Введение 3
Глава 1. Процесс вхождения Венгрии в Евросоюз 10
1.1. Влияние Венгерского кризиса на интеграционные процессы в Европе 10
1.2. Путь от договора об ассоциации 1991 г. до заявки на вступление 1994 г 16
1.3. Ниццкий договор и Пятое расширение Евросоюза 19
Глава 2. Проблемные вопросы в отношениях между Венгрией и Евросоюзом 28
2.1. Особенности экономического развития Венгрии и вхождение в Еврозону 28
2.2. Миграционный кризис 33
2.3. Лиссабонский Договор 41
Заключение 51
Список используемой литературы и источников 54
Постановка проблемы. На стыке ХХ и XXI вв. вступление в Евросоюз(ЕС) было приоритетным направлением внешней политики почти для всех стран Восточной части Европы, с этим процессом страны на востоке связывали главные ожидания и считали, что интеграция потенциально стать хорошим старт в увеличении и стабильности подъема национальных экономик. Вступление в Евросоюз принципиально меняло политические и экономические отношения с партнёрами по интеграции и позиции на мировом рынке, а также создало прецедент для большей конкурентоспособности на европейском рынке. В целом вступление стран Восточной Европы может служить хорошим примером интеграции государственных образований и в ходе изучения образования Евросоюза можно подробно изучить механизмы успешной реализации.
Однако существуют не только позитивные, но и негативные стороны этого, в каком-то смысле, переходного этапа на мировой политической арене. В 2019 году, спустя 15 лет после образования ЕС, мы уже имеем достаточную базу для более глубокого анализа этого процесса и выявления возникающих с течением времени проблем.
В своем исследовании я концертирую внимание на Венгрии, процессе ее вступления в ЕС, а также возникающих вопросах между Будапештом и Брюсселем, так как именно Венгрия является главным оппозиционером некоторых политических направлений западноевропейских стран в последние годы и является главным их критиком. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, являющийся правым националистом, не раз подвергал резкой критике то, что он назвал "недемократической" Западной Европой. "На Западе существует либерализм, но демократии там нет" , - сказал Орбан на встрече этнических венгров во время поездки в Румынию в июле 2018г.
Актуальность работы обусловлена в целом нестабильной политической и экономической ситуацией в Евросоюзе. В условиях низких темпов финансового развития, выхода Великобритании из Европейского союза, миграционного вопроса и набирающего силу сепаратизма, не лучшим образом выстроенные отношения между Брюсселем и Будапештом могут послужить катализатором и для других стран Центрально-Восточной Европы, где в свою очередь тоже наблюдается тенденция возрастания недовольств направлением развития ЕС и проводимой политикой внутри стран.
В отношении Венгрии постоянно вводятся санкции и это наиболее красноречиво подтверждает все больше накаляющиеся отношения.
Изменения внутри данного государственного образования могут иметь значительные последствия не только для европейских стран, но также могут претерпеть значительные изменения механизмы выстраивания межгосударственных отношений в целом.
Степень изученности. На данную тему уже имеются исследования, проведенные как научными, так и правительственными учреждениями. Они содержат важные статистические данные, которые раскрывают картину политической и экономической ситуации рассматриваемой страны и происходящих интеграционных процессов. Имеются также заслуживающие внимания исследования, содержащие анализ причин сложившихся ситуаций.
При написании данного исследования я отталкивался от работы Шешелиной Л.Н.2 «Вишеградская Европа: откуда и куда», где подробно описываются процессы предшествующие интеграционным процессам в Восточной Европе, а также анализируются последствия после завершения данного процесса. Безусловно данная работа имеет большое значение в изучении данного вопроса в общем. Так же в отечественной литературе стоит выделить работы Бойцовой В.В. и Бойцова Л.В., Кашкина С.Ю. , Сафоновой Е.А. , Форет И.В.
В зарубежной литературе авторы тоже рассматривали проблему взаимоотношений стран Центрально-Восточной Европы и Венгрии, в частности, с Европейским союзом. Здесь стоит отметить работу Евы Эрлих, Габора Ревеса, Петера Тамаши «Восточная Европа: откуда-куда», в которой мы подробно можем проследить историю взаимодействия Венгрии и ЕС именно с Венгерской позиции, что несомненно очень помогло понять общие тенденции развития данных отношений. Из зарубежных авторов так же помог труд Вайденфельда Вернера.
Целью данного исследования является раскрытие роли Венгрии и ее влияние на общие интеграционные процессы в Европе, а также анализ событий, предшествующих началу интеграции Венгрии в Евросоюз. Оценка действий, производимых страной в период непосредственного вступления в ЕС, изучение вытекающих из этого процесса проблем и выявление возможных путей их решения отталкиваясь на изученный в ходе проведенной работы материал. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
• Изучить влияния Венгерского кризиса на принятие решения вступления в Европейский союз.
• Выявить особенности Венгерской политики в период между договором об ассоциации и заявкой на вступление в Евросоюз.
• Обозначить изменения, обусловленные подписанием Ниццкого договора, в формировании внешней и внутренней политики Венгерской республики.
• Описать особенности экономического развития Венгрии и вхождения ее в Еврозону.
• Проанализировать последствия возникновения миграционного кризиса на отношения между Будапештом и Брюсселем.
• Основываясь по Лиссабонском договоре предложить возможные варианты решения имеющихся противоречий.
Методологической основой исследования являются принципы и парадигмы политического реализма. При оценке действий Венгерских политических деятелей автор исследования отталкивается от фундаментальных принципов Ганса Моргентау, а именно значения политического действия с точки зрения моральных принципов.
При написании работы автор руководствовался требованиями современной исторической науки, проводя исследовательскую работу, опирался на такие теоретические принципы как историзм во время изучения договоров подписанными членами ЕС, при анализе событий, предшествующих интеграции автор отталкивался от принципа объективизма и использовал проблемный, статистический методы исследования для изучения экономического развития Венгрии в составе Европейского союза. В работе применяются системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы. Также в написании работы помогли методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, единства исторического и логического, широко применялся метод сравнительного анализа, что помогло создать достаточно полную картину происходящего в Европе на рубеже веков.
Хронологические рамки исследования. За начальную дату берется изменение политической структуры Венгрии в 1989 г. связанного с распадом социалистической системы, так как этот событие в корне изменило внутреннее и внешнюю политику Венгрии.
Географические рамки охватывают преимущественно Венгрию, страны Центрально-Восточной Европы и страны Европейского союза.
Объектом изучения являются интеграционные процессы в Европе в конце ХХ и в начале XXI вв.
Предмет - роль и место Венгрии в процессах интеграции стран Восточной Европы в Евросоюз.
Источниковая база исследования. Основными источниками в данном исследовании являются документы и договоры, представленные на правительственных сайтах Европейского союза. Среди общей группы особое внимание уделяется Ниццкому договору , который имел ключевую роль для формирования новых Европейских отношений и закладывал правовую основу последующего взаимодействия. И не меньшее значение имеет Лиссабонский договор . Именно благодаря этому документу Европейское сообщество пришло к данному формату выстраивания межгосударственных отношений внутри союза и окончательно закрепило законодательную основу. Остальные источники условно можно разделить на несколько групп.
В первую группу можно отнести документы, относящиеся к образованию и функционированию Европейского союза. В данной работе источником таких документов является сайты Европейского парламента , Европейской комиссии , официальный сайт законодательства Европейского Союза и сайт статистической службы Европейского союза .
Ко второй группе можно отнести документы, связанные с Венгерским законодательством и устройством, которые были найдет на официальном сайте Венгерского правительства , а также сайта Венгерских правовых документов.
Третью группу составили сайты международных организаций, таких как Международный валютный фонд , сайт Совета по правам человека ООН и сайт Исследовательского центра Пью.
Четвертую группу образуют материалы Российской и зарубежной прессы. В частности, сайты журналов «Элита Татарстана» и «Свобода» , сайт немецкой международной общественной телерадиокомпании «Deutsche Welle» и сайт ведущей новостной газеты Венгрии «Magyar Nemzet».
Научная новизна. Данная работа является попыткой' исследования, комплексно рассматривающего предысторию и процесс интеграции Венгрии в Европейский союз. В работе делается акцент на процессы происходящие внутри страны, что позволяет по-новому взглянуть на этот важный, для развития Европы, момент.
Так же предпринята попытка нахождения возможных путей разрешения возникшего и разрастающегося конфликта с учетом интересов обеих сторон. Такой подход может сохранить целостность международной системы в целом.
Научно - практическая значимость. Данная исследовательской работа может иметь практическое применение и может быть использована для разработки специальных уроков по Восточно-Европейской тематике, а также при написании учебных программ по истории международных отношений. Так же она может быть основой при написании научных статей и методических пособий.
Структура исследования. Работа состоит из оглавления, двух глав, введения и заключения, списка использованных источников и литературы.
Исходя из проведенной аналитической работы можно прийти к выводу, что противоречия, имеющиеся на данный момент между Венгрией и Евросоюзом, имеют не только политический, но экономический характер. Изначально возложенные ожидания Будапешта на вступление в Европейский союз не имеют должной отдачи в реализации, что влечет все большие оппозиционные настроения относительно политики Брюсселя не только в кругу руководящих должностей Венгрии, но и среди обычного населения.
До начала процесса вступления в Евросоюз велась борьба за возвращение к экономическим показателям 1989 г., да и результаты нахождения в Европейском союзе на сегодняшний день смогли оценить лишь жители Польши, в какой-то мере, Словакии. Венгрия скорее воспринимает членство в ЕС как неизбежное последствие в связи с имеющейся геополитической ситуацией. Многие разочарования связаны в какой-то степени с излишне быстрым расширением союза на Восток.
Западом были допущены несколько ключевых ошибок. Во-первых, во время самого процесса интеграции Брюссель будто бы забыл об основах уже имеющегося союза, что доказывает Лиссабонский договор, который и был направлен в какой-то степени на доработку некоторых осознанных ошибок и документальную основу ключевых принципов. Во-вторых, Европейскому союзу необходимо было для начала решить имеющиеся внутренние проблемы до начала интеграции на Восток. Созданные в послевоенный период институты не могли учитывать права и обязанности всех членов союза, состоящего из 27 членов. Отсутствие баланса между двумя этими факторами и оказали ключевое влияние на медленный процесс соединения и проблем реализации ключевых инициатив.
Но помимо причин разочарования со стороны Венгрии и стран ЦВЕ необходимо выделить и недовольства западных стран. В первую очередь стоит обратить внимания на так называемые черты менталитета восточноевропейцев. Сюда можно отнести не только культурную составляющую, но и несколько отличающиеся взгляды на развитие экономики, в том числе и международной. Таким образом на Западе было неверно воспринято желание стран ЦВЕ отдалиться от СССР как полное доверие и приверженность западноевропейским принципам. Хотя это было лишь попыткой перестать быть под влиянием стран-гегемонов, причем с обоих географических направлений.
Надо признать, что в самом начале, по прошествии первого года пребывания Венгрии в ЕС разочарование настигло обе стороны. Очевидно, что политические баталии за равенство, малоэффективные рекомендаций Европейского союза и очевидно плохая подготовленность к вступлению имели ключевое место в неудовлетворенности вообще всех стран Вишеградской группы по итогам первого года вступления в ЕС. Сильнее всех за эти годы пострадала именно венгерская экономика. После окончания весьма сложной процедуру приема в союз западных стран, Венгрия упустили внутриполитические проблемы и оказались не готовы именно внутренне. Новые условия ведения хозяйства стала причиной того, что руководство не до конца в них разобралось и как следствие не получила предназначений ей средства из бюджета Европейского союза. На экономике Венгрии также плохо отразилась система квот в производстве. Страна не получила именно те отрасли, на которых специализировалась. Только по истечении нескольких лет Венгрия смогла приспособиться к фондовой системе, однако общие настроения недовольства, складывающиеся на протяжении этого времени значительно исправить это не смогло.
Итогом стало то, что страны Вишеградской группы и Венгрия в частности стало сильно «правыми». Популярными среди избирателей стали партии, которые во главу угла ставили национальный вопрос и национальную независимость в рамках европейских интеграционных процессов. И все это в условиях создания единой конституции, роль которой на себя взяло Лиссабонское соглашение. С одной стороны, это может не возыметь сильное влияние на общие процессы в Европе, но если силы так и продолжить оставаться у власти, то эффект может в разы усилиться.
В нынешней ситуации и в условии введения санкции в отношении Венгрии тяжело прийти к какому-либо общему знаменателю относительно имеющихся проблем в Европейском союзе. Венгрия, точнее ее правительство, настроено до конца отстаивать национальные права своих жителей во всех сферах жизни. Положительная тенденция может быть выявлена при условии улучшения миграционного вопроса, который на протяжении последних лет являлся ключевым. В любом случае разрешение проблем возможно только при условии взаимных уступок, в противном случае, на фоне BREXIT, Венгрия может высказать желание об уходе из Европейского союза, а это может повлечь за собой череду похожих решений в остальных странах Восточной Европы.
При любом развитии событий, даже при условии экономической стабилизации союза, данный момент является очень важным для дальнейшего развития всех европейских стран. Целостность ЕС раз за разом поддается сомнению и Брюсселю без сомнений нужно сконцентрироваться именно на вопросе консенсуса, ежели на настоятельном продвижении своих идей и правил.
1. Премьер-министр Венгрии Орбан критикует "недемократичную" Европу: [Электронный документ] - (https://www.svoboda.org/a/29396485.html) Дата обращения 29.03.2019
2. Интервью Генерального консула Венгрии в Казани Адама
Штифтера. Журнал «Элита Татарстана»: [Электронный документ] -
(http://elitat.ru/republic/vengrija-k-tatarstanu-blizhe-chem-kazhetsja/) Дата
обращения 14.05.2019
3. Основной Закон Венгрии. Website of the Hungarian government:
[Электронный документ] -
(https://nemzetikonyvtar.kormany.hu/download/3/00/50000/orosznyomda_javftott. pdf) Дата обращения 17.05.2019
4. Autumn 2003 economic forecasts. European commission:
[Электронный документ] -
(http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/pages/publication7690_en.pdf) Дата обращения 15.04.2019
5. Dekrety prezidenta republiky Edvarda Benese. Parlament Ceske republiky Poslanecka snemovna: [Электронный документ] -(https://www.psp.cz/ docs/laws/dek/) Дата обращения 15.04.2019
6. Convention Relating to the Status of Refugees. The United Nations
Human Rights Council: [Электронный документ] -
(https://www.unhcr.org/3b66c2aa10) Дата обращения 17.05.2019
7. European Agenda on Migration. European commission:
[Электронный документ] - (http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17- 1587_en.htm) Дата обращения 17.05.2019
8. Europe Agreements with Poland, Hungary, the Czech and Slovak
Republics. European commission: [Электронный документ] -
(http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-94-7_en.htm) Дата обращения
3.04.2019
9. European Neighbourhood Policy And Enlargement Negotiations.
European commission: [Электронный документ] -
(https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/policy/glossary/terms/accession- criteria_en) Дата обращения 6.04.2019
10. European opinions of the refugee crisis in 5 charts. Pew research
center: [Электронный документ] - (https://www.pewresearch.org/fact-
tank/2016/09/16/european-opinions-of-the-refugee-crisis-in-5-charts/) Дата
обращения 16.04.2019
11. Hungary: Request for Stand-By Arrangement-Staff Report; Staff
Supplement; and Press Release on the Executive Board Discussion. International Monetary Fund: [Электронный документ] -
(https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2016/12/31/Hungary-Request-for- Stand-By-Arrangement-Staff-Report-Staff-Supplement-and-Press-Release-on- 22493) Дата обращения 10.05.2019
12. Kiabrandultak a magyarok az uniobol. Magyar Nemzet: [Электронный документ] - (https://magyarnemzet.hu/archivum/archivum- archivum/kiabrandultak-a-magyarok-az-uniobol-2-5573936) Дата обращения
20.04.2019
13. Maltese, Hungarians Vote in Favor of European Union. Deutsche Welle: [Электронный документ] - (https://www.dw.com/en/maltese-hungarians- vote-in-favor-of-european-union/a-831774) Дата обращения 2.04.2019
14. Rule of law in Hungary: Parliament calls on the EU to act. European
parliament: [Электронный документ] - (http://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20180906LPR12104/mle-of- law-in-hungary-parliament-calls-on-the-eu-to-act) Дата обращения 17.05.2019
15. Summary of the treaty of Nice. European commission: [Электронный документ] - (http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-03-23_en.htm? locale=en) Дата обращения 7.04.2019
16. The PHARE Programme and the enlargement of the European Union. European parliament: [Электронный документ] - (http://www.europarl.europa.eu/ enlargement/briefings/33a1_en.htm) Дата обращения 6.04.2019
17. The TACIS Programme. European commission: [Электронный документ] - (http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-92-54_en.htm) Дата обращения 6.04.2019
18. The TACIS Programme. European commission: [Электронный документ] - (http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-92-54_en.htm) Дата обращения 6.04.2019
19. Total number of long-term immigrants. Eurostat: [Электронный
документ] (https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?
tab=table&init=1&language=en&pcode=tps00176&plugin=1) Дата обращения
14.05.2019
20. Treaty of accession. European parliament: [Электронный документ] - (https://www.europarl.europa.eu/enlargement_new/treaty/ default_en .htm) Дата обращения 16.04.2019
21. Treaty on the Functioning of the European Union. Official website of European Union law: [Электронный документ] - (https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:2012:326:FULL&from=EN) Дата обращения
23.05.2019
22. Treaty of Lisbon. Official website of European Union law:
[Электронный документ] - (http://publications.europa.eu/resource/cellar/688a7a98-3110-4ffe-a6b3- 8972d8445325.0007.01/DOC_19) Дата обращения 17.05.2019
23. Viktor Orban's press conference after the announcement of referendum results. Website of the Hungarian government: [Электронный документ] - (https://www.kormany.hu/en/the-prime-minister/the-prime-minister-s- speeches/viktor-orban-s-press-conference-after-the-announcement-of-referendum- results) Дата обращения 17.05.2019
24. Weighting of votes in the council. Official website of European Union law: [Электронный документ] - (https://eur-lex.europa.eu/summary/glossary/ weighting_votes_council.html) Дата обращения 23.05.2019
25. 2001. evi LXII. torveny - a szomszedos allamokban elo magyarokro.
Magyar joganyagok: [Электронный документ] (https://net.jogtar.hu/getpdf?
docid=a0100062.tv&targetdate=20180101&printT itle=2001.+evi+LXIL+torveny) Дата обращения 15.04.2019
Литература
1. Бойцова В.В., Бойцов Л.В. Европейский союз: расширение на восток, Общественные науки и современность. - 2002. - № 2. - С. 78-87.
2. Волотов О.Г. Специфика экономического развития Венгрии после вступления в ЕС. Евроинтеграция влияние на экономическое развитие Центральной и Восточной Европы. - М. Институт Европы РАН, 2014. - С. 132-140.
3. Кашкин С.Ю. Хартия Европейского Союза об основных правах, Глобалистика: Энциклопедия. - М. Радуга, 2003. - С. 1123 - 1125.
4. Сафонова Е.А. Вишеградская группа этапы становления и развития, Вестник Томского государственного университета. История. - 2018. - № 53. - С. 69-73.
5. Форет И.В. Миграционная политика европейского союза позиция стран вышеградской группы. Вопросы политологии. - 2018. - № 3 (31). - С. 85-91.
6. Шешелина Л.Н. Вишеградская Европа откуда и куда Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. - М. Весь мир, 2010. - С. 568. - (Старый Свет - новые времена).
7. Ehrlich Eva, Revesz Gabor, Tamasi Peter. Kelet-Kozep-Europa: honnan — hova? Bp.: Akademiai Kiado, 1994. O. 31
8. Weidenfeld Werner. Window of opportunity. Zwischen Anspruch und Wirklichkeit // Nizza in der Analyse. Gutersloh Verlag Bertelsmann Stiftung. 2001. S. 42