Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа имиджа региона и его социально-экономического развития 9
1.1. Имидж региона: понятие, этапы и стратегии его формирования 9
1.2. Социально-экономическое развитие региона: методы его оценки 21
1.3. Методика анализа взаимосвязи имиджа региона и его социально-экономического развития 40
2. Практические аспекты анализа влияния имиджа регионов Приволжского
федерального округа на их социально-экономическое развитие 50
2.1. Оценка имиджа регионов Приволжского федерального округа: итоги
контент-анализа 50
2.2. Анализ влияния имиджа регионов Приволжского федерального округа на
их социально-экономическое развитие 89
2.3. Оценка взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с
уровнем его социально-экономического развития 107
3. Проблемы и направления развития имиджа регионов Приволжского
федерального округа для повышения уровня социально-экономического развития 118
3.1. Проблемы в позиционировании регионов Приволжского федерального
округа и возможности их корректировки 118
3.2. Крупномасштабные мероприятия как инструмент повышения имиджа
регионов Приволжского федерального округа и их социально-экономического развития 132
3.3. Программа мероприятий по повышению имиджа регионов Приволжского
федерального округа 143
Заключение 158
Список использованных источников 162
Приложения
В современном мире вопросы социально-экономического развития общества тесно связываются с имиджем региона. Причина этого - новая ступень развития общества, когда вопросы имиджа, образа, бренда становятся факторами изменения реальности. Имидж региона рассматривается как товар, предназначенный как для внешних покупателей (туристов, предпринимателей, инвесторов и других), так и для внутренних - непосредственно жителей региона. В этой связи положительный имидж субъекта Российской Федерации выступает необходимым инструментом для формирования устойчивой конкурентоспособности территории. Регионы вступают в соперничество за человеческий капитал в лице квалифицированных специалистов, талантливых учёных и выдающихся деятелей искусства, привлечение частных и государственных инвестиций в экономику, участие в федеральных программах и получение госзаказов для предприятий, за туристические потоки и потребителей товаров и услуг собственного производства.
Имидж региона, наряду с материальными активами и человеческим капиталом, становится инструментом социально-экономического развития территории. В лучшие территории вкладывают больше инвестиций, и чем благоприятнее складывается атмосфера жизни - тем лучше для регионального развития. Мнение о субъекте Российской Федерации, формируемое в сознании инвесторов, жителей и туристов, оказывает значительное влияние на доходы регионального бюджета, объем экспорта и динамику валового регионального продукта.
Таким образом, занимаясь управлением, формированием и развитием благоприятного имиджа регионов можно решить важные задачи, связанные с привлекательностью сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность рассмотрения влияния имиджа регионов на их социально-экономическое развитие в качестве выбранной темы исследования.
Исследование имиджа и социально-экономического развития субъектов Приволжского федерального округа проводится на основе 6 регионов: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область. Данные регионы были выбраны на основе критерия численности населения (более 2 миллионов человек).
Объектом исследования являются регионы Приволжского федерального округа.
Предметом исследования является оценка взаимосвязи имиджа регионов и их социально-экономического развития.
Цель исследования - разработка рекомендаций по улучшению имиджа субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации на основе его комплексного анализа, а также оценки социально-экономического развития регионов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить этапы формирования имиджа региона;
2) выявить сущность и составляющие социально-экономического развития региона;
3) определить маркетинговые стратегии регионов;
4) оценить и сравнить имиджи регионов Приволжского федерального округа по заданным параметрам;
5) проанализировать содержание официальных сайтов регионов Приволжского федерального округа по разработанной методике;
6) сравнить рейтинги губернаторов субъектов Приволжского федерального округа и социально-экономическое развитие регионов;
7) провести анализ взаимосвязи имиджа регионов и их социально=экономического развития;
8) выявить основные проблемы в позиционировании регионов Приволжского федерального округа и их социально-экономическом развитии;
9) разработать программу мероприятий по повышению имиджа регионов Приволжского федерального округа.
Теоретическая база исследования. Существующие публикации по теме выпускной квалификационной работы можно условно подразделить на несколько групп.
К первой группе относятся авторы, оценивающие имидж как инструмент инвестиционной привлекательности территорий: Сорокина Е.А., Прохоров А.Ю., Долгова И.В., Третьякова Л.А., Луценко Е.Л., Николаева П.С., Еолик А.С., Давыдова Н.С., Зайцев М.П., Ерохина Е.В., Шубина Т.Н.
Вторая группа авторов представляет в своих трудах методы оценки социально-экономического развития территорий. Это Припадчева И. В., Скотаренко О.В., Меныцикова В.И., Дертишникова Е.Н., Еирина А.Н., Коновалова О. Н., Давыденко Т. М., Борисоглебская Л. Н., Бородушко Е.С., Кузнецов Р.А., Серкова А.Е., Игнатьева Е.Д., Мариев О.С.
К третьей группе можно отнести авторов, рассматривающих общие теоретические аспекты маркетинга территорий: сущность имиджа, его виды. Это Константиниди Х.А., Полтинина Е.В., Терских М.В. и Малёнова Е.Д., Кетова Н.П., Бикен Н.С. ,Смбатян С.А.
Четвертая группа представлена авторами, которые делают акцент на брендинге как способе создания привлекательного образа территорий: Рзун И.Е., Старкова Н.О., Калиева О.М., Степанычева Е.В., Воробьев В.П., Еолубовская О.Л., Еремина Е.В., Панина Е.А„ Дунаевская Е.А.
Пятую группу составляют авторы, анализирующие роль событийных мероприятий в формировании имиджа территорий: Грушин М.Ю, Прокудина Е.К., Набиуллина М.И., Кальней В. А., Шолохова В. В., Белоконева С.А., Хижняк В.И., Погорелова Н.В., Семенова Е.И.
К шестой группе относятся авторы, рассматривающие влияние инновационной составляющей на формирование имиджа территорий. Это Суховей А.Ф., Еолова И.М., Василенко И.А., Карлина М.М.
Седьмая группа авторов рассматривают создание благоприятного имиджа территории в качестве задачи государственной и региональной политики: Бельских И.Е., Когай Е.А., Комков К.А., Василенко И.А., ЛогунцоваИ. В.
К восьмой группе можно отнести авторов, оценивающих имидж как фактор социально-экономического развития территорий. Это Леканова А.С., Боровикова Т.В., Ткаченко Ю.Е., Князева И.В., Ретивых И.В., Нечаев Д.Н..
Девятая группа авторов рассматривают в своих работах сущность, проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: Зуева С.В., Симакова Н.А., Супиков В.Н., Кутаев Ш.К., Черкашнев Р.Ю., Андрейчук А. А., Слотов Д. Е., Козловский В.А., Сорокина Н.Ю.
Методическая база исследования. В работе использовались следующие количественные методы анализа: корреляционно-регрессионный анализ, интегральный анализ статистических данных социально-экономического развития, метод ранжирования. Количественно-качественные методы - контент-анализ сайтов и СМИ.
Комплексное применение данных методов анализа позволит всесторонне оценить различные аспекты имиджа и социально=экономического развития регионов Приволжского федерального округа как с качественной, так и с количественной стороны.
Эмпирическая база исследования. Официальные статистические данные для исследования имиджа и проведения анализа социально=экономического развития регионов взяты из следующих источников: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, официальный сайт Министерства экономического развития РФ, сервис Яндекс.Wordstat, стратегии социально-экономического развития регионов. Также для анализа использованы такие интернет-ресурсы, как официальные сайты регионов Приволжского федерального округа, сайты федеральных газет «Аргументы и факты», «Ведомости», «Российская газета», «Известия», «Коммерсант», сайт агентства стратегических инициатив, сайт агентства политических и экономических коммуникаций, сайт центра информационных коммуникаций «Рейтинг».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что имидж региона влияет на его социально-экономическое развитие.
Научная новизна работы. На основе существующих методов исследования развития территорий составлена усовершенствованная методика, позволяющая комплексно, с разных сторон оценить уровень развития регионов и сформированный имидж территорий, выявить имеющиеся проблемы в конкретных областях. Также уточнены и внесены дополнительные критерии анализа для выявления взаимосвязи и взаимовлияния имиджа и социально-экономического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по улучшению имиджа регионов ПФО, которые могут быть использованы в работе государственных органов регионов ПФО, а также в публикации тезисов в научных статьях, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы получили отражение в 3 научных публикациях: «Анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с уровнем социально-экономического развития» (РИНЦ), «Сравнительный анализ социально-экономического развития Нижегородской области и Республики Татарстан» (РИНЦ), «СМИ как инструмент анализа инвестиционного имиджа территории» (ВАК).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, сформулированы задачи, объект, предмет исследования, теоретическая, методологическая, эмпирическая база исследования, практическая значимость работы, гипотеза, научная новизна, апробация результатов исследования.
В первой главе отображены теоретические аспекты анализа имиджа региона и его социально-экономического развития.
Во второй главе представлены практические аспекты анализа влияния имиджа регионов ПФО на их социально-экономическое развитие.
В третьей главе сформулированы основные проблемы и направления развития имиджа регионов Приволжского федерального округа для повышения уровня их социально-экономического развития.
В заключении подведены общие итоги, изложены основные выводы.
Имидж региона это совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических, культурных и других особенностей данной территории. Целью формирования имиджа региона является создание, поддержание или изменение мнений, поведения в отношении региона, что, в свою очередь, должно способствовать привлечению необходимых для его развития субъектов и ресурсов. Основой для его формирования является территориальная индивидуальность. Качество жизни, кадровые ресурсы, инфраструктура, технологии, капитал, бизнес, власть являются параметрами определяющими имидж региона.
Можно выделить различные виды имиджей: визуальный, информационный, физико-географический, экономический, социальный, общественно - политический имидж, культурный имидж.
Выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала.
Социально-экономическое развитие региона - управляемый процесс изменений в различных сферах жизни субъекта, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории региона, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. Оно определяется объективными потребностями и общественными тенденциями и рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. В настоящее время основной целью развития является улучшение уровня и качества жизни населения. Для оценки социально-экономического развития применяются различные критерии и показатели. Например, продолжительность жизни населения, величина душевого дохода, уровень потребления отдельных материальных благ, уровень преступность, уровень физического здоровья, уровень образования и другие.
В работе составлена методика, позволяющая комплексно оценить уровень развития регионов и сформированный имидж территорий, а также выявить взаимосвязь и взаимовлияние имиджа и социально-экономического развития. Анализ состоит из несколько этапов:
1. Исследование имиджа регионов с помощью метода контент анализа.
2. Исследование уровня социально-экономического развития регионов с помощью интегрального анализа статистических данных социально-экономического развития.
3. Сопоставление результатов контент-анализа имиджа регионов и интегрального анализа статистических данных социально-экономического развития.
4. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа региона и социально-экономического развития.
В результате исследования позиционирования регионов в федеральных газетах было выявлено, что в общем рейтинге регионов по количеству положительной информации в СМИ по всем блокам лидирует Нижегородская область, на втором месте - Республика Татарстан. В середине общего рейтинга находятся Самарской области и Пермский край. Меньше всего статей с положительным содержанием у Саратовской области и у Республики Башкортостан.
На основе исследования имиджа губернаторов видно, что на протяжении всего исследуемого периода президент Республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич находится в первой десятке рейтинга глав регионов РФ. Во второй десятке находятся главы Республики Башкортостан Хамитов Рустэм Закиевич и губернатор Пермского края Решетников Максим Геннадьевич. В общем рейтинге губернаторов исследуемых регионов они занимают 3 первых места соответственно. Далее на 4 месте находится глава Нижегородской области Никитин Глеб Сергеевич, замыкают рейтинг губернаторы Самарской и Саратовской области: Азаров Дмитрий Игоревич на пятом месте, Радаев Валерий Васильевич на последнем месте.
По результатам исследования официальных сайтов регионов ПФО, лидером по двум анализам, и, соответственно, в общем рейтинге является Республика Татарстан. На втором месте - Саратовская область, третье место в рейтинге заняла Самарская область. Четвертое место у Республики Башкортостан, предпоследнее место получил Пермский край, а аутсайдером среди всех регионов по оценке официальных сайтов является Нижегородская область.
В результате трех исследований составляющих имиджа регионов ПФО на первом месте Республика Татарстан, второе место делят Нижегородская и Самарская область, третье место у Республики Башкортостан и Пермского края и замыкает рейтинг Саратовская область.
В результате социально-экономического анализа регионов ПФО по показателям развития, объединенных в такие блоки, как здравоохранение, образование и наука, строительство и жилье, экология и окружающая природная среда, безопасность, занятость и рынок труда, туризм, культура, отдых и спорт, бизнес и инвестиции, торговля и промышленность, и соотношения его с контент-анализом регионов по этим же сферам было выявлено, что имидж субъектов не всегда соотносится с их реальным развитием. Но в большинстве случаев, определенный образ региона влияет на приток капитала, инвестиций, трудовых ресурсов, специалистов, увеличение инфраструктурных объектов, на спрос производимых местных изделий, что в итоге отражается на показателях социального и экономического развития региона.
Анализ взаимосвязи инвестиционного имиджа Республики Татарстан с уровнем социально-экономического развития показал, что малые предприятия играют большую роль в инвестиционном потенциале региона, так как именно они чаще всего составляют основу для инвестиций и являются двигателем региональной экономики.
Проблемы в позиционировании регионов ПФО и их социально-экономическом развитии связаны с негативными публикациями о регионах в СМИ, отрицательными образами губернаторов, некачественно сделанными сайтами субъектов. Также на социально-экономическое развитие регионов ПФО влияет неблагополучная обстановка в различных сферах жизни.
Крупномасштабные события являются эффективным способом популяризации и повышения имиджа регионов, а также инструментом их социально-экономического развития. Благодаря ним растет известность субъекта, улучшается репутация региона, происходит продвижение туристических продуктов, национальной культуры, объектов региональных достопримечательностей. Также мероприятия помогают привлечению инвестиций в экономику региона, увеличению доходной части бюджета, строительству новых и реконструкции и модернизации существующих инфраструктурных объектов.
Основываясь на результатах контент-анализа о существующем имидже регионов ПФО, были предложены мероприятия для улучшения образа каждого субъекта в тех областях, где позиционирование регионов в СМИ наиболее слабо выражено или имеет негативный окрас. Мероприятия включают продвижение достижений регионов в разных сферах, элементов природной среды, достопримечательностей, местных изделий, работу со СМИ, целевыми аудиториями.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] :
принята всенародным голосованием 12.12.1993. :(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Консультант Плюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
3. Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 №40-ЗРТ «Об
утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс].// Информационно-правовой портал Рарант.ру. - Режим доступа:
http: //www. garant. ru/hotlaw/tatarstan/633 535
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. N 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации - Режим доступа: http: //pravo. gov. ru/proxy/ips/?docvie w&page= 1 &print= 1 &infostr=x07 q8+zl7flg7 vLu4fDg5uD18vH/IO31IOIg7+7x6+Xk7eXpIPD15ODq9ujo&nd=152017637&rdk =l&&empire=
5. Постановление Законодательного Собрания Пермского края от
01.12.2011 N 3046 «О стратегии социально экономического развития Пермского края до 2026 года» (с изменениями на: 06.12.2012) [Электронный ресурс] // Электронный фонд - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430522243
6. Постановление Правительства Республики Башкортостан от
30.09.2009 N 370 «О стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Республики Башкортостан - Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategicheskoe-
planirovanie/strategiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya- bashkorto stana-2020/
7. Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - Режим доступа: http://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf
8. Постановление Правительства Саратовской области от 30.06. 2016 года N 321-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467710021
Монографии и статьи
9. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2004. С. 39.
10. Белоконева С.А., Хижняк В.И. Влияние спортивных мероприятий на имидж региона // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17). С.32-34
11. Бельских И.Е. Многовариантный имидж территории на внутреннем и внешнем рынках глобального мира // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №29. С.2-10
12. Важенина И.С. Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования// Экономика региона. 2008. № 1. С. 49-58.
13. Важенина И.С., Важенин С.Г . Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. 2010. № 3. С. 95-103.
14. Важенин С.Г. Контуры территориальной конкуренции // Регион: экономика и социология. 2008. № 2. С. 271-288.
15. Важенина И.С . Формирование имиджа и репутации территории: основные технологии и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 20. С. 6-14.
16. Василенко И.А. Культурная политика региона как инструмент формирования его современного имиджа// Власть. 2016. №8. С.55-60
17. Визгалов Д. Маркетинг города / Д. Визгалов. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 110 с
18. Гаврилов Г.А„ Забодаева И.В. Маркетинг городских территорий // ЭСГИ . 2015. №2 (6) С.90-94.
19. Гирина А.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. 2013. №8 (157). С.82-87
20. Грушин М.Ю. Анализ развития событийного туризма в России, его функции, пути повышения эффективности событийных мероприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №2 (26). С. 139-145
21. Долгова И.В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // ЭПП. 2013. №3. С. 15-34
22. Казанцева Ж. А. Факторы, участвующие в формировании имиджа города // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2015. № 1 (30). С. 60-63.
23. Калиева О. М., Вакунова И. В., Марченко В. И., Большакова Ю. С. Факторы, влияющие на формирование имиджа города // Молодой ученый. — 2014. — №2.— С. 439-441.
24. Кальней В. А., Шолохова В. В. Роль событийного туризма в развитии региона // Вестник РМАТ. 2012. №1 (4). С.23-26
25. Карлина М. М. Формирование инновационного имиджа региона // Вестник БГУ. 2013. №3. С. 126-129
26. Кидакоева А. И., Сампиева Л. Д., Дурдыева Д. А. Некоторые проблемы и подходы к разработке стратегического плана социальноэкономического развития региона // Пространство экономики. 2012. №4-3.
С.214-217
27. Кетова Н.П. Региональный маркетинг в системе инструментов и принципов управления территориальным развитием // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №1. С. 156-163
28. Когай Е.А., Комков К.А. Повышение имиджа региона как задача социокультурной политики // Регионология . 2011. №2 (75). С.15-21
29. Коновалова О. Н., Давыденко Т. М., Борисоглебская Л. Н. Методологические подходы к комплексной оценке уровня социальноэкономического развития регионов (на примере Белгородской области) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2008. №2 (42).
30. Константиниди Х.А. Механизмы повышения
конкурентоспособности региона: маркетинг территорий // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. №3 (150). С.147-151
31. Куликова Е.С. Территориальный маркетинг как результат трансформации экономических интересов // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 19. С. 47-52.
32. Леканова А.С. Имидж региона в практике управления социально-экономическим развитием территории (на примере Тюменской области) // Территория новых возможностей. 2016. №1 (32).
С.190-196
33. Логунцова И. В. Имидж российских территорий как объект управления//Вести. Моек, ун-та. Сер. 21. 2011. № 1. С. 30.
34. Луценко Е.Л., Николаева П.С., Голик А.С. Имидж региона как инструмент инвестиционной привлекательности // Вестник НГИЭИ. 2016. №7 (62). С.66-72
35. Мещеряков, Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. -2009.-№2.-С. 254-259.
36. Мозуль Л. Н., Сазонова Т. Ю. Роль имиджа в формировании конкурентоспособности территории // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса,, 2011, № 3 (16) С. 104-107.
37. Морозова Т.А. Имидж города как основа его продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение . 2010. №1 С.73-77.
38. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. / А.П. Панкрухин - СПб: Питер, 2006. - 416 с.
39. Петрова Е. М. Маркетинговые инструменты в управлении социально-экономическим развитием // Пространство экономики . 2010. №43 С.69-72.
40. Погорелова Н.В., Семенова Е.И. Формирование благоприятного имиджа территории через события и проекты // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-3. - С. 382-383
41. Полтинина Е.В. Имидж в системе факторов, определяющих конкурентоспособность региона // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №4. С.70-822014
42. Попов А.В. Имидж территориального образования: понятийнотерминологическая систематизация проблемного поля // Имиджелогия 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы VI Междунар. симпозиума по имиджелогии. М.: РПЦ АИМ, 2008. С. 55-63.
43. Припадчева И. В. Методика анализа приоритетности подходов к изучению социально-экономического развития региона // Auditorium. 2014. №2 (2). С.74-77
44. Прокудина Е.К., Набиуллина М.И. Роль международных спортивных мероприятий в формировании имиджа территории на примере города Казани // ВЭПС. 2016. №1. С.299-302
45. Ракевич Е. В. Образ, имидж и бренд города: аналитический потенциал понятий / Е. В. Ракевич // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 193-195.
46. Терских М.В., Маленова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (Российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика . 2015. №2 С. 199-105.
47. Степанычева Е.В. Методологические аспекты формирования имиджа и бренда региона // Социально-экономические явления и процессы.
2015. Т. 10. №9. С. 153-158.
48. Скотаренко О.В. Новые методы оценки уровня социальноэкономического развития регионов России // Вестник МЕТУ. 2012. №1. С.220-229
49. Терских М.В., Малёнова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (Российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. 2015. №2. С. 199-105
50. Ткаченко Ю.Е. Региональный интернет-маркетинг как инструмент управления социально-экономическим развитием территории // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. №3. С.37-41
5Е Третьякова Л.А. Тенденции формирования инвестиционного имиджа регионов на примере Центрального федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №4 (451). С. 137-148
52. Чувакова С. Г. Сбусина М. В. Имидж региона и теоретические подходы к его классификации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 17.
53. Шубина Т.Н. Формирование имиджа региона как инструмента территориального маркетинга при повышении его инвестиционной привлекательности (на примере Ульяновской области) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №8. С.47-51
Электронные ресурсы
54. Бюджет Универсиады-2013 составляет 228 млрд рублей
[Электронный ресурс] // Сайт РБК - Режим доступа:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/17/05/2013/55928b979a794751dc82e031
55. Бюджет чемпионата мира по водным видам спорта в Казани составляет 3 млрд рублей [Электронный ресурс]// Сайт газеты Коммерсант - Режим доступа: https://www.kommersant.nl/doc/2751665
56. Владимиров И. А., Садыкова Т.Д. Современные методы управления социальным развитием муниципального образования [Электронный ресурс] / Социологические науки №40-2,25.01.2016, электронный ресурс - Режим доступа: http: //novainfo. ru/article/4240
57. Газета Аргументы и факты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. aif. ш/
58. Газета Ведомости [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/
59. Газета Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rg.ru/
60. Газета Известия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://iz.ru/
61. Г азета Коммерсант [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //www. kommersant. ru/
62. Доходы туризма Татарстана от Чемпионата мира по водным видам спорта FINA превысили 2,2 млрд, рублей [Электронный ресурс]// Сайт tourout - Режим доступа: http://tourout.ni/groups/message/l 1606/
63. Круче уже не будет: чему нас научил ЧМ-2018? [Электронный
ресурс] // Сайт «БИЗНЕС Online» - Режим доступа: https://www.business-
gazeta.ru/article/388780
64. Официальный сайт Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan.ru/
65. Официальный сайт Республики Башкортостан [Электронный ресурс] - Режим дocтyпa:https://www.bashkortostan.ru/
66. Официальный сайт Нижегородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //govemment-nnov. ru/
67. Официальный сайт Пермского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. permkrai. ги/
68. Официальный сайт Самарской области [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.samregion.ru/
69. Официальный сайт Саратовской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://saratov.gov.ru/
70. Официальный сайт Москвы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mos.ru/
71. Официальный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/
72. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
73. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ / Агентство Стратегических Инициатив. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asi.ru/investclimate/rating/
74. Рейтинги влияния глав субъектов РФ / Агентство политических и экономических коммуникаций. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. apecom. ru/proj ects/list. php? SECTION_ID= 101
75. Сайт Analysis [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://a.prey, ш
76. Сервис Яндекс. Wordstat [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wordstat.yandex.ru/
77. Сергей Иванов рассказал об основных показателях развития туристской отрасли в Республике Татарстан в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018[Электронный ресурс] // сайт Государственного комитета Республики Татарстан по туризму - Режим доступа: http: //tourism, tatarstan. ru/rus/index. htm/ne ws/1242287. htm
78. Словарь по имиджелогии [Электронный ресурс] / сост. Т. Быстрова.
- Режим доступа:
http: //www. taby27. riPstudentamaspirantam/imagewse/imageglossary. html.
79. Фонд Развития Гражданского Общества. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://civilfund.ru/mat/99
80. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russia-rating.ru/
81. Экономический эффект от проведения Универсиады в Казани составил 10,8 млрд, рублей [Электронный ресурс]// Сайт Татар-информ - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/2014/07/08/413680/