ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Факторы и показатели конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Оценка подходов анализа конкурентоспособности предприятия 18
II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЛАСТИНВЕСТГРУПП» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«ПластИнвестГрупп» 26
2.2. Факторы конкурентоспособности ООО "ПластИнвестГрупп" 35
2.3. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия ООО
«ПластИнвестГрупп» 40
III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «ПЛАСТИНВЕСТГРУПП» 50
3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия ООО «ПластИнвестГрупп» 50
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
На текущем этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед конкурентом становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в сфере конкурентоспособности народного хозяйства. В то же время повышение конкурентоспособности затрагивает все уровни их иерархии: продукты, предприятия, отрасли, регионы и страну в целом, но конкурентоспособность компании в качестве основного звена экономики имеет особое значение. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность компании, ее способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынке остается.
Проблемам, связанным с конкурентоспособностью торгового предприятия, посвящены многочисленные научные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов в сфере стратегического менеджмента.
В процессе работы исследованы работы известных отечественных авторов в области анализа конкурентоспособности торгового предприятия таких как: Антонов Г.Д., Бандурин А.В., Белостокова В.Ю., Буторин С.Н., Веснин В.Р., Волков Д., Воронов Д.С., Герчикова И.Н., Головачев А.С., Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Гребнев E.T., Давлетгареев Н.Р., Зайцев Л.Г., Зайцева О.П., Клепикова Д.В., Кротков А.М., Еленева Ю.Я., Лазаренко А. А., Морева А.Л., Новосельцева О. В., Портер М., Рущицкая О.А., Куликова Е.С., Салимгараева
Е.В., Романович В.К., Санаров И. А., Тарануха Ю.В., Фатхутдинов Р.А., Фляйшер К. и других.
В существующей литературе большее внимание уделяется теоретическому аспекту, тогда как остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные
непосредственно с особенностями и методологией практической реализацией процедуры анализа конкурентоспособности торгового предприятия. Данная проблема и послужила причиной выбора данной темы дипломной работы.
Целью работы выступает комплексный анализ конкурентоспособности торгового предприятия, и разработка мероприятий по повышению конкурентных позиций компании на рынке на примере компании ООО «ПластИнвестГрупп».
К задачам работы относят:
- изучить сущность понятия конкурентоспособности предприятия;
- исследовать факторы конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ и оценку конкурентоспособности предприятия ООО «ПластИнвестГрупп»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ПластИнвестГрупп».
Объект исследования - ООО «ПластИнвестГрупп».
Предметом исследования является конкурентоспособность торгового предприятия, так как целенаправленное управление конкурентоспособностью предприятия выступает гарантом в обеспечении его эффективного развития.
При решении поставленных в данной работе задач использовались общенаучные и специальные методы исследования: индукции и дедукции, диалектический, системный и специальные методы стратегического анализа.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные предложения могут быть использованы руководством компании ООО «ПластИнвестГрупп» в улучшении конкурентных позиций компании на занимаемом рынке.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых, материалы научно-практических конференций, публикаций периодических изданий, книги, статьи по вопросам изучения анализа конкурентоспособности торгового предприятия.
Информационная база работы представлена публикациями в периодической печати российских и зарубежных ученых по проблемам анализа конкурентоспособности торгового предприятия; данными, представленными в сети Интернет и прочими источниками, в числе которых открытая информация, отраженная в отчетных документах исследуемого торгового предприятия.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключения и списка использованных источников.
Целью выпускной квалификационной работы выступал анализ конкурентоспособности ООО «ПластИнвестГрупп», компании работающей на рынке Республики Татарстан по торговле СИП-панелями. Производственноторговая компания ООО «ПластИнвестГрупп» была основана в 2016 году в начале как оптово-розничная торговля, после в 2019 году компания начнет реализацию своей произведенной продукции напрямую к потребителям как оптовое, розничное, так и мелкооптовое торговое предприятие.
Потенциальные конкурентами компании ООО «ПластИнвестГрупп» являются ООО «Вальдэк» (завод быстровозводимого малоэтажного домостроения), ООО «Хонка» (строительство домов из бруса), ООО «Зодчий», ООО «Тайга».
Сильнейшим конкурентом компании является крупнейший в России завод немецкого домостроения «Вальдэк», данная компания являлется поставщиком готовых стеновых панелей на таких экономически значимых объектах республики, как свободно-экономическая зона «Алабуга», жилищный комплекс «Светлый» и др. Так же стоит отметить, что качество панелей существенно отличается. Основным минусом компании ООО «Вальдэк» является высокая цена на 1 кв.м стеновой панели, это как раз связано с качеством используемых материалов при производстве стеновых панелей.
Компания ООО «ПластИнвестГрупп» при производстве использует материалы российских производителей в эконом сегменте. С учетом платежеспособности населения страны, компания ООО «ПластИнвестГрупп» занимает большую рыночную нишу, нежели компания «Вальдэк».
Реализуемый товар компании можно определить, как структурную изоляционную панель (СИП-панель), строительный материал при возведении малоэтажных домов, складов и иных зданий, которая складываться из двух плит
ОСП по краям и наполнителя (каменной ваты, эковаты, пенополистирола и т.д.) между ними.
Качество товаров ООО "ПластИнвестГрупп" соответствовует требованиям санитарных, технических и всех иных применимых норм и стандартов Российской Федерации, Таможенного союза, ЕАЭС. Товар имеет маркировку в соответствии с законодательством РФ и Таможенного союза, содержит информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также сопровождается документами, подтверждающими качество, безопасность, происхождение товара, фитосанитарное состояние, легальность производства и оборота и иными документами, предусмотренными действующим законодательством.
С целью повышения конкурентоспособности ООО "ПластИнвестГрупп" нами было разработано мероприятие по внедрению услуги ипотечного кредитования для физических лиц на строительство жилого дома с использованием СИП-панелей компании, что позволит ООО "ПластИнвестГрупп" занять новую рыночную нишу. На данный момент на территории Республики Татарстан, наблюдается дефицит данного предложения, многие компании не хотят связываться со сложной, с процедурной точки зрения, услугой.
В любой новой деятельности возможны риски, препятствующие реализации проекта в полной мере. Продукты ипотечного кредитования подвержены многим внешнеэкономическим и политическим фактором, в результате чего может быть как повышение, так и понижение, всех интересующей, процентной ставки кредитования.
С учетом быстрого изменения рыночных условий, банк и компании- партнеры (ООО «Родные Пенаты», ООО «ПластИнвестГрупп» должны быть в тесной взаимосвязи (проведение совместных встреч, мероприятий для клиентов, как «День открытых дверей», «Полезная информация для покупателя»).
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения:
03.03.2019)
Книги, монографии
2. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 320 с.
3. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. - М.: Изд-во Михайлова В.А. 2013. - 287с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2013. - 296с.
5. Волкова, Наталья Конкурентоспособность предпринимательских структур / Наталья Волкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 176 c.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. -
512 с.
7. Г оловачев А.С. Конкурентоспособность организации: учеб.пособие /
А. С. Головачев. - Минск: Высш. шк., 2012. - 319 с.
8. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Юристъ, 2014. - 336с.
9. Зайцева О.П. Обоснование методического подхода к оценке конкурентоспособности компании // О.П. Зайцева, М.А. Монтоева // Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов «Непрерывное профессиональное образование: теория и практика» (24 марта 2017 г., САФБД). - Новосибирск,
2017. - 426 с.
10. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание,
2016. - 192 с.
11. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2014. - 368 с.
12. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц.
- М.: Юрайт, 2016. - 448 с.
13. Мамедов О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус,
2013. - 232 с.
14. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2013. - 148 с.
15. Попова А. Конкурентоспособность инновационной строительной продукции / Анна Попова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 128 с.
16. Портер М.Э. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2011.
- 453 с.
17. Портер М.Э. Конкуренция : пер. с англ. / М. Э. Портер. - обновленное и расширенное издание. - Москва: Вильямс, 2010.- 269 с.
18. Реброва Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
19. Санаров И. А. Конкурентоспособность российских предприятий в условиях глобализации / И. А. Санаров // Ч. 2., 2012 - С. 268.
20. Секерин В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин.
- М.: КноРус, 2013. - 232 с.
21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - СПб.: Питер, 2014. -
448с.
22. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с.
23. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: Бином. Лаборатория знаний,
2017. - 544 с.
Авторефераты диссертаций
24. Буторин С.Н. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий молочно-продуктового подкомплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук / С.Н. Буторин. — Ижевск, 2008
Печатная периодика
25. Белостокова В.Ю. Анализ методов оценки конкурентоспособности компании на промышленном рынке / В.Ю. Белостокова // Управление экономическими системами. - 2015. - №7 . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-79-792015 (дата обращения: 15.04.2019)
26. Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д. С. Воронов, В. В. Криворотов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ГТУ, 2011. - 96 с.
27. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д., Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2009. - С. 24.
28. Гребнев E.T. Анализ конкурентоспособности продукции. Журнал. Маркетинг в России и за рубежом. №3. 2002
29. Давлетгареев Н.Р. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] = Competitiveness of enterprises / Н. Р. Давлетгареев, Т. Б. Давлетгареева, Н. В. Королева // Экономика и предпринимательство: научный журнал. - 2016. - № 3-1. - С. 23-29.
30. Клепикова Д.В. Экономическая эффективность и конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] / Д. В. Клепикова; науч. рук. Л. М. Борисова //Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов Х Всероссийской научно-практической конференции "Фундаментальные проблемы модернизации экономики России", г. Томск, 19-23 ноября 2013 г. /
Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); под ред. Г. А. Барышевой и др. - Томск: Изд-во ТПУ, 2013. - С. 78-79.
31. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки /
32. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Маркетинг в России и за рубежом. -
2001. - № 6.
33. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 374-377.
34. Морева А.Л. Современные тенденции развития российского рынка одежды / А. Л. Морева // Рынок легкой промышленности. - 2014.- № 49.
35. Новосельцева О. В. Методика комплексной оценки
конкурентоспособности и разработки стратегий развития фирмы / О. В. Новосельцева //Ч. 2. - 2012. - С. 20.
36. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: ИД «Вильямс», 2005. - С. 38-45.
37. Рущицкая О.А., Куликова Е.С. Антикризисный маркетинг в системе развития современных предприятий // Аграрный вестник Урала. 2015. № 11 (141). С. 82-84.
38. Салимгараева Е.В., Романович В.К. Конкурентоспособность предприятий - основа стратегии развития предприятия // В сборнике: Молодежь и наука: развитие творческого потенциала / Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Российский университет кооперации. 2016. С. 405-408.
39. Тарануха Ю.В.. Конкуренция: система и процесс / Ю. В. Тарануха. - Москва: Дело и Сервис, 2012. - С. 74.
40. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика стратегия управление. - М: ИНФРА - М 2000. - С. 65-67.
Электронные ресурсы
41. Волков Д. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / Д. Волков // Библиотека управления . - [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http: //www.cfin.ru/management/strategy/compe tit/analysis2 .shtml (дата обращения: 15.04.2019)