Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (Алтайский Институт Экономики (Филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики))
Выпускная квалификационная работа
Объект исследования - ООО «Бархатный сезон» (г. Барнаул)
Реализует туроператорскую деятельность по формированию, продвижению и реализации туров на территории Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области и за рубежом.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Сделан анализ внутренней и внешней среды предприятия
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования маркетинговой 5
деятельности предприятия 5
1.1 Понятие и сущность маркетинговой деятельности 5
1.2 Задачи маркетинговой деятельности предприятия в контексте 11
потребностей населения 11
1.3 Особенности маркетинга предприятий сферы услуг 17
1.4 Оценка совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 25
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бархатный сезон» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Выявление проблем в маркетинговой деятельности предприятия 42
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности маркетинговой деятельности 51
3.1 Рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности предприятия 51
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Комплекс маркетинговых коммуникаций 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета 69
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что организация маркетинговой деятельности – одно из важнейших условий долгосрочного и успешного функционирования предприятия на рынке сбыта. Именно с помощью соответствующих маркетинговых мероприятий можно получить необходимую информацию о том, какие услуги и почему хотят получить потребители на том или ином рынке, сколько они готовы заплатить за них. Таким образом, компания может увеличить объем и качество оказываемых услуг, что даст ей возможность получать более высокие доходы по сравнению с конкурентами.
Рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эф-фективного управления продвижением и сбытом на современном предприятии, и в настоящее время в России много говорится о необходимости повышения эффективности маркетинг-менеджмента, однако, несмотря на достаточное количество информации данного рода, многие предприятия все же не в состоянии решить эти проблемы.
Одной из главных причин сложившейся ситуации, наряду с нехваткой различного вида ресурсов, достаточно низкой платежеспособностью бизнеса (особенно малого и среднего) и других, является неспособность руководителей правильно спроектировать систему и структуру управления маркетингом на стратегической основе. Между тем, решая маркетинговые задачи стратегического порядка, можно своевременно предотвратить возникновение практически любой неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативное влияние на различные стороны жизнедеятельности предприятия, с максимальной выгодой использовать открывающиеся перед ним возможности. Подобный подход обеспечивает стратегическую выживаемость бизнеса, повышает его гибкость и неуязвимость даже в условиях растущей конкуренции.
Целью настоящего исследования является разработка мероприятий, на-правленных на повышение эффективности маркетинговой деятельности ООО «Бархатный сезон».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить теоретические аспекты возможных направлений и оценки совершенствования маркетинговой деятельности;
проанализировать особенности маркетинговой деятельности ООО «Бархатный сезон»;
разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Бархатный сезон».
Объект исследования – маркетинговая деятельность ООО «Бархатный сезон».
Предмет исследования – совершенствование маркетинговой деятельности современного предприятия.
Теоретическую базу исследования составляют работы И.Л. Акулич, Н.В. Анпилоговой, И.С. Березина, И.В. Гончаровой и Ю.А. Макаренко, С.И. Зубина и Т.А. Тультаева, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена и др.
В качестве методов исследования использовались системный и логиче-ский подходы, описание, сравнение, анализ, синтез, опрос в форме анкетирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в управленческой деятельности ООО «Бархатный сезон» и других организаций.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость. В первой главе представлены теоретические основы управления маркетинговой деятельностью предприятия с акцентом на сферу услуг. Вторая глава посвящена анализу маркетинговой деятельности ООО «Бархатный сезон». В третьей главе представлены пути совершенствования данного направления деятельности ООО «Бархатный сезон». В заключении подведены основные итоги исследования.
В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что в переводе означает «рынок». Поэтому часто в самом общем смысле под маркетингом понимают философию хозяйствования и управления в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства любых товаров и услуг на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
В современной науке и практике управления существует устойчивое мнение о том, что маркетинговую функцию не стоит выделять отдельно, по-скольку она фактически пронизывает собой практически все виды деятельности предприятия.
При этом реализация маркетинговой деятельности возможна в рамках целого ряда ее разновидностей, среди которых в последние годы наиболее интенсивное развитие получили инвестиционный маркетинг, глобальный маркетинг, максимаркетинг, персонифицированный (персональный) маркетинг, событийный (холистический), или Event-марткетинг, а также интернет-маркетинг, нейромаркетинг (как прикладной раздел нейроэкономики), социальный, мобильный и партизанский маркетинг.
В число первоочередных задач современного маркетингамогут быть включены:
формирование и последовательная реализация актуальных маркетинговых стратегий и входящих в их состав планов и программ организации;
создание исключительной потребительской ценности бизнеса, прежде всего, за счет определения показателей оценки качества и разработки мероприятий по его повышению;
достижение и поддержание конкурентных преимуществ в ходе целе-направленного мониторинга рынков сбыта, динамики потребительских на-строений, конкурентов и т.п.;
создание потенциала для оптимизации процессов принятия управленческих решений не столько по приспособлению к изменяющимся внешним условиям, сколько по адаптации к ней путем оказания воздействия на элементы рыночной среды;
формирование сильного бренда и продвижение корпоративных ценностей;
оценка эффективности маркетинговой деятельности.
Маркетинговая деятельность современного предприятия в сфере услуг, включая туристские и экскурсионные услуги, многогранна и включает в себя такие направления, как исследование рынка, планирование ассортимента и его продвижения, установление коммерческих связей с покупателями и конечными потребителями. Ей должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале и финансовом состоянии предприятия.
Правильное использование совокупности различных маркетинговых инструментов позволяет предприятию укрепиться в своем секторе экономики, увеличить рыночную долю, получить различные экономические и социальные выгоды. При этом существенной и, обычно, определяющей характеристикой результативности предпринятых усилий является ее денежное выражение. От того, насколько эффективно и целесообразно финансовые ресурсы трансформируются в прибыль, которая служит источником расширения основных и оборотных средства, а также средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников.
ООО «Бархатный сезон» – коммерческое предприятие (юридическое лицо), зарегистрированное в г. Барнауле в 2009 г. в целях осуществления туроператорской деятельности по формированию, продвижению и реализации туров на территории Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области и за рубежом, а также по оказанию турагентских и иных услуг, связанных с организацией туристических путешествий.
Организационная структура управления компанией носит линейно-функциональный характер. Поскольку трудовой коллектив ООО «Бархатный сезон» небольшой (12 человек), выбор данной модели менеджмента здесь можно считать оправданным.
С экономической точки зрения ООО «Бархатный сезон» функционирует относительно стабильно, ежегодно наращивая объемы реализации услуг, однако колебания себестоимости, а также прочих доходов и расходов не позволяют добиться столь же стабильного повышения прибыли от продаж и чистой прибыли. Ряд рассчитанных коэффициентов свидетельствует, что, с одной стороны, на протяжении рассматриваемого периода организация сохраняла достаточный запас финансовой прочности, с другой стороны, в ООО «Бархатный сезон» существует опасность дефицита денежных средств, что требует от руководства, прежде всего, более пристального внимания к управлению кредиторской задолженностью.
В свою очередь, маркетинговая деятельность ООО «Бархатный сезон» также требует своего дальнейшего совершенствования в связи с наличием следующих проблем: 1) отсутствие стратегического подхода к ее развитию; 2) отсутствие маркетинговых исследований и оценки эффективности маркетинговых мероприятий как важнейших этапов планирования и реализации любой маркетинговой стратегии; 3) формирование маркетингового (в данном случае – рекламного) бюджета и, соответственно, планирование маркетинговых, исходя исключительно из наличия свободных денежных средств.
Для их решения руководству предприятия был предложен ряд рекомендаций в рамках стратегии «5Р»: product (продукт), price (цена), place (место, размещение, распределение), promotion (про¬движение, сбыт), people (потребители и персонал).
Первоначальные затраты на реализацию проекта составят 70,9 тыс. руб. Планируемый годовой эффект от деятельности фирмы после внедрения разработанных рекомендаций может составить 5 771,1 тыс. руб., то есть 128,3% от суммы 2018 г. при росте рентабельности на 11,3% даже с учетом запланированных на реализацию проекта затрат, что полностью подтверждает его экономическую эффективность.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Россий-ской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. – (дата обращения: 04.12.2019).
2. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. №163) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.12.2019)
3. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2016. – 511 с.
4. Анпилогова, Н.В. Содержание коммерческой деятельности предприятия на товарных рынках / Н.В. Анпилогова // Актуальные проблемы управления стимулированием инновационной активности и повышением финансовой грамотности молодежной бизнес-среды кадров: сборник материалов конференции. – Курск, 2017. – С. 12-15.
5. Барсова, Т.Н. Исследование основных аспектов инновационной политики предприятия в отечественной промышленности / Т. Н. Барсова, О. В. Орлова, Л. М. Путятина // Вестник Университета. – 2017. – № 1. – С. 35-38.
6. Без бюджета. 57 эффективных приемов маркетинга: учебное пособие / Под ред. И. Манна. – М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 306 с.
7. Белявцев, М.И. Маркетинг: учебное пособие / М.И. Белявцев, Л.М. Иваненко. – М., 2015. – 340 с.
8. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. – М.: Вершина, 2016. – 480 с.
9. Верховцева, О.Н. Актуальные направления маркетинга как науки / О.Н. Верховцева, Е.В. Нагамова, Е.А. Качагин // Современные технологии маркетинга и менеджмента: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – С. 30-35.
10. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Нау-мов. – М.: Инфра-М, 2016. – 186 с.
11. Воронкова, О.В. Маркетинг услуг / О.В. Воронкова, Н.И. Саталкина. – Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. – 92 с.
12. Гаврилова, О.А. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием / О.А. Гаврилова, А.Э. Гнань // Вестник АГТУ. Се-рия: Экономика. – 2015. – № 2. – С. 14-24.
13. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 280 с.
14. Гончарова, И.В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 193-196.
15. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
16. Ефимова, О.В. Управление предприятием и финансовым состоянием / О.В. Ефимова. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет». – 2016. - 320 с.
17. Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко В.И. – М., 2016. – 361 с.
18. Захарова, И. В. Маркетинг: учебно-практическое пособие / И.В. Захарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – 138 с.
19. Золотов, В.В. Ассортиментная политика фирмы: учебно-практическое пособие / В.В. Золотов – М.: Эксмо, 2016 –240 с.
20. Зубин, С.И. Видоизменение методологии анализа пяти конкурентных сил Портера при разработке стратегии развития компании на конкурентном рынке / С.И. Зубин, Т.А. Тультаев // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2016. – № 2. – С. 79-83.
21. Иванова, М.Б. Коммерческая деятельность: учебное пособие / М.Б. Иванова, М.Ю. Иванов. – Москва: РИОР, 2015. – 266 с.
22. Ильичева, И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / И.В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 229 с.
23. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Ка-бушкин. – М.: Новое знание, 2015. – 336 с.
24. Каплина, С.А. Технология торговли: учебное пособие / С.А. Каплина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 447 с.
25. Карабанова, И.С. Совершенствование методов оценки эффективности рекламной кампании предприятия на продовольственном рынке потребительских товаров: дисс. канд. эк. н. / И.С. Карабанова. – Екатеринбург, 2015. – 194 с.
26. Киреев, И.В. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере товаров и услуг / И.В. Ктреев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 13-29.
27. Ковалев, Н.В. Управление предприятием и персоналом / Н.В. Ковалев, В.А. Плотников // Экономика и управление. – 2017. – № 12. – С. 46-51.
28. Когденко, В.Г. Экономический анализ: учебник / В.Г. Когденко. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 399 с.
29. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2017. – 944 с.
30. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2015. – 575 с.
31. Лаврова, Л.А. Исследование теоретических аспектов управления то-варным ассортиментом предприятий машиностроения / Л.А. Лаврова, Л.М. Путятина, Л.А. Углова // Вестник университета. – 2018. – №10. – С. 70-73.
32. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2017. – 800 с.
33. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Высшее образование, 2015. – 175 с.
34. Липсиц, И.B. Mapкeтинг для топ-менеджеров / И.В. Липcиц. – M.: Эксмo, 2017. – 448 c.
35. Лукин, И.С. Организация маркетинговых исследований / И.С. Лукин // Территория науки. – 2016. – № 4. – С. 91-94.
36. Маджаро, С. Международный маркетинг / С. Маджаро. – М.: Международные отношения, 2018. - 264 с.
37. Маркетинг: учебник / Под общ. ред. Н.М. Кондратенко. – М.: Юрайт, 2016. – 540 с.
38. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. – М.: Дашков и К, 2016. –716 с.
39. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. НА. Нага-петьянца. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 272 с.
40. Маркетинг предприятия: учебник / Под ред. М.М. Глазова. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2017. – 448 с.
41. Мусиенко, Д.О. Сущность маркетинговой деятельности на предпри-ятиях / Д.О. Мусиенко // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 383-386.
42. Никитин, А.И. Механизм управления экологическим туризмом в РФ / А.И. Никитин, С.В. Федорова // СтройМного. – 2017. - № 2 (7). – С. 4.
43. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц, Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2016. – 671с.
44. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: Дашков и К о, 2016. – 328 с.
45. Панкрухин, А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н. Панкрухин. – М.: Омега Л, 2015. – 656 с.
46. Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 330 с.
47. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 454 с.
48. Разумовская, А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская, В. Янченко. – М.: Вершина, 2017. – Электронная версия. – 378 с.
49. Роджерс,Ф. Дж. (Бак). Путь успеха: Как работает корпорация IBM / Ф. Дж. (Бак) Роджерс. – М.: Азбука, Терра-Книжный клуб, 2017. – 256 с.
50. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2018. – 536 с.
51. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 556 с.
52. Современные направления маркетинга: теория, методология и прак-тика применения: Коллективная монография / Под общей редакцией С.В. Карповой; отв. редактор И.А. Фирсова. – М.: Изд-во «Палеотип», 2017. – 544 с.
53. Солдатова, А.В. Управление маркетинговой деятельностью предприятия с использованием методов экономического анализа: дисс. канд. эк. н. / А.В. Солдатова. – СПб., 2015. – 253 с.
54. Тютюшкина, Г.С. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие / Г.С. Тютюшкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 112 с.
55. Хижина, А.М. Методы разработки и реализации стратегии ценовoго позиционирования продуктового портфеля зарубежной компании на российском рынке: дисс. канд. эк.н. – М., 2015. – 167 с.
56. Чернова, Д.В. Тенденции развития маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг [Электронный ресурс] / Д.В. Чернова, К.С. Литвинова // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – №. 08 (20). – Режим доступа. – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/20/2890/ (дата обращения: 04.12.2019)
57. Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной дея-тельности / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 368 с.
58. Шадрина, Г.В. Экономический анализ: учебное пособие, практикум, тесты / Г.В. Шадрина. – М.: Московский государственный университет экономики статистики и информатики, 2017. – 229 с.
59. Юрова, Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Юрова // Маркетинг. – 2017. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.12.2019).
60. Эиашвили, Н.Д. Маркетинг: учебное пособие / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 623 с.