Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей
1.1. Современная российская семья как объект социальной работы.
1.2. Особенности семейных конфликтов и их последствия.
1.3. Профилактика конфликтов как поле деятельности социального педагога.
Глава 2. Экспериментальное изучение причин конфликтов между супругами в деятельности социального педагога
2.1. Описание выборки исследования
2.2.2. Формирующий эксперимент
2.2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей
1.1. Современная российская семья как объект социальной работы.
1.2. Особенности семейных конфликтов и их последствия.
1.3. Профилактика конфликтов как поле деятельности социального педагога.
Глава 2. Экспериментальное изучение причин конфликтов между супругами в деятельности социального педагога
2.1. Описание выборки исследования
2.2.2. Формирующий эксперимент
2.2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.
Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью [43, c.46].
Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья [50,c. 28].
Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.), т.е. изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака [10,c.46].
Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.) [30,c.38]. На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др. [2,c.39].
Все эти исследования объединены общей целью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значения которых и позволяют судить о том, что лучше для супругов. Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевают или открыто признают большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи. Поэтому исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей как создавших свою семью, так и готовящихся к этому (В.С. Торохтий, 1966; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис 1999; В.Н. Дружинин, 2000; Н.Л. Москвичева 2000; Р.Г. Гурова 2000 и др.) [52,c.28].
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть» [45,c.57].
Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.
При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.
Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.
Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании [9,c.43].
Ниже приведены данные опросов по поводу наиболее частых причин конфликтных ситуаций в семье. По мере убывания они представляются в таком порядке:
- несходство взглядов, различие интересов 43,3%
- разногласия по финансовым вопросам 35,4%
- споры по вопросам воспитания детей 32,0%
- ревность партнера 29,3%
- отсутствие у партнера интереса к семье
и желания помогать по дому 14,4%
- вмешательство родителей и родственников 12,8%- - отсутствие сексуальной гармонии 11,0%
- алкоголизм партнера 11,0%
- грубость партнера 7,9% [5,c.23].
Актуальность нашей темы состоит в угрозе распада семьи и своевременной помощи социального педагога. Многие исследования (в том числе, и наше), касающиеся института семьи и брака, являются актуальными, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации отношений в семье.
Объект исследования: молодая семья как социальный институт.
Предмет исследования: семейный конфликт как поле деятельности социального педагога.
Цель исследования: изучить работу социального педагога с семьёй, переживающей конфликт.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по вопросам деятельности социального педагога с семьёй, а так же изучить современную российскую семью как объект социальной работы, особенности семейных конфликтов и их последствия; Изучить поле деятельности социального педагога по профилактике конфликтов.
2. Провести экспериментальное исследование:
- тест-опросник удовлетворенности браком;
- беседа «Причина конфликтов»;
-тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?».
- по результатам констатирующего эксперимента провести ряд тренинговых занятий с супружескими парами.
3. По результатам беседы и тестов сделать выводы и дать практические рекомендации супругам по вопросам внутрисемейного поведения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что основными причинами конфликтов в семье являются:
1. Недостаточная осведомлённость друг о друге.
2. Личностное непонимание: различные взгляды и стереотипы поведения, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т.д.
Проблема исследования: поиск средств и технологий, направленных на профилактику конфликтов между супругами.
Способы решения:
1. Анализ литературы по вопросам семейных конфликтов.
2. Экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа:
а) констатирующий эксперимент:
-тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?» и его анализ;
- анализ результатов методики «Удовлетворённость браком»;
- анализ результатов беседы «Причина конфликтов».
б) формирующий эксперимент – ряд тренинговых занятий с 9 супружескими парами.
в) контрольный эксперимент:
- анализ и выводы причин конфликтов в семье.
Научная новизна и практическая значимость исследовании состоит в попытке классифицировать причины конфликтов в молодой семье и в оказании своевременной консультативной и профилактической помощи супругам, в разработке ряда рекомендаций по улучшению семейных отношений.
Базой проведения исследования являлся Семейный центр «Ярославна» г. Чехов. В исследовании принимали участие 15 молодых супружеских пар проживших вместе от 1- 3 лет.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература из 52 источников и приложения.
Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.
Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью [43, c.46].
Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья [50,c. 28].
Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.), т.е. изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака [10,c.46].
Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.) [30,c.38]. На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др. [2,c.39].
Все эти исследования объединены общей целью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значения которых и позволяют судить о том, что лучше для супругов. Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевают или открыто признают большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи. Поэтому исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей как создавших свою семью, так и готовящихся к этому (В.С. Торохтий, 1966; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис 1999; В.Н. Дружинин, 2000; Н.Л. Москвичева 2000; Р.Г. Гурова 2000 и др.) [52,c.28].
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть» [45,c.57].
Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.
При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.
Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.
Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании [9,c.43].
Ниже приведены данные опросов по поводу наиболее частых причин конфликтных ситуаций в семье. По мере убывания они представляются в таком порядке:
- несходство взглядов, различие интересов 43,3%
- разногласия по финансовым вопросам 35,4%
- споры по вопросам воспитания детей 32,0%
- ревность партнера 29,3%
- отсутствие у партнера интереса к семье
и желания помогать по дому 14,4%
- вмешательство родителей и родственников 12,8%- - отсутствие сексуальной гармонии 11,0%
- алкоголизм партнера 11,0%
- грубость партнера 7,9% [5,c.23].
Актуальность нашей темы состоит в угрозе распада семьи и своевременной помощи социального педагога. Многие исследования (в том числе, и наше), касающиеся института семьи и брака, являются актуальными, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации отношений в семье.
Объект исследования: молодая семья как социальный институт.
Предмет исследования: семейный конфликт как поле деятельности социального педагога.
Цель исследования: изучить работу социального педагога с семьёй, переживающей конфликт.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по вопросам деятельности социального педагога с семьёй, а так же изучить современную российскую семью как объект социальной работы, особенности семейных конфликтов и их последствия; Изучить поле деятельности социального педагога по профилактике конфликтов.
2. Провести экспериментальное исследование:
- тест-опросник удовлетворенности браком;
- беседа «Причина конфликтов»;
-тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?».
- по результатам констатирующего эксперимента провести ряд тренинговых занятий с супружескими парами.
3. По результатам беседы и тестов сделать выводы и дать практические рекомендации супругам по вопросам внутрисемейного поведения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что основными причинами конфликтов в семье являются:
1. Недостаточная осведомлённость друг о друге.
2. Личностное непонимание: различные взгляды и стереотипы поведения, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т.д.
Проблема исследования: поиск средств и технологий, направленных на профилактику конфликтов между супругами.
Способы решения:
1. Анализ литературы по вопросам семейных конфликтов.
2. Экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа:
а) констатирующий эксперимент:
-тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?» и его анализ;
- анализ результатов методики «Удовлетворённость браком»;
- анализ результатов беседы «Причина конфликтов».
б) формирующий эксперимент – ряд тренинговых занятий с 9 супружескими парами.
в) контрольный эксперимент:
- анализ и выводы причин конфликтов в семье.
Научная новизна и практическая значимость исследовании состоит в попытке классифицировать причины конфликтов в молодой семье и в оказании своевременной консультативной и профилактической помощи супругам, в разработке ряда рекомендаций по улучшению семейных отношений.
Базой проведения исследования являлся Семейный центр «Ярославна» г. Чехов. В исследовании принимали участие 15 молодых супружеских пар проживших вместе от 1- 3 лет.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература из 52 источников и приложения.
Заключение
Проблема благополучия семьи занимает, пожалуй, центральное место в подготовке будущих семьянинов. Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет стала в отечественной психологической науке весьма актуальна.
К сожалению, исследования социологов, психологов и педагогов наглядно демонстрируют, что понимание юностью проблемы семейного счастья весьма противоречиво. Если попытаться как-то обобщить эту противоречивость, то она, скорее всего, будет стоять в своеобразном противопоставлении духовных и материальных слагаемых благополучия семьи. С одной стороны, в брачно-семейных представлениях юношей и девушек духовное, казалось бы, занимает подобающее ему достойное место. Представители приходящего нам на смену поколения сильно ориентированы на любовь и психологическую близость супругов как критерий вступления в брак. Но в том-то и дело, что эти их представления касаются только мотивации брачного выбора и в явно недостаточной степени затрагивают саму семейную жизнь, которая юношами (больше) и девушками (меньше) интерпретируется уже в более материальном плане.
Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Резко возросло за последние годы количество разводов вообще, и среди молодых семей в частности.
Из года в год растёт число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психолологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Но без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
2. Необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем.
3. В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных из них называется гуманизация отношений людей друг к другу. Гуманизация должна охватить как официальные, так и не официальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и ещё в большая степени – в семье. И в этом плане на психологическую науку ложиться большая ответственность.
Она должна через все доступные ей каналы давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при проведении досуга и, конечно же, в семье.
4. Исследования межличностных супружеских отношений, проведённые как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно сделать людей счастливыми. Но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь уцелеть супружеским парам в семье, которой они ещё дорожат, дать друг другу ещё один шанс начать всё с начала и, может быть, пронзительнее, чем когда-либо ощутить смысл семейной жизни.
В результате эксперимента были получены следующие выводы:
1. результаты контрольного эксперимента говорят о том, что у большинства (59%) исследуемых супружеских пар причиной конфликтов являлись личные разногласия, различные стереотипы поведения и представления о значимости семейной жизни. Как известно, всё выше перечисленное влечёт за собой ответную отталкивающую реакцию партнёра, что и приводит к возникновению конфликтов.
2. так же в ходе исследования выяснилось, что у этих же супружеских пары были недостаточно осведомлены друг о друге, что приводило к неудовлетворённости браком и, как следствие к семейным конфликтам.
3. в итоге, наша гипотеза о том, что причинами конфликтов являются недостаточная осведомлённость друг о друге, а так же личностное непонимание нашла подтверждение, что доказывает необходимость продолжения теоретической и практической работы в области исследования причин семейных конфликтов.
Проблема благополучия семьи занимает, пожалуй, центральное место в подготовке будущих семьянинов. Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет стала в отечественной психологической науке весьма актуальна.
К сожалению, исследования социологов, психологов и педагогов наглядно демонстрируют, что понимание юностью проблемы семейного счастья весьма противоречиво. Если попытаться как-то обобщить эту противоречивость, то она, скорее всего, будет стоять в своеобразном противопоставлении духовных и материальных слагаемых благополучия семьи. С одной стороны, в брачно-семейных представлениях юношей и девушек духовное, казалось бы, занимает подобающее ему достойное место. Представители приходящего нам на смену поколения сильно ориентированы на любовь и психологическую близость супругов как критерий вступления в брак. Но в том-то и дело, что эти их представления касаются только мотивации брачного выбора и в явно недостаточной степени затрагивают саму семейную жизнь, которая юношами (больше) и девушками (меньше) интерпретируется уже в более материальном плане.
Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Резко возросло за последние годы количество разводов вообще, и среди молодых семей в частности.
Из года в год растёт число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психолологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Но без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
2. Необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем.
3. В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных из них называется гуманизация отношений людей друг к другу. Гуманизация должна охватить как официальные, так и не официальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и ещё в большая степени – в семье. И в этом плане на психологическую науку ложиться большая ответственность.
Она должна через все доступные ей каналы давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при проведении досуга и, конечно же, в семье.
4. Исследования межличностных супружеских отношений, проведённые как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно сделать людей счастливыми. Но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь уцелеть супружеским парам в семье, которой они ещё дорожат, дать друг другу ещё один шанс начать всё с начала и, может быть, пронзительнее, чем когда-либо ощутить смысл семейной жизни.
В результате эксперимента были получены следующие выводы:
1. результаты контрольного эксперимента говорят о том, что у большинства (59%) исследуемых супружеских пар причиной конфликтов являлись личные разногласия, различные стереотипы поведения и представления о значимости семейной жизни. Как известно, всё выше перечисленное влечёт за собой ответную отталкивающую реакцию партнёра, что и приводит к возникновению конфликтов.
2. так же в ходе исследования выяснилось, что у этих же супружеских пары были недостаточно осведомлены друг о друге, что приводило к неудовлетворённости браком и, как следствие к семейным конфликтам.
3. в итоге, наша гипотеза о том, что причинами конфликтов являются недостаточная осведомлённость друг о друге, а так же личностное непонимание нашла подтверждение, что доказывает необходимость продолжения теоретической и практической работы в области исследования причин семейных конфликтов.
Подобные работы
- Деятельность социального педагога с семьей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения (Социальная педагогика, Хакасский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Технология работы социального педагога в дошкольной образовательной организации (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по
преодолению последствий семейного насилия над детьми
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации (Методика и технология работы социального педагога, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность социального педагога по организации взаимодействия школы и семьи
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021



