Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самоконтроля у лиц с химической зависимостью

Работа №36241

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения ( результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ И ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Общая характеристика понятия «самоконтроль» 5
1.2 Особенности формирования навыка самоконтроля и его значения для развития личности 8
ГЛАВА 2. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 12
2.1 Импульсивность и импульсивное поведение как категории психологической науки 12
2.2 Общая характеристика понятия «зависимость» 16
2.3 Психологические особенности лиц с химической зависимостью 21
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОКОНТРОЛЯ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ У ЛЮДЕЙ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 29
3.1 Рабочая концепция исследования 29
3.2 Объект, предмет, цели задачи, гипотеза, подробное описание выборки, методы 30
3.3 Анализ результатов исследования особенностей проявления самоконтроля и импульсивности у людей с химической зависимостью 33
3.4 Анализ взаимосвязи самоконтроля и импульсивности у людей с химической зависимостью 40
ВЫВОДЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 48



Актуальность исследования. Сложные условия неустойчивости, неопределенности состояния общества, такие как экономические трудности, массовая миграция и маргинализация населения, нравственный кризис и социальная аномия, повлекли за собой разрушительные тенденции в менталитете общества, в котором распространяются и даже возвеличиваются ценности криминальной субкультуры. Неблагоприятные криминогенные факторы продолжают проявлять себя усилением социальной напряженности и опасности, увеличением количества людей с химической зависимостью.
Проблема изучения личности людей с химической зависимостью, раскрыта в научных трудах С. Даулинга, Н.В. Майсак, И.А. Уварова и др. Сущность понятия «зависимость» определена в трудах Е.М. Новикова, А.А. Портнова и др.
В зарубежной психологии изучением эмоций и зависимостей занимались Э. Фромм (утрата субъектности), Э. Эриксон (конфликт личности с действительностью), К. Янг (Интернет-зависимость) и другие. В отечественной психологии проблему зависимости изучали А.Н. Леонтьев (зависимость как деформация личности), И.Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова (эмоциональная сфера зависимых), С.Б. Белогуров (мотивация зависимости) и другие.
В зарубежной психологии факт саморегуляции человеком своего поведения вынуждал психологов возвращаться к проблеме самоконтроля, часто используя при этом другую терминологию. Например, в работах Р. Баумастера, У. Мишеля самоконтроль рассматривается как проявление воли. Неспособность традиционных когнитивных моделей и подходов к пониманию мотивации объяснить сложные феномены целенаправленного поведения человека заставила ряд зарубежных и отечественных исследователей вновь обратиться к понятию воли и родственным ему конструктам саморегуляции и самоконтроля – В.А. Иванчиков, В.И. Моросанова, Е.В. Эдман и др. Так, например, В.И. Моросанова определяет самоконтроль как умение личности брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия [19].
Л.И. Дементий, В.Е. Купченко в статье «Самоконтроль как предиктор психологического благополучия студентов» [4] самоконтроль рассматривается как основа психологического благополучия личности. Личностные особенности людей с химической зависимостью проанализированы в исследованиях Т.Л. Крюковой, В. Г. Морогина и др. В исследовании А.В. Наприс установлено, что человек по своей природной сущности подвержен различным негативным влиянием, как, следствие, которого возникают депрессивные состояния, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, снижается самоконтроль. В исследовании И.В. Ульяновой отмечено, что некоторые стремятся найти как средство решения своих жизненных проблем в наркотиках или алкоголе. Что не способствует решению их проблем, а напротив, еще больше усугубляет ситуацию. Основной причиной употребления наркотических средств И.В. Ульянова считает низкий уровень сформированности самоконтроля у лиц с химической зависимостью.
Научная проблема исследования заключается в недостаточной изученности данного вопроса в психологической науке. Анализ научных источников показал, что, несмотря на то, что в зарубежной и в отечественной психологии широко представлена проблема эмоциональных состояний людей с химической зависимостью, проблема взаимосвязи самоконтроля с импульсивностью у лиц с химической зависимостью не изучена.
В связи с вышесказанным актуальностью исследования является необходимость дополнения теоретических и эмпирических сведений по проблеме взаимосвязи самоконтроля с импульсивностью у лиц с химической зависимостью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
В настоящее время можно выделить такие общие для всех людей с химической зависимостью, личностные особенности, как завышенное или заниженное самоуважение, недостаточное самопринятие, ослабленная саморегуляция, пренебрежение к нормам и традициям общества, сознательное или неосознанное отношение к другому человеку, как к средству для достижения собственных целей, безответственность. Люди с химической зависимостью далеко не всегда понимают, чего от них ждет общество и как они должны поступать в тех или иных ситуациях. У них отсутствуют побуждения к соблюдению социальных норм. Они более фаталистичны и меланхоличны, они крайне отрицательно оценивают прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы, у них снижена потребность в саморегуляции и в дальнейших планах они предпочитают беззаботное существование.
В ходе эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что лицам с химической зависимостью свойственен низкий уровень сформированности самоконтроля. Испытуемым с химической зависимостью более характерен низкий и средний уровень общего волевого самоконтроля, средний и низкий уровень сформированности настойчивости, средний и высокий уровень сформированности навыков самообладания. Выявлены также различия в общей импульсивности испытуемых. Большие значения получены у лиц с химической зависимостью, что свидетельствует о том, что им не характерен самоконтроль, решения принимаются ими спонтанно, в зависимости от минутной потребности или слабости.



1. Белогуров С.Б. Психология эмоций. – Москва: АСТ, 2014. – 546 с.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург: Пи¬тер, 2010. – 279 с.
3. Дементий Л.И. Жизнестойкость, локус-контроля и волевой субъективный контроль как копинг-ресурсы личности // В сб. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – Т. 1. – С. 241-243.
4. Дементий Л.И., Купченко В.Е. Самоконтроль как предиктор психологического благополучия студентов // Философия и социальные науки. – 2016. – № 2. – С. 76-81.
5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – Москва: Мысль, 2013. – 398 с.
6. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 480 с.
7. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. – 1985. – Том 6. – № 3. – С. 47-55.
8. Изард К. Психология эмоций – Санкт-Петербург Питер, 2016. – 412 с.
9. Кассинов Г. Психотерапия гнева: полное практическое руководство. – Санкт-Петербург: Сова, 2016. – 477 с.
10. Короленко Ц.Н. Проблемы алкоголизма / Ц.Н. Короленко, В.Ю. Завьялов. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 126 с.
11. Крылов А.А. Психология. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 246 с.
12. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №4. – С. 58-68.
13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций – Москва: Эксмо, 2015. – 189 с.
14. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. – С. 78-86.
15. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. – Москва: Инфра-М, 2041. – 432 с.
17. Меньшикова Е.С. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. – Москва: Инфра-М, 2016. – 348 с.
18. Морогин В.Г. Социально-неодобряемое поведение // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 85-88.
19. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 c.
20. Новиков Е.М. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. – Москва: Инфра-М, 2016. – 363 с.
21. Найденова Н.Г. Психология индивидуальных различий. – Москва: ЧеРо, 2009. – 780 с.
22. Наприс А.В. Теоретические и методологические вопросы исследования личностных жизненных планов и их влияния на поведение осужденных молодежного возраста // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-79.
23. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2016. – 240 с.
24. Портнов А.А. Клиника алкоголизма. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 423 с.
25. Серикова Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
26. Сурнов К.Г. Некоторые принципы психологической реабилитации больных алкоголизмом // Журнал невропатологии и психиатрии. –2015. – №4. – С. 63-67.
27. Терентьева Ю.В. Психология противоправного поведения. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
28. Уваров И.А. Научно-практический потенциал учения об антиобщественном образе жизни несовершеннолетних в достижении целей пенитенциарной профилактики // Антиобщественный образ жизни и преступность молодежи : материалы Всерос. Круглого стола. – Рязань, 2011. –С. 181.
29. Ульянова И.В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.
30. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. – М.: АСТ, 2007. – 470 с.
31. Фромм Э. Бегство от свободы. – Москва: Владос, 2012. – 658 с.
32. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Москва: Инфра-М, 2006. – 412 с.
33. Эйдман Е.В. Развитие средств волевой регуляции деятельности // Вестн. Моск. Унта. Сер.14. Психология. – 1986. – №4. – С. 3-7.
34. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. – Москва: Прогресс, 2009. – 289 с.
35. Янг К. Основные свойства нервной системы человека. – Москва: Инфра-М, 2006. – 156 с.
36. Batthyany A. Existential psychotherapy of meaning: A handbook of Logotherapy and existential analysis // Eds. A. Batthyany, J. Levinson / Library of Congress Cataloging-inPublication Data 1 st ed. 2009.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ