Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ 6
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2 Культурная конгруэнтность как феномен социального поведения младших школьников 10
1.3. Прогнозирование как компонент познавательных способностей 13
1.4. Особенности прогностической деятельности младших школьников ... 19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ 24
2.1. Организация и обоснование экспериментального исследования 24
2.2. Результаты эмпирического исследования 24
Заключение 30
Список использованной литературы 52
Приложения
Актуальность исследования. Среди основных задач, которые ставит современное общество перед начальной школой, особо выделяется задача оптимизации учебной деятельности младших школьников, при решении которой необходимо добиваться не только усвоения прочных знаний учащимися, но и развития у них соответствующих качеств, обеспечивающих развитие личности в целом, а так же готовности школьников к дальнейшему образованию. С этой точки зрения значительным является становление целого ряда психических особенностей, и среди них особое место занимает прогнозирование.
В большинстве опубликованных работ достаточно четко прослеживается мысль о том, что прогнозирование является весьма важным качеством современного человека. Значимость его определяется тем, что ускоряющийся процесс общественного развития, научная организация производства и общества, более широкие возможности управления различными сторонами социального прогресса требуют более полного, точного, научно обоснованного прогноза.
Изучение особенностей прогнозирования в младшем школьном возрасте является актуальным, поскольку с приходом ребенка в школу познание приобретает целенаправленный характер, а это, в свою очередь, предполагает необходимость и возможность принятия учащимися целей учебной деятельности, целей различных учебных действий, заданий. Развитие этой целеполагающей деятельности невозможно без наличия определенного уровня прогнозирования, возможностей предвидения того, что ожидается в результате тех иди иных действий.
От уровня развития прогнозирования зависит и степень осознанности совершаемой младшими школьниками учебной деятельности, возможности самостоятельной регуляции своих действий. Иначе говоря, с началом школьного систематического обучения появляется необходимость и создаются благоприятные условия для развития прогнозирования.
Объект исследования: прогностическая мыслительная способность.
Предмет исследования: взаимосвязь прогностической мыслительной деятельности и социального интеллекта младших школьников.
Цель: выявить взаимосвязь прогностической мыслительной способности и социального интеллекта.
Гипотеза: уровень социального интеллекта влияет на прогностическую мыслительную способность у младших школьников.
Задачи:
- рассмотреть понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии,
- изучить культурную конгруэнтность как феномен социального поведения младших школьников,
- охарактеризовать прогнозирование как компонент познавательных способностей,
- выявить особенности прогностической деятельности младших школьников,
- провести экспериментальное изучение влияния уровень социального интеллекта влияет на прогностическую мыслительную способность у младших школьников.
Исследование проходило на базе одной из общеобразовательных школ города Казани.
Выборку исследования составили 30 детей, средний возраст 9 - 10 лет. (17 девочек, 13 мальчиков).
Для исследования особенностей социального интеллекта младших школьников была использована методика исследования социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен).
Для выявления особенностей мышления был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий школьниками.
В исследовательский комплекс вошли методики.
1. «4-й лишний».
2. «Изучение процесса классификации»
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Социальный интеллект как психологический феномен имеет высокую степень разработанности. Вместе с тем в современных условиях требуется осмысление и переосмысление теоретико - методологических подходов к его изучению. Необходимо выделение и экспериментальное обоснование структурных компонентов социального интеллекта, особенностей их функционирования в различных видах профессиональной деятельности, расширение и универсализация диагностического инструментария. Также недостаточно проработанными остаются вопросы, связанные с определением специфических характеристик, отличающих социальный интеллект от других форм интеллекта.
Культурная конгруэнтность - это то, благодаря чему мы реализуем наш внутренний мир во внешнем мире, то, что складывается по мере формирования личности, где большое значение имеют воспитание и образование. Если личность в процессе развития конгруэнтна внешней культурной среде, то она воспринимает культуру, в которой находится, как свою. Если конгруэнтность отсутствует, культурная среда воспринимается как чуждая.
Прогнозирование в психологии рассматривается как предвосхищение или оценка человеком возможных событий (в том числе при исчисляемой оценке вероятностей их наступления), как базирующееся на интуиции и анализе, на вероятностных суждениях и продуктивных решениях, характеризуемых новообразованиями не только в результатах, но и в процессуальных характеристиках становления предвосхищений.
Исследование проходило на базе одной из общеобразовательных школ города Казани.
Выборку исследования составили 30 детей, средний возраст 9 - 10 лет. (17 девочек, 13 мальчиков).
Для исследования особенностей социального интеллекта младших школьников была использована методика исследования социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен).
Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Для выявления особенностей мышления был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий школьниками.
В исследовательский комплекс вошли методики.
«4-й лишний».
«Изучение процесса классификации»
Таким образом, анализ полученных данных позволил прийти к выводу о том, что в данной группе доминирует средний уровень развития социального интеллекта.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, что для группы младших школьников характерно:
- средние способности к познанию поведения других людей - способны предвосхищать дальнейшие поступки других людей на основе анализа реальных ситуаций общений (семейного, дружеского);
- средние способности к познанию невербального поведения - способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
- средние способности к познанию вербального поведения - обладают хорошей чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений;
- знают нормо-ролевые модели и правила, регулирующие поведение людей;
- проявляют дальновидность в отношениях с другими;
- они умеют контролировать свое поведение во время общения - гибко реагируют на изменение ситуации.
На основании изучения мыслительных способностей можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев школьники, участвовавшие в эксперименте, демонстрируют трудности:
В аргументации выбора в «4-м лишнем»;
Следует отметить, что все школьники демонстрируют разные степени трудности, связанные с выполнением вышеперечисленных операций.
Изучена зависимость Y от X. На этапе спецификации была выбрана парная линейная регрессия. Оценены её параметры методом наименьших квадратов. Установлено также, что параметры модели статистически не значимы.
Итак, для младших школьников зависимость между прогностической мыслительной способностью и уровнем социального интеллекта незначительная.
1. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. М.: Наука, 1978. С. 7-26.
2. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности //Принципы развития в психологии. М.: Просвещение, 1978. С. 142155.
3. Аскин Я.Ф. Время и причинность // Вопросы философии. 1966. №5. С.74- 84
4. Бауэр А. и др. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс, 1971. 424с.
5. Бачманова Н.В. Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога. // Современные психолого - педагогические проблемы высшей школы. - Вып. 5. - Л., 1985. 206
6. Берштейн Н.А. Пути и задачи физиологии активности //Вопросы философии.1961. №6. С.77- 92.
7. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. // Социальная психология личности. / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979. - С. 35 - 63.
8. Бодалев А.А. Личность в общении. М.: МГУ, 1983. 272с.
9. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Знание,1979.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240с.
11. Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение. - Л.: Изд - во ЛГУ, 1985. - 167 с.
12. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации на уроках литературы в VII классе (при изучении поэзии М.Ю. Лермонтова) //Развитие самостоятельности и творческой активности в обучении /Под ред. .И.Г. Огородникова. М., 1971. С.
171-195.
13. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. / Пер. с польского Г.Е. Минца, В.Н. Поруса. М.: Прогресс, 1979. 504с.
14. Копнин П.В. Гипотеза и ее роль в познании. М.: Знание, 1958. 40с.
15. Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Выпуск 1. - Ч.1, 1995.
16. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 279с.
17. Раев А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности // Проблемы развития познавательных способностей. Л., 1983. С.21-33.
18. Регуш Л.А. Характеристика возрастного развития способностей прогнозирования // Диагностика познавательных способностей. Межвузовский сб. научных трудов. Ярославль, 1986. С.116-125.
19. Рейтман У. Познание и мышление. М.: Мир, 1968. 400с.
20. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пелинг, 1997. С. .288.
21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 418с.
22. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1980. 360с.
23. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 342 с.
24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Психодиагностика
интеллекта: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 63 с.
25. Тихомиров О.К. Психология мышления: Уч. пос. - М.: Изд-во Моск. унта, 1984. - 269 с.
26. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность.М., 1972.
27. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. - М.:
Просвещение, 1967. - 622 с.
28. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: МОДЭК, 1998. - 347 с.
29. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. // Познание. Общество. Развитие. - М.: ИПРАН, 1996. - С. 54 - 75.
30. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании / Методическое пособие [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // ru.belbsi.by / rights / library / library _ list?lid=2632
31. Шпалинский В.В. Диагностические методы в работе педагога: Уч. пос. - Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1992. - 111 с.
32.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
33.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 416 с.
34.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
35. Южанинова А.Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984. - С. 63 - 67.
36. Selman R. The growth of interpersonal understanding developmental and clinical analysis. - N.Y.: Acad.Press, 1995. - 343 p.