Стратегия национальной безопасности и политика России в Арктике в 2008-2018 гг.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. РОЛЬ АРКТИКИ В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В 2008-2018 ГГ 9
РАЗДЕЛ II. АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РФ И ПОЛИТИКА АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ
СТРАНАМИ 22
РАЗДЕЛ III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В АРКТИКЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ I. РОЛЬ АРКТИКИ В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В 2008-2018 ГГ 9
РАЗДЕЛ II. АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РФ И ПОЛИТИКА АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ
СТРАНАМИ 22
РАЗДЕЛ III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В АРКТИКЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Постановка проблемы. Арктический регион является ярким примером того, насколько стремительно меняется современный мир. Необходимо отметить, что в рамках международных отношений данный регион буквально на глазах становится одним из основных объектов повышенного внимания,, центром взаимодействия ряда государств, а также крупнейших национальных и транснациональных корпораций. Именно здесь, в самой северной точке планеты, в наиболее концентрированном виде столкнулись геополитические и экономические интересы ведущих мировых держав. В связи с вышеупомянутыми фактами, научной задачей моей работы является попытка внести свой вклад в разработку теории многостороннего сотрудничества в условиях глобального противостояния на примере политики Российской Федерации в Арктическом регионе в XXI веке.
Актуальность темы исследования. Арктическая зона Российской Федерации является регионом особых стратегических и экономических интересов государства и нашего общества в целом. Растущий интерес к освоению Арктики проявляют также ряд других государства. Согласно действующему международному законодательству - лишь 5 государств, чьи береговые линии выходят непосредственно к Северному Ледовитому океану: Канада, Норвегия, Дания, США и Россия. Северные прибрежные территории, и их богатства, являются будущим экономическим базисом России и зоной развития международных отношений. Географическое положение, природные ресурсы, научная и оборонная значимость Арктики придает важность региону с точки зрения международных геополитических отношений. Чёткое понимание и дальнейшее изучение особенностей и перспектив Арктики необходимо для эффективного развития региона.
Глобальные экологические изменения в последнее время активно влияют на актуальность региона, показывая возможные перспективы для концентрации геополитических и экономических интересов в арктическом регионе.
Арктика может стать территорией партнерства в сфере высоких технологий, территорией, где совместными усилиями арктических государств могли бы решаться такие задачи как адаптация к арктическим условиям и разработка новых базовых технологий, обеспечивающих повышение эффективности хозяйственной деятельности в арктических условиях, рост конкурентоспособности производимой продукции, снижение энерго и ресурсозатрат, а также рисков техногенных катастроф и др.
Научная же актуальность работы обусловлена важностью разработки теории многостороннего сотрудничества в условиях глобального противостояния на примере политики России в Арктике в 21 веке для преодоления геополитических кризисов и снижения риска мировых войн.
Объектом исследования выступают внешняя политика России в Арктике 2008-2018 гг.
Предметом исследования являются аспекты соперничества и сотрудничества России со странами арктической зоной в 2008-2018 гг.
Цель исследования: проанализировать стратегию национальной безопасности и политику России в Арктическом регионе в 2008-2018 гг.
Задачи исследования:
1) рассмотреть стратегию национальной безопасности Российской Федерации в 2008-2018 гг., в частности арктическое направление;
2) соотнести арктическую стратегию РФ с политикой арктических стран, обозначив особенности соперничества сторон;
3) проанализировать аспекты сотрудничества государств в Арктике.
Степень изученности. Проблеме арктической политики и стратегии
РФ посвящены работы как отечественных авторов, так и зарубежных.
Из отечественных специалистов, исследовавших проблему использования природных ресурсов Арктики, а также развития северных регионов, следует отметить Булатова В. Н. , Ивашова Л. Г.2, Липину С. А.3, Меркулова В. И.4.
Стратегии государств в Арктике анализируют такие учёные, как - Казаков М. А., Лысцев М. С.5, Добромыслов В. Ю.6, Конышев В. Н., Сергунин А. А7., Морозов Ю. В. 8 .
Разбор целого спектра проблем, связанных с нахождением и эксплуатацией месторождений Арктики, устойчивым развитием данного региона и сотрудничество стран в будущем, всё это представлено в публикациях зарубежных учёных из США: Миллер Л. Х. 9, Смит М.10; из Канады: Ротвель Д. , Хуберт Р.12, Лассерр Ф13.; из Норвегии: Столтенберг T14, из Дании: Ларсен Ж. Н. 15.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008г. по 2018г. Верхняя граница хронологических рамок связана с утверждением в сентябре 2008г. президентом Д. Медведевым документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020г. и дальнейшую перспективу». Конечные рамки ограничены 2018 годом, это объясняется подписанием Президентом РФ федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , а именно о введении ряда полномочий в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием северного морского пути, а также инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории северного морского пути. Для более глубокого понимания взаимодействия стран в арктической зоне необходимо обращение к более ранним этапам взаимодействия стран региона, начиная с 1980-ых.
Методологические основы исследования. Методологической основой исследования послужили работы Конышева В. Н. и Сергунина А. А. , в которых Арктика рассматривалась не местом споров и конфликтов, а особым регионом международного сотрудничества, которое являлось бы гарантом безопасности в регионе. В работе используется институциональный подход при геополитическом рассмотрении деятельности стран Арктического региона, системный подход при изучении Арктического региона как системы интересов каждой из стран Арктического региона.
Методы исследования. Индуктивный и сравнительный методы были использованы для составления общей картины, рассмотрев в начале геостратегические факторы и геополитические вызовы и перейдя к стратегии и политике государств Арктического региона. Проблемный метод позволил нам проанализировать влияние изменения климата Арктики на политику и стратегия стран Арктического региона. Также были использованы такие методы, как хронологический, для выстраивания логической связи действий, предпринятых участниками Арктического региона, и стратегический анализ для составление общей картины ресурсной базы геополитических игроков. Был также использован принцип историзма и объективности, что позволило мне рассмотреть определённый период событий, опираясь на факты в их истинном содержании.
Источниковая база исследования.
Источниковую базу исследования составили несколько групп источников.
Во-первых, нормативно-правовые акты, которые регулируют политику России в арктическом регионе . Поскольку второй раздел содержит большой блок информации по поводу стратегий арктических и внерегиональных стран, был совершён разбор и анализ этих документов.
Более того, в работе были использованы документы международных организаций , важнейшие декларации по вопросам развития Арктики.
Также были использованы выступления глав государств , материалы новостных ресурсов официальных сайтов международных организаций , арктических университетов .
Научная новизна заключается в том, что принимается попытка провести комплексное исследование арктической стратегии и политики России в 2008-2018 гг. путём исследования аспектов соперничества и сотрудничества государств, заинтересованных в освоении Арктического региона.
Научно-практическая значимость.
Положения и выводы настоящей работы могут быть использованы в дальнейшем исследовании арктической политики России и при составлении учебных программ по современным международным отношениям и внешней политики Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и использованных источников.
Актуальность темы исследования. Арктическая зона Российской Федерации является регионом особых стратегических и экономических интересов государства и нашего общества в целом. Растущий интерес к освоению Арктики проявляют также ряд других государства. Согласно действующему международному законодательству - лишь 5 государств, чьи береговые линии выходят непосредственно к Северному Ледовитому океану: Канада, Норвегия, Дания, США и Россия. Северные прибрежные территории, и их богатства, являются будущим экономическим базисом России и зоной развития международных отношений. Географическое положение, природные ресурсы, научная и оборонная значимость Арктики придает важность региону с точки зрения международных геополитических отношений. Чёткое понимание и дальнейшее изучение особенностей и перспектив Арктики необходимо для эффективного развития региона.
Глобальные экологические изменения в последнее время активно влияют на актуальность региона, показывая возможные перспективы для концентрации геополитических и экономических интересов в арктическом регионе.
Арктика может стать территорией партнерства в сфере высоких технологий, территорией, где совместными усилиями арктических государств могли бы решаться такие задачи как адаптация к арктическим условиям и разработка новых базовых технологий, обеспечивающих повышение эффективности хозяйственной деятельности в арктических условиях, рост конкурентоспособности производимой продукции, снижение энерго и ресурсозатрат, а также рисков техногенных катастроф и др.
Научная же актуальность работы обусловлена важностью разработки теории многостороннего сотрудничества в условиях глобального противостояния на примере политики России в Арктике в 21 веке для преодоления геополитических кризисов и снижения риска мировых войн.
Объектом исследования выступают внешняя политика России в Арктике 2008-2018 гг.
Предметом исследования являются аспекты соперничества и сотрудничества России со странами арктической зоной в 2008-2018 гг.
Цель исследования: проанализировать стратегию национальной безопасности и политику России в Арктическом регионе в 2008-2018 гг.
Задачи исследования:
1) рассмотреть стратегию национальной безопасности Российской Федерации в 2008-2018 гг., в частности арктическое направление;
2) соотнести арктическую стратегию РФ с политикой арктических стран, обозначив особенности соперничества сторон;
3) проанализировать аспекты сотрудничества государств в Арктике.
Степень изученности. Проблеме арктической политики и стратегии
РФ посвящены работы как отечественных авторов, так и зарубежных.
Из отечественных специалистов, исследовавших проблему использования природных ресурсов Арктики, а также развития северных регионов, следует отметить Булатова В. Н. , Ивашова Л. Г.2, Липину С. А.3, Меркулова В. И.4.
Стратегии государств в Арктике анализируют такие учёные, как - Казаков М. А., Лысцев М. С.5, Добромыслов В. Ю.6, Конышев В. Н., Сергунин А. А7., Морозов Ю. В. 8 .
Разбор целого спектра проблем, связанных с нахождением и эксплуатацией месторождений Арктики, устойчивым развитием данного региона и сотрудничество стран в будущем, всё это представлено в публикациях зарубежных учёных из США: Миллер Л. Х. 9, Смит М.10; из Канады: Ротвель Д. , Хуберт Р.12, Лассерр Ф13.; из Норвегии: Столтенберг T14, из Дании: Ларсен Ж. Н. 15.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008г. по 2018г. Верхняя граница хронологических рамок связана с утверждением в сентябре 2008г. президентом Д. Медведевым документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020г. и дальнейшую перспективу». Конечные рамки ограничены 2018 годом, это объясняется подписанием Президентом РФ федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , а именно о введении ряда полномочий в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием северного морского пути, а также инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории северного морского пути. Для более глубокого понимания взаимодействия стран в арктической зоне необходимо обращение к более ранним этапам взаимодействия стран региона, начиная с 1980-ых.
Методологические основы исследования. Методологической основой исследования послужили работы Конышева В. Н. и Сергунина А. А. , в которых Арктика рассматривалась не местом споров и конфликтов, а особым регионом международного сотрудничества, которое являлось бы гарантом безопасности в регионе. В работе используется институциональный подход при геополитическом рассмотрении деятельности стран Арктического региона, системный подход при изучении Арктического региона как системы интересов каждой из стран Арктического региона.
Методы исследования. Индуктивный и сравнительный методы были использованы для составления общей картины, рассмотрев в начале геостратегические факторы и геополитические вызовы и перейдя к стратегии и политике государств Арктического региона. Проблемный метод позволил нам проанализировать влияние изменения климата Арктики на политику и стратегия стран Арктического региона. Также были использованы такие методы, как хронологический, для выстраивания логической связи действий, предпринятых участниками Арктического региона, и стратегический анализ для составление общей картины ресурсной базы геополитических игроков. Был также использован принцип историзма и объективности, что позволило мне рассмотреть определённый период событий, опираясь на факты в их истинном содержании.
Источниковая база исследования.
Источниковую базу исследования составили несколько групп источников.
Во-первых, нормативно-правовые акты, которые регулируют политику России в арктическом регионе . Поскольку второй раздел содержит большой блок информации по поводу стратегий арктических и внерегиональных стран, был совершён разбор и анализ этих документов.
Более того, в работе были использованы документы международных организаций , важнейшие декларации по вопросам развития Арктики.
Также были использованы выступления глав государств , материалы новостных ресурсов официальных сайтов международных организаций , арктических университетов .
Научная новизна заключается в том, что принимается попытка провести комплексное исследование арктической стратегии и политики России в 2008-2018 гг. путём исследования аспектов соперничества и сотрудничества государств, заинтересованных в освоении Арктического региона.
Научно-практическая значимость.
Положения и выводы настоящей работы могут быть использованы в дальнейшем исследовании арктической политики России и при составлении учебных программ по современным международным отношениям и внешней политики Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и использованных источников.
Ценность Арктики возрастает с каждым днём многократно, ведь осуществились открытие крупнейших месторождений нефти (Приразломное, Долгинское, Варандейское, Медынское) и природного газа (Тазовское, Русановское, Лудловское, Штокмановское). Вдобавок к этому в связи с потеплением климата, что приводит к таянию льдов и становится возможным судоходства в регионе, существенным становится вклад северных морских путей в мировое судоходство. Следственно, арктические земли со своими вытекающими северными морями становятся объектами повышенного экономического, политического и стратегического интереса ведущих государств и других акторов мира.
Всё это может быть объяснено, безусловно, экономическими выгодами, которые предлагает Арктика: на фоне того, что мировые цены на энергоносители возрастают с каждым днём в силу их ограниченности, в арктической зоне хранятся ощутимые по количеству запасы нефти и газа.
Интенсивные темпы освоения Арктики придают существенные импульсы многим проектным начинаниям в таких глобальных сферах, как безопасность, развитие промышленности, инфраструктуры и логистики, вопросы изменения климата и экологии. Принимая во внимание то, что Арктика является объектом повышенного внимания как России, так и других региональных стран - Соединённых Штатов Америки, Канады, Королевства Дания, Королевства Норвегия, а также целого ряда стран Европейского союза и Тихоокеанского региона, разрешение глобальных проблем и вызовов Арктики будет в большей степени определяться лишь посредством дальнейшего международного взаимодействия, то есть теснейшего сотрудничества.
Как уже упоминалось выше, Российская Федерация обладает исключительным геополитическим положением в Арктике. Следовательно, разрешение большинства проблем и вызовов касаемо Арктики не смогут не обойти участия Российской Федерации, ведь на Россию приходится практически половина территории и акватории, окружённой Северным полярным кругом.
Что касается международного взаимодействия в деле Арктики, то это направление представляется самым важным и передовым в стратегии и политике России. Ведь, действительно, в регионе принадлежность ресурсов в регионе не может ставиться под сомнение, большая их часть уже поделена между арктическими странами. «Как подсчитали наши датские коллеги, 97% всех известных разведанных и потенциальных запасов природных ресурсов в Арктике находится в зоне суверенитета, суверенных прав и юрисдикции арктических государств. Иными словами, делить в Арктике нечего. Почвы
для конфликта нет, разумеется, если не менять общепринятых "правил игры", т.е. норм международного права».
Арктика является одним из наиболее богатых ресурсами регионов планеты. Наличие больших запасов минерального сырья на арктическом шельфе подтверждается практически всеми экспертными оценками. Современный уровень развития технологий, позволяющий заниматься разработкой месторождений даже в трудных природных условиях, не только делает особо актуальным международное сотрудничество в этом регионе, но и обостряет соперничество.
Арктика - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а так же прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Здесь, как было сказано ранее, содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. А в связи с тем, что на сегодняшний день энергетические проблемы в международных отношениях выходят на передний план, Арктика начинает играть важную роль на международной арене. Основных акторов, имеющие притязания на Арктическом регионе: 1) пять официальных арктических государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и США; 2) страны, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но находящиеся в непосредственной близости к Полярному кругу. Это Исландия, Швеция и Финляндия; 3) международные организации стран Запада (НАТО, Европейский союз); 4) страны Азии, а именно Китай, Южная Корея, Япония и так далее. Существуют два подхода, к определению правового режима Арктического региона. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международноправовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан рассматривается как особый вид государственной территории пяти прилегающих к нему стран мира, которые разделили океан на полярные секторы, входящие в состав государственной территории. «Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.» установила территориальное море шириной до 12 миль, на которое распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, что представляет 370 км., отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные органы заявку на разработку глубоководных ресурсов морского дна. Исходя, из противоречия этих подходов, следует, что международноправовой статус до сих пор не определен. Таким образом, с одной стороны в Арктике, растет конкуренция между основными игроками, стремящимися добиться усиления своих позиций в регионе, с другой, ни один крупный проект не может быть реализован какой бы то ни было арктической страной в одиночку. Налаживание полноценного и разностороннего сотрудничества между арктическими странами является залогом нахождения адекватных ответов на новые угрозы и вызовы, связанные, например, с проблемами экологической безопасности, вызванными климатическими изменениями и имеющими, в этой связи невоенный характер. Для того чтобы выявить международно - правовой статус Арктики, мы рассмотрели основные документы, действующие в регионе: 1) Стратегия РФ в Арктике; 2) Стратегии арктических и внерегиональных стран; 3) Российско-норвежское соглашения, регулирующее вопросы двустороннего межгосударственного сотрудничества на субрегиональном уровне - Баренцева (Евроарктическго) региона; 4) Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике, которая посвящена стратегическому планированию деятельности по защите окружающей среды в Арктике; 5) Декларация об учреждении Арктического совета, провозглашающая его создание. И сделали вывод, что правовое пространство Арктики находится в процессе формирования, отсюда следует, международно-правовой статус Арктики по-прежнему остается неопределенным. Все приарктические государства, так или иначе, выступают за охрану окружающей среды и безопасное развитие данного региона.
Однако существует ряд противоречий, касающийся разработки континентального шельфа и его правовой принадлежности. И данные противоречия до сих пор остаются нерешенными. Рассмотрев некоторые особенности стратегий государств в Арктике, мы сделали вывод, что циркумполярные и внеарктические государства имеют свою собственную политику, которая достаточно четко подкреплена национальными арктическими стратегиями. При этом мы можем видеть, что стратегии государств имеют некоторые точки соприкосновения и отсюда потенциальная возможность возникновения различного рода конфликтных ситуаций. Например, столкновение России и США на почве военного присутствия в Арктическом регионе, а так же столкновения интересов по поводу энергетических ресурсов. Более того неопределенный международноправовой статус Арктического региона создает благодатную почву для возникновения конфликтных ситуаций.
Соответственно, противостояние в Арктике имеет достаточно противоречивый характер. С одной стороны, государства стремятся к международному сотрудничеству и мирному сосуществованию в регионе. С другой, каждая из стран пытается достичь своих собственных интересов в ущерб другим приарктическим акторам.
Таким образом, в данной работе было произведено исследование сравнительного анализа стратегий всех заинтересованных государств в освоении Арктики.
В втором разделе по поставленным во введении задачам были достигнуты следующие результаты: проведён анализ теоретических положений, степени разработанности и международной практики сравнительного анализа стратегий стран.
В третьем разделе было выяснено, что Арктическая зона России является крупномасштабной площадкой сотрудничества в сферах развития совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях знаний, обеспечения социально-экономической и экологической безопасности региона.
Также было заключено то, что продолжением международного взаимодействия является залогом успеха в приобретении новых знаний о глобальных природно-климатических процессах Земли и об особенностях устойчивости арктических экосистем в интересах укрепления экологической безопасности Арктики.
Для России Арктика - это отправная точка в построении сбалансированного мира в рамках международных отношений. Разработка стратегий и методов развития Арктики имеет огромное влияние на всемирную экономику, климат и многие другие аспекты. В соответствии с тем, какие угрозы могут нависнуть над этим регионом, большое значение должно уделяться стратегии управления и изменения ситуации на этих территориях. В ходе работы был проведен сравнительный анализ принципов разработки и механизмов реализации геоэкономических стратегий в циркумолярных странах.
Всё это может быть объяснено, безусловно, экономическими выгодами, которые предлагает Арктика: на фоне того, что мировые цены на энергоносители возрастают с каждым днём в силу их ограниченности, в арктической зоне хранятся ощутимые по количеству запасы нефти и газа.
Интенсивные темпы освоения Арктики придают существенные импульсы многим проектным начинаниям в таких глобальных сферах, как безопасность, развитие промышленности, инфраструктуры и логистики, вопросы изменения климата и экологии. Принимая во внимание то, что Арктика является объектом повышенного внимания как России, так и других региональных стран - Соединённых Штатов Америки, Канады, Королевства Дания, Королевства Норвегия, а также целого ряда стран Европейского союза и Тихоокеанского региона, разрешение глобальных проблем и вызовов Арктики будет в большей степени определяться лишь посредством дальнейшего международного взаимодействия, то есть теснейшего сотрудничества.
Как уже упоминалось выше, Российская Федерация обладает исключительным геополитическим положением в Арктике. Следовательно, разрешение большинства проблем и вызовов касаемо Арктики не смогут не обойти участия Российской Федерации, ведь на Россию приходится практически половина территории и акватории, окружённой Северным полярным кругом.
Что касается международного взаимодействия в деле Арктики, то это направление представляется самым важным и передовым в стратегии и политике России. Ведь, действительно, в регионе принадлежность ресурсов в регионе не может ставиться под сомнение, большая их часть уже поделена между арктическими странами. «Как подсчитали наши датские коллеги, 97% всех известных разведанных и потенциальных запасов природных ресурсов в Арктике находится в зоне суверенитета, суверенных прав и юрисдикции арктических государств. Иными словами, делить в Арктике нечего. Почвы
для конфликта нет, разумеется, если не менять общепринятых "правил игры", т.е. норм международного права».
Арктика является одним из наиболее богатых ресурсами регионов планеты. Наличие больших запасов минерального сырья на арктическом шельфе подтверждается практически всеми экспертными оценками. Современный уровень развития технологий, позволяющий заниматься разработкой месторождений даже в трудных природных условиях, не только делает особо актуальным международное сотрудничество в этом регионе, но и обостряет соперничество.
Арктика - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а так же прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Здесь, как было сказано ранее, содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. А в связи с тем, что на сегодняшний день энергетические проблемы в международных отношениях выходят на передний план, Арктика начинает играть важную роль на международной арене. Основных акторов, имеющие притязания на Арктическом регионе: 1) пять официальных арктических государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и США; 2) страны, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но находящиеся в непосредственной близости к Полярному кругу. Это Исландия, Швеция и Финляндия; 3) международные организации стран Запада (НАТО, Европейский союз); 4) страны Азии, а именно Китай, Южная Корея, Япония и так далее. Существуют два подхода, к определению правового режима Арктического региона. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международноправовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан рассматривается как особый вид государственной территории пяти прилегающих к нему стран мира, которые разделили океан на полярные секторы, входящие в состав государственной территории. «Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.» установила территориальное море шириной до 12 миль, на которое распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, что представляет 370 км., отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные органы заявку на разработку глубоководных ресурсов морского дна. Исходя, из противоречия этих подходов, следует, что международноправовой статус до сих пор не определен. Таким образом, с одной стороны в Арктике, растет конкуренция между основными игроками, стремящимися добиться усиления своих позиций в регионе, с другой, ни один крупный проект не может быть реализован какой бы то ни было арктической страной в одиночку. Налаживание полноценного и разностороннего сотрудничества между арктическими странами является залогом нахождения адекватных ответов на новые угрозы и вызовы, связанные, например, с проблемами экологической безопасности, вызванными климатическими изменениями и имеющими, в этой связи невоенный характер. Для того чтобы выявить международно - правовой статус Арктики, мы рассмотрели основные документы, действующие в регионе: 1) Стратегия РФ в Арктике; 2) Стратегии арктических и внерегиональных стран; 3) Российско-норвежское соглашения, регулирующее вопросы двустороннего межгосударственного сотрудничества на субрегиональном уровне - Баренцева (Евроарктическго) региона; 4) Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике, которая посвящена стратегическому планированию деятельности по защите окружающей среды в Арктике; 5) Декларация об учреждении Арктического совета, провозглашающая его создание. И сделали вывод, что правовое пространство Арктики находится в процессе формирования, отсюда следует, международно-правовой статус Арктики по-прежнему остается неопределенным. Все приарктические государства, так или иначе, выступают за охрану окружающей среды и безопасное развитие данного региона.
Однако существует ряд противоречий, касающийся разработки континентального шельфа и его правовой принадлежности. И данные противоречия до сих пор остаются нерешенными. Рассмотрев некоторые особенности стратегий государств в Арктике, мы сделали вывод, что циркумполярные и внеарктические государства имеют свою собственную политику, которая достаточно четко подкреплена национальными арктическими стратегиями. При этом мы можем видеть, что стратегии государств имеют некоторые точки соприкосновения и отсюда потенциальная возможность возникновения различного рода конфликтных ситуаций. Например, столкновение России и США на почве военного присутствия в Арктическом регионе, а так же столкновения интересов по поводу энергетических ресурсов. Более того неопределенный международноправовой статус Арктического региона создает благодатную почву для возникновения конфликтных ситуаций.
Соответственно, противостояние в Арктике имеет достаточно противоречивый характер. С одной стороны, государства стремятся к международному сотрудничеству и мирному сосуществованию в регионе. С другой, каждая из стран пытается достичь своих собственных интересов в ущерб другим приарктическим акторам.
Таким образом, в данной работе было произведено исследование сравнительного анализа стратегий всех заинтересованных государств в освоении Арктики.
В втором разделе по поставленным во введении задачам были достигнуты следующие результаты: проведён анализ теоретических положений, степени разработанности и международной практики сравнительного анализа стратегий стран.
В третьем разделе было выяснено, что Арктическая зона России является крупномасштабной площадкой сотрудничества в сферах развития совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях знаний, обеспечения социально-экономической и экологической безопасности региона.
Также было заключено то, что продолжением международного взаимодействия является залогом успеха в приобретении новых знаний о глобальных природно-климатических процессах Земли и об особенностях устойчивости арктических экосистем в интересах укрепления экологической безопасности Арктики.
Для России Арктика - это отправная точка в построении сбалансированного мира в рамках международных отношений. Разработка стратегий и методов развития Арктики имеет огромное влияние на всемирную экономику, климат и многие другие аспекты. В соответствии с тем, какие угрозы могут нависнуть над этим регионом, большое значение должно уделяться стратегии управления и изменения ситуации на этих территориях. В ходе работы был проведен сравнительный анализ принципов разработки и механизмов реализации геоэкономических стратегий в циркумолярных странах.
Подобные работы
- Арктическая политика России в эпоху глобальных вызовов/рисков
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИТАЛИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТИТУТЫ
Диссертации (РГБ), международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Взаимоотношения КНР и РФ на современном этапе (2013-2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
THE ARCTIC REGION IN THE 21ST CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS
OF ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие России и США в области культуры в XXI веке
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Энергетическая безопасность КНР в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕСТО И РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ
СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШВЕЦИИ 2011-2018 ГГ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



