ЭВОЛЮЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕС
|
Введение 3
Раздел 1.Теоретико-методологичесикие аспекты исследования понятия миграции и особенностей миграционных процессов в Европейском Союзе... 10
Раздел 2.Эволюция особенностей регулирования миграционных процессов в
Европейском союзе 53
Заключение 78
Список источников и
литературы 85
Раздел 1.Теоретико-методологичесикие аспекты исследования понятия миграции и особенностей миграционных процессов в Европейском Союзе... 10
Раздел 2.Эволюция особенностей регулирования миграционных процессов в
Европейском союзе 53
Заключение 78
Список источников и
литературы 85
Актуальность темы магистерского исследования. В начале XXI века миграция стала важнейшей мировой проблемой. Ее исследованию посвятили свои усилия ученые многих Европейских стран, в том числе и из России.
В свет вышли несколько серьезных научных изданий, посвященных эволюции миграционноного процесса, в совокупности воссоздающие целостную картину серьезных изменений, произошедших в результате расширения границ ЕС. После миграционного кризиса в 2015,2017 годах появились несколько работ на русском языке, посвященных миграционным процессам в Европе .
Важность проблемы и ее исследование сопряжены с тем, что Европейский Союз является многонациональным населенным пространством. Таким образом, наличие различного этнического состава населения прямо влияет на практику конструирования миграционной политики, в целом на всем евразийском пространстве. Эти явления в форме различных проблем, нашли выражение в области социо-культурных, политических, экономических и правовых аспектов формирования политики на территории исследуемого пространства.
В современных условиях процессы миграции влияют на становление и формирование институтов гражданского общества в силу постоянно растущего потока мигрантов в европейские страны, следовательно, возникает настоятельная необходимость усиления внешних границ евразийского пространства. На сегодняшний день мы можем наблюдать тенденцию укрепления внешних границ, налаживание процедуры предоставления укрытия (убежища), введения режима пропорциональности приема мигрантов, построения диалога с другими странами.
Кроме того, на повестке дня между европейскими лидерами (руководителями стран) часто обсуждается вопрос миграционной политики и конструируется диалог по проблемам, связанными с исследуемыми процессами, вытекающими в результате эволюции миграционных процессов.
Особая значимость эволюции миграционных процессов заключается в трех аспектах.
Во-первых, это особая трудность противодействияданной проблеме, по причине неустойчивости социально-политического и экономического положения в странах-донорах, что вызывает все новые и новые потоки мигрантов. Во-вторых, это проблематичность подсчета количественных размеров и объемов этого события, так как в действительности они в несколько раз выше, чем те данные, которые зарегистрированы Евростатом официально. Согласно статистическим данным Евростата 2(раздел убежище и управляемая миграция) более 480 тысяч беженцев обратилось в 2017 году за предоставлением убежища, приобретением статуса беженца. Исходя из количественных показателей мигрантов, претендующих или уже пребывающих на территории европейского пространства, вытекает ряд проблем, решение которых, на сегодняшний день являются актуальными.
В-третьих, это неоднозначность и неопределенность последствий, которые возникают при эволюции миграционных процессов.
Научное изучение данной темы является неотъемлемым и важным в научном и практическом отношениях.
Актуальность и злободневность проблем в заявленной сфере магистерского исследования предопределили выбор тематики исследования.
Степень научной разработанности проблемы магистерского диссертационного исследования.
Среди отечественных трудов, выделяются работы (труды) основоположенника Л.Л. Рыбаковского. В контексте его трудов прослеживается идея о трехстадийном миграционном процессе, который представляет алгоритм передвижений населения .
Теоретической основой исследования процессов миграции на европейском пространстве стали труды отечественных и зарубежных политологов, социологов, правоведов, конфликтологов, экономистов Идеи общей теории миграционных процессов (миграции) представлены в научных трудах деятелей: Г. С. Витковской, А.И. Вишневского, С.Н.Градировского, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, Е.С. Красинца и др. .
В контексте трудов, посвященных оказанию влияния социальных проблем, которые вызваны процедурой и процессами миграции, прослеживаются политологические аспекты, которые в последствии изучались политологами. Отражение этого аспекта представлено в блоке работ, которые посвящены миграционным проблемам в условиях глобализации. Особо следует отметить научные представления, отраженные в работах О.И. Аршба, В.Г.Цапенко и др.
Деятельности и становлению миграционной политики Европейского Союза, вопросам ее эволюции уделяют внимание как западные, так и российские ученые. Во многих исследованиях акцент делается на участниках, которые являются субъектами миграционных процессов.
На данный момент перспективными направлениями конструирования миграционной политики в Европейском Союзе являются вопросы усиления единого законодательного регулирования во всех национальных государствах, входящих в состав Европейского Союза.
Проанализировав отечественные научные труды, мы не нашли монографий, которые были бы специально посвящены эволюции миграционных процессов на европейском пространстве. Осмысление теоретических и практических аспектов и особенностей процессов миграции позволило бы выработать способы совершенствования политики в сфере миграции, что обеспечило бы профилактику и предупреждение конфликтов на европейском пространстве.
Объектом диссертационного исследования являются миграционные процессы, порождающие экономико-социокультурные проблемы в Европейском Союзе.
Предметом исследования является динамика законодательного регулирования миграционных процессов в ЕС.
Цель исследования.
Для достижения названной цели нами определен следующий комплекс взаимосвязанных между собой задач:
1. Раскрыть соотношение дефиниций «миграция», «миграционные процессы», «миграционная политика» и разработать авторский подход к трактованию названных дефиниций.
2. Рассмотреть особенности миграционных процессов в Европейском Союзе.
3. Рассмотреть теоретико-методологичесикие подходы к исследованию проблем миграции в Европейском Союзе.
4. Обосновать основания миграционных процессов в ЕС в исторической ретроспективе ( на примере политических и экономических процессов)
5. Проследить эволюцию законодательного регулирования миграционных процессов в Европейском Союзе.
6. Разработать предложения по усовершенствованию практики конструирования миграционной политики ЕС.
7. Раскрыть способы решения проблем экономико - социокультурной адаптация мигрантов в ЕС.
8. Описать основные перспективы, направления и возможности решения течения миграционных проблем.
Методологическая основа магистерского исследования определена целью и вышеуказанными задачами.
В магистерской диссертационной работе нами использовалось сочетание общенаучных, частно-научных и исследовательских инструментов политической науки. Это определяется тем, что при рассмотрении миграционных процессов исследуются как структурные, так и процессуальные характеристики исследуемого объекта. В процессе политологического анализа, включающего составляющие направления миграционной политики, использовались для исследования нормативно-правовая база . С помощью применения междисциплинарного подхода нами осуществлено комплексное исследование особенностей эволюции процессов в исследуемой области.
Метод историзма позволил определить этапы и показать динамику развития исследуемой сферы. На разных этапах развития миграции в Европейском союзе прослеживалась тенденция изменения особенностей принятых правил приема иммигрантов.
Задачи нашей исследовательской работы невозможно было решить без обращения к системному подходу и методу эмпирического анализа.
Значительное внимание нами было уделено методу логической экспликации, используемому в теории миграции.
Эмпирическую базу исследования составляют документы и материалы, опубликованные Евростатом, отражающих специфики национальных государств, включенных в состав Европейского Союза.
Научная новизна магистерского исследования обусловлена тем, что в нем выработано целостное представление об эволюции миграционных процессов на европейском пространстве. Это выражается в следующих моментах:
1. выработано авторское понимание соотношения дефиниций «миграция», миграционная политика», «эволюция миграционных процессов»;
2. установлены механизмы воздействия на миграционные процессы в рамках законодательного урегулирования, которое может быть имплементировано в законодательстве национальных государств, входящих в состав Европейского Союза.
3. выявлены причины увеличения потока иммигрантов в страны Европейского
Союза
4. предложены меры адаптации при интеграции мигрантов в Европейский союз;
5. отмечены законодательные возможности усиления процедурных особенностей получения правоустанавливающих документов для пребывания на территориях стран-участиц ЕС.
В магистерской работе приводятся доводы, подтверждающие уникальность эволюции миграционных процессов в Европе.
Апробация исследования. Автор выступала с докладами в качестве сотрудника суда на совещаниях « Судебная практика с участием иностранных граждан Европейского союза». Кроме того, результаты апробированы в форме представленного алгоритма составления запросов в страны ЕС. Созданный и наработанный алгоритм внедрен в районном суде г. Казани. Кроме того, разработан теоретический блок в форме лекционного материала в рамках внедрения магистерской программы по курсу «Миграционное право».
Структура работы. Магистерская диссертационная работа включает в себя введение, два раздела, выводы и предложения ( представленные в заключении), списка использованных нормативно-правовых источников и специализированной литературы.
В свет вышли несколько серьезных научных изданий, посвященных эволюции миграционноного процесса, в совокупности воссоздающие целостную картину серьезных изменений, произошедших в результате расширения границ ЕС. После миграционного кризиса в 2015,2017 годах появились несколько работ на русском языке, посвященных миграционным процессам в Европе .
Важность проблемы и ее исследование сопряжены с тем, что Европейский Союз является многонациональным населенным пространством. Таким образом, наличие различного этнического состава населения прямо влияет на практику конструирования миграционной политики, в целом на всем евразийском пространстве. Эти явления в форме различных проблем, нашли выражение в области социо-культурных, политических, экономических и правовых аспектов формирования политики на территории исследуемого пространства.
В современных условиях процессы миграции влияют на становление и формирование институтов гражданского общества в силу постоянно растущего потока мигрантов в европейские страны, следовательно, возникает настоятельная необходимость усиления внешних границ евразийского пространства. На сегодняшний день мы можем наблюдать тенденцию укрепления внешних границ, налаживание процедуры предоставления укрытия (убежища), введения режима пропорциональности приема мигрантов, построения диалога с другими странами.
Кроме того, на повестке дня между европейскими лидерами (руководителями стран) часто обсуждается вопрос миграционной политики и конструируется диалог по проблемам, связанными с исследуемыми процессами, вытекающими в результате эволюции миграционных процессов.
Особая значимость эволюции миграционных процессов заключается в трех аспектах.
Во-первых, это особая трудность противодействияданной проблеме, по причине неустойчивости социально-политического и экономического положения в странах-донорах, что вызывает все новые и новые потоки мигрантов. Во-вторых, это проблематичность подсчета количественных размеров и объемов этого события, так как в действительности они в несколько раз выше, чем те данные, которые зарегистрированы Евростатом официально. Согласно статистическим данным Евростата 2(раздел убежище и управляемая миграция) более 480 тысяч беженцев обратилось в 2017 году за предоставлением убежища, приобретением статуса беженца. Исходя из количественных показателей мигрантов, претендующих или уже пребывающих на территории европейского пространства, вытекает ряд проблем, решение которых, на сегодняшний день являются актуальными.
В-третьих, это неоднозначность и неопределенность последствий, которые возникают при эволюции миграционных процессов.
Научное изучение данной темы является неотъемлемым и важным в научном и практическом отношениях.
Актуальность и злободневность проблем в заявленной сфере магистерского исследования предопределили выбор тематики исследования.
Степень научной разработанности проблемы магистерского диссертационного исследования.
Среди отечественных трудов, выделяются работы (труды) основоположенника Л.Л. Рыбаковского. В контексте его трудов прослеживается идея о трехстадийном миграционном процессе, который представляет алгоритм передвижений населения .
Теоретической основой исследования процессов миграции на европейском пространстве стали труды отечественных и зарубежных политологов, социологов, правоведов, конфликтологов, экономистов Идеи общей теории миграционных процессов (миграции) представлены в научных трудах деятелей: Г. С. Витковской, А.И. Вишневского, С.Н.Градировского, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, Е.С. Красинца и др. .
В контексте трудов, посвященных оказанию влияния социальных проблем, которые вызваны процедурой и процессами миграции, прослеживаются политологические аспекты, которые в последствии изучались политологами. Отражение этого аспекта представлено в блоке работ, которые посвящены миграционным проблемам в условиях глобализации. Особо следует отметить научные представления, отраженные в работах О.И. Аршба, В.Г.Цапенко и др.
Деятельности и становлению миграционной политики Европейского Союза, вопросам ее эволюции уделяют внимание как западные, так и российские ученые. Во многих исследованиях акцент делается на участниках, которые являются субъектами миграционных процессов.
На данный момент перспективными направлениями конструирования миграционной политики в Европейском Союзе являются вопросы усиления единого законодательного регулирования во всех национальных государствах, входящих в состав Европейского Союза.
Проанализировав отечественные научные труды, мы не нашли монографий, которые были бы специально посвящены эволюции миграционных процессов на европейском пространстве. Осмысление теоретических и практических аспектов и особенностей процессов миграции позволило бы выработать способы совершенствования политики в сфере миграции, что обеспечило бы профилактику и предупреждение конфликтов на европейском пространстве.
Объектом диссертационного исследования являются миграционные процессы, порождающие экономико-социокультурные проблемы в Европейском Союзе.
Предметом исследования является динамика законодательного регулирования миграционных процессов в ЕС.
Цель исследования.
Для достижения названной цели нами определен следующий комплекс взаимосвязанных между собой задач:
1. Раскрыть соотношение дефиниций «миграция», «миграционные процессы», «миграционная политика» и разработать авторский подход к трактованию названных дефиниций.
2. Рассмотреть особенности миграционных процессов в Европейском Союзе.
3. Рассмотреть теоретико-методологичесикие подходы к исследованию проблем миграции в Европейском Союзе.
4. Обосновать основания миграционных процессов в ЕС в исторической ретроспективе ( на примере политических и экономических процессов)
5. Проследить эволюцию законодательного регулирования миграционных процессов в Европейском Союзе.
6. Разработать предложения по усовершенствованию практики конструирования миграционной политики ЕС.
7. Раскрыть способы решения проблем экономико - социокультурной адаптация мигрантов в ЕС.
8. Описать основные перспективы, направления и возможности решения течения миграционных проблем.
Методологическая основа магистерского исследования определена целью и вышеуказанными задачами.
В магистерской диссертационной работе нами использовалось сочетание общенаучных, частно-научных и исследовательских инструментов политической науки. Это определяется тем, что при рассмотрении миграционных процессов исследуются как структурные, так и процессуальные характеристики исследуемого объекта. В процессе политологического анализа, включающего составляющие направления миграционной политики, использовались для исследования нормативно-правовая база . С помощью применения междисциплинарного подхода нами осуществлено комплексное исследование особенностей эволюции процессов в исследуемой области.
Метод историзма позволил определить этапы и показать динамику развития исследуемой сферы. На разных этапах развития миграции в Европейском союзе прослеживалась тенденция изменения особенностей принятых правил приема иммигрантов.
Задачи нашей исследовательской работы невозможно было решить без обращения к системному подходу и методу эмпирического анализа.
Значительное внимание нами было уделено методу логической экспликации, используемому в теории миграции.
Эмпирическую базу исследования составляют документы и материалы, опубликованные Евростатом, отражающих специфики национальных государств, включенных в состав Европейского Союза.
Научная новизна магистерского исследования обусловлена тем, что в нем выработано целостное представление об эволюции миграционных процессов на европейском пространстве. Это выражается в следующих моментах:
1. выработано авторское понимание соотношения дефиниций «миграция», миграционная политика», «эволюция миграционных процессов»;
2. установлены механизмы воздействия на миграционные процессы в рамках законодательного урегулирования, которое может быть имплементировано в законодательстве национальных государств, входящих в состав Европейского Союза.
3. выявлены причины увеличения потока иммигрантов в страны Европейского
Союза
4. предложены меры адаптации при интеграции мигрантов в Европейский союз;
5. отмечены законодательные возможности усиления процедурных особенностей получения правоустанавливающих документов для пребывания на территориях стран-участиц ЕС.
В магистерской работе приводятся доводы, подтверждающие уникальность эволюции миграционных процессов в Европе.
Апробация исследования. Автор выступала с докладами в качестве сотрудника суда на совещаниях « Судебная практика с участием иностранных граждан Европейского союза». Кроме того, результаты апробированы в форме представленного алгоритма составления запросов в страны ЕС. Созданный и наработанный алгоритм внедрен в районном суде г. Казани. Кроме того, разработан теоретический блок в форме лекционного материала в рамках внедрения магистерской программы по курсу «Миграционное право».
Структура работы. Магистерская диссертационная работа включает в себя введение, два раздела, выводы и предложения ( представленные в заключении), списка использованных нормативно-правовых источников и специализированной литературы.
На основании проанализированной научной литературы можно сделать вывод о том, что феномен миграции является хорошо изученным явлением, до сих пор привлекающим внимание исследователей в силу разных причин.
Междисциплинарный характер проблематики свидетельствует о влиянии миграционных процессов на экономику стран мира, на демографию государств, на отношения власти и общества. Именно благодаря своему существенному влиянию на окружающую действительность миграция и стала таким актуальным для исследования процессом. В силу ранее невиданного подъема уровня транснационализма растет важность изучения и дальнейшего углубления теоретических и практических знаний о межгосударственных миграционных потоках, мотивах и последствиях передвижений людей, социальных отношений мигрантов и постоянного населения и т.п.
В конце ХХ - начале XXI века мир столкнулся с рядом военных и гуманитарных катастроф, геополитических трансформаций, социокультурных преобразований. Эти факторы наряду с процессом глобализации спровоцировали невероятных масштабов международную миграцию населения. Очевидно, что в приоритете у потенциальных иммигрантов именно развитые страны. В нашем исследовании рассмотрены основные теоретические подходы к понимаю заявленной проблематики работы, история формирования международных миграционных процессов в Европе, характер и особенности соответствующей политики в странах, регулярно сталкивающихся с потоками новых иммигрантов. Был проведен тщательный анализ законодательной базы европейских государств и подробно разобрана специфика миграционной политики в наиболее интересных для изучения данной темы.
Один из выводов исследования заключается в том, что Европейский Союз столкнулся с волной гуманитарных беженцев с еще до конца не оформившейся единой миграционной политикой в отношении иммигрантов. Действующие на данный момент нормы в полной мере не отвечают тем вызовам, с которыми столкнулись государства Европы. После применения не самой удачной системы распределения беженцев согласно квотамновая четвертая редакция Дублинского регламента будет являться логичным решением.
Действительно, потребность в обновлении документа наглядно демонстрирует категорично отрицательна позиция Великобритании и Дании по вопросу приема у себя беженцев. Соединенное Королевство давно знакомо с международной трудовой миграцией благодаря тесным связам с бывшими колониями. Сознательно проводя рестриктивную политику по отношению въезда иммигрантов, страна в итоге противопоставила себя позиции Евросоюза в этом вопросе в условиях ощутимого увеличения потока беженцев. Регулярно обновляя базу миграционного законодательства, традиционный евроскептик Великобритания придерживается самостоятельной миграционной политики, отстаивая свой суверенитет у наднационального европейского института в этом вопросе.
Специфика и эффективность скандинавского интеграционного проекта на удивление слабо сказывается на разработке совместной миграционной политики в данном регионе. Различие позиций по вопросу приема иммигрантов между Данией с одной стороны и Швецией, Норвегией с другой удивительно напоминает аналогичную ситуацию у Великобритании со странами континентальной Европы. Дания проводит политику аналогичную рестриктивную политику, привлекая в страну так необходимые Королевству квалицированные кадры. Обороняя свой суверенитет, Дания выступает как заметный евроскептик. Стоит вспомнить, что датские власти так и не учувствуют в режиме работы Дублинского регламента II, так как воспользовались опт-аутом (opt-out). С другой стороны, Швеция и Норвегия, проводящие либерально-умеренную миграционную политику. Беженцы от которых отказалась Дания достались Швеции, что в некотором роде сказывается на экономической обстановке в небольшой стране. Не входящая в
ЕС страна, однако участвующая во многих его проектах, Норвегия относительно недавно стала вводить новые строгие меры в свое миграционное законодательство. Будет ли это иметь ожидаемый эффект пока рано говорить, однако функционируя как полностью суверенное государство, норвежское Королевство имеет более выгодные позиции чем, например, Дания.
Обобщая результаты диссертационного исследования, следует сказать, что глобализация оказывает значительное воздействие на миграционные процессы, происходящие в мире. Суть их состоит, как в количественном, так и в качественном изменении миграционных потоков. В международной миграции выделяется трудовая миграция, которая, начиная со второй половины XX века, начинает играть все большую роль. Особенно это заметно по отношению к странам-донорам, которые, включаясь в глобализацию, начинают притягивать трудовые ресурсы соседних государств и таким образом превращаются в принимающие страны.
Глобализация трудовой миграции приводит к тому, что происходит сегментация рынка труда в принимающих странах и выделение видов работ, которыми преимущественно заняты мигранты. В результате в индустриально развитых странах складывается специфическое разделение труда, в котором мигранты занимают, как правило, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. Такое разделение труда приводит в последствии к формированию определенного экономического режима, который все больше и больше становится зависимым от труда мигрантов.
Другой особенностью глобализации, как фактора миграционного процесса, является широкое распространение нелегальной миграции.
Будучи следствием развития глобализации на основе либеральной модели, нелегальная миграция практически становится иррациональной формой, в которой находит свое проявление идея свободы передвижения. Г лобальная миграция, вовлекая в свой оборот миллионы трудовых ресурсов, в глобальной экономике становится сферой современного прибыльного бизнеса.
Тенденция устойчивости миграционных потоков приводит со временем к образованию миграционных сетей, которые связывают мигрантов с метрополиями. Эти сети снижают издержки и риски, связанные с миграцией и поддерживают миграционный поток на определенном уровне.
Миграционные процессы в условиях глобализации ведут к диверсификации социально-экономических институтов, языка, культуры, моделей поведения, как в принимающих странах, так и в странах выезда. Национальные границы все менее и менее отделяют одно национальное единство от другого. Культурное и этническое единство перестает быть непременным признаком нации. Таким образом, рост миграции становится вызовом традиционному пониманию национального государства. Хотя тезис о разрушении национального государства выдвигается некоторыми исследователями глобализации, но государство продолжает играть ведущую роль в проведении миграционной политики.
Что касается миграционных процессов в России, то проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения. В частности, иностранная рабочая сила становится неотъемлемым элементов на российском рынке труда. Занятость иностранцев на предприятиях России частично позволяет решить проблемы заполнения вакансий, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. В тоже время это сопровождается рядом негативных явлений, связанных с несовершенством правовых, экономических и организационных вопросов регулирования импорта рабочей силы.
Реализация государственной политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы предполагает, на наш взгляд, решение конкретных управленческих задач:
-совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей правовое регулирование внешней трудовой миграции;
-осуществление мероприятий по использованию экономических методов регулирования численности иностранных работников;
-организационное обеспечение решения важнейших проблем в области внешней трудовой миграции.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она в полном объеме так и не была решена. Какие приоритетные задачи, на наш взгляд, необходимо решать сегодня: разработка жилищной программы для всех беженцев- создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями ЕС оптимальное использование трудовых мигрантов, исходя из интересов обеспечения экономики стран необходимыми трудовыми ресурсами- закрыть границы для нелегальной миграции и жестко осуществлять правовое регулирование миграционными потоками. Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации цивилизованного пути по привлечению новых переселенцев. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
Что касается политического фактора, то он по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала.
Чтобы снизить напряжение, необходимо осуществить комплекс организационных мер по совершенствованию правовых норм, и контроль над соблюдением всех необходимых процедур.
Обеспечение контроля над иммиграционными процессами в ЕС— одно из приоритетных направлений государственной миграционной политики. Особое внимание при его реализации будет уделено созданию эффективной системы противодействия незаконной миграции.
Активизация и эффективное регулирование миграционных процессов — это, пожалуй, единственная возможность поправить демографическое положение Российской Федерации за счет миграции населения из стран ближнего зарубежья с одной стороны и сокращения миграции из России в другие страны.
Предстоит разработка механизма стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для улучшения сбалансированности региональных рынков труда, введение протекционистских мер в интересах определенных отраслей, регионов, регулирование миграционных потоков на основе проведения инвестиционной политики, развития соответствующей законодательной базы.
Все это позволит благоприятно воздействовать на экономику государства, повысить эффективность освоения природных ресурсов и использования трудового потенциала страны.
В целом, подводя итог диссертационного исследования, следует заключить, что исходя из представлений о миграции населения как миграции человеческого капитала, вполне естественным, является свободное его перемещение, наряду с финансами, товарами и услугами, по всему миру, в условиях глобализирующегося мира. Исходя из этого, можно утверждать, что миграционные процессы, происходящие в мире, это объективная реальность. В тоже время миграционные процессы являются индикатором глобализации. Экономическая глобализация (как объективная реальность) характеризуется международным разделением труда, глобальной миграцией трудовых ресурсов, формированием глобального рынка рабочей силы, что в свою очередь предполагает образование наднациональных институтов по управлению глобальными потоками мигрантов. Для понимания глобальных миграционных процессов необходим мироцелостный подход, наиболее адекватно отражающий объективную реальность. На наш взгляд, глобалнзационная парадигма, которая основывается на осознании глобального мира как единого целого и в которой человек является центральной фигурой, может по-новому высветить роль миграции как одного из условий глобализации миросистемы.
Междисциплинарный характер проблематики свидетельствует о влиянии миграционных процессов на экономику стран мира, на демографию государств, на отношения власти и общества. Именно благодаря своему существенному влиянию на окружающую действительность миграция и стала таким актуальным для исследования процессом. В силу ранее невиданного подъема уровня транснационализма растет важность изучения и дальнейшего углубления теоретических и практических знаний о межгосударственных миграционных потоках, мотивах и последствиях передвижений людей, социальных отношений мигрантов и постоянного населения и т.п.
В конце ХХ - начале XXI века мир столкнулся с рядом военных и гуманитарных катастроф, геополитических трансформаций, социокультурных преобразований. Эти факторы наряду с процессом глобализации спровоцировали невероятных масштабов международную миграцию населения. Очевидно, что в приоритете у потенциальных иммигрантов именно развитые страны. В нашем исследовании рассмотрены основные теоретические подходы к понимаю заявленной проблематики работы, история формирования международных миграционных процессов в Европе, характер и особенности соответствующей политики в странах, регулярно сталкивающихся с потоками новых иммигрантов. Был проведен тщательный анализ законодательной базы европейских государств и подробно разобрана специфика миграционной политики в наиболее интересных для изучения данной темы.
Один из выводов исследования заключается в том, что Европейский Союз столкнулся с волной гуманитарных беженцев с еще до конца не оформившейся единой миграционной политикой в отношении иммигрантов. Действующие на данный момент нормы в полной мере не отвечают тем вызовам, с которыми столкнулись государства Европы. После применения не самой удачной системы распределения беженцев согласно квотамновая четвертая редакция Дублинского регламента будет являться логичным решением.
Действительно, потребность в обновлении документа наглядно демонстрирует категорично отрицательна позиция Великобритании и Дании по вопросу приема у себя беженцев. Соединенное Королевство давно знакомо с международной трудовой миграцией благодаря тесным связам с бывшими колониями. Сознательно проводя рестриктивную политику по отношению въезда иммигрантов, страна в итоге противопоставила себя позиции Евросоюза в этом вопросе в условиях ощутимого увеличения потока беженцев. Регулярно обновляя базу миграционного законодательства, традиционный евроскептик Великобритания придерживается самостоятельной миграционной политики, отстаивая свой суверенитет у наднационального европейского института в этом вопросе.
Специфика и эффективность скандинавского интеграционного проекта на удивление слабо сказывается на разработке совместной миграционной политики в данном регионе. Различие позиций по вопросу приема иммигрантов между Данией с одной стороны и Швецией, Норвегией с другой удивительно напоминает аналогичную ситуацию у Великобритании со странами континентальной Европы. Дания проводит политику аналогичную рестриктивную политику, привлекая в страну так необходимые Королевству квалицированные кадры. Обороняя свой суверенитет, Дания выступает как заметный евроскептик. Стоит вспомнить, что датские власти так и не учувствуют в режиме работы Дублинского регламента II, так как воспользовались опт-аутом (opt-out). С другой стороны, Швеция и Норвегия, проводящие либерально-умеренную миграционную политику. Беженцы от которых отказалась Дания достались Швеции, что в некотором роде сказывается на экономической обстановке в небольшой стране. Не входящая в
ЕС страна, однако участвующая во многих его проектах, Норвегия относительно недавно стала вводить новые строгие меры в свое миграционное законодательство. Будет ли это иметь ожидаемый эффект пока рано говорить, однако функционируя как полностью суверенное государство, норвежское Королевство имеет более выгодные позиции чем, например, Дания.
Обобщая результаты диссертационного исследования, следует сказать, что глобализация оказывает значительное воздействие на миграционные процессы, происходящие в мире. Суть их состоит, как в количественном, так и в качественном изменении миграционных потоков. В международной миграции выделяется трудовая миграция, которая, начиная со второй половины XX века, начинает играть все большую роль. Особенно это заметно по отношению к странам-донорам, которые, включаясь в глобализацию, начинают притягивать трудовые ресурсы соседних государств и таким образом превращаются в принимающие страны.
Глобализация трудовой миграции приводит к тому, что происходит сегментация рынка труда в принимающих странах и выделение видов работ, которыми преимущественно заняты мигранты. В результате в индустриально развитых странах складывается специфическое разделение труда, в котором мигранты занимают, как правило, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. Такое разделение труда приводит в последствии к формированию определенного экономического режима, который все больше и больше становится зависимым от труда мигрантов.
Другой особенностью глобализации, как фактора миграционного процесса, является широкое распространение нелегальной миграции.
Будучи следствием развития глобализации на основе либеральной модели, нелегальная миграция практически становится иррациональной формой, в которой находит свое проявление идея свободы передвижения. Г лобальная миграция, вовлекая в свой оборот миллионы трудовых ресурсов, в глобальной экономике становится сферой современного прибыльного бизнеса.
Тенденция устойчивости миграционных потоков приводит со временем к образованию миграционных сетей, которые связывают мигрантов с метрополиями. Эти сети снижают издержки и риски, связанные с миграцией и поддерживают миграционный поток на определенном уровне.
Миграционные процессы в условиях глобализации ведут к диверсификации социально-экономических институтов, языка, культуры, моделей поведения, как в принимающих странах, так и в странах выезда. Национальные границы все менее и менее отделяют одно национальное единство от другого. Культурное и этническое единство перестает быть непременным признаком нации. Таким образом, рост миграции становится вызовом традиционному пониманию национального государства. Хотя тезис о разрушении национального государства выдвигается некоторыми исследователями глобализации, но государство продолжает играть ведущую роль в проведении миграционной политики.
Что касается миграционных процессов в России, то проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения. В частности, иностранная рабочая сила становится неотъемлемым элементов на российском рынке труда. Занятость иностранцев на предприятиях России частично позволяет решить проблемы заполнения вакансий, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. В тоже время это сопровождается рядом негативных явлений, связанных с несовершенством правовых, экономических и организационных вопросов регулирования импорта рабочей силы.
Реализация государственной политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы предполагает, на наш взгляд, решение конкретных управленческих задач:
-совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей правовое регулирование внешней трудовой миграции;
-осуществление мероприятий по использованию экономических методов регулирования численности иностранных работников;
-организационное обеспечение решения важнейших проблем в области внешней трудовой миграции.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она в полном объеме так и не была решена. Какие приоритетные задачи, на наш взгляд, необходимо решать сегодня: разработка жилищной программы для всех беженцев- создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями ЕС оптимальное использование трудовых мигрантов, исходя из интересов обеспечения экономики стран необходимыми трудовыми ресурсами- закрыть границы для нелегальной миграции и жестко осуществлять правовое регулирование миграционными потоками. Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации цивилизованного пути по привлечению новых переселенцев. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
Что касается политического фактора, то он по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала.
Чтобы снизить напряжение, необходимо осуществить комплекс организационных мер по совершенствованию правовых норм, и контроль над соблюдением всех необходимых процедур.
Обеспечение контроля над иммиграционными процессами в ЕС— одно из приоритетных направлений государственной миграционной политики. Особое внимание при его реализации будет уделено созданию эффективной системы противодействия незаконной миграции.
Активизация и эффективное регулирование миграционных процессов — это, пожалуй, единственная возможность поправить демографическое положение Российской Федерации за счет миграции населения из стран ближнего зарубежья с одной стороны и сокращения миграции из России в другие страны.
Предстоит разработка механизма стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для улучшения сбалансированности региональных рынков труда, введение протекционистских мер в интересах определенных отраслей, регионов, регулирование миграционных потоков на основе проведения инвестиционной политики, развития соответствующей законодательной базы.
Все это позволит благоприятно воздействовать на экономику государства, повысить эффективность освоения природных ресурсов и использования трудового потенциала страны.
В целом, подводя итог диссертационного исследования, следует заключить, что исходя из представлений о миграции населения как миграции человеческого капитала, вполне естественным, является свободное его перемещение, наряду с финансами, товарами и услугами, по всему миру, в условиях глобализирующегося мира. Исходя из этого, можно утверждать, что миграционные процессы, происходящие в мире, это объективная реальность. В тоже время миграционные процессы являются индикатором глобализации. Экономическая глобализация (как объективная реальность) характеризуется международным разделением труда, глобальной миграцией трудовых ресурсов, формированием глобального рынка рабочей силы, что в свою очередь предполагает образование наднациональных институтов по управлению глобальными потоками мигрантов. Для понимания глобальных миграционных процессов необходим мироцелостный подход, наиболее адекватно отражающий объективную реальность. На наш взгляд, глобалнзационная парадигма, которая основывается на осознании глобального мира как единого целого и в которой человек является центральной фигурой, может по-новому высветить роль миграции как одного из условий глобализации миросистемы.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Миграционные процессы в ФРГ: проблемы национальной безопасности 2005-2017 гг
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОСОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - Миграционные процессы и их регулирование в европейских странах
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Миграционная политика европейских государств: история и современность
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Миграционная политика европейских государств: история и современность
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020



