ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 8
1.1 Институциональные условия инновационной модернизации региона 14
1.3. Методы оценки инновационной модернизации экономики региона 21
2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ (НА
ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПФО) 27
2.1. Сравнительный анализ инновационных систем регионов ПФО 30
2.2. Создание государственных институтов инновационной
модернизации экономики регионов 44
2.3. Формирование институтов стимулирования инновационной
активности частного сектора 53
2.4 Оценка инновационной модернизации регионов 60
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 67
3.1. Совершенствование инвестиционных институтов инновационной
модернизации экономики регионов 67
3.2. Совершенствование институтов взаимодействия науки и бизнеса.. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
Устойчивая и динамично развивающаяся национальная экономика является основой социально-экономического развития любого государства. Современный глобальный мировой экономический тренд - переход к экономике знаний и главенство инновационной продукции и технологий.
При этом на мировом рынке высокотехнологической продукции в сфере услуг доля российской экономики составляют всего лишь 0,3%.
В современной России сложилась технологическая специализация экономики, которая представлена военно-промышленным комплексом, космической промышленностью, самолетостроением. В результате большое количество исследователей, высокопрофессиональных квалифицированных специалистов сосредоточенны сугубо в этих сферах деятельности.
Уровень конкурентоспособности современной российской экономики тесно связан с низким уровнем конкурентоспособности в сфере услуг, которая развита слабо. Продажа сырья и энергетических ресурсов, которые имеют большую долю в российском экспорте, не дают российской экономике инновационной продукции.
В сложившихся условиях первоочередной задачей социально-экономического и технологического развития России является структурная модернизация экономики на основе стимулирования инновационной деятельности, формирования инновационной экономики, экономики знаний.
Модернизация экономики, представляющая сложный экономический и организационный процесс, должна опираться на следующие приоритеты: институты, инвестиции, инфраструктуру, инновации и интеллект, что, в свою очередь, зависит от использования двух видов потенциалов: с одной стороны, научного, новейших технологий и техники, и, с другой стороны, интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности.
Состояние экономики России, вызовы глобализации и необходимость инновационного развития требуют создания условий инновационной деятельности, развития инновационной культуры предпринимательства и населения. Основная причина, сдерживающая модернизацию, состоит в недостаточной инновационной активности экономических субъектов. Качество управления этим процессом определяется способностью государственных институтов разрабатывать и проводить эффективную и целостную экономическую, социальную и инновационную политику.
Приоритетной задачей в рамках перехода к неоиндустриальному развитию является создание адекватной институциональной среды: совокупности организаций, ценностей, формальных и неформальных норм, определяющих соотношение стимулов в экономической и инвестиционной деятельности и обусловливающих достижение согласия между хозяйствующими субъектами.
Сложившиеся на сегодняшний день институциональные образования показывают свою недостаточно эффективную работу, это связано, в первую очередь, с быстротой применения реформ, и копированием институциональных структур, успешно функционирующих на Западе, без учета специфики отечественной экономики.
В условиях нарастающего процесса глобализации, направления развития и усовершенствования институтов инновационной модернизации экономики становятся все более актуальными, что и обусловило выбор темы для написания данной работы.
Целью настоящей работы является исследование институционального обеспечения инновационной модернизации экономики на региональном уровне с целью поиска путей совершенствования институциональных условий инновационной модернизации региональной экономики на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
1. рассмотреть сущность институтов инновационной модернизации экономики;
2. выделить факторы инновационного развития экономики региона;
3. изучить понятие инновационной модернизации экономики региона;
4. провести оценку инновационного состояния и его тенденции регионов Приволжского федерального округа;
5. предложить направления совершенствования институциональной среды инновационной модернизации экономики исследуемого региона.
Объектом исследования являются институциональные условия инновационной модернизации экономики региона.
Предметом работы является механизм создания и оценки институциональных условий инновационной модернизации экономики региона.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов институциональных условий инновационной модернизации экономики региона.
Вопросам институциональных условий инновационной модернизации экономики региона, в силу их значимости, посвящено большое количество публикаций и исследований как зарубежных ученых и специалистов, так и отечественных, среди которых следует отметить Афонасова М.А., Борщ Л.М., Гамильтона У., Губанова С.С., Дагаева А.А, Кузыку Б.Н., Норта Д., Петрова Р.С., Полтеровича В.М., Санникова Т.Д., Яковца Ю.В. и ряда других.
Методологический инструментарий оценки инновационной модернизации экономики региона рассматривали в своих трудах следующие ученые: Л.Р. Батукова, С.Н. Болдырев, В.Н. Киселев и другие.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные о развитии российской экономической системы, материалы международных конференций и научных семинаров, отечественных и международных рейтинговых агентств.
Также при написании работы были использованы федеральные законодательные акты, нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность в РФ.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. проведен актуальный сравнительный анализ инновационных систем регионов ПФО;
2. проведена актуальная оценка эффективности инновационной модернизации регионов ПФО;
3. определены пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов РФ.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том, что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов, а также пути их совершенствования могут быть применены при выработке региональных программ инновационной модернизации экономики.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, описана степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования институциональных условий инновационной модернизации экономики региона» рассмотрено понятие инновационной модернизации экономки региона; определены элементы институциональной структуры; факторы, воздействующие на формирование инновационной среды; рассмотрены методики оценки эффективности инновационной модернизации и уровня инновационного потенциала региона.
Во второй главе «Формирование институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов (на примере регионов ПФО)» рассмотрено современное состояние и проведен сравнительный анализ инновационных систем субъектов ПФО, проанализированы имеющиеся государственные институты инновационной модернизации экономики и институты стимулирования инновационной активности частного сектора регионов ПФО, проведена оценка инновационной модернизации экономики в регионах ПФО.
В третьей главе «Пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики региона» исследованы основные пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов, в том числе совершенствование инвестиционных институтов инновационной модернизации экономики регионов, а также направления совершенствования институтов взаимодействия науки и бизнеса.
В заключении содержатся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Основной целью по проведению модернизации и инновационного развития региональной экономики является повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Уровень инновационного развития региона во многом зависит от взаимодействия трех ключевых участников инновационного процесса: государства, бизнеса и науки. Формирование эффективно действующей инновационной системы возможно только при достижении одновременных парных гармонических взаимоотношений: наука-бизнес, государство-наука и государство-бизнес, в результате чего образуются особенная среда, способствующая созданию и распространению инноваций.
Успех развития любого региона определяется тем, каковы перспективы его развития в будущем и как на сегодняшний момент, при ограниченных ресурсах, реализованы возможности региона в части формирования привлекательности для инвесторов.
Государственная политика в области инновационной модернизации экономики направлена на обеспечение эффективного взаимодействия различных участников и институтов инновационной системы всех субъектов хозяйствования. Для достижения этого требуется организация эффективной системы управления, способной объединить всех ее субъектов в единую структуру для выполнения основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
На современном этапе требуется создать программу долгосрочного и краткосрочного планирования и аналитического учета региональной инновационной системы; привести в норму законодательную базу; определить какая сфера инновационной активности контролируется на региональном уровне, а какая на федеральном и четко контролировать выполнение разработанной инновационной программы.
В настоящее время основными реальными источниками и создания современной национальной инновационной и конкурентоспособной экономики бесспорно должны стать региональные экономические системы.
Для успешного функционирования национальной системы инновационной модернизации экономики любого государства необходима сильная и эффективная институциональная составляющая.
Обеспечение эффективной структурной модернизации экономики, с одной стороны, требует адекватных ей институциональных изменений в обществе, а с другой стороны - непосредственно зависит от этих изменений, поскольку любые реформы должны базироваться и подкрепляться соответствующими институциональными реформами.
Активизация темпов социально-экономического развития, усиление конкуренции на внутреннем и мировом рынках, ограниченность традиционных ресурсов роста требуют повышенного внимания к вопросу обеспечения устойчивых темпов развития регионов, для чего необходимо создание эффективных механизмов и инструментов развития экономики регионов РФ, в т.ч. ПФО.
ПФО сегодня - это крупная, экономически развитая территория России с достаточно высоким уровнем активности деловой, культурной и общественной сферы. В регионах ПФО диверсифицированная структура экономики, а доля промышленного производства ПФО в экономике России составляет 23,9 % - это наивысший показатель. Регионы ПФО входят в первую десятку субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала.
Первые три места в национальном рейтинге инновационного потенциала РФ в разрезе субъектов Федерации занимают такие регионы ПФО, как Республика Татарстан (6 место), Нижегородская область (9 место) и Республика Башкортостан (11 место).
В связи со спецификой процесса управления инновационной модернизации экономики при его оценке предпочтительнее всего использовать рейтинговые методики.
В связи с существенным отличием структуры и уровня развития российской экономики, ее регионов от развитых западных стран, отличиями в устройстве и развитии национальных инновационных систем и процессов, отличиями в доступной статистики, зарубежные методики оценки эффективности инновационной модернизации регионов применять не представляется возможным.
В этой связи в работе нами был рассмотрен ряд методик отечественных авторов, которые могли бы быть использованы для оценки качества управления инновационной модернизацией отечественной экономики.
Итоговые данные для оценки эффективности инновационной системы регионов ПФО позволили классифицировать субъектов ПФО в следующие группы:
1. Наиболее развитые: Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край;
2. Средняя группа: Республика Башкортостан, Чувашская Республика и Саратовская область.
3. Наименее развитые: республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, и Ульяновская области.
Анализ эффективности инновационных систем регионов ПФО показал, что наиболее развитая и эффективная инновационная система среди регионов ПФО по итогам 2016 года имеется в Нижегородской области, Республике Татарстан и Чувашской Республике.
Для проведения оценки эффективности инновационной модернизации регионов ПФО нами было выбрана методика оценки эффективности инновационной модернизации экономики Л.Р. Батуковой. Оценивались пять регионов ПФО, которые получили наиболее высокие места в рейтинге, характеризующем эффективность инновационных систем, а именно: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край и Нижегородская область.
Полученные данные показали, что на 1 месте по эффективности инновационной модернизации экономики региона находится Республика Татарстан, второе место занимает Нижегородская область, третье место - Пермский край, на четвертом месте Чувашская республика, замыкает рейтинг Республика Мордовия.
В целом полученные места в рейтинге коррелируют с данными, полученными нами при оценке инновационного потенциала данных регионов ПФО.
Основным формальным институтом инновационной модернизации экономики регионов является государственное регулирование инновационной деятельности, осуществляемое на различных уровнях управления социально-экономическими системами (федеральном, региональном, муниципальном). При этом государственно-частное партнерство является перспективным механизмом привлечения инвестиций из внебюджетных источников для повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения качества и объема услуг государственного и муниципального секторов.
Инвестиционные институты инновационной модернизации экономики регионов относятся к так называемым институтам развития. Именно институтам развития отводится ключевая роль в финансировании инфраструктурного обеспечения инновационного развития реального сектора российской экономики. В России в настоящее время представлены практически весе формы организации институтов развития, существующие в мире.
В регионах создаются собственные институты инновационного развития: региональные корпорации развития, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, инжиниринговые центры, инновационные фонды, кластеры, ОЭЗ и другие. Необходимость их создания продиктована тем, что федеральные институты инновационного развития поддерживают далеко не все региональные научные разработки (проекты). Однако, формирование региональных институтов развития происходит достаточно стихийно, не имеет единого общефедерального законодательного оформления и для повышения эффективности их деятельности требуется научное обоснование.
Для обеспечения эффективного функционирования региональных институтов развития нами была предложена программа мероприятий.
Наиболее значимой проблемой всей институциональной структуры взаимодействия науки и бизнеса в России является недостаточная координация между наукой и реальным сектором экономик. Высшие образовательные заведения России до сих пор находятся в состоянии оторванности от реального бизнеса, а должны стать локомотивом развития экономики. В настоящее время прослеживается тенденция самостоятельного решения вопроса взаимодействия науки и бизнеса со стороны научного сообщества на уровне регионов.
Таким образом, приоритетом в развитии современных научных организаций должна стать ориентация на углубление кооперации с передовыми компаниями реального сектора экономики, а также на проведение совместных научных исследований и разработок, их последующего коммерческого использования для обеспечения качественного роста экономики
1. Федеральный закон РФ от 23.08Л996г. № 127-ФЗ «О науке и
государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 1507/ (дата
обращения: 01.06.2018).
2. Федеральный закон РФ от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ «О статусе
наукограда РФ» [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.nl/document/cons doc LAW 22630/ (дата
обращения: 01.06.2018).
3. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в РФ» (с изм. от 03.07.2016 г.) [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.nl/document/cons doc LAW 54599/ (дата
обращения: 01.06.2018).
4. Федеральный закон РФ от 19.07.2007 г. № 139-ФЗ «О Российской
корпорации нанотехнологий» [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ni/document/cons_doc_LAW_69932/ (дата
обращения: 01.06.2018).
5. Федеральный закон РФ от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О
Государственной корпорации «Ростехнологии» [Электронный
ресурс]: - URL:
http: //www. consultant. m/document/cons_doc_L AW72710/ (дата
обращения: 01.06.2018).
6. Федеральный закон РФ от 31.07.2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» [Электронный
ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51890/ (дата
обращения: 01.06.2018).
7. Федеральный закон РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в РФ» [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата
обращения: 01.06.2018).
8. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [Электронный ресурс]: - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (дата
обращения: 01.06.2018).
9. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р (ред. от
10.02.2017 г.) «О Концепции долгосрочного социально
экономического развития РФ на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года) [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата
обращения: 01.06.2018).
10. Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011 г. №2227-р «Стратегия
инновационного развития РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата
обращения: 01.06.2018).
11. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 165-р (ред. от
26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года»
[Электронный ресурс]: - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 10784/ (дата
обращения: 01.06.2018).
Литература
12. Александров Г. А., Скворцова Г. Г., Бурлакова А. П. Инновационно- инвестиционная политика региона и её институциональное обеспечение // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. Проблемы современной экономики. - № 4 (64) - 2017. - С. 132-135.
13. Афонасова М.А. Институциональная трансформация как предпосылка посткризисного развития экономики регионов // Экономика региона. -2010. - № 1. - С. 56-61.
14. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент/ И.Т.Балабанов. - СПб: Питер, 2006. - 304с.
15. Батукова Л. Р. Управление инновационной модернизацией экономики регионов Сибири: диссертация д.э.н.: 08.00.05 / Батукова Л.Р.; [Место защиты: Сибирский государственный аэрокосмический университет им.академика М.Ф. Решетнева]. - Красноярск, 2014. - 450с.
16. Батукова Л.Р. Управление инновационной модернизацией экономики регионов: - Монография. / Л.Р. Батукова, Т.В. Зеленская, А.А. Кузнецов, С.А. Евсеева. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. - 238с.
17. Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. Инновационная модернизация
экономики: сущность понятия, его взаимосвязь с понятиями модернизация и модернизация экономики // Фундаментальные исследования. -2013. -№ 10-11. - С. 2495-2498
18. Бибик С.И. Региональные инновационные системы: структура и содержание // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 5. - С. 290-292.
19. Болдырев С.Н. Модернизация экономики России на основе институциональных изменений // Социально-экономические явления и процессы - 2012. - № 7. - С. 15-19.
20. Борщ Л.М. Инновационные основы рыночной трансформации
российской экономики // Научный вестник: финансы, банки,
инвестиции. -2015. -№1. - С. 103-110.
21. Васин С.М., Гамидуллаева Л. А. Инновационный потенциал модернизации экономики Приволжского федерального округа // Теоретическая и прикладная экономика. - 2015. - № 3. - С. 16-42.
22. Виленский А.В. Институты развития как инструмент региональной политики // Научный доклад в ФГБУ Институт экономики РАН. - М., 2015. -45с.
23. Гайдарулы Е., Малинин В. Л. Сравнительный анализ бизнесинкубаторов и технопарков в различных регионах РФ // Молодой ученый. -2016. -№1. - С. 329-335.
24. Гасанов М.А., Омаров А.З. Инновационные приоритеты модернизации экономики региона // Транспортное дело России. -
2015. -№3. - С. 120-123.
25. Григорян Е.С. Роль бизнес-инкубаторов в условиях инновационного развития экономики региона // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.Т.1 - № 2 (18). - 2014. - С. 154-159.
26. Губанов С.С. Неоиндустриальная модель развития и ее системный
алгоритм // Экономические и социальные перемены: факты,
тенденции, прогноз. - 2014. - № 3 (33). - С. 23-44.
27. Кагарманова А.И. Оценка уровня конкурентного потенциала регионов Приволжского Федерального округа (ПФО) // Интернетжурнал «Науковедение» Том 8, №5 (2016)
28. Мингалева Ж.А Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Соврем, проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С.324-326.
29. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб, пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. - М. ОАО «НПО Издательство «Экономика», 2010. - 475 с.
30. Павлов К.В. Модернизация и инновационное развитие экономики старопромышленных регионов // Архитектура финансов: антикризисные финансовые стратегии в условиях глобальных перемен. Сборник материалов VII Международной научнопрактической конференции. -2016. - С. 230-233.
31. Петров Р.С., Санникова Т.Д. Формирование условий развития инновационной культуры в контексте стратегии модернизации российской экономики // Креативная экономика. - 2011. - Том 5. - 2. - С. 84-88.
32. Родивилов А.С. Инновационное развитие экономики России: региональный аспект / А.С. Родивилов, И. М. Темкина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2010. - N 4 (83). - С.62-70.
33. Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Выпуск III. - М., 2015г.
34. Соловей О.В. Инновационные формы взаимодействия в системе «образование - наука - бизнес»: преимущества и недостатки // Экономика и образование. - №5. - 2013. - С. 36-46.
35. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст] / Пер. с англ. - СПб: РХГИ, 2000, С.38-39.
36. Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент. -М.: Акалис, 2010.
37. Ширихина Е.Ю. Модернизация высшей школы и инновационное развитие экономики региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2016. - Т. 1. - № 2 (68). - С.285-290.
38. Hamilton Walton Н. The Institutional Approach to Economic Theory // American Economic Review. - 1919 V. 9 - №. 1 - P. 309-318.
Интернет-источники
39. Божья-Воля A.A. Повышение конкурентоспособности регионов
Приволжского Федерального округа через развитие инновационной инфраструктуры. НИУ ВШЭ. Пермь. [Электронный ресурс]. - URL: publications. hse.mmirrorpubssharefolderm041a4xitcdirect7839 (дата
обращения: 02.06.2018)
40. Институты развития как инструмент региональной политики. 2015.
[Электронный ресурс]. - URL: http://
www.inecon.org>docs/Vilensky_paper_20151222.pdf (дата обращения:
02.06.2018)
4 Е Исполнение показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Аналитическая записка. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: М., 2014 г. URL: http://ac. gov.ni/files/attachment/4844.pdf [дата обращения: 02.06.2018)
42. Национальный доклад об инновациях в России 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rvc.ru/upload/RVK_innovation_2016_v.pdf (дата обращения 16.05.2018)
43. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании
Еосударственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года, Москва. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ni/events/president/transcripts/24825 (дата
обращения: 02.06.2018)
44. Регионы получат субсидии для развития индустриальных парков // Новости станкостроения 18.02.2016 [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. 4ne. ru/stati/novosti-stanko stroeniy a/regiony-poluchat- subsidii- dlya-razvitiya-industrialnyx-parkov.html (дата обращения: 24.04.2018)
45. Рейтинг инвестиционного потенциала российских регионов в 2017
году (Рейтинговое агентство «Эксперт») [Электронный ресурс]. - URL: https: //raexpert. ru/rankingtable/region_climat/2017/tab3 (дата
обращения 20.04.2018)
46. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ 2016 ИТОГ [Электронный ресурс]. - URL: https://goo.gl/bpS3dn (дата обращения: 02.06.2018)
47. Ректоры вузов ПФО обсудили третью миссию университета //
23.03.2018 [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.volgatech.net/news/Novosti_universiteta/386681/ (дата
обращения: 12 мая 2018г.)
48. Россия опустилась в рейтинге самых инновационных стран // РБК
5.06.2017 [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.rbc.ru/economics/15/06/2017/594271bl9a79473ed86548d0 (дата обращения: 02.05.2018)
49. Технопарки - панацея?// Решение. 3.02.2016 [Электронный ресурс]. -
URL: http://fastsalttimes.com/sections/solution/540.html (дата
обращения: 20 мая 2018г.)
50. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl7_14p/Main.htm (дата обращения 20.04.2018)