Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИНЯТИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Работа №35942

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Теоретическая основа принятия этнополитических решений 7
Раздел II. Этапы построения политической повестки дня и формирования
проектов этнополитических решений 23
Раздел III. Этап утверждения этнополитического решения 39
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 66



Актуальность темы исследования. Регулирование этнических процессов в полиэтничных государствах, таких как Российская Федерация, представляет собой сложный, многомерный законотворческий, нормоприменительный, административный и межличностный процесс. Существование различных этнических групп является значимым фактором для функционирования политической системы и её трансформации, что побуждает ученых исследовать этнополитические процессы в качестве объекта управления. Кроме того, значимым фактором для изучения принятия этнополитических решений являются процессы «этнического возрождения», а так же возрастающая роль этнического фактора в отечественной политике с конца 1980-х годов, связанная с распадом СССР и возникновением центробежных тенденций и межэтнических конфликтов.
Актуальность данного исследования определяется тем, что Россия столкнулась с необходимостью выбора нового стиля управления этническими процессами. Современный опыт принятия политических решений в России и зарубежом доказывает, что при разработке и реализации различных государственных программ социально-экономического развития регионов не всегда учитываются национальные особенности территорий, а именно отдельных районов компактного проживания, диаспор и землячеств, коренных малочисленных народов и других этнических общин. В этой связи особенно важно изучить механизмы и инструменты регулирования этнических процессов, раскрыть сущность этнополитических проблем, требующих незамедлительного решения, а так же особенности и содержание самого процесса принятия этнополитических решения в целях минимизации принятий неэффективных решений в будущем.
Степень научной разработанности. Феномен принятия этнополитических решений сложен и многогранен, так как он является предметом изучения как политико-управленческих наук, так и этнополитологии. Исследуемая тема имеет низкую степень научной разработанности: на данный момент времени только разрабатывается и создается соответствующий понятийный аппарат и методологический инструментарий, с помощью которого можно было бы исследовать специфику принятия этнополитических решений.
В рамках данного исследования принятие этнополитических решений рассматривается с точки зрения общей теории принятия политических решений и моделей этнонациональной политики. Вклад в формирование теории принятия этнополитических решений внесли следующие зарубежные исследователи: Г. Саймон, Дж. Андерсон, И. Дрор, Ч. Линдблом,
П. Сабатьер и др.
Отечественные исследовательские работы, посвященные изучению процесса приятия политических решений и государственного управления, во многом построены на западных теоретических концепциях. Среди российских исследователей можно выделить следующих авторов: Л. Сморгунов, А. Дегтярев, А. Карпов и др. Ввиду междисциплинарности предмета исследования важно рассмотреть работы авторов, посвященные этнополитологии: М. Фарукшин, В. Тишкова, Ю. Бромлея, П. Быкова12 и
др.
Данные научные труды являются основой дипломной работы, однако исследуемая тема отличается от ранее изученных ввиду своего междисциплинарного характера.
Объектом исследования выступает процесс принятия политических решений.
Предметом исследования является процесс принятие этнополитических решений.
Цель исследования состоит в выявлении содержания и особенностей процесса принятия этнополитических решений. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть теоретическую основу исследования;
2) выявить особенности этапа построения политической повестки дня и формирования проектов этнополитического решения;
3) выделить типы этнополитических решений на этапе построения повестки дня и формирования проектов этнополитического решения;
4) выявить связь между принятыми этнополитическими решениями и политических режимом, а так же моделью национальной политики;
5) определить особенности этапа утверждения этнополитического решения и выделить типы решений на данном этапе.
Методологическая основа. В работе были использованы следующие научные подходы и методы:
• институциональный подход необходим для выявления связи между принятыми этнополитическими решениями и политическим режимом, с характерной для неё институциональной системой;
• с помощью сравнительного метода можно выявить и охарактеризовать специфические признаки и отличия принятия этнополитических решений от других видов политических решений, а так же сравнить этнополитические решения, принятые в рамках различных политических режимов;
• структурно-функциональный подход направлен на выявление границ и видов политических решений, определение структуры, численности субъектов принятия политических решений и их функции;
• с помощью системного подхода процесс принятия политических решений можно представить как целостную систему, в которой каждая из подсистем (видов политических решений) имеет специфические особенности функционирования.
Структура работы. Работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список литературы и приложения. Первый раздел посвящен теоретической основе принятия этнополитических решений, а именно - описанию общей теории принятия политических решений и моделей национальной политики. Во втором разделе рассматриваются этапы построения политической повестки дня и формирования проектов этнополитического решения на конкретных примерах, особенности этапов с последующим выделением типов этнополитических решений в соответствии с данными этапами. Третий раздел посвящен исследованию особенностей этапа утверждения этнополитического решения и выявлению типов этнополитических решений на данном этапе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Принятия этнополитических решений есть многомерный процесс, требующий учёта специфики взаимодействий акторов, этапов ППР, особенностей предмета регулирования, институциональной среды, в рамках которой принимается решение.
Особенности принятия этнополитических решений связаны с тем, что они требуют учёта интересов этнических общностей. Интересы этноса фокусируются как по родовому признаку (сохранение и развитие самобытности языка и культуры, образования и воспитания), так и по социально-политическому: оформление государственных институтов,
обретение определенного статуса, включенность во властные структуры, создание общественных объединений, обустройство территории проживания, формирование этнического самосознания новых поколений, сохранение среды обитания, выстраивание отношений с другими этносами.
В ходе исследования мною было рассмотрено принятие этнополитических решений в соответствии с циклической моделью политико-управленческого процесса, а именно - с точки зрения этапов построения политической повестки дня, формирования проектов этнополитического решения и утверждения государственного решения.
Рассмотрение данного процесса с точки зрения структурного подхода позволило мне через особенности вышеназванных трёх этапов выявить содержание и особенности принятия собственно этнополитических решений.
На этапе построения повестки дня было выявлено, что существуют различные способы включения этнополитического вопроса в официальную повестку. Так, были выделены вопросы, насаженные «сверху» (депутатами парламента, их фракциями, объединениями и группами совместно с экспертами и советниками, президентом и его администрацией и др.), и вопросы, продиктованные «снизу» (общественными организациями, влиятельными группами интересов, «интеллектуалами», средствами массовой информации и др.,). Если первый способ больше характерен для авторитарной и тоталитарной власти, то второй - для демократической.
На этапе формирования и выбора проекта этнополитического решения были выделены решения, направленные на регулирование этнических процессов и на совершенствование ранее принятых решений ввиду обнаружения недостатков в ходе их реализации. В этой связи особенность этнополитических решений состоит так же и в том, что необходимость их принятия зачастую связана с неучтенным этническим фактором при реализации других типов политических решений.
Выяснилось, что главными ограничителями при разработке проектов выступает принятая ранее модель этнонациональной политики, которая соответствует политическому режиму, функционирующему в государстве. При этом далеко не всегда в рамках демократического государства при осуществлении политики ассимиляции разрабатываются и принимаются демократические этнополитические решения, которые бы удовлетворили потребности и интересы всех этнических групп. Более того, исследователями отмечается, что отсутствие некоторых демократических механизмов способствует принятию более эффективных этнополитических решений. Так, если рассматривать решения, принятые в результате согласования интересов различных этнических групп, выяснится, что в той или иной степени одна из групп будет ущемлена в своих правах, так как достичь абсолютного компромисса при решении этнических вопросов представляется проблематичным. Ввиду данного факта необходимо «третье лицо» (в виде арбитра), который в отличие от выборных институтов окажется менее зависимым от влияния предпочтений населения и будет последовательным в достижении государственных целей. Так же, например, некоторыми исследователями положительно оценивается отсутствие законодательного механизма «референдума» как гаранта целостности страны.
Специфика принятия этнополитических решений состоит в объекте управления. Грамотное управление этническими процессами, предупреждение и разрешение этнических конфликтов, удовлетворение этнических потребностей является одним из гарантов политической стабильности государства. Поэтому при принятии этнополитических решений необходимо учитывать их долгосрочную перспективу, так как ущемление этнических прав и интересов впоследствии может сыграть роль дестабилизирующего фактора.
На этапе утверждения проекта государственного этнополитического решения были рассмотрены модели взаимодействия акторов ППР и то, каким образом субъекты политико-управленческого процесса осуществляют выбор проекта. Оказалось, что политический торг является одним из наиболее распространенных способов взаимодействия в ходе согласования и утверждения государственных решений как в исполнительных, так и в законодательных институтах.
Были выявлены типы утвержденных решений, а именно - реализованные и «мертвые» этнополитические решения. Под «мертвыми» решениями понимаются трудноосуществимые или материально
необоснованные проекты, которые не реализуются на практике.
Реализованные этнополитические решения, в свою очередь, были разделены на «эффективные» и «неэффективные». Главным критерием эффективности в данном случае выступает не идеальный вариант, который хотелось бы достичь принятием данного решения, а изменение этнополитической ситуации в лучшую сторону. Так, например, принятие поправок в закон «О языках народов Российской Федерации» удовлетворил массовые жалобы населения по поводу изучения национальных языков республик. В свою очередь, разделение федеративной Бельгии по лингвистическому признаку и приоритет собственного языка на территории привел к тому, что население утратило мотивацию для лингвистической интеграции в рамах всего государства, пример свидетельствует о неэффективности принятого решения.
В данный момент этнополитические проблемы, требующие решений в демократических странах, направлены на устранение языковой дискриминации, дискриминации по этническому признаку при устройстве на работу, развитие культурного своеобразия этнических меньшинств, а так же на признание геноцида некоторых народов. В странах с трудной этнополитической ситуацией, вызванной потоками беженцев, решения направлены на социальную адаптацию мигрантов и ужесточение миграционного законодательства как меры обеспечения стабильности и безопасности государства.


1. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1994г. № 616 «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 615.
2. Российская Федерация. Федеральный закон от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный источник]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Алексашин, А.С. Государственное управленческое решение и его социально-правовое содержание // Трибуна молодого ученого. 2010. №3(16). С. 56-62.
4. Ачкасова, В.А. Политическая мобилизация в этнических конфликтах // Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 2016. №5. С. 37-49.
5. Бабич, И.Л. Теория и практика мультикультурализма / И.Л. Бабич, О.В. Родионова // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 2009. № 215. 51 с.
6. Беляева, Ю.Ю. Политические коалиции в современном обществе // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. №9 (17). С. 13-17.
7. Болдырев, А.С. Основные понятия теории принятия решений // Вестник СПбГУ. 2013. №1. С. 87-91.
8. Боров, А.Х. Политизированная этничность: «черкесский вопрос» - еще один очаг напряженности на Северном Кавказе? // Общественные науки и современность. 2014. №3. С. 109-119.
9. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1983. 412 с.
10. Быков, П. Хороший плохой национализм / П. Быков, О. Власова // Эксперт. 2005. №18. URL: https://expert.ru/expert/2005/18/18ex-liven1_5670/ (дата обращения: 20.04.2019).
11. Воронков, В. Мультикультурализм и деконструкция этнических границ // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. 2002. С. 42.
12. Галиахметов, И.И. О проектах государственного татарского и башкирского народов в 1917-1920 гг. // Молодой ученый. 2016. №28. С. 4553.
13. Герасимова, О.Е. Модели этнической конструкции общества: проблемы и перспективы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т.199. С. 85-99.
14. Горбунова, А.Ю. Применение инкрементализма в менеджменте как ответ на усиливающуюся неопределенность внешней и внутренней среды организации // Известия Алтайского государственного университета. 2006. № 2. С. 24-29.
15. Дегтярев, А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений (III) [Электронный ресурс]. URL: http://www.politanaliz.ru/artides_57.html (дата обращения: 28.03.2019).
16. Дегтярев, А.А. Основы политической теории / А.А. Дегтярев. М.: Высшая школа, 1998. 239 с.
17. Дегтярев, А. А. Прикладной политический анализ: Электронный
учебник для студентов-политологов / МГИМО (У) МИД РФ. М., 2010. Доступ из локальной сети Публикации, б-ки МГИМО (У). Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
https://mgimo.ru/files2/2013_05/up24/ffle_59082ae315107afb4191f31a25971edd. pdf (дата обращения: 01.05.2019).
18. Дегтярев, А.А. Принятие политических решений: Учебное пособие /
А.А. Дегтярев. М.: КДУ, 2004. 419 с.
19. Дегтярев, А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публичногосударственной политике: динамический цикл и его основные фазы
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.civisbook.ru/files/File/Degtyaryov_2004_4.pdf (дата обращения:
12.04.2019) .
20. Демишева, Ю.В. Конституционно-правовые механизмы разрешения этнолингвистического конфликта в Бельгии: дис ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Демишева Юлиана Васильевна; М.: НИУ ВШЭ, 2016. 286 с.
21. Дорофеева, Е.С. Этнические интересы в русле современной политики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2010. №1. С. 232-238.
22. Евланов, Л.Г. Теория и практика принятия решений / Л.Г. Евланов. М.: Экономика, 1984. 176 с.
23. Ефимов, Л.А. Школьная реформа 1958г. и проблемы языковой политики в процессе её реализации в Чувашии // История образования. 2004. №1. С.125-130.
24. Заключение на проект федерального закона "О государственной
поддержке лиц, относящихся коренным малочисленным народам Севера, Сибири Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.М.Харитоновым, Д.О.Хороля, И.Н.Абрамовым другими [Электронный ресурс]. URL:
http://www. duma. khv. ru/Monitoring5/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/16 22100/2409_5-1-5-pdf (дата обращения: 03.05.2019).
25. Казанская, Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии // Полис. Политические исследования. 1995. №5. С. 136-148.
26. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений /
А.В. Карпов. М.: Изд. группа «Юристъ», 1998. 431 с.
27. Ким, Г.К. Депортация. Причины депортации корейцев [Электронный
ресурс]. URL: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/d2rtfshtml (дата обращения:
02.04.2019) .
28. Клейн, Л. Расизм и «психология народов» // Развитие личности. 2009. №4. С. 56-90.
29. Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. Том 1 / В.А. Козбаненко. М.: «Статус», 2002. 297 с.
30. Кокошин, А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России / А.А. Кокошин. М.: МГИМО: РОССПЭН, 2003. 526 с.
31. Колесников, В.Н. Актуальная повестка дня в современной России: факторы формирования // Управленческое консультирование. 2017. №9. С. 8-17.
32. Колосов, В.А. «Черкесский вопрос» и адыги // Научная мысль Кавказа.
2014. №1. С. 118-121.
33. Кулик, А.Н. Между властью и обществом: к вопросу о роли публичных интеллектуалов в установлении повестки дня в современной России // Политическая концептология. 2016. №2. С. 144-156.
34. Кульшарипов, М.М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.) / М.М. Кульшарипов. Уфа: Китап, 2000. 368 с.
35. Кочнева, И.В. Государственное управление и его моделирование в государственной земельной политике // Вестник ЗабГУ. 2014. №09 (112). С. 87.
36. Малахов, В.С. Зачем России мультикультурализм? // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред.
В.С.Малахова и В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2002. 356 с.
37. Митрохина, Т.Н. Политическая повестка дня: понятие, специфика, субъекты формирования // Вестник СГСЭУ. 2019. №1. С. 177-181.
38. Низамова, Л.Р. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России // Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах. Материалы научной конференции. Казань, 2-3 июня 2004 г. М.: Гендальф, 2005. С. 71-82.
39. Новосадов, С.А. Современные модели принятия управленческих решений в организации: новый взгляд в русле концепции справедливости // Международный научный журнал «Символ науки». №3. 2016. С. 120-123.
40. Овакимян, Г.К. Проблемы принятия группового решения и выбора стратегии // Школьные технологии. 2011. №1. С. 20-27.
41. Павличук, Е.И. Федеральная реформа Бельгии // Полис. Политические исследования. 1995. №5. С. 130-135.
42. Потапова, Е.Б. Неокорпоративизм в Западной Европе как объект теоретического осмысления: проверенные гипотезы и новые взгляды // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2010. Вып. 4. С. 165-172.
43. Плоткин, Б.К. Особенности принятия управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности: «правило диктатора» / Б.К. Плоткин, Д.Ю. Гогин // Экономика, управление и учет на предприятии. 2011.
С. 106-109.
44. Роберова, Е.И. Социальное, экономическое и правовое положение русскоязычного населения Эстонии // Вестник МГУ. 2004. №3. С. 93-123.
45. Рыбаков, А.В. Ассимиляторская модель национальной интеграции // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №2. С. 177180.
46. Саймон, Г. Менеджмент в организациях / Г. Саймон, Д. Смитбург,
В. Томпсон. М.: Экономика, 1995. 337 с.
47. Семенова, А.А. Хабермас о стратегическом и коммуникативном действии // Дискуссия. 2012. №1. С. 42-36.
48. Совершенствование механизмов реализации государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [информ. сервер]. М., 22.04.2016. URL:
http://council.gov.ru/media/files/qOJcYAwEvMleApfBdjhTT1fVWKn4fUxG.pdf, (дата обращения 20.04.2019).
49. Солник, С. Торг между Москвой и субъектами федерации о структуре нового Российского государства // Полис. 1995. № 6. C. 95.
50. Стенограмма заседания № 37 по законопроекту № 202511-6 «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и статью 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. URL:
http://api.duma.gov.ru/api/transcript/202511 -6#2017_04_12_18_13_14 (дата
обращения: 03.05.2019)
51. Стенограмма заседания №121 по законопроекту №1026256-6 «О
государственной поддержке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни» [Электронный ресурс]. URL:
https://lexfeed.ru/law/1026256-6 (дата обращения: 03.05.2019).
52. Стенограмма заседания Совета по межнациональным отношениям и
взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации на тему «Совершенствование механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [информ. сервер]. М., 16.04.2016. URL:
http://council.gov.ru/media/files/qOJcYAwEvMleApfBdjhTT1fVWKn4fUxG.pdf, (дата обращения 20.04.2019).
53. Тишков, В.А. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов / В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. М.: Издательство МГУ, 2011. 376 с.
54. Управителев, А.А. Ограниченная рациональность в различных областях экономической теории // Проблемы современной экономики. 2017. №1.
С. 58-61.
55. Фаликман, М. Когнитивная наука: основоположения и перспективы // Логос. 2014. №1. С. 7.
56. Фарукшин, М.Х. Статус официальных языков этнических общностей в полиэтнических государствах // Социологические исследования. 2017. №7 (399). С. 77-87.
57. Фарукшин, М.Х. Этнократия: зарубежный дискурс // Социологические исследования. 2015. №4 (372). С. 44-50.
58. Фарукшин М.Х. Этнополитология: Учебник для студентов и аспирантов факультетов и отделений политологии университетов / М.Х. Фарукшин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 280 с.
59. Фарукшин, М.Х. Этнофедерализм: российский и зарубежный дискурс // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №10. С. 40-51.
60. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас, пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука , 2000. 379 с.
61. Черновицкая, Ю.В. Геноцид исторический и геноцид современный. Проблема ответственности // Материалы ежегодных Моисеевских чтений.
2015. №4. С. 62-69.
62. Цуцулаева, С.С. О проблемах реализации закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в Чеченской Республике // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. №3. С. 43-46.
63. Шабаев, Ю.П. «Финно-угорский мир»: миф, макроидентичность,
политический проект? // Ю.П. Шабаев, Н.В. Шилов, А.П. Садохин. Общественные науки и современность. 2010. №1. С. 147-155.
64. Шабаев, Ю.П. Штрихи этнополитического развития Республики Коми. Очерки. Документы. Материалы. Т.1 / Ю.П. Шабаев. М.: ИЭА РАН, 1994. 314 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ