ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМЫ АГРЕССИВНЫХ И ВРАЖДЕБНЫХ РЕАКЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ С РАЗЛИЧНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕЙТИНГОМ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения роли образовательной среды в становлении и проявлении эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста 9
1.1. Теоретический анализ образовательной среды 9
1.2. Роль образовательной среды в становлении и проявлении
эмоциональной сферы учащихся подросткового возраста 17
1.3. Роль образовательной среды в становлении и проявлении
мотивационной сферы учащихся подросткового возраста 22
Глава 2. Методы и организация изучения роли образовательной среды в становлении и проявлении эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста 31
2.1. Описание выборки исследования 31
2.2. Методики и процедура исследования 31
2.3. Статистические методы обработки результатов исследования 35
Глава 3 Эмпирическое изучение роли образовательной среды в выраженности и структуре агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у учащихся подросткового возраста 37
3.1. Сравнительный анализ уровня выраженности агрессивных и
враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом 37
3.2. Структурные особенности агрессивных и враждебных реакций и
мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом 41
Заключение 70
Литература 73
Приложения 77
Актуальность исследования. В современной психолого - педагогической науке отмечается заинтересованность к образовательной среде школы как к категории, имеющей установленные критерии, воздействующие на развитие субъектов взаимодействия в этой среде. Для рассмотрения состояния образовательной среды образовательных учреждений и процессов, совершающихся в ней, принципиально важным является понимание системности влияния среды, осознание согласованности и взаимозависимости личности и окружения, в следствии которого личность может преображаться самостоятельно.
Образовательная среда школы — это явление, имеющее в своем распоряжении совокупность конкретных психологических характеристик, воздействующих на личность как обучающегося, так и педагога. На воспитание индивидуальных, психологических и личностных качеств субъекта влияет масса факторов: пространственное и предметное окружение, социальная и культурная ситуация, близкое социальное окружение и т.д. Особое сочетание данных факторов определяет образовательную среду с различными характеристиками и с многообразными формирующими потенциалами. В качестве главного критерия в настоящий момент анализируется характер отношений субъектов образовательного процесса в образовательной среде, все же нужно учитывать держать во внимании и то, что строение образовательной среды содержит в себе такие элементы, как совокупность используемых образовательных методов, форм и технологий, внеобразовательная работа, менеджмент учебным и воспитательным процессами, взаимодействие с внешними обучающими и социальными институтами и т.д. Однако, психологический уровень образовательной среды обусловливаться, специфичностью контакта
субъектов образовательного процесса, в пространстве которого удовлетворяются потребности, появляются и решаются межличностные и групповые конфликты.
В различных исследованиях среды постоянно подчеркивается, что среда проявляет влияние на формирование личности, деятельность и поведение человека. Восприятие окружающей среды реализовывается в процессе стабильного взаимодействия с самой средой. Личность действует как неотделимая составная часть условий, в которых она существует. И воспитание человека — развитие личности — деятельного и осмысленного субъекта человеческой истории. Личность — не только предмет разнообразных влияний, но и субъект, который, меняя внешнюю среду, модифицирует и свою личность, намеренно регулирующую свою деятельность. Главную роль во взаимоотношениях личности и среды играют те, которые обусловливаются его принадлежностью к общественной системе. Определенный человек является частью многих подсистем социума и введен во многие стороны их формирования. Это детерминирует и разнообразие его качеств. Убеждения, которые исповедует личность, обусловливают направленность сущности и способов деятельности, а также область и способы ее коммуникации с другими индивидуумами, что оказывает влияет на вырабатывание психологических характеристик личности. Свойства среды, так или иначе отображаются в психологических особенностях конкретных личностей. Значимо отметить, что общественная среда не только выковывает психологические свойства личности, но и конкретным образом воздействует на формирование психических процессов. Это убедительно показано в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и других отечественных ученых.
Таким образом, понимание среды неизбежно и диалектически объединено с действиями в данной среде. Это оживленный процесс, в котором восприятие среды в существенной мере детерминирует действия субъекта. Разнообразная среда побудительно активизирует личность к различным действиям, соединенными со строением и функцией среды. В движении персонального развития человек обучается находить многообразные виды среды и функционировать в соответствии с ее характером.
Если подвергать анализу образовательную среду с позиции предоставляемых ею образовательных ресурсов, то объединяющим показателем качества формирующей образовательной среды является возможность этой среды дать всем субъектам образовательного процесса старт для результативного личностного саморазвития. При этом особо важно то, что, исходя из теории возможностей Дж.Гибсона, данная система выступает как особая цельность свойств образовательной среды и самого субъекта и является и фактом образовательной среды, и поведенческим фактом субъекта. Представление образовательной среды той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность.
В нынешней психологической науке имеются разные подходы к вопросу исследования воздействия образовательной среды школы на личность обучающегося. Ученые разбирают образовательную среду школы в аспектах важнейших принципов психологии развития и воспитывающего образования, которое полагает, что субъект обусловлен через личностное взаимодействие участников образовательного процесса, реализация их единого взаимодействия (организованного на исполнении действий между участниками коммуникации), оптимизацию образовательного процесса.
Новизна исследования: актуализирована проблема активного процесса сегрегации российских школ и сделана попытка оценки психологического благополучия подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
Проблема: с одной стороны, происходит повышение уровня сегрегации между школами, с другой стороны, малоизученность данного аспекта и влияния на психологическое благополучие подростков.
Цель исследования: изучить роль образовательного рейтинга школы на специфику проявления агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у учащихся подросткового возраста.
Объект: эмоциональная и мотивационная сфера учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь формы агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что специфика негативных эмоциональных реакций и особенностей мотивации учащихся подросткового возраста связана с таким аспектом образовательной среды школы как эффективность обучения.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы выявить роль образовательной среды на становление и проявление эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста.
2. Выявить расхождение эмоциональных и мотивационных аспектов по уровню выраженности агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
3. Выявить структурные особенности агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
4. Выявить взаимосвязь особенностей агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
5. Разработать рекомендации, направленные на создание благоприятных условий образовательной среды, влияющие на становление и проявление эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста.
Методологической основой исследования выступили: теоретические идеи психолого-педагогического моделирования образовательных сред (В.А. Ясвин, С.В. Тарасов, М.В. Беседина, С.В. Журавлева, Е.Б. Лактионова и др.); теории эмоций и мотиваций достижения (В.К. Вилюнас, Д.Б. Эльконин, К.Э. Изард, А.А. Востриков и др.); работы, рассматривающие возрастные особенности человека (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников и др.).
Методы исследования: при теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, которые отвечают его целям и задачам. Проводилось тестирование в данной возрастной группе, сопровождающееся количественным и качественным анализом.
Конкретными методиками экспериментального исследования выступили следующие:
1. Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко, модификация Гилемханова Э.Н., Васина В.В., Герасимова В.В.);
2. Методика Индекс социокультурной безопасности школьника (Гилемханова Э.Н.).
3. Опросник агрессивности Басса -Дарки;
4. Опросник по оценке уровня притязаний (В.К. Гербачевский);
Экспериментальной базой исследования выступили:
• Школа с высоким образовательным рейтингом - МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района.
• Школа с низким образовательным рейтингом - МБОУ «ПСОШ №2» Пестречинского муниципального района.
Выборка: общее количество испытуемых составило 211 человек, в возрасте от 12 -16 лет.
100 человек - обучающиеся в школе с высоким образовательным рейтингом; 111 человек - обучающиеся в школе с низким образовательным рейтингом.
Организация и проведение исследования. Сбор эмпирических данных проходил групповым методом с обеспечением анонимности; психолог давал вводную инструкцию по диагностике, раздавал тесты с бланками для ответов, на которых учащиеся фиксировали свои ответы.
Теоретическая значимость. Определен вклад такой характеристики образовательной среды как эффективность обучения в развитии таких важнейших для подросткового возраста психологических сфер как эмоциональная и мотивационная.
Практическая значимость работы определяется тем, что в ходе исследования были подготовлены методические рекомендации, направленные на создание благоприятных условий образовательной среды, влияющие на становление и проявление эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста. Результаты исследования предоставляют учителю школы и педагогу - психологу реальный инструментарий для формирования эмоциональной и мотивационной сфер подростка.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, литературы и приложений.
Данная работа посвящена изучению роли образовательной среды в становлении и проявлении эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста. В работе проведен теоретический и эмпирический анализ роли образовательной среды в формировании личности подростка. Образовательная среда школы — это явление, обладающее конкретными психологическими качествами, сказывающимися на личности как обучающегося, так и учителя, педагога.
В качестве цели исследования выступила необходимость изучить роль образовательного рейтинга школы на специфику проявления агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у учащихся подросткового возраста.
В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что специфика негативных эмоциональных реакций и особенностей мотивации учащихся подросткового возраста связана с таким аспектом образовательной среды школы как эффективность обучения.
На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы были выявлены:
- особенности образовательной среды и проявление эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста.
- расхождение эмоциональных и мотивационных аспектов по уровню выраженности агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
- структурные особенности и взаимосвязь агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом.
Таким образом, для учащихся из школы с высоким образовательным рейтингом наиболее проявленными характеристиками являются социально-психологическая уязвимость, виктимность, дезорганизованность, и значимость результатов. В образовательной среде высокорейтинговой школы давление дисциплиной и требованиям вызывают возможную склонность к негативным переживаниям, слабо чувствуют поддержку, также мотивация на обучение не выявляет должного уровня соответствующего уровню школы.
Для учащихся из школы с низким образовательным рейтингом наиболее выраженными являются физическая агрессия, виртуальная аутизация, склонность к риску. Подростки в большей степени проявляют прямую агрессию и тенденцию к зависимостям от гаджетов и виртуального мира. Учащиеся из школы с низким рейтингом более склонны к негативным поведенческим правлениям, у них более высокий уровень агрессии и они более враждебны.
На основе проведенного исследования были разработаны следующие рекомендации, направленные на создание благоприятных условий образовательной среды, влияющие на становление и проявление эмоциональной и мотивационной сфер учащихся подросткового возраста:
1. Для профилактики подростковой агрессивности и враждебности очень важно поддерживать в образовательных учреждениях, школах атмосферу безопасности и поддержки. Ощущение защищенности и уверенность в неагрессивной образовательной среде способствуют более успешному развитию личности подростка. Чем более уверен в себе подросток, тем меньше вероятность жесткого проявления гнева, враждебности и тревоги.
2. Требования, предъявляемые подросткам со стороны субъектов образовательной среды, должны быть достаточными и разумными, а на их выполнении у подростка должна проявлять заинтересованность подростку нужно разъяснять, чего от них ждут.
3. Следует избегать неоправданного использования силы и давления требованиями, при этом не допускать попустительства для контроля поведения детей.
4. В силу своих характерологических и возрастных особенностей подростки располагают достаточно ограниченным набором поведенческих моделей и реакций на проблемную ситуацию. Подросток часто проявляет аутоагрессию, склонность к гаджет зависимости, аутизации, зависимому поведению, которые, с психологической позиции говорят о защитном и оборонительном характере. Вследствие этого в профилактические и коррекционные задачи в рамках образовательных учреждений важно вносить мероприятия направленные на обучение видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Психологам в школе важно формировать у подростка умения и навыки конструктивного поведения для расширения набора поведенческих моделей и реакций в проблемной ситуации и минимизации деструктивных элементов в поведении.
5. Родителям рекомендовано проводить наблюдение, как образовательная среда влияет на ребенка, как происходит взаимодействие ребенка с участниками образовательного процесса, насколько позитивно сказывается образовательная среда на его достижения и психологическое состояние. Важно помнить, что семья подростка, родители также являются компонентом жизни подростка, входящим в социокультурную среду, в которой наряду с образовательной средой развивается подросток. В образовательную среду включают, как правило, такой компонент как родители.
1. Афанасенкова, Е. Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Л. Афанасенкова. - Москва, 2005.- 23 с.
2. Беседина, М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющий на соматическое здоровье подростков: автореф. дис. канд психол. наук: 19.00.13 / Беседина Марина Владимировна. -М., 2004. - 21 с. 8.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464 с.
4. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации - М.: Речь, 2006.
5. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. - М. : МЕЗАППИ, 1998. - 28 с.
6. Голубева Т. А., Петрова А. М. Социокультурная среда образовательной организации как условие профессионального становления личности обучающегося // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - №. 3. - С. 81-89.
7. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен //Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - №. 2. - С. 18.
8. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3 - С. 48-56.
9. Иванова Е.Б. Обзор примеров современных рейтингов общеобразовательных учреждений разных стран. // Управление
образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.<
http://www.iuorao.ru/20132>. 2013. - № 2.
10. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - М. - Спб, Ниж.Новгород и далее : ПИТЕР, 2006. - 460 с.
11. Кравцова О. М., Мазовко М. И. Проблемы социализации
личности ребенка в социокультурной среде. Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства 2010. Режим доступа:
http://elib.bspu.by/handle/doc/1333
12. Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и
«пространство» в социокультурном и образовательном аспектах //Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №. 2. - С. 106-111.
13. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития
личности и ее субъектов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-
razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov.
14. Леонова О. И. Значимые параметры эмоционально -
личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды
//Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. - 2011. - №. 1. - С. 220-230.
15. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Учебник. - Litres,2019.
18. Микляева А.В., Яцышин С.М. Ценностно-смысловой подход в работе с детьми разных возрастных групп. СПб., 2016.
19. Павлова Е.А. Влияние образовательных сред на мотивационно-смысловую интенцию старшеклассников. // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2015. — № № 7. — С. 61-69
20. Пахалкова А.А. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды // Психолог. — 2015. - № 1. - С.44-65. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.
21. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов // Психологическая наука и образование. 2000. №
3. http://psviournals.ru/psvedu/2000/n3/Polivanova.shtml
22. Пряжников Н.С. Условия развития ценностно-смысловой ориентации школьников на профессии сферы науки и высоких технологий // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование - 2011.- С.154.
23. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Радугина А.А., Короткова Е.А. - М., 1996.
24. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. СПб.,2010. 414 с.
25. Романова, Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. К. психол. наук: по спец. 19.00.07 Педагогическая психология / Романова Эльвира Николаевна - Н.Новгрод,2012.-25с.
26. Седова М.И. Социокультурная среда образовательного учреждения и ее влияние на социализацию и воспитание в современном образовании // Известия Института инженерной физики. - 2014. - № 3 (33). - С. 89-92.
27. Тарасов Сергей Валентинович Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №3. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/obrazovatelnava-sreda-ponvatie- struktura-tipologiva
28. Толмачева В.В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как фактор здоровьесбережения ребенка // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir- nauki.com/PDF/65PDMN516.pdf
29. Улановская И. М. Что такое образовательная среда школы? //Начальная школа. - 2002. - №. 1. - С. 3-13.
30. Федорова О.А. Образовательная среда развития личностного потенциала подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 9. - С. 151-155.
31. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 2006. - 198 с.
32. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
33. Fraser BJ, Anderson GJ, Wahlberg HJ (1982). Assessment of learning environments: Manual for Learning Environment Inventory (LEI and My Class Inventory). Perth, Australia: Australian Institute of Technology.
34. Hargreaves A. The emotional practice of teaching //Teaching and teacher education. - 1998.
35. Hargreaves A. The emotions of teaching and educational change //Extending educational change. - Springer, Dordrecht, 2005. - С. 278-295.
36. Harvey S. T. et al. Mapping the classroom emotional environment //Teaching and Teacher Education. - 2012. - Т. 28. - №. 4. - С. 628-640.
37. Khuziakhmetov A. N., Shafikova G. R., Kapranova V. A. Conditions of Educational Environment for the Development of Teenagers' Moral Relations //International Journal of Environmental and Science Education. - 2015. - Т. 10. - №. 4. - С. 515-521.
38. Pekrun R., Linnenbrink-Garcia L. Introduction to emotions in education //International handbook of emotions in education. - Routledge, 2014. - С. 11-20.