Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №36224

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» города Нижневартовска. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста 5
1.1 Значение формирования у детей представлений о профессиях 5
1.2 Психолого-педагогические условия развития представлений детей о профессиях 8
1.3 Методы формирования у детей представлений о профессиях 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2 Экспериментальное изучение представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации педагогам по формированию представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по 2 главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 34



Существенным направлением общественного и познавательного развития детей дошкольного возраста является знакомство с профессиями и с трудом взрослых людей. В дошкольном учреждении, семье, доступном для него ином социальном окружении дошкольник встречается с трудом взрослых, использует его результаты. Сначала внимание ребенка привлекают только внешние моменты. Последовательное знакомство дошкольников с трудом взрослых в рамках ближайшего окружения, а затем и за пределами дошкольного учреждения дает возможность сформировать у них представление о сущности и значимости трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.
Знакомству с профессиями и с трудом взрослых людей, разъяснению его важности в жизни каждого человека, принадлежит особое значение во всестороннем развитии личности детей. В работе дошкольного учреждения существуют свои трудности в реализации такого рода деятельности, поскольку дети не могут наблюдать за трудом взрослых в различных профессиях, находясь в детском саду. По этой причине следует искать методы и формы знакомства дошкольников с профессиями и с трудом взрослых, демонстрируя его социальную важность, содержание трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее эффективного воздействия труда взрослых на развитие образных представлений о нем.
Проблема знакомства дошкольников с миров взрослых, включая ознакомление с профессиями и трудом людей, на протяжении длительного времени была предметом изучения большого числа исследователей, таких как И.Д. Власова, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковская, В.В. Кондратова, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова. Помимо этого, такие ученые как В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, В.Н. Парамзин, Н.С. Пряжников, В.И. Тютюнник, П.А. Шавир, Д.Б. Эльконин, В.А. Ященко занимались изучением методов развития у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых.
Все это определило актуальность изучения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о профессиях у дошкольников.
Предмет исследования: представления о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение представлений о профессиях у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- определить значение формирования у детей представлений о профессиях;
- рассмотреть психолого-педагогические условия развития представлений детей о профессиях;
- описать методы формирования у детей представлений о профессиях;
- осуществить диагностику уровня развития представлений старших дошкольников о профессиях;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: Изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент с использованием анкетирования; Количественный и качественный анализ полученных результатов.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы таких исследователей как Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, В.П. Кондрашов, В.И. Логинова, Н.В. Наумова и др.
Область применения результатов работы: материалы исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из способов развития у детей дошкольного возраста стремления к трудовой деятельности считается их знакомство с миров профессий и трудом взрослых. Сюда относятся простейшие сведения о существующих профессиях, труде находящихся рядом с ребенком людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности взрослых представляют собой основной элемент знаний об общественной реальности. Эти знания играют важнейшую роль в социализации личности ребенка, они обеспечивают понимание задач социума и каждого конкретного человека. Знания о труде людей и понимание важности трудовой деятельности способствуют развитию социальной перцепции, заинтересованности трудовой деятельностью, позитивного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.
Кроме того, знакомство с профессиями и трудом взрослых, его результатами и организация доступной дошкольникам трудовой деятельности, которая соответствует их возрастным и личным особенностям, являются ключевыми методами развития психологической готовности детей к труду.
Констатирующий эксперимент проводился с помощью анкеты, которая состояла из вопросов о профессиях и давала возможность определить уровень развития соответствующих представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате исследования было установлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста не выделяют отдельных деталей трудового процесса, называют не все орудия труда, опускают отдельные трудовые действия, значимость результата, часто используют помощь взрослого, не всегда правильно и полно могут охарактеризовать труд взрослых; опускают некоторые действия при изложении последовательности организации труда. Кроме этого, они не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
Меньшее число дошкольников имеют четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и результатах труда, способны последовательно охарактеризовать процесс организации труда. В беседах со взрослым эти дети проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
Кроме того, было выявлено незначительное число детей, которые затруднялись назвать должностные обязанности, путали орудия труда, что говорит о том, что они не имеют представлений о трудовых действиях и результатах труда, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения со взрослым.
Для формирования и развития представлений о профессиях были разработаны рекомендации педагогам, которые могут оказать помощь в правильной организации соответствующих мероприятий, в подборе методов и форм работы с дошкольниками. Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, все мероприятия должны проводиться в игровой форме, что помогает детям лучше усвоить необходимый материал.
Результаты исследования могут представлять интерес для педагогов и родителей. Для педагогов - возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы формирования у детей представлений о труде взрослых, имеющей своими задачами развитие их трудолюбия, самостоятельности. Для родителей - возможностью использования полученного в исследовании материала для собственного просвещения по этой теме, для углубления знаний о своем ребенке и о трудовом воспитании.



1. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - М.: Метода, 2014. - 208 с.
2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 136 с.
3. Година, Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности: пособие для воспитателей детского сада / Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 2012. - 301 с.
4. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
5. Загвязинский, В.И. Педагогика / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2012. - 352 с.
6. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. - М.: Педагогика, 2012. - 223 с.
7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2013. - 112 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 719 с.
9. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: «Николаев», 2012. - 125 с.
10. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
11. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 48 с.
12. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №9. - С. 23-27.
13. Наумова, Н.В. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО / Н.В. Наумова, О.Г. Макарова // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2016. - №2. - С. 65-71.
14. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Подымова и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 246 с.
15. Подласый, И.П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 790 с.
16. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания. Теория, методология, технология, методика. Учебник / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2016. - 400 с.
17. Черкова, Н.Н. В мире профессий: методическое пособие / Черкова Н.Н. - М.: Наука, 2012. - 132 с.
18. Щуркова, Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Щуркова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 365 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ