ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМБИНИРОВАННОЙ РОСПИСИ 7
1.1 Традиции и новации художественной росписи по дереву 7
1.2 Основные особенности художественно-комбинированной росписи по дереву 10
1.3. Техника выполнения художественно-комбинированной росписи 13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 25
2.1. Теоретические особенности использования информационных технологий в художественном образовании детей 25
2.2. Особенности использования информационных технологий при обучении художественно-комбинированной росписи по дереву в условиях дополнительного
образования 29
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМБИНИРОВАННОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 37
3.1. Дополнительная общеобразовательная программа по обучению художественно-комбинированной росписи по дереву с использованием информационных технологий 37
3.2. Ход работы «Обучение художественно-комбинированной росписи по дереву
на примере выполнения 4-х предметного сервиза» 48
Выводы по третьей главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Педагогика в процессе зарождения и развития оказывала огромное воспитательное значение искусства в дополнительном образовании, где декоративно-прикладное искусство раскрывала и обучала молодое поколение творчески мыслить в окружающей среде. В процессе обучения и выполнения художественных изделий обучающиеся решают композиционную неповторимость объектов народного промысла, где возрождаются чувства гордости за свой народ, исследуется культура прошлых веков, обычаи и традиции своей родной земли.
Общими задачами воспитания и обучения в учреждениях дополнительного образования декоративно-прикладному искусству являются:
• приобщение обучающихся к культуре и традиционным ремеслам;
• формирование специальных умений и навыков в создании и разработке произведений декоративно-прикладного искусства;
• становление личности на базе развития творческих и креативных способностей;
• воспитание почтения к труду других людей и старшему поколению;
• научить обучающихся совместной работе в коллективе.
XX век-ознаменовался стремительным скачком в развитии средств информационных технологий, что и послужило переходом от индустриальной модели общества к информационной.
Основная характерная черта современных информационных процессов - это визуальная практика, именно она является основополагающим «экранного» восприятия каждого члена современного общества.
Современные средства связи, компьютеры и ресурсы интернета стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Внедрение информационных технологий в каждом виде деятельности содержит свои особенности. В системе художественного дополнительного образования внедрение и дальнейшее использование информационных технологии дает дополнительные возможности для творческой самореализации учащихся.
Таким образом, внедрение информационных технологий открывает новые возможности карьерной и социально-общественной самореализации обучающихся, а модернизация современного художественного образования содействует решению одной из основных задач обучения и воспитания, то есть приобретение обучающимися новых навыков для комфортного существования в высокоразвитой информационной среде.
Современные информационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что они находят все большее применение на практике, в том числе и в организации повышения качества образования по всем модулям и направлениям общеобразовательных программ.
Научно-педагогические работы в сфере применения информационных ресурсов учебного назначения (Андреев А.А., Ваграменко Я.А., Козлов О.А., Лап- чик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., Панюкова СВ., Роберт И.В., Софронова Н.В. и др.), использование и внедрение мультимедийных материалов для реализации учебного процесса дает возможность: представить ученые материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает всем участникам учебного процесса возможность практического применения знаний; автоматизировать систему контроля и оценки; улучшить процесс закрепления учебного материала с учетом интерактивности учебных пособий; повысить интерес к знаниям, что также определяет качество обучения; сформировать информационную культуру, что является одним из важнейших аспектов существования в нашем мире; создать и предоставить условия для выбора типа обучения (дистанционного обучения) тем, кому это необходимо.
В наше время существует большое количество методик применения информационных технологий в образовании (Зверева М.И., Надточий И.С., Смольникова И.А., Туранова Л.М., Далингер В. А. и др.) и практически все они подразумевают не только использование мультимедийных, но и сетевых образовательных ресурсов.
Несмотря на большое применение информационных технологий в организации современного образовательного процесса, в настоящее время очень мало методических разработок по внедрению информационных технологий в процесс обучения декоративно-прикладному искусству.
Важнейшими проблемами остаются:
• недостаточная разработанность методик по внедрению информационных технологий;
• отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий;
• наличие негативного мнения о последствиях влияния использования информационных технологий на здоровье обучающихся.
Вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы.
Таким образом, проблема исследования определяется несоответствием между возможностями использования информационных образовательных ресурсов в организации учебного процесса при обучении художественно-комбинированной росписи, а также высокой востребованностью этих ресурсов со стороны не только педагогов, но и муниципальных органов образования, курирующих учреждения дополнительного образования для совершенствования образовательного процесса и недостаточным уровнем научно-методических разработок.
Цель работы: разработать и представить дополнительную общеобразовательную программу обучения детей художественно-комбинированной росписи по дереву в системе дополнительного образования с применением информационных технологий, содержащую в себе поурочное планирование, описание хода работы по созданию расписных изделий и практические результаты в ходе реализации данной программы.
Задачи исследования состоят в следующем:
• изучить историю традиции и новации художественной росписи по дереву;
• охарактеризовать виды и направления художественной росписи;
• рассмотреть теоретические и практические особенности использования информационных технологий на занятиях декоративно-прикладного искусства;
• изучить основные требования по внедрению и использованию информационных технологий в процессе организации в области преподавания художественно-комбинированной росписи по дереву;
• написать дополнительную общеобразовательную программу по обучению художественно-комбинированной росписи по дереву с использованием информационных технологий;
• наглядно показать ход работы по созданию расписных изделий ( на примере описания работы по росписи 4-предметного сервиза).
• Объектом исследования являются особенности применения информационных технологий при обучении детей художественно-комбинированной росписи по дереву в условиях дополнительного художественного образования.
Предмет исследования: использование информационных технологий на занятиях декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования.
Методы исследования - для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов.
Практическая значимость: настоящее дипломное исследование ориентировано на обоснованное и эффективное использование средств информационных технологий на занятиях декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования.
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, выводов к каждой главе, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, использование информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования открывает перед обучающимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном обществе, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации работы для всех участников учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения.
Актуальность использования информационных технологий в дополнительном образовании ориентирована на то, что современные тенденции образования продолжают формировать человека обученного, тогда, как сегодняшнему информационному обществу требуется человек обучаемый. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе является потребностью современного образования, и они рассматриваются как необходимое средство профессиональной деятельности педагога. Проведение занятия с использованием информационных технологий предоставляет возможность педагогу сделать урок более ярким и привлекательным.
Педагогам дополнительного образования при внедрении информационных технологий в процесс обучения необходимо ставить для себя следующие задачи:
• научить обучающихся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле;
• дать базовые знания в компьютерных программах;
• формировать духовно-нравственную личность современного школьника.
Базовые знания компьютерных программ позволяют обучающимся выполнять следующие виды деятельности: • последовательное технологическое выполнение, каждый этап работы на определенной стадии ребята фотографируют. Затем в компьютере у них есть возможность каждый кадр сделать более выразительным: высветлить, добавить цветовую тональность, сделать ярче и т.д. В дальнейшей работе необходимо уметь разместить эти обработанные снимки на цветном фоне. Выведенный, таким образом, лист из компьютера является хорошим методическим пособием для дальнейшего обучения других студийцев или для закрепления компьютерных знаний, полученных в ходе обучения.
Творческий процесс имеет взаимосвязь - создаваемый материал в одной программе дополняется элементами композиции в другой. Помощь педагога очень важна в данной работе, т.к. только он знает закономерности композиционного построения.
Задача педагога в том и состоит, что он не просто дает знания программ, которые дети могут изучать самостоятельно, а использует эти информационные технологии применительно к занятиям по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования. Важно, чтобы обучающиеся научились реализовывать свою идею, правильно выстраивать сюжет, подчиняя форму искусства жизненному содержанию. А использование современных информационных технологий позволяет обучающимся, как педагогу, погружаться в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.
В ходе обучения, обучающиеся выступают в роли художников и зрителей. Зрительный ряд изделий в различных техниках обычно представлены выставкой юных умельцев, которая хранится в электронном музее учреждений дополнительного образования. Это дает возможность обучающимся в любое время просмотреть коллекцию творчества сверстников по определенному разделу декоративно-прикладного творчества и сопоставить свои результаты с другими. Данный прием рассматривается и как соревнование, и как пример для подражания.
На занятиях декоративно-прикладного искусства по изучению видов и направлений художественно-комбинированной росписи мы использовали видеоматериал. Данный электронный модуль позволяет наглядно ознакомить обучающихся с основами, например, узнать историю и традиции художественной росписи по дереву нашей страны. Он дает нам прекрасную возможность закрепить знания детей, проверить их наблюдательность, установить связь с жизненной реальностью.
Практическое применение информационных технологий на занятиях декоративно-прикладному искусству, в частности при обучении художественно - комбинированной росписи по дереву позволяет сформировать у обучающихся устойчивые представления по вопросам применения современных информационных технологий в различных сферах деятельности.
Хочется порекомендовать педагогам дополнительного образования следующее: использование информационных технологий в учебном процессе помогает сделать уроки более интересными, вызывающими положительные эмоции, они способствуют раскрытию творческой одаренности детей, повышению информационной культуры обучающихся, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
Школа будущего - школа «информационного века», в которой педагоги ответственны за то, чтобы каждый обучающийся стал личностью, способной решать возникающие задачи, умеющий осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Традиционные направления декоративно-прикладного искусства получат интересное развитие и станут более актуальными для подрастающего поколения, если педагоги смогут принять и освоить в образовательном процессе современные, перспективные технологии, основанные на последних достижениях в области использования современных образовательных и информационных технологий.
1. Адаева Н.А. Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств /Н.А. Адаева // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - N 2. - С. 35-40 с.
2. Акимов С.С. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей / С.С. Акимов, Н.С. Андреева, М.А. Коровина // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди. - 2016. - С. 153-157 с.
3. Астраханцева С.В., Рукавица, В.Ю., Шушпанова, А.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества / С.В. Астраханцева, В.Ю Рукавица, А.В. Шушпанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. -347 с.
4. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Бадаев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 32 с.
5. Беляева Г.Г. Декоративные росписи по дереву / Г.Г. Беляева. - Омск: Издательство Ом. ГПУ, 2018. - 280с.
6. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. - Ростов -на- Дону: Феникс, 2017. - 380 с.
7. Воронов В.С. О крестьянском искусстве / В.С. Воронов. - М.: Просвещение, 2017. - 240с.
8. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. - 2-е изд. - М.: изд. дом «Искусство», 2016. - 120с.
9. Губайдуллин И.А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». -www.it-n.ru
10. Гусев В.В. Информационные технологии в образовательном процессе / В.В. Гусев, П.И. Образцов, В.М. Щекотихин. - Орел: Изд-во ВИПС, 2017. -126 с.
11. Давыденко А.П. Традиции и инновации в истории и культуре. Программа фундаментальных исследований Президиума РАН / А.П. Давыденко / Описание программы / Обоснование необходимости реализации программы программно - целевым методом / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:tradition.iea.ras.ru.
12. Доманцевич Е.С. Воспитательное значение декоративно-прикладного творчества в дополнительном образовании / Е.С. Доманцевич // Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. - М.: Перо, 2015. - С. 110- 112.с.
13. Журкина А.Я. Инновационное развитие дополнительного образования детей. Монография /А.Я. Журкина. - Lар Lаmbert Аcаdemic РПЬНВЫ^ Sааrbrucken. - 2017. - 139 с.
14. Интернет для учителя: Пособие для системы доп. проф. образования. - М.: Федерация Интернет Образования, 2015. - 88 с.
15. Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть III. Инструменты сетевого взаимодействия / сборник статей; Сост. Ю.В. Эльма. - СПб: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2017. - 72 с.
16. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. - М.: Г ума- нитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 267 с.
17. Каргина, З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей / З.А. Каргина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. -№7. - С. 5-9 с.
18. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. - www.festival.1september.ru
19. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси / В.В. Колесов. - СПб: Изд-во Ленинградского ун-та, 2016. - 312 с.
20. Колпакова Н.С. Информационные технологии в художественном образовании / Н.С. Колпакова // Дополнительное образование и воспитание. -2016. - № 2. - С. 15-17 с.
21. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. / Красильникова В.А. М.: «Дом педагогики», 2017. - 231 с.
22. Лебедева О.В. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников: Учебное пособие / О.В. Лебедева. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 168 с.
23. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 144 с.
24. Мазай Н.И. РОД как исконное понятие русской культуры / Н.И. Мазай // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 2. - С. 40-48 с.
25. Махмутова Т.И. Роспись по дереву: пособие для учителей. Сборник научных трудов НИИХП / Т.И. Махмутова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. -126 с.
26. Мельникова В. Роспись мебели. Стильное интерьерное решение / В. Мельникова. -Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 79 с.
27. Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1-9 класс/ Науч.рук. В.С.Кузин-М.; Просвещение 1994г.
28. Муромцев, А.Н. Электронное обучение, как форма дистанционного образования /А.Н. Муромцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2018. - № 33. - С.20-29 с.
29. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития тра-диций: пособие для учителей / под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макаровой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 345 с.
30. Олифер В. Новые технологии в обучении / Олифер В., Олифер Н. - СПб: БХВ-Санкт-Петербург, 2017. -328 с.
31. Опарин Н.А. Возможности использования традиционной Урало-Сибирской росписи в создании визуальной среды интерьера / Н.А. Опарин // Культурное наследие Сибири. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2017. - №14. - С. 106-111 с.
32. Основы художественного ремесла: практическое пособие для рук. школ, кружков / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов; под ред. В.А. Бара- дулина. - М.: Просвещение, 2018. - 320 с.
33. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б. Рождественская. - М.: Наука, 2017. - 207 с.
34. Севан О. Росписи жилых домов русского Севера / О. Севан // ПрогрессТрадиция, 2017. - 215 с.
35. Сент-Экзюпери А. де. Цитадель. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 416 с.
36. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С. Соколова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 304 с.
37. Тарановская Н.В. Резьба и роспись по дереву из сборника «Народное искусство Каргополья» / Н.В. Тарановская, О.В. Алексеева. - СПб: Изд-во «Гос. Русский музей», 2016. - 96 с.
38. Тарасова С.В. Традиции и инновации в Урало-сибирской росписи / С.В. Тарасова // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форум. - Электроизолятор: Гжельский государственный университет, 2018. - 1034с. - С. 92-94 с
39. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. Теоретический курс: учебник /Титоренко Г.А. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 135 с.
40. Фенько А.В. Единство человека, природы и космоса в семантике уралосибирской росписи / А.В. Фенько // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. - №4. - С. 243-250 с.
41. Шорохов Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 2018. - 303с.
42. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point. Московский учебный центр Интернет-образования. - http://vio.fio.ru/vio 33/cd site/Articles/art 1 1.htm
43. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
44. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
45. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг.
46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».