Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самодетерминации и автономии младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогический обзор проблемы самодетерминации и
автономии 7
1.2. Сущность понятий «самодетерминация» и «автономность», структура и
функции в личностном развитии 14
1.3 Особенности и уровни развития автономности младших школьников 22
Глава 2. Методы и организация исследования самодетерминации и автономии младших школьников
2.1. Описание выборки 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 28
Глава 3. Эмпирическое исследование самодетерминации и автономии младших школьников 29
3.1. Результаты исследования самодетерминации и автономии младших
школьников 29
3.2. Выявление взаимосвязи самодетерминации и личностными особенностями
школьников 36
Выводы по третьей главе 38
Заключение 39
Литература 44
Приложения
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность принципов обучения, направленных на изменение позиции ученика на позицию студента (обучающегося самостоятельно).
Так, в работах В. С. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе. В свою очередь, В.В Столиным была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. В качестве исходного принимается различие содержания «Я образа» (знания или представления о себе; в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Самоотношение- это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я образ».
Актуальность исследования данной работы обоснована следующими факторами. На современном этапе в обществе превалирует двоякое понимание ситуации. С одной стороны, практически полностью разрушены традиции и социальные регуляторы, которые действовали в прошлом, человек находится в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, что ведет к необходимости поиска опоры в себе, к тому, чтобы самому направлять и регулировать собственную жизнь. С другой стороны, повседневное воздействие СМИ спровоцировало формирование жесткого конкретного социального образа, основной акцент в котором делается на «внешнюю» атрибутику успешности.
Таким образом, необходимость самостоятельного выбора, наличия внутренних критериев оценки, действий с учетом собственных психологических особенностей- то есть личностной автономии, выступает на первый план.
Идея личностной автономии без конкретного выделения этого понятия может быть найдена в работах авторов разных направлений психологии: в принципе овладения своими мотивами (Выготский Л.С., 1983), в процессе взаимоопределения человека миром и мира человеком (Рубинштейн С.Л., 1997), в совершении поступка (Бахтин М., 1995), в активном и осознанном утверждении человеческой личности в деятельности (Леонтьев А. Н., 1983), в осуществлении личностного выбора (Асмолов А.Г., 1990), в принципе позитивной свободы для созидания и самостроительства (Братусь Б.С., 1988), в необходимости выбора между мотивами (Василюк Ф.Е., 1984), в проявлении надситуативной активности (Петровский, 1996), в понятии имманентной детерминации (Дорфман Л., 1997). Проблему автономии можно обнаружить в гуманистической психологии и у авторов, придерживающихся близких ей взглядов: в понятии позитивной свободы и продуктивной активности (Фромм
Э., 1992, 1993), а также его связи с психическим здоровьем (Мэй Р., 1994), в самотрансценденции (Франкл В., 1990) и полноценном функционировании человека (Роджерс К., 1994), в позиции активного выбора в различных ситуациях (Росс Э., Нисбетт Р., 1999), в качестве проявления метамотивации (Маслоу А., 1997).
Одним из первых идею автономии ввел в своих работах в 1930-е гг. К. Г. Юнг. В работах современных авторов рассматривается, как правило, какой-то один или несколько отдельных аспектов личностной автономии: автономия как одна из ценностей психотерапии опыта (Коэн Д., 1975), как показатель психического здоровья в психоаналитической традиции (Груэн А., 1976), как проявление ответственности по отношению к себе и другим (Блум И., 1966), как стадия развития идентичности человека (Эриксон Э., 1996), как вопрос соотношения индивидуализма и взаимосвязи с окружающим миром (Габанска И., 1995) или как стиль отношений с другими людьми (Хартер К., 1999), как один из принципов функционирования системы психического в противовес принципу гомономии и интеграции (Холл Г., Линдсей Г., 1997).
В качестве одной из попыток положить в основу подхода идею личностной автономии можно рассматривать теорию самодетерминации (Деси Э., 1980; Деси Э., Райан Р., 1985, 1991, 2000, 2002; Райан Р., 1993; Деси Э., Райан Р., Гролник В., 1995; Шелдон У., Райан Р., Райс С., 1996; Райс С., Шелдон У., Гейбл Ш., Roscoe А., Райан Р., 2000; Деси Э., Райан Р., Ганга А., Леоне П., Корнеева Е., 2001). Разработаны различные методики по измерению этого конструкта (Деси Э., Райан Р.,1985; Хмель С, Pincus А.Ь., 2002). В современной отечественной психологии традиция исследования проблемы личностной автономии пока только закладывается (Леонтьев Д. А., 1997а, 2000а, 2002а; Калитеевская Е., 1999). Таким образом, возникает проблема необходимости анализа личностной автономии и создания русскоязычной психодиагностической методики для измерения уровня ее проявления.
Целью данной работы является исследование особенностей взаимосвязи автономии и самодетерминации младших школьников.
Задачи работы:
1. Провести психолого-педагогический обзор проблемы самодетерминации и автономии
2. Раскрыть сущность понятий «самодетерминация» и «автономность», структура и функции в личностном развитии.
3. Изучить уровни развития автономности младших школьников.
4. Изучить уровни развития самодетерминации младших школьников.
5. Выявить характер и степень взаимосвязи автономии и самодетерминации младших школьников.
Объектом исследования является самодетерминация детей младшего школьного возраста.
Предметом выступает взаимосвязь самодетерминации и автономии младших школьников.
Гипотеза: существует взаимосвязь самодетерминации и автономии младших школьников.
Выборку данного исследования составили младшие школьники 3 и 4 классов в количестве 70 человек.
В исследовании использованы следующие методики:
- детский личностный вопросник Р.Кеттела;
- методика исследования самоотношения (МИС) (В.В. Столин)). Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложений.
Самодетерминация-это введение границ самому себе. Самодетерминацию надо отличать от простой причинности. Это не самопричинность человека, а именно автономия-само-законополагание. Сегодня психологический дискурс распознает личностную автономию как механизм самодетерминации и саморегуляции. Этот механизм реализуется в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека. Человека называют автономным, когда он действует как субъект. Быть автономным означает быть самоинициируемым и саморегулируемым.
Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я. Автономия характеризует личностное развитие как организмическую интеграцию личности, результат личностного развития- интеграции Я и самодетерминации поведения. В свою очередь, автономное поведение ведет к большей ассимиляции опыта и повышению связанности и структурированности Я. Э.Деси и Р.Райан выделяют три основные личностные ориентации согласно доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:
1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает осознание своих потребностей и чувств;
2) подконтрольную ориентацию, основанную на ощущении связи поведения с его результатом, когда поведение инспирировано внешними требованиями;
3) безличную ориентацию, когда полагается, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.
Психологи считают, что в практической жизни у человека присутствуют все три типа ориентации, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций. Путь формирования личностной автономии, по мнению Э.Деси и Р.Райана, лежит через интернализацию мотивации и соответствующего переживания контроля над поведением- от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии.
В последних фундаментальных исследованиях Э.Деси и Р.Райена в центре внимания теории самодетерминации - изучение роли рефлексивности и осознанности как основания автономной регуляции поведения. По мнению Д. А.Леонтьева, автономия и самодетерминация необходимы человеку для того, чтобы ориентировать наше поведение в пространстве возможного. Ориентируясь на давно известную в философии и вновь звучащую в психологии категорию возможности, психолог полагает, что осознание пространства возможного и рефлексия собственной ситуации выбора являются необходимой предпосылкой автономной, самодетерминируемой жизнедеятельности.
Самодетерминация, понимаемая как установление границ самому себе, влечет за собой появление механизма саморегуляции. Суть личностной автономии- в способности к саморегуляции, способности регулировать свое поведение, понимаемое как «результирующее», способности устанавливать и трансформировать основополагающие принципы, ценности, веровательные установки, а также в проявлении человеческой свободы. В современном понимании саморегуляция предполагает активное преобразование мира в соответствии с потребностями субъекта; она сводит воедино различные психические модальности, обеспечивает единство актов активности, соотносит индивидуальные способности и открывающиеся возможности бытия и согласует действия человека не только с требованиями среды, но и с действиями других людей.
Саморегуляция-это психологический механизм реализации активности субъекта.
Автономия- это дистанцирование себя, понимаемое как диалектика независимости и когеренции (зависимости) действий и мотивов. Автономность самоподтверждается и презентирует себя посредством таких личностных
ресурсов и субъектных предикторов, как свобода (самодетерминация, саморегуляция, самоактуализация), ответственность, воля, рефлексивность, и влечет за собой корректировку таких явлений, как идентичность, доверие, толерантность. Развитию автономии личности в образовательном пространстве перформативно развитие субъектных качеств личности: рефлексивности, самодетерминации и самоуправления (уверенности в себе, самоконтроля, творческого потенциала), волевой саморегуляции (локуса контроля), ответственности, профессиональной идентичности, что, в свою очередь, формирует социально-психологическое пространство доверия и толерантности. Такой вывод правомерно сделать из анализа литературы, объясняющей природу автономии.
Результаты, полученные в исследовании, позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Среди детей младшего школьного возраста данной выборки (70 человека)-58% имеют низкую степень самодетерминации; 30% имеют среднюю степень самодетерминации; 4% составляют дети с серьезной степенью самодетерминации и 8% детей нуждаются в консультации психоневролога.
2. У детей младшего школьного возраста данной выборки наиболее выраженными являются следующие личностные качества (согласно характеристикам факторов по методике Кеттела): чувствительный, нежный, зависимый от других, сдержанный, флегматичный, обладающий высоким самоконтролем. Кроме того, они обладают богатым воображением, эстетическими наклонностями, они эмоционально уравновешенны, хорошо понимают социальные нормативы и успешно овладевают требованиями окружающей среды (факторы I, Q3 и D).
3. Самый большой результат наблюдается на среднем уровне по шкалам закрытость и внутренний конфликт 91,4% (32 учащихся).
Компоненты самоотношения, выступая элементами единой системы, существуют во всем многообразии их взаимосвязей.
Характер этих взаимосвязей в комплексе и определяет наиболее полную картину самоотношения. Связь между составляющими отношения к себе возникает в зависимости от содержания и значимости социальных отношений личности. Характер данной взаимосвязи непосредственно связан с эмоциональным тоном отношения личности к себе, его семантическим содержанием и уровнем сформированности.
Сущностной характеристикой взаимосвязи компонентов самоотношения является их дифференцированность. Дифференцированность компонентов самоотношения можно обозначить как характер связи между негативными и позитивными, оценочными и эмоциональными модальностями самоотношения.
В основе высокой дифференцированности компонентов самоотношения лежит способность личности различать феноменологически разделенные, разные по своему содержанию и механизмам формирования оценочно эмоциональные и позитивно-негативные переживания личностного смысла «Я». Данная характеристика взаимосвязи компонентов самоотношения является индикатором структурного обеспечения функционирования механизмов защиты отношения к себе, которые обеспечивают его устойчивость, независимость и автономность от внешних воздействий. Можно предположить, что реализация таких механизмов, осуществляемых на уровне структуры, выступает основанием для того, что при защите позитивного отношения к себе не используются или минимизируются деструктивные, асоциальные формы поведения.
4. Изучена зависимость между личностными особенностями и самодетерминацией. Установлено также, что параметры модели статистически не значимы. Возможна следующая интерпретация параметров модели - увеличение X на 1 ед.изм. приводит к увеличению Y в среднем на 0.425 ед.изм.
Таким образом, чем выше степень самодетерминации, тем в большей степени для детей характерны такие личностные особенности как, доминирующий, независимый, напористый, склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый, реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
Чем ниже степень самодетерминации, тем более свойственными для ребенка являются следующие личностные особенности: послушный, зависимый, уступчивый, благоразумный, рассудительный, осторожный, чувствительный, нежный, сентиментальный, зависимый от других. Такие дети демонстрируют зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняются, они доверчивы и нуждаются в поддержке.
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipipip.ru/zakon-
obobrazovanii-2/28/. - Дата обращения: 22.10.2018 г.
2. Афанасьева, Г.П. Теоретические предпосылки возникновения концепции учебной автономии / Г.П. Афанасьева, С.В. Торопчина // Ползуновский вестник. - 2006. - №3. - с.1-9.
3. Бурменская Г.В. Становление автономии ребенка как проблема исследования и консультирования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Часть 1. - Москва, 2005.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 3 / под ред. А.М. Матюшкина. - Москва, 1983. - 367 с.
5. Гордеева, Т. О. Теория самодетерминации [Электронный ресурс]: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории / Т. О. Гордеева // Психологические исследования : электронный научный журнал. — 2010. — № 4 (12). — Режим доступа : http://www.psystudy.ru.
6. Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2005. - 162 с.
7. Дергачева, О. Е. Теория самодетерминации / О. Е. Дергачева // Большой психологический словарь. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — С. 483—484.
8. Добреньков, В.И. Социология: учебное пособие / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.
9. Ежевская, Т.И. Автономность как личностный ресурс информационнопсихологической безопасности / Т.И. Ежевская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2011. - №5. - с.132- 136.
10. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (2) / ред. В.Ф. Асмус. -Москва : Мысль, 1965.
11. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (1) / ред. В.Ф. Асмус. - Москва: Мысль, 1965.
12. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Соч. на нем. и рус. яз.: в 4 т. / под ред. Б. Бушлинга, Н. Мотрошиловой. — М., 1997. — Т. 3.
13. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации
развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я.Гальперину // Вестник
Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - C. 73-83.
14. Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 36-47.
15. Коммюнике Комиссии Европейского Совета «О создании Европейского пространства обучения в течение жизни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://5legko.com/ru/kommyumke-evropeiskogo-prostranstva-obucheniya/. - Дата обращения: 22.10.2018 г.
16. Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности / П. Криттенден // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 1.
17. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер. - Санкт-петербург : Б.С.К., 1997. - 348 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1977. - 105 с.
19. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление детерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин // Личностный потенциал. Структура и диагностика. - Москва, 2011.
20. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1989. - № 3 - С.11-21.
21. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте / О.П. Макушина // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - C. 135-143.
22. Молчанов С. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию / С. Молчанов // Вестник
Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - Т. 14. - № 2. - С. 59-72.
23. Мохова Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2004. - 235 с.
24. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления : дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 2005. - 431 с.
25. Насонова, Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е.А. Насонова // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. - 2009. - №4. - с.318-322.
26. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека / А.К. Осницкий // Психологические исследования: электрон. научный журнал. - 2009. - №5(7). - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.psystudy.com/index.php/num/2009n5-7/221-osnitsky7.html
27. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. - Москва : Академический проект, 2006. - 480 с.
28. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2007. - 225 с.
29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2014. - 812, [2] с. : ил. - (Мастера психологии).
30. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 432 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург : Питер. - 712 с.
32. Сергеева О.А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2007. - 145 с.
33. Соколова. Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснокова // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 110-117.
34. Султанова, Т.А. Проективная деятельность студентов колледжа / Т.А. Султанова // Педагогические науки. - 2007. - №1. - с. 75-78.
35. Султанова, Т.А. Проектное обучение в группе: учебное пособие / Т.А. Султанова. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 108 с.
36. Таранчук, Е.А. Автономность в обучении как образовательная и педагогическая цель / Е.А. Таранчук // Информационные технологии в организации самостоятельной работы и дистанционное образование, материалы научно-методической Интернет-конференции. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им В.П. Астафьева. - 2005. - с. 74-77.
37. Френе, С. Избранные педагогические произведения / С. Френе. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.
38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 554 с.
39. Holec, H. Autonomy and Foreign Language Learning. - Oxford: Pergamon, 1981. - 87 p.
40. Lier, L. Van Interaction in the language curriculum. Awareness, autonomy and authencity. - Harlow: Longman. - 1996.
41. Little, D. Learner Autonomy: Definition, Issues and Problems - Dublin:
Autenthic, 1991. [Electronic resource]. - Mode of access:
http://pracownik.kul.pl/files/10134/public/learnerautonomy.pdf. - Date of access:
10.11.2018.
42. Mariani L. Developing strategic competence towards autonomy in oral interaction. // Perspectives, a Journal of TESOL-Italy. - Vol. XX, № 1, 1997. - р. 28-36.
43. Trim, J. Language teaching in the perspective of the predictable requirements of the twenty-first century / J. Trim // AILA Review. - 1992. - № 9. - p. 76.