ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты защиты прав на земельный участок 7
1.1 Понятие и содержание прав граждан на земельный участок 7
1.2 Развитие законодательства по вопросам разрешения земельных
споров 12
1.3 Понятие и причины возникновения земельных споров 15
2. Классификация и порядок разрешения земельных споров по
законодательству Российской Федерации 22
2.1 Классификация земельных споров 22
2.2 Разрешение земельных споров во внесудебном порядке 27
2.3 Разрешение земельных споров судами общей юрисдикции 31
2.4 Разрешение земельных споров арбитражными судами 39
3. Порядок разрешения отдельных категорий земельных споров 46
3.1 Разрешение земельных споров с участием крестьянских
(фермерских) хозяйств 46
3.2 Разрешение споров с участием граждан - собственников
земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения 48
3.3 Направления совершенствования законодательства по
земельным спорам 54
Заключение 69
Список использованных источников
1. Теоретические аспекты защиты прав на земельный участок 7
1.1 Понятие и содержание прав граждан на земельный участок 7
1.2 Развитие законодательства по вопросам разрешения земельных
споров 12
1.3 Понятие и причины возникновения земельных споров 15
2. Классификация и порядок разрешения земельных споров по
законодательству Российской Федерации 22
2.1 Классификация земельных споров 22
2.2 Разрешение земельных споров во внесудебном порядке 27
2.3 Разрешение земельных споров судами общей юрисдикции 31
2.4 Разрешение земельных споров арбитражными судами 39
3. Порядок разрешения отдельных категорий земельных споров 46
3.1 Разрешение земельных споров с участием крестьянских
(фермерских) хозяйств 46
3.2 Разрешение споров с участием граждан - собственников
земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения 48
3.3 Направления совершенствования законодательства по
земельным спорам 54
Заключение 69
Список использованных источников
Актуальность исследования заключается в том, что Конституция Российской Федерации не предусматривает возможности нарушения чьих- либо прав, тем более прав конституционных, и совсем уж сомнительно мнение, что эти права могут быть нарушены государством. Конституция Российской Федерации не содержит такой индульгенции на нарушение. Она говорит о возможности ограничения прав, и то лишь по основаниям и в случаях, самой Конституцией предусмотренных. Иное законодательное решение противоречит самой природе правового государства и подрывало бы основы гражданского общества.
Легальное определение реквизиции закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, согласно ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
В литературе отмечается, что формулировка этой статьи несколько неудачна, поскольку не позволяет вышеназванному институту действовать эффективно.
Первоначально необходимо отметить следующее: практически всеми цивилистами разделяется точка зрения, что существует два вида реквизиции.
Точнее, реквизиция земельного участка и временное занятие земельного участка.
Проанализировав ст. 51 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), следует полностью согласиться с точкой зрения Е.Л. Мининой о том, что различия между этими институтами земельного права минимальны. Оба этих вида ограничений возникают при сходных обстоятельствах, оба носят по общему правилу временный характер, решение, по всей видимости, принимается одними и теми же органами государства . Единственное возражение, которое можно высказать, заключается в следующем. Вряд ли собственник временно занятого земельного участка сможет пользоваться последним, как на то указывает автор.
Естественно, в определенных обстоятельствах нельзя исключать того, что частные собственники могут выступать как «оппоненты» власти: интересы отдельных лиц и государства могут расходиться. В этом контексте особый случай представляет изучение вопроса о понятиях общего блага, публичного, общественного и индивидуального (частного) интереса, об их соотношении, взаимосвязи и влиянии на определение пределов реализации права собственности.
Цель исследования: рассмотреть особенности защиты прав граждан на земельный участок и разрешение земельных споров.
Данная цель обусловила необходимость решения ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть понятие и содержание прав граждан на земельный участок;
2. Изучить развитие законодательства по вопросам разрешения земельных споров;
3. Проанализировать понятие и причины возникновения земельных споров;
4. Рассмотреть классификацию земельных споров;
5. Рассмотреть вопросы разрешения земельных споров во внесудебном порядке;
6. Изучить вопросы разрешения земельных споров судами общей юрисдикции;
7. Проанализировать разрешение земельных споров арбитражными судами;
8. Изучить вопросы разрешения земельных споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств;
9. Рассмотреть вопросы разрешения споров с участием граждан - собственников земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
10. Сформулировать предложения совершенствования законодательства по земельным спорам.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты прав граждан на земельный участок и разрешении земельных споров.
Предметом исследования являются правовые нормы, нормативные правовые акты, материалы судебной практики и научные труды по исследуемой теме.
Степень научной разработанности. Положения о защите прав граждан на земельный участок и разрешению земельных споров, содержаться в работах советских и современных российских ученых: В.А. Алексеева («Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации»), В.А. Белова («Практика применения Гражданского кодекса РФ, части первой»), М.И. Брагинского (Договорное право. Общие положения: Монография), В.П. Мозолина (Гражданское право: учебник. Часть первая), и др. являются основой настоящего исследования.
Методологическую основу исследования образует совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания правовых явлений и процессов, в том числе диалектического, формально-логического и функционального анализа, исторического и сравнительного правоведения, а также технико-юридического.
Структура работы стандартная, работа состоит из введения, 3 глав, включающих 10 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Легальное определение реквизиции закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, согласно ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
В литературе отмечается, что формулировка этой статьи несколько неудачна, поскольку не позволяет вышеназванному институту действовать эффективно.
Первоначально необходимо отметить следующее: практически всеми цивилистами разделяется точка зрения, что существует два вида реквизиции.
Точнее, реквизиция земельного участка и временное занятие земельного участка.
Проанализировав ст. 51 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), следует полностью согласиться с точкой зрения Е.Л. Мининой о том, что различия между этими институтами земельного права минимальны. Оба этих вида ограничений возникают при сходных обстоятельствах, оба носят по общему правилу временный характер, решение, по всей видимости, принимается одними и теми же органами государства . Единственное возражение, которое можно высказать, заключается в следующем. Вряд ли собственник временно занятого земельного участка сможет пользоваться последним, как на то указывает автор.
Естественно, в определенных обстоятельствах нельзя исключать того, что частные собственники могут выступать как «оппоненты» власти: интересы отдельных лиц и государства могут расходиться. В этом контексте особый случай представляет изучение вопроса о понятиях общего блага, публичного, общественного и индивидуального (частного) интереса, об их соотношении, взаимосвязи и влиянии на определение пределов реализации права собственности.
Цель исследования: рассмотреть особенности защиты прав граждан на земельный участок и разрешение земельных споров.
Данная цель обусловила необходимость решения ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть понятие и содержание прав граждан на земельный участок;
2. Изучить развитие законодательства по вопросам разрешения земельных споров;
3. Проанализировать понятие и причины возникновения земельных споров;
4. Рассмотреть классификацию земельных споров;
5. Рассмотреть вопросы разрешения земельных споров во внесудебном порядке;
6. Изучить вопросы разрешения земельных споров судами общей юрисдикции;
7. Проанализировать разрешение земельных споров арбитражными судами;
8. Изучить вопросы разрешения земельных споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств;
9. Рассмотреть вопросы разрешения споров с участием граждан - собственников земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
10. Сформулировать предложения совершенствования законодательства по земельным спорам.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты прав граждан на земельный участок и разрешении земельных споров.
Предметом исследования являются правовые нормы, нормативные правовые акты, материалы судебной практики и научные труды по исследуемой теме.
Степень научной разработанности. Положения о защите прав граждан на земельный участок и разрешению земельных споров, содержаться в работах советских и современных российских ученых: В.А. Алексеева («Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации»), В.А. Белова («Практика применения Гражданского кодекса РФ, части первой»), М.И. Брагинского (Договорное право. Общие положения: Монография), В.П. Мозолина (Гражданское право: учебник. Часть первая), и др. являются основой настоящего исследования.
Методологическую основу исследования образует совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания правовых явлений и процессов, в том числе диалектического, формально-логического и функционального анализа, исторического и сравнительного правоведения, а также технико-юридического.
Структура работы стандартная, работа состоит из введения, 3 глав, включающих 10 параграфов, заключения и списка использованных источников.
В соответствии с проведенным исследованием сформулируем следующие выводы:
Исходя из содержания п. 4 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка (его кадастровый учет, определение разрешенного использования земельного участка); определение технических условий подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения об их проведении.
Такое законодательное перечисление действий, отражающих процедуру формирования, представляется, как минимум, интересным. Формирование земельного участка фактически является юридическим составом, влекущим определенные правовые последствия. Даже если принять во внимание отсутствие законодательного определения понятия "формирование земельных участков", неясно, почему в данный состав включены такие юридические факты, как принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и публикация сообщения об их проведении.
На практике часто возникает вопрос о праве организатора аукциона отказаться от его проведения. Такое право предусмотрено в рассматриваемой статье, однако заявить о таком отказе возможно не позднее чем за 15 дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона публикуется организатором аукциона в течение 3 дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Организатор аукциона в течение 3 дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
Очевидно, что законодательно не определены случаи, при которых орган государственной власти или местного самоуправления вправе отказаться от проведения торгов, хотя представляется, что определение в законе таких оснований не являлось бы излишним ввиду некоторой публичности рассматриваемых отношений. Это позволило бы сократить бюджетные расходы, понесенные при формировании земельного участка, и предотвратило бы принятие необоснованных решений органами государственной власти и местного самоуправления.
По нашему мнению, протокол о результатах торгов с перечислением всех существенных условий (по аналогии с договором купли-продажи) может выступать в качестве основного юридического факта, являющегося основанием возникновения права собственности на земельный участок. Такое изменение в законодательстве станет еще одним шагом к совершенствованию порядка предоставления земельных участков путем его упрощения.
Повышение эффективности действующего законодательства, регулирующего земельные отношения, возможно путем совершенствования как правовых норм материального права, так и норм процессуального характера.
Зачастую земельные споры возникают именно из-за недостатков правового регулирования отдельных земельных отношений. К примеру, в настоящее время процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов содержит целый ряд административных барьеров и не является достаточно прозрачной, что довольно часто приводит к возникновению земельных споров между субъектами данных отношений. В этой связи совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих указанные отношения, будет являться профилактической мерой, направленной на недопущение возникновения земельных споров, связанных с предоставлением земельных участков.
Наличие недостатков в землеустроительной документации является первоосновой возникновения споров о границах земельного участка, когда фактические границы земельного участка не совпадают с юридическими (закрепленными в государственном кадастре недвижимости). Судебная практика в отношении подобных ситуаций достаточно широка и существует во всех субъектах РФ, что свидетельствует об актуальности проблемы.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом о госкадастре.
Резюмируя проведенное исследование по вопросам образования земельных участков, обратим внимание на некоторые особенности данного процесса.
При образовании земельных участков формируются сложные правовые конструкции, вызванные техническими и юридическими требованиями к образуемым земельным участкам. Так, например, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем только три способа образования - раздел, объединение и перераспределение - применяются в отношении государственной или муниципальной собственности и прямо перечислены в законодательстве.
В связи с разделом, объединением и перераспределением исходные земельные участки прекращают свое существование в техническом и юридическом смыслах, и вместо них возникают новые земельные участки. На примере такого способа образования земельного участка, как раздел, отчетливо прослеживаются границы кадастрового и юридического аспектов. Раздел земельного участка, возможно, самый распространенный способ образования новых земельных участков для категории "земли населенных пунктов" и земель сельскохозяйственного назначения. Образование земельных участков из таких земель - этап, предшествующий включению их в гражданский оборот; образованный земельный участок не сразу становится объектом такого оборота из-за необходимости прохождения определенных процедур, предваряющих его образование, - постановки на кадастровый учет и предоставления его на том или ином праве.
Понятно, что все эти конструкции необходимы для упорядочивания и защиты прав всех участников земельных правоотношений в этом сложном процессе земельных операций с земельными участками как с объектами недвижимости.
ЗК РФ по-прежнему выделяет среди объектов земельных отношений "части земельных участков" (п. 1 ст. 6) и предусматривает приобретение прав на часть земельного участка, занятую зданием, строением, сооружением и необходимую для их использования, в случае перехода права собственности на объект недвижимости, находящийся на чужом земельном участке (п. 1 ст. 35). В связи с этим мы считаем, что в этой части нормы ЗК РФ должны быть приведены в соответствие с положениями ГК РФ. Так, представляется обоснованным внесение соответствующих изменений в ст. 35 ЗК РФ следующего содержания: "При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, сооружением и необходимым для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник".
Представляется, что подобные изменения не только устранят существующую коллизию норм ГК и ЗК РФ, но и будут способствовать оформлению изменившейся концепции российского законодателя, исходящего из возможности возникновения у собственника объекта недвижимости вещных или обязательственных прав исключительно на земельный участок под ним.
Очевидным должен являться и вывод о том, что различные правовые режимы собственности должны иметь и различные способы защиты, в зависимости от цели установления того или иного правового режима собственности. Подобный утилитарный, прагматичный подход находит свое воплощение в закреплении досудебных механизмов разрешения споров. Например, в случае со спорами, связанными с государственной кадастровой оценкой земель, либо в случае с обязательным досудебным порядком разрешения экономических споров.
Ведущаяся в настоящее время работа по формированию единого процессуального закона предоставляет уникальную возможность сущностного разрешения спора о родовой подсудности споров об определении порядка пользования имуществом. Наиболее функциональной явится норма об отнесении к публичным правоотношениям (ст. 245 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ) отношений, связанных с управлением государственной и муниципальной собственностью, в т.ч. землями публичной собственности, права на которые не разграничены. Споры из публичных правоотношений отнесены к федеральной юрисдикции. Подобная формулировка вопреки дуалистичному положению публично-правовых образований (органов), сочетающих в себе одновременно и функции управленца в общественном интересе, и функции собственника в государственном (муниципальном) интересе, позволит исключить из подведомственности мировой юрисдикции в том числе и дела о порядке пользования земельными участками, имеющими в себе как элементы управления публичной собственностью, так и элементы публичного управленческого интереса. Иное разграничение, как, например, применяемое в настоящее время по способу защиты нарушенного права при фактически сформированных различных правовых сферах частной и публичной собственности (прежде всего в отношении земель и земельных участков), порождает и будет порождать правовую неопределенность в разрешении вопроса родовой подсудности таких дел.
Проанализировав судебную практику и подводя итог, можно заметить, что судебная практика по обжалованию бездействия государственных органов, должностных лиц гражданами и юридическими лицами довольно обширна.
Но следует отметить, что при увеличении дел об обжаловании бездействия государственных органов практика мало закреплена решениями высших судов. В некоторых случаях суды отказывают в рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия государственного органа или прекращают дело по некоторым основаниям. В частности, в случае неподсудности или неподведомственности иска; по истечении срока обжалования действия или бездействия государственного органа; непредставления доказательств, подтверждающих бездействие государственного органа или должностного лица; при отказе истца от иска по обжалованию бездействия и т.д.
Исходя из содержания п. 4 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка (его кадастровый учет, определение разрешенного использования земельного участка); определение технических условий подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения об их проведении.
Такое законодательное перечисление действий, отражающих процедуру формирования, представляется, как минимум, интересным. Формирование земельного участка фактически является юридическим составом, влекущим определенные правовые последствия. Даже если принять во внимание отсутствие законодательного определения понятия "формирование земельных участков", неясно, почему в данный состав включены такие юридические факты, как принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и публикация сообщения об их проведении.
На практике часто возникает вопрос о праве организатора аукциона отказаться от его проведения. Такое право предусмотрено в рассматриваемой статье, однако заявить о таком отказе возможно не позднее чем за 15 дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона публикуется организатором аукциона в течение 3 дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Организатор аукциона в течение 3 дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
Очевидно, что законодательно не определены случаи, при которых орган государственной власти или местного самоуправления вправе отказаться от проведения торгов, хотя представляется, что определение в законе таких оснований не являлось бы излишним ввиду некоторой публичности рассматриваемых отношений. Это позволило бы сократить бюджетные расходы, понесенные при формировании земельного участка, и предотвратило бы принятие необоснованных решений органами государственной власти и местного самоуправления.
По нашему мнению, протокол о результатах торгов с перечислением всех существенных условий (по аналогии с договором купли-продажи) может выступать в качестве основного юридического факта, являющегося основанием возникновения права собственности на земельный участок. Такое изменение в законодательстве станет еще одним шагом к совершенствованию порядка предоставления земельных участков путем его упрощения.
Повышение эффективности действующего законодательства, регулирующего земельные отношения, возможно путем совершенствования как правовых норм материального права, так и норм процессуального характера.
Зачастую земельные споры возникают именно из-за недостатков правового регулирования отдельных земельных отношений. К примеру, в настоящее время процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов содержит целый ряд административных барьеров и не является достаточно прозрачной, что довольно часто приводит к возникновению земельных споров между субъектами данных отношений. В этой связи совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих указанные отношения, будет являться профилактической мерой, направленной на недопущение возникновения земельных споров, связанных с предоставлением земельных участков.
Наличие недостатков в землеустроительной документации является первоосновой возникновения споров о границах земельного участка, когда фактические границы земельного участка не совпадают с юридическими (закрепленными в государственном кадастре недвижимости). Судебная практика в отношении подобных ситуаций достаточно широка и существует во всех субъектах РФ, что свидетельствует об актуальности проблемы.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом о госкадастре.
Резюмируя проведенное исследование по вопросам образования земельных участков, обратим внимание на некоторые особенности данного процесса.
При образовании земельных участков формируются сложные правовые конструкции, вызванные техническими и юридическими требованиями к образуемым земельным участкам. Так, например, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем только три способа образования - раздел, объединение и перераспределение - применяются в отношении государственной или муниципальной собственности и прямо перечислены в законодательстве.
В связи с разделом, объединением и перераспределением исходные земельные участки прекращают свое существование в техническом и юридическом смыслах, и вместо них возникают новые земельные участки. На примере такого способа образования земельного участка, как раздел, отчетливо прослеживаются границы кадастрового и юридического аспектов. Раздел земельного участка, возможно, самый распространенный способ образования новых земельных участков для категории "земли населенных пунктов" и земель сельскохозяйственного назначения. Образование земельных участков из таких земель - этап, предшествующий включению их в гражданский оборот; образованный земельный участок не сразу становится объектом такого оборота из-за необходимости прохождения определенных процедур, предваряющих его образование, - постановки на кадастровый учет и предоставления его на том или ином праве.
Понятно, что все эти конструкции необходимы для упорядочивания и защиты прав всех участников земельных правоотношений в этом сложном процессе земельных операций с земельными участками как с объектами недвижимости.
ЗК РФ по-прежнему выделяет среди объектов земельных отношений "части земельных участков" (п. 1 ст. 6) и предусматривает приобретение прав на часть земельного участка, занятую зданием, строением, сооружением и необходимую для их использования, в случае перехода права собственности на объект недвижимости, находящийся на чужом земельном участке (п. 1 ст. 35). В связи с этим мы считаем, что в этой части нормы ЗК РФ должны быть приведены в соответствие с положениями ГК РФ. Так, представляется обоснованным внесение соответствующих изменений в ст. 35 ЗК РФ следующего содержания: "При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, сооружением и необходимым для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник".
Представляется, что подобные изменения не только устранят существующую коллизию норм ГК и ЗК РФ, но и будут способствовать оформлению изменившейся концепции российского законодателя, исходящего из возможности возникновения у собственника объекта недвижимости вещных или обязательственных прав исключительно на земельный участок под ним.
Очевидным должен являться и вывод о том, что различные правовые режимы собственности должны иметь и различные способы защиты, в зависимости от цели установления того или иного правового режима собственности. Подобный утилитарный, прагматичный подход находит свое воплощение в закреплении досудебных механизмов разрешения споров. Например, в случае со спорами, связанными с государственной кадастровой оценкой земель, либо в случае с обязательным досудебным порядком разрешения экономических споров.
Ведущаяся в настоящее время работа по формированию единого процессуального закона предоставляет уникальную возможность сущностного разрешения спора о родовой подсудности споров об определении порядка пользования имуществом. Наиболее функциональной явится норма об отнесении к публичным правоотношениям (ст. 245 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ) отношений, связанных с управлением государственной и муниципальной собственностью, в т.ч. землями публичной собственности, права на которые не разграничены. Споры из публичных правоотношений отнесены к федеральной юрисдикции. Подобная формулировка вопреки дуалистичному положению публично-правовых образований (органов), сочетающих в себе одновременно и функции управленца в общественном интересе, и функции собственника в государственном (муниципальном) интересе, позволит исключить из подведомственности мировой юрисдикции в том числе и дела о порядке пользования земельными участками, имеющими в себе как элементы управления публичной собственностью, так и элементы публичного управленческого интереса. Иное разграничение, как, например, применяемое в настоящее время по способу защиты нарушенного права при фактически сформированных различных правовых сферах частной и публичной собственности (прежде всего в отношении земель и земельных участков), порождает и будет порождать правовую неопределенность в разрешении вопроса родовой подсудности таких дел.
Проанализировав судебную практику и подводя итог, можно заметить, что судебная практика по обжалованию бездействия государственных органов, должностных лиц гражданами и юридическими лицами довольно обширна.
Но следует отметить, что при увеличении дел об обжаловании бездействия государственных органов практика мало закреплена решениями высших судов. В некоторых случаях суды отказывают в рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия государственного органа или прекращают дело по некоторым основаниям. В частности, в случае неподсудности или неподведомственности иска; по истечении срока обжалования действия или бездействия государственного органа; непредставления доказательств, подтверждающих бездействие государственного органа или должностного лица; при отказе истца от иска по обжалованию бездействия и т.д.
Подобные работы
- Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере приобретения обязательственных прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разрешение проблем процессуальных особенностей рассмотрения трудовых споров
Магистерская диссертация, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование объектов гражданских прав в Российской Федерации (Обнинский Гуманитарный Колледж)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Решение земельного спора по поводу установления границ земельного участка в садовом товариществе «Кедр-2» (г. Томск).
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовой режим дачных, садовых и огородных земельных участков
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовая защита права собственности на жилые помещения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



