СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Создание развивающей образовательной среды в современной школе
как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Развитие субъектности школьника как цель и результат создания
развивающей образовательной среды 16
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию развивающей среды на уроках гуманитарного цикла 29
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вопросительной
деятельности подростков как показателя развития их субъектности 51
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Создание развивающей образовательной среды в современной школе
как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Развитие субъектности школьника как цель и результат создания
развивающей образовательной среды 16
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию развивающей среды на уроках гуманитарного цикла 29
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вопросительной
деятельности подростков как показателя развития их субъектности 51
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Развитие личности школьника в современной системе образования обеспечивается преимущественно в процессе создания развивающей среды.В частности, это происходит за счет использования интерактивных техник взаимодействия учителя и обучающихся, обеспечивающих формирование субъектности школьников.Развитие личности школьника происходит преимущественно в процессе формирования универсальных учебных действий, которые представляют собой совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Современная образовательная среда должна обеспечить формирование у обучающихся:внутренней мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, установлению значимых социальных и межличностных отношений;обретению ценностно-смысловых установок, отражающих их личностную и гражданскую позицию.
Уроки гуманитарного цикла, на наш взгляд, обладают большим потенциалом для создания развивающей образовательной среды, которая обеспечивает формирование у учащихся субъектности, внутренней мотивации, критического мышления, а также творческой и познавательной активности.Это обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов в сфере образования и педагогической практики в области формирования развивающей образовательной среды школы позволил выявить противоречия.
- между необходимостью решения задачи формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла и недостаточности усилий со стороны учителей для ее реализации;
- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству образования и неготовности учителей к созданию развивающей среды как фактора формирования субъектности учащихся.
Все вышеперечисленное обусловливает актуальность выбранной темы и определяет проблему исследования следующим образом: каковы эффективные пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла в современной школе?
Объектом исследования является организация развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Предметом исследования явились пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Цель исследования состоит в выявлении эффективных путей и средств создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что педагогически верно структурированный и организованный урок с использованием элементов проблемного,эвристического обучения, творческих заданий и интерактивных технологий будет способствовать формированию комфортной психологической развивающей среды.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «развивающая образовательная среда» и особенности ее формирования на уроках гуманитарного цикла.
2. Раскрыть сущность понятия «субъектность школьника».
3. Изучить пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарных дисциплин.
4. Проанализировать опыт работы учителей по формированию
развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
5. Выявить наиболее продуктивные методы и средства формирования развивающей образовательной среды в современной школе.
Методологической основой исследования явились антропологический, аксиологический подходы, признающий высшей ценностью человека, а также системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам создания развивающей образовательной среды, а также формирования субъектности школьника как цели и результата её функционирования.
Методы исследования были отобраны исходя из гипотезы и задач представленной работы. Согласно логике исследования применялась следующая совокупность дополняющих друг друга методов:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; моделирование.
- эмпирические: опрос, беседа, эксперимент.
Базой исследования послужила СОШ № 5 города Елабуги. Опросом было охвачено 26 учащихся и 5 учителей СОШ № 5, а также 5 учителей гимназии № 2.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что: во-первых, осуществлен анализ особенностей формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла; во-вторых, определены психолого-педагогические условия организации эффективного процесса формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы студентами-практикантами и учителями-практиками в процессе решения задач создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В тексте выпускной квалификационной работы содержатся 2 таблицы.
Современная образовательная среда должна обеспечить формирование у обучающихся:внутренней мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, установлению значимых социальных и межличностных отношений;обретению ценностно-смысловых установок, отражающих их личностную и гражданскую позицию.
Уроки гуманитарного цикла, на наш взгляд, обладают большим потенциалом для создания развивающей образовательной среды, которая обеспечивает формирование у учащихся субъектности, внутренней мотивации, критического мышления, а также творческой и познавательной активности.Это обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов в сфере образования и педагогической практики в области формирования развивающей образовательной среды школы позволил выявить противоречия.
- между необходимостью решения задачи формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла и недостаточности усилий со стороны учителей для ее реализации;
- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству образования и неготовности учителей к созданию развивающей среды как фактора формирования субъектности учащихся.
Все вышеперечисленное обусловливает актуальность выбранной темы и определяет проблему исследования следующим образом: каковы эффективные пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла в современной школе?
Объектом исследования является организация развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Предметом исследования явились пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Цель исследования состоит в выявлении эффективных путей и средств создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что педагогически верно структурированный и организованный урок с использованием элементов проблемного,эвристического обучения, творческих заданий и интерактивных технологий будет способствовать формированию комфортной психологической развивающей среды.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «развивающая образовательная среда» и особенности ее формирования на уроках гуманитарного цикла.
2. Раскрыть сущность понятия «субъектность школьника».
3. Изучить пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарных дисциплин.
4. Проанализировать опыт работы учителей по формированию
развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
5. Выявить наиболее продуктивные методы и средства формирования развивающей образовательной среды в современной школе.
Методологической основой исследования явились антропологический, аксиологический подходы, признающий высшей ценностью человека, а также системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам создания развивающей образовательной среды, а также формирования субъектности школьника как цели и результата её функционирования.
Методы исследования были отобраны исходя из гипотезы и задач представленной работы. Согласно логике исследования применялась следующая совокупность дополняющих друг друга методов:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; моделирование.
- эмпирические: опрос, беседа, эксперимент.
Базой исследования послужила СОШ № 5 города Елабуги. Опросом было охвачено 26 учащихся и 5 учителей СОШ № 5, а также 5 учителей гимназии № 2.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что: во-первых, осуществлен анализ особенностей формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла; во-вторых, определены психолого-педагогические условия организации эффективного процесса формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы студентами-практикантами и учителями-практиками в процессе решения задач создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В тексте выпускной квалификационной работы содержатся 2 таблицы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы синтезировали и раскрыли свое понимание развивающей образовательной среды: «Развивающая образовательная среда школы - это упорядоченное гуманное образовательно-воспитательное пространство, обеспечивающее интеллектуальное, личностное саморазвитие и самореализацию всех субъектов образовательного процесса средствами создания атмосферы культурного сотрудничества, интеллектуального поиска и творческой деятельности».
Также мы определили для себя главную цель создания и функционирования развивающей среды - формирование субъектности школьника. Целью современного школьного образования является вооружение учащегося знаниями, умениями и навыками, опытом, которые будут способствовать становлению его как субъекта - личности самостоятельной, самокритичной, умеющей адаптироваться в динамично меняющемся обществе.
Субъектность - это формируемая система свойств субъекта, осознаваемая им самим и активно актуализирующаяся в процессе деятельности. Субъектностью обладает личность, способная к самоуправлению и самоорганизации в процессе обучения. Субъект характеризуется желанием учиться, знанием того, что значит учиться, владением умениями учиться.
Старший подростковый возраст - это благоприятный период для становления личности, время познания отношений с окружающими. Педагоги должны использовать возможности этого возраста и создавать условия для разностороннего развития подростков в процессе обучения. Но, как показало анкетирование педагогов, не все учителя обладают достаточными знаниями конкретных способов успешной активации самостоятельности учащихся, многие не используют современные образовательные технологии и приемы формирования критического мышления учащихся.
Формирование и осознание учащимся своей субъектности - важный, определяющий результат воздействия на него развивающей образовательной среды. Свойства и качества, взаимосвязь которых составляет субъектную позицию учащегося, формируются только в процессе активной осознанной деятельности. Субъектность является динамической характеристикой, обладающей свойствами процесса, и её развитие неразрывно связано с формированием критического мышления подростков.
Анализ опыта работы учителей по созданию развивающей образовательной среды показал, что использование активных методов обучения, интерактивных, здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-познавательном процессе современной школы способствует развитию качеств и способностей учащихся, необходимых не только в учебно-познавательной деятельности, но и в обычной жизни. Среди них: способность думать критически, уметь работать совместно с другими людьми, осознавать важность и значимость самообразования в жизни человека, брать на себя ответственность за собственное образование и развитие, творчески решать насущные проблемы.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по развитию вопросительной деятельности старшеклассников продемонстрировала необходимость создания специальных условий, способствующих актуализации субъектности подростков.
Процесс формирования развивающей образовательной среды будет эффективным, если:
-если будут учтены возрастные и психологические особенности школьников;
- на уроках будут использоваться активные методы и интерактивные технологии обучения, актуализирующие активность и обеспечивающие развитие самостоятельности школьника;
- учитель будет тщательно отбирать содержание учебного материала для усвоения учащимися на уроке и дома;
- будет создана ситуация партнерских отношений между учителем и классом, самими учащимися на уроке;
- на уроке будут использоваться проблемные и эвристические ситуации с активным вовлечением учащихся в их разрешение;
- подросткам будет предоставлен выбор уровня сложности заданий и видов деятельности;
- в учебно-воспитательном процессе будет использоваться система поощрения творческой активной и сознательной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вышеперечисленные условия были созданы нами на уроках русского языка и литературы в 11 классе школы №5 города Елабуги в процессе педагогической практики, в результате чего учащиеся активно вовлекались в работу, участвовали в дискуссиях, задавали и оценивали вопросы, с интересом решали проблемные ситуации, что способствовало формированию их субъектной позиции. Подростки стали проявлять большую заинтересованность при изучении литературных произведений, а вопросы учащихся стали грамотнее и целесообразнее. Это помогло им при анализе и интерпретации художественных текстов на уроке литературы.
Таким образом, практическая реализация всех перечисленных условий формирования субъектности учащихся позволила оживить и активизировать учебный процесс, актуализировать активность учеников, тем самым обеспечивая формирование развивающей среды на уроках гуманитарного цикла. Проанализировав опыт педагогов и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что формирование развивающей образовательной среды и достижение ее главной цели - субъектности учащихся должно осуществляться, как на уроках гуманитарного цикла, так и в образовательном процессе в целом.
Также мы определили для себя главную цель создания и функционирования развивающей среды - формирование субъектности школьника. Целью современного школьного образования является вооружение учащегося знаниями, умениями и навыками, опытом, которые будут способствовать становлению его как субъекта - личности самостоятельной, самокритичной, умеющей адаптироваться в динамично меняющемся обществе.
Субъектность - это формируемая система свойств субъекта, осознаваемая им самим и активно актуализирующаяся в процессе деятельности. Субъектностью обладает личность, способная к самоуправлению и самоорганизации в процессе обучения. Субъект характеризуется желанием учиться, знанием того, что значит учиться, владением умениями учиться.
Старший подростковый возраст - это благоприятный период для становления личности, время познания отношений с окружающими. Педагоги должны использовать возможности этого возраста и создавать условия для разностороннего развития подростков в процессе обучения. Но, как показало анкетирование педагогов, не все учителя обладают достаточными знаниями конкретных способов успешной активации самостоятельности учащихся, многие не используют современные образовательные технологии и приемы формирования критического мышления учащихся.
Формирование и осознание учащимся своей субъектности - важный, определяющий результат воздействия на него развивающей образовательной среды. Свойства и качества, взаимосвязь которых составляет субъектную позицию учащегося, формируются только в процессе активной осознанной деятельности. Субъектность является динамической характеристикой, обладающей свойствами процесса, и её развитие неразрывно связано с формированием критического мышления подростков.
Анализ опыта работы учителей по созданию развивающей образовательной среды показал, что использование активных методов обучения, интерактивных, здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-познавательном процессе современной школы способствует развитию качеств и способностей учащихся, необходимых не только в учебно-познавательной деятельности, но и в обычной жизни. Среди них: способность думать критически, уметь работать совместно с другими людьми, осознавать важность и значимость самообразования в жизни человека, брать на себя ответственность за собственное образование и развитие, творчески решать насущные проблемы.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по развитию вопросительной деятельности старшеклассников продемонстрировала необходимость создания специальных условий, способствующих актуализации субъектности подростков.
Процесс формирования развивающей образовательной среды будет эффективным, если:
-если будут учтены возрастные и психологические особенности школьников;
- на уроках будут использоваться активные методы и интерактивные технологии обучения, актуализирующие активность и обеспечивающие развитие самостоятельности школьника;
- учитель будет тщательно отбирать содержание учебного материала для усвоения учащимися на уроке и дома;
- будет создана ситуация партнерских отношений между учителем и классом, самими учащимися на уроке;
- на уроке будут использоваться проблемные и эвристические ситуации с активным вовлечением учащихся в их разрешение;
- подросткам будет предоставлен выбор уровня сложности заданий и видов деятельности;
- в учебно-воспитательном процессе будет использоваться система поощрения творческой активной и сознательной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вышеперечисленные условия были созданы нами на уроках русского языка и литературы в 11 классе школы №5 города Елабуги в процессе педагогической практики, в результате чего учащиеся активно вовлекались в работу, участвовали в дискуссиях, задавали и оценивали вопросы, с интересом решали проблемные ситуации, что способствовало формированию их субъектной позиции. Подростки стали проявлять большую заинтересованность при изучении литературных произведений, а вопросы учащихся стали грамотнее и целесообразнее. Это помогло им при анализе и интерпретации художественных текстов на уроке литературы.
Таким образом, практическая реализация всех перечисленных условий формирования субъектности учащихся позволила оживить и активизировать учебный процесс, актуализировать активность учеников, тем самым обеспечивая формирование развивающей среды на уроках гуманитарного цикла. Проанализировав опыт педагогов и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что формирование развивающей образовательной среды и достижение ее главной цели - субъектности учащихся должно осуществляться, как на уроках гуманитарного цикла, так и в образовательном процессе в целом.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание на уроках истории (Благовещенский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов
на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕКТОРИЙ» В СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023



