СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 9
1.1 Малое и среднее предпринимательство: понятие, виды и функции 9
1.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России: системный подход 21
1.3 Нормативно - правовое регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства в современной России 30
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОЕ О ОКРУГА 45
2.1 Сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий в
регионах Приволжского Федерального округа 45
2.2 Анализ инфраструктуры по поддержке малого и среднего
предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа 75
2.3 Анализ целевых программ по поддержке малого и среднего
предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа 88
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 96
3.1 Опыт по поддержке малого и среднего предпринимательства: лучшие
зарубежные и отечественные практики 96
3.2 Роль интернет-сайтов по поддержке малых и средних предприятий в
России 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИКО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 9
1.1 Малое и среднее предпринимательство: понятие, виды и функции 9
1.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России: системный подход 21
1.3 Нормативно - правовое регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства в современной России 30
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОЕ О ОКРУГА 45
2.1 Сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий в
регионах Приволжского Федерального округа 45
2.2 Анализ инфраструктуры по поддержке малого и среднего
предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа 75
2.3 Анализ целевых программ по поддержке малого и среднего
предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа 88
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 96
3.1 Опыт по поддержке малого и среднего предпринимательства: лучшие
зарубежные и отечественные практики 96
3.2 Роль интернет-сайтов по поддержке малых и средних предприятий в
России 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью современной рыночной системы, без которой экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство представляет собой институт, который обеспечивает занятость населения, а также способствует поддержанию экономического роста страны и ее инновационного развития. Однако, к сожалению, недостаток или вовсе отсутствие необходимых объектов инфраструктуры, которые эффективно обеспечивают нормальную хозяйственную деятельность малых предприятий, служат препятствием для оказания действенной поддержки со стороны государства, что и является актуальной не решенной проблемой.
Создание необходимой инфраструктуры для крупных предприятий редко вызывают трудности - в процессе деятельности таких предприятий инфраструктура образовывается естественным путем, начиная от создания учебных центров, рекламных и маркетинговых подразделений, центров юридической помощи, открытий филиалов, представительств и торговых центров, заканчивая открытиями собственных банков и социальных объектов для сотрудников. Малое предприятие не в силах создавать инфраструктуру такими действиями. Однако на рынке нет отдельных правил для различных видов предпринимательства. Это значит, для поддержки конкурентоспособности с крупными предприятиями, руководителю малого бизнеса приходится прибегать к альтернативным решениям - консультации опытного юриста, проведение масштабных маркетинговых исследований, реализация товаров через проверенные каналы сбыта. Именно такую возможность и должна предоставлять инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Даже если в настоящее время существует достаточное количество объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, она будет более полной, эффективной и комплексной только тогда, когда появится надежная поддержка государства и местных органов власти. Следовательно, сразу после создания регулирующей беспрепятственное развитие предпринимательства нормативно - правовой базы, первая забота это образование всесторонней инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.
В настоящее время на федеральном уровне существует не малое количество министерств и ведомств, деятельность которых затрагивают вопросы функционирования предпринимательской деятельности, но существует комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в полной мере занимающийся вопросами поддержки малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство в регионах Приволжского Федерального округа.
Предмет исследования - система поддержки малого и среднего предпринимательства в Регионах Приволжского Федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы- разработка рекомендаций по совершенствованию систем поддержки МСП в регионах Приволжского Федерального округа на основе проведенного анализа.
В соответствии с поставленной целью, сформулируем задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы:
1) раскрыть понятия, виды и функции малого и среднего предпринимательства;
2) рассмотреть поддержку малого и среднего предпринимательства в современной России через системный подход;
3) изучить нормативно - правовую базу по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства в современной России;
4) провести сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий в регионах Приволжского Федерального округа;
5) проанализировать инфраструктуру по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа;
6) провести анализ целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа;
7) изучить опыт ведущих отечественных регионов и зарубежных стран по поддержке малого и среднего предпринимательства;
8) определить роль интернет-сайтов по поддержке малых и средних предприятий в России;
9) разработать предложения по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа
Разработанность темы. Становление научной мысли в сфере формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса происходило в рамках широкого диапазона публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов. В первую очередь отметим работы зарубежных авторов, посвященных анализу макроэкономических функций предпринимательства и сущности предпринимательских отношений: Ансоффа И., Визера Ф.Ф., Зомбарта В., Кантильона Р., КейнсаДж.М., Кларка Дж. Б., Маршалла А., Менгера К., Мизеса Л.Ф., Ж.-Б. Сея, Фишера И.,ХиксаДж.Р., Шумпетера Й. А. Друкера П., и др. В работах этих ученых были заложены основы изучения феномена предпринимательства, а также его роли в хозяйственной системе; при этом исследования, представленные в их работах, носят сугубо теоретический характер.
Современные тенденции развития МСП в России отражаются в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить научные труды Акимова О.Ю., Альбекова А.У., Блинова А.О., Бухвальда Е.М., Горфинкеля В. Я., Джухи В.М., Долгоруковой И.В. Касьяновой А.В., Коваленко Б.Б., Кондрачук В.В., Колесникова Н.Е.,Лапусты М.Е., Мишуровой И.В., Плотникова В.А., Рубе В.А., Старостина Ю.Л., Усачевой Ю.В., Усенко Л.Н., Филимоновой Н.М., Чепуренко А.Ю., Черненко О.Б., Чернышёва М.А. и др.
Вопросы анализа существующего состояния и рассмотрения перспектив развития государственного регулирования и создания инфраструктуры поддержки сферы МСП нашли отражение в работах российских и зарубежных экономистов: Бакулиной Е.А., Виленского А. О., Власова И.П., Волковой М.А., Давыдовой Л.В., Данилиной Н.Н., Касаткина Г.И., Кочановского М.В., Кунина В.А., Паршутиной И.Г., Семина Р.Н., Сиземова И.Г., Сорокиной В., Теблоевой В.В., Шулус А., Федуловой Е.А. и многих других авторов.
Феномен адаптивности с точки зрения эволюционного подхода раскрывается многопланово. Такие исследователи как Акофф Р., Корель Л.В., Любченко В.В., Нестеренко А.В., Парсонс Т., Шмальгаузен И.И., Эмерли Ф. и др. рассматривают адаптивность в качестве условия, которое в значительной степени обуславливает способность системы приспосабливаться к модифицирующимся факторам среды.Адаптивность как внутренний потенциал системы раскрывается в работах Агаджанян Н.А., Баевского Р.М., Кан-Калика В. А., Мильнера Б.З., Разумовского О.С., Шрейдера Ю. А. Адаптивность в рамках методологии построения различных сложных систем: экономики в целом, отдельного предприятия, системы образования, политики и т.д. активно рассматривается в работах Андреева В. Н., Кобзева В. В., Максимовича А.П., Ячменева В.М и других.Возникновение, генезис и реализация ключевых аспектов теории заинтересованных сторон широко представлено в работах Благова Ю.Е., Еостевой М.А., Буркова И.Б., Дональдсона Т., Кларксона М., Клейнера Е.Б., Мирошниченко Ю.В., Петрова М.А., Пигоревой О.С., Престона Л., Рахманова М. С., Фримана Р., Хит М. А. и др.
Научная новизна работы. Предложена методика анализа системы поддержки МСП на основе использования системного подхода, который включает в себя анализ статистических данных по развитию МСП в регионах, количественной оценки инфраструктурных объектов по поддержке МСП по субъектам Российской Федерации, а так же оценки финансовой поддержки предприятий на основе действующих региональных программ. Данный анализ предполагает ранжирование регионов и их классификацию по уровню развития их систем поддержки МСП.
Практическая значимость исследования. Предложен алгоритм совершенствования сайтов поддержки МСП на основе анализа сайтов ведущих субъектов Российской Федерации. Разработана программа мероприятий по совершенствованию системы поддержки МСП в отстающих регионах. Основные положения выпускной квалификационной работы востребованы в учебном процессе при подготовке специалистов государственного и муниципального управления, экономистов и менеджеров, а также для обучения субъектов малого и среднего предпринимательства, как начинающих, так и имеющих солидный опыт в этой сфере производства.
Методической базой исследования является системный подход с использованием методов статистического анализа, компаративного анализа, анализа программ, ранжирование.
Информационной базой исследования послужили статистические данные интернет - ресурсов Федеральной службы государственной статистики, ежегодных докладов Минэкономразвития, основных показателей деятельности МСП из Федерального портала малого и среднего предпринимательства, отчетов о деятельности комитета торгово-промышленной палаты РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, распоряжений по выделению и распределению средств на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ.
В ходе работы использовалась нормативно-правовая база по регулированию МСП в РФ, это: Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209- ФЗ, Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»,постановление Правительства РФ от 13 июля 2015г. N702, постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. N 1335, Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ, ГК РФ, НК РФ,
Федеральный закон от 5 апреля 2013r.N44-O3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие, а так же статьи и монографии по теме исследования.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретико-методические положения и практические рекомендации, изложенные в выпускной квалификационной работе, докладывались на научно-практических конференциях. По теме диссертации были опубликованы работы «Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах России» Аннотация в Научной сессии Издательства КНИГУ, а так же статья на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сборнике статей II Международной научно-практической конференции в городе Пенза.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, в числе которых девять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Создание необходимой инфраструктуры для крупных предприятий редко вызывают трудности - в процессе деятельности таких предприятий инфраструктура образовывается естественным путем, начиная от создания учебных центров, рекламных и маркетинговых подразделений, центров юридической помощи, открытий филиалов, представительств и торговых центров, заканчивая открытиями собственных банков и социальных объектов для сотрудников. Малое предприятие не в силах создавать инфраструктуру такими действиями. Однако на рынке нет отдельных правил для различных видов предпринимательства. Это значит, для поддержки конкурентоспособности с крупными предприятиями, руководителю малого бизнеса приходится прибегать к альтернативным решениям - консультации опытного юриста, проведение масштабных маркетинговых исследований, реализация товаров через проверенные каналы сбыта. Именно такую возможность и должна предоставлять инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Даже если в настоящее время существует достаточное количество объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, она будет более полной, эффективной и комплексной только тогда, когда появится надежная поддержка государства и местных органов власти. Следовательно, сразу после создания регулирующей беспрепятственное развитие предпринимательства нормативно - правовой базы, первая забота это образование всесторонней инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.
В настоящее время на федеральном уровне существует не малое количество министерств и ведомств, деятельность которых затрагивают вопросы функционирования предпринимательской деятельности, но существует комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в полной мере занимающийся вопросами поддержки малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство в регионах Приволжского Федерального округа.
Предмет исследования - система поддержки малого и среднего предпринимательства в Регионах Приволжского Федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы- разработка рекомендаций по совершенствованию систем поддержки МСП в регионах Приволжского Федерального округа на основе проведенного анализа.
В соответствии с поставленной целью, сформулируем задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы:
1) раскрыть понятия, виды и функции малого и среднего предпринимательства;
2) рассмотреть поддержку малого и среднего предпринимательства в современной России через системный подход;
3) изучить нормативно - правовую базу по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства в современной России;
4) провести сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий в регионах Приволжского Федерального округа;
5) проанализировать инфраструктуру по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа;
6) провести анализ целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа;
7) изучить опыт ведущих отечественных регионов и зарубежных стран по поддержке малого и среднего предпринимательства;
8) определить роль интернет-сайтов по поддержке малых и средних предприятий в России;
9) разработать предложения по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа
Разработанность темы. Становление научной мысли в сфере формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса происходило в рамках широкого диапазона публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов. В первую очередь отметим работы зарубежных авторов, посвященных анализу макроэкономических функций предпринимательства и сущности предпринимательских отношений: Ансоффа И., Визера Ф.Ф., Зомбарта В., Кантильона Р., КейнсаДж.М., Кларка Дж. Б., Маршалла А., Менгера К., Мизеса Л.Ф., Ж.-Б. Сея, Фишера И.,ХиксаДж.Р., Шумпетера Й. А. Друкера П., и др. В работах этих ученых были заложены основы изучения феномена предпринимательства, а также его роли в хозяйственной системе; при этом исследования, представленные в их работах, носят сугубо теоретический характер.
Современные тенденции развития МСП в России отражаются в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить научные труды Акимова О.Ю., Альбекова А.У., Блинова А.О., Бухвальда Е.М., Горфинкеля В. Я., Джухи В.М., Долгоруковой И.В. Касьяновой А.В., Коваленко Б.Б., Кондрачук В.В., Колесникова Н.Е.,Лапусты М.Е., Мишуровой И.В., Плотникова В.А., Рубе В.А., Старостина Ю.Л., Усачевой Ю.В., Усенко Л.Н., Филимоновой Н.М., Чепуренко А.Ю., Черненко О.Б., Чернышёва М.А. и др.
Вопросы анализа существующего состояния и рассмотрения перспектив развития государственного регулирования и создания инфраструктуры поддержки сферы МСП нашли отражение в работах российских и зарубежных экономистов: Бакулиной Е.А., Виленского А. О., Власова И.П., Волковой М.А., Давыдовой Л.В., Данилиной Н.Н., Касаткина Г.И., Кочановского М.В., Кунина В.А., Паршутиной И.Г., Семина Р.Н., Сиземова И.Г., Сорокиной В., Теблоевой В.В., Шулус А., Федуловой Е.А. и многих других авторов.
Феномен адаптивности с точки зрения эволюционного подхода раскрывается многопланово. Такие исследователи как Акофф Р., Корель Л.В., Любченко В.В., Нестеренко А.В., Парсонс Т., Шмальгаузен И.И., Эмерли Ф. и др. рассматривают адаптивность в качестве условия, которое в значительной степени обуславливает способность системы приспосабливаться к модифицирующимся факторам среды.Адаптивность как внутренний потенциал системы раскрывается в работах Агаджанян Н.А., Баевского Р.М., Кан-Калика В. А., Мильнера Б.З., Разумовского О.С., Шрейдера Ю. А. Адаптивность в рамках методологии построения различных сложных систем: экономики в целом, отдельного предприятия, системы образования, политики и т.д. активно рассматривается в работах Андреева В. Н., Кобзева В. В., Максимовича А.П., Ячменева В.М и других.Возникновение, генезис и реализация ключевых аспектов теории заинтересованных сторон широко представлено в работах Благова Ю.Е., Еостевой М.А., Буркова И.Б., Дональдсона Т., Кларксона М., Клейнера Е.Б., Мирошниченко Ю.В., Петрова М.А., Пигоревой О.С., Престона Л., Рахманова М. С., Фримана Р., Хит М. А. и др.
Научная новизна работы. Предложена методика анализа системы поддержки МСП на основе использования системного подхода, который включает в себя анализ статистических данных по развитию МСП в регионах, количественной оценки инфраструктурных объектов по поддержке МСП по субъектам Российской Федерации, а так же оценки финансовой поддержки предприятий на основе действующих региональных программ. Данный анализ предполагает ранжирование регионов и их классификацию по уровню развития их систем поддержки МСП.
Практическая значимость исследования. Предложен алгоритм совершенствования сайтов поддержки МСП на основе анализа сайтов ведущих субъектов Российской Федерации. Разработана программа мероприятий по совершенствованию системы поддержки МСП в отстающих регионах. Основные положения выпускной квалификационной работы востребованы в учебном процессе при подготовке специалистов государственного и муниципального управления, экономистов и менеджеров, а также для обучения субъектов малого и среднего предпринимательства, как начинающих, так и имеющих солидный опыт в этой сфере производства.
Методической базой исследования является системный подход с использованием методов статистического анализа, компаративного анализа, анализа программ, ранжирование.
Информационной базой исследования послужили статистические данные интернет - ресурсов Федеральной службы государственной статистики, ежегодных докладов Минэкономразвития, основных показателей деятельности МСП из Федерального портала малого и среднего предпринимательства, отчетов о деятельности комитета торгово-промышленной палаты РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, распоряжений по выделению и распределению средств на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ.
В ходе работы использовалась нормативно-правовая база по регулированию МСП в РФ, это: Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209- ФЗ, Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»,постановление Правительства РФ от 13 июля 2015г. N702, постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. N 1335, Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ, ГК РФ, НК РФ,
Федеральный закон от 5 апреля 2013r.N44-O3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие, а так же статьи и монографии по теме исследования.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретико-методические положения и практические рекомендации, изложенные в выпускной квалификационной работе, докладывались на научно-практических конференциях. По теме диссертации были опубликованы работы «Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах России» Аннотация в Научной сессии Издательства КНИГУ, а так же статья на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сборнике статей II Международной научно-практической конференции в городе Пенза.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, в числе которых девять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
В исследовании были рассмотрены теоретические аспекты системы поддержки малого и среднего предпринимательства в современной России. Были раскрыты понятия, виды и функции малого и среднего предпринимательства, рассмотрена поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России через системный подход, изучена нормативно - правовая база по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства в современной России.
Проведен сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий в регионах Приволжского Федерального округа, на основании которого, выявлено то, что среди всех рассматриваемых регионов ПФО можно выделить 3 региона с наиболее развитыми МСП. Это Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская область. С небольшим отставанием после тройки лидеров была отмечена Республику Башкортостан.
В числе наихудших регионов с МСП - аутсайдеров, оказались Республика Мордовия, Республика Марий Эл и Чувашская республика. Чуть лучше ситуация в Пензенской области.
Регионы со средними показателями это те регионы, которые не были упомянуты ни в числе лидеров, нив числе аутсайдеров. Это: Пермский край, Саратовская область, Удмуртская республика, Оренбургская область, Ульяновская область, Кировская область.
Далее в работе проанализирована инфраструктура по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа, по итогам которого в тройку регионов лидеров входят: Республика Татарстан, Самарская область, Республика Башкортостан.
Аутсайдеры-регионы: Республика Марий Эл, Оренбургская область, Саратовская область.
Регионы со средним значением: Пензенская область, Нижегородская область, Пермский край, Кировская область, Удмуртская Республика, Чувашия, Ульяновская область, Республика Мордовия.
Проведен анализ целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа, по итогам которого выяснилось, что самыми благоприятными регионами ПФО можно признать Республику Татарстан, Самарскую область и Республику Башкортостан. Регионы аутсайдеры: Республика Марий Эл, Мордовия и Ульяновская область. Регионы со средним значением: Оренбургская область, Пермский край, Нижегородская область, Удмуртская Республика, Саратовская область, Кировская область, Чувашская республика и Пензенская область.
На основе вышеприведенных анализов выделиено следующее:
Республика Башкортостан, Самарская область. По сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа, ситуация с МСП в регионах положительная. Их слабой стороной является малое количество субъектов среднего и малого предпринимательства в целом, а также небольшая средняя численность работников. И наоборот, относительно высокий коэффициент “смертности” субъектов малого и среднего бизнеса, что отрицательно влияет на ситуацию МСП.
Республика Марий Эл, Пензенская область,Республика Мордовия, Ульяновская область. Регионы с самым низким показателем МСП практически по всем показателям.
Республика Татарстан. Регион с самыми высокими показателями среди регионов ПФО. Так же, следует отметить, что Республика Татарстан является одним из ведущих регионов касательно субъектов малого и среднего предпринимательства и системы поддержки не только по Привожскому Федеральному округу, но и по всей Российской Федерации.
Удмуртская Республика, Пермский край,Саратовская область. Регионы со средними значениями показателей МСП. Следует повысить эффективность МСП начиная увеличения количества субъектов МСП, заканчивая принятием мер по их поддержке.
Чувашская Республика, Кировская область. Регионы с очень малым количеством субъектов МСП, имеют не большой их оборот, минимальную численность населения, занятых в сфере МСП, а так же малую активность предприятий.
Нижегородская область. Регион имеет большое количество действующих предприятий, сравнительно большое количество выделенных субсидий, но по области не большое число мер и программ поддержки. Возможно, рейтинг области был бы выше, если бы не столь малое количество запрашиваемых субсидий и мер поддержки.Так как несмотря на это, предприятия не теряют свою активность.
Оренбургская область. Регион имеет относительно небольшое количество предприятий, занятых МСП, по этой причине, а так же из-за того, что субсидии из государства для области выделяются в меньшем, чем остальным регионам количестве, страдает рейтинг.
Проанализирован опыт ведущих стран и регионов по поддержке МСП в результате которого было выявлено, что их объединяет наличие огромного количества мер по поддержке, а так же осуществление контроля за их исполнением. Так же отметим высокое развитие «бизнес-школ», «фабрик предпринимательства», с помощью которых в регионах развивается количество грамотных предпринимателей и растет количество лиц, информированных о поддержке МСП, что так же в дальнейшем положительно влияет на качество МСП.
Применение таких же мер, или хотя бы реализация запланированных мероприятий по поддержке МСП с помощью контроля со стороны государства или уполномоченных на это органов привело бы к значительному улучшению ситуации по МСП для регионов ПФО.
Была определена роль интернет-сайтов по поддержке малых и средних предприятий в России. Отмечено, что сайты по поддержке МСП играют важную роль, так как в современном обществе именно с помощью сайтов достигается предельный уровень информативности будущих предпринимателей.
Были даны рекомендации о том, что для регионов с отстающими сайтами необходимо взять на заметку информацию о том, что удобство интерфейсов проявляется в предсказуемости - конструкция и структура веб-ресурса должны быть понятными и легко узнаваемыми для пользователя. Навигация по сайту и его структура, это еще один жизненно важный аспект. Нелогичная и затрудненная навигация, ошибки в дизайне меню сайта и свалка из ссылок увеличивают показатель отказов.
Так же были даны рекомендации по улучшению сайта по поддержке малого и среднего предпринимательства каждому региону, баллы которых не набраны до необходимой отметки.
Разработаны предложения по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа.
Проведен сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий в регионах Приволжского Федерального округа, на основании которого, выявлено то, что среди всех рассматриваемых регионов ПФО можно выделить 3 региона с наиболее развитыми МСП. Это Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская область. С небольшим отставанием после тройки лидеров была отмечена Республику Башкортостан.
В числе наихудших регионов с МСП - аутсайдеров, оказались Республика Мордовия, Республика Марий Эл и Чувашская республика. Чуть лучше ситуация в Пензенской области.
Регионы со средними показателями это те регионы, которые не были упомянуты ни в числе лидеров, нив числе аутсайдеров. Это: Пермский край, Саратовская область, Удмуртская республика, Оренбургская область, Ульяновская область, Кировская область.
Далее в работе проанализирована инфраструктура по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа, по итогам которого в тройку регионов лидеров входят: Республика Татарстан, Самарская область, Республика Башкортостан.
Аутсайдеры-регионы: Республика Марий Эл, Оренбургская область, Саратовская область.
Регионы со средним значением: Пензенская область, Нижегородская область, Пермский край, Кировская область, Удмуртская Республика, Чувашия, Ульяновская область, Республика Мордовия.
Проведен анализ целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа, по итогам которого выяснилось, что самыми благоприятными регионами ПФО можно признать Республику Татарстан, Самарскую область и Республику Башкортостан. Регионы аутсайдеры: Республика Марий Эл, Мордовия и Ульяновская область. Регионы со средним значением: Оренбургская область, Пермский край, Нижегородская область, Удмуртская Республика, Саратовская область, Кировская область, Чувашская республика и Пензенская область.
На основе вышеприведенных анализов выделиено следующее:
Республика Башкортостан, Самарская область. По сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа, ситуация с МСП в регионах положительная. Их слабой стороной является малое количество субъектов среднего и малого предпринимательства в целом, а также небольшая средняя численность работников. И наоборот, относительно высокий коэффициент “смертности” субъектов малого и среднего бизнеса, что отрицательно влияет на ситуацию МСП.
Республика Марий Эл, Пензенская область,Республика Мордовия, Ульяновская область. Регионы с самым низким показателем МСП практически по всем показателям.
Республика Татарстан. Регион с самыми высокими показателями среди регионов ПФО. Так же, следует отметить, что Республика Татарстан является одним из ведущих регионов касательно субъектов малого и среднего предпринимательства и системы поддержки не только по Привожскому Федеральному округу, но и по всей Российской Федерации.
Удмуртская Республика, Пермский край,Саратовская область. Регионы со средними значениями показателей МСП. Следует повысить эффективность МСП начиная увеличения количества субъектов МСП, заканчивая принятием мер по их поддержке.
Чувашская Республика, Кировская область. Регионы с очень малым количеством субъектов МСП, имеют не большой их оборот, минимальную численность населения, занятых в сфере МСП, а так же малую активность предприятий.
Нижегородская область. Регион имеет большое количество действующих предприятий, сравнительно большое количество выделенных субсидий, но по области не большое число мер и программ поддержки. Возможно, рейтинг области был бы выше, если бы не столь малое количество запрашиваемых субсидий и мер поддержки.Так как несмотря на это, предприятия не теряют свою активность.
Оренбургская область. Регион имеет относительно небольшое количество предприятий, занятых МСП, по этой причине, а так же из-за того, что субсидии из государства для области выделяются в меньшем, чем остальным регионам количестве, страдает рейтинг.
Проанализирован опыт ведущих стран и регионов по поддержке МСП в результате которого было выявлено, что их объединяет наличие огромного количества мер по поддержке, а так же осуществление контроля за их исполнением. Так же отметим высокое развитие «бизнес-школ», «фабрик предпринимательства», с помощью которых в регионах развивается количество грамотных предпринимателей и растет количество лиц, информированных о поддержке МСП, что так же в дальнейшем положительно влияет на качество МСП.
Применение таких же мер, или хотя бы реализация запланированных мероприятий по поддержке МСП с помощью контроля со стороны государства или уполномоченных на это органов привело бы к значительному улучшению ситуации по МСП для регионов ПФО.
Была определена роль интернет-сайтов по поддержке малых и средних предприятий в России. Отмечено, что сайты по поддержке МСП играют важную роль, так как в современном обществе именно с помощью сайтов достигается предельный уровень информативности будущих предпринимателей.
Были даны рекомендации о том, что для регионов с отстающими сайтами необходимо взять на заметку информацию о том, что удобство интерфейсов проявляется в предсказуемости - конструкция и структура веб-ресурса должны быть понятными и легко узнаваемыми для пользователя. Навигация по сайту и его структура, это еще один жизненно важный аспект. Нелогичная и затрудненная навигация, ошибки в дизайне меню сайта и свалка из ссылок увеличивают показатель отказов.
Так же были даны рекомендации по улучшению сайта по поддержке малого и среднего предпринимательства каждому региону, баллы которых не набраны до необходимой отметки.
Разработаны предложения по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа.
Подобные работы
- Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе и реализация национальных проектов РФ (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Тверской филиал))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Шарыповского района)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях действия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (на примере Свердловской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - Разработки и реализация региональных программ и проектов поддержки малого и среднего предпринимательства
Курсовые работы, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан с учетом трансляции мирового опыта и учета региональной специфики
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



