ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 8
1.1 Понятие и сущность инновационных методов и технологий 8
1.2. Инновационные методы и технологии как фактор совершенствования деятельности органов государственной власти 17
1.3. Правовые основы внедрения инновационных технологий в сферу государственного управления на региональном уровне 28
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И
ТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ О УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
2.1. Опыт внедрения инновационных технологий в деятельность органов
государственной власти субъектов Приволжского федерального округа 39
2.2. Оценка социально-экономического эффекта от внедрения системы инновационных методов и технологий государственного управления
в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округ 76
2.3. Факторы, способствующие и препятствующие инновированию органов государственной власти в субъектах Приволжского федерального округа .... 94
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 109
3.1. Зарубежный опыт использования инновационных методов и технологий в
системе государственного управления 109
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы инновационных методов и
технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 132
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 8
1.1 Понятие и сущность инновационных методов и технологий 8
1.2. Инновационные методы и технологии как фактор совершенствования деятельности органов государственной власти 17
1.3. Правовые основы внедрения инновационных технологий в сферу государственного управления на региональном уровне 28
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И
ТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ О УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
2.1. Опыт внедрения инновационных технологий в деятельность органов
государственной власти субъектов Приволжского федерального округа 39
2.2. Оценка социально-экономического эффекта от внедрения системы инновационных методов и технологий государственного управления
в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округ 76
2.3. Факторы, способствующие и препятствующие инновированию органов государственной власти в субъектах Приволжского федерального округа .... 94
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 109
3.1. Зарубежный опыт использования инновационных методов и технологий в
системе государственного управления 109
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы инновационных методов и
технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 132
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Ориентиры нового этапа административной реформы в России формируются в контексте перехода от сырьевой экономики к инновационной экономике (высокотехнологичные отрасли, наука, производства, использующие альтернативные источники энергии, ресурсосберегающие технологии и т.д.). Грамотное управление экономическим развитием территорий в инновационной среде возможно лишь в том случае, когда государственный сектор характеризуется высоким уровнем инновационного развития. Однако, как показывает российская практика, громоздкая административная система региональных органов власти по- прежнему остается неэффективной в силу своей директивности, негибкости и плохой адаптируемости к изменениям во внешней среде, а следовательно, выступает главным барьером, препятствующим мобилизации ключевых источников экономического роста.
Сегодня выиграть в конкурентной борьбе и достичь эффективной деятельности региона и государства возможно лишь создавая, внедряя и используя инновационные технологии. Особенно, это актуально в сфере управления. Коммерческая сфера всегда опережала государственный сектор, но инновации сегодня добрались и проникли во все сферы жизни. Учитывая, что темп жизни значительно увеличился и мы живем в информационном обществе, потребность наших соотечественников в открытости публичной политики власти возрос и для его удовлетворения целесообразно внедрять и использовать технологии максимально, применяя новейшие информационные разработки. Что позволит развивать и совершенствовать систему государственного управления.
Соответственно, на сегодняшний день остается актуальным вопрос инновационного развития системы государственного управления, которое позволило бы органам власти российских регионов использовать современные, передовые методы бизнес-менеджмента для увеличения вклада государства в обеспечение высоких темпов экономического роста. Лейтмотивом таких преобразований становится экспериментальный поиск инновационных методов и технологий, которые открывают возможность для комплексного решения любых задач в современных условиях.
Степень научной разработанности темы исследования. Анализу эффективности как самого государственного управления, так и внедрения инновационных технологий в государственное правление посвящено немало различных научных работ. Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государственное управление, многие исследователи обращают внимание на то, что в качестве управленческой технологии стоит рассматривать рациональную и эффективную управленческую деятельность. При этом подчеркивают нужду в инновационных управленческих технологиях, сочетающих в себе современные научные знания в различных сферах, эмпирические исследования, творческий потенциал людей и образующие систему, использование элементов которой приводит к высоким результатам.
Однако большое количество работ только усиливают многозадачность подходов в изучении эффективности технологий государственного управления.
Теорию государственного управления в своих работах изучали Дж. М. Кейнс, Э. Мэйо, Л. Уайт, К. Эрроу и др.
Переосмыслением теории государственного управления на основах бизнес-менеджмента занимались Т. Гэблер, Л. Джонс, Ф. Томпсон, К. Худ и др.
Основу изучения современных исследований в области информационного общества и новой роли государственного управления в своих трудах заложили Д. Белл, Б. С. Дмитриевский, А. И. Пригожин и др.
Существенный вклад в развитие теоретических и практических концепций электронного правительства внесли такие авторы, как Д. Александер, А. В. Данилин, М.Р. Сафиуллин, Р. Хикс и др.
Объект исследования - инновационные методы и технологии государственного управления.
Предмет исследования - практика внедрения инновационных методов и технологий в деятельность органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании опыта внедрения инновационных методов и технологий в практику государственного управления регионов ПФО РФ, выявлении проблем в этой сфере и разработке рекомендаций по их решению.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
•S раскрыть сущность понятия «инновационные методы и технологии в государственном управлении»;
•S охарактеризовать роль инновационных технологий в государственном управлении;
•S обобщить правовые основы внедрения инновационных методов и технологий в сферу государственного управления современной России;
•S проанализировать практику внедрения инновационных технологий в деятельность органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа РФ;
•S оценить социально-экономический эффект от внедрения системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа.
•S выявить факторы, способствующие и препятствующие инновированию органов государственной власти в субъектах Приволжского федерального округа;
•S изучить зарубежный опыт внедрения инновационных технологий в практику деятельности органов государственной власти и возможность его использования в современной России;
•S разработать рекомендации по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа;
Эмпирической основой исследования стали статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам ПФО, научные публикации, справочники, средства массовой информации, официальные сайты органов государственной власти, источники сети Интернет.
Методы исследования. Для получения, обработки и изложения материала в работе использовались такие общенаучные методы, как наблюдение, формализация, анализ, сравнение, аналогия. В качестве специальных методов при проведении анализа уровней инновационного развития органов государственной власти регионов Приволжского федерального округа применялись методы ранжирования и рейтингования, корреляционно-регрессионный анализ, а также правовой и социологические методы исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- предложено уточненное определение понятия «инновационные технологии и методы государственного управления», под которыми понимается процессуально структурированная совокупность методов, направленных на осуществление инновационной деятельности, результатом которой становятся нововведения, способствующие качественным изменениям в различных областях и обеспечивающие рациональное использование социальных, экономических и материальных ресурсов (инновационные технологии);
- выявлены и систематизированы факторы, способствующие и препятствующие внедрению инновационных методов и технологии в деятельность органов государственной власти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа. Кроме того, результаты исследования могут использоваться при подготовке лекционного материала для обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Апробация работы. Основные результаты исследования опубликованы в статьях:
1. Хайруллина М.Н. Факторы, способствующие и препятствующие инновированию органов государственной власти в субъектах Приволжского федерального округа// Форум молодых ученых. 2018.
2. Хайруллина М.Н. Формирование системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа // Форум молодых ученых. 2018
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении изложена актуальность данного исследования, определены цель, задачи, объект и предмет, методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы изучения инновационных методов и технологий государственного управления.
Во второй главе представлен анализ внедрения инновационных методов и технологий в практику органов государственной власти субъектов ПФО РФ.
В третьей главе изучен зарубежный опыт внедрения новых технологий в деятельность органов государственной власти и возможность его применения в современной России, а также содержатся рекомендации по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа.
В заключении представлены основные выводы и рекомендации по теме выпускной квалификационной работы.
Сегодня выиграть в конкурентной борьбе и достичь эффективной деятельности региона и государства возможно лишь создавая, внедряя и используя инновационные технологии. Особенно, это актуально в сфере управления. Коммерческая сфера всегда опережала государственный сектор, но инновации сегодня добрались и проникли во все сферы жизни. Учитывая, что темп жизни значительно увеличился и мы живем в информационном обществе, потребность наших соотечественников в открытости публичной политики власти возрос и для его удовлетворения целесообразно внедрять и использовать технологии максимально, применяя новейшие информационные разработки. Что позволит развивать и совершенствовать систему государственного управления.
Соответственно, на сегодняшний день остается актуальным вопрос инновационного развития системы государственного управления, которое позволило бы органам власти российских регионов использовать современные, передовые методы бизнес-менеджмента для увеличения вклада государства в обеспечение высоких темпов экономического роста. Лейтмотивом таких преобразований становится экспериментальный поиск инновационных методов и технологий, которые открывают возможность для комплексного решения любых задач в современных условиях.
Степень научной разработанности темы исследования. Анализу эффективности как самого государственного управления, так и внедрения инновационных технологий в государственное правление посвящено немало различных научных работ. Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государственное управление, многие исследователи обращают внимание на то, что в качестве управленческой технологии стоит рассматривать рациональную и эффективную управленческую деятельность. При этом подчеркивают нужду в инновационных управленческих технологиях, сочетающих в себе современные научные знания в различных сферах, эмпирические исследования, творческий потенциал людей и образующие систему, использование элементов которой приводит к высоким результатам.
Однако большое количество работ только усиливают многозадачность подходов в изучении эффективности технологий государственного управления.
Теорию государственного управления в своих работах изучали Дж. М. Кейнс, Э. Мэйо, Л. Уайт, К. Эрроу и др.
Переосмыслением теории государственного управления на основах бизнес-менеджмента занимались Т. Гэблер, Л. Джонс, Ф. Томпсон, К. Худ и др.
Основу изучения современных исследований в области информационного общества и новой роли государственного управления в своих трудах заложили Д. Белл, Б. С. Дмитриевский, А. И. Пригожин и др.
Существенный вклад в развитие теоретических и практических концепций электронного правительства внесли такие авторы, как Д. Александер, А. В. Данилин, М.Р. Сафиуллин, Р. Хикс и др.
Объект исследования - инновационные методы и технологии государственного управления.
Предмет исследования - практика внедрения инновационных методов и технологий в деятельность органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании опыта внедрения инновационных методов и технологий в практику государственного управления регионов ПФО РФ, выявлении проблем в этой сфере и разработке рекомендаций по их решению.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
•S раскрыть сущность понятия «инновационные методы и технологии в государственном управлении»;
•S охарактеризовать роль инновационных технологий в государственном управлении;
•S обобщить правовые основы внедрения инновационных методов и технологий в сферу государственного управления современной России;
•S проанализировать практику внедрения инновационных технологий в деятельность органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа РФ;
•S оценить социально-экономический эффект от внедрения системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа.
•S выявить факторы, способствующие и препятствующие инновированию органов государственной власти в субъектах Приволжского федерального округа;
•S изучить зарубежный опыт внедрения инновационных технологий в практику деятельности органов государственной власти и возможность его использования в современной России;
•S разработать рекомендации по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа;
Эмпирической основой исследования стали статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам ПФО, научные публикации, справочники, средства массовой информации, официальные сайты органов государственной власти, источники сети Интернет.
Методы исследования. Для получения, обработки и изложения материала в работе использовались такие общенаучные методы, как наблюдение, формализация, анализ, сравнение, аналогия. В качестве специальных методов при проведении анализа уровней инновационного развития органов государственной власти регионов Приволжского федерального округа применялись методы ранжирования и рейтингования, корреляционно-регрессионный анализ, а также правовой и социологические методы исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- предложено уточненное определение понятия «инновационные технологии и методы государственного управления», под которыми понимается процессуально структурированная совокупность методов, направленных на осуществление инновационной деятельности, результатом которой становятся нововведения, способствующие качественным изменениям в различных областях и обеспечивающие рациональное использование социальных, экономических и материальных ресурсов (инновационные технологии);
- выявлены и систематизированы факторы, способствующие и препятствующие внедрению инновационных методов и технологии в деятельность органов государственной власти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа. Кроме того, результаты исследования могут использоваться при подготовке лекционного материала для обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Апробация работы. Основные результаты исследования опубликованы в статьях:
1. Хайруллина М.Н. Факторы, способствующие и препятствующие инновированию органов государственной власти в субъектах Приволжского федерального округа// Форум молодых ученых. 2018.
2. Хайруллина М.Н. Формирование системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа // Форум молодых ученых. 2018
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении изложена актуальность данного исследования, определены цель, задачи, объект и предмет, методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы изучения инновационных методов и технологий государственного управления.
Во второй главе представлен анализ внедрения инновационных методов и технологий в практику органов государственной власти субъектов ПФО РФ.
В третьей главе изучен зарубежный опыт внедрения новых технологий в деятельность органов государственной власти и возможность его применения в современной России, а также содержатся рекомендации по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального округа.
В заключении представлены основные выводы и рекомендации по теме выпускной квалификационной работы.
Использование инновационных методов и технологий государственными органами Российской Федерации в последние годы стало одним из решающих факторов совершенствования публичного управления, что обусловлено адаптацией стратегии управления страной к реалиям новой государственности. Стратегия направлена, с одной стороны, на создание структуры, способной эффективно решать сложные внутренние и внешние задачи, а с другой — на формирование социально ориентированного, подконтрольного народу и правового государственного образования.
При этом зарубежный опыт реформирования системы государственного управления доказывает высокую эффективность комплексного подхода, при котором традиционная бюрократическая модель не упраздняется, а совершенствуется через внедрение инновационных методов и технологий, в том числе путем расширения участия общественных институтов в процессах государственного управления.
Инновационные методы и технологии позволяют совершенствовать деятельность органов государственной власти за счет обеспечения: соответствия государственных органов состоянию общества и глобальным тенденциям; наиболее полного удовлетворения потребностей общества; повышения результативности и прозрачности функционирования государственных структур; обеспечения эффективности и качества работы государственных служащих; создания специальных институтов развития.
Зарубежная практика реформирования государственного управления показывает его нацеленность на совершенствование существующей системы посредством внедрения инновационных технологий (использование IT, расширение государственно-частного партнерства, детализация и конкретизация задач госслужащих).
Анализ практики применения инновационных методов и технологий государственного управления в Приволжском федеральном округе показал, что властями выбранных для исследования субъектов (Нижегородская область,
Татарстан, Башкортостан, Марий Эл и Пермский край) принимаются определенные меры по внедрению инновационных технологий в деятельность органов государственной власти. При этом высокие темпы инновационного развития сохраняются лишь в Нижегородской области, Татарстане и Башкортостане. В этих регионах предпринимаются попытки внедрения не только управленческих инновационных технологий, но и технико-технологических и образовательных новшеств. Пермский край характеризуется средним уровнем инновационного развития и определенной долей риска по снижению эффективности процессов внедрения инновационных технологий. Республика Марий Эл — без преувеличения отсталый в плане инновационного развития регион, что негативно отражается не только на ее экономике, но и на сводных показателях федерального округа.
Нередко процесс внедрения инноваций затягивается на продолжительный период, так как правовая основа инновационного развития далеко не совершенна. Нормативно-правовые акты нуждаются в уточнении и совершенствовании не только по причине утраты актуальности, но и в связи с тем, что они не учитывают влияния на процесс инновирования ряда важнейших факторов, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие. Среди таких факторов: степень развития государственно-частного партнерства, уровень профессиональной подготовки государственных гражданских служащих, навыки использования системного подхода в государственном управлении и пр.
На основании результатов анализа был сделан вывод о потребности в разработке рекомендаций по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального в соответствии с современной экономической и геополитической обстановкой.
Инновирование системы государственного менеджмента посредством внедрения современных методов управления следует рассматривать как самый перспективный способ участия государственного сектора в обеспечении неснижаемых темпов экономического роста. В качестве наиболее актуальных направлений инновационной деятельности, которые следует реализовать для инновирования государственных органов субъектов ПФО, выделены:
- внедрение проектного управления для повышения результативности деятельности в сфере управления инновационным развитием;
- переход от сугубо административной системы управления к мониторингу (контролю), основанному на принципах риск-менеджмента;
- внедрение процессного управления с целью рационализации рутинных операций государственных органов и снижения затрат на обеспечение их выполнения.
Сделано обоснованное предположение, что при успешном внедрении предложенной системы инновационных методов и технологий в линейно- функциональной, директивной модели государственного управления регионов ПФО произойдут следующие фундаментальные изменения:
- законодательное закрепление равной юридической силы электронных и бумажных документов;
- более высокий приоритет электронного документа, заверенного усиленной цифровой подписью, перед бумажным носителем аналогичного содержания;
- повышение оперативности информационного обмена между структурными подразделениями органов государственной власти субъектов ПФО, качества формирования официальной документации государственными служащими (единый алгоритм составления электронного документа, перманентный мониторинг и контроль за правильностью заполнения электронных данных в режиме реального времени);
- возможность ведения электронных реестров юридически важных документов и процессов (после автоматизации большинства рутинных операций значительно сократится «путь» документа — количество исполнителей документа или процесса станет минимальным и будет исключена необходимость участия руководителей верхнего уровня иерархии).
Кадровое реформирование, как результат внедрения системы инновационных методов и технологий управления в деятельность государственных органов, сформирует такие организационные ценности, как: инициативность, непрерывность совершенствования процессов государственного управления и главное — ориентированность государственных служащих, выполняющих задачи, не на начальника, а на конечного потребителя государственной услуги — гражданина (клиентоориентированность).
При этом в работе было сделано важное замечание — система инновационных методов и технологий, которую предлагается внедрить в субъектах ПФО, будет эффективно функционировать лишь в том случае, если будет грамотно встроена в работу всего регионального государственного аппарата, а именно — когда во всех органах власти и других организациях государственного сектора будет выполняться единый алгоритм операций. В качестве прототипа единого алгоритма было предложено использовать схему, созданную Центром стратегических разработок.
Система инновационных методов и технологий, базирующаяся на проектном, процессном и риск-ориентированном подходах, обеспечит высокий социально-экономический эффект от выполнения региональными властями основных функций. Это объясняется тем, что деятельность региональной власти выходит за рамки сугубо административной работы и располагается сразу в двух контурах — административном (управленческом) и стратегическом (политическом). Именно во втором контуре формируются ожидания общества и бизнеса, создаются предпосылки к определенным геополитическим изменениям, а соответственно органы власти субъектов ПФО смогут своевременно адаптировать деятельность к изменениям внешней среды и ставить правильные глобальные цели, таким образом обеспечивая неснижаемый уровень качества.
При этом зарубежный опыт реформирования системы государственного управления доказывает высокую эффективность комплексного подхода, при котором традиционная бюрократическая модель не упраздняется, а совершенствуется через внедрение инновационных методов и технологий, в том числе путем расширения участия общественных институтов в процессах государственного управления.
Инновационные методы и технологии позволяют совершенствовать деятельность органов государственной власти за счет обеспечения: соответствия государственных органов состоянию общества и глобальным тенденциям; наиболее полного удовлетворения потребностей общества; повышения результативности и прозрачности функционирования государственных структур; обеспечения эффективности и качества работы государственных служащих; создания специальных институтов развития.
Зарубежная практика реформирования государственного управления показывает его нацеленность на совершенствование существующей системы посредством внедрения инновационных технологий (использование IT, расширение государственно-частного партнерства, детализация и конкретизация задач госслужащих).
Анализ практики применения инновационных методов и технологий государственного управления в Приволжском федеральном округе показал, что властями выбранных для исследования субъектов (Нижегородская область,
Татарстан, Башкортостан, Марий Эл и Пермский край) принимаются определенные меры по внедрению инновационных технологий в деятельность органов государственной власти. При этом высокие темпы инновационного развития сохраняются лишь в Нижегородской области, Татарстане и Башкортостане. В этих регионах предпринимаются попытки внедрения не только управленческих инновационных технологий, но и технико-технологических и образовательных новшеств. Пермский край характеризуется средним уровнем инновационного развития и определенной долей риска по снижению эффективности процессов внедрения инновационных технологий. Республика Марий Эл — без преувеличения отсталый в плане инновационного развития регион, что негативно отражается не только на ее экономике, но и на сводных показателях федерального округа.
Нередко процесс внедрения инноваций затягивается на продолжительный период, так как правовая основа инновационного развития далеко не совершенна. Нормативно-правовые акты нуждаются в уточнении и совершенствовании не только по причине утраты актуальности, но и в связи с тем, что они не учитывают влияния на процесс инновирования ряда важнейших факторов, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие. Среди таких факторов: степень развития государственно-частного партнерства, уровень профессиональной подготовки государственных гражданских служащих, навыки использования системного подхода в государственном управлении и пр.
На основании результатов анализа был сделан вывод о потребности в разработке рекомендаций по формированию системы инновационных методов и технологий государственного управления в органах государственной власти субъектов Приволжского федерального в соответствии с современной экономической и геополитической обстановкой.
Инновирование системы государственного менеджмента посредством внедрения современных методов управления следует рассматривать как самый перспективный способ участия государственного сектора в обеспечении неснижаемых темпов экономического роста. В качестве наиболее актуальных направлений инновационной деятельности, которые следует реализовать для инновирования государственных органов субъектов ПФО, выделены:
- внедрение проектного управления для повышения результативности деятельности в сфере управления инновационным развитием;
- переход от сугубо административной системы управления к мониторингу (контролю), основанному на принципах риск-менеджмента;
- внедрение процессного управления с целью рационализации рутинных операций государственных органов и снижения затрат на обеспечение их выполнения.
Сделано обоснованное предположение, что при успешном внедрении предложенной системы инновационных методов и технологий в линейно- функциональной, директивной модели государственного управления регионов ПФО произойдут следующие фундаментальные изменения:
- законодательное закрепление равной юридической силы электронных и бумажных документов;
- более высокий приоритет электронного документа, заверенного усиленной цифровой подписью, перед бумажным носителем аналогичного содержания;
- повышение оперативности информационного обмена между структурными подразделениями органов государственной власти субъектов ПФО, качества формирования официальной документации государственными служащими (единый алгоритм составления электронного документа, перманентный мониторинг и контроль за правильностью заполнения электронных данных в режиме реального времени);
- возможность ведения электронных реестров юридически важных документов и процессов (после автоматизации большинства рутинных операций значительно сократится «путь» документа — количество исполнителей документа или процесса станет минимальным и будет исключена необходимость участия руководителей верхнего уровня иерархии).
Кадровое реформирование, как результат внедрения системы инновационных методов и технологий управления в деятельность государственных органов, сформирует такие организационные ценности, как: инициативность, непрерывность совершенствования процессов государственного управления и главное — ориентированность государственных служащих, выполняющих задачи, не на начальника, а на конечного потребителя государственной услуги — гражданина (клиентоориентированность).
При этом в работе было сделано важное замечание — система инновационных методов и технологий, которую предлагается внедрить в субъектах ПФО, будет эффективно функционировать лишь в том случае, если будет грамотно встроена в работу всего регионального государственного аппарата, а именно — когда во всех органах власти и других организациях государственного сектора будет выполняться единый алгоритм операций. В качестве прототипа единого алгоритма было предложено использовать схему, созданную Центром стратегических разработок.
Система инновационных методов и технологий, базирующаяся на проектном, процессном и риск-ориентированном подходах, обеспечит высокий социально-экономический эффект от выполнения региональными властями основных функций. Это объясняется тем, что деятельность региональной власти выходит за рамки сугубо административной работы и располагается сразу в двух контурах — административном (управленческом) и стратегическом (политическом). Именно во втором контуре формируются ожидания общества и бизнеса, создаются предпосылки к определенным геополитическим изменениям, а соответственно органы власти субъектов ПФО смогут своевременно адаптировать деятельность к изменениям внешней среды и ставить правильные глобальные цели, таким образом обеспечивая неснижаемый уровень качества.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА БАЗЕ KPI
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



