Отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран на современном этапе
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Процесс развития конфликта между КСА и ИРИ 8
1.1. Исторические предпосылки конфликта 9
1.2. Развитие конфликта на современном этапе 17
ГЛАВА 2. Борьба за влияние в государствах Ближнего Востока между КСА и ИРИ 27
2.1. Соперничество КСА и ИРИ в Иракском кризисе 28
2.2. Участие КСА и ИРИ в "Кедровой революции" в Ливане 33
2.3. КСА и ИРИ в борьбе за влияние в Бахрейне 47
2.4. Катарская проблема в Контексте КСА и ИРИ 40
2.5. Интересы и Действия КСА и ИРИ в Йеменском конфликте 44
2.6. КСА и ИРИ в Сирийском конфликте 48
ГЛАВА 4. КСА и ИРИ за пределами Ближнего Востока 54
4.1. Соперничество между КСА и ИРИ за Таджикистан 55
4.2 КСА и ИРИ в Узбекистане 59
4.3 США и Израиль как камень преткновения в отношениях КСА и ИРИ 63
4.4. Роль России в Ирано-Саудовских отношениях 68
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
ГЛАВА 1. Процесс развития конфликта между КСА и ИРИ 8
1.1. Исторические предпосылки конфликта 9
1.2. Развитие конфликта на современном этапе 17
ГЛАВА 2. Борьба за влияние в государствах Ближнего Востока между КСА и ИРИ 27
2.1. Соперничество КСА и ИРИ в Иракском кризисе 28
2.2. Участие КСА и ИРИ в "Кедровой революции" в Ливане 33
2.3. КСА и ИРИ в борьбе за влияние в Бахрейне 47
2.4. Катарская проблема в Контексте КСА и ИРИ 40
2.5. Интересы и Действия КСА и ИРИ в Йеменском конфликте 44
2.6. КСА и ИРИ в Сирийском конфликте 48
ГЛАВА 4. КСА и ИРИ за пределами Ближнего Востока 54
4.1. Соперничество между КСА и ИРИ за Таджикистан 55
4.2 КСА и ИРИ в Узбекистане 59
4.3 США и Израиль как камень преткновения в отношениях КСА и ИРИ 63
4.4. Роль России в Ирано-Саудовских отношениях 68
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Данная работа посвящена изучению двусторонних отношений Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран в период с 2005 по 2018 года.
Постановка проблемы. Конец двадцатого века оказался крайне драматичным периодом для государств ближнего востока. Особое место в гонке за лидерством в исламском мире занимает Исламская Революция в Иране, после которой начинается активная борьба между Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран.
Королевство Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран являются одними из основных игроков, как на ближнем востоке, так и во всем Исламском мире в целом. В этой связи любые и противоречия, и конфликты между этими государствами будут активно сказываться на других государствах, что иллюстрируют многие конфликты на ближнем востоке (например, война в Сирии, Йемене, Ливане и др.), также данный конфликт затрагивает важный для Российской Федерации регион, как Центральная Азия. Наиболее ярко противостояние двух государств заметно в Таджикистане, Узбекистане и Афганистане, что создает дополнительные проблемы для Российской дипломатии.
Актуальность. Проблемы заключается в том, что такие регионы как ближний Восток и Центральная Азия являются одними из самых взрывоопасных регионов, не только в плане внутрирегиональных конфликтов, но и в плане распространения терроризма и радикализма во всём мире.
В данном контексте противостояние обоих государств оказывает прямое влияние на нестабильность в данных регионах, а логическое завершение данного конфликта приведет к систематическим изменениям не только в данных регионах, но и во всём Исламском мире, ведь результатом завершения данного конфликта может стать появление абсолютного лидера в исламском мире, а не двух противоборствующих как сейчас.
Выбранная для изучения тема также актуальна потому, что на данный момент Российская Федерация принимает активное участие в Ближневосточных конфликтах в качестве миротворца и третьей силы, в виду чего она оказывается посреди двух огней.
После постепенного снятия санкций с Ирана в ходу "Ядерной сделки" у этого государства появились новые рычаги борьбы с Эр-Риядом, а также реальная возможность стать лидером в регионе. Кооперация с Российской Федерацией усиливает эти шансы, что заставляет Соединённые Штаты и Турцию также принимать активное участие в данном конфликте, что усугубляет системные кризисы в данном регионе. Подобное вмешательство со стороны других держав выражается активным созданием коалиций для совместных боевых действий, а также "охотой на ведьм" в странах Залива.
Объектом исследования являются двусторонние отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран.
Предметом исследования являются военно-политическое, экономическое и культурно-религиозное противостояния Королевства Саудовская Аравия и Исламской республики Иран.
Цель работы - изучить двусторонние отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран через призму региональных конфликтов, а также противостояние в торгово-экономической и религиознокультурной сфере, проанализировать перспективу дальнейшего развития двусторонних отношений.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
• Рассмотреть конфликт обоих государств через призму истории, а также религиозно-культурных различий;
• Показать противостояние обоих государств на современном этапе;
• Исследовать противостояние государств на Ближнем Востоке;
• Рассмотреть противостояние государств за пределами Ближнего Востока;
• Выделить основные тенденции борьбы за лидерство между двумя государствами;
Изучение вопроса Саудовско-Иранского противостояния в контексте региональных конфликтов не получило до нашего времени подробного освещения ни в российских, ни в зарубежных работах. В этом представлена научная новизна данной работы. Причина недостаточного внимания исследователей к этой теме обусловлена тем, что региональные конфликты на Ближнем Востоке рассматриваются в основном в контексте противостояния Исламской и Европейской цивилизаций, а также через призму неразвитости демократических институтов в регионе.
Научно-практическая значимость состоит в том, что фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу стратегии КСА и ИРИ в данном регионе и различных аспектов отношений КСА и ИРИ с государствами региона.
Структура исследования состоит из:
1. введения;
2. трех глав;
3. заключения;
4. списка использованных источников и литературы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу дипломной работы составили труды отечественных ученых по таким направлениям, как: международные отношения, политология, геополитика. В ходе изучения вопроса научной работы был использован системный подход, который позволил проанализировать двусторонние отношении КСА и ИРИ на примере региональных конфликтов с 2005 по 2018 год в контексте взаимосвязанных исторических, политических, экономических и культурных факторов. Также были использованы методы сравнительного анализа для выявления динамики и тенденций развития двусторонних отношений.
Источниковой базой исследования послужили официальные документы государственных и международных организаций, речи, выступления и интервью официальных лиц, мемуарная литература политиков, военных, дипломатов и общественных деятелей и Материалы СМИ.
Официальные документы государств и международных организаций представлены такими документами, как: Основной Низам правления КСА и Конституцией ИРИ. Также вызывают интерес резолюции и постановления таких организаций как: Организация Объединённых Наций , а в особенности Совет безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, Лига Арабских Г осударств , Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива , и Организации Исламского сотрудничества. При изучении Йеменского и Сирийского кризисов использовались документы ЛАГ, ГА ООН и СБ ООН , также были использованы Джиддийский договор (2000 ) между Йеменом и Саудовской Аравией, а также соглашение о мире и национальном партнерстве в Йемене (2014 ).
К следующей группе источников относятся речи и интервью официальн ых лиц Саудовской Аравии и Ирана, среди которых выступления Короля Саудо вской Аравии , речи министра иностранных дел Саудовской Аравии ,министра
обороны Саудовской Аравиипофициальные заявления Министерства иностран ных дел Ирана, обращения Аятоллы , заявления Председателя СБ ООН.
В данной работе также широко используются СМИ, такие как: Аш- Шарк аль-Аусат , Иляф , Ар-Рияд , Аль-Джазира , Аль-Арабия , Асре Ирон , Pars Today , Press TV21 , Джаме Джам , BBC , CNN ,РИА , ИТАР- ТАСС , RT , NBC, The Daily Telegraph , «Коммерсантъ» и Foreign Policy.
Из научных работ Российских учёных стоит выделить работу В.В. Наумкина "Вместо предисловия: круговорот Арабского пробуждения" , где даётся подробный анализ событий "арабской весны" и её вляния на ситуацию в регионе, также стоит отметить работу А.Ф.Черновой "Влияние исламской револ юции на монархические режимы в Персидском заливе", где показываются системные изменения в политике стран Персидского залива, после Исламской революции в Иране. Широко раскрываются цели и действия держав региона в работе Е.С. Мелкумяна "Регион Залива: Конфликты, компромиссы, сотрудничество" и др.
Из зарубежных авторов стоит выделить работу В. Врампельмейера "Saudi-Iranian Relations 1932-1982" , где показывается ретроспектива двусторонних отношений двух государств, а также предпосылки будущего конфликта. Использование невоенных методов противостояний двух держав показано в работе Симона Мабуна "Saudi Arabia and Iran: Soft Power Rivalry in the Middle East" . Изменения политической ориентации Тегерана во второй половине 20 века показана в работе Ансари Х. "Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины". Борьба за сотрудничество в регионе Центральной Азии хорошо показана в работе Мэтью Эдвардса "The New Great Game and the New Great Gamers: Disciples of Kipling and Mackinder. Central Asian Survey".
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2005 г. по 2018 г. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что в 2005 году на трон взошёл король Абдалла ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд, во время правления которого произошли значительные изменения в отношениях двух государств. 2018 год был выбран как финальный в виду того, что в данном году начали происходить качественные изменения в Йеменском и Сирийском кризисе, а также с Ирана постепенно начали снимать санкции в ходе "Ядерной сделки". Конечная точка освещаемого периода также дает преимущество изучить проблему до настоящего времени, предоставляя возможность анализа и обзора ситуации по последним данным и выявления перспектив на будущее. Для более глубокого изучения темы работы будет необходимо обращаться к событиям находящимся за хорологическими рамками
Постановка проблемы. Конец двадцатого века оказался крайне драматичным периодом для государств ближнего востока. Особое место в гонке за лидерством в исламском мире занимает Исламская Революция в Иране, после которой начинается активная борьба между Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран.
Королевство Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран являются одними из основных игроков, как на ближнем востоке, так и во всем Исламском мире в целом. В этой связи любые и противоречия, и конфликты между этими государствами будут активно сказываться на других государствах, что иллюстрируют многие конфликты на ближнем востоке (например, война в Сирии, Йемене, Ливане и др.), также данный конфликт затрагивает важный для Российской Федерации регион, как Центральная Азия. Наиболее ярко противостояние двух государств заметно в Таджикистане, Узбекистане и Афганистане, что создает дополнительные проблемы для Российской дипломатии.
Актуальность. Проблемы заключается в том, что такие регионы как ближний Восток и Центральная Азия являются одними из самых взрывоопасных регионов, не только в плане внутрирегиональных конфликтов, но и в плане распространения терроризма и радикализма во всём мире.
В данном контексте противостояние обоих государств оказывает прямое влияние на нестабильность в данных регионах, а логическое завершение данного конфликта приведет к систематическим изменениям не только в данных регионах, но и во всём Исламском мире, ведь результатом завершения данного конфликта может стать появление абсолютного лидера в исламском мире, а не двух противоборствующих как сейчас.
Выбранная для изучения тема также актуальна потому, что на данный момент Российская Федерация принимает активное участие в Ближневосточных конфликтах в качестве миротворца и третьей силы, в виду чего она оказывается посреди двух огней.
После постепенного снятия санкций с Ирана в ходу "Ядерной сделки" у этого государства появились новые рычаги борьбы с Эр-Риядом, а также реальная возможность стать лидером в регионе. Кооперация с Российской Федерацией усиливает эти шансы, что заставляет Соединённые Штаты и Турцию также принимать активное участие в данном конфликте, что усугубляет системные кризисы в данном регионе. Подобное вмешательство со стороны других держав выражается активным созданием коалиций для совместных боевых действий, а также "охотой на ведьм" в странах Залива.
Объектом исследования являются двусторонние отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран.
Предметом исследования являются военно-политическое, экономическое и культурно-религиозное противостояния Королевства Саудовская Аравия и Исламской республики Иран.
Цель работы - изучить двусторонние отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран через призму региональных конфликтов, а также противостояние в торгово-экономической и религиознокультурной сфере, проанализировать перспективу дальнейшего развития двусторонних отношений.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
• Рассмотреть конфликт обоих государств через призму истории, а также религиозно-культурных различий;
• Показать противостояние обоих государств на современном этапе;
• Исследовать противостояние государств на Ближнем Востоке;
• Рассмотреть противостояние государств за пределами Ближнего Востока;
• Выделить основные тенденции борьбы за лидерство между двумя государствами;
Изучение вопроса Саудовско-Иранского противостояния в контексте региональных конфликтов не получило до нашего времени подробного освещения ни в российских, ни в зарубежных работах. В этом представлена научная новизна данной работы. Причина недостаточного внимания исследователей к этой теме обусловлена тем, что региональные конфликты на Ближнем Востоке рассматриваются в основном в контексте противостояния Исламской и Европейской цивилизаций, а также через призму неразвитости демократических институтов в регионе.
Научно-практическая значимость состоит в том, что фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу стратегии КСА и ИРИ в данном регионе и различных аспектов отношений КСА и ИРИ с государствами региона.
Структура исследования состоит из:
1. введения;
2. трех глав;
3. заключения;
4. списка использованных источников и литературы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу дипломной работы составили труды отечественных ученых по таким направлениям, как: международные отношения, политология, геополитика. В ходе изучения вопроса научной работы был использован системный подход, который позволил проанализировать двусторонние отношении КСА и ИРИ на примере региональных конфликтов с 2005 по 2018 год в контексте взаимосвязанных исторических, политических, экономических и культурных факторов. Также были использованы методы сравнительного анализа для выявления динамики и тенденций развития двусторонних отношений.
Источниковой базой исследования послужили официальные документы государственных и международных организаций, речи, выступления и интервью официальных лиц, мемуарная литература политиков, военных, дипломатов и общественных деятелей и Материалы СМИ.
Официальные документы государств и международных организаций представлены такими документами, как: Основной Низам правления КСА и Конституцией ИРИ. Также вызывают интерес резолюции и постановления таких организаций как: Организация Объединённых Наций , а в особенности Совет безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, Лига Арабских Г осударств , Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива , и Организации Исламского сотрудничества. При изучении Йеменского и Сирийского кризисов использовались документы ЛАГ, ГА ООН и СБ ООН , также были использованы Джиддийский договор (2000 ) между Йеменом и Саудовской Аравией, а также соглашение о мире и национальном партнерстве в Йемене (2014 ).
К следующей группе источников относятся речи и интервью официальн ых лиц Саудовской Аравии и Ирана, среди которых выступления Короля Саудо вской Аравии , речи министра иностранных дел Саудовской Аравии ,министра
обороны Саудовской Аравиипофициальные заявления Министерства иностран ных дел Ирана, обращения Аятоллы , заявления Председателя СБ ООН.
В данной работе также широко используются СМИ, такие как: Аш- Шарк аль-Аусат , Иляф , Ар-Рияд , Аль-Джазира , Аль-Арабия , Асре Ирон , Pars Today , Press TV21 , Джаме Джам , BBC , CNN ,РИА , ИТАР- ТАСС , RT , NBC, The Daily Telegraph , «Коммерсантъ» и Foreign Policy.
Из научных работ Российских учёных стоит выделить работу В.В. Наумкина "Вместо предисловия: круговорот Арабского пробуждения" , где даётся подробный анализ событий "арабской весны" и её вляния на ситуацию в регионе, также стоит отметить работу А.Ф.Черновой "Влияние исламской револ юции на монархические режимы в Персидском заливе", где показываются системные изменения в политике стран Персидского залива, после Исламской революции в Иране. Широко раскрываются цели и действия держав региона в работе Е.С. Мелкумяна "Регион Залива: Конфликты, компромиссы, сотрудничество" и др.
Из зарубежных авторов стоит выделить работу В. Врампельмейера "Saudi-Iranian Relations 1932-1982" , где показывается ретроспектива двусторонних отношений двух государств, а также предпосылки будущего конфликта. Использование невоенных методов противостояний двух держав показано в работе Симона Мабуна "Saudi Arabia and Iran: Soft Power Rivalry in the Middle East" . Изменения политической ориентации Тегерана во второй половине 20 века показана в работе Ансари Х. "Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины". Борьба за сотрудничество в регионе Центральной Азии хорошо показана в работе Мэтью Эдвардса "The New Great Game and the New Great Gamers: Disciples of Kipling and Mackinder. Central Asian Survey".
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2005 г. по 2018 г. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что в 2005 году на трон взошёл король Абдалла ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд, во время правления которого произошли значительные изменения в отношениях двух государств. 2018 год был выбран как финальный в виду того, что в данном году начали происходить качественные изменения в Йеменском и Сирийском кризисе, а также с Ирана постепенно начали снимать санкции в ходе "Ядерной сделки". Конечная точка освещаемого периода также дает преимущество изучить проблему до настоящего времени, предоставляя возможность анализа и обзора ситуации по последним данным и выявления перспектив на будущее. Для более глубокого изучения темы работы будет необходимо обращаться к событиям находящимся за хорологическими рамками
Исходя из всего вышеперечисленного можно говорить о том, что конфликт между Саудовской Аравией и Ираном нельзя назвать борьбой идеологий, как это было представлено во многих межгосударственных конфликтах 20го века, так как главной целью государств является лидерство на Ближнем Востоке, и вопрос шиизма-суннизма является пропагандистским ходом для легитимизации данного противостояния. Также можно говорить о том, что конфликт на данный момент находится в патовой ситуации, в виду продолжения двух главных конфликтов в регионе, а вопрос снятия эмбарго с Ирана также остается открытым ввиду обтекаемости риторики Вашингтона.
Перемены во власти в Саудовской Аравии и повышение политического веса наследного принца Мухаммеда не стоит оценивать, как возможность пересмотра отношений с Тегераном, ввиду того, что принц Мухаммед активно занимает антииранскую позицию, а с 2015 занимает пост Министра обороны, и многие Саудовские инициативы в Йемене и Сирии были составлены именно им. В то же время он отвергает военное решение данного конфликта, что подтверждает его интервью изданию "The Economist", где он говорит, что: "Мы исключаем подобную возможность. Тот, кто толкает к такой войне, находится не в своем уме".
Также конфликту будут способствовать ослабление позиций Эр-Рияда в регионе, что будет приводить к усилению изоляции со стороны Саудовской Аравии и её союзников, а также увеличению количества провокаций связанных с тем, что Европейские государства не выходят из ядерной сделки в след за США, и экономическая блокада с Тегерана может спасть в ближайшее время, чего не хочет допустить Эр-Рияд.
Сам по себе Тегеран не заинтересован в данном конфликте, так как он изначально находится в проигрышном положении, да и его риторика начиная с 2015 года приобретает более сдержанный характер, о чём говорят слова министра иностранных дел ИРИ на переговорах с В. Штайнмайером : "Иран не ищет путей для уничтожения Саудовской Аравии, но и Саудовская Аравия не должна искать". Однако, какой бы миролюбивой не была риторика Тегерана, это не означает того, что они готовы отказываться от своих внешнеполитических амбиций и поддержки союзников , как внутри региона, так и за его пределами. Снятие санкций с Ирана должно благотворно сказаться на Иранской экономике, и именно поэтому Тегеран хочет получить доступ на рынки стран Персидского залива.
Подобное миролюбие на глазах мировой общественности вовсе не означает, что в скором времени мы получим развязку в действующих конфликтах, так как имеющееся затишье , как в Сирии, так и в Йемене может очень быстро превратиться в бурю, да и окончание этих самих конфликтов вовсе не означает стабилизации в странах, так как в ходе этих конфликтов был нанесён колоссальный урон по экономике стран, и огромная часть населения просто окажется "за бортом". Ещё сложнее выглядит решение Катарской проблемы, так как на данный момент Доха Активно взаимодействует с Анкарой, которая преследует свои цели в регионе, отличные от целей Тегерана и Эр-Рияда, и в данном противостоянии она явно занимает позицию "третьего лишнего".
За пределами Ближнего Востока спорным является лишь вопрос о Таджикистане, который сейчас стоит на грани сложного выбора, однако, следует ожидать, что этот выбор будет сделан в Пользу Москвы или Пекина, Та же ситуация ожидает и Узбекистан, который окружён странами союзницами Москвы, и сценарий сближения с Вашингтоном чреват огромными рисками и потерями, которые Узбекистанская экономика не сможет потянуть.
Что касается позиции Москвы, то нет оснований для изменения курса поддержки контактов с обеими державами, однако, не остит недооценивать возможные изменения отношений Москвы и Эр-Рияда при восшествии нового короля на трон, однако эти действия сильно зависят от позиции Соединённых Штатов по Эр-Рияду.
Будущее Американо-Саудовских отношений будет прямо зависеть от результатов предстоящих выборов США, и личности нового президента. Так, при Сохранении президентского кресла за Трампом следует ожидать сохранение текущего курса партнёрства, а возможно и его развития . Эпизод с убийствам Джамаля Хашоги, показал заинтересованность Трампа в сохранении отношений и многомиллионных контрактов, даже рискуя собственными рейтингами и отношениями с демократическим крылом. Однако, если Трампу не удастся занять пост президента, то возможно Эр-Рияду придётся вносить коррективы в свою внешнюю политику, но при условии, что Вашингтон сделает Тегерану "предложение от которого невозможно отказаться", так как начиная со второго срока Обамы Эр-Рияд осознаёт всю свою силу, и готов даже идти на конфронтацию с Вашингтоном, как это было во время недавнего обвинения КСА в поддержке террористов устроивших теракт 11 сентября и последующего ответа из Эр-Рияда с угрозой заморозки американских активов.
Говоря о тенденция борьбы, то на протяжении противостояния двух государств, как внутри Ближнего Востока так и за его пределами отмечается различный подход к поиску и поддержке союзников. Если КСА в основном придерживались тактики вливания финансовых средств в страну, а также распространения своего видения ислама путём постройки религиозных учреждений и учебных заведений с последующим распространением салафитского ислама, то Иран старается контактировать с шиитскими группами и объединять их под одной целью, а затем оказывать им поддержку путём построения контактов с шиитскими группами в других странах. Из-за меньших объёмов экономики Иран не может себе позволить активно инвестировать в дружественные себе режимы, и в основном создаёт им поддержку в "низах" общества.
Исходя из всех этих факторов решение данного конфликта в ближайшей перспективе представляется трудновыполнимым, в виду сложности поиска компромисса между Тегераном и Эр-Риядом, из-за чего важность посредников со стороны принимает важную роль в виду того, что данный конфликт порождает большинство конфликтов в регионе, а многие экстремистские группировки действующие за пределами Ближнего Востока являются побочным результатом данного соперничества, что создаёт угрозу мирового масштаба.
Перемены во власти в Саудовской Аравии и повышение политического веса наследного принца Мухаммеда не стоит оценивать, как возможность пересмотра отношений с Тегераном, ввиду того, что принц Мухаммед активно занимает антииранскую позицию, а с 2015 занимает пост Министра обороны, и многие Саудовские инициативы в Йемене и Сирии были составлены именно им. В то же время он отвергает военное решение данного конфликта, что подтверждает его интервью изданию "The Economist", где он говорит, что: "Мы исключаем подобную возможность. Тот, кто толкает к такой войне, находится не в своем уме".
Также конфликту будут способствовать ослабление позиций Эр-Рияда в регионе, что будет приводить к усилению изоляции со стороны Саудовской Аравии и её союзников, а также увеличению количества провокаций связанных с тем, что Европейские государства не выходят из ядерной сделки в след за США, и экономическая блокада с Тегерана может спасть в ближайшее время, чего не хочет допустить Эр-Рияд.
Сам по себе Тегеран не заинтересован в данном конфликте, так как он изначально находится в проигрышном положении, да и его риторика начиная с 2015 года приобретает более сдержанный характер, о чём говорят слова министра иностранных дел ИРИ на переговорах с В. Штайнмайером : "Иран не ищет путей для уничтожения Саудовской Аравии, но и Саудовская Аравия не должна искать". Однако, какой бы миролюбивой не была риторика Тегерана, это не означает того, что они готовы отказываться от своих внешнеполитических амбиций и поддержки союзников , как внутри региона, так и за его пределами. Снятие санкций с Ирана должно благотворно сказаться на Иранской экономике, и именно поэтому Тегеран хочет получить доступ на рынки стран Персидского залива.
Подобное миролюбие на глазах мировой общественности вовсе не означает, что в скором времени мы получим развязку в действующих конфликтах, так как имеющееся затишье , как в Сирии, так и в Йемене может очень быстро превратиться в бурю, да и окончание этих самих конфликтов вовсе не означает стабилизации в странах, так как в ходе этих конфликтов был нанесён колоссальный урон по экономике стран, и огромная часть населения просто окажется "за бортом". Ещё сложнее выглядит решение Катарской проблемы, так как на данный момент Доха Активно взаимодействует с Анкарой, которая преследует свои цели в регионе, отличные от целей Тегерана и Эр-Рияда, и в данном противостоянии она явно занимает позицию "третьего лишнего".
За пределами Ближнего Востока спорным является лишь вопрос о Таджикистане, который сейчас стоит на грани сложного выбора, однако, следует ожидать, что этот выбор будет сделан в Пользу Москвы или Пекина, Та же ситуация ожидает и Узбекистан, который окружён странами союзницами Москвы, и сценарий сближения с Вашингтоном чреват огромными рисками и потерями, которые Узбекистанская экономика не сможет потянуть.
Что касается позиции Москвы, то нет оснований для изменения курса поддержки контактов с обеими державами, однако, не остит недооценивать возможные изменения отношений Москвы и Эр-Рияда при восшествии нового короля на трон, однако эти действия сильно зависят от позиции Соединённых Штатов по Эр-Рияду.
Будущее Американо-Саудовских отношений будет прямо зависеть от результатов предстоящих выборов США, и личности нового президента. Так, при Сохранении президентского кресла за Трампом следует ожидать сохранение текущего курса партнёрства, а возможно и его развития . Эпизод с убийствам Джамаля Хашоги, показал заинтересованность Трампа в сохранении отношений и многомиллионных контрактов, даже рискуя собственными рейтингами и отношениями с демократическим крылом. Однако, если Трампу не удастся занять пост президента, то возможно Эр-Рияду придётся вносить коррективы в свою внешнюю политику, но при условии, что Вашингтон сделает Тегерану "предложение от которого невозможно отказаться", так как начиная со второго срока Обамы Эр-Рияд осознаёт всю свою силу, и готов даже идти на конфронтацию с Вашингтоном, как это было во время недавнего обвинения КСА в поддержке террористов устроивших теракт 11 сентября и последующего ответа из Эр-Рияда с угрозой заморозки американских активов.
Говоря о тенденция борьбы, то на протяжении противостояния двух государств, как внутри Ближнего Востока так и за его пределами отмечается различный подход к поиску и поддержке союзников. Если КСА в основном придерживались тактики вливания финансовых средств в страну, а также распространения своего видения ислама путём постройки религиозных учреждений и учебных заведений с последующим распространением салафитского ислама, то Иран старается контактировать с шиитскими группами и объединять их под одной целью, а затем оказывать им поддержку путём построения контактов с шиитскими группами в других странах. Из-за меньших объёмов экономики Иран не может себе позволить активно инвестировать в дружественные себе режимы, и в основном создаёт им поддержку в "низах" общества.
Исходя из всех этих факторов решение данного конфликта в ближайшей перспективе представляется трудновыполнимым, в виду сложности поиска компромисса между Тегераном и Эр-Риядом, из-за чего важность посредников со стороны принимает важную роль в виду того, что данный конфликт порождает большинство конфликтов в регионе, а многие экстремистские группировки действующие за пределами Ближнего Востока являются побочным результатом данного соперничества, что создаёт угрозу мирового масштаба.
Подобные работы
- Эволюция политики безопасности Исламской Республики Иран в регионе Персидского залива (2013-2023гг.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2024 - ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ ПРОКСИ-ГРУППИРОВОК В КОНФЛИКТАХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (2004-2014 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА
В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ ЗА ЛИДЕРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
(КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Современное состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Саудовской Аравии и Турецкой Республики
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРРОРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - Саудовская Аравия и Иран в борьбе за региональное лидерство
в Персидском заливе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ В 1914 - 1926 ГГ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



