Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей

Работа №3604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66 стр.
Год сдачи2014
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей
1.1. Современная российская семья как объект социальной работы.
1.2. Особенности семейных конфликтов и их последствия.
1.3. Профилактика конфликтов как поле деятельности социального педагога.
Глава 2. Экспериментальное изучение причин конфликтов между супругами в деятельности социального педагога
2.1. Описание выборки исследования
2.2.2. Формирующий эксперимент
2.2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Список литературы
Приложение


ВВЕДЕНИЕ
Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.
Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью [43, c.46].
Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья [50,c. 28].
Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.), т.е. изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака [10,c.46].
Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.) [30,c.38]. На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др. [2,c.39].
Все эти исследования объединены общей целью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значения которых и позволяют судить о том, что лучше для супругов. Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевают или открыто признают большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи. Поэтому исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей как создавших свою семью, так и готовящихся к этому (В.С. Торохтий, 1966; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис 1999; В.Н. Дружинин, 2000; Н.Л. Москвичева 2000; Р.Г. Гурова 2000 и др.) [52,c.28].
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть» [45,c.57].
Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.
При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.
Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.
Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании [9,c.43].
Ниже приведены данные опросов по поводу наиболее частых причин конфликтных ситуаций в семье. По мере убывания они представляются в таком порядке:
- несходство взглядов, различие интересов 43,3%
- разногласия по финансовым вопросам 35,4%
- споры по вопросам воспитания детей 32,0%
- ревность партнера 29,3%
- отсутствие у партнера интереса к семье
и желания помогать по дому 14,4%
- вмешательство родителей и родственников 12,8%- - отсутствие сексуальной гармонии 11,0%
- алкоголизм партнера 11,0%
- грубость партнера 7,9% [5,c.23].
Актуальность нашей темы состоит в угрозе распада семьи и своевременной помощи социального педагога. Многие исследования (в том числе, и наше), касающиеся института семьи и брака, являются актуальными, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации отношений в семье.
Объект исследования: молодая семья как социальный институт.
Предмет исследования: семейный конфликт как поле деятельности социального педагога.
Цель исследования: изучить работу социального педагога с семьёй, переживающей конфликт.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по вопросам деятельности социального педагога с семьёй, а так же изучить современную российскую семью как объект социальной работы, особенности семейных конфликтов и их последствия; Изучить поле деятельности социального педагога по профилактике конфликтов.
2. Провести экспериментальное исследование:
- тест-опросник удовлетворенности браком;
- беседа «Причина конфликтов»;
-тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?».
- по результатам констатирующего эксперимента провести ряд тренинговых занятий с супружескими парами.
3. По результатам беседы и тестов сделать выводы и дать практические рекомендации супругам по вопросам внутрисемейного поведения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что основными причинами конфликтов в семье являются:
1. Недостаточная осведомлённость друг о друге.
2. Личностное непонимание: различные взгляды и стереотипы поведения, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т.д.
Проблема исследования: поиск средств и технологий, направленных на профилактику конфликтов между супругами.
Способы решения:
1. Анализ литературы по вопросам семейных конфликтов.
2. Экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа:
а) констатирующий эксперимент:
-тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?» и его анализ;
- анализ результатов методики «Удовлетворённость браком»;
- анализ результатов беседы «Причина конфликтов».
б) формирующий эксперимент – ряд тренинговых занятий с 9 супружескими парами.
в) контрольный эксперимент:
- анализ и выводы причин конфликтов в семье.
Научная новизна и практическая значимость исследовании состоит в попытке классифицировать причины конфликтов в молодой семье и в оказании своевременной консультативной и профилактической помощи супругам, в разработке ряда рекомендаций по улучшению семейных отношений.
Базой проведения исследования являлся Семейный центр «Ярославна» г. Чехов. В исследовании принимали участие 15 молодых супружеских пар проживших вместе от 1- 3 лет.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература из 52 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Проблема благополучия семьи занимает, пожалуй, центральное место в подготовке будущих семьянинов. Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет стала в отечественной психологической науке весьма актуальна.
К сожалению, исследования социологов, психологов и педагогов наглядно демонстрируют, что понимание юностью проблемы семейного счастья весьма противоречиво. Если попытаться как-то обобщить эту противоречивость, то она, скорее всего, будет стоять в своеобразном противопоставлении духовных и материальных слагаемых благополучия семьи. С одной стороны, в брачно-семейных представлениях юношей и девушек духовное, казалось бы, занимает подобающее ему достойное место. Представители приходящего нам на смену поколения сильно ориентированы на любовь и психологическую близость супругов как критерий вступления в брак. Но в том-то и дело, что эти их представления касаются только мотивации брачного выбора и в явно недостаточной степени затрагивают саму семейную жизнь, которая юношами (больше) и девушками (меньше) интерпретируется уже в более материальном плане.
Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Резко возросло за последние годы количество разводов вообще, и среди молодых семей в частности.
Из года в год растёт число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психолологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Но без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
2. Необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем.
3. В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных из них называется гуманизация отношений людей друг к другу. Гуманизация должна охватить как официальные, так и не официальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и ещё в большая степени – в семье. И в этом плане на психологическую науку ложиться большая ответственность.
Она должна через все доступные ей каналы давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при проведении досуга и, конечно же, в семье.
4. Исследования межличностных супружеских отношений, проведённые как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно сделать людей счастливыми. Но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь уцелеть супружеским парам в семье, которой они ещё дорожат, дать друг другу ещё один шанс начать всё с начала и, может быть, пронзительнее, чем когда-либо ощутить смысл семейной жизни.
В результате эксперимента были получены следующие выводы:
1. результаты контрольного эксперимента говорят о том, что у большинства (59%) исследуемых супружеских пар причиной конфликтов являлись личные разногласия, различные стереотипы поведения и представления о значимости семейной жизни. Как известно, всё выше перечисленное влечёт за собой ответную отталкивающую реакцию партнёра, что и приводит к возникновению конфликтов.
2. так же в ходе исследования выяснилось, что у этих же супружеских пары были недостаточно осведомлены друг о друге, что приводило к неудовлетворённости браком и, как следствие к семейным конфликтам.
3. в итоге, наша гипотеза о том, что причинами конфликтов являются недостаточная осведомлённость друг о друге, а так же личностное непонимание нашла подтверждение, что доказывает необходимость продолжения теоретической и практической работы в области исследования причин семейных конфликтов.



Список литературы
1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.
2. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1989. - № 2 - С. 44-53.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1987. - 120 с.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Класс, 1999. - с.208
5. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестинк МГУ. Сер. 14. Психология – 1997г.-№2.
6. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1987 год.
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990г.
8. Бодалев К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.-1991г.-№6.
9. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
10. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дисс. канд. психол. наук. - Ленинград, 1979. – с.141
11. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 1981. – с.294
12. Гурко Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе: (условия и факторы стабильности): Дисс. …канд. филос. Наук. – М., 1983. – с.141
13. Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Дисс. …канд. психол. наук. - Киев, 1989. - с.177
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3-е изд., испр. и доб.
15. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990г.
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - с.208
15. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе… - М., 1996г.
16. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
17.Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
18.Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
19.Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов: – Мн.: Полымя, 1989.
20.Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989.
21. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989.
23. Лефкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений//Вопросы психологии.-1987г.
24. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье// Человек, общение и жилая среда.- Таллин, 1986г.
25. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - с.688
26. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики /Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 1989. - с. 112
27. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.
28. Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. - СПб.: Б.П., 1995. - с.39
29. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения? - М., 1986г.
30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. –1982.-Т.З. с.245
31. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). – Л, 1984г.
32. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал.-1986, -Т.7
33. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. Ростов н/Д : Изд-во “Феникс”, 1995.
34. Пейдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии.– М., 1995г.
35. Популярная психология для родителей/Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
36. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.
37. Психология личности: тесты, опросники, методики/Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.
38. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии /Пер. с англ. - М.: МИРТ, 1995, - 416 с.
39. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
40. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. Пособие.-Ярославль, 1979г.
41. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник.-Ростов н/Д, 1996.-Вып. 1, ч.2. 42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992.
43. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть/Пер. с англ. - М., 1995г.
44. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
45. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник.-Ростов н/Д, 1996г.-Вып.1, ч.2. с. 68
46. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. - М.: Типография купца Тарасова, 1996. - с. 64
47. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. – М., 1994.
48. Узы брака и совбоды: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых.-М., 1990г.
49. Харин С.С., Ксенда О.Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. – Мн.: 1995.
50. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. – М., 1995г.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2000, - с. 512
51. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
52. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - с. 656


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ