Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления муниципальным образованием 6
1.1. Понятие, цели и задачи разработки стратегии 6
1.2. Сбалансированная система показателей как система стратегического управления муниципальным образованием 7
Глава 2. Анализ действующей стратегии управления муниципальным образованием – город Рязань 10
2.1. Характеристика муниципального образования – город Рязань 10
2.2. Система управления муниципальным образованием 11
Глава 3. Предложения по совершенствованию действующей стратегии управления муниципальным образованием – город Рязань 22
3.1. Совершенствование бюджетной стратегии 22
3.2. Организация текущего стратегического планирования 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения 45
Актуальность темы работы. В современной России регионы перестали быть подчиненными центру административно-территориальными единицами и приобрели статус объектов федеративных отношений, построенных на принципах разграничения предметов ведения и полномочий. У субъектов Российской Федерации появляются более широкие возможности для привлечения инвесторов, они становятся связующим звеном международных экономических, торгово-финансовых, гуманитарных контактов.
Местное самоуправление базируется на трех принципах: самостоятельность, самоорганизация и самодостаточность. Другими словами, муниципальные образования сами должны принимать решения, сами исполнять их и сами изыскивать источники финансирования для воплощения в жизнь этих решений. Они обязаны наращивать свой потенциал за счет развития собственной экономики.
Муниципальные образования стали постепенно превращаться в самостоятельные субъекты экономической жизни, поэтому они вынуждены конкурировать в борьбе за инвестиции, за квалифицированные трудовые ресурсы, и, как следствие, появляются специфические проблемы, опыта решения которых у администраций муниципальных образований нет. Решение этих проблем в режиме их возникновения становится невозможным. Глобальные изменения, проходящие в политике, экономике и распределении ресурсов, требуют от администраций областей и районов целенаправленных действий.
Стратегический план муниципальных образований призван решать следующие задачи:
определение целей и перспектив развития для всех, кто живет в муниципальном образовании;
обеспечение высокой конкурентоспособности в борьбе за инвестиции, в том числе и иностранные;
консолидация усилий и ресурсов власти, бизнеса, творческой элиты и общественности.
Стратегический план, по сути, является договором общественного согласия.
Данная работа, несомненно, является актуальной. Актуальность данной работы выражается в немаловажном значении как экономических, так и управленческих факторов в развитии непосредственно региона Рязань, влиянии и преумножении потенциала государства в целом.
Целью настоящей работы является изучение стратегического управления в муниципальном образовании на примере города Рязань.
Задачи:
изучить теоретические аспекты стратегического управления муниципальным образованием;
провести анализ действующей стратегии управления муниципальным образованием;
разработать предложения по совершенствованию действующей стратегии управления муниципальным образованием.
Теоретические и методические основы стратегического управления муниципальными образованиями раскрываются в трудах И. Блажко, В. Бутова, В. Игнатова, Н. Кетовой, В. Котилко, С. Леонова, зарубежных авторов Л. Гамберса, М. Тэй-лора, Б. Хиггинса, Д. Савое, М. Хансена, Х. Армстронга и других авторов.
Предметом данного исследования являются нормы регионального законодательства, государственные аспекты, муниципальная деятельность регулирующая стратегическое управления муниципальными образованиями.
Объектом исследования выступает действующая стратегия управления муниципальным образованием – город Рязань.
Практическая значимость работы. Теоретические выводы, методические разработки и практические результаты научного исследования доведены до уровня конкретных предложений и рекомендаций и могут быть использованы в деятельности региональных органов власти с целью грамотного стратегического развития и повышения качества жизни населения регионов.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с изучением стратегии управления муниципальным образованием – город Рязань, позволил сформулировать следующие основные результаты.
Город Рязань является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа Законом Рязанской области от 7 октября 2004 года № 75-ОЗ «О наделении муниципального образования - город Рязань статусом городского округа и установлении его границ». Территорию города Рязани составляют все земли в пределах границ города Рязани независимо от форм собственности и целевого назначения.
Миссия города формируется исходя из лозунга, положенного в основу базового сценария: «Рязань - территория прогресса». Это означает, что город в стратегической перспективе должен успешно отвечать всем вызовам страны.
Цели стратегического управления муниципальным образованием носят стратегический долгосрочный характер и ставят наиболее общие ориентиры развития города в экономической и социальной сфере: цель I: Обеспечение высоких стандартов качества городской среды, привлекательной для проживания и ведения экономической деятельности; цель II: Создание сильной конкурентоспособной экономики города, обеспечивающей лидерские позиции на рынках сбыта продукции, занятость населения, высокий уровень доходов работающих и местного бюджета, цель III: Формирование условий для равноправного партнерства всех участников процесса городского развития.
Территориальное стратегическое управление понимается как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде. Можно выделить два главных признака, определяющих специфичность стратегического планирования в отличие от других видов планирования. Они выражаются двумя ключевыми словами: конкурентоспособность и диалог, характеризующими соответственно содержание и процесс стратегического планирования. По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы. Специфика территориального планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обозначения, обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников городского развития.
На основании проведенного в работе анализа были сформированы предложения по совершенствованию действующей стратегии управления муниципальным образованием – город Рязань, включающие в себя предложения по совершенствованию бюджетной политики и предложения по организации текущего стратегического планирования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2009 № 6-ФКЗ, от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2010.
2. Указ Президента РФ от 12.05.2010 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 18.05.2010, № 20, ст. 2444.
3. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р «О концепции демографического развития РФ на период до 2015 г.» // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Гарант».
4. Устав (Основной Закон) Рязанской области от 18 ноября 2005 г. № 115-ОЗ (принят постановлением Рязанской областной Думы 2 ноября 2005 г.) (с изменениями и дополнениями).
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета, № 271, 01.12.2010.
7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 3-е издание, доп., М., ОМЕГА, 2005.
8. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М., «Проспект», 2010.
9. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: «Формула права», 2008.
10. Борисов И.Б. Некоторые практические аспекты объединения субъектов Российской Федерации // Адвокат. 2004. № 5.
11. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. М., Гардарики, 2005.
12. Галкин А.Н. Укрупнение регионов как условие и средство оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 8.
13. Гончаров В.В. О некоторых вопросах укрупнения субъектов Российской Федерации как условия оптимизации системы государственного управления: современные проблемы и перспективы развития // «Юридический мир», 2010, № 2.
14. Гончаров В.В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. 2007. № 3.
15. Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления: учебник. М., 2005.
16. Карапетян М.Г. Правовая политика в сфере укрупнения субъектов Российской Федерации: понятие, цели и приоритеты // Ленинградский юридический журнал. 2009. № 2.
17. Карачун В.Д. Типологические особенности государственного управления в системе государственного регулирования: взаимозависимость и взаимообусловленность // «Государственная власть и местное самоуправление», 2011, № 5.
18. Каримов Д.А. Развитие федеральных округов как вариант совершенствования государственного управления // «Государственная власть и местное самоуправление», 2009, № 5.
19. Климанов В.В. Стратегическое и бюджетное планирование: проблемы координации // Губернский деловой журнал. 2010. № 10.
20. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник. М., 2005.
21. Коломейцева Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации // «Конституционное и муниципальное право», 2010, № 6.
22. Кузнецов В.В. Управление развитием регионов и муниципальных образований: учебное пособие. Ульяновск, 2005.
23. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. М.: Комкнига, 2005.
24. Мальсагов М.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития // История государства и права. 2007. № 6.
25. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009.
26. Николаев В.И. Организация работы заведующего лечебным отделением стационара: Вопросы текущего и перспективного планирования, отчетность. Саранск, 2004.
27. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: ФЭК «Начала», 1997.
28. Оздамиров А.З. Какое территориальное устройство нужно России? // «История государства и права», 2007, № 16.
29. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник для вузов. М., 2005.
30. Осинцев Д.В. О формах государственного управления // «Российский юридический журнал», 2010, № 1.
31. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебнок пособие для вузов. СПб., 2011.
32. Ткаченко М.В. Государственный контроль как функция государственного управления // «Общество и право», 2010, № 1.
33. Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения // «Журнал российского права», 2009, № 12.
34. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. М., 2005.