АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 8
1.1 Институциональные условия инновационной модернизации региона 14
1.3. Методы оценки инновационной модернизации экономики региона 21
2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ (НА
ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПФО) 27
2.1. Сравнительный анализ инновационных систем регионов ПФО 30
2.2. Создание государственных институтов инновационной
модернизации экономики регионов 44
2.3. Формирование институтов стимулирования инновационной
активности частного сектора 53
2.4 Оценка инновационной модернизации регионов 60
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 67
3.1. Совершенствование инвестиционных институтов инновационной
модернизации экономики регионов 67
3.2. Совершенствование институтов взаимодействия науки и бизнеса.. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 8
1.1 Институциональные условия инновационной модернизации региона 14
1.3. Методы оценки инновационной модернизации экономики региона 21
2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ (НА
ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПФО) 27
2.1. Сравнительный анализ инновационных систем регионов ПФО 30
2.2. Создание государственных институтов инновационной
модернизации экономики регионов 44
2.3. Формирование институтов стимулирования инновационной
активности частного сектора 53
2.4 Оценка инновационной модернизации регионов 60
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 67
3.1. Совершенствование инвестиционных институтов инновационной
модернизации экономики регионов 67
3.2. Совершенствование институтов взаимодействия науки и бизнеса.. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
Устойчивая и динамично развивающаяся национальная экономика является основой социально-экономического развития любого государства. Современный глобальный мировой экономический тренд - переход к экономике знаний и главенство инновационной продукции и технологий.
При этом на мировом рынке высокотехнологической продукции в сфере услуг доля российской экономики составляют всего лишь 0,3%.
В современной России сложилась технологическая специализация экономики, которая представлена военно-промышленным комплексом, космической промышленностью, самолетостроением. В результате большое количество исследователей, высокопрофессиональных квалифицированных специалистов сосредоточенны сугубо в этих сферах деятельности.
Уровень конкурентоспособности современной российской экономики тесно связан с низким уровнем конкурентоспособности в сфере услуг, которая развита слабо. Продажа сырья и энергетических ресурсов, которые имеют большую долю в российском экспорте, не дают российской экономике инновационной продукции.
В сложившихся условиях первоочередной задачей социально-экономического и технологического развития России является структурная модернизация экономики на основе стимулирования инновационной деятельности, формирования инновационной экономики, экономики знаний.
Модернизация экономики, представляющая сложный экономический и организационный процесс, должна опираться на следующие приоритеты: институты, инвестиции, инфраструктуру, инновации и интеллект, что, в свою очередь, зависит от использования двух видов потенциалов: с одной стороны, научного, новейших технологий и техники, и, с другой стороны, интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности.
Состояние экономики России, вызовы глобализации и необходимость инновационного развития требуют создания условий инновационной деятельности, развития инновационной культуры предпринимательства и населения. Основная причина, сдерживающая модернизацию, состоит в недостаточной инновационной активности экономических субъектов. Качество управления этим процессом определяется способностью государственных институтов разрабатывать и проводить эффективную и целостную экономическую, социальную и инновационную политику.
Приоритетной задачей в рамках перехода к неоиндустриальному развитию является создание адекватной институциональной среды: совокупности организаций, ценностей, формальных и неформальных норм, определяющих соотношение стимулов в экономической и инвестиционной деятельности и обусловливающих достижение согласия между хозяйствующими субъектами.
Сложившиеся на сегодняшний день институциональные образования показывают свою недостаточно эффективную работу, это связано, в первую очередь, с быстротой применения реформ, и копированием институциональных структур, успешно функционирующих на Западе, без учета специфики отечественной экономики.
В условиях нарастающего процесса глобализации, направления развития и усовершенствования институтов инновационной модернизации экономики становятся все более актуальными, что и обусловило выбор темы для написания данной работы.
Целью настоящей работы является исследование институционального обеспечения инновационной модернизации экономики на региональном уровне с целью поиска путей совершенствования институциональных условий инновационной модернизации региональной экономики на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
1. рассмотреть сущность институтов инновационной модернизации экономики;
2. выделить факторы инновационного развития экономики региона;
3. изучить понятие инновационной модернизации экономики региона;
4. провести оценку инновационного состояния и его тенденции регионов Приволжского федерального округа;
5. предложить направления совершенствования институциональной среды инновационной модернизации экономики исследуемого региона.
Объектом исследования являются институциональные условия инновационной модернизации экономики региона.
Предметом работы является механизм создания и оценки институциональных условий инновационной модернизации экономики региона.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов институциональных условий инновационной модернизации экономики региона.
Вопросам институциональных условий инновационной модернизации экономики региона, в силу их значимости, посвящено большое количество публикаций и исследований как зарубежных ученых и специалистов, так и отечественных, среди которых следует отметить Афонасова М.А., Борщ Л.М., Гамильтона У., Губанова С.С., Дагаева А.А, Кузыку Б.Н., Норта Д., Петрова Р.С., Полтеровича В.М., Санникова Т.Д., Яковца Ю.В. и ряда других.
Методологический инструментарий оценки инновационной модернизации экономики региона рассматривали в своих трудах следующие ученые: Л.Р. Батукова, С.Н. Болдырев, В.Н. Киселев и другие.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные о развитии российской экономической системы, материалы международных конференций и научных семинаров, отечественных и международных рейтинговых агентств.
Также при написании работы были использованы федеральные законодательные акты, нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность в РФ.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. проведен актуальный сравнительный анализ инновационных систем регионов ПФО;
2. проведена актуальная оценка эффективности инновационной модернизации регионов ПФО;
3. определены пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов РФ.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том, что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов, а также пути их совершенствования могут быть применены при выработке региональных программ инновационной модернизации экономики.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, описана степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования институциональных условий инновационной модернизации экономики региона» рассмотрено понятие инновационной модернизации экономки региона; определены элементы институциональной структуры; факторы, воздействующие на формирование инновационной среды; рассмотрены методики оценки эффективности инновационной модернизации и уровня инновационного потенциала региона.
Во второй главе «Формирование институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов (на примере регионов ПФО)» рассмотрено современное состояние и проведен сравнительный анализ инновационных систем субъектов ПФО, проанализированы имеющиеся государственные институты инновационной модернизации экономики и институты стимулирования инновационной активности частного сектора регионов ПФО, проведена оценка инновационной модернизации экономики в регионах ПФО.
В третьей главе «Пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики региона» исследованы основные пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов, в том числе совершенствование инвестиционных институтов инновационной модернизации экономики регионов, а также направления совершенствования институтов взаимодействия науки и бизнеса.
В заключении содержатся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
При этом на мировом рынке высокотехнологической продукции в сфере услуг доля российской экономики составляют всего лишь 0,3%.
В современной России сложилась технологическая специализация экономики, которая представлена военно-промышленным комплексом, космической промышленностью, самолетостроением. В результате большое количество исследователей, высокопрофессиональных квалифицированных специалистов сосредоточенны сугубо в этих сферах деятельности.
Уровень конкурентоспособности современной российской экономики тесно связан с низким уровнем конкурентоспособности в сфере услуг, которая развита слабо. Продажа сырья и энергетических ресурсов, которые имеют большую долю в российском экспорте, не дают российской экономике инновационной продукции.
В сложившихся условиях первоочередной задачей социально-экономического и технологического развития России является структурная модернизация экономики на основе стимулирования инновационной деятельности, формирования инновационной экономики, экономики знаний.
Модернизация экономики, представляющая сложный экономический и организационный процесс, должна опираться на следующие приоритеты: институты, инвестиции, инфраструктуру, инновации и интеллект, что, в свою очередь, зависит от использования двух видов потенциалов: с одной стороны, научного, новейших технологий и техники, и, с другой стороны, интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности.
Состояние экономики России, вызовы глобализации и необходимость инновационного развития требуют создания условий инновационной деятельности, развития инновационной культуры предпринимательства и населения. Основная причина, сдерживающая модернизацию, состоит в недостаточной инновационной активности экономических субъектов. Качество управления этим процессом определяется способностью государственных институтов разрабатывать и проводить эффективную и целостную экономическую, социальную и инновационную политику.
Приоритетной задачей в рамках перехода к неоиндустриальному развитию является создание адекватной институциональной среды: совокупности организаций, ценностей, формальных и неформальных норм, определяющих соотношение стимулов в экономической и инвестиционной деятельности и обусловливающих достижение согласия между хозяйствующими субъектами.
Сложившиеся на сегодняшний день институциональные образования показывают свою недостаточно эффективную работу, это связано, в первую очередь, с быстротой применения реформ, и копированием институциональных структур, успешно функционирующих на Западе, без учета специфики отечественной экономики.
В условиях нарастающего процесса глобализации, направления развития и усовершенствования институтов инновационной модернизации экономики становятся все более актуальными, что и обусловило выбор темы для написания данной работы.
Целью настоящей работы является исследование институционального обеспечения инновационной модернизации экономики на региональном уровне с целью поиска путей совершенствования институциональных условий инновационной модернизации региональной экономики на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
1. рассмотреть сущность институтов инновационной модернизации экономики;
2. выделить факторы инновационного развития экономики региона;
3. изучить понятие инновационной модернизации экономики региона;
4. провести оценку инновационного состояния и его тенденции регионов Приволжского федерального округа;
5. предложить направления совершенствования институциональной среды инновационной модернизации экономики исследуемого региона.
Объектом исследования являются институциональные условия инновационной модернизации экономики региона.
Предметом работы является механизм создания и оценки институциональных условий инновационной модернизации экономики региона.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов институциональных условий инновационной модернизации экономики региона.
Вопросам институциональных условий инновационной модернизации экономики региона, в силу их значимости, посвящено большое количество публикаций и исследований как зарубежных ученых и специалистов, так и отечественных, среди которых следует отметить Афонасова М.А., Борщ Л.М., Гамильтона У., Губанова С.С., Дагаева А.А, Кузыку Б.Н., Норта Д., Петрова Р.С., Полтеровича В.М., Санникова Т.Д., Яковца Ю.В. и ряда других.
Методологический инструментарий оценки инновационной модернизации экономики региона рассматривали в своих трудах следующие ученые: Л.Р. Батукова, С.Н. Болдырев, В.Н. Киселев и другие.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные о развитии российской экономической системы, материалы международных конференций и научных семинаров, отечественных и международных рейтинговых агентств.
Также при написании работы были использованы федеральные законодательные акты, нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность в РФ.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. проведен актуальный сравнительный анализ инновационных систем регионов ПФО;
2. проведена актуальная оценка эффективности инновационной модернизации регионов ПФО;
3. определены пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов РФ.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том, что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов, а также пути их совершенствования могут быть применены при выработке региональных программ инновационной модернизации экономики.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, описана степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования институциональных условий инновационной модернизации экономики региона» рассмотрено понятие инновационной модернизации экономки региона; определены элементы институциональной структуры; факторы, воздействующие на формирование инновационной среды; рассмотрены методики оценки эффективности инновационной модернизации и уровня инновационного потенциала региона.
Во второй главе «Формирование институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов (на примере регионов ПФО)» рассмотрено современное состояние и проведен сравнительный анализ инновационных систем субъектов ПФО, проанализированы имеющиеся государственные институты инновационной модернизации экономики и институты стимулирования инновационной активности частного сектора регионов ПФО, проведена оценка инновационной модернизации экономики в регионах ПФО.
В третьей главе «Пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики региона» исследованы основные пути совершенствования институциональных условий инновационной модернизации экономики регионов, в том числе совершенствование инвестиционных институтов инновационной модернизации экономики регионов, а также направления совершенствования институтов взаимодействия науки и бизнеса.
В заключении содержатся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Основной целью по проведению модернизации и инновационного развития региональной экономики является повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Уровень инновационного развития региона во многом зависит от взаимодействия трех ключевых участников инновационного процесса: государства, бизнеса и науки. Формирование эффективно действующей инновационной системы возможно только при достижении одновременных парных гармонических взаимоотношений: наука-бизнес, государство-наука и государство-бизнес, в результате чего образуются особенная среда, способствующая созданию и распространению инноваций.
Успех развития любого региона определяется тем, каковы перспективы его развития в будущем и как на сегодняшний момент, при ограниченных ресурсах, реализованы возможности региона в части формирования привлекательности для инвесторов.
Государственная политика в области инновационной модернизации экономики направлена на обеспечение эффективного взаимодействия различных участников и институтов инновационной системы всех субъектов хозяйствования. Для достижения этого требуется организация эффективной системы управления, способной объединить всех ее субъектов в единую структуру для выполнения основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
На современном этапе требуется создать программу долгосрочного и краткосрочного планирования и аналитического учета региональной инновационной системы; привести в норму законодательную базу; определить какая сфера инновационной активности контролируется на региональном уровне, а какая на федеральном и четко контролировать выполнение разработанной инновационной программы.
В настоящее время основными реальными источниками и создания современной национальной инновационной и конкурентоспособной экономики бесспорно должны стать региональные экономические системы.
Для успешного функционирования национальной системы инновационной модернизации экономики любого государства необходима сильная и эффективная институциональная составляющая.
Обеспечение эффективной структурной модернизации экономики, с одной стороны, требует адекватных ей институциональных изменений в обществе, а с другой стороны - непосредственно зависит от этих изменений, поскольку любые реформы должны базироваться и подкрепляться соответствующими институциональными реформами.
Активизация темпов социально-экономического развития, усиление конкуренции на внутреннем и мировом рынках, ограниченность традиционных ресурсов роста требуют повышенного внимания к вопросу обеспечения устойчивых темпов развития регионов, для чего необходимо создание эффективных механизмов и инструментов развития экономики регионов РФ, в т.ч. ПФО.
ПФО сегодня - это крупная, экономически развитая территория России с достаточно высоким уровнем активности деловой, культурной и общественной сферы. В регионах ПФО диверсифицированная структура экономики, а доля промышленного производства ПФО в экономике России составляет 23,9 % - это наивысший показатель. Регионы ПФО входят в первую десятку субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала.
Первые три места в национальном рейтинге инновационного потенциала РФ в разрезе субъектов Федерации занимают такие регионы ПФО, как Республика Татарстан (6 место), Нижегородская область (9 место) и Республика Башкортостан (11 место).
В связи со спецификой процесса управления инновационной модернизации экономики при его оценке предпочтительнее всего использовать рейтинговые методики.
В связи с существенным отличием структуры и уровня развития российской экономики, ее регионов от развитых западных стран, отличиями в устройстве и развитии национальных инновационных систем и процессов, отличиями в доступной статистики, зарубежные методики оценки эффективности инновационной модернизации регионов применять не представляется возможным.
В этой связи в работе нами был рассмотрен ряд методик отечественных авторов, которые могли бы быть использованы для оценки качества управления инновационной модернизацией отечественной экономики.
Итоговые данные для оценки эффективности инновационной системы регионов ПФО позволили классифицировать субъектов ПФО в следующие группы:
1. Наиболее развитые: Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край;
2. Средняя группа: Республика Башкортостан, Чувашская Республика и Саратовская область.
3. Наименее развитые: республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, и Ульяновская области.
Анализ эффективности инновационных систем регионов ПФО показал, что наиболее развитая и эффективная инновационная система среди регионов ПФО по итогам 2016 года имеется в Нижегородской области, Республике Татарстан и Чувашской Республике.
Для проведения оценки эффективности инновационной модернизации регионов ПФО нами было выбрана методика оценки эффективности инновационной модернизации экономики Л.Р. Батуковой. Оценивались пять регионов ПФО, которые получили наиболее высокие места в рейтинге, характеризующем эффективность инновационных систем, а именно: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край и Нижегородская область.
Полученные данные показали, что на 1 месте по эффективности инновационной модернизации экономики региона находится Республика Татарстан, второе место занимает Нижегородская область, третье место - Пермский край, на четвертом месте Чувашская республика, замыкает рейтинг Республика Мордовия.
В целом полученные места в рейтинге коррелируют с данными, полученными нами при оценке инновационного потенциала данных регионов ПФО.
Основным формальным институтом инновационной модернизации экономики регионов является государственное регулирование инновационной деятельности, осуществляемое на различных уровнях управления социально-экономическими системами (федеральном, региональном, муниципальном). При этом государственно-частное партнерство является перспективным механизмом привлечения инвестиций из внебюджетных источников для повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения качества и объема услуг государственного и муниципального секторов.
Инвестиционные институты инновационной модернизации экономики регионов относятся к так называемым институтам развития. Именно институтам развития отводится ключевая роль в финансировании инфраструктурного обеспечения инновационного развития реального сектора российской экономики. В России в настоящее время представлены практически весе формы организации институтов развития, существующие в мире.
В регионах создаются собственные институты инновационного развития: региональные корпорации развития, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, инжиниринговые центры, инновационные фонды, кластеры, ОЭЗ и другие. Необходимость их создания продиктована тем, что федеральные институты инновационного развития поддерживают далеко не все региональные научные разработки (проекты). Однако, формирование региональных институтов развития происходит достаточно стихийно, не имеет единого общефедерального законодательного оформления и для повышения эффективности их деятельности требуется научное обоснование.
Для обеспечения эффективного функционирования региональных институтов развития нами была предложена программа мероприятий.
Наиболее значимой проблемой всей институциональной структуры взаимодействия науки и бизнеса в России является недостаточная координация между наукой и реальным сектором экономик. Высшие образовательные заведения России до сих пор находятся в состоянии оторванности от реального бизнеса, а должны стать локомотивом развития экономики. В настоящее время прослеживается тенденция самостоятельного решения вопроса взаимодействия науки и бизнеса со стороны научного сообщества на уровне регионов.
Таким образом, приоритетом в развитии современных научных организаций должна стать ориентация на углубление кооперации с передовыми компаниями реального сектора экономики, а также на проведение совместных научных исследований и разработок, их последующего коммерческого использования для обеспечения качественного роста экономики
Уровень инновационного развития региона во многом зависит от взаимодействия трех ключевых участников инновационного процесса: государства, бизнеса и науки. Формирование эффективно действующей инновационной системы возможно только при достижении одновременных парных гармонических взаимоотношений: наука-бизнес, государство-наука и государство-бизнес, в результате чего образуются особенная среда, способствующая созданию и распространению инноваций.
Успех развития любого региона определяется тем, каковы перспективы его развития в будущем и как на сегодняшний момент, при ограниченных ресурсах, реализованы возможности региона в части формирования привлекательности для инвесторов.
Государственная политика в области инновационной модернизации экономики направлена на обеспечение эффективного взаимодействия различных участников и институтов инновационной системы всех субъектов хозяйствования. Для достижения этого требуется организация эффективной системы управления, способной объединить всех ее субъектов в единую структуру для выполнения основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
На современном этапе требуется создать программу долгосрочного и краткосрочного планирования и аналитического учета региональной инновационной системы; привести в норму законодательную базу; определить какая сфера инновационной активности контролируется на региональном уровне, а какая на федеральном и четко контролировать выполнение разработанной инновационной программы.
В настоящее время основными реальными источниками и создания современной национальной инновационной и конкурентоспособной экономики бесспорно должны стать региональные экономические системы.
Для успешного функционирования национальной системы инновационной модернизации экономики любого государства необходима сильная и эффективная институциональная составляющая.
Обеспечение эффективной структурной модернизации экономики, с одной стороны, требует адекватных ей институциональных изменений в обществе, а с другой стороны - непосредственно зависит от этих изменений, поскольку любые реформы должны базироваться и подкрепляться соответствующими институциональными реформами.
Активизация темпов социально-экономического развития, усиление конкуренции на внутреннем и мировом рынках, ограниченность традиционных ресурсов роста требуют повышенного внимания к вопросу обеспечения устойчивых темпов развития регионов, для чего необходимо создание эффективных механизмов и инструментов развития экономики регионов РФ, в т.ч. ПФО.
ПФО сегодня - это крупная, экономически развитая территория России с достаточно высоким уровнем активности деловой, культурной и общественной сферы. В регионах ПФО диверсифицированная структура экономики, а доля промышленного производства ПФО в экономике России составляет 23,9 % - это наивысший показатель. Регионы ПФО входят в первую десятку субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала.
Первые три места в национальном рейтинге инновационного потенциала РФ в разрезе субъектов Федерации занимают такие регионы ПФО, как Республика Татарстан (6 место), Нижегородская область (9 место) и Республика Башкортостан (11 место).
В связи со спецификой процесса управления инновационной модернизации экономики при его оценке предпочтительнее всего использовать рейтинговые методики.
В связи с существенным отличием структуры и уровня развития российской экономики, ее регионов от развитых западных стран, отличиями в устройстве и развитии национальных инновационных систем и процессов, отличиями в доступной статистики, зарубежные методики оценки эффективности инновационной модернизации регионов применять не представляется возможным.
В этой связи в работе нами был рассмотрен ряд методик отечественных авторов, которые могли бы быть использованы для оценки качества управления инновационной модернизацией отечественной экономики.
Итоговые данные для оценки эффективности инновационной системы регионов ПФО позволили классифицировать субъектов ПФО в следующие группы:
1. Наиболее развитые: Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край;
2. Средняя группа: Республика Башкортостан, Чувашская Республика и Саратовская область.
3. Наименее развитые: республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, и Ульяновская области.
Анализ эффективности инновационных систем регионов ПФО показал, что наиболее развитая и эффективная инновационная система среди регионов ПФО по итогам 2016 года имеется в Нижегородской области, Республике Татарстан и Чувашской Республике.
Для проведения оценки эффективности инновационной модернизации регионов ПФО нами было выбрана методика оценки эффективности инновационной модернизации экономики Л.Р. Батуковой. Оценивались пять регионов ПФО, которые получили наиболее высокие места в рейтинге, характеризующем эффективность инновационных систем, а именно: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край и Нижегородская область.
Полученные данные показали, что на 1 месте по эффективности инновационной модернизации экономики региона находится Республика Татарстан, второе место занимает Нижегородская область, третье место - Пермский край, на четвертом месте Чувашская республика, замыкает рейтинг Республика Мордовия.
В целом полученные места в рейтинге коррелируют с данными, полученными нами при оценке инновационного потенциала данных регионов ПФО.
Основным формальным институтом инновационной модернизации экономики регионов является государственное регулирование инновационной деятельности, осуществляемое на различных уровнях управления социально-экономическими системами (федеральном, региональном, муниципальном). При этом государственно-частное партнерство является перспективным механизмом привлечения инвестиций из внебюджетных источников для повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения качества и объема услуг государственного и муниципального секторов.
Инвестиционные институты инновационной модернизации экономики регионов относятся к так называемым институтам развития. Именно институтам развития отводится ключевая роль в финансировании инфраструктурного обеспечения инновационного развития реального сектора российской экономики. В России в настоящее время представлены практически весе формы организации институтов развития, существующие в мире.
В регионах создаются собственные институты инновационного развития: региональные корпорации развития, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, инжиниринговые центры, инновационные фонды, кластеры, ОЭЗ и другие. Необходимость их создания продиктована тем, что федеральные институты инновационного развития поддерживают далеко не все региональные научные разработки (проекты). Однако, формирование региональных институтов развития происходит достаточно стихийно, не имеет единого общефедерального законодательного оформления и для повышения эффективности их деятельности требуется научное обоснование.
Для обеспечения эффективного функционирования региональных институтов развития нами была предложена программа мероприятий.
Наиболее значимой проблемой всей институциональной структуры взаимодействия науки и бизнеса в России является недостаточная координация между наукой и реальным сектором экономик. Высшие образовательные заведения России до сих пор находятся в состоянии оторванности от реального бизнеса, а должны стать локомотивом развития экономики. В настоящее время прослеживается тенденция самостоятельного решения вопроса взаимодействия науки и бизнеса со стороны научного сообщества на уровне регионов.
Таким образом, приоритетом в развитии современных научных организаций должна стать ориентация на углубление кооперации с передовыми компаниями реального сектора экономики, а также на проведение совместных научных исследований и разработок, их последующего коммерческого использования для обеспечения качественного роста экономики
Подобные работы
- Развитие инновационного потенциала региона на примере Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-экономические факторы конкурентоспособности Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Инвестиции и их роль в формировании инновационной экономики региона (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие инжиниринговых центров как фактор повышения эффективности промышленности на примере Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



