Введение……………………………………………………………………………..3
1 глава Теоретические основы формирования межкультурного общения у младших
школьников во внеурочной деятельности по русскому языку
1.1 Межкультурное общение………………………………………………..…6
1.2 Внеурочная деятельность в контексте требований ФГОС………….…..11
1.3 Внеурочная деятельность по русскому языку……………………….…..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
2 глава Экспериментальное определение педагогических условий
формирования основ межкультурного общения у младших школьников во внеурочной
деятельности по русскому языку
2.1 Диагностика межкультурного общения у учащихся 4 класса………….20
2.2 Педагогические условия формирования межкультурной коммуникации у младших
школьников во внеурочной деятельности по русскому
языку…………………………………………………….…………………………….…25
2.3 Анализ результатов эксперимента………………………………………...30
Выводы по 2 главе………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы …………………………………………………………….35
Приложение……………………………………………………………………..36
Актуальность исследования. Социальные процессы, доминирующие в последние
годы, обусловили активизацию процессов культурного самоопределения народов и
этносов. Это имеет особое значение для многонациональной России, где разнообразие
языковых сообществ и культур, являясь бесценным уникальным наследием, должно стать
не фактором, препятствующим диалогу между представителями различных культур, а
средством взаимопонимания народов. В этой связи приоритетное значение приобретает
проблема подготовки выпускников общеобразовательной школы к осуществлению
межкультурной коммуникации. Основным образовательным принципом в достижении
поставленных целей может быть принцип диалога. Он позволяет соединить в мышлении и
деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности
и формы поведения. Принцип диалога, распространяемый в сферу межкультурной
коммуникации, означает уважение и призвание всех национальных культур в структуре
современной мировой культуры.
Изучение русского языка в контексте диалога культур является одним из
приоритетных направлений методики. В данной работе мы рассматриваем возможности
внеурочной деятельности по русскому языку для формирования навыков межкультурного
общения.
Актуальность настоящей работы обусловлена сложившимся противоречием между
необходимостью формирования основ межкультурного общения младших школьников и
не разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса во внеурочной
деятельности по русскому языку.
Существующее противоречие определило тему нашего исследования
«Формирование основ межкультурного общения у младших школьников во внеурочной
деятельности по предмету русский язык»
Цель исследования - определить, теоретически обосновать, экспериментально
проверить педагогические условия формирования основ межкультурного общения
младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Объектом исследования является межкультурное общение младших школьниковПредмет исследования – педагогические условия формирование основ
межкультурного общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основана на том, что формирование основ
межкультурного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет
эффективным, если:
• определена структура и содержание межкультурного общения младших
школьников;
• определены критерии и уровни формирования основ межкультурного общения
младших школьников;
• разработан и внедрен в сферу внеурочной деятельности по русскому комплекс
мероприятий, обеспечивающий формирование основ межкультурного общения младших
школьников и программа ее реализации;
• выявлены и обоснованы педагогические условия обеспечивающие формирование
основ межкультурного общения младших школьников во внеурочной деятельности по
русскому языку.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования
поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность, структуру и содержание межкультурного общения
младшего школьника.
2. Дать характеристику внеурочной деятельности младших школьников по
русскому языку.
3. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности «Грамотейкапутешественник», а также комплекс нерегулярных внеурочных занятий, направленных на
формирование основ межкультурного общения детей младшего школьного возраста во
внеурочной деятельности по русскому языку.
4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования
основ межкультурного общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Методологической основой исследования послужили такие концептуальные
подходы к обучению языкам, как межкультурный (Н.Д. Гальскова, В. В. Сафонова, С.Г.),
личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев),компетентностный (И.Л. Бим, И.А. Зимняя) диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер и
др.). Труды таких ученых, как Г.В. Елизарова, С.Г. Тер-Минасова, В. П. Фурманова, И. И.
Халеева и др. В работах этих ученых представлено исследование взаимодействия
вступающих в контакт культур и выявлены в результате сравнения общее и
специфическое для достижения взаимопонимания, определены пути формирования
личности как медиатора культур, подчеркнута важность формирование такой личности с
позиций развития взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей,
воспитания уважения, толерантности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным
использованием методов исследования, адекватных его задачам - современными
положениями методической науки - валидностью и статистической значимостью
экспериментальных данных, подтверждаемых методами математической статистики.
Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 69 г. Казани.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, две
главы, заключения, списка литератур и приложения.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
мы пришли к выводу, что в настоящее время в связи с повышением интереса к языкам и
культуре разных народов, межкультурное общение занимает одну из главных позиций в
общественной жизни человека.
Мы представили ряд определений понятия «межкультурная коммуникация» и
пришли к выводу, что ученые видят в межкультурной коммуникации разные процессы.
Данный факт свидетельствует о многогранности явления межкультурной коммуникации.
Как многогранное явление межкультурная коммуникация имеет свою структуру. В
настоящей работе представлена структура межкультурной коммуникации Р.Т.
Теуважукова..
Нами отмечено, что эффективность межкультурной коммуникации, помимо знания
языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета,
знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых
знаний и многого другого. Преодоление языкового барьера недостаточно для обеспечения
эффективности общения между представителями разных культур. Для этого нужно
преодолеть барьер.
Также отмечено, что в настоящее время большинство ученых сходятся во мнении,
что, даже хорошо зная теорию иностранного языка, будучи достаточно
коммуникабельным человеком, зачастую, бывает сложно добиться свободного общения с
иноязычным собеседником. Причина этому – различия в коммуникативном поведении
людей, как представителей разных культур.
Для того чтобы различия в межкультурном взаимодействии не стали
непреодолимым препятствием в деловых и личных отношениях между представителями
разных культур, нужно постараться как можно грамотнее подойти к процессу общения с
представителями иных культур. Необходимо знакомиться с особенностями иноязычной
культурой, традициями, обычаями, этикета, только в этом случае можно избежать
непонимания и невольной враждебности.
Так же как отдельный человек не может существовать изолированно от других
людей, так и ни одна культура не способна функционировать в абсолютной изоляции от
культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они
вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур.
Акишина А., Жаркова Т., Акишина Т. Игры на уроках русского языка. М. 1989. 86
с.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. Учебное пособие. М., 2007. – 464 с.
3. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1990. – 86 с.
4. Байбуртян Н.А., Есаджанян Б.М., Корнейчук С.И. Методика русского языка.
Ереван: Луйс. 1974. 250 с.
5. Бергельсон М. Б. Межкультурная коммуникация Кругосвет.
6. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. 1991. Политиздат, 1991. 417 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Педагогика,
1968. 249 с.
8. Введение в теорию межкультурной коммуникации. А.П. Садохин. М.: Высш.шк.,
2005.
9. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы теории коммуникации: практикум. М.:
ACT, АСТ Москва, Восток Запад, 2008. 320 с.Г. Трейдер, Э. Холл. «Культура и
коммуникация. Модель анализа», 1954 г.
10. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной
коммуникации: Учебник для вузов Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. Грушевицкая Т.
11. Г., Садохин А. П. Культурология: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2010. 683 с
12. Головлёва Е. Л. Основы межкультурной коммуникации. Ростов нД: Феникс, 2008.
222 с..
13. Денисова И. В., Еременко А. П. Типы межкультурных коммуникаций IV
Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий
научный форум»
14. Казаева Т. Н. Развитие речи младших школьников. Начальная школа, 2007, № 6. с.
76-79.
15. Л. Самовара, Р. Портер. «Коммуникация между культурами», 1972 г.
16. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков
(воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России, 2006.
17. Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный
обмен: учебное пособие. - СпбКО.: Науки, 2009 г.
18. Новикова И.А. Сущностные характеристики культуры межнационального
общения // Мир науки, культуры, образования. №4 (7). 2007..
19. Жесткова Е. А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в
процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В.
Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований. 2014. № 12 С. 85-88.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли: Пособие для учителя Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просве-щение, 2010.
361 с.