РОЛЬ И МЕСТО УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ТРЕБОВАНИЙ
ПРАКТИКИ 8
1.1. Теоретические основы критериев эффективности учебника 8
1.2. Практические аспекты эффективности учебника 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КРИТЕРИЕВ НА ПРИМЕРЕ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (SPOTLIGHT)
32
2.1. Основные компоненты УМК и их характеристика 32
2.2. Анализ эффективности УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ТРЕБОВАНИЙ
ПРАКТИКИ 8
1.1. Теоретические основы критериев эффективности учебника 8
1.2. Практические аспекты эффективности учебника 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КРИТЕРИЕВ НА ПРИМЕРЕ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (SPOTLIGHT)
32
2.1. Основные компоненты УМК и их характеристика 32
2.2. Анализ эффективности УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время система образования в России претерпевает серьезные изменения. Введены такие экзамены, как ЕГЭ, ОГЭ, многоуровневая система высшего образования. В 1999 г. Россия подписала Болонское соглашение с целью приобщения к европейской системе высшего образования и создания единого образовательного пространства. Россия стала ориентироваться на европейские стандарты, что предполагает конвертируемость дипломов о высшем образовании и унификацию требований к целям и содержанию обучения. Особое место в этой ситуации сегодня занимает обучение иностранному языку, в частности английскому. В контексте Болонского соглашения разработаны положения по установлению единой зоны европейского высшего образования с целью повышения качества образовательного процесса, расширения мобильности и интеграций между российскими и европейскими студентами. Также был введен европейский языковой портфель, который дал возможность учащимся самостоятельно оценить свои знания и навыки в развитии коммуникативной компетенции по уровням от А1 до С2. Таким образом, целью обучения иностранного языка становится развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Наиболее успешным для развития коммуникативной компетенции сегодня считается коммуникативный метод обучения, т.к. именно он реализовывает процесс обучения, близкий к реальному общению с носителями иностранного языка. Иноязычная коммуникативная компетенция - это способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение определенными средствами иностранного языка [41]. Постановка новых целей означает пересмотр требований к системе обучения иностранному языку. С изменением системы меняется и основные компоненты образовательного процесса, одним из которых является учебник английского языка. При этом роль и место учебника в процессе обучения определяется, прежде всего, его эффективностью.
Наряду с термином «учебник» в современной методике выделяется такое понятие как «учебно-методический комплекс (УМК)», который не ограничивается одним учебником, а представляет собой ряд компонентов, которые направлены на оптимальное системно-методическое обеспечение учебного процесса: книга для учащегося, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное сопровождение, сборник упражнений, грамматический тренажер, сборник контрольных заданий, языковой портфель.
Пассов отмечал, что учебно-методический комплекс стоит считать именно комплексом, а не комплектом, так как комплекция подразумевает под собой сочетание частей на основе бессистемности, а комплекс на основании взаимодействующий между собой равноправных компонентов [35].
Необходимо отметить, что коммуникативный метод ориентирован не только на коммуникацию, но и на развитие лингвистической, социокультурной, социолингвистической, стратегической, дискурсивной и межкультурной компетенции. Все особенности этого метода должны быть отражены в учебнике английского языка. При этом обязательным требованием становится соответствие не только коммуникативного метода, но и российским реалиям, которые отражены в соответствующих документах (ФГОС, Примерные программы).
Стоит отметить, что сейчас на рынке существует огромный выбор учебников английского языка. Наше исследование направлено на то, чтобы помочь учителю в этом вопросе. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью выбора УМК как основного инструмента преподавания английского языка.
Объектом изучения является учебно-методический комплекс как основное средство обучения при изучении иностранного языка.
Предмет исследования - критерии эффективности учебнометодического комплекса.
Целью дипломной работы является разработка и апробация критериев эффективности современных УМК в контексте европейских и российских стандартов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную литературу по проблеме исследования, а также соответствующие нормативные образовательные европейские и российские документы;
2. На основе проведенного анализа теоретических и практических аспектов разработать критерии для оценки эффективности УМК в контексте современных требований;
3. Провести анкетирование среди школьных учителей с целью выявления наиболее эффективного УМК с их точки зрения среди зарубежных и отечественных авторов;
4. Провести анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 1-4 классов в контексте современных требований обучения с целью апробации разработанных критериев;
Теоретическую основу исследования составили работы таких отечественных авторов, как Е.И. Пассов [34;35], И.И. Бим [20;21] и М.В. Якушев [46], которые занимались проблемой учебника иностранного языка. Помимо этого Е.И. Пассов уделял особое внимание в ряде своих работ коммуникативной методике. Что касается зарубежных авторов, то особое внимание по похожим научным интересам привлекли работы таких методистов как Jim Scrivener [53] и Jeremy Harmer [49].
Кроме того, особое значение для нашего исследования имеют работы Н.Д. Гальсковой [26; 27; 28], Е.Н. Солововой [37], А.А. Миролюбовой [31]. А изучению развития зарубежной методики преподавания посвящены работы таких ученых, как Н.И. Гез и Г.М. Фролова [29].
В своей работе мы также опирались на исследования психологопедагогические исследования таких авторов, как Joan Kang Shin, Joan Crandall [54], З.И. Никитенко [32], которые посвящены обучению иностранных языков младших школьников.
В соответствии с целью нашего исследования изучены основные нормативные образовательные документы: «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» [33],
«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» [36], «Федеральный государственный стандарт» [39], «Языковой портфель» [47].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы в исследовании:
а) теоретические:
- анализ научной методической отечественной и зарубежной литературы по обучению иностранных языков;
- контент-анализ учебно-методического комплекса для начальной ступени обучения;
- сравнение и систематизация информации;
б) эмпирические:
- метод онлайн-анкетирования с последующим уточняющим интервьюированием школьных учителей для выяснения их предпочтения среди отечественных и зарубежных УМК на уроках английского языка;
- метод математической обработки результатов анкетирования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана система критериев оценки УМК по иностранному языку;
2. Проведена апробация разработанных критериев на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) с последующим определением достоинств и недостатков данного пособия
3. Разработаны рекомендации для учителей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использовании разработанных критериев для выбора наиболее эффективных УМК по иностранному языку. Разработанные рекомендации, представленные в заключительной части работы, учителя смогут применить на практике.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована логика исследования, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 58 источников, приложения.
Наиболее успешным для развития коммуникативной компетенции сегодня считается коммуникативный метод обучения, т.к. именно он реализовывает процесс обучения, близкий к реальному общению с носителями иностранного языка. Иноязычная коммуникативная компетенция - это способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение определенными средствами иностранного языка [41]. Постановка новых целей означает пересмотр требований к системе обучения иностранному языку. С изменением системы меняется и основные компоненты образовательного процесса, одним из которых является учебник английского языка. При этом роль и место учебника в процессе обучения определяется, прежде всего, его эффективностью.
Наряду с термином «учебник» в современной методике выделяется такое понятие как «учебно-методический комплекс (УМК)», который не ограничивается одним учебником, а представляет собой ряд компонентов, которые направлены на оптимальное системно-методическое обеспечение учебного процесса: книга для учащегося, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное сопровождение, сборник упражнений, грамматический тренажер, сборник контрольных заданий, языковой портфель.
Пассов отмечал, что учебно-методический комплекс стоит считать именно комплексом, а не комплектом, так как комплекция подразумевает под собой сочетание частей на основе бессистемности, а комплекс на основании взаимодействующий между собой равноправных компонентов [35].
Необходимо отметить, что коммуникативный метод ориентирован не только на коммуникацию, но и на развитие лингвистической, социокультурной, социолингвистической, стратегической, дискурсивной и межкультурной компетенции. Все особенности этого метода должны быть отражены в учебнике английского языка. При этом обязательным требованием становится соответствие не только коммуникативного метода, но и российским реалиям, которые отражены в соответствующих документах (ФГОС, Примерные программы).
Стоит отметить, что сейчас на рынке существует огромный выбор учебников английского языка. Наше исследование направлено на то, чтобы помочь учителю в этом вопросе. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью выбора УМК как основного инструмента преподавания английского языка.
Объектом изучения является учебно-методический комплекс как основное средство обучения при изучении иностранного языка.
Предмет исследования - критерии эффективности учебнометодического комплекса.
Целью дипломной работы является разработка и апробация критериев эффективности современных УМК в контексте европейских и российских стандартов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную литературу по проблеме исследования, а также соответствующие нормативные образовательные европейские и российские документы;
2. На основе проведенного анализа теоретических и практических аспектов разработать критерии для оценки эффективности УМК в контексте современных требований;
3. Провести анкетирование среди школьных учителей с целью выявления наиболее эффективного УМК с их точки зрения среди зарубежных и отечественных авторов;
4. Провести анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 1-4 классов в контексте современных требований обучения с целью апробации разработанных критериев;
Теоретическую основу исследования составили работы таких отечественных авторов, как Е.И. Пассов [34;35], И.И. Бим [20;21] и М.В. Якушев [46], которые занимались проблемой учебника иностранного языка. Помимо этого Е.И. Пассов уделял особое внимание в ряде своих работ коммуникативной методике. Что касается зарубежных авторов, то особое внимание по похожим научным интересам привлекли работы таких методистов как Jim Scrivener [53] и Jeremy Harmer [49].
Кроме того, особое значение для нашего исследования имеют работы Н.Д. Гальсковой [26; 27; 28], Е.Н. Солововой [37], А.А. Миролюбовой [31]. А изучению развития зарубежной методики преподавания посвящены работы таких ученых, как Н.И. Гез и Г.М. Фролова [29].
В своей работе мы также опирались на исследования психологопедагогические исследования таких авторов, как Joan Kang Shin, Joan Crandall [54], З.И. Никитенко [32], которые посвящены обучению иностранных языков младших школьников.
В соответствии с целью нашего исследования изучены основные нормативные образовательные документы: «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» [33],
«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» [36], «Федеральный государственный стандарт» [39], «Языковой портфель» [47].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы в исследовании:
а) теоретические:
- анализ научной методической отечественной и зарубежной литературы по обучению иностранных языков;
- контент-анализ учебно-методического комплекса для начальной ступени обучения;
- сравнение и систематизация информации;
б) эмпирические:
- метод онлайн-анкетирования с последующим уточняющим интервьюированием школьных учителей для выяснения их предпочтения среди отечественных и зарубежных УМК на уроках английского языка;
- метод математической обработки результатов анкетирования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана система критериев оценки УМК по иностранному языку;
2. Проведена апробация разработанных критериев на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) с последующим определением достоинств и недостатков данного пособия
3. Разработаны рекомендации для учителей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использовании разработанных критериев для выбора наиболее эффективных УМК по иностранному языку. Разработанные рекомендации, представленные в заключительной части работы, учителя смогут применить на практике.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована логика исследования, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 58 источников, приложения.
Целью проведенного исследования являлось разработка и апробация универсальных критериев эффективности УМК. В ходе исследования в рамках поставленных задач был проведен анализ теоретической литературы, нормативных документов, анкетирование среди школьных учителей.
На основании полученного материала разработана классификация внешних и внутренних критериев. К внешним критериям эффективного УМК относятся следующие компоненты: наличие учебно-методических
материалов, разделение материала на подуровни, подходящее возрасту внешнее оформление, к внутренним: наличие аутентичного материала, коммуникативной направленности, соответствие материала федеральным государственным стандартам и возрастным особенностям учащихся. Вышеперечисленные критерии раскрыты и описаны в первой главе данной исследовательской работы.
Для проверки данных теоретических положений был проведен практический опыт с помощью проведенного нами анкетирования, в ходе которого нами были сделаны выводы о месте учебника в обучении английскому языку, о его преимуществах, основных учебных наименованиях. В процессе исследования был выявлен наиболее эффективный УМК по мнению школьных учителей - «Английский в фокусе» (Spotlight). Анализ основных компонентов показал, что компоненты УМК (книга для учащихся, рабочая тетрадь, книга для учителя) содержат в себе упражнения на развитие языковых средств и четырех видов речевой деятельности, их недостаточное количество компенсируются в дополнительных компонентах УМК (грамматическом тренажере, сборнике упражнений, контрольных заданиях). Таким образом, представленный УМК «Spotlight» является комплексным материалом в изучении английского языка.
Для оценки эффективности УМК представлена апробация критериев на примере «Английский в фокусе» (Spotlight). Анализ УМК показал, что данный комплекс совмещает в себе требования коммуникативного метода и российских государственных стандартов, что оптимально решает сложившееся противоречие среди школьных учителей. Наряду с положительные стороны, УМК «Английский в фокусе» содержит ряд недостатков, связанных с распределением объема учебного материала по классам и основным компонентам УМК. Для решения этих проблем нами были разработаны рекомендации для учителей.
Таким образом, цель данного исследования считаем достигнутой, так как все составляющие задачи были решены в ходе данного исследования.
Итоги данного исследования могут найти практическое применение:
1. В выборе эффективного УМК на основании сформулированных и приведенных в таблице критериев;
2. В практической реализации выделенных нами рекомендаций для школьных учителей по использованию УМК «Английский в фокусе» (Spotlight).
На основании полученного материала разработана классификация внешних и внутренних критериев. К внешним критериям эффективного УМК относятся следующие компоненты: наличие учебно-методических
материалов, разделение материала на подуровни, подходящее возрасту внешнее оформление, к внутренним: наличие аутентичного материала, коммуникативной направленности, соответствие материала федеральным государственным стандартам и возрастным особенностям учащихся. Вышеперечисленные критерии раскрыты и описаны в первой главе данной исследовательской работы.
Для проверки данных теоретических положений был проведен практический опыт с помощью проведенного нами анкетирования, в ходе которого нами были сделаны выводы о месте учебника в обучении английскому языку, о его преимуществах, основных учебных наименованиях. В процессе исследования был выявлен наиболее эффективный УМК по мнению школьных учителей - «Английский в фокусе» (Spotlight). Анализ основных компонентов показал, что компоненты УМК (книга для учащихся, рабочая тетрадь, книга для учителя) содержат в себе упражнения на развитие языковых средств и четырех видов речевой деятельности, их недостаточное количество компенсируются в дополнительных компонентах УМК (грамматическом тренажере, сборнике упражнений, контрольных заданиях). Таким образом, представленный УМК «Spotlight» является комплексным материалом в изучении английского языка.
Для оценки эффективности УМК представлена апробация критериев на примере «Английский в фокусе» (Spotlight). Анализ УМК показал, что данный комплекс совмещает в себе требования коммуникативного метода и российских государственных стандартов, что оптимально решает сложившееся противоречие среди школьных учителей. Наряду с положительные стороны, УМК «Английский в фокусе» содержит ряд недостатков, связанных с распределением объема учебного материала по классам и основным компонентам УМК. Для решения этих проблем нами были разработаны рекомендации для учителей.
Таким образом, цель данного исследования считаем достигнутой, так как все составляющие задачи были решены в ходе данного исследования.
Итоги данного исследования могут найти практическое применение:
1. В выборе эффективного УМК на основании сформулированных и приведенных в таблице критериев;
2. В практической реализации выделенных нами рекомендаций для школьных учителей по использованию УМК «Английский в фокусе» (Spotlight).
Подобные работы
- Мультимедийные средства обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков культуры общения у детей младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Использование песен на разных этапах обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Метод проектов в обучении чтению на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНИКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РТ 35
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



