Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика синдромов стресса у учителей выпускных классов в период, предшествующий сдаче ЕГЭ

Работа №36076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретическое исследование специфики протекания стресса в педагогической деятельности 6
1.1. Основные подходы к изучению синдрома стресса в педагогической
деятельности 6
1.2. Психологический анализ и факторы напряженности в деятельности
педагогов 12
1.3. Стрессоустойчивость педагогов в профессиональной деятельности 20
Глава 2. Методы и организация исследования специфики синдромов стресса у учителей выпускных классов в период, предшествующий сдаче ЕГЭ 24
2.1. Дифференциальная диагностика состояний сниженной
работоспособности ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской 26
2.2. Шкала профессионального стресса Д. Фонтаны 27
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса в деятельности педагога в период, предшествующий сдаче ЕГЭ 28
3.1. Организация и обоснование экспериментального исследования 28
3.2. Результаты эмпирического исследования проблемы профессионального
стресса педагогов в период, предшествующий сдаче ЕГЭ 387
Рекомендации по профилактике экзаменационного стресса 44
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения


Педагогическая деятельность является решающей в развитии и становлении общества. Она позволяет создавать, хранить и передавать подрастающему поколению нормы, традиции, культуру в целом. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ребенка, которое направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
В руках педагога находится будущее страны. Именно личность педагога является эталоном (образцом), интегрирующей в себе совокупность наилучших человеческих ценностей, и оказывающей глобальное влияние на развитие ребенка. Безусловно, что для обеспечения всестороннего развития воспитанника, педагог должен быть высококвалифицированным, компетентным специалистом, соответствующим всем требованиям нового общества. Сегодня существует масса исследований посвященных изучению влияния педагога на ребенка, но недостаточно работ, изучающих непосредственно личность педагога.
Вместе с тем, профессия учителя общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек -человек», часто предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни преподавателей.
Педагогическая деятельность сама по себе (даже не учитывая экономический и социальный фактор) характеризуется высокой эмоциональной, когнитивной напряженностью, насыщенностью стрессогенными факторами, которые ставят под удар физическое и психическое здоровье педагога.
Объект исследования - стресс в педагогической деятельности.
Предметом исследования является специфика стресса у учителей в период, предшествующий сдаче ЕГЭ.
Гипотеза исследования: уровень стресса у учителей, выпускники которых сдают ЕГЭ выше, чем у учителей, у которых нет выпускников.
Основной целью работы является выявление специфики синдромов стресса у педагогов, изучение стрессогенных факторов педагогической деятельности, их влияния на личность и здоровье педагога, в период, предшествующий сдаче ЕГЭ.
Задачи работы:
- представить основные подходы к изучению синдрома стресса в педагогической деятельности,
- провести психологический анализ и факторы напряженности в деятельности педагогов,
- охарактеризовать проявление стресса педагога в профессиональной деятельности, у которых есть выпускники, сдающие ЕГЭ и педагогов, у которых нет выпускных классов
Для проверки гипотезы были использованы:
1) дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской;
2) шкала профессионального стресса Д. Фонтаны
Теоретическая значимость работы. Новизной данной работы является изучение специфики проявления стресса у учителей, принимающих ЕГЭ и учителей, не принимающих ЕГЭ. Выявлено, что в группе учитлей, принимающих ЕГЭ, показатели уровня стресса более выражены, что не может не влиять на работоспособность учителей.
Практическая значимость работы. Полученные в результате исследования данные педагог психолог может использовать в своей работе по профилактике профессионального выгорания учителей, а также при составлении программ по восстановлению их психологического благополучия.
Исследование проводилось на базе трех общеобразовательных организаций г. Казани; выборку составили 40 педагогов в возрасте от 20 до 57 лет.
Группы испытуемых мы разделили на две части - учителя -предметники, у которых в данном году нет государственного экзамена, и учителя- предметники, ученики которых в этом году будут сдавать ЕГЭ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологический стресс в профессиональной деятельности представляет собой сложный, полифакторный феномен, дальнейшее изучение которого является актуальной задачей современной психологии труда.
При изучении профессиональных стрессов должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса - процессуальный и причинно-следственный. Эти два аспекта связаны между собой, любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и трудовой, активности человека.
Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности педагога-воспитателя и его отношениях с партнерами.
Начинать комплексную программу повышения уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей.
Особое внимание следует уделить саморефлексии - самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию как одного из факторов стрессоустойчивости педагога.
Практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation - расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения). Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого. Отсюда ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности (педагога) - это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально - типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Для проверки гипотезы были использованы дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской, шкала профессионального стресса Д. Фонтаны.
Исследовательская работа проводилась на базе трех общеобразовательных организаций г. Казани; выборку составили 40 педагогов в возрасте от 20 до 57 лет.
Группы испытуемых мы разделили на две части - учителя-предметники, у которых в данном году нет государственного экзамена (первая группа), и учителя-предметники, ученики которых в этом году будут сдавать ЕГЭ (вторая группа).
В первую очередь мы продиагностировали педагогов по методике ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской. Эта методика оценивает состояния сниженной работоспособности.
Наличие профессионального стресса педагогов определялось с помощью шкалы профессионального стресса Д. Фонтаны. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у группы учителей выпускных классов уровень стресса более выражен и имеет большее количество взаимосвязей с симптомами стресса.
Как видим по результатам теста, уровни утомления, моотонии, пресыщения и стресса в первой группе несколько выше, чем во второй группе, что подтверждает наше предположение о том, что уровень стресса у педагогов выпускных классов, в которых сдают ЕГЭ выше, чем у прочих педагогов.



1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
2. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека- оператора // Психологический журнал. - 2007. - №4.
3. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.,1983.
4. Васильченко М. В. Превенция кризисных состояний у субъектов образовательных учреждений: монография / М. В. Васильченко. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. С. 171.
5. Васильченко М.В., Желдоченко Л.Д. Феномен профессионального стресса в педагогической деятельности // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5.-№5.
5. Визитова С. Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В. Н. Визитова. М., 2012. 21 с.
6. Желдоченко Л. Д. Проблема профессионального становления педагогов социального приют [Текст] / Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы / Л. Д. Желдоченко / Санкт-Петербург 2015. Том 24. № 2. С. 96-103.
7. Желдоченко Л. Д., Лопаткина Т. В. Феномен стрессоустойчивости в
психологопедагогической деятельности [Текст] / Теоретические и практические проблемы организационной психологии: Материалы III Всероссийской
научнопрактической конференции / Л. Д. Желдоченко, Т. В. Лопаткина / Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2017. - 151 с.
8. Желдоченко Л. Д., Рогов Е. И. Влияние объекта педагогической деятельности на изменение профессионально-личностных характеристк учителя: деструктивный аспект [Текст] / Российский психологический журнал / Л. Д. Желдоченко, Е. И., Рогов / Москва, Изд-во «Кредо» 2016. Том 13, №2, С.102-
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. :Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
10. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9.
11. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 2010. 135 с.
12. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.
13. Леви Л. Психосоматические заболевания как следствие профессионального стресса [Текст] / Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / Л. Леви. Женева, М., 1989.
14. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс, 2009. 237 с.
15. Попова И. П. Влияние социально-психологического самочувствия учителя на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И. П. Попова. М., 2012. 24 с.
16. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Текст] / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева / Психологические исследования 2011. № 3 С. 17-28.
17. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
18. Самоукина Н. В. «Психология и педагогика в профессиональной деятельности» - М., 1999.
19. Самоукина Н. В. К проблеме манипуляции в педагогической деятельности (терминологический анализ, практические процедуры защиты) [Текст] / Н. В. Самоукина // Школа здоровья. 1996. Т.3. № 1. С. 57-66.
20. Самоукина Н. В. Психологический тренинг учителя. - Психотерапия, 2006.
21. Селъе Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : Медицина, 1960. - 254 с.
22. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
23. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога - Психотерапия, 2006.
24. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход. СПб.: СОВА; М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 272 с.
25. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 328 с.
26. Золотова, Т.Н. Психология стресса. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 189 с.
27. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб., 2001.
28. Гринберг Д. Управление стрессом. - СПб., 2002.
29. Баранов A.A. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты / Дис. . д-ра психол. наук. СПб., 2002.-310 с.
30. Астапов В., Еле П., Маслов О., Пронина Е. Профессиональные страхи учителей // Народное образование. 2000. № 1. С. 128-136.
31. Анисимова O.A. Стресс и профессиональное здоровье педагога // Психолог в школе. 2000 . № 1-2. С. 100-107.
32. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. М.: ПерСэ,2001.- 511 с.
33. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Сер. 14 "Психология". 2000. - № 3.
34. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983. 368 с.
35. Подымов Н. А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М.: Прометей, 1998.
36. Смит М. Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред.
В. П. Зинченко, В.М. Мунипова. Т.2.- М.: Мир, 1991.
37. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопр. психол. 2005. №2 С. 96-103.
38. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ. 1976. 112с.
39. М.Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя (Учебное пособие для практических психологов). М.,1992. 59с.
40. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
41. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. 192с. Юб.Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. 264с.
42. Багнетова, Е.А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога / Е.А. Багнетова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 100 с.
43. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.-С. 43-61.
44. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения // Психические состояния. Хрестоматия. СПб.: Изд-во «Питер-Пресс», 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ