Культурные предикторы благополучия студентов
|
Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы культурных предикторов психологического благополучия личности студентов
1.1. Проблема благополучия личности в зарубежной и отечественной
психологии 10
1.2. Феномен культуры в психологическом контексте изучения.
Психологическое измерение культур 26
1.3 Культурная конгруентность как фактор психологического благополучия 37
2. Организация исследования культурных предикторов психологического благополучия студентов
2.1 Описание выборки исследования 43
2.2 Организация и методы исследования 44
2.2.1 Диагностика отнесенности к культурным нормам и
конгруэнтности 44
2.2.2 Диагностика социальной включенности 49
2.2.3 Диагностика субъективного благополучия 51
3. Результаты эмпирического исследования культурных предикторов психологического (субъективного) благополучия студентов, анализ и обсуждение
3.1. Результаты изменений показателей отношения к культурным
нормам, конгруэнтности и социальной включенности 55
3.2. Результаты изменений проявления психологического
(субъективного) благополучия студентов 60
3.3. Анализ взаимосвязи психологического благополучия студентов с
культурными предикторами 63
Заключение 73
Литература 75
Приложения 88
1 Теоретический анализ проблемы культурных предикторов психологического благополучия личности студентов
1.1. Проблема благополучия личности в зарубежной и отечественной
психологии 10
1.2. Феномен культуры в психологическом контексте изучения.
Психологическое измерение культур 26
1.3 Культурная конгруентность как фактор психологического благополучия 37
2. Организация исследования культурных предикторов психологического благополучия студентов
2.1 Описание выборки исследования 43
2.2 Организация и методы исследования 44
2.2.1 Диагностика отнесенности к культурным нормам и
конгруэнтности 44
2.2.2 Диагностика социальной включенности 49
2.2.3 Диагностика субъективного благополучия 51
3. Результаты эмпирического исследования культурных предикторов психологического (субъективного) благополучия студентов, анализ и обсуждение
3.1. Результаты изменений показателей отношения к культурным
нормам, конгруэнтности и социальной включенности 55
3.2. Результаты изменений проявления психологического
(субъективного) благополучия студентов 60
3.3. Анализ взаимосвязи психологического благополучия студентов с
культурными предикторами 63
Заключение 73
Литература 75
Приложения 88
Актуальность. Проблема психологического благополучия личности и факторов, его определяющих, приобретает все большую популярность в отечественных и зарубежных исследованиях в связи с усложнением условий адаптации личности в быстро меняющихся системах ценностей, социальных норм, способов поведения и взаимодействия. Студенчество представляет собой как раз такую социальную группу, которая, с точки зрения факторов возрастных изменений, смены социальной позиции и ее новизны, подверженности адаптационным и информационным нагрузкам, воздействия социальной неопределенности, подвержена рискам, проявляющимся в психологическом неблагополучии. Вхождение в социальный статус студента часто сопряжен со сменой социальной системы не только в контексте социальных институтов «школа» - «вуз», но и часто со сменой культурной среды, будь то смена страны при выборе высшего учебного заведения, либо смена города, либо смена среды с «сельской» на «городскую». В любом случае, практически всегда, когда студент поступает вуз и адаптируется в этой новой среде, мы можем рассматривать это как ситуацию культурной адаптации или аккультурации личности.
Культура в психологических исследованиях рассматривается как ценностно-нормативная система, которая, интериоризуясь в индивидуальном сознании, определяет мировоззренческие, оценочные и поведенческие особенности личности. Как ценностно-нормативные системы, культуры получают свое осмысление через выделение некоторых оснований категоризации, благодаря чему разными авторами предлагаются различные типы и классификации культур, позволяющие понять их внутреннюю логику. Например, можно назвать измерения «индивидуализм-коллективизм» Триандиса, Г. Хофдеде, Д. Мацумото, «дистанция власти», «избегание неопределенности», и «маскулинность-фемининность» Г. Хофстеде, «простота-сложность» Триандиса, и др.
Зная тип культуры, можно с высокой долей вероятности ожидать определенный набор поведенческих и мировоззренческих паттернов у отдельного представителя этой культуры. Однако процессы адаптации к культуре или аккультурации - сложные нелинейные системные процессы, в результате которых возможны различные варианты соответствия отдельной личности той культурной системе, в которой происходит ее формирование, адаптация или аккультурация. В связи с этим мы можем говорить о феномене «культурной конгруэнтности» (либо неконгруэнтности), отражающих то, насколько принимает личность типологические проявления той культурной среды, в которую она включена в текущей ситуации, чувствует интегрированность, понимание и принятие ценностно-нормативной системы, либо отчужденность, неприятие и непонимание.
Совершенно логично предположить, что неконгруэнтность культурной среде может выступать предиктором всевозможных негативных состояний личности, как составляющих ее психологического (субъективного неблагополучия). В то же время, современное общество отличается открытостью, высокой динамикой взаимопроникновения и смешения культурных систем, что представляет, как возможности выбора способов поведения в рамках определенной нормативной системы, так и ситуацию неопределенности, нестабильности и непредсказуемости, ощущения диссонанса с окружением. В таких условиях мы можем говорить, как о возможностях самоопределения, реализации субъектной позиции, когда личность, проявляя активную, творческую, самодостаточную позицию, может выступать субъектом культуры, предлагая обществу свой вариант нормативной модели, так и об условиях полной дезадаптации, в глубоких внутриличностных конфликтах, вследствие потери личности в несовпадающих друг с другом ценностно-нормативных системах, что и проявляется в субъективном неблагополучии.
Таким образом, проблема заключается в том, чтобы прояснить вопрос: «Какие варианты проявления конгруэнтности культурным ценностнонормативным системам выступают предикторами субъективного благополучия студентов?».
Степень разработанности проблемы исследования.
Психологическое благополучие личности на сегодняшний день относится к числу актуальных проблем психологической науки и является предметом изучения как зарубежных, так и отечественных исследователей, к которым можно отнести К. Рифф, Н. Бредберн, Е. Деси, Е. Динер; К.К. Кроника, Л.В. Куликова, Р.М. Шамионова, П.П. Фесенко, А.Е. Созонтова,
А.В. Воронину, М.Б. Бучацкую и др. В настоящее время реализуется достаточно много отечественных исследований психологического благополучия в образовательном пространстве вуза (Шамионов, 2008; Бочарова, 2005; Куликов, 2000; Шевеленкова, Фесенко, 2005; Водяха, 2013; Козьмина, 2013; Ширинская, 2014) [8, 9, 12, 18, 19, 20, 45-48, 49, 50]. Изучение групповых этнокультурных ценностей и установок как предикторов психологического благополучия представлено гораздо реже в отечественных исследованиях (Шамионов, 2014).
Культура, как ценностно-нормативная система, получает свое осмысление в целом ряде концепций измерения и типологизаций культур (Триандис, Хофстеде, Мацумото, Шварц, Минков, Лоенг и Коен и мн. др.).
Методологические основы в понимании механизмов отношения личности и культуры представлены в ряде классических теорий. В нашем исследовании основой выступили представления об отношениях личности и культурной среды Л.С. Выготского, а также теория отношений В.Н. Мясищева и представления Ю.М. Лотмана. Проблема конгруэтности личности нормам культурной среды находятся в начале своего изучения как в отечественной (Н.Е.Веракса, Л.Ф.Баянова), так и в зарубежной психологии (П.Смит).
Целью нашей работы является определение взаимосвязи проявлений конгруэнтности студентов типу культуры и степени включенности в социальные группы с показателями их психологического (субъективного) благополучия.
Объект исследования - психологическое (субъективное) благополучие личности.
Предмет исследования - показатели культурной конгруэнтности как предикторы психологического (субъективного) благополучия студентов.
Гипотезы исследования:
1. Проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с типом их культурной конгруэнтности: большее благополучие присуще студентам, имеющим среднюю выраженность конгруэнтности культуре. Студенты с сильно выраженной (жесткой) конгруэнтностью определенному типу культуры, или «неконгруэнтные» (не принимающие ценностно - нормативную систему культурной среды), обладают низким уровнем субъективного благополучия.
2. Проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с включенностью в множественные социальные контакты, ощущением социальной поддержки и проявлением нормативности поведения выше среднего уровня.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ механизмов формирования психологического благополучия студентов, системы средовых факторов, выступающих культурными предикторами психологического благополучия.
2. Построить дизайн исследования культурных предикторов психологического благополучия студентов.
3. Осуществить сбор данных по проявлениям признаков психологического благополучия на выборке студентов и показателей, отражающих средовые факторы и показатели культурной конгруэнтности.
4. На основе статистического анализа установить культурные предикторы психологического (субъективного) благополучия студентов. Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись эмпирические методы: психодиагностика (групповой опрос с применением субъективных опросников), а также методы обработки данных (частотный анализ, описательная статистика, линейная корреляция, 't- критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ при сравнении контрастных групп).
Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики для измерения трех групп параметров:
Диагностика отнесенности к культурным нормам и культурной конгруэнтности
- Шкала «Фрустрирующие ситуации» (измерение отнесенности к культурам «достоинства», «лица», «чести») (D, H and F Failure items) (P. Smith, 2019).
- Шкала «Восприятие норм культур «лица», «чести», «достоинства»» (Perceived DHF Norms) (Yao, 2017).
- Шкала «Нормативный поведенческий репертуар» (Normative Behavioural Repertoire) (Matt, 2019).
Диагностика социальной включенности
- Шкала групповой идентификации,
- Шкала «Включенность в группы» (Chang, Jetten, Haslam et al., 2016)
- Шкала «Восприятие социальной поддержки» (Social Support) (Chang, Jetten, Haslam et al., 2016))
Диагностика психологического (субъективного) благополучия
- Опросник депрессии CES-D (L. S. Radloff, 1977).
- Опросник самооценки (Rosenberg's Self-Esteem Scale), (M. Rosenberg, 1965).
Выборка: 488 респондентов, студентов разных вузов Казани, в возрасте от 18 до 28 лет, 249 девушек, 239 юношей.
Исследование выполнялось как часть крупного международного проекта «DHF (Dignity-Honor-Face)», инициированного проф. П.Смитом, (Университет Сассекса, Великобритания), в котором приняли участие ученые из университетов 24 стран мира.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Впервые на российской выборке были применены измерения культуры в логике «Лица-Чести-Достоинства».
2. Впервые на российской выборке эмпирически выявлена частотность проявления конгруэнтности личности в логике культурных измерений «Лица-Чести-Достоинства».
3. Впервые на российской выборке юношеского возраста исследована проблема соотношения проявлений культурной конгруэнтности студентов и степени включенности в социальные группы с показателями их психологического (субъективного) благополучия.
Теоретическая значимость исследования. Предложена модель оценки культурной конгруэнтности личности в аспекте измерения культур по типам «лица», «чести», «достоинства» в соотношении с проявлением психологического (субъективного) благополучия. По теме исследования опубликована статья в журнале из базы цитирования WoS: Lopukhova О. Mental health and psychological well-being: development of environmental approach in psychology and education // PONTE (International Journal of Sciences and Research) Vol. 74, Issue 2/1: 15-26. DOI: 10.21506/j.ponte.2018.2.2
Практическая значимость исследования. В исследовании проведена проверка валидности в российской культуре двух новых диагностических методик: Шкала «Фрустрирующие ситуации (измерение отнесенности к культурам «достоинства», «лица», «чести»)» (P.Smith, 2019) и Нормативный поведенческий репертуар (Matt, 2019), что позволяет в дальнейшем использовать эти методики в диагностической и исследовательской работе психолога.
Культура в психологических исследованиях рассматривается как ценностно-нормативная система, которая, интериоризуясь в индивидуальном сознании, определяет мировоззренческие, оценочные и поведенческие особенности личности. Как ценностно-нормативные системы, культуры получают свое осмысление через выделение некоторых оснований категоризации, благодаря чему разными авторами предлагаются различные типы и классификации культур, позволяющие понять их внутреннюю логику. Например, можно назвать измерения «индивидуализм-коллективизм» Триандиса, Г. Хофдеде, Д. Мацумото, «дистанция власти», «избегание неопределенности», и «маскулинность-фемининность» Г. Хофстеде, «простота-сложность» Триандиса, и др.
Зная тип культуры, можно с высокой долей вероятности ожидать определенный набор поведенческих и мировоззренческих паттернов у отдельного представителя этой культуры. Однако процессы адаптации к культуре или аккультурации - сложные нелинейные системные процессы, в результате которых возможны различные варианты соответствия отдельной личности той культурной системе, в которой происходит ее формирование, адаптация или аккультурация. В связи с этим мы можем говорить о феномене «культурной конгруэнтности» (либо неконгруэнтности), отражающих то, насколько принимает личность типологические проявления той культурной среды, в которую она включена в текущей ситуации, чувствует интегрированность, понимание и принятие ценностно-нормативной системы, либо отчужденность, неприятие и непонимание.
Совершенно логично предположить, что неконгруэнтность культурной среде может выступать предиктором всевозможных негативных состояний личности, как составляющих ее психологического (субъективного неблагополучия). В то же время, современное общество отличается открытостью, высокой динамикой взаимопроникновения и смешения культурных систем, что представляет, как возможности выбора способов поведения в рамках определенной нормативной системы, так и ситуацию неопределенности, нестабильности и непредсказуемости, ощущения диссонанса с окружением. В таких условиях мы можем говорить, как о возможностях самоопределения, реализации субъектной позиции, когда личность, проявляя активную, творческую, самодостаточную позицию, может выступать субъектом культуры, предлагая обществу свой вариант нормативной модели, так и об условиях полной дезадаптации, в глубоких внутриличностных конфликтах, вследствие потери личности в несовпадающих друг с другом ценностно-нормативных системах, что и проявляется в субъективном неблагополучии.
Таким образом, проблема заключается в том, чтобы прояснить вопрос: «Какие варианты проявления конгруэнтности культурным ценностнонормативным системам выступают предикторами субъективного благополучия студентов?».
Степень разработанности проблемы исследования.
Психологическое благополучие личности на сегодняшний день относится к числу актуальных проблем психологической науки и является предметом изучения как зарубежных, так и отечественных исследователей, к которым можно отнести К. Рифф, Н. Бредберн, Е. Деси, Е. Динер; К.К. Кроника, Л.В. Куликова, Р.М. Шамионова, П.П. Фесенко, А.Е. Созонтова,
А.В. Воронину, М.Б. Бучацкую и др. В настоящее время реализуется достаточно много отечественных исследований психологического благополучия в образовательном пространстве вуза (Шамионов, 2008; Бочарова, 2005; Куликов, 2000; Шевеленкова, Фесенко, 2005; Водяха, 2013; Козьмина, 2013; Ширинская, 2014) [8, 9, 12, 18, 19, 20, 45-48, 49, 50]. Изучение групповых этнокультурных ценностей и установок как предикторов психологического благополучия представлено гораздо реже в отечественных исследованиях (Шамионов, 2014).
Культура, как ценностно-нормативная система, получает свое осмысление в целом ряде концепций измерения и типологизаций культур (Триандис, Хофстеде, Мацумото, Шварц, Минков, Лоенг и Коен и мн. др.).
Методологические основы в понимании механизмов отношения личности и культуры представлены в ряде классических теорий. В нашем исследовании основой выступили представления об отношениях личности и культурной среды Л.С. Выготского, а также теория отношений В.Н. Мясищева и представления Ю.М. Лотмана. Проблема конгруэтности личности нормам культурной среды находятся в начале своего изучения как в отечественной (Н.Е.Веракса, Л.Ф.Баянова), так и в зарубежной психологии (П.Смит).
Целью нашей работы является определение взаимосвязи проявлений конгруэнтности студентов типу культуры и степени включенности в социальные группы с показателями их психологического (субъективного) благополучия.
Объект исследования - психологическое (субъективное) благополучие личности.
Предмет исследования - показатели культурной конгруэнтности как предикторы психологического (субъективного) благополучия студентов.
Гипотезы исследования:
1. Проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с типом их культурной конгруэнтности: большее благополучие присуще студентам, имеющим среднюю выраженность конгруэнтности культуре. Студенты с сильно выраженной (жесткой) конгруэнтностью определенному типу культуры, или «неконгруэнтные» (не принимающие ценностно - нормативную систему культурной среды), обладают низким уровнем субъективного благополучия.
2. Проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с включенностью в множественные социальные контакты, ощущением социальной поддержки и проявлением нормативности поведения выше среднего уровня.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ механизмов формирования психологического благополучия студентов, системы средовых факторов, выступающих культурными предикторами психологического благополучия.
2. Построить дизайн исследования культурных предикторов психологического благополучия студентов.
3. Осуществить сбор данных по проявлениям признаков психологического благополучия на выборке студентов и показателей, отражающих средовые факторы и показатели культурной конгруэнтности.
4. На основе статистического анализа установить культурные предикторы психологического (субъективного) благополучия студентов. Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись эмпирические методы: психодиагностика (групповой опрос с применением субъективных опросников), а также методы обработки данных (частотный анализ, описательная статистика, линейная корреляция, 't- критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ при сравнении контрастных групп).
Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики для измерения трех групп параметров:
Диагностика отнесенности к культурным нормам и культурной конгруэнтности
- Шкала «Фрустрирующие ситуации» (измерение отнесенности к культурам «достоинства», «лица», «чести») (D, H and F Failure items) (P. Smith, 2019).
- Шкала «Восприятие норм культур «лица», «чести», «достоинства»» (Perceived DHF Norms) (Yao, 2017).
- Шкала «Нормативный поведенческий репертуар» (Normative Behavioural Repertoire) (Matt, 2019).
Диагностика социальной включенности
- Шкала групповой идентификации,
- Шкала «Включенность в группы» (Chang, Jetten, Haslam et al., 2016)
- Шкала «Восприятие социальной поддержки» (Social Support) (Chang, Jetten, Haslam et al., 2016))
Диагностика психологического (субъективного) благополучия
- Опросник депрессии CES-D (L. S. Radloff, 1977).
- Опросник самооценки (Rosenberg's Self-Esteem Scale), (M. Rosenberg, 1965).
Выборка: 488 респондентов, студентов разных вузов Казани, в возрасте от 18 до 28 лет, 249 девушек, 239 юношей.
Исследование выполнялось как часть крупного международного проекта «DHF (Dignity-Honor-Face)», инициированного проф. П.Смитом, (Университет Сассекса, Великобритания), в котором приняли участие ученые из университетов 24 стран мира.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Впервые на российской выборке были применены измерения культуры в логике «Лица-Чести-Достоинства».
2. Впервые на российской выборке эмпирически выявлена частотность проявления конгруэнтности личности в логике культурных измерений «Лица-Чести-Достоинства».
3. Впервые на российской выборке юношеского возраста исследована проблема соотношения проявлений культурной конгруэнтности студентов и степени включенности в социальные группы с показателями их психологического (субъективного) благополучия.
Теоретическая значимость исследования. Предложена модель оценки культурной конгруэнтности личности в аспекте измерения культур по типам «лица», «чести», «достоинства» в соотношении с проявлением психологического (субъективного) благополучия. По теме исследования опубликована статья в журнале из базы цитирования WoS: Lopukhova О. Mental health and psychological well-being: development of environmental approach in psychology and education // PONTE (International Journal of Sciences and Research) Vol. 74, Issue 2/1: 15-26. DOI: 10.21506/j.ponte.2018.2.2
Практическая значимость исследования. В исследовании проведена проверка валидности в российской культуре двух новых диагностических методик: Шкала «Фрустрирующие ситуации (измерение отнесенности к культурам «достоинства», «лица», «чести»)» (P.Smith, 2019) и Нормативный поведенческий репертуар (Matt, 2019), что позволяет в дальнейшем использовать эти методики в диагностической и исследовательской работе психолога.
Целью данной работы было определение взаимосвязи проявлений конгруэнтности студентов типу культуры и степени включенности в социальные группы с показателями их психологического (субъективного) благополучия.
В исследовании проверялись гипотезы о том, что проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с типом их культурной конгруэнтности: большее благополучие присуще студентам, имеющим среднюю выраженность конгруэнтности культуре. Предполагалось, студенты с сильно выраженной (жесткой) конгруэнтностью определенному типу культуры, или «неконгруэнтные» (не принимающие ценностно-нормативную систему культурной среды), обладают низким уровнем субъективного благополучия. Также ожидалось, что проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с включенностью в множественные социальные контакты, ощущением социальной поддержки и проявлением нормативности поведения выше среднего уровня.
Дизайн исследования строился на применении группового опроса с применением субъективных опросников. Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики для измерения трех групп параметров: отнесенности к культурным нормам и проявления культурной конгруэнтности, социальной включенности и психологического (субъективного) благополучия. Выборка составила 488 респондентов, студентов разных вузов Казани. Обработка данных проводилась с помощью методов частотного анализа, описательной статистики, линейной корреляции, t-критерия Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа при сравнении контрастных групп.
Исследование выполнялось как часть крупного международного проекта «DHF (Dignity-Honor-Face)», инициированного проф. П.Смитом, (Университет Сассекса, Великобритания), в котором приняли участие ученые из университетов 24 стран мира. В исследовании проведена проверка валидности в российской культуре двух новых диагностических методик: Шкала «Фрустрирующие ситуации (измерение отнесенности к культурам «достоинства», «лица», «чести»)» (P.Smith, 2019) и Нормативный поведенческий репертуар (Matt, 2019), что позволяет в дальнейшем использовать эти методики в диагностической и исследовательской работе психолога.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Выявлено, что около трети студентов имеют низкий уровень психологического благополучия, характеризующийся выраженностью тяжелого депрессивного состояния и неустойчивой самооценкой, что требует пристального внимания и своевременной психологической поддержки студентов.
2. Установлено, что тип восприятия культурной среды, как правило, «смешанный»: студенты воспринимают культуральные особенности окружения с позиций логик «Достоинства», «Лица» и «Чести», при несколько большей выраженности тенденций к восприятию культурной среды в логике культуры «Чести».
3. Культурным предиктором субъективного благополучия выступает внутренне непротиворечивое принятие (конгруэнтность) нормативных требований культурной среды. Ощущение собственной культурной неконгруэнтности (неприятие поведенческих норм в культурной среде) выступает предиктором психологического неблагополучия, обуславливая более высокий уровень депрессивного состояния. В качестве предикторов субъективного благополучия выступает также включенность в социальные группы.
В исследовании проверялись гипотезы о том, что проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с типом их культурной конгруэнтности: большее благополучие присуще студентам, имеющим среднюю выраженность конгруэнтности культуре. Предполагалось, студенты с сильно выраженной (жесткой) конгруэнтностью определенному типу культуры, или «неконгруэнтные» (не принимающие ценностно-нормативную систему культурной среды), обладают низким уровнем субъективного благополучия. Также ожидалось, что проявления психологического (субъективного) благополучия студентов связаны с включенностью в множественные социальные контакты, ощущением социальной поддержки и проявлением нормативности поведения выше среднего уровня.
Дизайн исследования строился на применении группового опроса с применением субъективных опросников. Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики для измерения трех групп параметров: отнесенности к культурным нормам и проявления культурной конгруэнтности, социальной включенности и психологического (субъективного) благополучия. Выборка составила 488 респондентов, студентов разных вузов Казани. Обработка данных проводилась с помощью методов частотного анализа, описательной статистики, линейной корреляции, t-критерия Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа при сравнении контрастных групп.
Исследование выполнялось как часть крупного международного проекта «DHF (Dignity-Honor-Face)», инициированного проф. П.Смитом, (Университет Сассекса, Великобритания), в котором приняли участие ученые из университетов 24 стран мира. В исследовании проведена проверка валидности в российской культуре двух новых диагностических методик: Шкала «Фрустрирующие ситуации (измерение отнесенности к культурам «достоинства», «лица», «чести»)» (P.Smith, 2019) и Нормативный поведенческий репертуар (Matt, 2019), что позволяет в дальнейшем использовать эти методики в диагностической и исследовательской работе психолога.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Выявлено, что около трети студентов имеют низкий уровень психологического благополучия, характеризующийся выраженностью тяжелого депрессивного состояния и неустойчивой самооценкой, что требует пристального внимания и своевременной психологической поддержки студентов.
2. Установлено, что тип восприятия культурной среды, как правило, «смешанный»: студенты воспринимают культуральные особенности окружения с позиций логик «Достоинства», «Лица» и «Чести», при несколько большей выраженности тенденций к восприятию культурной среды в логике культуры «Чести».
3. Культурным предиктором субъективного благополучия выступает внутренне непротиворечивое принятие (конгруэнтность) нормативных требований культурной среды. Ощущение собственной культурной неконгруэнтности (неприятие поведенческих норм в культурной среде) выступает предиктором психологического неблагополучия, обуславливая более высокий уровень депрессивного состояния. В качестве предикторов субъективного благополучия выступает также включенность в социальные группы.
Подобные работы
- Взаимосвязь смысловых образований и психологического благополучия личности студентов педагогических вузов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Психоэмоциональное благополучие в связи с особенностями психологической сепарации от родителей в ранней взрослости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ИНТЕГРАТИВНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Экономические убеждения как когнитивные факторы формирования субъективного экономического благополучия молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024



