ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа имиджа региона и его социально-экономического развития 9
1.1. Имидж региона: понятие, этапы и стратегии его формирования 9
1.2. Социально-экономическое развитие региона: методы его оценки 21
1.3. Методика анализа взаимосвязи имиджа региона и его социально-экономического развития 40
2. Практические аспекты анализа влияния имиджа регионов Приволжского
федерального округа на их социально-экономическое развитие 50
2.1. Оценка имиджа регионов Приволжского федерального округа: итоги
контент-анализа 50
2.2. Анализ влияния имиджа регионов Приволжского федерального округа на
их социально-экономическое развитие 89
2.3. Оценка взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с
уровнем его социально-экономического развития 107
3. Проблемы и направления развития имиджа регионов Приволжского
федерального округа для повышения уровня социально-экономического развития 118
3.1. Проблемы в позиционировании регионов Приволжского федерального
округа и возможности их корректировки 118
3.2. Крупномасштабные мероприятия как инструмент повышения имиджа
регионов Приволжского федерального округа и их социально-экономического развития 132
3.3. Программа мероприятий по повышению имиджа регионов Приволжского
федерального округа 143
Заключение 158
Список использованных источников 162
Приложения
1. Теоретические аспекты анализа имиджа региона и его социально-экономического развития 9
1.1. Имидж региона: понятие, этапы и стратегии его формирования 9
1.2. Социально-экономическое развитие региона: методы его оценки 21
1.3. Методика анализа взаимосвязи имиджа региона и его социально-экономического развития 40
2. Практические аспекты анализа влияния имиджа регионов Приволжского
федерального округа на их социально-экономическое развитие 50
2.1. Оценка имиджа регионов Приволжского федерального округа: итоги
контент-анализа 50
2.2. Анализ влияния имиджа регионов Приволжского федерального округа на
их социально-экономическое развитие 89
2.3. Оценка взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с
уровнем его социально-экономического развития 107
3. Проблемы и направления развития имиджа регионов Приволжского
федерального округа для повышения уровня социально-экономического развития 118
3.1. Проблемы в позиционировании регионов Приволжского федерального
округа и возможности их корректировки 118
3.2. Крупномасштабные мероприятия как инструмент повышения имиджа
регионов Приволжского федерального округа и их социально-экономического развития 132
3.3. Программа мероприятий по повышению имиджа регионов Приволжского
федерального округа 143
Заключение 158
Список использованных источников 162
Приложения
В современном мире вопросы социально-экономического развития общества тесно связываются с имиджем региона. Причина этого - новая ступень развития общества, когда вопросы имиджа, образа, бренда становятся факторами изменения реальности. Имидж региона рассматривается как товар, предназначенный как для внешних покупателей (туристов, предпринимателей, инвесторов и других), так и для внутренних - непосредственно жителей региона. В этой связи положительный имидж субъекта Российской Федерации выступает необходимым инструментом для формирования устойчивой конкурентоспособности территории. Регионы вступают в соперничество за человеческий капитал в лице квалифицированных специалистов, талантливых учёных и выдающихся деятелей искусства, привлечение частных и государственных инвестиций в экономику, участие в федеральных программах и получение госзаказов для предприятий, за туристические потоки и потребителей товаров и услуг собственного производства.
Имидж региона, наряду с материальными активами и человеческим капиталом, становится инструментом социально-экономического развития территории. В лучшие территории вкладывают больше инвестиций, и чем благоприятнее складывается атмосфера жизни - тем лучше для регионального развития. Мнение о субъекте Российской Федерации, формируемое в сознании инвесторов, жителей и туристов, оказывает значительное влияние на доходы регионального бюджета, объем экспорта и динамику валового регионального продукта.
Таким образом, занимаясь управлением, формированием и развитием благоприятного имиджа регионов можно решить важные задачи, связанные с привлекательностью сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность рассмотрения влияния имиджа регионов на их социально-экономическое развитие в качестве выбранной темы исследования.
Исследование имиджа и социально-экономического развития субъектов Приволжского федерального округа проводится на основе 6 регионов: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область. Данные регионы были выбраны на основе критерия численности населения (более 2 миллионов человек).
Объектом исследования являются регионы Приволжского федерального округа.
Предметом исследования является оценка взаимосвязи имиджа регионов и их социально-экономического развития.
Цель исследования - разработка рекомендаций по улучшению имиджа субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации на основе его комплексного анализа, а также оценки социально-экономического развития регионов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить этапы формирования имиджа региона;
2) выявить сущность и составляющие социально-экономического развития региона;
3) определить маркетинговые стратегии регионов;
4) оценить и сравнить имиджи регионов Приволжского федерального округа по заданным параметрам;
5) проанализировать содержание официальных сайтов регионов Приволжского федерального округа по разработанной методике;
6) сравнить рейтинги губернаторов субъектов Приволжского федерального округа и социально-экономическое развитие регионов;
7) провести анализ взаимосвязи имиджа регионов и их социально=экономического развития;
8) выявить основные проблемы в позиционировании регионов Приволжского федерального округа и их социально-экономическом развитии;
9) разработать программу мероприятий по повышению имиджа регионов Приволжского федерального округа.
Теоретическая база исследования. Существующие публикации по теме выпускной квалификационной работы можно условно подразделить на несколько групп.
К первой группе относятся авторы, оценивающие имидж как инструмент инвестиционной привлекательности территорий: Сорокина Е.А., Прохоров А.Ю., Долгова И.В., Третьякова Л.А., Луценко Е.Л., Николаева П.С., Еолик А.С., Давыдова Н.С., Зайцев М.П., Ерохина Е.В., Шубина Т.Н.
Вторая группа авторов представляет в своих трудах методы оценки социально-экономического развития территорий. Это Припадчева И. В., Скотаренко О.В., Меныцикова В.И., Дертишникова Е.Н., Еирина А.Н., Коновалова О. Н., Давыденко Т. М., Борисоглебская Л. Н., Бородушко Е.С., Кузнецов Р.А., Серкова А.Е., Игнатьева Е.Д., Мариев О.С.
К третьей группе можно отнести авторов, рассматривающих общие теоретические аспекты маркетинга территорий: сущность имиджа, его виды. Это Константиниди Х.А., Полтинина Е.В., Терских М.В. и Малёнова Е.Д., Кетова Н.П., Бикен Н.С. ,Смбатян С.А.
Четвертая группа представлена авторами, которые делают акцент на брендинге как способе создания привлекательного образа территорий: Рзун И.Е., Старкова Н.О., Калиева О.М., Степанычева Е.В., Воробьев В.П., Еолубовская О.Л., Еремина Е.В., Панина Е.А„ Дунаевская Е.А.
Пятую группу составляют авторы, анализирующие роль событийных мероприятий в формировании имиджа территорий: Грушин М.Ю, Прокудина Е.К., Набиуллина М.И., Кальней В. А., Шолохова В. В., Белоконева С.А., Хижняк В.И., Погорелова Н.В., Семенова Е.И.
К шестой группе относятся авторы, рассматривающие влияние инновационной составляющей на формирование имиджа территорий. Это Суховей А.Ф., Еолова И.М., Василенко И.А., Карлина М.М.
Седьмая группа авторов рассматривают создание благоприятного имиджа территории в качестве задачи государственной и региональной политики: Бельских И.Е., Когай Е.А., Комков К.А., Василенко И.А., ЛогунцоваИ. В.
К восьмой группе можно отнести авторов, оценивающих имидж как фактор социально-экономического развития территорий. Это Леканова А.С., Боровикова Т.В., Ткаченко Ю.Е., Князева И.В., Ретивых И.В., Нечаев Д.Н..
Девятая группа авторов рассматривают в своих работах сущность, проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: Зуева С.В., Симакова Н.А., Супиков В.Н., Кутаев Ш.К., Черкашнев Р.Ю., Андрейчук А. А., Слотов Д. Е., Козловский В.А., Сорокина Н.Ю.
Методическая база исследования. В работе использовались следующие количественные методы анализа: корреляционно-регрессионный анализ, интегральный анализ статистических данных социально-экономического развития, метод ранжирования. Количественно-качественные методы - контент-анализ сайтов и СМИ.
Комплексное применение данных методов анализа позволит всесторонне оценить различные аспекты имиджа и социально=экономического развития регионов Приволжского федерального округа как с качественной, так и с количественной стороны.
Эмпирическая база исследования. Официальные статистические данные для исследования имиджа и проведения анализа социально=экономического развития регионов взяты из следующих источников: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, официальный сайт Министерства экономического развития РФ, сервис Яндекс.Wordstat, стратегии социально-экономического развития регионов. Также для анализа использованы такие интернет-ресурсы, как официальные сайты регионов Приволжского федерального округа, сайты федеральных газет «Аргументы и факты», «Ведомости», «Российская газета», «Известия», «Коммерсант», сайт агентства стратегических инициатив, сайт агентства политических и экономических коммуникаций, сайт центра информационных коммуникаций «Рейтинг».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что имидж региона влияет на его социально-экономическое развитие.
Научная новизна работы. На основе существующих методов исследования развития территорий составлена усовершенствованная методика, позволяющая комплексно, с разных сторон оценить уровень развития регионов и сформированный имидж территорий, выявить имеющиеся проблемы в конкретных областях. Также уточнены и внесены дополнительные критерии анализа для выявления взаимосвязи и взаимовлияния имиджа и социально-экономического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по улучшению имиджа регионов ПФО, которые могут быть использованы в работе государственных органов регионов ПФО, а также в публикации тезисов в научных статьях, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы получили отражение в 3 научных публикациях: «Анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с уровнем социально-экономического развития» (РИНЦ), «Сравнительный анализ социально-экономического развития Нижегородской области и Республики Татарстан» (РИНЦ), «СМИ как инструмент анализа инвестиционного имиджа территории» (ВАК).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, сформулированы задачи, объект, предмет исследования, теоретическая, методологическая, эмпирическая база исследования, практическая значимость работы, гипотеза, научная новизна, апробация результатов исследования.
В первой главе отображены теоретические аспекты анализа имиджа региона и его социально-экономического развития.
Во второй главе представлены практические аспекты анализа влияния имиджа регионов ПФО на их социально-экономическое развитие.
В третьей главе сформулированы основные проблемы и направления развития имиджа регионов Приволжского федерального округа для повышения уровня их социально-экономического развития.
В заключении подведены общие итоги, изложены основные выводы.
Имидж региона, наряду с материальными активами и человеческим капиталом, становится инструментом социально-экономического развития территории. В лучшие территории вкладывают больше инвестиций, и чем благоприятнее складывается атмосфера жизни - тем лучше для регионального развития. Мнение о субъекте Российской Федерации, формируемое в сознании инвесторов, жителей и туристов, оказывает значительное влияние на доходы регионального бюджета, объем экспорта и динамику валового регионального продукта.
Таким образом, занимаясь управлением, формированием и развитием благоприятного имиджа регионов можно решить важные задачи, связанные с привлекательностью сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность рассмотрения влияния имиджа регионов на их социально-экономическое развитие в качестве выбранной темы исследования.
Исследование имиджа и социально-экономического развития субъектов Приволжского федерального округа проводится на основе 6 регионов: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область. Данные регионы были выбраны на основе критерия численности населения (более 2 миллионов человек).
Объектом исследования являются регионы Приволжского федерального округа.
Предметом исследования является оценка взаимосвязи имиджа регионов и их социально-экономического развития.
Цель исследования - разработка рекомендаций по улучшению имиджа субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации на основе его комплексного анализа, а также оценки социально-экономического развития регионов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить этапы формирования имиджа региона;
2) выявить сущность и составляющие социально-экономического развития региона;
3) определить маркетинговые стратегии регионов;
4) оценить и сравнить имиджи регионов Приволжского федерального округа по заданным параметрам;
5) проанализировать содержание официальных сайтов регионов Приволжского федерального округа по разработанной методике;
6) сравнить рейтинги губернаторов субъектов Приволжского федерального округа и социально-экономическое развитие регионов;
7) провести анализ взаимосвязи имиджа регионов и их социально=экономического развития;
8) выявить основные проблемы в позиционировании регионов Приволжского федерального округа и их социально-экономическом развитии;
9) разработать программу мероприятий по повышению имиджа регионов Приволжского федерального округа.
Теоретическая база исследования. Существующие публикации по теме выпускной квалификационной работы можно условно подразделить на несколько групп.
К первой группе относятся авторы, оценивающие имидж как инструмент инвестиционной привлекательности территорий: Сорокина Е.А., Прохоров А.Ю., Долгова И.В., Третьякова Л.А., Луценко Е.Л., Николаева П.С., Еолик А.С., Давыдова Н.С., Зайцев М.П., Ерохина Е.В., Шубина Т.Н.
Вторая группа авторов представляет в своих трудах методы оценки социально-экономического развития территорий. Это Припадчева И. В., Скотаренко О.В., Меныцикова В.И., Дертишникова Е.Н., Еирина А.Н., Коновалова О. Н., Давыденко Т. М., Борисоглебская Л. Н., Бородушко Е.С., Кузнецов Р.А., Серкова А.Е., Игнатьева Е.Д., Мариев О.С.
К третьей группе можно отнести авторов, рассматривающих общие теоретические аспекты маркетинга территорий: сущность имиджа, его виды. Это Константиниди Х.А., Полтинина Е.В., Терских М.В. и Малёнова Е.Д., Кетова Н.П., Бикен Н.С. ,Смбатян С.А.
Четвертая группа представлена авторами, которые делают акцент на брендинге как способе создания привлекательного образа территорий: Рзун И.Е., Старкова Н.О., Калиева О.М., Степанычева Е.В., Воробьев В.П., Еолубовская О.Л., Еремина Е.В., Панина Е.А„ Дунаевская Е.А.
Пятую группу составляют авторы, анализирующие роль событийных мероприятий в формировании имиджа территорий: Грушин М.Ю, Прокудина Е.К., Набиуллина М.И., Кальней В. А., Шолохова В. В., Белоконева С.А., Хижняк В.И., Погорелова Н.В., Семенова Е.И.
К шестой группе относятся авторы, рассматривающие влияние инновационной составляющей на формирование имиджа территорий. Это Суховей А.Ф., Еолова И.М., Василенко И.А., Карлина М.М.
Седьмая группа авторов рассматривают создание благоприятного имиджа территории в качестве задачи государственной и региональной политики: Бельских И.Е., Когай Е.А., Комков К.А., Василенко И.А., ЛогунцоваИ. В.
К восьмой группе можно отнести авторов, оценивающих имидж как фактор социально-экономического развития территорий. Это Леканова А.С., Боровикова Т.В., Ткаченко Ю.Е., Князева И.В., Ретивых И.В., Нечаев Д.Н..
Девятая группа авторов рассматривают в своих работах сущность, проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: Зуева С.В., Симакова Н.А., Супиков В.Н., Кутаев Ш.К., Черкашнев Р.Ю., Андрейчук А. А., Слотов Д. Е., Козловский В.А., Сорокина Н.Ю.
Методическая база исследования. В работе использовались следующие количественные методы анализа: корреляционно-регрессионный анализ, интегральный анализ статистических данных социально-экономического развития, метод ранжирования. Количественно-качественные методы - контент-анализ сайтов и СМИ.
Комплексное применение данных методов анализа позволит всесторонне оценить различные аспекты имиджа и социально=экономического развития регионов Приволжского федерального округа как с качественной, так и с количественной стороны.
Эмпирическая база исследования. Официальные статистические данные для исследования имиджа и проведения анализа социально=экономического развития регионов взяты из следующих источников: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, официальный сайт Министерства экономического развития РФ, сервис Яндекс.Wordstat, стратегии социально-экономического развития регионов. Также для анализа использованы такие интернет-ресурсы, как официальные сайты регионов Приволжского федерального округа, сайты федеральных газет «Аргументы и факты», «Ведомости», «Российская газета», «Известия», «Коммерсант», сайт агентства стратегических инициатив, сайт агентства политических и экономических коммуникаций, сайт центра информационных коммуникаций «Рейтинг».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что имидж региона влияет на его социально-экономическое развитие.
Научная новизна работы. На основе существующих методов исследования развития территорий составлена усовершенствованная методика, позволяющая комплексно, с разных сторон оценить уровень развития регионов и сформированный имидж территорий, выявить имеющиеся проблемы в конкретных областях. Также уточнены и внесены дополнительные критерии анализа для выявления взаимосвязи и взаимовлияния имиджа и социально-экономического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по улучшению имиджа регионов ПФО, которые могут быть использованы в работе государственных органов регионов ПФО, а также в публикации тезисов в научных статьях, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы получили отражение в 3 научных публикациях: «Анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с уровнем социально-экономического развития» (РИНЦ), «Сравнительный анализ социально-экономического развития Нижегородской области и Республики Татарстан» (РИНЦ), «СМИ как инструмент анализа инвестиционного имиджа территории» (ВАК).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, сформулированы задачи, объект, предмет исследования, теоретическая, методологическая, эмпирическая база исследования, практическая значимость работы, гипотеза, научная новизна, апробация результатов исследования.
В первой главе отображены теоретические аспекты анализа имиджа региона и его социально-экономического развития.
Во второй главе представлены практические аспекты анализа влияния имиджа регионов ПФО на их социально-экономическое развитие.
В третьей главе сформулированы основные проблемы и направления развития имиджа регионов Приволжского федерального округа для повышения уровня их социально-экономического развития.
В заключении подведены общие итоги, изложены основные выводы.
Имидж региона это совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических, культурных и других особенностей данной территории. Целью формирования имиджа региона является создание, поддержание или изменение мнений, поведения в отношении региона, что, в свою очередь, должно способствовать привлечению необходимых для его развития субъектов и ресурсов. Основой для его формирования является территориальная индивидуальность. Качество жизни, кадровые ресурсы, инфраструктура, технологии, капитал, бизнес, власть являются параметрами определяющими имидж региона.
Можно выделить различные виды имиджей: визуальный, информационный, физико-географический, экономический, социальный, общественно - политический имидж, культурный имидж.
Выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала.
Социально-экономическое развитие региона - управляемый процесс изменений в различных сферах жизни субъекта, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории региона, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. Оно определяется объективными потребностями и общественными тенденциями и рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. В настоящее время основной целью развития является улучшение уровня и качества жизни населения. Для оценки социально-экономического развития применяются различные критерии и показатели. Например, продолжительность жизни населения, величина душевого дохода, уровень потребления отдельных материальных благ, уровень преступность, уровень физического здоровья, уровень образования и другие.
В работе составлена методика, позволяющая комплексно оценить уровень развития регионов и сформированный имидж территорий, а также выявить взаимосвязь и взаимовлияние имиджа и социально-экономического развития. Анализ состоит из несколько этапов:
1. Исследование имиджа регионов с помощью метода контент анализа.
2. Исследование уровня социально-экономического развития регионов с помощью интегрального анализа статистических данных социально-экономического развития.
3. Сопоставление результатов контент-анализа имиджа регионов и интегрального анализа статистических данных социально-экономического развития.
4. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа региона и социально-экономического развития.
В результате исследования позиционирования регионов в федеральных газетах было выявлено, что в общем рейтинге регионов по количеству положительной информации в СМИ по всем блокам лидирует Нижегородская область, на втором месте - Республика Татарстан. В середине общего рейтинга находятся Самарской области и Пермский край. Меньше всего статей с положительным содержанием у Саратовской области и у Республики Башкортостан.
На основе исследования имиджа губернаторов видно, что на протяжении всего исследуемого периода президент Республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич находится в первой десятке рейтинга глав регионов РФ. Во второй десятке находятся главы Республики Башкортостан Хамитов Рустэм Закиевич и губернатор Пермского края Решетников Максим Геннадьевич. В общем рейтинге губернаторов исследуемых регионов они занимают 3 первых места соответственно. Далее на 4 месте находится глава Нижегородской области Никитин Глеб Сергеевич, замыкают рейтинг губернаторы Самарской и Саратовской области: Азаров Дмитрий Игоревич на пятом месте, Радаев Валерий Васильевич на последнем месте.
По результатам исследования официальных сайтов регионов ПФО, лидером по двум анализам, и, соответственно, в общем рейтинге является Республика Татарстан. На втором месте - Саратовская область, третье место в рейтинге заняла Самарская область. Четвертое место у Республики Башкортостан, предпоследнее место получил Пермский край, а аутсайдером среди всех регионов по оценке официальных сайтов является Нижегородская область.
В результате трех исследований составляющих имиджа регионов ПФО на первом месте Республика Татарстан, второе место делят Нижегородская и Самарская область, третье место у Республики Башкортостан и Пермского края и замыкает рейтинг Саратовская область.
В результате социально-экономического анализа регионов ПФО по показателям развития, объединенных в такие блоки, как здравоохранение, образование и наука, строительство и жилье, экология и окружающая природная среда, безопасность, занятость и рынок труда, туризм, культура, отдых и спорт, бизнес и инвестиции, торговля и промышленность, и соотношения его с контент-анализом регионов по этим же сферам было выявлено, что имидж субъектов не всегда соотносится с их реальным развитием. Но в большинстве случаев, определенный образ региона влияет на приток капитала, инвестиций, трудовых ресурсов, специалистов, увеличение инфраструктурных объектов, на спрос производимых местных изделий, что в итоге отражается на показателях социального и экономического развития региона.
Анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с уровнем социально-экономического развития показал, что малые предприятия играют большую роль в инвестиционном потенциале региона, так как именно они чаще всего составляют основу для инвестиций и являются двигателем региональной экономики.
Проблемы в позиционировании регионов ПФО и их социально-экономическом развитии связаны с негативными публикациями о регионах в СМИ, отрицательными образами губернаторов, некачественно сделанными сайтами субъектов. Также на социально-экономическое развитие регионов ПФО влияет неблагополучная обстановка в различных сферах жизни.
Крупномасштабные события являются эффективным способом популяризации и повышения имиджа регионов, а также инструментом их социально-экономического развития. Благодаря ним растет известность субъекта, улучшается репутация региона, происходит продвижение туристических продуктов, национальной культуры, объектов региональных достопримечательностей. Также мероприятия помогают привлечению инвестиций в экономику региона, увеличению доходной части бюджета, строительству новых и реконструкции и модернизации существующих инфраструктурных объектов.
Основываясь на результатах контент-анализа о существующем имидже регионов ПФО, были предложены мероприятия для улучшения образа каждого субъекта в тех областях, где позиционирование регионов в СМИ наиболее слабо выражено или имеет негативный окрас. Мероприятия включают продвижение достижений регионов в разных сферах, элементов природной среды, достопримечательностей, местных изделий, работу со СМИ, целевыми аудиториями.
Можно выделить различные виды имиджей: визуальный, информационный, физико-географический, экономический, социальный, общественно - политический имидж, культурный имидж.
Выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала.
Социально-экономическое развитие региона - управляемый процесс изменений в различных сферах жизни субъекта, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории региона, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. Оно определяется объективными потребностями и общественными тенденциями и рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. В настоящее время основной целью развития является улучшение уровня и качества жизни населения. Для оценки социально-экономического развития применяются различные критерии и показатели. Например, продолжительность жизни населения, величина душевого дохода, уровень потребления отдельных материальных благ, уровень преступность, уровень физического здоровья, уровень образования и другие.
В работе составлена методика, позволяющая комплексно оценить уровень развития регионов и сформированный имидж территорий, а также выявить взаимосвязь и взаимовлияние имиджа и социально-экономического развития. Анализ состоит из несколько этапов:
1. Исследование имиджа регионов с помощью метода контент анализа.
2. Исследование уровня социально-экономического развития регионов с помощью интегрального анализа статистических данных социально-экономического развития.
3. Сопоставление результатов контент-анализа имиджа регионов и интегрального анализа статистических данных социально-экономического развития.
4. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа региона и социально-экономического развития.
В результате исследования позиционирования регионов в федеральных газетах было выявлено, что в общем рейтинге регионов по количеству положительной информации в СМИ по всем блокам лидирует Нижегородская область, на втором месте - Республика Татарстан. В середине общего рейтинга находятся Самарской области и Пермский край. Меньше всего статей с положительным содержанием у Саратовской области и у Республики Башкортостан.
На основе исследования имиджа губернаторов видно, что на протяжении всего исследуемого периода президент Республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич находится в первой десятке рейтинга глав регионов РФ. Во второй десятке находятся главы Республики Башкортостан Хамитов Рустэм Закиевич и губернатор Пермского края Решетников Максим Геннадьевич. В общем рейтинге губернаторов исследуемых регионов они занимают 3 первых места соответственно. Далее на 4 месте находится глава Нижегородской области Никитин Глеб Сергеевич, замыкают рейтинг губернаторы Самарской и Саратовской области: Азаров Дмитрий Игоревич на пятом месте, Радаев Валерий Васильевич на последнем месте.
По результатам исследования официальных сайтов регионов ПФО, лидером по двум анализам, и, соответственно, в общем рейтинге является Республика Татарстан. На втором месте - Саратовская область, третье место в рейтинге заняла Самарская область. Четвертое место у Республики Башкортостан, предпоследнее место получил Пермский край, а аутсайдером среди всех регионов по оценке официальных сайтов является Нижегородская область.
В результате трех исследований составляющих имиджа регионов ПФО на первом месте Республика Татарстан, второе место делят Нижегородская и Самарская область, третье место у Республики Башкортостан и Пермского края и замыкает рейтинг Саратовская область.
В результате социально-экономического анализа регионов ПФО по показателям развития, объединенных в такие блоки, как здравоохранение, образование и наука, строительство и жилье, экология и окружающая природная среда, безопасность, занятость и рынок труда, туризм, культура, отдых и спорт, бизнес и инвестиции, торговля и промышленность, и соотношения его с контент-анализом регионов по этим же сферам было выявлено, что имидж субъектов не всегда соотносится с их реальным развитием. Но в большинстве случаев, определенный образ региона влияет на приток капитала, инвестиций, трудовых ресурсов, специалистов, увеличение инфраструктурных объектов, на спрос производимых местных изделий, что в итоге отражается на показателях социального и экономического развития региона.
Анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с уровнем социально-экономического развития показал, что малые предприятия играют большую роль в инвестиционном потенциале региона, так как именно они чаще всего составляют основу для инвестиций и являются двигателем региональной экономики.
Проблемы в позиционировании регионов ПФО и их социально-экономическом развитии связаны с негативными публикациями о регионах в СМИ, отрицательными образами губернаторов, некачественно сделанными сайтами субъектов. Также на социально-экономическое развитие регионов ПФО влияет неблагополучная обстановка в различных сферах жизни.
Крупномасштабные события являются эффективным способом популяризации и повышения имиджа регионов, а также инструментом их социально-экономического развития. Благодаря ним растет известность субъекта, улучшается репутация региона, происходит продвижение туристических продуктов, национальной культуры, объектов региональных достопримечательностей. Также мероприятия помогают привлечению инвестиций в экономику региона, увеличению доходной части бюджета, строительству новых и реконструкции и модернизации существующих инфраструктурных объектов.
Основываясь на результатах контент-анализа о существующем имидже регионов ПФО, были предложены мероприятия для улучшения образа каждого субъекта в тех областях, где позиционирование регионов в СМИ наиболее слабо выражено или имеет негативный окрас. Мероприятия включают продвижение достижений регионов в разных сферах, элементов природной среды, достопримечательностей, местных изделий, работу со СМИ, целевыми аудиториями.
Подобные работы
- Управление предприятием с учётом условий социально-экономического развития территории
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Исследование возможностей развития региона при проведении международных спортивных мероприятий
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование имиджа российских городов
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальные проектирование как инструмент управления имиджем региона
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РАЙОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Экономическая политика региона как фактор формирования международного имиджа территории (на примере Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование методических подходов к управлению развитием городских агломераций
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



