Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ И МЕСТО УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №35907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
925
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ТРЕБОВАНИЙ
ПРАКТИКИ 8
1.1. Теоретические основы критериев эффективности учебника 8
1.2. Практические аспекты эффективности учебника 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КРИТЕРИЕВ НА ПРИМЕРЕ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (SPOTLIGHT)
32
2.1. Основные компоненты УМК и их характеристика 32
2.2. Анализ эффективности УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ


В последнее время система образования в России претерпевает серьезные изменения. Введены такие экзамены, как ЕГЭ, ОГЭ, многоуровневая система высшего образования. В 1999 г. Россия подписала Болонское соглашение с целью приобщения к европейской системе высшего образования и создания единого образовательного пространства. Россия стала ориентироваться на европейские стандарты, что предполагает конвертируемость дипломов о высшем образовании и унификацию требований к целям и содержанию обучения. Особое место в этой ситуации сегодня занимает обучение иностранному языку, в частности английскому. В контексте Болонского соглашения разработаны положения по установлению единой зоны европейского высшего образования с целью повышения качества образовательного процесса, расширения мобильности и интеграций между российскими и европейскими студентами. Также был введен европейский языковой портфель, который дал возможность учащимся самостоятельно оценить свои знания и навыки в развитии коммуникативной компетенции по уровням от А1 до С2. Таким образом, целью обучения иностранного языка становится развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Наиболее успешным для развития коммуникативной компетенции сегодня считается коммуникативный метод обучения, т.к. именно он реализовывает процесс обучения, близкий к реальному общению с носителями иностранного языка. Иноязычная коммуникативная компетенция - это способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение определенными средствами иностранного языка [41]. Постановка новых целей означает пересмотр требований к системе обучения иностранному языку. С изменением системы меняется и основные компоненты образовательного процесса, одним из которых является учебник английского языка. При этом роль и место учебника в процессе обучения определяется, прежде всего, его эффективностью.
Наряду с термином «учебник» в современной методике выделяется такое понятие как «учебно-методический комплекс (УМК)», который не ограничивается одним учебником, а представляет собой ряд компонентов, которые направлены на оптимальное системно-методическое обеспечение учебного процесса: книга для учащегося, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное сопровождение, сборник упражнений, грамматический тренажер, сборник контрольных заданий, языковой портфель.
Пассов отмечал, что учебно-методический комплекс стоит считать именно комплексом, а не комплектом, так как комплекция подразумевает под собой сочетание частей на основе бессистемности, а комплекс на основании взаимодействующий между собой равноправных компонентов [35].
Необходимо отметить, что коммуникативный метод ориентирован не только на коммуникацию, но и на развитие лингвистической, социокультурной, социолингвистической, стратегической, дискурсивной и межкультурной компетенции. Все особенности этого метода должны быть отражены в учебнике английского языка. При этом обязательным требованием становится соответствие не только коммуникативного метода, но и российским реалиям, которые отражены в соответствующих документах (ФГОС, Примерные программы).
Стоит отметить, что сейчас на рынке существует огромный выбор учебников английского языка. Наше исследование направлено на то, чтобы помочь учителю в этом вопросе. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью выбора УМК как основного инструмента преподавания английского языка.
Объектом изучения является учебно-методический комплекс как основное средство обучения при изучении иностранного языка.
Предмет исследования - критерии эффективности учебнометодического комплекса.
Целью дипломной работы является разработка и апробация критериев эффективности современных УМК в контексте европейских и российских стандартов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную литературу по проблеме исследования, а также соответствующие нормативные образовательные европейские и российские документы;
2. На основе проведенного анализа теоретических и практических аспектов разработать критерии для оценки эффективности УМК в контексте современных требований;
3. Провести анкетирование среди школьных учителей с целью выявления наиболее эффективного УМК с их точки зрения среди зарубежных и отечественных авторов;
4. Провести анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 1-4 классов в контексте современных требований обучения с целью апробации разработанных критериев;
Теоретическую основу исследования составили работы таких отечественных авторов, как Е.И. Пассов [34;35], И.И. Бим [20;21] и М.В. Якушев [46], которые занимались проблемой учебника иностранного языка. Помимо этого Е.И. Пассов уделял особое внимание в ряде своих работ коммуникативной методике. Что касается зарубежных авторов, то особое внимание по похожим научным интересам привлекли работы таких методистов как Jim Scrivener [53] и Jeremy Harmer [49].
Кроме того, особое значение для нашего исследования имеют работы Н.Д. Гальсковой [26; 27; 28], Е.Н. Солововой [37], А.А. Миролюбовой [31]. А изучению развития зарубежной методики преподавания посвящены работы таких ученых, как Н.И. Гез и Г.М. Фролова [29].
В своей работе мы также опирались на исследования психологопедагогические исследования таких авторов, как Joan Kang Shin, Joan Crandall [54], З.И. Никитенко [32], которые посвящены обучению иностранных языков младших школьников.
В соответствии с целью нашего исследования изучены основные нормативные образовательные документы: «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» [33],
«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» [36], «Федеральный государственный стандарт» [39], «Языковой портфель» [47].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы в исследовании:
а) теоретические:
- анализ научной методической отечественной и зарубежной литературы по обучению иностранных языков;
- контент-анализ учебно-методического комплекса для начальной ступени обучения;
- сравнение и систематизация информации;
б) эмпирические:
- метод онлайн-анкетирования с последующим уточняющим интервьюированием школьных учителей для выяснения их предпочтения среди отечественных и зарубежных УМК на уроках английского языка;
- метод математической обработки результатов анкетирования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана система критериев оценки УМК по иностранному языку;
2. Проведена апробация разработанных критериев на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) с последующим определением достоинств и недостатков данного пособия
3. Разработаны рекомендации для учителей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использовании разработанных критериев для выбора наиболее эффективных УМК по иностранному языку. Разработанные рекомендации, представленные в заключительной части работы, учителя смогут применить на практике.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована логика исследования, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 58 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью проведенного исследования являлось разработка и апробация универсальных критериев эффективности УМК. В ходе исследования в рамках поставленных задач был проведен анализ теоретической литературы, нормативных документов, анкетирование среди школьных учителей.
На основании полученного материала разработана классификация внешних и внутренних критериев. К внешним критериям эффективного УМК относятся следующие компоненты: наличие учебно-методических
материалов, разделение материала на подуровни, подходящее возрасту внешнее оформление, к внутренним: наличие аутентичного материала, коммуникативной направленности, соответствие материала федеральным государственным стандартам и возрастным особенностям учащихся. Вышеперечисленные критерии раскрыты и описаны в первой главе данной исследовательской работы.
Для проверки данных теоретических положений был проведен практический опыт с помощью проведенного нами анкетирования, в ходе которого нами были сделаны выводы о месте учебника в обучении английскому языку, о его преимуществах, основных учебных наименованиях. В процессе исследования был выявлен наиболее эффективный УМК по мнению школьных учителей - «Английский в фокусе» (Spotlight). Анализ основных компонентов показал, что компоненты УМК (книга для учащихся, рабочая тетрадь, книга для учителя) содержат в себе упражнения на развитие языковых средств и четырех видов речевой деятельности, их недостаточное количество компенсируются в дополнительных компонентах УМК (грамматическом тренажере, сборнике упражнений, контрольных заданиях). Таким образом, представленный УМК «Spotlight» является комплексным материалом в изучении английского языка.
Для оценки эффективности УМК представлена апробация критериев на примере «Английский в фокусе» (Spotlight). Анализ УМК показал, что данный комплекс совмещает в себе требования коммуникативного метода и российских государственных стандартов, что оптимально решает сложившееся противоречие среди школьных учителей. Наряду с положительные стороны, УМК «Английский в фокусе» содержит ряд недостатков, связанных с распределением объема учебного материала по классам и основным компонентам УМК. Для решения этих проблем нами были разработаны рекомендации для учителей.
Таким образом, цель данного исследования считаем достигнутой, так как все составляющие задачи были решены в ходе данного исследования.
Итоги данного исследования могут найти практическое применение:
1. В выборе эффективного УМК на основании сформулированных и приведенных в таблице критериев;
2. В практической реализации выделенных нами рекомендаций для школьных учителей по использованию УМК «Английский в фокусе» (Spotlight).


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 302 с.
2. Английский язык: книга для учителя к учебному пособию для
начинающих / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 9-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. - 158 с.
3. Английский язык: книга для учителя. 2 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение,
2015. - 134 с.
4. Английский язык: книга для учителя. 3 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 158 с.
5. Английский язык: книга для учителя. 4 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 150 с.
6. Английский язык: контрольные задания. 2 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 14 с.
7. Английский язык: контрольные задания. 3 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 56 с.
8. Английский язык: контрольные задания. 4 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д.
Поспелова, В. Эванс. - 5-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение,
2016. - 60 с.
9. Английский язык: рабочая тетрадь к учебному пособию для начинающих / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 9-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. - 102 с.
10. Английский язык: рабочая тетрадь. 2 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение,
2015. - 74 с.
11. Английский язык: рабочая тетрадь. 3 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 5-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение,
2016. - 96 с.
12. Английский язык: рабочая тетрадь. 4 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 7-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. - 100 с.
13. Английский язык: учебник 2 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 144 с.
14. Английский язык: учебник 3 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 6-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение,
2017. - 178 с.
15. Английский язык: учебник 4 класс / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 9-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 184 с.
16. Английский язык: учебник для начинающих / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 9-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение,
2017. - 96 с.
17. Английский язык: языковой портфель. 2 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 12-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. - 24 с.
18. Английский язык: языковой портфель. 3 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 12-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. - 47 с.
19. Английский язык: языковой портфель. 4 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 12-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. - 47 с.
20. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
21. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - с. 4-8
22. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М.А. Бочарникова // Молодой ученый. - 2009. - № 8. - с.130-132
23. Быкова Н.И. Английский язык: сборник упражнений. 2 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 120 с.
24. Быкова Н.И. Английский язык: сборник упражнений. 3 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 120 с.
25. Быкова Н.И. Английский язык: сборник упражнений. 4 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
26. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: Кнорус, 2018. - 390 с.
27. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.
Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н.
Никитенко- М.: Айрис-Пресс, 2004. - 240 с.
28. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
29. Гез И.Н. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / И.Н. Гез, Г.М. Фролова. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 257 с.
30. Гончарова Т. В. Языковой портфель как альтернативная форма контроля и оценки учебных достижений учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33. - С. 9-13. - [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/771119.htm (дата обращения: 23.03.2019)
31. Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
32. Никитенко З.Н. Технология как инструмент реализации методической системы начального иноязычного образования. Монография. / З.Н. Никитенко. - М.:МПГУ, издательство «Прометей», 2012. -206 с.
33. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка/ пер. выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. - М.: Изд-во МГЛУ,
2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://learnteachweb.ru/articles/eurcomp.doc. Дата обращения: 11.05.2019.
34. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов-на-Донну: Феникс, 2010. - 640 с.
35. Пассов Е.И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования / Е.И. Пассов // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - с.39-47
36. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/ 15) - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-
content/uploads/2015/06/primernaj a-osnovnaj a-obrazovatelnaj a-pro gramma- nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1 .pdf. - Дата доступа: 29.01.2019.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
38. Учебник в современной информационно-образовательной среде: материалы образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 г.) / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. - 543 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.). - Режим доступа:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. - Дата доступа: 29.04.2019.
40. Щеглова Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам / Н.В. Щеглова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 4. - с. 105-107
41. Щербак З.А., Перминова Н.С. Требования к учебно-методическому
комплексу по английскому языку как инструменту обеспечения качества урока и качества образования // [Электронный ресурс]. URL: http://1 pku.ru/images/Document/MetodKabinet/CD/pdf/esvu17.pdf (дата
обращения: 19.03.2019)
42. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. - 2-е изд. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
43. Юшина Д.Г. Английский язык: грамматический тренажер. 2 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Д.Г. Юшина.- М.: Просвещение, 2018. - 80 с.
44. Юшина Д.Г. Английский язык: грамматический тренажер. 3 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Д.Г. Юшина.- М.: Просвещение, 2018. - 96 с.
45. Юшина Д.Г. Английский язык: грамматический тренажер. 4 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Д.Г. Юшина.- М.: Просвещение, 2019. - 128 с.
46. Якушев М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка / М.В. Якушев // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - с.16-23
Литература на иностранном языке:
47. European Language Portfolio (ELP). [Electronic resource] - Mode of access: https://www.coe.int/en/web/portfolio - Date of access: 22.01.2019
48. Gutierrez Bermudez J.F. An exercise in course-book evaluation: strengths,
weaknesses and recommendations [Electronic resource] / J.F. Gutierrez Bermudez // Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning. - 2011. - № 7. - P. 98-111. - Mode of access:
http://laclil.unisabana.edu.co/index.php/LACLIL/article/view/3870.pdf. - Date of access: 12.02.2019
49. Harmer J. How to teach English / J. Harmer. - London: Pearson Education,
2007. - 288 p.
50. Makundan J. Evaluative criteria of an English language textbook evaluation checklist. [Electronic resource] / J. Makundan // Journal of Language Teaching and Research. - 2012. - № 6. - P. 129-134. - Mode of access: https://umexpert.um.edu.my/file/publication/00012717 96752.pdf - Date of access: 10.03.2019
51. Miekley J. Fundamental criteria for effective textbook evaluation. [Electronic resource] / J. Miekley // EFL Journal. - 2016. - № 2. - P.141-159. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication.pdf. - Date of access:
28.03.2019
52. Reid E. How to choose the right English language textbook? [Electronic resource] / E. Reid // Journal of Language and Cultural Education. - 2012. - № 3. - P.87-97. - Mode of access: http://bazhum.muzhp.pl/media//files(36)-s87- 98.pdf - Date of access: 24. 04.2019
53. Scrivener J. Learning teaching: the essential guide to English Language Teaching / J. Scrivener. - Oxford: Macmillan Publisher, 2011. - 416 p.
54. Shin J.K. Teaching young learners English: from theory to practice / J.K. Shin,
J. Crandall. - The USA: National Geographic Learning, 2014. - 401 p.
Электронные ресурсы
55. http://old.prosv.ru/umk/spotlight
56. www.prosv.ru/umk/spotlight
57. irecommend.ru
58. https://vk.com/wall-51506472?q=%23textbook%20Spotlight

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ