Введение 3
Глава 1. Отношения США и Кубы условиях формирования однополюсного мира 14
1.1 Трудности и противоречия отношений Кубы и США в постбиполярный
период 14
1.2 Принципы формирования политики США в отношении Кубы в 90-е гг 17
Глава 2. Изменение стратегии США в отношениях с Кубой в XXI веке 23
2.1 Риторика Вашингтона в процессе усугубления американо-кубинского
конфликта в начале XXI века (2001—2009) 23
2.2 Кубинская оттепель: подход администрации Барака Обамы в реализации
политики в отношении Кубы (2014—2016) 34
Глава 3. Развитие американо-кубинского конфликта на современном этапе 43
3.1 Реализация политики администрации Дональда Трампа в отношении
Кубинской республики с 2017 г 43
3.2 Перспективы развития отношений Кубы и Соединенных Штатов Америки в
современных условиях 53
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 66
Постановка проблемы. В конце XX — начале XXI века в глобальной системе международных отношений произошли существенные и принципиальные изменения, которые привели к перестроению мирового порядка в целом. Окончание холодной войны, распад сверхдержавы — СССР, коллапс биполярной системы — это те события и условия, в которых произошло нарастание напряженности и выход на поверхность ключевых противоречий в отношениях между Республикой Куба и Соединенных Штатов Америки. Постепенно конфликт перерос двусторонний формат и принял сначала региональное, а потом и международное значение.
С начала XXI столетия риторика Соединенных Штатов в отношении Кубы менялась трижды:
• ситуация обострилась в период правления Дж. Буша-младшего;
• частично нормализовалась и привела к восстановлению дипотношений при правлении Барака Обамы;
• усложнилась в связи с жесткой риторикой в отношении Республики Кубы Дональда Трампа.
Столь ощутимые перемены в характере американо-кубинских отношений увеличили степень их непредсказуемости, что создает дополнительную мотивацию для изучения данной проблемы.
Актуальность. В условиях непрерывных изменений, происходящих в современной системе международных отношений особо актуальным становится анализ места и роли государств, которые до этого развивались в парадигме биполярной системы — когда мировой баланс существовал за счет идеологического противостояния двух сверхдержав. Несомненно, на фоне этих процессов произошла трансформация и в характере отношений США и
На отношения США и Кубы в начале нового столетия сказывались следующие важные обстоятельства:
• активное участие Кубы в деятельности международных организаций (например, ООН, Движение Неприсоединения и объединения ЛКА);
• налаживание связей с государствами ЕС и АТР (к традиционным партнерам Кубы — Китаю и Вьетнаму — на этом этапе добавилась Япония);
• налаживание связей с Россией.
В концу первого десятилетия XXI века в рамках американо-кубинского конфликта стали просматриваться изменения, что способствует увеличению степени важности и актуальности рассматриваемой проблемы.
Внимание мирового сообщества, связанное с позитивными изменениями в американо-кубинских отношениях, подкреплялось также и внутренними переменами, происходящими на Кубе. В связи с ними многое в процессе дальнейшего развития конфликта зависело от того, какую реакцию даст Вашингтон на реформы, запущенные Раулем Кастро.
Необходимость исследования вопроса американо-кубинских отношений в контексте меняющейся международной обстановки также возрастает с назначением Мигеля Диас-Канеля президентом Республики Куба в апреле 2018 года.
Исследование данного конфликта представляется актуальным также потому, что с его помощью возможно получить представление о закономерностях развития затяжных конфликтов с неравными сторонами, а также выработать теоретические тезисы, основанные на историческом опыте, которые могли бы стать решением для подобных противостояний на международной арене. К тому же, для комплексного анализа и эффективного разрешения межгосударственных конфликтов в современной системе международных отношений, многое может быть заимствовано из исторического опыта Кубы и США, несмотря на то, что ранее проблема развивалась казалось бы в принципиально других исторических рамках.
Степень изученности темы. На протяжении многих лет американокубинский конфликт исследовался в контексте идеологически обусловленных подходов. Часть авторов работ по данной теме поддерживали либеральнодемократический подход США, в то время как другие склонялась в сторону социалистических воззрений Кубы.
В советской политической и исторической литературе акцент делался в первую очередь на компоненте антиимпериалистической борьбы Кубы, а также на ее противостоянии с США. Работы Бекаревича А.Д., Гаврикова Ю.П., Гриневич Э.А., Гвоздарева Б.И., Дарусенкова О.Т., Зубка Л.И., Слезкина Л.Ю. внесли ощутимый вклад в исследование проблемы американо-кубинских отношений, несмотря на их значительную идеологическую обусловленность.
В более поздних исследованиях российских ученых также частично сохранялся левоориентированный подход. В работах Ларина Е.А., Бородаева В.А. были представлены обширные материалы по истории зарождения американо-кубинского конфликта. Некоторые российские исследования были посвящены экономическому и социальному развитию современной Кубы, ее политическим связям. Они также расширили представление о рассматриваемой проблеме. Несмотря на это, данные труды не освещали современные отношения Кубы и США, которые и являются темой данной дипломной работы.
В работах российских исследователей Калашникова Н.В., Белого Э.Л., Сударева В.П. наблюдался более взвешенный подход к конфликту США — Куба.
Их работы характеризируются проведением уже сбалансированного и комплексного анализа проблемы. В целом, в них давалась положительная оценка сближению США и Кубы. Эта позиция близка автору данной работы, однако нельзя однозначно утверждать, что материалы и статьи, написанные современными отечественными исследователями, в полной мере обеспечивали комплексное изучение всех аспектов и нюансов, связанных с темой данной работы.
Американские авторы, которые в своих работах исследовали отношения между США и Кубой, придерживаются довольно разных позиций — от левоориентированной (например, работы И. Валлерстайна и Н. Хомского ) до консервативной антикубинской.
Среди современных американских исследований немалое количество работ написаны с умеренно-либеральной точки зрения. С одной стороны представлены аналитические работы, где конфликт Кубы и США представлен как антиимпериалистическая борьба островного государства против политики сверхдержавы, а с другой — авторы подчеркивают важность сближение двух государств и минимизацию существующего конфликта.
Отдельную группу работ составляют исследования американских авторов кубинского происхождения. Они характеризуются критикой кубинской стороны в рамках двусторонних отношений с Соединенными Штатами. Многим работам присуща склонность к консервативной идеологии.
Работы немалого количества кубинских исследователей и публицистов также посвящены различным этапам отношений Кубы и США. Из них можно отметить таких авторов, как Х. Ле Риверенда и Х.А. Табареса дель Реаля . В XXI в. также выходили труды Э. Рамиреса Каньедо и Э. Моралеса Домингеса .
Кубинская позиция во многом отражает радикальные взгляды и представляет американо-кубинское противостояние как ответ Кубы на имперскую политику США для отстаивания собственного суверенитета. Однако, можно заметить, что данные работы были написано в парадигме официальной правительственной позиции Гаваны. Именно поэтому они также предоставляют почву для более полного анализа американо-кубинского конфликта, когда во внимание включен весь спектр воззрений и мнений.
В европейских исследованиях современных ученых могут быть найдены и отмечены крайне различающиеся политические позиции — как умереннные (труды Р. Мантовани ), так и крайне левые (работы С. Ламрани ).
Умеренно-левые взгляды прослеживаются в трудах А. Августа — канадского исследователя —, которые склоняются в сторону поддержки кубинской стороны конфликта.
Объектом исследования выступают современные американо-кубинские отношения, изучаемые в контексте развития двустороннего межгосударственного конфликта.
Предметом исследования являются аспекты двусторонних отношений между Соединенными Штатами Америки и Кубой, а также — их эволюция в конце XX - начале XXI века. Нам также важным анализ конфликта Вашингтона и Гаваны в рамках региональной и международной системы, учитывая комплексную взаимозависимость всех сторон с положением и развитием международной политики в целом.
Цели и задачи. Целью данного исследования является комплексный анализ эволюции американо-кубинского конфликта в XXI в., его основных характеристик и факторов. Обозначенные цели обусловили постановку следующих задач:
- проанализировать трудности и противоречия в становлении отношений американо-кубинских отношений в постбиполярный период;
- выявить позицию США в отношении Острова Свободы в 1990-х гг.;
- оценить изменение стратегии США в отношениях с Кубой в XXI веке;
- провести анализ особенностей перехода к нормализации двусторонних отношений, выявить причины интенсификации сближения и частичной нормализации отношений в период президентства Б. Обамы;
- дать оценку влиянию внутриполитической ситуации в США на решения администрации Д. Трампа по кубинскому вопросу;
- на основе проведенного исследования представить возможные сценарии развития отношений США и Кубы.
Методология и методы исследования. Говоря о методологии исследования, можно отметить, что при написании работы автор руководствовался требованиями современной исторической науки, проводя исследовательскую работу, опирался на такие теоретические принципы как историзм, объективность и системность. В ходе исследования автору представилось обоснованным отталкиваться от теории политического неореализма. Это прослеживается в следующих основных принципах, характерных для данной теории, которая была взята для проведения анализа конфликта:
- неореализм указывает о том, что международный порядок характеризуется определенной системой, который определяется количеством великих держав — однополярной, биполярной и многополярной;
- данная парадигма рассматривает международные отношения как целостный и системный процесс взаимодействия государств.
- согласно данной концепции — государства и союзы являются главными действующими лицами на международной арене, а их целью становится сохранение статус-кво, защита национальных интересов и безопасности государства. Сила и союзы являются средства и для достижения вышеуказанных целей.
В том числе был использован конкретно-исторический подход, в следствии чего данная работу удалось выстроить в соответствии с историческими фактами и событиями. Автором исследования были задействованы методы исторического и логического анализа — в параграфах, где описаны хронологические предпосылки к тем или иным событиям и факты, а также указаны документы, принятые под влиянием тех или иных исторических событий.
Хронологические рамки. В рамках исследования рассматривается период современного этапа международных отношений, а именно — с 1991 г., когда произошел коллапс СССР и распад биполярной системы, что заставило стороны конфликта — США и Кубу — искать новые пути взаимодействия и перевело двустронние отношения на новый этап — по настоящее время, (а именно — 2018 год). Однако, для проведения комплексного исследования автор счел допустимым по мере необходимости выходить за хронологические рамки. В целях выявления ключевых факторов возникновения и развития конфликта между двумя государствами и противоречий, обуславливающих характер современных американо-кубинских отношений, была проанализирована и предыстория конфликта, уходящего корнями во вторую половину XIX в.
Источниковую базу исследования условно можно подразделить на четыре группы.
В первую группу таковых входят речи глав государств — сторон конфликта, а также высших должностных лиц; опубликованная дипломатическая переписка; интервью и публицистика Ф. Кастро ; заявления госсекретаря США и его заместителей, министра иностранных дел Кубы; книга Д. Трампа «Былое величие Америки» ; мемуары Х. Клинтон , а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации 1997 г.
Вторую группу составили законодательные акты, текст конституции Кубы 1976 г. ; официальные документы и указы правительств, а также «акт Торричелли» (Torricelli Act), закон Хэлмса-Бертона (Helms-Burton Act).
Третью группу составили сайты государственных служб и Госдепа США; сайты, содержащие тексты выступлений высших должностных лиц; сайт Белого дома; сайты неправительственных организаций; материалы сайта Организации Объединенных Наций; сайт библиотеки конгресса США.
Четвертую группу образуют материалы прессы США (The New York Times, Washington Post, Associated Press, Miami Herald, CNN) и Кубы (Granma, Cubadebate, Prensa Latina).
Научная новизна исследования. Данная работа является попыткой исследования, комплексно рассматривающего более чем столетнюю эволюцию американо-кубинского конфликта. Данная работа написана в хронологических рамках развития противостояния гегемона и малого государства между завершением холодной войны до сегодняшнего дня. Автор подчеркивает замерший характер отношений между Кубой и США до 1991 года в силу вмешательства СССР в процесс естественного развития двусторонних отношений.
В данном исследовании сделана попытка выявить возможность сотрудничества в качестве противовеса конфликтогенным причинам и мотивам в отношениях между двумя государствами.
В ходе написания данной работы стало понятно, что в полной мере решение конфликта США-Куба невозможно без риска сохранения, хотя бы и в латентной форме, принципиальных противоречий между акторами. Поэтому автор сосредоточился на потенциальных возможностях торгово-экономического и культурно-образовательного, а также гуманитарного сотрудничества между конфликтующими сторонами. Также при этом была проведена работа по выявлению возможных ключевых точек опоры, от которых представляется реальным полностью нормализовать отноещния между двумя странами.
Научно-практическая значимость. Данная исследовательской работа может иметь практическое применение и может быть использована для разработки специальных лекций и занятий по теме американо-кубинских отношений, а также при написании учебных программ по истории международных отношений. Так же она может быть основой при написании научных статей и методических пособий.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены трудности и противоречия ставновления модели отношений между Кубой и США в условиях окончания холодной войны; проанализированы политические тезисы США в отношении формирующегося нового мирового порядка, а также реакция Гаваны на внешнеполитическую стратегию американского руководства.
Во второй главе описаны различающиеся позиции двух президентских администраций Белого дома: ужесточение внешнеполитической стратегии во время правления Дж. Буша-мл. и частичная нормализация отношений в период правления Б. Обамы.
В третьей главе представлено исследование противоречивой современной ситуации: ухудшение дипломатических отношений между думя сторонами конфликта на фоне процессов, направленных на поддержание достигнутых экономических, культурных и гуманитарных связей. Кроме того, в данной главе представлены сценарии развития отношений в будущем. Подобная структура работы представляется оправданной, поскольку она позволяет представить логичную хронологию событий одновременно с комплексной характеристикой ключевых тенденций в развитии американо-кубинских отношений в XXI веке. Данный вариант систематизации анализа соответсвует поставленным автором задачам.
Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что многолетнее сложное развитие отношений между Кубой и США имело разные этапы и формы взаимоотношений. Необходимо учитывать самые различные факторы деятельности обеих сторон: региональная политика, позиция бизнеса, отдельных политических сил, желания и запросы самого общества и прочее. Все эти критерии могут носить как субъективный, так и объективный характер. А также предпосылки для развития конфликта носят как внешний, так и внутренний характер.
В результате данной дипломной работы были сформированы следующие выводы:
1. Политические отношения Вашингтона и Кубы в период правления Дж. Буша младшего являются беспрецедентными, именно при правлении данного президента США практически в открытую совершали попытки вмешательства во внутренние дела Кубы. А также наличие уникальной двусторонней связи, которые не сделали беспрецедентного ужесточения политической риторики, а которые создали первые контакты на уровне гуманитарного и торгового взаимодействия.
2. В период 90-х гг. на дипломатической арене неоднократно звучали взаимные упреки и противоречивые действия обеих сторон конфликта. США многократно вносили резолюцию о наличии проблемы прав и свобод на Кубе в Комитет по правам человека ООН, когда Куба ежегодно поднимала на Генеральной Ассамблее ООН резолюцию о недопустимости политики эмбарго со стороны США.
3. Политика Дж. Буша младшего показала неспособность США играть роль мирового арбитра по вопросам демократии и борца с терроризмом. Дж. Буш младший оставил новому президенту определенный пласт политических проблем, которые предстояло разрешить и восстановить статус США в глазах международного сообщества. Новый курс внешней политики США должен был учесть старый опыт (ультиматумы, политика санкций, агрессивные нападки на внутренние дела стран и прочее) и учесть, какие действия не оправдывает себя и исключить их. Именно с такой программой выступил 44-й президент США Барак Хусейн Обама.
4. В конце первого десятилетия XXI века сложилась ситуация, при которой началась серьезная критика политики администрации Дж. Буша младшего. В таких условиях в США сформировались идеи мирового руководства, лидерства. Дипломатический аппарат и его механизм нуждался в модернизации и корректировке. Барак Обама в своей предвыборной политике именно на это и указывал, на необходимость изменения и формирования «нового лица» США. Он утверждал, что с любыми государствами, даже которые настроены недружественно по отношению к Америке, могут иметь возможность для начала переговоров, конструктивных диалогов. Именно поэтому политика Барака Обамы представляет собой мягкую форму ведения отношений. При президенте не были разрешены все конфликтные ситуации, только частично, но даже это позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения данных стран являются выгодными и их развитие должно иметь место.
Политика Барака Обамы наглядно демонстрирует возможности и пределы президентских полномочий в США. Сам факт победы Дональда Трампа, позволял определить возможность изменения намеченного курса политической деятельности в отношениях с Кубой. Был открыт лишь один вопрос, насколько радикальны будут эти изменения.
5. Политический курс Дональда Трампа в первую очередь внимательно относится к внутренней политике своей страны, но в тоже время президент занимается укреплением своих позиции, набора политических очков на возможность провести и следующий президентский срок, сбором команды преданных ему лиц. При этом, политика, проводимая в отношении Кубы, кажется второсортной Вашингтону, надменной, не столь важной.
Развитие американо-кубинских отношений на момент написания данной работы так и не сдвинулись с застывшей точки. Накопленные политические успехи Б. Обамы за годы своего президентства, по сути, были утеряны новым президентом. Ограниченные меры в отношении кубинского правительства, неосторожные выпады со стороны администрации Д. Трампа, необоснованные провокации приводят к замораживанию отношений между странами и утрате, по крайней на данном этапа истории, накопленных успехов взаимодействия.
6. Вероятнее всего внешняя политика Кубы сохранит в целом открытость перед иными иностранными государствами и США в лице инвесторов и туристов. Куба уже не отрицает необходимость сотрудничества с США и другими участниками мирового сообщества. Со стороны США также не было радикальных изменений в отношениях с Кубой в части принципиального их ужесточения. Дональд Трамп избрал более гибкий подход, он не стал радикально «сворачивать» достижения своего предшественника, однако и не пошел по пути совершенствования.
1. Еще одна звезда «Tea Party». Размышления Фиделя Кастро.
Cubadebate. Enero 10, 2011. — [Электронный ресурс]. URL:
http://ru.cubadebate.cu/размышления-фиделя-кастро/2011/01/10/еще-одна- звезда-«tea-party»/
2. Конституции государств Америки. В 3-х томах / под ред. Т.Я. Хабриевой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006.
3. Кубы им не получить никогда. Размышления Фиделя Кастро /
Cubadebate. Junio 17, 2007. — [Electronic resource]. URL:
http://ru.cubadebate.cu/размышления-фиделя-кастро/2007/06/17/кубы-им-не- получить-никогда/
4. Состояние страны. Размышления Фиделя Кастро. Cubadebate.
Enero 27, 2011. — [Electronic resource]. URL:
http://ш.cubadebate.cu//размышления-фиделя-кастро/20П/01/27/состояние- страны/
5. Стратегия национальной безопасности США — [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/1774314/
6. Announcement of Cuba Transition Coordinator Caleb McCarry / US Department of State, Archives. July 28, 2005. — [Electronic resource]. URL: https://
2001- 2009.state.gov/secretary/rm/2005/50346.htm
7. Cuba. Statistics by Diocese by Catholic Population. — [Electronic resource]. URL: http://catholic-hierarchy.org/country/sccu1.html.
8. Cuba: 10 Years on from Crackdown on Dissidence, Fundamental Freedom Still Lacking in Cuba. Amnesty International. 15.03.2013. — [Electronic resource]. URL: https://www.amnesty.org/en/documents/amr25/003/2013/en/
9. Cubadebate. — 18.12.2017. — [Electronic resource]. URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2017/12/18/cuba-yestados-unidos-principales- avances-y-retrocesos/
10. Cuban Liberty and Democratic Solidarity (LIBERTAD) Act of
1996. H.R.927. Library of Congress. February 14, 1995. — [Electronic resource]. URL: https://www.congress.gov/bill/104th-congress/house-bill/927/text
11. Daily Press Briefing. Richard Boucher, Spokesman / US Department of State, Archives. Washington, DC. November 6, 2002. — [Electronic resource]. URL: http://2001-2009.state.gov/r/pa/prs/dpb/2002/14954.htm
12. Daily Press Briefing. Richard Boucher, Spokesman / US Department of State, Archives. Washington, DC. March 19, 2003. — [Electronic resource]. URL: http://2001-2009.state.gov/rZpa/prs/dpb/2003/18844.htm
13. D^az-Canel receives U.S. Senator Jeff Flake and Google executive // Granma. Electronic edition. — 5.06.2018. — [Electronic resource]. URL: http://en.granma.cu/cuba/2018-06-05/diaz-canel-receives-us-senator-jeff-flake- andgoogle-executive
14. National Security Presidential Memorandum on Strengthening the Policy of the United States toward Cuba. Federal Register // The Daily Journal of the United States Government. October 20, 2017. — [Electronic resource]. URL: https:// www.federalregister.gov/documents/2017/10/20/2017-22928/strengthening-the- policy-of-the-united-statestoward-cuba
15. Nomination Hearing. The US Senate Site. April 12, 2018. — [Electronic resource]. URL: https://www.foreign.senate.gov/hearings/nomination- 041218 (2:02-2:03)
16. PoHtica Anticubana de Washington. Compilation de Documentos. Editora PoHtica, La Habana, 2006. — 146 p.
17. Presidential Policy Directive - United States-Cuba Normalization.
White House. October 14, 2016. — [Electronic resource]. URL:
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/10/14/presidential- policy-directive-united-states-cubanormalization
18. Remarks by Dr. Fidel Castro Ruz, President of the Republic Of Cuba, In the Welcome Ceremony of U.S. President James E. Carter at Jose Marti International Airport. May 12, 2002. Cuba.cu. — [Electronic resource]. URL: http:// www.cuba.cu/gobierno/discursos/2002/ing/f120502i.html
19. Remarks by the President in an «Open for Questions» Roundtable.
White House. Office of the Press Secretary. September 28, 2011. — [Electronic resource]. URL:
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2011/09/28/remarks- president-openquestions-roundtable
20. Remarks by President Trump on the Policy of the United States towards Cuba / White House. June 16, 2017. — [Electronic resource]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-policy- united-states-towards-cuba/
21. Report to the President. Commission for Assistance to a Free Cuba.
May, 2004. — [Electronic resource]. URL:
http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PCAAB192.pdf
22. United States General Accounting Office GAO Report to Congressional Requesters U.S. Response to the 1994 Cuban Migration Crisis — [Electronic resource]. URL: https://www.gao.gov/assets/230/221797.pdf
23. Vatican to U.S.: Lift Cuba Embargo / America. The Jesuit Review, November 30, 2009. Vol. 201 / No.17.
Литература:
1. Батюк В. И., Евстафьев Д. Г. Геополитический контекст начала «холодной войны»: уроки для 90-х годов // США — экономика, политика, идеология. — 1994. — № 10. — 117 с.
2. Бекаревич А.Д. Куба: внешнеэкономические отношения / А.Д. Бекаревич. — М.: Наука, 1970. — 224 с.
3. Бендюк Е.С. Эволюция конфликта США-Куба после
завершения «холодной войны»: дис. к.п.н. — М., 2004. — 214 с.
4. Бендюк Е.С. Особенности формирования и реализации кубинской политики администрациями США / Е.С. Бендюк // Актуальные проблемы современной науки. — 2002. — № 4.
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы / З. Бжезинский; пер. с англ. — М.: АСТ, 2012. — 927 с.
6. Бородаев В.А. Кубинская революция и становление новой
политической системы. 1953-2006. — М.: Издательство Московского
университета, 2007. —524 с.
7. Гавриков Ю. П. Куба: страницы истории. / Ю.П. Гавриков. — М.: Наука, 1979.—168 с.;
8. Гриневич Э. А., Гвоздарёв Б. И. Вашингтон против Гаваны: кубинская революция и империализм США. М., «Международные отношения», 1982. — 265 с.
9. Гриневич Э.А., Гвоздарев Б.И. Куба в мировой политике. / Э.А. Гриневич, Б.И. Гвоздарев — М.: Международные отношения, 1984. - 576 с.
10. Дарусенков О.Т. Республика Куба. / О.Т. Дарусенков — М.: Политиздат, 1976. - 112 с.
11. Зубок Л.И. Экспансионистская политика США в начале XX в. / Л.И. Зубок — М.: Наука, 1969. - 471 с.
12. Кодзоев М.А.М. США — Куба: как Барак и Рауль пишут историю / М.А.М. Кодзоев // Латинская Америка. — 2016. — № 3. — 212 с.
13. Кодзоев М.А.М. Куба — США: процесс нормализации / М.А.М. Кодзоев // Этносоциум и межнациональная культура. — 2016. — № 12. — 376 с.
14. Кононученко С. Куба сегодня / С. Кононученко, В. Бородаев // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 2. — 375 с.
15. Ларин Е.А. Политическая история Кубы. Учеб. пособие. / Е.А. Ларин — М.: Высшая школа, 2007. - 182 с.;
16. Полякова Л.А. Международные отношения на рубеже XXI века: Куба. ОАГ. США: учеб. пособие / Л.А. Полякова. — М.: Моск. гос. автомобил.- дорож. ин-т (техн. ун-т), 2000. — 250 с.
17. Радио и ТВ Марти расширяют вещание на Кубу. Голос Америки, 24.08.2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/ a-33-a-2004-08-24-1-1/633659.html
18. Скляренко О. А. Американо-кубинские отношения в период администрации Б. Клинтона (1993—2001 гг.) // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — 469 с.
19. Слезкин Л.Ю. История кубинской республики. / Л.Ю. Слезкин — М.: Наука, 1966. - 468 с.
20. Сударев В.П. Геополитика в Западном полушарии в начале XXI века / В.П. Сударев. — М.: МГИМО, 2012. — 128 с.
21. Хилов И.С. Американо-кубинские отношения в современных условиях: 2000-2007 гг.: дис. к.и.н. — М., 2009. — 169 с.
22. Хилов И.С. Куба и американский глобализм // США - Канада: экономика-политика-культура. — 2009. — № 2.
23. Хилов И.С. Блокада Кубы Соединенными Штатами в XXI веке / И.С. Хилов // Латинская Америка. - 2009. - № 2.
24. Хилов И.С. Адаптация Кубы в условиях глобализации и блокады США / И.С. Хилов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2009. — № 5. — 215 с.
25. Хосе М.М.Р. Изменение геостратегии США в отношении Кубы: политико-географический анализ / М.М.Р. Хосе // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. - 2016. — № 5. — 347 с.
26. Aznarez J. Pompeo y el inmovilismo de Cuba / J. Aznarez // El Pa^s.
Electronic edition. — 20.03.2018. — [Electronic resource]. URL:
https://elpais.com/elpais/2018/03/19/opinion/1521484790_307053.html
27. Barredo L. Cuba-EE.UU: En escena los viejos muchachones / L.
Barredo // Cubadebate. — 7.08.2017. — [Electronic resource]. URL:
http://www.cubadebate.cu/especiales/2017/08/07/cuba-ee-uu-en-escena-los- viejosmuchachones/#.WvsRt6SFPIV
28. Bendixen&Amandi. — [Electronic resource]. URL: http://bendixenandamandi.com/wp content/uploads/2017/01/Cuba-Final-4.7.15- Web.pdf
29. Blanco J.A. La transformation poHtica del regimen cubano: una
perspectiva desde la conflictolog^a / J.A. Blanco // Documento de Trabajo N° 32/2008. — 26.06.2008. — [Electronic resource]. URL:
http://www.procubalibre.org/informes/pdf/20081016_Cuba_conflictologa.pdf
30. Bruno Rodriguez en Cumbre de las Americas: “Cuba no aceptara
amenazas ni chantajes de Estados Unidos”. Cubadebate. Abril 14, 2018. —
[Electronic resource]. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/04/14/bruno- rodriguez-en-cumbre-de-lasamericas-cuba-no-aceptara-amenazas-ni-chantajes-de-
estados-unidos/#.Wvs1aqSFPIX
31. Bush G.W. Toward a Democratic Cuba / U.S. Department of State. Archive 2001-2009. July 13, 2001. [Electronic resource]. URL:http://2001-
2009. state.gov/p/wha/rls/rm/2001/4301.html
32. Cotayo N.L. El Plan Bush. — Cuba: Made in USA. Editorial Unicornio, La Habana, 2006. — 180 p.
33. Crowe J. Marco Rubio Schools Cuban Journalist on Constitution / J. Cowe // National Review. — 16.04.2018. — [Electronic resource]. URL: https://www.nationalreview.com/news/marco-rubio-cuban-journalist-constitution/
34. Eichenwald K. How Donald Trump’s Company Violated The United
States Embargo Against Cuba / K. Eichenwald // NewsWeek. Electronic edition. -
29.09.2016. — [Electronic resource]. URL:
http://www.newsweek.com/2016/10/14/donald-trump-cuban-embargo-castro- violated-florida-504059.html
35. Faiola A. In Cuba, the Great American Tourism boom goes bust / A. Faiola // Washington Post. Electronic edition. — 11.05.2018. — [Electronic resource]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/the_americas/in-cuba-the- greatamerican-tourism-boom-turns-to-bust/2018/05/11/53d63122-48a5-11e8-8082- 105a446d19b8_story.html
36. Feinberg R. Open for Business. Building the New Cuban Economy. Brookings Institution Press, Washington, 2016. — 264 p.
37. Grant W. What next for US-Cuba relations? / W. Grant // BBC
News. — 15.08.2016. — [Electronic resource]. URL:
http://www.bbc.com/news/world-latin-america-37059700
38. Gonzalez Santamaria A. Cuba y Estados Unidos: Principales avances y retrocesos / A. Gonzalez Santamaria // // Cubadebate. — 18.12.2017. — [Electronic resource]. URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2017/12/18/cuba- yestados-unidos-principales-avances-y-retrocesos/.
39. Guerra L. The Alliance of George W. Bush and Fidel Castro? Reassessing Perceptions and Consequences of U.S. Policy in Cuba / L. Guerra // Yale Journal of International Affairs. — 2006. — Volume 1, Issue 2: Winter/Spring
40. Hernandez L.M., Meneses Y.P. Sesiono reunion del Consejo de Estado / L.M. Hernandez, Y.P. Meneses // Granma. Electronic edition. - 1.06.2018. - [Electronic resource]. URL: http://www.granma.cu/cuba/2018-06-01/sesionoreunion- del-consejo-de-estado-01-06-2018-23-06-32
41. Hernandez Martinez J. Cuba en la potitica norteamericana: ideolog^a y subversion (notas para una interpretation) / J. Hernandez Martinez // Revista de Estudios Estrategicos. — La Habana, 2015. — № 3, Habana. — 48 p.
42. Hernandez R. Intimate Enemies: Paradoxes in the Conflict between the United States and Cuba. Debating U.S. — Cuban Relations. Shall We Play Ball? // Routledge, N.Y., London, 2012. — 380 p.
43. Kalashnikov N.V., Kodzoev M. A.-M. De Obama a Trump: transformation de las relaciones entre Cuba y Estados Unidos en la etapa actual /
N.V.Kalashnikov, M. A.-M. Kodzoev // Iberoamerica, Num. 1, 2018 (enero-marzo), Moscu. - Р. 32-33.
44. Krogstad J.M., Flores A. Unlike Other Latinos, About Half of Cuban
Voters In Florida Backed Trump / J.M. Krogstad, A. Flores. // Pew Research Center. - 15.11.2016. - [Electronic resource]. URL:
http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/11/15/unlike-other-latinos-about-half-of- cuban-voters-in-florida-backedtrump/
45. Labott E., Oppmann P. State Department orders nonessential
diplomats and families out of Cuba following mysterious attacks / E. Labott, P. Oppmann // CNN. — 29.09.2017. — [Electronic resource]. URL:
https://edition.cnn.com/2017/09/29/politics/us-cuba-sonic-attacks-pulls-out-diplomats
46. LeoGrande W.M., Kornbluh P. Back Channel to Cuba. The Hidden History of Negotiations between Washington and Havana. The University Of North Carolina, Chapel Hill, 2015.
47. Nahem I. Washington and the Cuban Revolution Today: Ballad of a
Never-Ending Policy. / I. Nahem // July 26 Coalition. — 15.06.2012. — [Electronic resource]. URL:
http://july26coalition.org/wordpress/wpcontent/uploads/2012/06/Washington-and- the-Cuban Revolution-Today.pdf
48. Peters Ph. President Obama and Cuba. March 2010 / Ph. Peters // Institute of Lexington Site. — March of 2010. — [Electronic resource]. URL: http://lexingtoninstitute.org/wp-content/uploads/2010/03/palabranuevamarch2010.pdf
49. Smith W. S. Dissidents in Cuba / W.S. Smith / New-York Times. Electronic edition. — 31.03.2003. — [Electronic resource]. URL: http:// http://www.nytimes.com/2003/03/31/opinion/l-dissidents-in-cuba-042153.html/
50. Superville D. Bush Point Man Has No Love for Castro / D. Superville // Associated Press. — 04.08.2006. — [Electronic resource]. URL: http:// www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2006/08/04/AR2006080400128_pf. html?noredirect=on
51. Varela Project. Movimiento cristiano liberation. La Habana. 1998.
— [Electronic resource]. URL: http://www.oswaldopaya.org/es/up/VARELA
%20PROJECT.pdf.
52. Wells J., Berezow A. Mystery behind U.S. decision to yank diplomats from Cuba? / J. Wells, A. Berezow // USA Today. Electronic edition. -
29.09.2017. — [Electronic resource]. URL: https://www.usatoday.com/story/opinion/ 2017/09/29/what-caused-hearing-loss-u-s-diplomats-health-mystery-alexberezow- jamie-wells-column/698483001/