Введение 3
Глава I. Теоретические основы графических компетенций у студентов - дизайнеров 6
1.1 Педагогические условия развития графических компетенций студентов -
дизайнеров направления 44. 03. 04 - профессиональное обучениет(дизайн интерьера) 6
1.2. Структура и содержание графических компетенций 18
Выводы по I главе 24
Глава II. Авторский принт как стредство развития графических компетенций 26
2.1. Технология создания авторского принта 26
2.2 Дизайн - проект авторского принта «Символы России» 45
Вывод по II главе 56
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение
Подготовка высокопрофессионального компетентного специалиста является актуальной проблемой современного профессионального образования в свете новых социально-экономических требований общества. Компетентностный подход данной области формирует готовность студентов - дизайнеров к осуществлению профессионального уровня и успешной деятельности в сфере дизайна в условиях актуальных требований профессиональной деятельности. Компетентностный подход формирует профессиональные компетенции, осуществляющийся в процессе комплексного осваивания студентами определенного теоретического и практического учебных материалов. Профессиональные компетенции в дизайне - это умение дизайнера успешно решать определенный комплекс профессиональных задач на основе единства художественно - теоретических знаний, профессионального опыта, способностей успешно применять практические умения и навыки в художественно - проектной деятельности в будущей его карьере. В источниках огромное внимание уделяется формированию различных видов компетентностей, но в связи с тем, что произошёл переход на двух уровневую систему образования, формирование профессиональной компетентности у бакалавра профессионального обучения (а именно графической компетенции) остается не изученной. Графические средства отображения обширно применяются в профессиональной среде бакалавра профессионального обучения. Благодаря, владению компьютерной графики даёт возможность бакалаврам изучать новейшие методы визуализации объектов. Для того, чтобы формировать графическую компетентность обучения бакалавров по этому направлению обязательно должно базировать на формировании у студентов фундаментальных знаний в сфере автоматизированных систем проектирования, систем компьютерного дизайна и графики, компьютерной анимации и визуализации. Студенты обязаны широко усваивать современные технологии проектирования, тем самым приобретать навыки работы с графическими пакетами и информационными комплексами в профессиональной сфере.
3
В чем же заключается необходимость создания авторского принта? Авторские принты стали популярными не так давно, но с каждым днем их популярность растет. Сейчас это довольно актуальное направление в дизайне интерьеров. Принт считается одним из важнейших частей интерьера. С его помощью значительно преображается интерьер, он становится насыщенным и ярким, он создает подходящее для вас настроение и индивидуальную атмосферу в квартире или доме. Мы решили создать принты в виде детских обоев на тему «Символы России». Данный дизайн - проект авторского принта «Символы России» сможет воспитать патриотов своей страны. Именно с этого начинается трудоемкая, но очень интересная работа. В обязательном порядке дети знают о государственных символах России. Об этом их учат в детских садах и школах. Дети хорошо знают, как выглядит флаг нашей страны, что изображено на гербе, они учат гимн нашей страны, знают, как зовут главного человека нашей страны - президента. Но существует еще очень много негосударственной символики. Она понятна детям, близка, она может быть даже дома у ребенка. Таким образом, дети смогут увидеть негосударственные символы на стенах своей комнаты. Дети смогут увидеть все своими глазами. Это поможет расширить представления детей о символах России, познакомит детей с неофициальными символами нашей страны, поспособствует воспитанию патриотических чувств, любви к Родине.
Актуальной проблемой является определения сущности графической компетентности, а так же её роль и место в профессиональном обучении студентов дизайнеров.
Цель исследования: Создание авторского принта как средство развития графических компетенций у студентов -дизайнеров (на примере создания авторских принтов «Символы России»)
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования; определение понятия, цели и средства развития графических компетенций у студентов - дизайнеров;
2. Рассмотреть отечественный и зарубежный практический опыт создания авторского принта;
3. Изучить особенности и нормы создания авторского принта;
4. Создать авторский принт (на примере создания авторских принтов «Символы России»);
Объект исследования: развитие графических компетенций у студентов дизайнеров.
Предмет исследования: авторский принт как средство развития графических компетенций студентов - дизайнеров.
Гипотеза исследования: процесс развития графических компетенций у студентов-дизайнеров будет эффективен, если будут учитываться психолого-педагогические и возрастные особенности.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении графических компетенций у студентов-дизайнеров.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике создания авторских принтов «Символы России».
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. К работе прилагается графический проект «Авторский принт «Символы России».
В настоящее время методы и средства автоматизированного проектирования держатся на принципах компьютерной графики. В данном случае человек обладающий умениями работы с различными графическими пакетами. Данное основание предоставляет возможность утверждать, что одной из наиболее важных и высококлассных профессиональных компетентностей считается графическая компетенция.
Таким образом, содержание графической компетенции не должно быть статичным, то есть оно должно находиться в постоянном обновлении, выявлять уровень развития. Графическая компетенция обязана указывать на общие требования для подготовки студента
Графическая компетенция будущих бакалавров отражает интеграционные тенденции современного развития высшего профессионального образования. Исследуемый объект направлен на установление взаимосвязи и интеграции учебных предметов графической подготовки.
С точки зрения компетентностного подхода графическую компетенцию можно рассматреть как предметно-специализированную деятельность, делая акцент на компетенции в сфере компьютерных технологий.
Фoрмирование графичес^й компетенции имеет свои особеншсти. Основывается на взаимодействии теоретических знаний и практических умений, опираясь на опыт. Поэтому гам^те^ным можно стать лишь через практическую деятельность.
Графическая компетенция бакалавров ориентирована на изучение технологий компьютерной графики и отдельных графических пакетов. Образовательными программами рассматривается знание, направленное на автоматическую параметризацию объектов, когда при создании компьютерной модели размерные параметры объекта сопоставляются числовыми параметрами, что обеспечивает автоматическую параметризацию проектируемого объекта.
Следовательно, графическая компетенция одна из важных составляющих профессиональной компетентности по данному направлению.
Авторские принты стали популярными не так давно, но с каждым днем их популярность растет. Сейчас это довольно актуальное направление в дизайне интерьеров. Принт считается одним из важнейших частей интерьера. С его помощью значительно преображается интерьер, он становится насыщенным и ярким, он создает подходящее для вас настроение и индивидуальную атмосферу в квартире или доме.
Мы решили создать принты в виде детских обоев на тему «Символы России». Именно с этого началась трудоемкая, но очень интересная работа. Принт - довольно актуальное направление в дизайне интерьеров, он считается одним из важнейших частей интерьера. На мой взгляд, это произведения искусства в чистом виде, созданное фантазией и вкусом автора, обладающее настоящей художественной ценностью, дарящее эстетическое наслаждение. Отличительными характеристиками авторского принта стоит назвать так же и индивидуальность использованных цветов, качества и «руку» мастера.
Следовательно, принты в интерьере являются просто незаменимыми элементами декора. Современные технологии сильно изменили мир. И обойное производство также шагнуло далеко вперед. Таким образом, теперь мы знаем, что есть основные критерии при выборе обоев в детскую комнату, которые следует учесть. Это простота, запоминаемость, долговечность, соответствие современным требованиям и экологичность материала. Правильный выбор обоев - это 75 % успеха, ведь обои в детской комнате задают основной тон и характер интерьеру.
Целью проведенного в рамках дипломного проекта исследования было найти решение проблемы развития графических компетенций у студентов - дизайнеров. Для достижения этой цели был осуществлён анализ изучаемой проблемы в педагогической, психологической, искусствоведческой литературе, обоснование и отбор содержания, адекватных средств развития практических навыков студентов - дизайнеров, был рассмотрен отечественный и зарубежный практический опыт создания авторского принта, изучены особенности и нормы создания авторского принта.
Значимость данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что в результате изучения теоретического материала по заданной теме был разработан дизайн - проект авторского принта «Символы России» который может служить эффективным способом развития графических навыков и компетенций у студентов - дизайнеров. Так же данный дизайн - проект «Символы России» поспособствует воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, расширит представления детей о символах России, познакомит детей с неофициальными символами нашей страны.
1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компететентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России, -2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Бондаревская Е.В. Прогностическая роль концепции личностноориентированного образования в развитии целостной теории [Текст]: Рукопись / Е.В. Бондаревская. - М., 1999. 102
3. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя [Текст] / Т.Г. Браже // Педагогика. - 1993. - № 2.
4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. Пособие для вузов / П.Я. Гальперин - 3-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. -425 с.
5. Зимняя И. А. компетентность человека - новое качество результата образования [Текст] // Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека - но-вое качество результата образования. Материалы XIII Всероссийского сове-щания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С. 4-15.
6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. М.: «Дрофа», 2007 - 250 с.
7. Кабардов М.К. Типы языковых коммуникативных способностей и комптенций [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. - N 1. - С. 34-49.
8. Койнова Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского образования (на материале Германии) [Текст]. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
9. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст] /Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990.
10. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности
[Текст] / Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.
61
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина; ВНИИ проф.- тех. обр. - М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст]. - МГФ «Знание». М, 1996. - 308 с
13. Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура [Текст] //Педагогика.-2001. №3. - С.41-47.
14. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание [Текст] / А.И. Пискунова //Педагогика. - 1995. № 4. - С. 59-63.
15. Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования [Текст] / Н.С. Розов // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 85-89.
16. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования содержание [Текст] ИИО РАО, 2010. - С. 12.
17. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система [Текст] // В.А. Сластенин. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - С. 195219.
18. Щекатунова А.Д. Образовательная модель «школа-школа искусств» как личностно-развивающая система [Текст]: Дис....канд. пед. наук. /А.Д. Щекатунова. - Волгоград, 1995. - 177 с. http://uutvdome.ru/publ/4- 1-0-88
19. Вигорская, Т.Ю. Проблемы оптимизации геометро-графической подготовки студентов. [Электронный ресурс] http
://totem/edu.ru/index.php?option=com content&task-
view&id=619&Itemid=28/
20. Виды обоев по методу печати их узора. [Электронный ресурс] https://dekorin.me/vidy-oboev-po-metodu-pechati-uzora/
21. Графические компетенции в образовательных программах на основе фгос [Электронный ресурс] http://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy- teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po- itogam-mezhd/sektsiya-7-pedagogika-vysshey-professionalnoy-
shkoly/graficheskie-kompetentsii-v-obrazovatelnykh-programmakh-na-
osnove-fgos-vo/
22. История обоев. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://all-
remont.ru/articles/finish/istoriya-oboev/, (дата обращения: 20 февраля, 2018 г.)
23. Какие выбрать обои для детской комнаты? [Электронный ресурс]
24. Первый социальный словарь [Электронный ресурс]
25. Цвета и значение [Электронный ресурс] https://www.westwing.ru/tsveta-
i- ih-znachenie/
26. Цифровые методы печати обоев для стен. [Электронный ресурс] https://dekorin.me/tsifrovy-e-metody-pechati-oboev-dlya-sten/