Введение 3
Глава 1. Трансмиссия этнической культуры и ее виды 8
1.1. Определение и виды этнической культуры 8
1.2. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 11
1.3. Традиционные педагогические ценности 16
Глава 2. Педагогические практики как инструмент передачи этнической
культуры в современном образовании 24
2.1. Современные педагогические технологии и практики 24
2.2. Практическое использование педагогических практик в дополнительном этнокультурном образовании школьников 37
Заключение 50
Библиографический список 54
Народная педагогика определена в научной литературе как совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.
Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных праздников, в повседневном труде.
Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к этнической культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ.
Этническая культура - понимается, как важнейший компонент культуры этноса, который отражает совокупность тех культурных элементов и явлений, которые обладают ярко выраженными отличительными этническими, уникальными чертами, отличающими данную общность от всех остальных.
Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов.
Российское государство по своему характеру многонациональна, поликультурна и поликонфессиональна. Это делает жизненно важной задачу сохранения государственности, единого социально-политического и экономического пространства. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российского самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Вопросы соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживаются именно в периоды смены жизненных укладов и ценностей в обществе.
В этой связи сегодня в отечественной педагогической науке наблюдается неуклонная тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым опытом воспитания, что связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей многонациональной России.
Цель: охарактеризовать роль современных педагогических практик в процессе передачи этнокультурной информации.
Задачи:
- рассмотреть понятие трансмиссии этнической культуры и ее виды;
-выявить особенности современных педагогических практик в образовании;
-изучить роль этнопедагогических практик в процессах социализации и инкультурации;
-рассмотреть современные педагогические практики в дополнительном этнокультурном образовании школьников.
Объект исследования: современные педагогические практики
Предмет исследования: роль педагогических практик в трансмиссии этнической культуры
В данной работы наиболее активно изучены и проанализированы труды: Макаренко А.С. , писал о воспитании и новых методиках образовании личности ребенка в обществе. Что помогло оттолкнуться современным методикам образования в наше время; Статья Николина В.В. и Фефелова О.Е. посвящена исследованию проблемы социокультурных практик в современном образовании. В ней представлены результаты исследования, проведенного на основе теоретического анализа, а также с помощью эмпирических методов, позволяющих выявить значимость, характеристику, особенности, приоритетные направления и основополагающие условия социокультурных практик в современной системе образования. У Осипов Г.В. рассмотрено факторы развития личности, социальной идентичности, социализации на основе освоения обучающимися норм, ценностей, установок и основные понятия социологии как наука . К разряду таких оснований отнесены и подробно рассмотрены общество как система социальных взаимодействий; культура как содержание взаимодействий; личность как субъект и объект общественной (социальной) жизни; фактор социальной жизни.
Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни.
Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций в настоящий момент просто утрачены. Одна из глобальных проблем в обществе - это не заинтересованность детей в учениях, уже в дошкольном возрасте дети не хотят идти учиться и воспринимать традиционное обучение в школе. Снизилось любопытство, положительная мотивация и интерес, удивление и хотение учащихся задавать вопросы и развиваться. В 21 веке перед преподавателями, возникла проблема - превратить традиционное обучение, направленное на накопления знаний, умений, навыков, в процесс развитие личности ребенка.
Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов.
Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию.
Таким образом, процесс обучения нужно рассматривать как единство воспитания и развития детей, где главная задача преподавателей - содействие способностям ребенка. Цели обучения воплощены в содержании образования, которое определяет формы, методы и средства обучения. Деятельность педагога и учащихся протекает совместно при тесной взаимосвязи.
В итоге мы можем сказать: рассматриваемое понятие культурной трансмиссии включает в себя процессы инкультурации и социализации и представляет собой механизм, с помощью которого этническая группа создаёт преемственность своей материальной и духовной культуры от поколения к поколению и увековечивает свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения.
Практическая реализация работы основывается на программе ФГТ «прикладное творчество-Золотое шитьё» и осуществляется с 2013 года в МБУ ДО г.Казани «Детская художественная школа №7». Приложение №1.
Программа «Золотое шитье» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Основной значимостью программы является обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.
Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры искусства предыдущих поколений отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры. Изучение традиционных техник «Золотого шитья» в художественной школе поможет сохранить один из видов культурного наследия народного искусства.
Исходя из современных реалий, многогранных нововведений в педагогическом мире и личностно-ориентированном подходе в науке в целом мы, понимая важность и актуальность темы, решили соединить традиционную этнокультуру с её декоративно-прикладным искусством и современные педагогические технологии и практики. Важной составляющей педагогического процесса является интерес к познанию у учащихся, и эту задачу успешно решают новые технологии преподавания, привлекая тем самым ум ребёнка к традиционной культуре Золотого шитья.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Процесс передачи культурного наследия народа многообразен в наполняющих его методах и задачах, которые перед ним стоят. В нашем исследовании мы сделали попытки изучить этот вопрос с позиции новых педагогических технологий и практик, а также рассматривая механизмы инкультурации, социализации и культурной трансмиссии в современном обществе.
Изучение народного творчества чрезвычайно важно на всех этапах становления педагогической системы и самой личности как субъекта этой системы. Особенно важным это кажется нам сейчас, т.к. ритм и рост современного общества может дать некоторую сложность в изучении культурного наследия прошлых поколений. Мир и наука смотрят вперед в дали и просторы, и обращение к новейшим технологиям в педагогике уравновешивает этот ритм и способствует сохранению и передаче культурных ценностей прошлых поколений будущим.
Рассмотрев понятие культурной трансмиссии, которая включает в себя процессы инкультурации и социализации и представляет собой механизм, с помощью которого этническая группа создаёт преемственность своей материальной и духовной культуры от поколения к поколению и увековечивает свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения, мы пришли к заключению о необходимости технологической поддержки этого процесса. Все эти механизмы включаются в этнопедагогику.
Этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся из нескольких наук, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей. Если добавить современные педагогические технологии к такому обширному пласту знаний, мы получим сочетание двух педагогических дисциплин, что несомненно приведёт к повышению качества влияния на педагогический процесс.
В ходе работы мы рассмотрели различные педагогические технологии и практики и пришли к выводу, что их разнообразие благотворно, каждой педагогической задаче можно найти свою технологию, такой подход весьма благоприятствует обучению и воспитанию.
В результате анализа современных педагогических практик были выявлены их особенности. Современные педагогические практики специфичны своим многообразием. Внедряя практики в структуру занятий, мы обогащаем занятие, увеличиваем глубину и вероятность усвоения знаний и умений, выстраиваем внутри процесса информативные связи. Исходя из этого учащиеся расширяют видение и понимание предмета, такой навык с каждым последующим разом увеличивается.
Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры. Изучение традиционных техник «Золотого шитья» в художественной школе поможет сохранить один из видов культурного наследия народного искусства.
Педагогический процесс многообразен и многозадачен, а культурная трансмиссия в своих трёх вариациях позволяет расширить и сделать исключительным познание, выполняя одну из ключевых задач для нас: проявление обучения через взаимодействие со сверстниками, старшими и в социальных институтах. Наш уклон в изучении народного искусства незауряден тем, что новейшие технологии и частичное использование культурной трансмиссии
В наше время достаточно много существует инновационных педагогических технологий обучения, которые продуманно подстраиваются под определенный возраст групп учащихся, для продуктивной передачи накопленных знаний.
Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
Рассмотрев понятие культурной трансмиссии, которая включает в себя процессы инкультурации и социализации и представляет собой механизм, с помощью которого этническая группа создаёт преемственность своей материальной и духовной культуры от поколения к поколению и увековечивает свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения, мы увидели - что все эти механизмы включаются в этнопедагогику.
Во второй части работы были выявлены современные педагогические практики и связь их с этнопедагогикой, для достижения дальнейшего сохранения и трансмиссии этнокультурных традиций в современное общество. Некоторые исследователи особо отмечают, что современный этап развития нашего общества характеризуется пробуждением национального самосознания. Это выражается, прежде всего, в более глубоком изучении и развитии этнических культур, языка, традиций и обычаев. Причины сохранения и возрождения этничности объясняет информационная концепция этноса. Согласно ей этнос является важнейшим элементом социальной структуры современного общества, способным обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.
Программа изучения прикладного искусства была направлена на выявление инструментария для передачи этнической культуры в современном образовании. И исходя из практических исследований и применения программы в художественной школе, мы можем заключить - все выводы, сделанные нами выше основаны на личном опыте и личном интересе к теме.
Практическое исследование во второй части показало, что перечисленные выше аналитические выводы о соразмерности педагогических технологий и культурного наследия могут быть верны. С точки зрения теории мы предполагали гипотезу о центральном использовании в школе технологии критического мышления, но на деле увидели, что состоятельней осуществлять её на основе технологии модульного обучения. Таким образом обучение интенсивное и углублённое.
Программа по ФГТ «Прикладное искусство - Золотое шитьё» реализуется с 2013 года. Рассчитанная на 5 лет обучения, при котором дети углублённо изучают традиционные техники золотого шитья в формате современных педагогических практик и технологий, за 5 лет проведения выпустила два выпуска: один сокращенного варианта и другой полноценного, в котором выпускной работой являлся проект по декоративно-прикладному искусству.
Обучение прикладному искусству в такой форме способствует интересу и способности к дальнейшему изучению культурного наследия. Выпускники поступают в профильные учреждения по направлению декоративно-прикладного искусства, участвуют и побеждают во всероссийских и международных конкурсах и продолжают заниматься уже самостоятельно в данных направлениях.
Также следует заметить, что наша программа участвовала в республиканском и всероссийском конкурсе грантов и получила субсидии на реализацию проекта в детской художественной школе в дополнительном образовании. На данный момент в этой школе оборудован специальный учебный кабинет для изучения техники золотое шитьё.
Berry et al., 1992, p.17
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во М., Ун-та, 1990.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006-160с.
Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Спб.: Изд-во С.Петербургского ун-та, 1994.
Осипов Г.В., Социализация - 2003
Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. - Полтава, 1983.
Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003-336с.
Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2002-146с.
Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8. С.12-21.
Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1992.
Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. - М.: Дашков и К, 2013. - 308 с.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко, - Издательство «Просвещение», 1987
Коськов М. А. Материальная культура // Введение в культурологию: Курс лекций. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. — СПб.: С.-Петербургский гос. университет, 2003. C. 43-52.
Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М.Лебедевой. М.: Старый сад, 1997 в. С.271-289.
Макаренко А.С.Коллектив и воспитание личности. - М., 1972
Марков Г. Е., Пименов В. В. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994.
Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяттт. - М.: Академия, 2014. - 158 с.
Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.,1983.
Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С.76-88.
Нестерова И.А. Информационно-коммуникативные технологии // Образовательная энциклопедия
Николина В.В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.;
Осипов Г.В. Социология. - М., 2003.
Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. - М.: Акалис, 2007.
Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.
Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. Спб.: Изд-во С.
Петербургского ун-та, 1995. С.66-83.
Социологический словарь / отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 429-430.
Терешкович. П. В. Симонов. А. Н. Этнос. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 12.05.2018).
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. - Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.
Херсковиц М. - «Культурная антропология» (1952)
Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Academia, 2017. - 224 c.
Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.