также концепция межпредметной интеграции знаний и активизации познавательной деятельности.
Ведущими теоретическими положениями стали:
Современная теория РО и ПО (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов) [13, 14, 69, 15, 24-27, 34, 33].
-Психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) [9, 10, 64, 22, 23].
-Теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) [11, 12, 46].
-Теория межпредметных связей (И.Д.Зверев, Н.А.Лошкарева
В.Н.Максимова, Г.Ф.Федорец) [16, 28, 30, 31, 77]. Педагогический эксперимент, проводимый в течение 2018-2019 учебного года на базе 10-х классов (он охватывал 60 учащихся) МБОУ 110 лицей, включал в себя следующие этапы: Первый этап включал изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; проведение экспериментальных уроков.
На основании полученных результатов данного этапа исследования была подтверждена актуальность проблемы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей в курсе «Экономическая и социальная география мира», определена цель, выдвинута гипотезу и намечены основные задачи.
На втором этапе выполнялась: разработка системы межпредметных проблемных и творческих заданий в курсе географии 10 класса; проведение обучающего эксперимента.
Третий этап включал проверку предлагаемой системы творческих заданий при изучении курса «Экономическая и социальная география мира».
Итогом экспериментального обучения явилось подтверждение эффективности предложенных заданий для формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка в курсе географии 10 класса.
Научная новизна и значимость работы:
- определены методические условия, обеспечивающие успешное формирование опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка;
- выявлены и реализованы принципы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей;
- предложена система межпредметных проблемных и творческих заданий, которая является средством овладения средством овладения опытом творческой деятельности учащихся в курсе «Экономическая и социальная география мира», позволяющая повысить эффективность обучения;
- уточнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: понятие методической системы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей, понятие межпредметных проблемных и творческих заданий.
- рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории республики Татарстан, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и экспериментально проверена система межпредметных проблемных и творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности на практике обучения.
Разработана система уроков, обеспечивающая оптимальное сочетание различных проблемных и творческих заданий и вовлечение учащихся в самостоятельную проблемно-поисковую деятельность.
Составлена система проблемных и творческих заданий, основанная на межпредметных связях географии и иностранного языка, которая может быть использована на межпредметных уроках не только учителями географии, но иностранного языка и др.
Определены формы организации творческой деятельности учащихся при изучении курса «Экономическая и социальная география мира», которые могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в учебно-воспитательном процессе в МБОУ 110 лицей. Разработанная методика обсуждалась на открытых уроках-семинарах, проводимых на базе школы.
Положения выносимые на защиту.
Первое положение: Теоретическая модель методической системы формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка.
Второе положение: Методика формирования опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка (на примере курса географии 10 класса).
Третье положение: Система межпредметных проблемных и творческих заданий, обеспечивающая поэтапное и поэлементное усвоение опыта творческой деятельности учащихся.
Четвертое положение: Позитивные результаты экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ научно-методической литературы позволили определить новые подходы к обучению курса «Экономическая и социальная география мира», одна из задач которого формирование творческой и инициативной личности школьника, способного видеть проблемы и принимать решения. В связи с этим возрастает роль такого элемента содержания образования как опыт творческой деятельности. Эффективность овладения этим опытом определяется важнейшей тенденцией развития науки, техники и образования - межпредметной интеграцией. Повышение интереса учащихся к гуманитарным наукам, принцип гуманитаризиции сегодняшнего образования обусловил формирование опыта творческой деятельности при использовании межпредметных связей географии и иностранного языка. Изучение данных опытно-экспериментальной работы показало, что в теории и методике обучения географии имеется определенный опыт в решении данной проблемы, но методическая система формирования опыта творческой деятельности не разработана.
Несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, учебная литература не обеспечивает достаточного развития опыта творчества, методы и приемы, используемые в работе учителей, реализуются бессистемно, и в целом наблюдается низкий и средний уровни сформированности показателей опыта творческой деятельности у учащихся. Анализ методической литературы, учебных программ и учебников, учет основных принципов географического образования позволили сконструировать и обосновать систему специально сконструированных проблемных и творческих задач межпредметного характера. Они являются основным средством, позволяющим формировать опыт творческой деятельности учащихся, используя проблемный подход в обучении географии.
В теоретической модели формирования опыта творческой деятельности реализовались основные принципы, условия формирования и основные критерии опыта.
Для проведения экспериментального обучения была разработана и внедрена система различных проблемных и творческих вопросов и заданий, которые были использованы в организации разнообразных форм творческой деятельности учащихся и реализованы в учебном процессе географии 10 класса.
Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной методики. Сравнительный анализ подтвердил, что возрастает процент учащихся высокого и достаточного уровня владения УПД в группах, где проводился эксперимент по формированию опыта творчества при использовании МПС иностранного языка. Обучение учащихся по предложенной нами системе способствует не только формированию и развитию системных и функциональных знаний, но и ведет к повышению уровня владения методами научного познания, к развитию у школьников интеллектуальных и творческих способностей и познавательного интереса к учебе. Таким образом, логическая совокупность решения поставленных задач подтвердила гипотезу исследования и доказала обоснованность предлагаемой задачи.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 19.12.2018г.).
2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 350 с.
3. Пятунин, В.Б. Предметные и метапредметные результаты обучения географии и их оценивание с использованием современного учебно - методического комплекса. [Текст]: монография / В.Б. Пятунин. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - 227 с.
4. Финаров Д.П., Васильев.С.В., Шипунова З.И., Чернихова Е.Я.. География материков и океанов. Учебник для 7 класса - М.: Просвещение, 1996, 302 с.
5. Аквинский Ф. Теория познания./ Боргаш Ю. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1966, С.91-119.
6. Бим И.Л. Иностранный язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995, 128 с.
7. Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1959, 347 с.
8. Введение в философию. Учебник для вузов./ Под общ. ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1986, в 2 ч., 367 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991, 478 с, С.82, С.152.
10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 1982, 504 с.
11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий./ Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966, С.236-277.
12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий./ Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1981, С.78.
13. Давыдов B.B. Виды обобщения в обучении. - М.: Пед. общ-во Россия, 2000, 480 е., С.9, 121,387-414
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986, 240 с.
15.Занков Л.В. Развитие учащихся при обучении. - М.: АПН, 1976, 76 с.
16.Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание,1977, 64 с
17. История философии в кратком изложении./ Пер. с чеш. И.И.Богута. - М.: Мысль, 1991, 590 с.
18. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968, 1981, 96 с.
19. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968,288 с.
20. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981,200 с.
21. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: Знание, 1979, 42 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политическая литература, 304 с.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981, 584с.
24. Лернер И.Я. Главное о процессе обучения.// География в школе, 1991, №4, С. 21-26
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981, 186 с.
26. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974, 64 с.
27. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории.-М.: Просвещение, 1982, 191 с.
28. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Учеб. пособие. -М.: 1981, С. 54-89
29. Максаковский В.П. Географическая культура. Учебное пособие для вузов по географическим специальностям. - М.: Владос, 1998, 414 с
30. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1987, 160 с.
31. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984, 143 с.
32. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Просвещение, 1972, 215 с.
33. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977, 240 с.
34. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975, 368 с.
35. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии./ Под ред. Л.М.Панчешниковой. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997, 320с.
36. Новые педагогические технологии в системе образования.// Под ред. Е.С.Полят, М.: Изд. центр Академия, 272 с
37. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1991, С. 42, 192 с.
38. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. - М.: Просвещение, 1981, С. 53-57, 65-73, 119-134
39. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АПН СССР, 1956, 147с.
40. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Наука, 1959,379 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998, 256 с.
42. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Academa, 2002, 336 с.
43. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: некоторые пробл. современ. дидактики. -М.: Просвещение, 1982, 319 с.
44. Соломин В.П. Магистерское образование по направлению
«Естествознание» в педагогическом вузе: Монография. - СПб: ЦОП НИИХ СПб ГУ, 1999, 277 с.
45. Суртаева H.H. Нетрадиционные образовательные технологии. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000, 63 с.
46. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.
(Психологические основы) - М.: МГУ, 1984, 344с.
47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. — М.: Педагогика, 1974, 584 е., 438 с.
48. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. -М.: Гардарики, 1999, 517 с
49. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. - М.: Знание, 1985, 76с
50. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979, 144 с.
51. Landry C., Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. — 2000. — NY. — Р. 45-48.
52. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. - М.: Московский лицей, 1996, 192 с.
53. Ерыгин Д.П., Дьякова М.Б. Возможные пути реализации межпредметных связей в 9 классе.// Химия в школе, 1985. №4, С.26-31.
54. Матюшкин A.M., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. - М.: Педагогика, 1991, 160 с.
55. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы -М.: Знание, 1981, 96 с.
56. Беляева Т.К., Ладилова H.H., Николина В.В. Проблема целей и
содержания географического образования: ценностный аспект.
Учебное пособие. - Н.Новгород.: изд-во НГПУ, 1998, 85 с.
57. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. - М.: ACT Астрель, 2002, 203 е., С.37-41
58. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики, Изд.4. -М.: Просвещение, 1974. С. 75-76.
59. Алексашина И.Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования. - СПб.: 1996, С. 4-13.
60. Алексеев C.B. Концептуальные принципы региональной системы непрерывного экологического образования./ Гуманистический потенциал естественнонаучного образования - СПб.: 1992, С. 30-70.
61. Бордовский В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе. Учебно-методическое пособие. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001, 169 е., С.40-41.
62. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.// Вопросы психологии, 1972, №2, С.16-24
63. Герасимова Т.П., Дутттина. И.В. О новом подходе к методам обучения географии.// География в школе, 1989. №3, С. 22-26
64. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере естественнонаучного образования).// Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. - СПб.,
1996, С.70-80.
65. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. (Серия «Системные основания образовательной технологии») - М.: Знание, 1999, 158 с.
66. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.// Педагогика, 1995, №1, С.29-39.
67. Кузнецова Н.Е, Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1998, 48 с.
68. Кузнецова Н.Е. Творческая деятельность учащихся СПб.: Образование, 1996,С. 9-10
69. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности. - Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1967, 183 с.
70. Межпредметные связи естественно-научных дисциплин./ Под ред. B.Н.Федоровой - М.: Просвещение, 1980, 208 с.
71. Понамарева И.Н. Воспитание экологической культуры как важнейшая задача образования школьников.// Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние проблемы и пути их решения. Тезисы доклада научно-практической конференции./ Под ред. В.П.Соломина - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998, С.71-74.
72. Понамарева И.Н. Основные направления реализации экологического образования в современной школе. Экологическое образование в России: проблемы и практика. -М.: Экология и образование, 1995, С.7
73. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии./ Под ред. И.И.Бариновой, Т.П.Герасимовой. -М.: Просвещение, 1989, 128 с, С. 12-13.
74. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении школьников// Народное образование, 1988, №9, С.70-72
75. Фийаров Д.П. Основные направления совершенствования экологокраеведческой работы.// Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. Материалы семинара./ Под ред. В.П.Соломина. -СПб.: Образование, 1994, С. 6-7
76. Финаров Д.П., Любимов В.Ф. Основные направления изучения всемирного природного и культурного наследия в высших учебных заведниях. Материалы II международной конференции «Геология и цивилизация». - СПб.: МК ГШВ, 2001, 396 с.
77. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в средней школе. - М.: Пед. о-во России, 1999, 317 с.
78. Алексеев C.B. Экологическое образование: итоги и перспективы.// Экологические проблемы Северо-западного региона и экологическое образование - СПб.: 1994, С.35-39.
79. Асмолов А.Г. Ценность и цена знания с точки зрения психолога.// Коммунист, 1990. №16, С.66-68.
80. Васильев C.B., Финаров Д.П. Формирование природоохранных понятий при изучении географии СССР.// География в школе, 1990, №1, С.34-37.
81. Генике Е.А., Чапко Е.Е. как построить интегрированный курс.// География в школе, 1994, №4, С. 40-43
82. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Изучение стран в курсе географии материков и океанов.// География в школе, 1989. №6, С. 54-55
83. Душина И.В., Шкарбан И.В. Экологические знания в курсе географии материков и основные пути их формирования,// География в школе,
1983. №5, С.36
84. Краевский В.В. Воспитание или образование?// Педагогика, 2001, №3.
85. Кузнецова Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии.// Совершенствование содержания и методов обучения в средней школе. - Л,, 1990, С. 3-9
86. Минченков Е.Е. Экономическое образование учащихся при реализации межпредметных связей химии и географии.// Химия в школе. 1982, №1,
С.26-30.
87.Оржековский П.А. О психолого-педагогических требованиях к творческой задаче по химии. // Химия в школе, 1997, №6, с.20-25
88. Панчешникова Л.М Исторический подход при обучении физической географии в средней школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1969, С. 3-103, 112 с. с карт. 125. Панчешникова Л.М, Новый подход к анализу содержания школьной географии.// География в школе, 1988, №1, С. 28-34. 126. Панчешникова Л.М. Теория дидактики - учителю и методисту.// География в школе, 1990, №3, С.24-32
89. Понурова Г.А. Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.// География в школе, 1983, С. 32 134.
90. Рыжаков М.В. Обучение географии и воспитание личности: от совершенствования к обновлению.// География в школе, 1990, №5, С.7.
91. Суховская Д. Н. Перспективы развития аграрного туризма в Ставропольском крае // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 185-187.
92. Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательный умений у школьников.// Советская педагогика, 1980, №12. С. 45-48
93. Щенев В.А. Культурологический принцип в изучении географии своей области.// География в школе, 2001, №5, С. 44-52
94.Sukhovskaya D. N. Creative XXI Century City Space Formation: Social and Philosophical Aspect // «European Applied Sciences». — 2013. — № 7.
95.Белан Наталья Алексеевна. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белан Наталья Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Тобольск, 2010.- 270 с.
100. Воронцова И.Б. Личностно-позиционно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Автореферат дисс доктора пед.наук. М.: 2002, 40 с.
101. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Автореферат дисс....канд.пед.наук - Ростов: 1995, 18 с.
102. Методические указания и методические материалы
103. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост, Е.С.
Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
104. Программа к учебнику В.П. Максаковского. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2001. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2014. - 117 с.
105. Расшифровка ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL: http: //fb .ru/article/111015/rasshifrovka-yunesko-istoriya-i-zadachi
(дата обращения: 14.04.2019).
106. Хаям Т. Сессия «Творческие пространства для творческих предпринимателей» [Электронный ресурс]. — URL: ww.creativeindustries.ru/rus/news/Creative-spaces.
107. The Bishop Arts District [Электронный ресурс]. — URL: http://bishopartsdistrict.weebly.com.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ