Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРКМЕНИСТАНА

Работа №35882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1040
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концепция внешнеполитического курса Туркменистана
§1.1. Общие положения 17
§1.2. Основные направления внешнеполитического курса Туркменистана... 28
§1.3. Постоянный Нейтралитет Туркменистана 37
Глава 2. Внешняя политика и дипломатия Туркменистана
§2.1.Сотрудничество Туркменистана с Организацией Объединенных Наций 60
§2.2. Внешнеполитический курс и дипломатия Туркменистана с другими странами 69
Глава 3. Развитие дипломатических отношений с Российской Федерацией
§3.1. Российско-туркменские отношения в 2008-2012 гг 77
§3.2. Российско-туркменские отношения с 2012 до нынешнего времени 92
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 98



Объективной основой внешней политики Туркменистана является сам факт существования независимого Туркменского государства. 27 октября 1991 года в результате всенародного референдума Туркменистан был провозглашен независимым государством. Итоги референдума нашли отражение в Конституционном законе Туркменистана о независимости и основах государственного устройства Туркменистана. В Законе, в частности, записано: "Провозгласить в границах территории Туркменской СССР независимое демократическое государство - Туркменистан.
Независимость Туркменистана провозглашается во имя высших целей - обретения туркменским народом подлинной национальной государственности, обеспечения каждому человеку независимо от различий в национальном, расовом и социальном происхождении и вероисповедания прав и свобод, предусмотренных Конституцией Туркменистана, Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права, построения гуманного демократического общества, в котором верховенствует закон".
Внешняя политика независимого Туркменистана представляет собой сложный и малоизученный предмет. Основным принципом изучения внешней политики Туркменистана является системный подход, включающий системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты. Через них конкретизируются требования системной методологии применительно к рассмотрению общественно-политических явлений. Системно-генетический, культурно-исторический и историкогеографический аспекты включают в себя определенную последовательность познавательных этапов (процедур) рассмотрения внешней политики Т уркменистана.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать существующие внешнеполитические и дипломатические отношения Туркменистана на мировой арене.
Актуальность темы выпускной квадификационной работе определяется возрастающей ролью Туркменистана в международных отношениях на глобальном и особенно региональном уровне, а также в мировой экономике - как поставщика, прежде всего, газа для набирающего силу в экономическом отношении Китая, а в перспективе, Индии и стран Евросоюза. Все это и обусловливает высокий научный и практический интерес к Туркменистану, ставшему самостоятельным государством в результате распада Советского Союза в 1991 г. Кроме того, внимание к Туркменистану еще более возрастает в связи с его своеобразными отношениями с Россией, которая до сих пор играет ключевую роль на постсоветском пространстве, и теми интеграционными структурами на территории, где прежде располагался Советский Союз.
Для понимания проходящих в Туркменистане в настоящее время процессов очень важно понять, как шло становление суверенного туркменского государства со времени провозглашения независимости, и, в частности как формировались внутренняя и внешняя политика страны, получившей самостоятельность после многих лет пребывания в составе Российской империи, а затем - Советского Союза. Не менее важным является и вопрос, связанный с тем как складывались позиции Туркменистана в новом геополитическом регионе - Центральной Азии и в целом в мире.
Глобализация и регионализация мировой политики все активнее вовлекают Туркменистан в деятельность соответствующих институтов, возникших в конце XX - начале XXI в. Расширились контакты Туркменистана с другими государствами на двухсторонней основе. Однако следует учитывать, что их истоки уходят в значительной мере к рассматриваемому нами периоду.
Именно тогда Ашхабад вступал в различные региональные, трансрегиональные и универсальные международные организации (ООН, СНГ - на казанском саммите СНГ 26 августа 2005 года Ашхабад заявил, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена», ЭКО, ОБСЕ, и др.) Однако следуя своим взглядам на участие или неучастие в международных организациях в соответствии с провозглашенным нейтралитетом, Туркменистан не стал членом Шанхайской организации сотрудничества, а также никак не отреагировал на прозвучавшее в июне 2006 г. на саммите ШОС предложение главы России В. В. Путина о создании в рамках этой организации энергетического клуба, куда вошли бы производители энергоносителей (Россия, Иран и центральноазиатские республики) и их потребители (Индия, Китай и Пакистан) 2. Любопытен факт визита С. А.Ниязова в Пекин по приглашению в то время китайского руководителя Ху ЦзиньтаоЭ за два месяца до упомянутого саммита. Посещение китайской делегацией Ашхабада в дни работы саммита также продемонстрировало позицию Пекина4. Эти факты подтверждают обоснованность нашей гипотезы о том, что к 2007 г. во внешней политике Туркменистана четко оформилось китайское направление. Причины вполне понятны. У Туркменистана и России до сих пор имеются нерешенные проблемы во взаимоотношениях. Ашхабад, используя факторы своей энергополитики, стремится заручиться поддержкой второй экономики мира, входящей в ШОС. Здесь уместно отметить, что отношения Туркменистана с Россией в постниязовское время улучшились, стали прагматичнее, хотя сложности остаются. Ярким показателем изменения подхода Ашхабада к СНГ служат слова нового президента Туркменистана Г. Бердымухамедова, что укрепление и развитие партнерства со странами СНГ, с народами которых республику объединяют исторически сложившиеся отношения дружбы и добрососедства, является одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса страны. «Эффективное международное сотрудничество в сфере науки и образования, взаимополезный обмен опытом в этой области является одним из основных условий успешной реализации осуществляемых в нашей стране научных и образовательных реформ, - заявил Гурбангулы Бердымухамедов, — являясь ассоциированным членом Содружества Независимых Государств, наша страна на деле демонстрирует свою приверженность открытому и равноправному диалогу на пространстве СНГ и инициативный подход к вопросам наращивания эффективных экономических и гуманитарно-культурных связей в интересах общего благополучия и процветания. Этим целям полностью отвечает Концепция председательствования Туркменистана в Содружестве, ориентированная на закрепление накопленного позитивного опыта
В ряде случаев подобный подход достаточно заметно сказывался на эффективности внешнеполитической деятельности Туркменистана в 1991 - 2006 гг. Тем более надо иметь в виду четко оформившуюся мировую тенденцию к созданию международных организаций, взявших на себя функции коллективного регулятора острых проблем, нерешаемых в одиночку или даже на двусторонней основе. Еще в 1994 г. профессор В. С. Ягья говорил, что «будущее мироустройство будет определяться взаимодействием интегрирующихся крупных государственно-экономических образований, а в последующем на их базе и государственно-политических объединений».
Создание крупных государственно-экономических образований, а в последующем на их базе и государственно-политических структур - веление времени. Не случаен, кстати, появившийся дискурс о создании на основе нынешнего ЕС конфедерации, а также идея организации к 2015 г Евразийского экономического союза в составе России, Белоруссии и Казахстана, выдвинутая президентом В. В. Путиным с расчетом, что к нему присоединятся и другие страны СНГ.
Можно предположить, что в 90-е годы XX в., да и в первое пятилетие нынешнего столетия в Ашхабаде еще не могли понять, что, как написал видный польский журналист-международник и публицист Рышард Капущинский в изданной посмертно книге «Стремнина истории», «будущий мир будет миром огромных государственно-экономических образований».
Одной из важнейших причин стабильности развития Туркменистана является то, что на все внешнеполитические акции Ашхабада, двусторонние и многосторонние, непременно влияет его статус постоянного позитивного нейтралитета, полученного 12 декабря 1995 г. на основе резолюции А/50/80(А) Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций. После признания нейтралитета Туркменистана к стране было привлечено внимание всего мирового сообщества. Нейтральный статус определяет всю проводимую правительством страны внешнюю политику. Это одно из обстоятельств, способствовавших отходу Туркменистана от СНГ как полноправного члена.
Одна из отличительных черт внешней политики Туркменистана - «невмешательство во внутренние дела друг друга», в соответствии с которой Туркменбаши строил сотрудничество, не участвуя в региональных организациях. Внешняя политика Туркменистана периода правления Ниязова является одним из факторов формирования регионального политического климата и функционирования системы взаимоотношений в Центральной Азии. В своем нейтральном направлении внешнеполитической
деятельности туркменское правительство руководствовалось, в первую очередь, национальными интересами. Однако необходимость приспособления к внешним факторам в построении национальной экономики побудило президента занять практическую позицию в установлении связей с другими государствами.
Целью работы является выявление особенностей становления, развития и концептуальных положений внешней политики Туркменистана в 1991-2019 г.
Исходя из намеченной цели, были определены следующие исследовательские задачи:
1. изучить динамику внешней политики Туркменистана, определив основные направления в рамках политических и экономических отношений, складывавшихся в результате выхода суверенного государства на мировую арену;
2. выяснить основные факторы влияния на избрание ориентиров и содержание внешней политики Туркмении и в целом на формирование национальной доктрины Туркменистана в области международной политики;
3. выявить особенности внешнеполитической стратегии Туркменистана на постсоветском пространстве в глобальном и региональном аспектах;
4. рассмотреть политику постоянного позитивного нейтралитета Туркменистана, его конкретную роль в урегулировании региональных конфликтов;
6. определить конкретные шаги страны в реализации концептуальных идей внешней политики в сотрудничестве с Россией, с ведущими центральноазиатскими и ближневосточными странами, а также с США, ЕС и Китаем, в первую очередь, в энергетической области.
Объектом в этой выпускной квалификационной работе является история внешней политики Туркменистана в 1991-2016 гг.
Предмет настоящего исследования - процессы и механизмы формирования внешней политики Туркменистана в 1991-2016 гг., динамика развития основных направлений взаимодействия с государствами мира и региона, а также с международными организациями. При этом автор особое внимание уделяет концептуальным основам внешнеполитического курса Туркменистана, включая отношение Ашхабада к наднациональным структурам, а также приоритетности двусторонних отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают период президентства С. А. Ниязова и Г.М. Бердымухаммедова.
Это позволяет исследовать весь цикл создания внешнеполитического механизма страны, становления и развития основных направлений в ее международной деятельности, когда наметились главные черты туркменской дипломатии, а также расставить правильные акценты и сделать обоснованные выводы при оценке результативности внешнеполитической деятельности Туркменистана.
Методологическую основу исследования составляет принцип, включающий в себя научную объективность и системность. Использовались также общенаучные методы исследования - анализ и синтез. Аналитический подход дал возможность выявить концептуальные установки формирования внешней политики Туркменистана. Применяя метод синтеза, удалось выяснить основы определения внешнеполитических ориентиров. Также при помощи сравнительно-исторического, конкретно-исторического и иллюстративно-исторического методов в совокупности всех примененных приемов создано комплексное исследование общих и особенных черт внешней политики Туркменистана, ставшего одним из успешных государств на постсоветском пространстве. История внешней политики Туркменистана изучалась во взаимосвязи с политическими процессами, происходившими как в самой стране, так и вокруг нее. При написании работы автор стремился дать объективные оценки событий и проблем международной деятельности в контексте времени и избежать суждений, продиктованные конъюнктурными соображениями.
Научная новизна исследования определяется практическим отсутствием в российской науке серьезных исследовательских работ, в которых проводилось бы комплексное изучение внешнеполитической деятельности Туркменистана в период правления первого президента в 1991-2006 гг.
Степень разработанности темы. В “российской науке” не проводилось комплексного исследования внешней политики Туркменистана, когда закладывались базовые принципы международной деятельности Туркменистана - одного из 15 новых государств, образованных на постсоветском пространстве. При этом историография вопроса в количественном отношении располагает значительным числом работ западных ученых. В российской историографии есть диссертационные работы, сосредоточенные на внешнеэкономической деятельности, различных аспектах о внутриполитического и социального развития Туркменистана , и публикации, преимущественно лишь обзорно затрагивающие внешнюю политику, существуют монографические работы, косвенно посвященные к данному вопросу. Внешняя политика Туркменистана рассматривается в работах: Мамедова К.Д. , Искандарова А.И. , Шириева В.Ю. , Ораздурдыевой Д.Д. , Проклова И.Н. , Полаева Д.К.
В числе российских исследователей можно назвать А. М. Бутаева и Р. Мамедова, которые анализировали позицию Туркменистана в отношении правового статуса Каспийского моря и формирование туркменского варианта разрешения вопроса. Авторы отметили разногласия прибрежных стран и историю взглядов сторон на проблему статуса Каспия.
Существуют работы общего характера, анализирующие политику России в Центральной Азии , в содержании которых рассматриваются становление независимости и эволюция внешней политики центральноазиатских государств, в том числе Туркменистана. Авторы выявляют лояльность южных республик бывшего Советского Союза к интересам России, прослеживают попытки постсоветского юга строить новую систему экономических отношений с Россией после распада Союза, описывают развитие взаимоотношений Москвы с бывшими союзными государствами, а также взаимосвязи последних с западным миром. Большинство из них фрагментарно рассматривает некоторые аспекты политики Туркменского государства мировой политики с республиками Центральной Азии, в том числе Туркменистаном. Военное сотрудничество Туркменистана изучено в совместной работе Рустама Бурнашева и Ирины Черных. Отдельные вопросы, касающиеся позиции и различных аспектов сотрудничества Туркменистана в рамках Содружества Независимых Государств, затронуты в работе Ю. В. Никуличева. Особое место в ней занимают разделы, где освещаются становление и формирование структуры СНГ и показывается негативное отношение Туркменистана к созданию наднациональных структур. Вместе с тем, история формирования внешней политики Туркменистана и ее дальнейшее развитие в период президентства С. А. Ниязова не были темой ни одного специального монографического или диссертационного исследования. На русском и туркменском языках до сих пор нет ни одной обобщающей работы, комплексно и системно излагающей историю внешней политики страны.
Публикации западных ученых, посвященные внешнеполитическому курсу Туркменистана, оценивают его в соответствии с теориями международных отношений, наиболее распространенными в научной среде зарубежья.
Авторы не учитывают особенности туркменского общества, и чаще всего проводят мысль, что внешняя политика страны есть отражение внутренней политики. Одной из таких работ является монография Луки Анчески , где предпринята попытка оценить внешнюю политику без учета исторической специфики Туркменистана. Австралийский ученый считает, что внутренняя политика Туркменистана оказывает прямое влияние на внешнюю политику страны. Он глубоко изучает теоретическую основу внешнеполитического курса страны, анализируя декларативную внешнюю политику отдельно от оперативной и выявляет несоответствие между ними.
В исследованиях ряда западных авторов проанализированы двусторонние отношения Туркменистана с другими государствами в вопросах транспортировки энергоресурсов и Каспийского моря. В их числе информативны труды Стефена Бланка, Хуумэна Пеймани, Мухаммада Тахира, Марал Мади, Роберта Катлера, Джеймса Пурсела Смита, Ариела Коэна и др.
В книге Себастиена Пейроуза , посвященной развитию внутренней и внешней политики Туркменистана, детально рассмотрены предыстория туркменской государственности, становление независимости, экономическое развитие, внутренний строй постсоветского Туркменистана, а внешняя политика освещается схематично, неполно. Схожая картина наблюдается при знакомстве с монографией Стивена Саболя 20. Помимо упомянутых работ авторов, ряд англоязычных специалистов опубликовали несколько статей по внешнеполитической тематике. Так, Ричард Помфрет анализирует внешнюю политику С. А. Ниязова в рамках зависимости от экспорта энергоресурсов, влияющего на развитие многовекторной внешней политики государства. Грегори Глисон в своих работах, посвященных Туркменистану, рассматривает его роль в регионе Каспийского моря. Заслуживает внимания оценка экономических перспектив Туркменистана Александром Репкином , где исследуются вопросы становления экономики нового государства, и в том числе внешнеэкономической политики. В ней четко обосновывался энергоресурсная составляющая внешней политики Туркменистана.В работах общего характера, рассматривающих взаимодействие
Большую ценность предоставляют официально опубликованные материалы и документы, среди которых Конституция Туркменистана (все редакции), законы и нормативно-правовые акты национального законодательства Туркменистана и других стран, затронутых в исследовании, в области государственного устройства, внешней политики, дипломатии, экономики.
Автор использовал в работе такие документы, как резолюции Генеральной ассамблеи ООН, международные соглашения и другие документы международных универсальных и региональных организаций, в частности СНГ, ЭКО, ОБСЕ, ОИК, НАТО, Европарламента и других.
Важным источником стали официальные выступления руководителей государства, государственных и политических деятелей Российской Федерации и постсоветских республик, касающиеся деятельности Туркменистана на международной арене и двусторонних отношений. При разработке темы автор использовал интернет-ресурсы правительства, министерств, парламента и других государственных ведомств Туркменистана, России и других стран, а также статистических служб международных организаций.
В числе значимых источников необходимо выделить сборники речей, выступлений и интервью первого президента Туркменистана «Внешняя политика нейтрального Туркменистана»; аналитические материалы и описания хода встреч дипломатов и высшего руководства разных стран с официальными лицами и президентом Туркменистана, опубликованные в сборнике «Архив внешней политики» Министерства иностранных дел Туркменистана. Также использовались бюллетени международных договоров МИД РФ и статистические ежегодники СНГ.
Особо важным источником в изучении темы стала туркменская периодическая печать - номера государственной газеты «Туркменская искра» с 1990 по 1995 г., впоследствии переименованной в «Нейтральный Туркменистан», в которых освещались внешнеполитические факты Туркменистана.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений выпускной квалификационной работе при разработке современных подходов внешней политики Туркменистана, в том числе и по вопросам энергоресурсов Центральной Азии и региона Каспийского бассейна. Эти выводы также могут быть использованы при подготовке общих и специализированных курсов новейшей истории и внешней политики стран постсоветского юга, СНГ в высших учебных заведениях России, Туркменистана, других стран СНГ, европейских, азиатских и американских университетах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обзор классификации направлений внешней политики Туркменистана позволяет утверждать, что с учетом разветвленности их системы одновременно могут реализовываться многие из них. Поэтому политическим руководителям, практическим политикам и дипломатам важно уметь дополнительно различать направления внешнеполитической деятельности еще и по степени их актуальной значимости, а именно видеть, что они могут быть: - перспективными; - относительно важными; - важными и жизненно необходимыми. Например, для современного Туркменистана самым насущным, по-видимому, является направление его внешней политики, связанное с задачами модернизации экономики и общественной жизни, обеспечение стабильного и безопасного развития общества. Важными, приоритетными являются экологические проблемы страны и региона, необходимость урегулирования конфликтов вблизи границ Туркменистана. К перспективным направлениям его внешней политики, с учетом сегодняшних реалий, может быть отнесено обеспечение создания системы комплексного регионального сотрудничества, полномасштабного участия Туркменистана в миротворческих акциях, которые
В процессе продвижении идеи нейтралитета С. А. Ниязов заявлял о намерении создать в Ашхабаде миротворческий центр, нацеленный на поддержание стабильности, мира и безопасности в регионе. Однако в дальнейшем участились конфликты с соседствующими государствами. Также не имели успеха попытки расширения финансовых возможностей, а после официального признания нейтрального статуса имело место постоянное давление Запада с требованиями демократизации туркменского общества. В результате миротворческий центр прекратил работу. Намеченные цели были достигнуты только на первом этапе исследуемого периода. Активная динамика интегрирования в разные восточные и азиатские организации первых лет оказалась базой для продвижения собственных интересов признания выбранной политики мировым сообществом.
Для внешней политики Туркменистана после прихода к власти нового правительства осталась характерной большая доля прагматизма. Активизация политических связей с Китаем объясняется стремлением Туркменистана иметь возможность самому определять условия экспорта углеводородов. Успешное развитие китайского направления в последние годы позволяет предположить наличие хороших перспектив для развития экономического состояния страны. И хотя проблема «прав и свобод человека» была провозглашена одной из главных в новом международном курсе страны, у сторонников прагматичного подхода еще остается время для перемен. При этом сохраняется та же тенденция развития внешней политики Туркменистана, проводившейся на последнем этапе исследуемого периода. С новыми материальными возможностями преодолена социально-экономическая отсталость, улучшилось благосостояние населения. Несмотря на это, мы считаем преждевременным делать выводы об успехе
или неуспехе. Продвижение по пути модернизации общественного строя государства во многом будет зависеть от способности руководства Туркменистана использовать геополитические преимущества страны и анализировать период, затрагиваемый настоящим исследованием.
Эти цели определяли приоритеты Туркменистана во взаимоотношениях в центральноазиатском регионе. Несмотря на все попытки удаления и на политический диалог между странами, который имел переменный успех, Российская Федерация как геополитический лидер Евразии осталась крупнейшим торговым партнером Туркменистана.
Следующая особенность внешней политики Туркменистана - приверженность «невмешательству во внутреннюю политику других стран» с необходимостью обеспечивать подлинную самостоятельность политического курса, что вытекает из доктрины нейтралитета, формировавшей внешнюю политику страны после провозглашения независимости. Реализация внешней политики, основанной на постоянном позитивном нейтралитете, определяла специфику государства в сотрудничестве с международным сообществом.
Ещё одно отличие заключается в том, что Туркменистан занимает важное геостратегическое положение для интересов некоторых развитых держав и развивающихся стран региона. Его территория представляет собой важнейшую часть Центральной Азии, богатую природными ресурсами и омываемую Каспийским морем. Страна находится на пересечении важнейших торговых путей, что также определяет основы современной внешней политики.
Механизм реализации внешней политики говорит о том, что проведение внешней политики Туркменистана находилось в ведении преимущественно президента страны, с пассивностью внутренних регуляторов и отсутствием противовесов в реализации внешнеполитического курса. Изолированность государства и невовлеченность гражданского общества в политическую жизнь позволяет говорить о политической культуре страны. Развивающиеся отношения с такими сопредельными государствами, как Турция, потерпели фиаско в связи с изменениями в правительстве последней. Такой результат после установления дружественных двусторонних отношений стал неожиданным. Турецкая Республика одной из первых признала независимость Туркменистана и максимально поддержала Ашхабад в сложные времена. Причина постепенного ухудшения отношений между странами -политика правительства Демиреля, не уделявшего должного внимания республикам Центральной Азии. Место Анкары во внешней политике Туркменистана занял Тегеран.
Взаимоотношения с Западом с самых первых дней независимости были прикованы к обеспечению демократических ценностей, что обусловлено отсутствием стратегии Евросоюза в отношении Туркменистана. Для конструктивного устройства отношений необходимо анализировать естественные и общественные факторы, учитывать культурно-исторические традиции общества, особенности сознания народа страны, а также идеологию правящей политической элиты. Хотя отдельные страны ЕС и США установили и развивали торгово-экономические связи, демократические притязания не только препятствовали развитию тесных политических отношений между демократической Европой и Туркменистаном, но и послужили причиной изоляции страны от внешнего мира.
Интенсивная дипломатическая деятельность в целях достижения экспортной независимости, определившая приоритеты внешней политики второго этапа президентства, потеряла актуальность, когда барьеры на этом пути показались непреодолимыми. Важным стратегическим партнером была и остаётся Россия, и это направление становится одним из приоритетов внешнеполитического курса Туркменистана. Продолжается политика укреплений связей со странами, которые не навязывают западные ценности. ЕС, стремясь установить в туркменском государстве европейские стандарты, потерял много позиций. США также не особенно активизировали свое присутствие в Каракумах для создания определенного противовеса региональным силам. Поднебесная в свою очередь наращивала усилия по оказанию различной поддержки Туркменистану в интересах закрепления своей роли в центральноазиатском регионе и превращения Пекина в российского конкурента на туркменском рынке энергоресурсов.
В Заключении в основных направлениях деятельности внешней политики Туркменистана, мы можем сделать ряд выводов.
1. Система внешней политики государства Туркменистана, находится в тесном взаимодействии с окружающей социальной и природной средой. Стороны, механизма этого взаимодействия составляют объективную основу для определения состава направлений внешней политики Туркменистана.
2. Все многообразие связей и отношений, опосредующих положение страны на международной арене, может быть представлено двумя большими группами в зависимости от обращения к диспозиционному или функциональному аспектам взаимодействия этой страны с окружающим миром. Диспозиционный аспект определяется самим фактом существования государства, его географическим и геополитическим положением, Функциональный аспект взаимодействия системы внешней политики государства с окружающей социоприродной средой зависит от динамики функционирования государства на международной арене, от особенностей удовлетворения объективных потребностей и интересов государства.
3. Выделяемые в контексте указанных диспозиционного и функционального аспектов основные направления внешней политики Туркменистана могут образовывать ее содержательную и организационную структуру. Внешняя политика Туркменистана должна быть направлена на то, чтобы занять достойное положение в СНГ как евразийской суперсистеме международных отношений. В функциональном же плане перед Туркменистаном стоит задача социально-экономического возрождения и обеспечения тесного экономического взаимодействия с различными субъектами международной жизни во имя внутренней стабильности и безопасности.



1. Туркменский феномен: миф и реальность //Правда. - 1993. - 15 сент.
2. Конституционный закон Туркменистана о независимости и основах государственного устройства Туркменистана // Туркменская искра. - 1991. - 27 октября.
3. Очерки истории философской и общественно - политической мысли в Туркменистане. - Ашхабад: изд-во "Ылым, 1976. - С. 84
4. В городе Мары стартует проект «Культурные столицы Содружества - 2012» 23 апреля
5. Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального
государства. Декабрь. 1995. URL: http://niyazov.sitecity.ru/
ltext_0608085523.phtml?p_ident=ltext_0608085523.p_2108100642
6. Встреча с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым [Электронный ресурс] // Там же. - Режим доступа: http://www. kremlin. ru/news/14111.
7. Содружество Независимых Государств (справочный материал) Департамент информации и печати МИД РФ
8. Сборник документов: Архив внешней политики Туркменистана, выпускаемый МИД Туркменистана ежеквартально №4 от 1999 г.№ 3, №4 от 2000 г.; Вестник МИД Туркменистана №3 от 1997 г.; №2 от 1998 г.; №1 от 1999 г.
10. Встреча Президента Туркменистана Г.М. Бердымухамедова с первым заместителем Председателя РФ В.А. Зубковым. 08 августа.2008 г.
11. Г азета«Нейтральный Туркменистан» от 11.12.2013 г.
12. Журнал «Внешняя политика и дипломатия Туркменистана» № 4 за 2013 г.
13. Рабочий визит Г.М. Бердымухамедова в РФ и встреча с главой РФ В.В. Путином. https://ria.ru/20171002/1505867873.html
14. Встреча Президента Туркмении Г.М. Бердымухамедова с делегацией Совета Федерациим РФ во главе с Валентиной Матвиенко в декабре 2015 г. https://ria.ru/20171002/1505867873.html
15. Официальный визит Министра обороны РФ Сергея Шойгу в Туркменистан и были проведены двустронние переговоры с Президентом Туркменистана Г.М. Бердымухадемовым и Министром обороны Яйлымом Бердыевым. https://ria.ru/20171002/1505867873.html
Литература
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия /Избранные произведения. -М.: Прогресс, -С . 646.
2. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия в социальноэкономических структурах современного мира. М., 2001. - С. 324
3. Топливно-энергетический комплекс Туркменистана: современное
состояние и перспективы развития // Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - №6 (18)
4. Внешняя политика Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. — 2002. - №4(22); Энергетическая политика и энергетические проекты Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №4(28).
5. Региональное экономическое сотрудничество России и Средней Азии с
государствами Среднего Востока. - В сб.: «Центральноазиатский макрорегион и Россия». - М.: Российский центр стратегических исследований - 1993; Социально-экономическое положение
Туркменистана за 2000 г. // Ашгабат. - 2001;
6. Современное социально-политическое положение Туркменистана //
Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - №2(20); Экономика
Туркменистана на современном этапе // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - №3(21);
7. Основные направления политики России в Центральной и Южной Азии / Пакистан, страны Южной Азии и Среднего Востока: история и современность (сборник статей памяти Ю.В. Ганковского). - М.: Научная книга, - 2004. - 271с.
8. Демидов М.С. Постсоветский Туркменистан - М.: Наталис, 2002. - 224с.
9. Ягья B.C. Африка в парламентском измерении мировой политики // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке: Сб. статей / под ред. B.C. Ягья, М.Л. Лагутиной. - СПб.: СПбГУ, 2011. С. 81.
10. Капущинский, Р. Главы из книги «Стремнина истории» // Звезда, - 2009. № 10, С.70.
11. Мамедов К.Д. Формирование современной системы регулирования внешнеэкономической деятельности Туркменистана с учетом опыта России: дис. ...к.э.н.: 08.00.05 - М., 2001. - 144с.;
12. Искандаров А.И. Интеграционные процессы в государствах
Центральной Азии: на примере Республики Таджикистан и Туркменистана: дис. ...к.п.н.: 23.00.04 - М., 2002. - 172с.;
13. Шириев В.Ю. Политическая модернизация в Центральноазиатском регионе на примере Туркменистана: дис. ... к.п.н.:23.00.02 - М., 2002. - 183с.;
14.Ораздурдыева Д.Д. Проблемы и перспективы экономического взаимодействия России и Туркменистана дис. ...к.э.н.: 08.00.14-М., 2007. - 171с.;
15. Проклов И.Н. Экономическое развитие нейтрального Туркменистана: дис. ...к.э.н.: 08.00.14 - М., 2008. - 179с.;
16. Полаев Д.К. Внешнеэкономические аспекты использования нефтегазовых ресурсов Туркменистана: автореферат дис. ...к.э.н.: 08.00.14 - М., 2012.
17. Мамедов Р.С. Современный международно-правовой статус
Каспийского моря: политика, дипломатия и право // Право и Политика - 2001,- №3; Бутаев A.M. Проблема политико-правового статуса Каспийского моря // Нейтральный Туркменистан. 21 июня 2002
18. Мамедов Р.С. Правовой статус и проблемы единства и разнообразия экосистем Каспия // Доклад на Международной конференции «Каспий: правовые проблемы» 26-27 февраль 2002.
19. Постсоветская Центральная Азия: Потери и обретения / отв. ред. A.M. Васильев. M.: Восточная литература, 1998 - 352с.
20. Титаренко М.Л. Россия лицом к Азии. - M.: Республика, 1998. - 317с.
21. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. M.: Аспект-Пресс, 1999. - 286с.
22. Лунев, С. И. Независимые республики Центральной Азии и Россия: учеб. пособие - М.: ИВ РАН, 2001;
23. Гусейнов В.А. Каспийская нефть: Экономика и геополитика. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 384с.
24. Боришполец К. П. Экономическое взаимодействие России со странами Центральной Азии // Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий- Кавказ./ Под ред. M. M. Наринского, А. В. Мальгина- М.: Логос, 2003. - 371с.
25. Россия и страны Центральной Азии: взаимодействие на рубеже тысячелетий / отв. ред. Л.3. Зевин, Ин-т экономики РАН. - М.: Наука,2006. - 224с.
26. Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии - М.: Наука, 2007. - 152с.;
27. Казанцев A.A. «Большая игра» с неизвестными правилами. Мировая политика 2006. - 274с.
28. Парамонов В.В. Будущее поставок газа из Центральной Азии в Россию: экспертная оценка // Центральная Евразия №08/05 февраль 2008
29. Парамонов В., Строков А. Россия - Центральная Азия: состояние и перспективы экономических отношений // ЦЕ №06/31(R) июль 2006; Экономическое присутствие России и Китая в Центральной Азии // ЦЕ №07/12(R) май 2007
30. Парамонов В., Строков А. Структурная взаимозависимость России и Центральной Азии в нефтегазовой сфере // ЦЕ №07/16(R) июнь 2007
31. Парамонов В., Строков А. Россия - Центральная Азия: состояние и возможные перспективы торговли углеводородами // ЦЕ №08/03(R) февраль 2008
32. Парамонов В., Строков А.. Российские нефтегазовые проекты и инвестиции в Центральной Азии // ЦЕ №08/19(R) май 2008
33. Парамонов В., Строков А. Этапы внешней политики России в Центральной Азии // Центральная Евразия №08/21(R) июнь 2008
34. Парамонов В., Столповский О. Интересы безопасности Китая в Центральной Азии // ЦЕ №08/20 май 2008
35. Парамонов В., Столповский О Россия - Центральная Азия: двустороннее сотрудничество в военной сфере ЦЕ №08/15 май 2008
36. Бурнашев Р., Черных И. Вооруженные силы Туркменистана: проблемы и направления развития // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №4(22).
37. Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк
современной истории. -М.: Ин-т Социальных Наук, 2002. - 110с.
38. Anceschi L. Turkmenistan's Foreign Policy: Positive Neutrality and the consolidation of the Turkmen regime. -London-New York: Routledge, 2009.-212p.
39. Blank S. The Russia - Turkmenistan gas deal gone awry // Central Asia Caucasus Analyst, 2 July 2003 issue;
40. Tahir M. Turkmenistan and Ukraine: what they want from each other? // Central Asia Caucasus Analyst - 2005 №22, vol.6
41. Madi M. Turkmenistan and Uzbekistan - friends indeed or friends in need? // Central Asia Caucasus Analyst - 2004 №23, vol.5;
42. Cutler R.M. Turkey and the Geopolitics of Turkmenistan's Natural gas; Smith J.P. Turkmenbashi's Gas for Power? // Central Asia Caucasus Analyst - 4 June 2006 issue
43. Cohen A. The Putin - Turkmenbashi deal of the century: towards a Eurasian gas OPEC // Central Asia Caucasus Analyst - 7 May 2003 issue.
44. Peyrouse S. - Turkmenistan: Strategies of Power, Dilemmas of
Development. London: M.E.Sharpe, 2010. 261p.
45.Sabol S. - Turkmenistan: The uncertain state. London: Taylor&Francis Ltd. 2009. 192 p.; Ero ace. Turkmenistan: Permanent Transition or Elusive Stability? // Central Asia Caucasus Analyst - 2010 №3, vol.8.
46. Pomfret R. - Turkmenistan's Foreign Policy // Central Asia Caucasus Analyst - 2008 №4, vol.6.
47. Gleason G. Markets and Politics in Central Asia: Structural Reform and Political Change, New York: Routledge,
48. Repkine A. - Turkmenistan: economic autocracy and recent growth performance / The Economic prospects of the CIS: sources of Long term growth. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Ltd. 2004. p. 154-176.
49. Anderson J. - Authoritarian political development in Central Asia: The case of Turkmenistan // Central Asia Survey, 1995, 14(4), p.509-527.
50. Akiner S. The Caspian. Politics, energy and security. London-New York: RoutledgeCurzon, 2004, pp. 162-179
51. Bhadrakumar М.К. A Russia House on the Indian Ocean URL:// www.atimes.com/atimes/Central_Asia/NF3 0Ag02. html
52. Bhadrakumar М.К. A Russia House on the Indian Ocean URL:// www.atimes.com/atimes/Central_Asia/NF3 0Ag02. html.
53. Natural gas and authoritarianism in Turkmenistan / Caspian Energy Politics: Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan. London London-New York: Routledge. 2011. p. 78-90.
54. The energy wars: Turkmenistan strikes back // Central Asia Caucasus Analyst - 2006 №4, vol.8;
55. Another gas export dream: How far is the Turkmen China gas project from realization? // Central Asia Caucasus Analyst - 2006 №9, vol.8;
56. Iran and Turkmenistan: What brought Ahmedinejad to Ashgabat? // Central Asia Caucasus Analyst - 2006 №17, vol.8;
57. Turkish gas import cutbacks threaten Turkmen gas export // Central Asia Caucasus Analyst - 2004 №5, vol.5;
58. Turkmenistan accuses Europe of subversive activities // Central Asia Caucasus Analyst - 2006 №13, vol.8
59. Peimani H. Turkmenistan reconsiders relations with Uzbekistan // Central Asia Caucasus Analyst, 4 June 2003 issue;
60. Light at the end of the Baku-Ashgabat tunnel? // Central Asia Caucasus Analyst - 2003. 16 July issue;
61. Turkmen - Chinese energy relations likely to cause growing tension in regional politics // Central Asia Caucasus Analyst - 2006 №18, vol.8;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ