ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основы дипломатического взаимодействия России и стран
Западной Африки в конце XX века-начала XXI века 9
ГЛАВА 2.Приоритетные направления взаимоотношений России и стран
Западной Африки 25
2.1 Российская политика в Западной Африке, в сфере
безопасности 25
2.2 Российское торгово-экономическое сотрудничество в Западной
Африке 32
ГЛАВА 3. Тенденции и Вызовы будущего развития отношений между
Россией и Западной Африкой 55
3.1 Перспективы проекта РУСАФРИКА 55
3.2 Вызовы развития отношений между Россией и Западной
Африкой 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Выпускная квалификационная работа посвящена отношениям между Россией (в то время СССР - Союз Советских Социалистических Республик) и африканскими странами, которые начиная со второй половины двадцатого века были отмечены широким взаимодействием во всех областях: политической (социалистическая политика), военной (отправка оружия и технических специалистов), экономической, социальной (отправка советских учителей и врачей на работу в эти страны и, с другой стороны, прием африканских учеников в советские школы).
Но ситуация изменилась на рубеже 1990-х годов, с «распадом» Советского Союза и последовавшими политическими и социальными изменениями. Эта новая эра ознаменовалась «уходом» с африканского континента: закрытием девяти посольств и трех российских консульств на африканском континенте, большинства торговых представительств и 13 из 20 культурных центров - от Того до Лесото и от Буркина-Фасо до Сан-Томе и Принсипи.
На данный момент Российская Федерация является трансконтинентальным федеративным государством, территория которого является самой большой на планете. Россия обладает богатыми минеральными ресурсами (уголь, железо, никель, алмазы и т. Д.) И богатыми энергетическими ресурсами (нефть, природный газ, гидроэнергетика), что делает ее одним из ведущих мировых производителей и экспортеров. Все эти факторы способствуют установлению двухсторонних связей между африканскими государствами и Россией в 21 веке.
Актуальность исследования:
Африканский континент представляет интерес и привлекает к себе внимание мирового сообщества. Поэтому все социально-экономические, экологические, демографические, политические проблемы Африки активно обсуждаются на важнейших международных форумах, в том числе в ООН, в рамках «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки». Для решения проблем, нужно связанных с осуществлением Целей развития тысячелетия, в странах региона требуется широкомасштабная международная помощь. С огромным экономическим потенциалом континента, многие страны, в том числе Россия, активизируют торговые и экономические отношения с государствами Западной Африки. Однако на рубеже тысячелетия, после улучшения ситуации в России, картина начала меняться -улучшился политический диалог России с Западным Африканскими странами, был дан импульс к расширению экономического сотрудничества. Начали осуществляться пилотные проекты российского бизнеса, был заключен ряд торгово-экономических межгосударственных соглашений. Расширилась помощь России развитию Африканского континента. Однако форматирование взаимодействия в новом формате - процесс очень медленный и непростой. Он проходит в обстановке острой конкурентной борьбы с другими державами, имеющими свои экономические и политические интересы в Африке. В частности, в настоящее время наблюдается настоящий бум китайской экспансии.
В этом контексте исследование всех возможных аспектов сотрудничества России и Западной представляется очень важным с точки зрения национальных интересов, как России, так и стран Африки.
Объектом исследования отношения между Россией и Западной Африкой в XXI веке.
Предметом исследования является специфика отношений и области взаимодействия между странами в XXI веке.
Целью работы является исследование динамики отношений между странами Западной Африки и текущее их состояние.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
-изучить историю Российско-Западно африканских отношений в XXI веке;
- проанализировать основные направления взаимоотношений России и стран Западной Африки;
-рассмотреть тенденции и вызовы будущего развития отношений между Россией и Западной Африкой;
Хронологические рамки исследования охватывают нижний период с 2006 год официального визит президент РФ Владимир Путина в Южную Африку и Марокко, и в 2009 году Дмитрий Медведев первый вице-президент совершил официальную поездку в Анголу, Намибию и Нигерию для установления новый вектор двусторонних отношений. Верхней границей является 2018 год, ознаменованный официальный тур по Африке Сергей Лавров(министр иностранных дел России) на протяжении десятилетий который стремится продолжать развитие разносторонних связей, искать новые области совместных усилий в коммерческой, экономической, научной, технической и человеческой.
Географические рамки: Территория стран Западной Африки и России.
Источниковая база исследования:
Различные воспоминания и мемуары современников и людей, непосредственно связанных с внешней политикой и международными отношениями, (Чибунду Виктор Нваошичи. Внешняя политика с особыми ссылками на Нигерию (1960-2008). Ибадан: Успех прессы, 2008.).
Еще одной группой источников являются различные известные статистические агентства , с помощью которых удалось получить данные в различных сферах.
Также в качестве источников были речи официальных лиц государств (президент и премьер-министр), пресс-релизы как(Чибунду Виктор Нваошичи. Внешняя политика с особыми ссылками на Нигерию (1960-2008). Ибадан: Успех прессы, 2008.) в ходе встреч и саммитов на высшем уровне.
Последними важными источниками стала группа документов и договоров , подписанных за данный период, которые напрямую касаются отношений России со странами Западной Африки.
Степень изученности проблемы рассматриваемой проблемы достаточно высока. Различные аспекты взаимоотношений между Российской Федерацией и Западной Африки изучались рядом исследователей. По анализу многих экспертов, существуют большие резервы расширения взаимовыгодного сотрудничества России и стран Африки. 15 ноября 2008, «Независимый обозреватель стран Содружества»; Андрей Евпланов, «Второе открытие Черного континента», «Российская Бизнес-газета» № 571 от 12 сентября 2006; В. В. Лопатов, «Торговые отношения России с африканскими странами в конце ХХ - начале XXI века»; М. С. Сергеев, « Россия-Африка: о некоторых итогах сотрудничества в 2009 году», Наталья Высоцкая «Россия- Африка», Фонд исторической перспективы, 2009.
Методология исследования:
Написание дипломной работы следует следующим принципам: а) научность; б) построение выводов на основе анализа полного комплекса документов и научной литературы и принятия во внимание всех событий и явлений в них; в) беспристрастность; г) характеристика изучаемых событий и явлений исторического процесса добавления им окраски и личного отношения; в) системность; г) историзм.
Методы исследования:
Изложение исторического материала было построено по предметно-хронологическому принципу. Применение сравнительно-исторического метода позволило понять роли и место Россия во внешней политике стран Западной Африки.
Историко-генетический метод, применяемый в работе, дал возможность узнать текущее состояние отношений между Россией и странами Западной Африки.
Конкретно-исторический анализ позволил рассмотреть активное присутствие России в западноафриканских странах с момента обретения независимости и ее стремление к прочным и стабильным отношениям с ними во всех областях.
В исследовании применялся также историко-системный метод, который применяется в исследовании исторических процессов.
Новизна данного научного исследования:
Новизна данного научного исследования состоит в том, что в работе впервые, произведен анализ динамики отношений между Россией и странами Западной Африки с нового вектора отношений до 2018 год (Официальный тур по Африки Сергей Лавров на протяжении десятилетий).
А также были рассмотрены тенденции будущих отношений между Россией и странами Западной Африки.
Научно-практическая значимость:
Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что оно может быть использовано другими исследователями для написания своих научных трудов, монографий и диссертаций.
Данная работа также будет полезна для изучения студентами факультетов международных отношений. Задача разобраться в отношения между Россией и странами Западной Африки не является новой, однако имеет определенную новизну, в связи с анализом, который произведен в ней. Проделанная работа, прежде всего, направлена на попытку облегчить восприятие данной исследовательской работы и последующей отсылке к ней.
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении указана актуальность работы, цель и задачи, представлены хронологические рамки, методология, краткий анализ источников и литературы по работе и структура исследования.
В первой главе описывается генез и исторический опыт Российско-Западной африканских отношений.
Во второй главе анализируются основные направления взаимоотношений России и стран Западной Африки.
Третья глава посвящена тенденциям и вызовам будущего развития отношений между Россией и Западной Африки.
В списке источников и литературы даётся библиографический материал работы.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель. В данной работе были рассмотрены российские отношения со странами Западной Африки в XXI веке.
В ходе анализа было выявлено что, Россия и регион Западной Африки обладают большими потенциальными возможностями для развития деловых связей на взаимовыгодной основе.
Нынешние отношения между Россией и Африкой кажутся позитивными. Россия установила дипломатические отношения со всеми африканскими странами (последним в 2011 году стал Южный Судан) и открыла 40 посольств на континенте - в то время как в Москве находится 35 посольств из африканских стран. Россия также имеет представителей в Африканском союзе (АС) и региональных экономических сообществах - Сообществе по вопросам развития стран юга Африки (САДК), Экономическом сообществе западноафриканских государств (ЭКОВАС), Межправительственный орган по вопросам развития (МОВР) и Восточноафриканское сообщество (ВАС).
Участие в группе БРИКС усилило африканскую направленность внешней политики, особенно после прихода Южной Африки. Аркадий Дворкович, тогдашний представитель президента России в этой группе и нынешний вице-премьер, сказал, что это было «серьезным событием для БРИКС, потому что это присоединение позволяет новому континенту присоединиться к форуму, который теперь может похвастаться собранием четырех континентов - Африки, Европы, Азии и Латинской Америки и их лидеров.
Тем не менее, учитывая интересы России в Африке и текущее сотрудничество, трудно понять, почему в отличие от растущего числа стран, включая Турцию и Вьетнам, Россия еще не организовала форум высокого уровня с участием африканских лидеров и пока не планирует этого делать. Как доказала российско-африканская международная парламентская конференция 2010 года, создание такого форума будет приветствоваться африканскими странами. Поэтому представляется, что российскому правительству необходимо больше сосредоточиться на стратегическом диалоге с континентом и создать условия для взаимодействия в различных сферах.
Российское государство должно взять на себя обязательство укреплять свои многочисленные связи с Африкой, как в рамках официальных визитов, так и использую другие инициативы. Так как официальные визиты не всегда отражают важность отношений, наличие высших органов власти во время подписания соглашений не гарантирует их применения. По словам посла Нигерии в России Ассама Эканема Ассама, ни одно из шести соглашений, подписанных в Абудже 24 июня 2009 года, не стало действительно действующим. Среди многих препятствий на пути вовлечения российских компаний во внешнеторговую политику - незнание деловой практики и возможностей администрации, а также отсутствие официальной поддержки с обеих сторон для торговых инициатив. Российские компании, даже самые крупные, пытаются найти ниши в Африке и нуждаются в постоянной государственной поддержке. В то время как российский МИД работает с министрами, отвечающими за экономику, для оказания дипломатической помощи основным национальным группам в Африке, это только очень слабая первая попытка.
На стратегическом уровне российско-африканские отношения могут сыграть решающую роль в противодействии опасной склонности страны или небольшой группы стран стремиться доминировать над остальным миром. Это также верно для международной финансовой системы, которая нуждается в срочной реформе.
В нынешней обстановке отсутствия безопасности и нестабильности отношения между странами и регионами в значительной степени отражают озабоченность по поводу реальных или скрытых угроз.
Возможно, следуя примеру своих западных коллег, некоторые российские дипломаты говорят о «транснациональных угрозах» (включая беженцев, терроризм и торговлю оружием и наркотиками), исходящих из Африки и распространяющихся в другие страны, в том числе Россия (Средин, 2001). Поэтому важно выделить риски проблем интерпретации и многочисленные стереотипы, которые искажают восприятие, которое Россия и Африка могут иметь друг относительно друга. Африканские СМИ часто изображают инициативы России в негативном свете и наоборот что не способствует созданию плодотворных долгосрочных отношений.
«Возвращение» Москвы в Африку к югу от Сахары часто происходило в результате ее конкуренции с Китаем, который также очень активен на континенте. Однако это неправильное мнение, так как Россия и Китай часто преследуют разные экономические интересы. Таким образом, Россия не может конкурировать с Китаем или любой другой страной, когда речь идет об экспорте дешевых устройств или обуви, поскольку фактически она импортирует их из Китая, Более того, Россия не испытывает такого же демографического давления, как Китай, и поэтому не заинтересована в продвижении рабочих программ или массовой эмиграции в Африку.
Анализ экономической ситуации, сложившейся на рубеже веков в Африке и России, а также интеграционных тенденций, как в странах континента, так и в мире в целом, убедительно свидетельствует о неизбежности и необходимости развития и совершенствования российско-африканских экономических связей.
Хотя половина населения Тропической Африки живет менее чем на один доллар в день, западные аналитики склонны рассматривать Африку как привлекательного и перспективного партнера с точки зрения торговли и инвестиций. Так, немецкие предприятия в одном только 2000 г. направили в Африку прямые капиталовложения в размере 523 млн. евро, рассчитывая с их помощью создать новые производственные мощности, добиться лучших условий для экспорта и обеспечения страны сырьем. Интерес к Африке как к выгодному партнеру проявляют и такие государства, как США и Китай.
Россия пытается по максимуму использовать имеющийся потенциал. В прошлом СССР активно работал на африканском континенте. Но обстановка тогда была иной. Речь шла об идеологической борьбе, нужно было помочь братским или потенциально братским странам. Сегодня Россия пытается превратить старые узы идеологической дружбы (там, где они еще существуют) в геоэкономическое влияние. Она также открывается другим странам посредством крупных компаний. Это касается ЮАР (в Москве считают ее главной экономикой всего континента), Нигерии и Египта. На эти страны приходится основная часть ее торговли с Африкой. Она пытается оптимизировать то, что было создано еще очень давно. Тем не менее Россия также проявляет интерес к новой, развивающейся Африке, которой не было на картах советского руководства. Африканский континент никогда не будет приоритетным для России, однако она осознает имеющиеся там потенциальные торговые возможности. Так, например, в настоящий момент рассматривается проект эксплуатации АЭС.
Бывшие метрополии (Великобритания, Франция, Португалия), а теперь еще и США, Япония, Германия активно продвигают свои интересы на афр и- канском континенте. В последнее время на этом направлении активизировался и Китай. К сожалению, необходимо признать, что Российская Федерация заметно уступает этим международным акторам, при том, что как правопреемник СССР она могла бы использовать потенциал, наработанный еще в советские времена. В странах Африки чувствуется поддержка России по ситуации на Украине, совпадают позиции наших стран и по многим другим международным вопросам. В этой связи представляется важной задача наряду с развитием экономического сотрудничества повышения роли и влияния России в международной политике посредством достижения эффективного взаимодействия с африканскими странами в вопросах нового мироустройства; усиления взаимосвязи внешнеполитического диалога с задачами политико-дипломатического лоббирования.
1. Встреча с Президентом ЮАР Джейкобом Зумой [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России URL: http://www.kremlin.ru/news/46503 (дата обращения: 13.04.2019).
2. Доклад о мировых инвестициях за 2015 год. Реформирование международного управления инвестициями. Конференция ООН по торговле и развитию, 2015.
3. Доклад о мировых инвестициях за 2014 год. Инвестирование в ЦУР: план действий. Конференция ООН по торговле и развитию, 2014.
4. торгово-экономических связях России с Южно-Африканской
Республикой // Официальный сайт Министерства экономического развития России. - 19.12.2003. - Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/coo peration/doc1071827447594
5. торгово-экономических связях России с Южно-Африканской
Республикой // Официальный сайт Министерства экономического развития России. - 19.12.2003. - Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/coo peration/doc1071827447594
6. Поставки фруктов и энергетики // Свежий ветер: российское
информационное агентство. - 28.08.2014. - Режим доступа:
http://www.riasv.ru/entry/93077/
7. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный
сайт МИД России. - 28.02.2014. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/bdomp/ns-
rafr. nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1d440987db1043256c0 c006d2d1e! OpenDocument
8. Российско-западно африканские отношения (справка) //
Официальный сайт МИД России. - 28.02.2014. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/bdomp/nsrafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1
d440987db1043256c0c006d2d1e!OpenDocument
9. ‘Review of the Russian Federation foreign policy’. Russian Ministry of Foreign Affairs Official Homepage, available at (8 January 2009).
10. ‘R ussia Federation’s Foreign Policy and Diplomatic Activities: 2007 ’. The Review of Ministry of Foreign Relations. (March 2008) http://www.ln.mid.ru/brp 4.nsf/sps/9B6D03B7DC298E37C325741000339BEC (8 January 2009)
2. Использованная литература
1. Агубама Э. Нигерийско-российские отношения: после и сейчас // Европейский научный журнал. - 2014. - С. 193-201.
2. Akinade Akinkunmi Культурная дихотомия. Журнал культуры и религии, 2001. - С. 17-29.
3. Африка // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы
4. Афро-европейское взаимодействие. Фреска в честь профессора Сегуна Одунуги. Ибадан: Абисомо пресс 2006, с. 12-19.
5. Африканистика ХХ века: время, люди, взгляды. Материалы международной конференции. М., 2002. 6 Ерасов Б.С. Теоретические аспекты цивилизационного подхода к «третьему миру» // Восток. 1991. №4.
6. Васильев А., Корендясов Е. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // Российский совет по международным делам // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1858#top URL: 22.05.2013 (дата обращения: 27/05/2018).
7. Института Африки РАН, Института русского языка им.
А.С.Пушкина, Московского государственного университета и Российского университета дружбы народов.
8. Институт Африки исследований РАН, Москва, Россия Х.А. Сануси Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
9. Громыко А н. А., Субботин В.Г. Африканистика // Африка: энциклопедический справочник. Т.1. М. ,1986. С. 288-292;
10. Давидсон А.Б., Цыпкин Г.В. Изучение истории Африки южнее Сахары // Развитие советской исторической науки. 1970 -1974. М., 1975. С. 258-264;
11. Ким Г.Ф. Актуальные вопросы новой и новейшей истории стран Азии и Африки //Вопросы истории. 1986. №2. С. 58-80;
12. Нерсесов Г.А. Изучение истории Африки в Советском Союзе // Изучение истории Африки в СССР. Сб.ст. М., 1966. С. 13- 31;
13. Солодовников В.Г. Советская африканистика между XXIV и XXV съездами //Народы Азии и Африки. 1976. №6;
14. Цыпкин Г.В. Изучение истории стран Африки южнее Сахары //Советская историческая наука в 1975-197 9гг. М,1980. С. 190-197.
15 .Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт].
URL:http://www. mid.ru.
16. Крылова Н. Л. Женщина и чужбина / H. JI. Крылова, С. В. Прожогина.М., 2007.
17 .Размыслов С.С. Основные направления сотрудничества России с англоязычными странами Западной Африки // Роль государства и общественных организаций в развитии российской культуры // XIX - XXI веков. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 16 - 17 апреля 2010г. - М.: Изд-во РУДН, 2010. - С. 353 - 356 (0,2 п. л.). 18. Каплила Гарди В. интересах своих наций // SAGE журналы. - 2010. - С. 26-41.
19. Джордж А. Африка в контексте отношений Север-Юг. . - Энугу: Наша милость, 2002. - 256 с.
20.Островенко Е.Д., 2015. Размышления бывшего советского посла о Гане. Азия и Африка сегодня, нет. 5.
21. Поляков А.Д. Семинар на кафедре европейских исследований. Ибадан: Университет Ибадана, 2009.
22. Субботин В.Г. Африканистика //Африка: энциклопедический
справочник. Т.1.
23. Солодовников В.Г. Советская африканистика между XXI и XXV съездами //Народы Азии и Африки.
24.Чибунду Виктор Нваошичи. Внешняя политика с особыми ссылками на Нигерию (1960-2008). Ибадан: Успех прессы , 2008.
25. Bakucharsky, E. M. (2007). “Cooperation between Russia and Algeria”. Russia-Africa Relations and Russia’s Image in Africa. Moscow: RAN African Institute.
26.. Deich, T., et al. (2003). “African policy of major world powers: USA. Great Britain.France. Chin a”. Africa in Russia’s Foreign Policy Priorities. Moscow: RAN Institute for African Studies.
27. Deich, T. L. (2007). “New partners of African countries: effects on the image construction domain on the continent”. Russia-Africa Relations and Russia’s Image in Africa. Moscow: RAN Institute for African Studies.
28. (2001). “Russia and China in Africa on the eve of the 21st century”. Africa and Russia-Africa Relations in the Contemporary World. Moscow: RAN Institute for African Studies.
29. Deich, T. L. and D.V. Polikanov (2003a). “Russian-African political relations: contemporary state and prospect s”. Africa in Russia’s Foreign Policy Priorities.Moscow: Institute for African Studies.
30. (2003b). “Cultural and scientific ties as a component of Russian- African cooperation”. Africa in Russia’s Foreign Policy Priorities. Moscow: RAN Institute for African Studies.
31. Deich, T. L. (2007). “Politics as a Factor in Russia’s Image in Africa”. Russia-AfricaRelations and Russia’s Image in Africa. Collection of Articles. Moscow: RAN Institute for African Studies.
32. Emelyanov, A. L. (2000). “Russia-Africa Relations”. Foreign Policy of the Russian Federation. Moscow.